Белаз 75405: 75405, B, A, K, технические характеристики, электросхема, расход топлива, цена

Технические характеристики карьерного самосвала Белаз 540.

Автомобиль Белаз 540 стал первым в линейке легендарных белорусских грузовиков, предназначенных для эксплуатации в самых тяжелых условиях – карьерах и рудниках открытого типа. Эта модель стала основополагающей для компании и определила основные принципы развития, оригинальный стиль и позволила занять свою нишу рынка автомобилестроения на многие годы вперед.

Основным условием появления большегрузного самосвала Белаз 540 стала необходимость в карьерной технике, которая способна работать вместе с экскаваторами, ковш которых вмещал в себя 6 м3 руды. За время производства с 1965 по 1985 год с конвейера предприятия в г. Жодино сошло 25 тысяч таких машин. В процессе производства модельный ряд пополнился модифицированными версиями, которые оснащались новыми силовыми агрегатами, подготавливались для работы в жарком климате или на севере. Только в 1985 году эти машины были заменены на близкую по грузоподъемности 30-тонную модель 7522.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВИКОВ БЕЛАЗ 540

Самосвалы Белаз 540 можно смело назвать воплощением технического совершенства и инноваций своего времени. В его конструкции впервые была реализована система гидравлической подвески, обеспечивающей высокую плавность хода независимо от загруженности.

Запоминающийся внешний вид и инновации в дизайне являются результатом работы конструктора В. С. Кобылинского. Именно его технический замысел по рационализации использования свободного пространства стал воплощением одноместной, сдвинутой влево кабины и ковшеобразного кузова с пониженным центром тяжести, что серьезно повлияло на устойчивость и маневренность самосвала, открыв новые возможности по грузоподъемности обеспечив возможность эксплуатации большегрузов Белаз 540 в ограниченном пространстве.

Шасси автомобиля состоит из сварной рамы, усиленной продольными лонжеронами и поперечными соединителями. Спереди рамы расположен буфер, защищающий конструкцию от внешнего воздействия в процессе работы.

Автомобиль Белаз 540 мог похвастаться следующими техническими характеристиками:

  • грузоподъемность 27 т;
  • полная снаряженная масса 48 т;
  • объем кузова составлял 15 м3;
  • база 3550 мм;
  • длина 7250 мм;
  • высота 3580 мм и 7000 мм с поднятой платформой:
  • время подъема платформы 25 секунд;
  • скорость загруженной машины по ровной дороге 55 км в час.

Вышеуказанные технические характеристики являлись передовыми для того времени. Подтверждением тому являются золотые медали, полученные автомобилем Белаз 540 на выставках в Лейпциге и Пловдиве в 1965 и 1966 году соответственно.

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ МАШИН БЕЛАЗ 540

Первые модели самосвалов Белаз 540 комплектовались 12-цилиндровым, четырехтактными дизельными агрегатами Д-12А, но уже спустя два года производства было принято решение заменить эти их моторами Ярославского завода ЯМЗ-240. Благодаря этому существенно снизился расход горючего, со 125 до 100 литров, а также смазочных материалов. Кроме того, необходимость такого решения была связана и с работой ТНВД. На моторах Д-12А применялся коловратный, подкачивающий насос и 12-плунжерный ТНВД, который отличался низким ресурсом и повышенным расходом смазочных материалов. В тоже время подача топлива на силовые агрегаты ЯМЗ-240, осуществлялась с помощью поршневого насоса и 12-плунжерного ТНВД, что позволило существенно снизить необходимого ремонта и повысить надежность работы топливной системы.

РАЗВИТИЕ МОДЕЛИ САМОСВАЛОВ БЕЛАЗ 540

Первую модификацию Белаз 540 получила уже через 2 года после старта производства. Вместе с заменой двигателя модель стала называться 540 А. В дальнейшем с конвейера белорусского автогиганта были спущены модели 540 С и 540 Т, которые были предназначены для эксплуатации на севере и в тропиках соответственно.

Следующей серийной моделью после окончания производства Белаз 540 стала разработка и внедрение 40-тонной модели, получившей индекс 548. Именно эта машина стала логическим продолжением знаменитого карьерного самосвала пока ее же, в свою очередь сменила разработанная вместе с Ярославским заводом 75-тонная модель с индексом 549.

 Белаз 540 эксплуатировался на протяжении нескольких десятилетий по всей территории СССР и в странах ближнего зарубежья. Этот грузовик стал основным средством вывоза руды из карьеров, серьезно повлияв на развитие этой отрасли в мировых масштабах.

Карьерный самосвал БелАЗ 540 – самый красивый и большой

От автора


Карьерные грузовики – это высшая форма технического искусства в автомобилестроении. Машины должны быть и мощными, и надежными, и (да-да!) красивыми! И первенец Белорусского автозавода соответствовал всем этим параметрам: машину создавали с вдохновением. Дальнейшие разработки заводчан только подтвердили: БелАЗ 540 стал образцом для качественного роста завода и создания новых моделей в будущем. Часть решений, которые были применены для постройки автомобиля, используются белорусами и сегодня. Конечно, системы стали сложнее, они оснащены электроникой и прочими усовершенствованиями, но простые – базовые принципы, которые позволяют создавать такую технику, успешно применяются до сегодняшнего дня.

 

Замена предшественнику

 

Серийное производство БелАЗ 540 было начато в конце 1965 года. Основная особенность автомобиля – умение транспортировать до 27 т груза (или 15 м3). На то время – это была просто невообразимая цифра. Предшественник грузовика – МАЗ 525 поднимал «на борт» всего на 2 т меньше, но машина была намного прожорливее, имела «неудобные» для работы в карьерах габариты – длинная рама не позволяла эффективно маневрировать на коротких участках. Но новая уплотненная компоновка позволила укоротить самосвал на метр, в отличии от МАЗ-525, благодаря чему радиус поворота машины с 12 м ужался до 8,3 м.

 

 

Все остальные габариты тоже выгодно отличались от мазовских: длина/ширина/высота — 7250/3480/3580 мм, база — 3550 мм, клиренс – 475 мм, размер шин — 18.00-25 (26-ти слойная конструкция ). Колея передних колес составляла 2800 мм, задних – 2400 мм, радиус поворота машины – 8,7 м. Масса (снаряженная) – 20925 кг, полная – 48000 кг.


Сам МАЗ 525 был отличной машиной для строительства, но не для работы в карьере, чем и была вызвана необходимость создать тяжеловес.

БелАЗ 540 получился более мощным, маневренным, скоростным и производительным: на 1 т перевозимой продукции приходилось 0,8 т снаряженной масы машины, что повысило эффективность нового самосвала на 70%.


За неполных 10 лет, к 1976 г. было произведено 25 тыс. БелАЗов 540 и 540А. Столько карьерных грузовиков в то время не производил в мире никто. К середине 80-х годов завод выпускал до 6000 таких машин в год: это составляло половину мирового производства подобной техники. А вообще объемы производства БелАЗов, как и всех грузовых автомобилей в Советском Союзе, были засекречены: чтобы враг не мог оценить объем производимых ими работ или военный потенциал страны-производителя.

 

Танковый двигатель для мирных целей

 

Первым двигателем для БелАЗ 540 стал 12-цилиндровый v-образный дизель “Д-12”, мощностью 375 л.с. на 1650 об/мин – переработанный танковый двигатель В-2. Объем мотора составлял 22,3 л, степень сжатия – 16,5. В 1967 г. на машину начали устанавливать новый агрегат “ЯМЗ-240” на 360 коней, освобождавшихся при 2100 об/мин. Эти машины получили индекс «А» к своему названию. Обе двигательные установки позволяли развивать машине скорость до 55 км/час, против 30 км/ч у предшественника. Топливный бак – рассчитан на 400 л солярки. Расход топлива был соответственным габаритам машины и аппетитам мотора: 100 л на 100 км, но это было на 25 литров меньше чем у МАЗ 525.

 

 

Для эффективного охлаждения узлов и агрегатов установлено два обдуваемых вентиляторами шестирядных радиатора: для воды и масла. По многим запчастям мотор унифицирован с ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что позволяло в то время легко его ремонтировать – запчастей хватало, в силу популярности упомянутых двух моторов.

 

Трансмиссия и рулевое

 

Трансмиссия — гидромеханическая; число передач — 3+1, главная передача одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес. Силовая передача тоже стала нововведением в советском автопроме. В ней применен промежуточный трёхвальный повышающий редуктор для привода гидротрансформатора, сам гидротрансформатор, гидромеханическая КПП и кардан к ведущему заднему мосту.


Рулевое управление облегчено гидроусилителем. ГИР – разделённого типа. Насос ГИР запитан в общую гидросистему, от которой запитаны и насосы кузовного подъёмника. При внеплановой остановке мотора есть запасной вариант привода насосов, он осуществляется от ведущих колёс грузовика. Рулевой механизм двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейко-зубчатый.

 

 

Гидротрансформатор – одноступенчатый, снабжен двумя реакторными колёсами с лопастями из алюминия. КПП 3-ступенчатая, на два вала, с фрикционным переключением передач. Для включения любого режима масло через насос с помощью золотникового механизма, от механического привода на рулевой колонке, передается к нужным фрикционам.Гидротрансформатор смягчает нагрузки, увеличивает срок службы шасси. Задний мост автомобиля обычный: с планетарными редукторами передающими движение на колеса и единой главной передачей.

 

Подвеска и тормоза

 

 

 

 

Подвеска намного интересней. Гидропневматическая система с телескопическими цилиндрами (их на машине было 4, разработана в СССР впервые), совмещающие пневмопоршень с гидроамортизатором и плунжерным насосом в одной конструкции. Реактивные штанги работают как направляющие, а поперечные штанги на переднем контуре и два продольных рычага в заднем, гасят боковые нагрузки. Вся эта схема обеспечивает плавный ход тяжеловеса. Подвеска и ряд других решений содержали целый ряд принципиальных новшеств, что закреплено массой авторских свидетельств: самосвалы действительно были «авторскими» по многим параметрам.


Тормозная система — пневматическая. Все колеса оснащены барабанными тормозами. На ведомом валу КПП предусмотрен главный барабанно-ленточный тормоз. Аварийная система тормозов предусмотрена в приводе задних колёс. Мотор оборудован и тормозом-замедлителем с заслонками в выпускных трактах.

 

 

Электрооборудование самосвала рассчитано 24 вольта напряжения. Из впечатляющих моментов отметим мощность стартера – 15 л.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *