Колхида — грузинский брат ЗИСа
Кутаисский автомобильный завод начали строить в конце 1940-х гг. Прототипом будущего автомобиля служил бортовой грузовик Московского завода имени Сталина. 18 августа 1951 года с его конвейера сошел первый в Грузии автомобиль — КАЗ-150. С этой даты принято отсчитывать биографию Кутаисского автомобильного завода имени Орджоникидзе.
По сути, в начале своего пути КАЗ был не автомобильным, а автосборочным предприятием. Из комплектующих, поступавших с ЗИСа здесь собирали только бортовые грузовики, а позже специализацию первого грузинского автозавода изменили, перепрофилировав КАЗ на выпуск самосвалов и седельных тягачей, которые Москва выпускала в куда меньших количествах, нежели бортовики. 3,5-тонные самосвалы КАЗ-585Б и седельные тягачи КАЗ-120Т начали выпускать уже в 1952 году. Оба автомобиля не были полными копиями своих столичных прототипов.
Самосвал отличался упрощенной прямобортной платформой, а седельник — дополнительным бензобаком, усиленной вентиляцией двигателя и некоторыми другими «примочками» для эксплуатации в условиях высокогорья. Позже специально для седельника КАЗ-120Т в Кутаиси освоили производство специализированных полуприцепов-хлопковозов КАЗ-716. Самосвальный автопоезд для транспортировки хлопка-сырца, состоящий из седельного тягача КАЗ-120Т и полуприцепа КАЗ-716, изготавливался с 1955 по 1962 годы.
>
Естественно, в условиях планово-распределительной системы завод не испытывал никаких проблем со сбытом. Финансирование осуществлялось четко и без задержек, так что вполне логичным шагом стала организация собственного КБ, которое начало действовать в середине 1950-х гг. В 1956 году завод начал выпускать трехсторонний самосвал уже собственной конструкции — КАЗ-600.
Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601. По сути, КАЗ-601 являлся тем же самосвалом, только не с корытообразным кузовом, а с опрокидывающейся надстройкой в виде сварной цистерны. Затем в эти автомобили вносились различные мелкие усовершенствования, что находило отражение в изменении индексов, но подробно на этом внимание заострять не стоит. Отметим, что выпуск последнего самосвала в этом семействе продолжался до 1965 года. Тогда и закончилась капотная эпоха КАЗа. Начался качественно новый этап в развитии завода.
Бескапотная эра
В конце 50-х годов прошлого века конструкторы Кутаисского автозавода проявили творческую инициативу и разработали в экспериментальном порядке новый пятитонный грузовик. Для нового грузовика была выбрана компоновочная схема с кабиной над двигателем. Такая схема в те годы завоевывала все большее признание благодаря максимальному использованию полезной площади автомобиля, уменьшению его длины и колесной базы, улучшения обзорности с места водителя и маневренности автомобилей. Именно эти качества как нельзя лучше подходили для автомобилей, эксплуатирующихся в непростых горных условиях.
В какой то степени прототипом будущей «Колхиды» послужила модель НАМИ-012.
Только благодаря энтузиазму работников завода, экспериментальный образец грузовика был построен в очень короткий срок, и в начале 1958 года автомобиль был готов к предварительным заводским испытаниям.
Автомобиль прошел несколько десятков тысяч километров по дорогам Кавказа и подтвердил правильность выбранного пути. Собственно в автомобиле новой была только компоновка, а двигатель и трансмиссия были использованы от серийного грузовика ЗИЛ-164.
Так как отечественного опыта создания машин новой компоновки практически не было, внешний вид Кутаисского экспериментального грузовика получился довольно своеобразным. Первые два опытных образца, изготовленные в конце 1958 года, получили индексы: КАЗ-605 для грузовика и КАЗ 606 для седельного тягача.
Кстати, именно эти машины впервые получили имя собственное — «Колхида».
Первоначально базовым автомобилем считался бортовой КАЗ-605 грузоподъемностью 5 тонн. Грузовая платформа КАЗ-605 имела деревянный пол и металлические борта.
Седельный тягач КАЗ-606 отличался от базового автомобиля наличием седельно-сцепного устройства и укороченной до 2700 мм базой. В феврале-марте 1959 года опытные автомобили демонстрировались в Москве на ВДНХ СССР в павильоне «Машиностроение».
Но еще до начала серийного производства в модельном ряду Колхиды произошли большие изменения. По приказу из Министерства автомобильной промышленности приоритет в освоении производства был отдан седельному тягачу, а не базовой модели. И это не случайно, поскольку наибольший экономический эффект ожидался как раз от применения автопоездов С этого момента основной моделью стал считаться седельный тягач КАЗ 606, а производство бортового КАЗ 605 решили отложить до лучших времен, которые, кстати, так и не настали. В процессе подготовки к серийному производству КАЗ 606, кабина грузовиков несколько подверглась косметическим изменениям. Только после нескольких «пластических операций» седельный тягач КАЗ 606 Колхида пошел в серию со второй половины 1961 года.
Первые партии автомобилей КАЗ 606 Колхида стали поступать в автотранспортные предприятия, где их сразу ставили на обслуживание междугородних перевозок.
По тем временам Колхида была довольно совершенная машина: удобная кабина со спальным местом, запуск двигателя кнопочным выключателем, рычаг передач, расположен на рулевой колонке вентилятор обдува для водителя, стандартные противотуманные фары. Все вместе взятое создавало недостижимый для других отечественных автомобилей уровень комфорта в дальнем рейсе.
Однако крайне низкое качество сборки автомобилей доставляло немало проблем эксплуатационникам. Низкой была «максималка» (всего 65 км/ч) при этом топлива на эти 100 км Колхиды «кушали» около до 50 л! Никудышными были проходимость и управляемость. Очень скоро Колхида получила за свой своенравный характер меткие шоферские клички «Катька», «Жаба», «Цирковая лошадь». Однако за просторную кабину машину любили.
С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А.
На автомобиль установили модернизированный двигатель КАЗ-606А (ЗиЛ-157КЯ). В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608. Внешне новый тягач не сильно отличался от КАЗ 606А, но на нем, наконец, были применены более совершенные агрегаты, в частности двигатель модели КАЗ-608 (ЗиЛ-130Я5) мощностью 150 л.с. Кабина на новом тягаче теперь могла опрокидываться вперед, под углом 45 градусов.
На предыдущей модели, кабина не откидывалась, и доступ к двигателю осуществлялся через съемный капот в самой кабине. Опрокидывание кабины вперед позволило создать более удобный доступ к двигателю, а цельноштампованный, герметичный пол надежно преграждал проникновению газов в кабину. Внутри кабина стала просторнее благодаря смещению двигателя назад и вниз. Несмотря на существенные изменения в конструкции автомобиля, форма кабины осталась прежней, незначительно изменилась только облицовка радиатора.
Завод им Лихачева нашел возможность обеспечивать Кутаисский автозавод двигателями ЗИЛ-130 только в 1967 году, и кутаисские автомобилестроители сразу же освоили серийный выпуск автомобиля КАЗ-608. Характерной особенностью автомобиля КАЗ-608 и его последующих модификаций вплоть до КАЗ-608В2 являлось наличие двух независимых друг от друга глушителей и двух выхлопных труб, т.е. каждый ряд V-образного двигателя ЗиЛ-130 имел свою выпускную систему. Как ни странно, еще одним слабым местом Колхиды оказалась откидывающаяся вперед кабина. Наблюдались даже случаи, когда во время движения кабина самопроизвольно откидывалась на пружинах, что естественно приводило к аварийным ситуациям.
На базе Колхиды 608 была и такая машина.
Автомобили семейства КАЗ 606-608 можно было увидеть не только в качестве седельного тягача, например, шасси автомобиля КАЗ 608 применяли при создании специализированного подвижного состава для аэропортов.
Так, в конце 60-х годов были разработаны и построены небольшой партией аэродромные топливозаправщики ТЗ-2. А в 1971 году на удлиненном шасси КАЗ-608 Колхида (база 3500 мм) стали устанавливать аэродромные автолифты АЛ-3, предназначенные для перевозки и погрузки на воздушные суда бытового оборудования и контейнеров с продуктами питания.
Также на шасси автомобилей КАЗ-606 и КАЗ 608 некоторыми авторемонтными заводами и просто автохозяйствами очень часто устанавливались самосвальные кузова или просто бортовые платформы.
Автомобили КАЗ — Колхида были далеко не идеальными автомобилями, но достоинств у них было значительно больше, чем недостатков, поэтому нужно отметить, что разработка автомобиля с кабиной над двигателем — большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода. К тому же автомобиль КАЗ-606 стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем, да еще со стандартным спальным местом. Аналогичные по компоновке и отчасти по назначению серийные тягачи МАЗ 504 появились значительно позже…
Его мы помним с детства
В 1976 г. изменили форму кабины автомобиля. Она приобрела не то что менее округленные, а откровенно квадратные формы. С передней части кабины исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, появились три незатейливые буквы «КАЗ», растянутые во всю ширину «передка». Но автомобили по-прежнему называли «Колхидами». В начале новый тягач имел индекс КАЗ-608 образца 1976 года.
Затем, после изменения конфигурации окон дверей и подкрылков передних колес (они стали трапециевидными), тягачу присвоили индекс КАЗ-608В. На него стали устанавливать двигатель ЗиЛ-130Я5. Масса перевозимого груза возросла до 15500 кг. Емкость каждого топливного бака была увеличена до 125 л. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 км.
Такие машины, пускай и редко, но все же еще встречаются на дорогах. В основном это «родные» седельные тягачи, но попадаются и седельники, переделанные в бортовые грузовики или самосвалы.
Лебединая песня
Самым интересным автомобилем, выпускавшимся в Кутаиси, была последняя массовая модель КАЗ-4540, относящаяся к категории так называемых транспортно-технологических машин.
При проектировании в НАМИ этот автомобиль носил условное имя НАМИ-0215. Тогда машина комплектовалась кабиной от серийного седельного тягача. Собственную кабину автомобиль приобрел в 1982 г. Несмотря на измененный внешний вид машины, ее обозначение осталось прежним — КАЗ-4540. В народе ее часто называли «Шайтан-арба».
С 1981 г. на Кутаисском автозаводе началось строительство новых цехов, в том числе и агрегатного производства. Параллельно с коренной модернизацией предприятие продолжало выпускать КАЗ-608В. Участие в создании нового КАЗ-4540 принимали многие крупнейшие предприятия страны. Двигатель для автомобиля сконструировали специалисты Ярославского моторного завода. V-образный шестицилиндровый двигатель развивал мощность 160 л.с. Платформа тягача и двухосный прицеп были разработаны конструкторами Балашовского ГКБ по тракторным и автомобильным прицепам. Большая емкость кузовов (13,76 куб. м) с надставными бортами позволила достигнуть высокой эффективности автомобиля.
Перед тем как внедрить автомобиль в серийное производство, в большом объеме провели дорожные и стендовые испытания опытных образцов. При доводке конструкции в общей сложности изготовили 20 машин. Первые испытания были успешно завершены к концу 1981 г. Несмотря на это, было внесено множество изменений в отдельные элементы конструкции, за которыми последовали очередные испытания.
Только в январе 1984 г., после прохождения межведомственных испытаний, автомобиль был рекомендован к производству. Через месяц, 8 февраля, была готова первая промышленная партия, а к концу года — 500 автомобилей. В 1985 г. с конвейера стали выезжать только ярко-оранжевые КАЗ-4540 с далеко выдвинутой вперед широкой кабиной с огромными ветровыми стеклами.
Кабина комплектовалась отопителем, было предусмотрено место для установки автомагнитолы.
Коробка передач была отделена от двигателя — ее демонтаж и ремонт стали значительно легче. Еще одно из новшеств, которое впервые было применено в СССР, — дисковый шарнир равных угловых скоростей (более надежный, чем сферический). При максимальной скорости 80 км/ч грузоподъемность машины составляла 6000 кг.
В 1990 г. автомобиль модернизировали, и в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который в отличие от предшественника имел гидравлическую систему запирания бортов. Такая же система была использована и в прицепе ГКБ-8535-01. Распад Советского Союза неблагоприятно отразился на выпуске этих машин.
Производство крайне необходимого в сельской местности автомобиля оказалось за территорией России, а его выпуск сильно сократился. При Советском Союзе выпускали до 5000 таких машин в год, а в 1996 г. Россия приобрела только 40 самосвалов. КАЗ-4540 в наших краях даже во времена своего массового выпуска был большой редкостью, а сегодня это раритет в квадрате. В оригинальном виде до наших времен не дошел ни один… В лучшем случае это машины, поддерживаемые в рабочем состоянии благодаря приспособленным к ним неоригинальным запчастям от других грузовиков. Этому есть простое объяснение. Дело в том, что КАЗ-4540 изначально имел большое количество оригинальных узлов и деталей. Запчасти в советские времена, естественно, были жутким дефицитом, а сегодня их тем более не достанешь в силу отдаленности Грузии и прочих всем понятных причин.
На сегодняшний день точной информации о том, что стало с Кутаисским автозаводом, нет (кто подскажет ? ). Во второй половине 1990-х гг. здесь пытались наладить производство неполноприводных автомобилей с кабиной от КАЗ-4550 — безуспешно, пытались делать некое подобие мультикара — тот же результат.
Говорят, что завод формально существует и сегодня и даже, вроде как, производит по несколько десятков КАЗ-4540 в год, однако четкого подтверждения этой информации нет.
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=34806
Гордость грузии — слёзы России: Всё о советской «Колхиде»
13 июля 2019
Car.ru
Если вы введёте в поиске слово «Колхида», то у вас высветится два определения: побережье Чёрного моря (Закавказье) и грузовик, который в СССР знали практически все.
Фото: Car.ruCar.ru
Именно о нём мы поговорим в этой статье. Официльно модель называлась КАЗ 606, от неё можно считать начало рождения бескапотных грузовиков.
Видео дня
Первый бескапотный грузовик. Принято считать, что им стал МАЗ-500, но это не так. Первый бескапотный грузовик сошёл с конвейера в Кутаиси (Грузия), им стал КАЗ-606, та самая «Колхида». Многие, кто имел честь водить этот автомобиль, называли его «подгорный тягач».
На чистоту. Нужно признаться, что идеальным автомобиль назвать нельзя. Были разработки и лучше, но КАЗ — это собственная разработка местных инженеров, которые ранее выпускали только самосвалы ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164.
История автомобиля. Транспортное средство было создано на платформе ЗИЛ-164. Практически все детали были перенесены в «Колхиду», начиная от узлов, заканчивая агрегатами. Но вот отличались транспортные средства внешне, а именно компоновкой грузовика. Кабину установили над двигателем. Но поговаривают, что всё-таки инженеры не сами придумали дизайн и строение авто, а подсмотрели у Skoda 706RT.
Минусы «Колхиды». Их было не так уж и много, но основным является то, что к двигателю невозможно подойти снаружи. То есть в случае поломки, водителю придётся работать с ним внутри автомобиля. Кожухи в авто не плотные, из-за этого выхлопные газы оказывались внутри транспортного средства. Немного позже над кабиной поработали и она стала откидной.
КАЗы были седельными, но изначально планировалось, что они будут выпускаться в двух вариациях: сильный тягач и бортовой грузовик. Но идея не нашла поддержки.
Техническое оснащение. В подкапотном пространстве расположился 6-цилиндровый бензиновый двигатель на 5,5 литров. Мощность агрегата 110 «лошадей». Несмотря на хорошую мощность, подводила аэродинамика, которая была слабовата для тягача. Автомобиль много потреблял топлива, за 100 километров пути автомобиль съедал 50 литров. Объём бака при этом был 210 литров, понятно, что водителю приходилось останавливаться много раз.
Прозвища. Названий у автомобиля было очень много: «Жаба», «Цирковая лошадь», «Грузинский трактор», «Гордость грузии — слёзы России». Но всё-таки все называли этот грузовик лаского «Колхида». Была и такая поговорка: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на «КАЗе» не работал, тот не знает горя».
В заключенииТеперь и вы знаете об автомобиле, которые наверняка запомнился многим. Кто-то любил его таким, какой он есть, а кто-то смеялся. Ниже в видео вы можете увидеть отрывок из фильма 1975 года «Единственная». Там транспортное средство видно в всей красе. Один из героев фильма пытается «втюхать» другому ту самую «Колхиду», в то время как проезжающий мимо всячески пытается покупателя отговорить, говоря о том, что он с автмобилем намучается, ведь он ест много топлива.
ДТП,Тест-драйвы,Автоэксперт,Skoda,
bne IntelliNews — КОЛХИДА: заражение «неполярностью»
В декабре посол России в Турции Андрей Карлов был убит в результате явного террористического акта, совершенного турецким полицейским, заявившим о мести за участие России в Сирии. Хотя убийство Карлова, несомненно, трагично, оно также является мощным напоминанием о сложной динамике, лежащей в основе событий в пересекающихся пограничных регионах Ближнего Востока, Европы и Евразии. Хотя нападение в Анкаре ставит первые вопросы об отношениях между Турцией и Россией, оно несет в себе контекстуальный вес гораздо большего открытия: судьба Сирии; геополитические расклады на Ближнем Востоке в целом; российская оккупация Украины, Молдавии и Грузии; и уменьшающиеся притязания Америки на глобальную незаменимость. В более общем плане нападение на Анкару предвещает и отчасти является результатом все более неполярного мира.
Радиальный хаос, окутывающий и исходящий из Сирии, — вот как выглядит конец западной гегемонии. Сирийский конфликт — лишь самый разрушительный из змеящегося архипелага гуманитарных кризисов и кризисов в сфере безопасности в Восточной Европе и Западной Евразии — является результатом потери западной власти и вытекающей из этого конкуренции местных держав за свои куски пирога. В обширных и расширяющихся пограничных областях, где пережитки западного письма имеют все меньшее влияние, никакие новые структуры не появляются, чтобы занять их место, и царит хаос — не постмодернистские институты, концерты великих держав или романтизированные 19кабинетный реализм века. Наоборот, «неполярность» управляет делами миллионов и повсюду угрожает заразиться.
Куда на Запад
Понятие полярности описывает систему, в которой одна или несколько собравшихся великих держав устанавливают правила, нормы или, по крайней мере, предпочтения, определяющие повестку дня для ведения международных отношений. Если «однополярный» мир, считавшийся само собой разумеющимся после окончания «холодной войны», описывает международное превосходство США, то «неполярность» может определяться явным отсутствием подавляющей силы. До биполярной эры американо-советского соперничества морская торговая империя Великобритании имела широкое первенство, но ее власть часто разделялась и по-разному оспаривалась группой других великих держав («многополярных») — Франции, России, Австро-Венгрии. , различные итерации Германии, Япония и развивающиеся Соединенные Штаты.
После двух катастрофических мировых войн, обнаживших внутреннюю изменчивость многополярного баланса сил, Советский Союз и США установили биполярную иерархическую международную систему. Еще существовали независимые великие державы; некоторые в качестве союзников и клиентов либо Советского Союза, либо США (иногда сначала одного, а затем другого), а некоторые проводили «внеблоковую» политику. Но все они существовали в соответствии с международной системой, созданной одной из двух сверхдержав.
После распада Советского Союза иерархии не столько исчезли, сколько сместились в пользу так называемого «Вашингтонского консенсуса», в котором упор делался на глобализацию, свободные рынки и (хотя и менее явно) либеральную демократию. Опираясь на международную многостороннюю инфраструктуру, стимулирующую, регулирующую и контролирующую программу либерализации, США руководили огромным международным влиянием и эпохой беспрецедентного (хотя и непоследовательного) мира и процветания. Между тем, нехватка заслуживающих доверия идеологий, конкурирующих с американской моделью, а также огромные масштабы экономической, военной и культурной гегемонии США привели к размышлениям об американской «сверхмощности» и «конце истории».
По любым меркам США есть и останутся мировым колоссом на долгие годы. Тем не менее, ряд спотыканий — экономических и геополитических, экзогенных и собственных — резко сузили границы американской сверхдержавы. Быстрый прогресс в технологиях, экономический динамизм за границей и снижение уверенности западной цивилизации (вызванное рецессией, длительными зарубежными авантюрами и внутренним политическим тупиком) способствовали ускорению относительного упадка США. Между тем, все более зацикленная на себе и циничная американская политика, которая привела к власти Дональда Трампа, по иронии судьбы, отчасти из-за тех же проблем, похоже, будет усиливать те же тенденции.
Но хотя упадок Запада породил кустарную индустрию анализа, комментариев и даже научной фантастики о наиболее вероятных преемниках американской гегемонии, «постамериканский мир» будет иметь мало структурных параллелей с эпохой Pax Americana . Во многих отношениях гегемония США была уникальным феноменом в построенных ею глобалистских структурах, порожденном ею инклюзивном разделении власти и множестве правил и норм, направленных на либерализацию межгосударственного поведения. Даже на пике британской империи, охватывающей весь океан, Лондон никогда не обладал ни полным господством, ни дерзким идеализмом, характерным для гегемонии США. Между тем, мало оснований полагать, что единственный заслуживающий доверия преемник сверхдержавы США, Китай, имеет какую-либо способность или намерение единолично поддерживать созданную Западом либеральную систему, от которой он давно извлекает выгоду, или заменить ее чем-то сопоставимым. Вместо этого правила не столько переписываются, сколько полностью отбрасываются. Китай и другие крупные ревизионистские державы, такие как Россия, Турция и Иран, вместо этого призывают к порядку, основанному на многополярности, при котором великие державы устанавливают правила в своих соседях, а большинство малых государств обречены на роль данников, и сила делает правоту.
Но многополярность по своей сути неустойчива, и периоды между падением одного порядка и установлением нового обычно хаотичны. Общеизвестный трюизм в международных отношениях состоит в том, что власть не терпит вакуума, но период между вакуумом и стабильностью может растянуться на годы и даже десятилетия. Хотя когда-нибудь может возникнуть стабильный многополярный мир, промежутки между старым миром и новым, вероятно, будут определяться длительным периодом борьбы, конкуренции и конфликтов между государствами и группами за границы власти и влияния.
Вот почему гражданская война в Сирии, которая длится уже пять лет, еще далека от завершения; почему окончание этой гражданской войны не положит конец геополитической тектонике, сотрясаемой по западному периметру Евразии; и почему такие державы, как Турция, Иран, Россия и множество других государств и негосударственных групп, будут играть свою роль в растущей волне конкуренции и конфликтов.
Турецкий узел
За очевидным исключением Сирии и Ирака, пожалуй, ни одна страна так не втянута в трясину продолжающегося конфликта, как Турция. С турецкими войсками, рассредоточенными по анклавам северной Сирии и Ирака, принимающими миллионы сирийских беженцев, и сама являющейся своего рода второстепенным полем битвы между сирийскими повстанцами и террористическими группировками, Турция осталась во власти конфликта, который всегда оставался вне ее контроля. .
Так было не всегда. До того, как массовые антиправительственные протесты в 2011 году сменились гражданской войной, Сирия была жемчужиной турецкой внешнеполитической программы «ноль проблем». При некогда динамичной Партии справедливости и развития (ПСР), которая сломала десятилетия националистического правления после завоевания власти в 2002 году, Турция проводила амбициозную внешнюю политику, чтобы искоренить укоренившуюся вражду, которую кемалисты старой гвардии институционализировали за время своего длительного пребывания у власти.
Тем не менее, по крайней мере некоторые кемалистские предубеждения были основаны на твердом взгляде на регион. Несмотря на непродолжительное заигрывание, Иран продолжал подрывать интересы Турции на Ближнем Востоке; Россия, хотя и являлась активным экономическим партнером, была мало заинтересована в том, чтобы Турция стала самостоятельной независимой державой; и маленький Израиль, хотя и непопулярный внутри страны союзник, был гораздо более плодотворным другом, чем противником. Между тем братство, которое президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган культивировал в Дамаске, похоже, мало что значит после того, как народные волнения в Сирии были встречены жестокостью режима, что спровоцировало конфликт, который продолжает бушевать. Вскоре Турция выступила против сирийского режима и присоединилась к призывам Запада сместить президента Башара Асада.
Несмотря на череду побед повстанцев и исламистов, Асад не собирался сдаваться. А ряд своевременных интервенций российских сил — сначала тайных, а затем более открытых к сентябрю 2015 года — а также стремительный подъем так называемого «Исламского государства Ирака и Аль-Шама» (ИГ) в 2014 году оторвали Дамаск от края капитуляция. Западные лидеры долго занимались риторикой, но в конечном итоге по-прежнему не желали выделять на театр военных действий такой уровень активов, который соответствовал бы их заявленным желаемым результатам: достаточное количество оружия или консультаций на самых ранних этапах войны; силовая поддержка с воздуха для нейтрализации превосходства режима в воздухе, сдерживавшего продвижение повстанцев; или куда более пугающая перспектива проведения согласованной кампании по вытеснению объединенных боевых групп российского и иранского режима, которые к 2015 г. создали ряд пузырей, препятствующих доступу в зоны на востоке Сирии9.0003
Во всем этом позиция Турции сократилась с звания фельдмаршала для теоретического единого ответа Запада осажденному, изолированному государству, брошенному на произвол судьбы, при этом сдерживая растущую напряженность в отношениях с Россией (увенчавшуюся падением российского самолета в конце 2015 г.). ) и всплески внутренних беспорядков (некоторые по собственной инициативе) — внутренние протесты, репрессии курдов, терроризм ИГ и ужасающая попытка государственного переворота в июле 2016 года.
Именно в таком контексте был убит посол России Карлов. В то время как ПСР смущает возобновившееся стремление ПСР к нормализации отношений с Россией, преступник, который, как сообщается, ссылается на роль России в стремительном наступлении сирийского режима, вероятно, выразил чувства незначительной части турецкого населения, встревоженной дистанцированием Анкары от антиправительственных сил. Сирийцев он когда-то призвал мир защищать. С этой точки зрения переход турецкого правительства от упрямства против режима к затишью на фоне разворачивающихся ужасов Алеппо попахивает своего рода двуличием. Турецкое правительство, безусловно, в какой-то степени неправильно справилось с делами. Но трудно не заключить, что их самый большой грех в отношении Сирии заключался в доверии западному консенсусу, который никогда не материализуется.
Возможно, это большое совпадение, что убийство Карлова произошло всего за несколько дней до запланированной трехсторонней встречи лидеров России, Турции и Ирана в Москве для обсуждения судьбы Сирии. Хотя оживление отношений Турции с Москвой, скорее всего, принесет ей какие-то уступки, спасающие лицо, у нее мало функциональных рычагов влияния на Россию и Иран в ее нынешнем изолированном и ослабленном положении. Примечательно, что ни Вашингтон, ни кто-либо из крупных европейских игроков не были приглашены к участию, что подчеркивает реальность того, что власть — это не тот фактор, который можно использовать с помощью ВВП, военной силы или культурной мощи. В конечном счете, сила — это не только экономический динамизм (российская экономика, например, примерно сопоставима с мексиканской) или даже сильная армия, но и воля и средства для действия.
В то время как США и Европа продолжают пользоваться большей частью мирового экономического и военного господства, недавние признаки свидетельствуют о том, что запасы силы воли западной общественности упали до потенциально исторического минимума, который, возможно, никогда не восстановится. Поскольку Запад часто не желает навязывать общие контуры норм, которые он разрабатывал и проповедовал десятилетиями, а иногда даже участвовал в таких нарушениях, борьба за господство в обширных анклавах Западной Евразии уже началась всерьез.
Неполярность вторгается
Конечно, хотя у западных столиц могли быть средства, чтобы остановить их, важно помнить, что лидеры США и Европы сами не несут ответственности за кровавую бойню в Сирии, массовые потоки беженцев в восточном Средиземноморье и продолжительные боевые действия на Украине. Решение президента Барака Обамы предоставить преступникам пожизненную отсрочку может быть досадным чрезмерным исправлением прошлых ошибок США в регионе, но в конечном итоге именно Россия, Иран и сирийский режим причастны к гротескным преступлениям, разворачивающимся в Алеппо. Точно так же союзные режиму силы и террористические группы вынуждают миллионы людей бежать из региона; и именно российские войска и их марионетки, управляемые Москвой, ведут войну на Украине. Какими бы значительными ни были недостатки западной политики, ее не следует смешивать с теми, кто активно способствует или подстрекает к разрушениям в этих регионах.
Тем не менее, неполярность посягает только при пособничестве Запада. Вероятно, утешительно (и не совсем неправильно) возлагать вину за возникающую неполярность на выборы реакционных элементов или на растущие барьеры на пути глобального потока идей, товаров и людей. Однако неполярность также является результатом множества ошибочных или, по крайней мере, плохо организованных зарубежных авантюр; или из-за десятилетий экономической политики, приносившей инклюзивный рост в жертву погоне за рентой; или результатом зияющего общественного разрыва между лелеемыми институтами западной жизни и расползающимися глобальными системами, которые их поддерживают.
Убийство посла Карлова в Анкаре если и не является само по себе знамением, то, по крайней мере, обнажает увядшие, ломающиеся якоря старого однополярного порядка, возглавляемого США, и ранний предварительный просмотр того, как может появиться неполярный мир. И если нынешние тенденции сохранятся, зараза неполярности может широко и быстро распространиться, открывая новую эру геополитического цинизма, взаимных подозрений и падения благосостояния для всех.
Майкл Сесире является научным сотрудником по международной безопасности в Новой Америке и внештатным научным сотрудником Института исследований внешней политики.
9 могущественных древних королевств, о которых вы, вероятно, никогда не слышали
История
Опубликовано 9 мая 2019 г., 17:47 BST
Фригия Фригийцы (произносится как FRIJ-анс) управляли обширной территорией современной Турции примерно с 1200 по 700 г. до н.э. Их самым известным правителем был легендарный царь Мидас, живший в столице королевства Гордионе.
Фотография Эврима Айдна, агентство Анадолу, Гетти
Гандхара Это древнее горное королевство на территории нынешнего северо-западного Пакистана и Афганистана сегодня наиболее известно своим буддийским искусством с греческим влиянием — результатом завоевания региона Александром Македонским в 327 г. до н. э. Безмятежная скульптура бодхисаттвы из Гандхары воплощает собой древнюю смесь Востока и Запада.
Фотография Де Агостини, Гетти
Хотан Еще одно буддийское королевство, Хотан, черпало свою силу благодаря своему стратегическому положению на Шелковом пути в современном западном Китае, процветавшем в течение тысячи лет, прежде чем оно было завоевано в 1006 году. Ступа Равак королевства — древняя буддийская святыня, возвышающаяся почти на 10 метров. (30 футов) над пустыней Такламакан.
Фотография Джона Уорбертона-Ли Фотография, Алами
Чиму Это могущественное королевство управляло тем, что сейчас является северным Перу, в течение почти 500 лет, прежде чем было завоевано инками около 1470 года нашей эры. Столица Чиму Чан-Чан была одним из крупнейших доколумбовых городов Америки.
Фотография Джона Уорбертона-Ли Фотография, Алами
Nri Средневековое королевство Нри (также известное как Игбо) правило на территории современной Нигерии с 10 века н.э. до своего поражения от британских колониальных держав в 1911 году. пример сложной металлической работы королевства.
Фотография Heritage Image Partnership Ltd, Алами
Канди Монархи Канди, которые когда-то правили большей частью острова Шри-Ланка, были обязаны охранять реликвию зуба Будды, которая до сих пор хранится в храме в их исторической столице. Канди был резиденцией королей Шри-Ланки с 15 века до их свержения британскими колониальными войсками в 19 веке.век.
Фотография Ариадны ван Зандберген, Алами
Саба Самым известным монархом сабейского царства была царица Савская, которая, согласно библейским источникам, соперничала с царем Соломоном в своем богатстве и могуществе.