обзор, особенности конструкции, технические характеристики
Многие люди наверняка задавались вопросом: как многотонные летательные аппараты перемещаются по посадочным полосам и ангарам после приземления? Ведь данная техника может весить сотни тонн, не предназначена для наземного передвижения своим ходом, так как реактивные струи двигателей могут повредить коммуникации и постройки. Для этих целей служит аэродромный тягач. Специальные машины для буксировки самолетов производятся различными компаниями. Ниже рассмотрим особенности и характеристики самого мощного современного представителя марки БелАЗ и МАЗовский прототип, который разрабатывался в 60-70-е годы прошлого столетия.
Описание
Все грузовики и спецтехника указанного направления различаются между собой по габаритным и техническим параметрам. Самым сильным буксировщиком самолетов в мире является машина БелАЗ. Для сравнения: один из самых мощных аналогов — «Дуглас Калмар TBL-600» — способен транспортировать до 48 тонн, а у техники белорусского производства этот показатель составляет 260 т.
Стоит отметить, что аэродромный тягач БелАЗ, при всей своей невероятной силе, обладает относительно скромными габаритами. Параметры:
- длина/ширина/высота — 7500/3300/2300 мм;
- тип двигателя — дизельный мотор проекта 8424.10-04 российского изготовления;
- мощность номинальная — 4250 л. с;
- оборотистость — 2100 об/мин;
- коробка передач — гидромеханического типа;
- рама — сварной конфигурации из высокопрочной низколегированной стали.
Конструкционные особенности
Аэродромный тягач БелАЗ-74212 оборудуется тремя кабинами. Одна из них располагается в задней части. Правый отсек справа предназначен для размещения двух человек обслуживающего персонала, остальные два — для водителей. Левая фронтальная кабина оснащена гидравлическими приспособлениями, позволяющими подниматься ей на высоту до 450 миллиметров. Несколько рабочих отсеков дают возможность технике подъезжать к летательному аппарату без необходимости разворота.
Кроме того что указанные машины буксируют самолеты, они способны транспортировать крупнотоннажные грузы. Основная работа буксировщика осуществляется посредством крепления специальных фиксаторов к водилу — приспособлению, имеющемуся спереди и сзади машины.
Эксплуатация
Аэродромные тягачи белорусского производства пользуются спросом в разных странах ближнего и дальнего зарубежья (Германии, России, Корее, Индии и в других). При этом производители не останавливаются на достигнутом результате. Представители белорусского автомобильного завода объявили о проектировании и разработке нового буксировщика под индексом 74270. Эта техника сможет перемещать самолеты с массой до 600 тонн. Как заверяют конструкторы, создание новой модификации выходит на финальный этап.
Аэродромный тягач МАЗ
Экспериментальный колесный буксировщик МАЗ-541 был ориентирован на перемещение транспортных и пассажирских самолетов по взлетным полосам. Технику начали разрабатывать в 50-х годах прошлого века, было в общей сложности собрано три экземпляра. Агрегаты эксплуатировались до начала 70-х, после чего были списаны. В настоящее время сохранившихся экземпляров нет.
Создание машины началось в соответствие с распоряжением Минтранспорта. Задание, стоявшее перед Минскими конструкторами, заключалось в создании аэродромного тягача, способного транспортировать летательные аппараты массой до 85 тонн. Внешний облик МАЗ-541 не имел аналогов в мире.
Экстерьер
Буксировщик оснащался уникальным цельнометаллическим кузовом. Закрытая кабина имела три секции ветрового стекла с очистителем на каждой части. Задняя стенка оформлена аналогичным образом. Вход на рабочее место выполнялся через боковые двери распашного типа. В середине размещались две пары сидений, спинками по отношению друг к другу.
На бортах инженеры предусмотрели добавочные створки, дублирующие по конфигурации двери и кабину без рамок остекления. За откидными деталями находились блоки для технического обслуживания буксировщика. В передней части разместили четыре световых элемента головного освещения. Рабочая зона подсвечивалась тремя поворотными прожекторами с кормы техники. В крыше оборудовали пару люков, улучшающих обзорность и вентиляцию.
Управление
В салоне дизельного аэродромного тягача МАЗ-541 предусмотрено два поста управления, оснащенных полным набором приборов и приспособлений, вместе с рулевыми колесами. Контрольные точки находились по диагонали, что позволяло оператору переходить от одного места к другому быстро и свободно. Конструкционные особенности давали возможность увеличить точность позиционирования техники по отношению к заднему прицепному устройству. При перемещении лайнера водитель находился на переднем контрольном посту.
Все созданные белорусскими конструкторами буксировщики окрашивались в красно-оранжевые цвета. Крыша, капот и верхушка крыльев покрывались белой краской. В дальнейшем, крылья полностью перекрасились в основной фон автомобиля. Передний бампер покрывался белым слоем с красно-оранжевыми полосами.
Технические параметры
Все элементы буксировочной машины МАЗ-541 монтируются на стальной клепаной раме, часть деталей позаимствована у серийных грузовиков. Мосты устанавливались на полуэллиптических рессорах. Для гарантированности увеличения массы, предусмотрен балласт, позволивший довести эксплуатационный вес до показателя 28,23 т.
Прочие характеристики рассматриваемого аэродромного буксировщика:
- силовой агрегат — 12-цилиндровый дизельный мотор Д-12А с V-образной конфигурацией;
- объем рабочий — 38800 куб.см;
- мощность по максимуму — 300 л. с;
- оборотистость — 1600 об/мин;
- расход горючего — 120-130 л/100 км;
- расположение баков — внутри кузова;
- длина/ширина/база — 7,97/3,4/3,4 м.
- задние/передние шины — 17,00-32/15,0-20.
Для транспортировки самолетов использовалось одновременно два дышла. Первый элемент фиксировался на оси передней стойки воздушного судна, второе приспособление цеплялось за амортизатор. На корме предусмотрена пара фаркопов, а фронтальный аналог располагался перед бампером.
Зарубежный аналог
Для сравнения изучим ТТХ аэродромного тягача немецкого производства марки Schopf. Ассортимент этой компании включает в себя несколько буксировщиков массой от 5 до 70 тонн, способных выполнять различные задачи. Компания на протяжении нескольких десятилетий выпускает технику, конкурирующую с мировыми лидирующими аналогами.
Машины ориентированы на эксплуатацию в различных климатических регионах. Одной из самой продаваемой модификации является модель Schopf F-110. Техника оснащается автоматической коробкой переключения передач, полным приводом и поворотным механизмом на все колеса. Сила тяги в 110 кН позволяет буксировать малые и средние лайнеры, взлетный вес которых не превышает 160 тонн. Электрическая вариация мощностью 60 кВт функционирует с весом до 150 тонн, не производит вредных выбросов. Емкости аккумуляторной батареи хватает для 30 транспортировок.
fb.ru
БелАЗ-74212
БелАЗ-74212 – аэродромный тягач с колесной формулой 4х4 эффективен при буксировке самолетов взлетной массой до 260 тонн на аэродромах с искусственным покрытием в районах, расположенных на высоте до 2000 м. над уровнем моря.
Кабины в БелАЗ-74212 (передняя левая и задняя) – одноместные. С пневмоподрессоренным регулируемым сиденьем для водителя. Передняя левая кабина установлена на направляющих механизмах подъема. Механизм подъема – гидравлический. Кабина поднимается по вертикали до 450 мм.
БелАЗ-74212 БелАЗ-74212 БелАЗ-74212Передняя правая кабина – пассажирская, двухместная, с жесткими сиденьями, закрепленными на шасси через амортизаторы.
Кабины герметичны, термошумоизолированы и соответствуют требованиям стандартов, устанавливающих уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха.
Рама сварена из высокопрочной низколегированной стали. Продольные лонжероны – коробчатого сечения, соединены между собой поперечинами.
Тягач также оснащен четырьмя сцепными устройствами (по два спереди и сзади) для присоединения штатных водил самолетов.
Если вы заинтересованы в покупке специального транспорта, то широкий ассортимент кранов, тягачей и погрузчиков пердставлен на ресурсе v-kran.ru. Также ресурс оказывает услуги сервиса и ремонта.
autohis.ru
Commodore › Блог › Аэродромный супертягач БЕЛАЗ для самых больших самолетов представлен в Москве
Белорусский автозавод приступил к созданию нового семейства аэродромных тягачей, и самый мощный в этой линейке БЕЛАЗ-74270, рассчитанный на буксировку самолетов взлетной массой до 600 тонн, уже демонстрируется на 49-й Московской международной выставке-конференции «Техника, оборудование и технологии для аэропортов», которая на этой неделе проходит в Москве.
Сегодня в Жодино серийно выпускается только одна модель для буксировки самолетов — тягач БЕЛАЗ-74212, который на аэродромах с искусственным покрытием способен буксировать воздушные суда взлетной массой до 260 тонн, например Boeing 767 или Airbus A330-300. Однако есть и более тяжелые самолеты, их число постоянно растет. Например, крупнейший в мире серийный авиалайнер Airbus А380, способный перевозить до 853 пассажиров в одноклассной конфигурации (эконом-класс), имеет взлетную массу 580 тонн. И такие самолеты уже летают в Россию, которая является традиционным рынком сбыта для аэродромной техники марки БЕЛАЗ. Так что появление белорусского супертягача вполне оправданно — спрос на подобную технику в перспективе также будет расти.
Какими конструктивными особенностями и техническими достоинствами обладает новейший балластный тягач БЕЛАЗ-74270?
Начнем с того, что при своих выдающихся тяговых способностях новый «аэродромник» остался в габаритных размерах машин более легкой серии, что очень важно. Добиться компактности удалось за счет максимально рационального использования компоновочного объема сварной несущей конструкции (рамы) тягача. При этом был обеспечен комфортный доступ к различным узлам и системам автомобиля.
На новом тягаче только одна кабина. Она большая по размеру (вмещает трех человек, включая водителя) и достаточно комфортная. Имеются кондиционер, информационный жидкокристаллический дисплей на панели приборов, в отделке использованы улучшенные обивочные и изоляционные материалы. Возможность регулировки кабины по высоте, большая площадь остекления и камера заднего вида обеспечивают отличную обзорность.
БЕЛАЗ-74270 имеет полный привод и оснащен надежным и экономичным дизельным двигателем Deutz TCD 2015 мощностью 443 л.с. с электронной системой управления и диагностики. Трансмиссия гидромеханическая, собственного производства, с четырьмя ступенями переднего хода и тремя — заднего. Система автоматического управления трансмиссией позволяет выбрать наиболее оптимальный тягово-скоростной режим движения машины, что облегчает управление и обеспечивает безопасность движения.
Благодаря применению новых управляемых мостов БЕЛАЗ-74270 может изменять направление движения тремя способами: за счет поворота только передних колес, за счет поворота передних и задних колес в разные стороны (для обеспечения минимального радиуса поворота), при повороте передних и задних колес в одну сторону будет двигаться в бок («крабовый» ход).
Балласт сделан легкосъемным, что позволяет быстро адаптировать тягач под буксировку самолетов определенной взлетной массой. Для подъема шасси применены гидравлические аутригеры. Тягач оснащен бортовой системой пожаротушения с дистанционным включением.
Как сообщает пресс-служба Белорусского автозавода, помимо представленного БЕЛАЗ-74270 в новой линейке аэродромных тягачей появятся также модели более легких классов для буксировки самолетов взлетной массой до 150 и 260 тонн.
www.abw.by/news/190010/
========================================
Думаю, будет востребован. На российских аэродромах много белазовских авиатягачей.
www.drive2.ru
Аэродромный тягач БелАЗ-7421 разработан на Белорусском автомобильном заводе в 1978 году. Для полного использования массы автомобиля в качестве сцепной он выполнен полноприводным. Предназначен для буксировки самолётов на аэродромах с твёрдым покрытием. Может эксплуатироваться при температуре воздуха от -40 до +40°C и относительной влажности 80% при 20°C. Сравнительно малые габаритные размеры и небольшой радиус поворота обеспечивают тягачу хорошую маневренность и свободное передвижение на аэродроме вблизи воздушного судна. БелАЗ-7421 имеет постоянный привод на все колёса. Он имеет 3 кабины. Передняя левая и задняя одноместные, оборудованы постами управления; правая передняя — двухместная. Рама автомобиля состоит из двух коробчатых лонжеронов переменного сечения, соединённых 5 поперечинами и 2 поперечными накладками, на которых установлены передний и задний буферы. В буферах размещены буксирные устройства для присоединения штатных водил самолёта. В средней части рамы крепятся 2 цилиндра механизма поворота. Над ними установлены ящики аккумуляторных батарей. Для приданию тягачу больших инерционных качеств снизу к раме шарнирно подвешен балласт. В зимнее время предусмотрена установка верхнего балласта (5 листовых пакетов общей массой 11 т). В качестве силовой установки применён 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения с 4 клапанами на цилиндр Д-12А-525А. Двигатель установлен на раме на 3 опорах. Для работы в зимнее время имеется электроподогрев. Пуск двигателя осуществляется от электростартера. Имеется резервная система пуска от сжатого воздуха. Передача крутящего момента от двигателя к колёсам осуществляется при помощи гидромеханической передачи. Она представляет собой единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора, гидромеханической трёхступенчатой коробки передач и узлов гидравлической системы. Гидромеханическая передача установлена на раме на резиновых амортизаторах и приводится во вращение при помощи карданных валов через понижающую передачу. Все узлы смонтированы общем разъёмном корпусе. Согласующая передача нужна для приведения в соответствие характеристик двигателя и гидротрансформатора. От неё же осуществляется привод насосов гидросистемы рулевого управления, вентилей гидромеханической передачи и компрессора тормозной системы. Привод переключения ступеней коробки передач электрогидравлический. Карданная передача состоит из 4 карданных валов и промежуточной опоры. Подвеска состоит из 4 пневматических цилиндров и направляющего устройства, представляющего собой систему штанг, рычагов и шарниров. Оба моста имеют одинаковую конструкцию и состоят из главной передачи (конические шестерни) с дифференциалом и колёсных планетарных редукторов. Рулевое устройство гидравлическое. Поворот осуществляется за счёт одновременного поворота мостов на одинаковый угол (до 11°). Рабочая тормозная система барабанного типа на всех колёсах с раздельным пневмоприводом. Стояночный тормоз барабанный, действует на главную передачу. Электрооборудование постоянного тока с напряжением 24 В. Имеется сигнализация открытых дверей. На заднем буфере установлен огнетушитель ОУБ-3. Модификации автомобиля:
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
Новый аэродромный тягач БелАЗ — bmpd — LiveJournal
Как сообщил 3 марта 2016 года в своем ЖЖ коллега francis_maks , в этот день начались испытания первого опытного образца нового аэродромного тягача БелАЗ-74270 разработки ОАО «БЕЛАЗ» (Жодино, Минская область, Белоруссия), предназначенного для буксировки самолетов массой до 600 тонн.Также коллегой сообщается, что два серийно выпускаемых аэродромных тягача БелАЗ-74212 «отправились железной дорогой на восток. Вот чувствуется некое оживление в российских ВВС — в прошлом году с десяток аэродромников прикупили. Последние годы по паре штук делали всего».
Первый опытный образец нового аэродромного тягача БелАЗ-74270 в цеху ОАО «БЕЛАЗ» (с) ОАО «БЕЛАЗ»
В своем пресс-релизе от 3 февраля 2016 года ОАО «БЕЛАЗ» сообщало такие сведения о работах над новым аэродромным тягачом БелАЗ-74270:
«В 2015 году был произведен основной объем работы по изготовлению опытного образца нового аэродромного тягача БЕЛАЗ-74270.
Специалистами предприятия был основательно пересмотрен подход к созданию аэродромного тягача. На машине применены прогрессивные технические решения:
-разработана новая компоновка аэродромника. Конструкция БЕЛАЗ-74270 осталась в габаритных размерах машин предыдущей серии (БЕЛАЗ-7421) однако новый тягач позволяет осуществлять буксировку воздушных судов 5-го класса с взлётной массой до 600 тонн.
— применен надёжный экономичный двигатель фирмы DEUTZ TCD 2015 мощностью 330 кВт с электронной системой управления и диагностики.
Ещё одним неоспоримым преимуществом дизеля является его экологическая безопасность, соответствующая стандартам EPA/COMIII.
— установлена современная кабина с панорамным лобовым стеклом повышенной комфортабельности с кондиционером, информационным жидкокристаллическим дисплеем на панели приборов, улучшенными обивочными и изоляционными материалами. Для улучшения обзорности на машине применена камера заднего вида.
— применены новые ведущие управляемые мосты, позволяющие производить 4 способа поворота: поворот передними колёсами, поворот задними колёсами, поворот передними и задними колёсами в одну сторону (движение крабом), поворот передними и задними колёсами с обеспечением малого радиуса поворота.
Сегодня аэродромный тягач БЕЛАЗ-74270 собран и проходит заводские испытания».
Относительно поставок серийно производимого с 1997 года аэродромного тягача БелАЗ-74212 в пресс-релизе ОАО «БЕЛАЗ» от 10 ноября 2015 года сообщалось:
«Сейчас наибольшей популярностью белорусские аэродромные тягачи пользуются на рынке Российской Федерации, куда в 2013 и 2014 годах поставлено 14 единиц БЕЛАЗ-74212, в 2015 году – 4 такие машины. До конца 2015 года намечена отгрузка еще 6 аэродромных тягачей БЕЛАЗ-74212 в Российскую Федерацию».
Аэродромный тягач БелАЗ-74212 буксирует первый модернизированный военно-транспортный самолет Ил-76МД-М (регистрационный номер RF-76746, заводской номер 0073479374, серийный номер 60-04). Жуковский, 28.02.2016 (с) tankasan.livejournal.com
bmpd.livejournal.com
БЕЛАЗ разрабатывает два новых аэродромных тягача
После успешного завершения работ по проектированию и испытаниям аэродромного тягача БЕЛАЗ-74271, рассчитанного на буксировку самолетов массой до 600 тонн, Белорусский автозавод приступил к созданию двух новых моделей тягачей аналогичного назначения, предназначенных для самолетов меньшей массы.
Первый из проектируемых аэродромных тягачей нового поколения рассчитан на буксировку воздушных судов класса 2 взлетной массой до 150 тонн. Он получил обозначение БЕЛАЗ-54010 и оснащен дизелем DEUTZ TDC 2012 L04-2V максимальной мощностью 138 л.с., а также гидромеханической трансмиссией с шестью передними и тремя задними диапазонами.
Вторая модель – БЕЛАЗ-64020 для буксировки воздушных судов класса 3 взлётной массой до 260 тонн. Этот аэродромный тягач также получит гидромеханическую трансмиссию с аналогичным числом диапазонов, но мощность его дизеля составит уже 220 л.с.
Интересное от редакции:
05.03.2019 в 05:30
26.05.2016 в 08:57
07.12.2015 в 06:20
Читайте также:
01.07.2016 в 06:00
22.12.2016 в 07:17
11.04.2016 в 07:37
15.09.2016 в 11:00
20.02.2016 в 07:55
27.10.2017 в 05:00
11.11.2016 в 08:02
14.11.2018 в 05:30
26.05.2016 в 08:57
05.03.2019 в 05:30
st-kt.ru
Авто и не только.ru
Новый аэродромный тягач БЕЛАЗ 74270 впервые презентовали широкой публике на выставке Инфраструктура гражданской авиации (NAIS), проходившей в Москве 8-9 февраля. Правда, натурный образец только-только завершил испытания и привезти его на выставку не успели. Зато на стенде можно было посмотреть видео с новым тягачом, снятое на полигоне, и подержать в руках его модель.
В производственной программе БЕЛАЗа аэродромные тягачи присутствуют несколько десятков лет. Тягач БЕЛАЗ 74212 на сегодняшний день является самым распространённым аэродромным тягачом в аэропортах стран СНГ. Он рассчитан на работу с самолётами взлётной массой до 260 тонн. На момент создания он мог работать практически со всеми типами воздушных судов, однако с ростом размеров (и массы) авиалайнеров стало необходимым создание более мощного тягача.
Аэродромный тягач БЕЛАЗ 74270 предназначен для буксировки широкофюзеляжных самолётов пятой категории с взлётной массой от 400 до 600 тонн. К ним относятся, в частности, пассажирские лайнеры Airbus A-380 и Boeing 747, а также транспортные Ан 124, Ан 225, C-5 Galaxy. Для адаптации к буксировке самолётов разного веса тягач оснащён комплектом быстросъёмных балластных грузов для изменения собственной массы машины.
Благодаря изменённой по сравнению с БЕЛАЗ 74212 компоновке, БЕЛАЗ 74270 имеет практически те же габаритные размеры (он лишь на 30 см длиннее). При сравнении двух моделей сразу заметны две отличительные особенности нового аэродромного тягача — увеличенная колёсная база и одна трёхместная кабина вместо трёх одноместных.
Она может подниматься на 450 мм, а для безопасного маневрирования задним ходом на тягаче установлена видеокамера. Впрочем, по заказу на новый тягач могут поставить и заднюю кабину, как одноместную, так и трёхместную.
Ещё одно отличие аэродромного тягача БЕЛАЗ 74270 от 74212 — жёсткое крепление заднего моста к раме. Подвеска переднего моста осталась зависимой, с тремя продольными и одной поперечной штангой и гидропневматическими цилиндрами. Более подробную информацию о новом аэродромном тягаче БЕЛАЗ 74270 и его «младшем брате» БЕЛАЗ 74212 вы можете получить из рекламных листовок.
Другие статьи об аэродромной технике читайте здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
avtoinetolko.ru