Автобусы новинки россии: Автобусы | АВТОСТАТ

Содержание

Российский рынок автобусов: новинки 2015 года

Несмотря на падение общего объема продаж автобусов в России, говорить о глубоком кризисе рынка не приходится. Продолжается активный перевод транспорта на газовое топливо, благодаря экологам все большее внимание уделяется автобусам с электродвигателем. Организация выделенных полос для общественного транспорта дала возможность использовать полноценные городские автобусы там, где раньше могли двигаться только “маршрутки”. Переход в 2016 году на стандарт Евро-5, новые требования к безопасности и комфорту – все эти факторы гарантируют стабильный спрос на новые машины. Возможно, руководствуясь именно этими соображениями, в 2015 году основные производители автобусов не только не покинули российский рынок, но и показали новые модели.

Главным генератором новостей в прошлом году была “Группа ГАЗ”. Компания приняла решение о распространении бренда ГАЗ на автобусную линейку всех входящих в нее предприятий. И если уже выпускаемые автобусы до конца жизни на конвейере будут нести прежние обозначения – ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ, то все новые разработки будут ГАЗами, с бегущим оленем на передней панели. Проведенный ребрендинг, в первую очередь, значительно упростит продвижение новых машин на зарубежных рынках (в прошлом году доля экспорта “Группы ГАЗ” составила 22%). А на внутреннем рынке с машинами нового бренда, возможно, не будут возникать негативные ассоциации, связанные с проблемами моделей-предшественников.

Ну а теперь перейдем собственно к новым автобусам. До недавнего времени российский рынок полноценных городских автобусов средней пассажировместимости не баловал особым разнообразием. Отечественный ПАЗ-3237, белорусский МАЗ-206, да небольшой выбор зарубежных машины, в основном китайских. Хотя для замены “маршруток” в первую очередь необходимы автобусы именно такого класса. Положение решил исправить ЛИАЗ, представивший на выставке “Мир автобусов 2015” низкопольный трехдверный ЛИАЗ-429260 длиной 9,5 метра. Кстати, весной он еще нес на себе ЛИАЗовский логотип (foto 01).

После ребрендинга, осенью на салоне COMTRANS этот автобус представили уже с ГАЗовской эмблемой, переработанным дизайном передних и задних панелей кузова и измененным салоном (foto 02). Автобус оснащен 210-сильным дизелем ЯМЗ-534 стандарта Евро-5, автоматической трансмиссией ZF 6AP-1000B либо Allison T2100 – на выбор и портальными мостами ZF. Планируется выпуск как трехдверной городской, так и двухдверной пригородной версий ЛИАЗ-429260.

Под ребрендинг попала и новинка Павловского автобусного завода – малый автобус Vector-3. Вместо ПАЗовского трилистника (foto 03) в серию этот автобус пойдет с ГАЗовским оленем (foto 04). Vector-3 представляет собой классический малый автобус с высоким полом на коммерческом шасси Isuzu, рассчитанный на перевозку 33 пассажиров. Коробка передач механическая, 5-ступенчатая Isuzu-MYY5T, мощность дизельного двигателя Isuzu-4JJ1 123,7 л.с.. После тестовых испытаний в разных регионах России двенадцати опытных автобусов, в 2016-м Vector-3 обещают запустить в серию.

Главной автобусной новинкой “Группы ГАЗ” стал малый автобус Vector NEXT (foto 05), созданный совместно конструкторами ПАЗа и специалистами Объединенного Исследовательского центра ГАЗ. В отличие от Vector-3, в основу Vector NEXT положена автобусная модификация российского шасси ГАЗон NEXT. Среди основных особенностей можно назвать пневматическую заднюю подвеску, интегральное рулевое управление, дисковые тормоза. Дизель ЯМЗ-5344 с системой EGR стандарта Евро-5 развивает мощность 150 л.с. и работает в паре с механической коробкой передач C40R13. В ходе презентации представители завода упомянули о трех собранных Vector NEXT с разными вариантами салона, отправленных на испытания. Начать серийное производство обещают в 2016 году.

КАМАЗ активно расширяет свое присутствие на рынке электротранспорта. Весной 2015 года он представил сразу два новых электробуса второго поколения, созданные совместно с компанией Drive Electro. Базой для большого городского КАМАЗ-52994Э послужил НЕФАЗ-5299 (foto 09), донором кузова электромаршрутки КАМАЗ-2257Э стал турецкий Otokar Centro (foto 10). Оба электробуса в качестве накопителей энергии используют литий-титанатные батареи. Одно из их достоинств – возможность сверхбыстрой зарядки (около 6 минут). При этом запас хода у КАМАЗ-52994Э составляет 100 км, у КАМАЗ-2257Э – 70 км. И если в свете последнего обострения отношений с Турцией будущее КАМАЗ-2257Э весьма туманно, перспективы КАМАЗ-52994Э не так уж плохи. По экологичности электробус не уступает троллейбусу, а обустройство конечных пунктов зарядки на порядок дешевле строительства разветвленной контактной сети. Интерес к таким машинам проявляют транспортники многих крупных городов, но высокая цена электробусов пока сдерживает их широкое распространение. Однако при серийном выпуске цена элекробуса будет однозначно ниже, и он имеет все шансы стать прямым конкурентом троллейбуса.

Сам НЕФАЗ в то же время бурно развивает тему газомоторных автобусов. В крупных городах перевод пассажирского транспорта на газ является приоритетным направлением. Снижение затрат на топливо, сокращение вредных выбросов и улучшение экологической обстановки при использовании газа очевидны, и средства на новую газомоторную технику находят несмотря на кризис. А спрос рождает предложение. Большой городской НЕФАЗ-5299 (foto 06) предлагается как в низкопольном, так и в комбинированном варианте, с высоким полом в задней части салона. На автобусе установлен газовый двигатель Mercedes-Benz M906 и автоматическая коробка передач Voith Diva 5. С 2015 году все НЕФАЗ-5299, за исключением высокопольных модификаций, получили новый салон с измененной перегородкой кабины водителя, корпусом силового агрегата, панелями пола и поручнями (foto 07, 08). Благодаря этому облегчается перемещение пассажиров в салоне и сокращается время простоя на остановках для высадки и посадки.

Газовую тему развивает и единственный независимый производитель автобусов в России – Volgabus из города Волжский. Новый междугородный Volgabus-528512 Sерпанtин (foto 11) по кузову максимально унифицирован с городской машиной, в качестве силовой установки имеет китайский двигатель Yuchai YC6G260N-50 мощностью 260 л.с. и механическую коробку передач ZF 6S1311BO. Запас хода 400 км обеспечивают восемь металлокомпозитных баллонов, установленные на крыше.

Немного опоздав с выводом на российский рынок своих газомоторных автобусов, белорусский МАЗ в 2015-м пытался наверстать упущенное. Завод представил несколько работающих на газе машин, среди которых – 12-метровый полунизкопольный МАЗ-103-965 (foto 13) вместимостью 105 пассажиров. Автобус оснащен 279-сильным двигателем Mercedes-Benz OM 906 LAG EEV Евро-5 и автоматической трансмиссией Allison T310R.

Минский автозавод также показал в России свою полностью новую разработку МАЗ-232 длиной 9,2 метра (foto 12). Этот автобус может работать как на пригородных, так и на междугородных маршрутах. В первом случае он перевозит 50, во втором 35 пассажиров. Плавность хода машине обеспечивает полностью пневматическая подвеска. Дизельный двигатель Mercedes-Benz OM924LA v/2 Евро-5 развивает мощность 160 л.с. и агрегатируется с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S1010BO.

Для европейских производителей на российском рынке настали не лучшие времена. Мало того, что прыгнувший вверх курс доллара/евро к рублю свел к минимуму преимущества их машин перед конкурентами. Так еще и многие комплектующие для них турецкого производства, а это значит, что такая техника не сможет участвовать в тендерах госструктур. Ну и проблема с запчастями – львиная их доля на нашем рынке тоже родом из Турции, и гарантировать, что они в одночасье не станут “персонами нон-грата” в России, не рискнут даже самые отчаянные оптимисты.

Тем не менее, без премьер не обошлось и у основных европейских производителей автобусов. Mercedes-Benz впервые привез в Россию Setra S415UL business (foto 14) с двигателем OM-936 Евро-6 и 6-ступенчатой механической коробкой GO 190-6 (под заказ предлагают и “автоматы” ZF либо Allison). В России представили самую короткую машину этого семейства с салоном межгород-пригород. С одной стороны, автобус оборудован багажными отсеками под полом и удобными креслами для 51 пассажира. С другой – 29 человек могут ехать стоя, а напротив второй двустворчатой двери находится достаточно просторная накопительная площадка.

Очень близкую по классу машину впервые показала в России и компания MAN. Lion’s Intercity R61 (foto 15) на метр длиннее Сетры и берет на борт 59 пассажиров в варианте “межгород”. Стоячих мест в салоне естественно не предусмотрено, накопительной площадки тоже нет. Двигатель MAN D0836 LOH64 Евро-5 развивает мощность 290 л.с. и работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S-1900.

Премьера от Scania – российский показ флагманского туристического автобуса Scania Touring (foto 16), детища СП Scania-Higer. Автобус с колесной формулой 6х2/4 оснащается двигателем мощностью 450 л.с. стандарта Евро-5 и автоматизированной коробкой передач Opti Cruise. В туристическом варианте в салоне размещаются 57 человек, в междугороднем количество пассажиров увеличивается до 59.

А вот кому сложившаяся ситуация на российском автобусном рынке однозначно на руку – так это китайцам. Турки здесь больше не игроки (по крайней мере в обозримом будущем), европейцев парализовал обвалившийся рубль. Для автобусов из Поднебесной открыты все дороги, тем более что цены китайцы предлагают не заоблачные, а по качеству их последние разработки уже соответствуют самым высоким мировым стандартам.

Доказательством может служить новый туристический автобус Golden Dragon XML6139JR (foto 17, 18), по-своему уникальная машина, не имеющая аналогов в своем классе. Использование немецких комплектующих позволило китайцам создать автобус, не уступающий европейским машинам. Сварной несущий кузов обработан методом электрофореза, что повышает его прочность и улучшает устойчивость к коррозии. Экономичный дизель Cummins ISM11E5-440 мощностью 440 л.с. работает в паре с автоматической коробкой передач Allison T450. Вне зависимости от комплектации автобус обязательно оборудован туалетом, а в салоне могут разместиться 55 либо 57 пассажиров (плюс водитель и экскурсовод). Десять салонных отопителей и кондиционер обеспечивают комфортную поездку в любое время года на любое расстояние. Пассажирские кресла с возможностью регулировки наклона спинки имеют также возможность регулировки по ширине. Есть у этого автобуса еще одна особенность, которая обеспечивает ему однозначное преимущество перед конкурентами. Его технические характеристики таковы, что по правилам Единого таможенного тарифа Таможенного союза он облагается НУЛЕВОЙ ставкой ввозной таможенной пошлины (основание: решение Совета ЕврАзЭс №13 от 04.03.2014).

И завершает обзор новинок 2015 года еще один китайский автобус, туристический Higer KLQ 6122B (foto 19). Многие журналисты называют его самой стильной новинкой 2015 года. Разделенное на две части остекление передней части наводит на мысль о двухпалубном лайнере, однако это впечатление ошибочно. Нижний уровень автобуса полностью отведен под багажные отсеки внушительного объема, а в салоне, в зависимости от модификации, могут с комфортом разместиться от 47 до 51 пассажира. Автобус комплектуется двигателем Cummins ISL340-50 Евро-5 мощностью 340 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF Drivetech.

Наступивший 2016 год для автобусного рынка России не будет спокойным. Переход в июле на стандарт Евро-5 приведет к обновлению парка, а продолжающиеся санкции заставят эксплуатационников искать более надежных поставщиков как новых машин, так и запасных частей к ним. По прогнозам, европейцы рискуют потерять значительную часть рынка, а китайцы имеют все шансы значительно упрочить свои позиции в России. Насколько эти прогнозы точны – узнаем через год.


Автобус «ГАЗель City» признан лучшим коммерческим автомобилем 2020 года

Фото пресс-службы Группы ГАЗ
«ГАЗель City» стала победителем в номинации «Автобус года» на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Итоги самого престижного конкурса в области производства коммерческого транспорта были подведены в этом году в онлайн-формате. Главным критерием при определении лучших является вклад автомобиля или автобуса в повышение эффективности грузовых и пассажирских перевозок. Жюри конкурса состоит из журналистов профессиональных изданий, пишущих об автомобильном и коммерческом транспорте.

Производство автобуса «ГАЗель City» началось на Горьковском автозаводе весной 2020 года, несмотря на начавшуюся пандемию. Никакие внешние обстоятельства не остановили конвейер завода. Более того, крупнейшее автомобилестроительное предприятие, акционером которого является Олег Дерипаска, стало флагманским в регионе по борьбе с вирусом.

Новая модель 2020 года имеет отличительные особенности – низкий уровень пола, накопительная площадка для пассажиров в центральной части салона, пневматическая система понижения высоты пола на остановках, широкая двойная дверь. Модель сконструирована в соответствии с требованиями программы «Доступная среда» и обеспечивает высокий уровень комфорта, в том числе – удобство входа и выхода для маломобильных пассажиров.

Автобус рассчитан на перевозку 22 пассажиров и имеет 17 сидячих и 5 стоячих мест. Конструктивные особенности «ГАЗель City» – оригинальная усиленная рама с понижением в центральной части, задний мост увеличенной грузоподъемности, эффективная тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на всех четырех колесах. Компактные размеры (длина автобуса – 6600 мм, ширина – 2510 мм) позволяют легко маневрировать на узких городских улицах или в плотном транспортном потоке.

«Низкопольный автобус «ГАЗель City» стал одной из самых успешных новинок 2020 года. Растущий спрос городов на такой транспорт отражает рост внимания и городских властей, и перевозчиков к комфорту и удобству людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, пассажиров с детскими колясками, – отметил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. – Наше общество становится гуманнее и человечнее, а новые автобусы «Группы ГАЗ» обеспечивают транспортное решение для этих очень позитивных общественных изменений».

Российский рынок автобусов | rossiyskiy-ryinok-avtobusov на Все-автобусы.ру

Отечественное производство

Производство автобусов в России стабильно растет: в 2007 г. выпущены около 88 тыс. автобусов – это почти в два раза больше, чем в 1998 г. В России насчитываются 19 производителей автобусов, крупнейшие из которых: ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ и новый завод РЗГА.

Классификация автобусов

По назначению автобусы подразделяются на следующие виды: экспедиционные, вездеходы, городские, грузовые, служебные, междугородные, аэродромные, автобусы связи, пригородные, ритуальные, местного сообщения, спальные, тропические, туристические, подземные, школьные и экскурсионные.

По длине: микроавтобусы (до 5 м), малые (6-7,5 м), средние (8-9,5 м), большие (10,5-11 м), особо большие (свыше 11,5 м).

По конструкции и компоновке: переднемоторные, заднемоторные, центральномоторные, капотной компоновки, бескапотной компоновки, низкопольные, высокопольные, одиночные, сочлененные, полутораэтажные, двухэтажные, двухпостовые, терминальные, полуприцепы, прицепы.

Комфортабельность туристических автобусов классифицируется количеством звезд, которых может быть от одной до пяти. Простой автобус без туалета, холодильника, видеомонитора, с простыми по конструкции сиденьями без регулировок и с ограниченным пространством между последовательно стоящими креслами получает три звезды. Пятизвездные автобусы имеют большое расстояние между креслами, электроприводы, индивидуальные блоки управления климатом, мультимедиа и туалет. Главный параметр – шаг установки регулируемых кресел – расстояние между задними поверхностями подушек последовательно стоящих друг за другом сидений. Соответственно (от одной до пяти звезд) оно должно быть не менее 68, 72, 77, 83 и 90 см. Рынок туристических автобусов в России растет. Это связано с появлением новых туристических компаний, закупающих туристические автобусы.

ГАЗ

Автомобильный завод «ГАЗ» выпускает широкий ассортимент автомобильной техники: грузовые и легковые автомобили, автобусы, спецтехнику и запасные части. С 2005 г. входит в Группу «ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг, в составе которого четыре автобусных завода – ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, и другие автозаводы. Доля ГАЗ в российском производстве автобусов в 2007 г. составила 44%. Годовой объем производства автобусов в 2007 г. составил более 38 тыс. шт. В настоящее время завод выпускает только микроавтобусы «Газель» и «Соболь».

УАЗ

Ульяновский автомобильный завод производит полноприводную технику: внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы. Микроавтобусы предприятия предназначены для перевозки пассажиров по всем видам дорог и бездорожью, имеет от 6 до 11 мест в салоне. С 2005 г. УАЗ репозиционирует свой бренд: вместо прежнего слогана «УАЗ – победители бездорожья» появился «УАЗ – Природа Движения» (для зарубежных рынков «UAZ – Natural Drive»), вместо бело-голубой палитры при изображении логотипов и слоганов используются зелено-бежевые цвета. Доля УАЗ в российском выпуске автобусов составляет 21%. В 2007 г. завод произвел более 18 тыс. автобусов.

ПАЗ

Павловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России. В 2007 г. завод произвел более 15 тыс. автобусов, доля в российском производстве составляет 17%. Доля экспорта в общем объеме продаж достигает 20%.

Завод имеет сертификат соответствия системе менеджмента качества ISO-9001 в отношении разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов.Производственная линейка автобусов малого класса имеет более 30 модификаций. Ежегодный выпуск заводом малых автобусов составляет более 12 тыс. ед. – 80% годового производства по стране. За последние годы на ПАЗ разработаны и запущены в производство новые современные автобусы, а также запущен проект «Аврора» по производству автобусов среднего класса для пригородных и междугородных перевозок.

КАвЗ

Курганский автобусный завод основан в 1958 г. и традиционно специализировалсяна выпуске автобусов малой вместимости (от 21 до 30 мест). В настоящее время КАВЗ специализируется на выпуске автобусов средней вместимости длиной 8-10 м. Основные виды выпускаемых автобусов: автобусы малого класса на шасси ГАЗ, Автобусы малого класса на шасси ЗИЛ, Автобусы среднего класса ПАЗ-4230 «Аврора». В 2007 г. завод выпустил 4093 автобусов.

ЛиАЗ

Ликинский автобусный завод производит пассажирские автобусы с 1959 г. Сегодня ЛиАЗ – современное предприятие, обладающее технологией серийного производства больших городских автобусов с применением передовых технологий, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей европейским стандартам. Предприятие оснащено производственным оборудованием европейских компаний. С 2000 г. разработаны новые модели городских автобусов и начато производство городских автобусов большой вместимости и пригородных автобусов. Идет подготовка производства низкопольных городских автобусов. В 2007 г. завод выпустил 2958 автобусов.

РЗГА

Ростовский завод грузовых автомобилей (РЗГА) образован в 2005 г. Завод создавался для производства автобусов различного класса и тягачей. В феврале 2006 г. было подписано лицензионное соглашение с компанией Hyundai Motor Company о промышленной сборке в России автобусов малого и среднего класса и седельных тягачей. Планируемая мощность завода составляет 35 тыс. ед. техники в год. Уже в 2007 г. будет налажено массовое производство всех трех моделей: автобуса малого класса Hyundai County, городского и пригородного автобуса среднего класса Hyundai Aero Town (в двух версиях по длине и вместимости) и седельного тягача Hyundai HD 450. Объем производства будет постепенно расти до 2010 г. В 2007 г. РЗГА произвел 3370 автобусов.

Импорт автобусов

Основные иностранные производители автобусов даны в табл. 1. Многие производители делают свои автобусы на шасси фирм Mercedes-Benz, MAN, Volvo и Scania.

Табл. 1. Основные иностранные производители автобусов

марка страна присутствие на российском рынке
МАЗ Беларусь есть
ЛАЗ Украина есть
MAN Германия есть
Mercedes-Benz Германия есть
Neoplan Германия есть
Setra Германия есть
Volvo Швеция есть
Scania Швеция есть
Jonckheere Бельгия есть
Van Hool Бельгия есть
APTS Голландия нет
Bova Голландия есть
Berkhof Голландия есть
DAF Голландия есть
Den Oudsten Голландия нет
Castrosua Испания нет
Irizar Испания есть
Ayats Испания есть
Beulas Испания есть
Noge Испания есть
Sunsundegui Испания есть
UNVI Испания нет
Hispano Carrocera Испания нет
Carrocerias Ayats Испания нет
Barbi Италия нет
Breda Menarinibus Италия нет
De Simon Италия нет
Iveco Италия есть
Fast Concept Car Франция нет
Heuliez Франция есть
Renault Франция есть
Ikarus Венгрия есть
Kraftex KFT Венгрия нет
Autosan Польша нет
Solaris Польша есть
Jelcz Польша нет
Irisbus Чехия есть
Karosa Чехия есть
SOR Чехия есть
Ikarbus Сербия есть
Ford Otosan Турция нет
Otoyol Турция нет
Temsa Турция есть
Daewoo Южная Корея есть
Hyundai Южная Корея есть
KIA Южная Корея есть
Ssang Yong Южная Корея есть
Anda Китай нет
Ankai Китай есть
Beijing General Coach Китай нет
FAW Bus And Coach Китай есть
Feidie Automobile Китай нет
Golden Dragon Bus Китай есть
Hengshan Auto Китай нет
Higer Китай есть
Jingtong Китай нет
King Long Китай есть
Mudan Китай есть
North Китай нет
Shen Long Китай есть
Shaolin Auto Китай есть
Shenyang Feilong Китай нет
Shuchi Китай есть
Sunwin Китай нет
Xinxin Holding Китай нет
Yutong Китай есть
Zhong Tong Китай есть
Zonda Китай есть

Источник: ABARUS Market Research

Табл. 2. Ввоз автобусов большого класса в Россию

марка городские междугородные туристические всего в 2007 г. всего в 2006 г.
Higer 454 110 154 718 0
МАЗ 550 104 36 690 514
Mercedes-Benz 2 550 23 575 73
Golden Dragon 453 54 63 570 166
Zhong Tong 140 12 5 157 0
Yutong 14 0 121 135 53
Scania 122 8 0 130 168
MAN 30 80 20 130 22
Karosa 0 43 16 59 34
Mudan 40 0 12 52 84
SOR 0 51 0 51 25
Hyundai 23 0 17 40 84
Shen Long 3 23 10 36 0
Neoplan 0 0 21 21 11
Temsa 0 0 16 16 10
Ikarbus 1 7 8 16 7
King Long 0 0 15 15 87
Setra 0 0 13 13 0
Daewoo 4 0 3 7 11
ЛАЗ 0 0 1 1 0
прочие 2 25 25 52 75
итого новых 1838 1067 579 3484 1424
подержанные н/д н/д н/д 1899 3036
итого всех 5383 4460

Источник: «Авторевю» №401 по данным таможенной статистики

Импорт автобусов большого класса за 2006-2007 гг. увеличился с 4460 до 5383 шт. Значительно сократился импорт подержанных автобусов, такое резкое сокращение связано с запретом на импорт и производство автомобильной техники, не соответствующей экологическим нормам Евро-3. В результате импорт новых автобусов восполнил недостающий спрос. Китайские автобусы Higer занимают 1-место по поставкам. Другие китайские автобусы (Higer, Golden Dragon, Zhong Tong, Yutong) занимают значительную долю импорта.

Рис.10. Доли различных марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.

Источник: таможенная статистика

Доля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса составляет 48% в 2007 г. и, скорее всего, будет расти, т.к. далеко не все китайские марки вышли на российский рынок. Сами китайские производители рассматривают российский рынок автобусов как один из основных. Важнейшим преимуществом китайских автобусов является цена.

Рис.11. Доля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.

Источник: таможенная статистика

Higer

Завод Higer основан в 1998 г. на сегодня является ведущим производителем городских и туристических автобусов в Китае и вторым в мире. Завод рассчитан на выпуск 18 тыс. автобусов в год. Созданы свыше 50 серий и более 300 моделей пассажирского транспорта, туристических и городских автобусов. В 2006 г. Higer запустил совместный проект с компанией Scania по производству высококлассного туристического автобуса Scania-Higer A80. Автобусы Higer поставляются в более чем 30 стран мира, включая европейский, американский, африканский, юго-восточный азиатский и ближневосточный регионы. Объем продаж компании в 2006 г. составил примерно 3 млрд долл. Линейка из семи автобусов представлена на российском рынке. Все они были адаптированы под российские условия эксплуатации и прошли полную сертификацию.

Российские автобусы на отечественном рынке