Автомобили повышенной проходимости богатырь: какой техникой снабжает Беларусь свою армию Автомобильный портал 5 Колесо

Волат – значит «Богатырь» – Основные средства

В. Мамедов

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) – единственное в мире предприятие, специализирующееся на выпуске многоосных автомобилей, автопоездов и колесных шасси высоких проходимости и грузоподъемности. Своим техническим уровнем и надежностью эти машины сумели завоевать авторитет как в армиях России и СНГ, так и в некоторых странах Дальнего зарубежья – Китае, Корее, Пакистане, Ливии, Алжире, Египте, Сирии, ОАЭ, Вьетнаме, Индии, Югославии, Румынии и Турции.

Седельный тягач МЗКТ-74295 с колесной формулой 8 х 8 х 4 (последняя цифра указывает число управляемых колес)

Многие годы из ворот завода выходила продукция нужная только Вооруженным Силам. В результате удачно реализованной программы конверсии МЗКТ взял курс на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей широкого назначения.

Накопленный опыт позволяет предприятию строить трех-, четырех-, шести-, семи- и восьмиосные транспортные средства под конкретный заказ самого требовательного партнера. Сегодня выпускаемые заводом машины с маркой «Волат» (в переводе с белорусского – «Богатырь») успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, геологоразведке, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Своим рождением МЗКТ, как и целый ряд других предприятий, обязан Минскому автозаводу. В августе 1954 года на МАЗе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое возглавил талантливый инженер Борис Шапошник. Первыми разработками нового подразделения стали полноприводные армейские машины – инженерный автомобиль МАЗ-534 и артиллерийский тягач МАЗ-535, построенный в металле в 1956 году.

Созданные в СКБ машины рождали новые направления отечественного автомобилестроения. Для их производства строились заводы в Могилеве (МоАЗ) и Жодино (БелАЗ). Позднее по чертежам СКБ начал выпускать автомобили Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ).

Что касается МЗКТ, отметившего в этом году свое сорокалетие, датой его рождения следует считать 1959 год, когда на МАЗе было принято решение об организации собственного производства тяжелой колесной техники.

Бортовой грузовик МЗКТ-79092 (8 х 8 х 4)

В Минске выпускались МАЗ-535, МАЗ-537 и его модификации, а затем и МАЗ-543 «Ураган», также имевший несколько вариантов. Их смело можно отнести к лучшим образцам отечественного машиностроения. Автомобили имели мощные двигатели (до 525 л.с.), запускаемые как электростартером, так и сжатым воздухом, гидромеханическую трансмиссию, независимую подвеску колес, блокируемые дифференциалы, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей, стеклопластиковые кабины и многие другие узлы и системы, не уступающие, а иногда и превосходящие уровню зарубежных аналогов.

Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению дальнейших путей развития завода. Чтобы обеспечивать загрузку производственных мощностей требовалось расширить модельный ряд при минимальных расходах, максимально используя существующую технологию. Применив модульный принцип конструирования, используя силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также кабины, узлы и трансмиссии МАЗа, коллектив Управления конструкторских и экспериментальных работ под руководством главного конструктора МЗКТ Владимира Чвялева, продолжающий сегодня заложенные Борисом Шапошником традиции, создал обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6 х 4, 6 х 6, 8 х 8, 8 х 4 и другими. При этом одной из главных задач стало существенное повышение долговечности изделий и снижение трудоемкости их обслуживания. Не секрет, что военные заказчики считали эти вопросы далеко не главными.

Самосвал МЗКТ-75165 (8 х 8 х 4)

Палитра выпускаемой техники получилась настолько обширной, что охватить ее полностью в рамках одной статьи невозможно. Остановимся только на нескольких вариантах, демонстрировавшихся на 4-м Российском международном автосалоне.

Для перевозки крупногабаритных неделимых грузов в составе автопоездов МЗКТ выпускает седельные тягачи МЗКТ-7429, имеющие кабину МАЗ. Машину с колесной формулой 8 х 8 отличают четыре управляемых передних колеса с независимой торсионной подвеской. Задняя подвеска выполнена балансирной с упругими элементами в виде рессор.

Тягачи могут комплектоваться двигателями: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (570 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (544л.с.),Deutz BF8 М10115С (544 л.с.) и российским ЯМЗ-2 Э8424.10-03 (470 л.с.). На автомобили можно установить шесть типов коробок передач – как ярославского производства, так и фирм ZF, Allison, в том числе и гидромеханических. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с блокируемым межтележечным дифференциалом. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, двухшарнирные карданные валы и дифференциалы – как самоблокирующиеся, так и с принудительной блокировкой.

Шасси МЗКТ-8007 (6 х 6 х 4)

На шоссе автомобили в составе автопоезда развивают скорость до 65 – 70 км/ч, расходуя от 110 до 130 л дизельного топлива на 100 км пути. Полная масса буксируемых полуприцепов в зависимости от исполнения тягача составляет от 66 до 98 тонн.

Для работы на бездорожье в составе автопоезда грузоподъемностью до 50 т (22 – 25 т – грузовик плюс 25 т прицеп) выпускаются внедорожные автомобили большой грузоподъемности МАЗ-79092 с колесной формулой 8 х 8. Допустимая осевая нагрузка на передние оси составляет 2 х 10,5 т, на задние – 2 х 11,6 т. Конструктивно семейство 79092 близко тягачам 74295, правда ряд предлагаемых двигателей несколько отличается: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Deutz BF8 M1015 С (544 л.с.), Caterpillar 3406 С (425 л.с.), Detroit Diesel Series 60 (470 л.с.), ЯМЗ 2 Э8424.10 (470 л.с.).

Если на седельные тягачи МЗКТ-7429 устанавливают шины Michelin 25/65R25 х RB TL, то грузовики семейства МАЗ-79092 комплектуют шинами 1 500 х 600 х 635 или 25/65 R25.

И те и другие – с регулируемым давлением воздуха. По требованию многих заказчиков на эти полноприводные шасси завод стал устанавливать самосвальные кузова с задней разгрузкой. Так, появилось на свет семейство самосвалов повышенной проходимости МЗКТ-75165 с объемом опрокидываемого обогреваемого кузова 16,5 м3. Их грузоподъемность составляет 24,5 т при допустимой нагрузке на передние оси 2 х 11,4 и на задние – 2 х 12,5 т.

Шасси МЗКТ-79191 (12 х 12 х 10)

Для строительных работ в цивилизованных условиях, когда дороги с твердым покрытием уже имеются и требуется лишь изредка заезжать на стройплощадки или карьеры, снабженные обустроенными подъездными путями, МЗКТ выпускает семейство самосвалов 6515 с колесной формулой 8 х 4 и кузовами вместимостью 11,5, 12,0 или 16,5 м3, грузоподъемностью 21,0 и полной массой 36 тонн. Допустимые нагрузки на передние оси – 2 х 7,0, на задние – 2 х 11 т, что позволяет эксплуатировать их на всей сети дорог страны без ограничений.

Перечислим силовые агрегаты семейства: Daimler-Benz ОМ 442А (360 л.с.), ЯМЗ-238Д (330 л.с.), Deutz BF6 M1015 С (408 л.с.), Caterpillar 3406 С (350 л.с.), ЯМЗ-8424.10 (425 л.с.).

На автомобили устанавливают задние мосты с межосевыми и межколесными дифференциалами, оснащенными механизмами принудительной блокировки. Шины грузовиков имеют размерность 12.00R20 (320R 508).

В Москве на строительстве кольцевой автодороги и третьего автомобильного кольца внутри города с успехом работает около 40 таких самосвалов. Предусмотрено их количество увеличить.

МЗКТ – один из немногих заводов СНГ, который предлагает заводам-изготовителям навесного оборудования специальные шасси в вариантах 6 х 6 (МЗКТ-8007), 8 х 8 (80071) и 12 х 12 (МЗКТ-79191).

Шасси МЗКТ-80071 (8 х 8 х 4)

Часто их используют как основу для создания передвижных комплексов для бурения, а также обслуживания и ремонта нефтяных и газовых скважин. Особенностью первых двух является рулевое управление, действующее на колеса двух передних осей, у последней же управляются колеса трех передних и двух задних осей. На шасси 8007 и 80071 подвеска всех колес зависимая, рессорная, а модель 79191 имеет независимую торсионную подвеску всех колес. Диапазон мощности дизелей таков: 8007 – от 250 до 340 л.с.; 80071 –от 330 до 350 л.с.; 79191 – от 650 до 677 л.с. Шасси оборудуют механизмами отбора мощности, различным спецоснащением по заказу покупателя. Грузоподъемность автомобилей равна 11,3 т (8007), 24,0 (80071) и 55 т (79191).

Результат гибкой технической политики предприятия сегодня налицо. Автомобили нового семейства находят своих покупателей и в отличие от большинства коллег «по оборонке» МЗКТ сегодня исправно работает.

Тест армейского вездехода \»Богатырь\» | Автопанорама

Не перевелись еще на земле нашей богатыри. Правда, герой сегодняшнего теста по происхождению китаец, который имеет американские корни и белорусскую прописку.

Dongfeng Mengshi EQ2050F

армейский вездеход, объём двигателя 3.9 л, мощность 152 л.с.

Что не говори, а китайцы умеют делать подарки. Мощный и широкий кузов этой машины выглядит очень внушительно. На его фоне УАЗик смотрится как автомобиль председателя колхоза. А военный внедорожник одним своим видом должен вызывать уважение и трепет. В этом плане «Богатырю» по наследству достался авторитет армейского вездехода «Хамви» и его гражданского кузена «Хаммера». Видимо, поэтому по ходу теста нам постоянно высказывали «почет» и «респект». Салон «Богатыря» не по-военному «упакован» и очень напоминает интерьер гражданского «Хаммер» Н1. Не смотря на то, что пластик везде жесткий, практически никаких скрипов у машины с пробегом в 31 тыс. км. не было. Сидений в «Богатыре» всего 4, но места внутри столько, что можно свободно разлечься поперек машины.

Для военного автомобиля условия более чем комфортные, ведь есть такие опции как механические стеклоподъемники, стереосистема с CD-дисками и USB-выходом, кондиционер и две печки, которые способны устроить буквально «ташкент» в салоне. Кроме этого, в «Богатыре» имеется система регулировки давления в шинах, правда воспользоваться ей сходу сможет далеко не каждый.

Эргономика водительского места по военным меркам хорошая. Сидеть удобно, кресло здесь с пневмоподушкой, все указатели, кнопки и рычажки находятся под рукой. А вот обзор в «Богатыре», как в танке. И если при движении по ровной местности особых проблем это не доставляет, то при подъеме на возвышенности приходится практически прилипать лобовому стеклу, чтобы увидеть куда нужно ехать. Причем угол въезда на эти возвышенности может быть довольно крутым, так как у «Богатыря» свесов практически нет. Мощности у дизельного мотора объемом 3,9 литра может и не много, всего около 150 «лошадей», зато крутящего момента в 370 Нм вполне хватает, чтобы уверенно тянуть три с лишним тонны снаряженной массы. При этом аппетит у «Богатыря» умеренный — всего около 20 литров на сотню, а это по военным меркам считается очень даже экономично. На бездорожье расход может и побольше будет, но и проходимость у этого вездехода впечатляющая. Пожалуй, единственное, что в нашем случае не очень подходило для езды по бездорожью, так это резина, которая имела не слишком агрессивный протектор и при этом дубела на морозе. Что и говорить, «обувь» явно неподходящая. Это все равно, что отправиться на Северный полюс в тапках. Зато полный привод, «понижайка» и блокировки позволяют «Богатырю» не беспокоиться о наличии дороги, а просто выбирать направления. Но, есть у этого внедорожника еще один внушительный параметр, который очень выручает вне асфальта.

Наши военные, конечно, надеются, что ремонтировать «Богатырь» в полевых условиях еще долго не придется. Во-первых, машина почти новая, во-вторых, американский донор «Хамви», по образу и подобию которого строили «Богатырь», за многие годы зарекомендовал себя как надежный аппарат, ну и в-третьих, китайские инженеры внесли в конструкцию несколько улучшений. Однако, несмотря на это, пару мелких неисправностей мы все же обнаружили. В ходе нашего теста выяснилось, что перестала работать подсветка приборов и совсем не держит «ручник». Правда, эти недочеты легко устранимы, и на выполнение боевых задач особо не влияют. На асфальте, к сожалению, не все так хорошо, как на бездорожье. Максимальная скорость всего 105 км/ч, но уже при 80-90 км/ч в салоне ощутимые вибрации и очень шумно. Кроме того, не слишком впечатляет радиус разворота. Зато подвеска «Богатыря» порадовала, мы ее не смогли пробить ни на бездорожье, ни уж тем более в городе.

В общем, наша проверка показала, что «Богатырь» — отличный вариант армейского вездехода. Он внушительный, мощный, относительно комфортный, с хорошими внедорожными характеристиками. Есть, конечно, пару нюансов, но на качество выполнения боевой задачи это вряд ли повлияет. К тому же, подобная техника существенно повышает престиж белорусской армии. Главное, чтобы китайское происхождение «Богатыря» не повлияло на годами проверенную конструкцию машины!

ТТХ:

Dongfeng Mengshi EQ2050F

Объем двигателя, куб. см

3900

Мощность, л. с.

152

Расход топлива на 100 км, л

19

Максимальная скорость, км/ч

105

Число мест

4

Масса (снаряженная/полная), кг

3290/5000

Длина, мм

4837

Ширина, мм

2210

Высота, мм

1950

Дорожный просвет, мм

780

Радиус разворота, м

15

Благодарим Министерство обороны Республики Беларусь и Военное информационное агентство «Ваяр» за помощь в организации теста.

Лучшие внедорожники, готовые к бездорожью, которые вы можете купить в 2023 году

Chevrolet Tahoe и Suburban

Chevrolet

Полноразмерные внедорожники Chevrolet Tahoe и Suburban уже достаточно способны преодолевать бездорожье благодаря конструкции кузова на раме и 8. 0 дюймов дорожного просвета со своими стандартными винтовыми пружинами. Тем не менее, если вы действительно хотите взять один из этих двух больших внедорожников Chevy для бездорожья, то вам лучше обратить внимание на комплектацию Z71. При стартовой цене 66 195 долларов за Tahoe и 68,89 долларов.5 для Suburban, отделка Z71 не подходит для людей с ограниченным бюджетом. Тем не менее, дополнительная монета приносит покупателям такую ​​переднюю панель, которая улучшает угол въезда внедорожников, переднюю защитную пластину и пару больших передних буксировочных крюков. Дополнительная установка пневматической подвески обеспечивает дорожный просвет до 10,0 дюймов.

БОЛЬШЕ О CHEVROLET TAHOE И SUBURBAN

Реклама — Продолжить чтение ниже

Ford Bronco

Майкл Симари|Автомобиль и водитель

Как и Jeep Wrangler, Ford Bronco стремится преуспеть в двух вещах: вождении с открытым верхом и внедорожных махинациях. Даже Bronco начального уровня поставляется со стандартной системой полного привода и двухступенчатой ​​раздаточной коробкой. Конечно, те, кто ищет немного больше сообразительности, захотят добавить к своему Bronco пакет Sasquatch, который дает двух- или четырехдверному внедорожнику больший дорожный просвет, 35-дюймовые шины и многое другое. Те, у кого есть вкус (и банковский счет) к более мощному внедорожнику, захотят перейти на первоклассный Bronco Raptor. Четырехдверная высокопроизводительная модель стоит колоссальные 85 375 долларов, но она выигрывает от настройки подвески, более широкой передней и задней колеи, массивных 37-дюймовых шин, внушительных 13,1 дюйма дорожного просвета (почти на пять дюймов больше, чем у предыдущей модели). базовая модель) и двигатель V-6 с двойным турбонаддувом мощностью 418 л.с.

ПОДРОБНЕЕ О FORD BRONCO

Реклама — Продолжить чтение ниже

GMC Yukon и Yukon XL

GMC

Если вы выше значка с галстуком-бабочкой, но вам нужен полноразмерный внедорожник с некоторыми внедорожными отбивными, то вам возможно, вы захотите взглянуть на более дорогие модели GMC Yukon и Yukon XL. Как и его двоюродные братья Chevy Tahoe и Suburban, Yukon и Yukon XL предлагают отличную отделку для бездорожья. Отделка, получившая название AT4, добавляет такой комплект, как передняя панель, которая улучшает передний угол въезда Yukon и Yukon XL, переднюю защитную пластину, пару массивных буксирных крюков, установленных спереди, и многое другое.

ПОДРОБНЕЕ О GMC YUKON И YUKON XL

Реклама — Продолжить чтение ниже с внедорожным мастерством, ну, джипа. При условии, что вы выберете полный привод, то предпочтительнее установки Jeep Quadra-Trac II или Quadra-Drive II, обе из которых включают двухступенчатую раздаточную коробку. Если вам нужна максимальная проходимость по бездорожью, то лучше всего подойдет комплектация Trailhawk. Комплект Trailhawk, ограниченный двухрядным Grand Cherokee 4xe (на языке Jeep означает «подключаемый гибрид»), включает в себя вездеходные шины, воздухозаборники, установленные выше, которые помогают ему преодолевать до 24 дюймов воды, и многое другое. .

ПОДРОБНЕЕ О JEEP GRAND CHEROKEE И GRAND CHEROKEE L

Реклама — Продолжить чтение ниже

Land Rover Range Rover

Land Rover

Вот подноготная: когда британским королевским особам нужно куда-то добраться, они часто ездят на Range Rover. Но роскошь ничего не значит, если она не подкреплена способностями. Каждый Range Rover оснащен адаптивной системой полного привода и регулируемой пневматической подвеской, которые помогают преодолевать суровые условия. Он также имеет двухступенчатую раздаточную коробку, дифференциалы с электронной блокировкой, систему контроля спуска и систему управления задними колесами. И все это будет хорошо выглядеть. Range Rover доступен с двумя колесными базами и ошеломляющим диапазоном комплектаций с автономными опциями. Если вы член королевской семьи, вы едете (или едете) на этом автомобиле — куда вам заблагорассудится.

БОЛЬШЕ О LAND ROVER RANGE ROVER

Автомобиль и водительАвтомобиль и водитель Lettermark logo

Джон Перли Хаффман

Старший редактор

Джон Перли Хаффман пишет об автомобилях с 1990 года, и у него это хорошо получается. Помимо Car and Driver , его работы появились в New York Times и более чем в 100 автомобильных изданиях и на веб-сайтах. Выпускник Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, он до сих пор живет недалеко от этого кампуса с женой и двумя детьми. Он владеет парой Toyota Tundra и двумя сибирскими хаски. Раньше у него были Нова и Камаро.

Остин Ирвин

Заместитель редактора

Да, он все еще работает над проектным автомобилем Nissan 300ZX Turbo 1986 года, который он начал в старшей школе, и нет, он еще не продается. Остин Ирвин родился и вырос в Мичигане, и, несмотря на то, что его обстреливали хоккейными шайбами ​​во время не очень успешной карьеры вратаря в средней школе и колледже, он все еще держит все свои зубы. Он любит автомобили 1980-х и Bleu, свои Великие Пиренеи, и является активным членом сообщества Buffalo Wild Wings. Когда Остин не занимается ремонтом своих машин, он, скорее всего, находится на обочине шоссе, помогая кому-то другому чинить их машины.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *