Два плуга рисунок – Два плуга – читать с картинками – Ушинский Константин

Содержание

Два плуга - читать с картинками - Ушинский Константин

Рассказ Ушинского Два плуга читать с картинками в одно удовольствие. Два плуга – рассказ для детей Ушинского ребятам школьного возраста учит, что в жизни нужно трудиться и вести активный образ жизни. Рассказ Ушинского Два плуга вы можете читать онлайн.

Рассказ Два плуга Ушинского К. читать с картинками

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 

Краткое содержание Два плуга:
 

Сделаны два плуга в одно и то же время и в одной и той же мастерской. Но судьба у них сложилась совершенно по-разному. Одному из них пришлось тяжело трудиться, вспахивая землю вместе с земледельцем, тогда как другой только лежал в купеческой лавка и ничего не делал.

Проходит время и два плуга опять встречаются. Казалось бы тот плуг, что трудился на полях должен был бы немало поизноситься, но он, напротив, выглядит прекрасно и блестит, как будто сделанный из серебра. Тогда как плуг-лентяй не только не сохранился от ничегонеделания, а даже потемнел и покрылся ржавчиной.

Главная мысль Два плуга:

Труд и активный образ жизни сохраняют молодость и отличный внешний вид как инструментам, так и человеку, а лень и отсутствие достойной работы приводят к преждевременной старости и быстрому износу.

 

Похожее

svetlica-mama-blogger.ru

Фото плуга ⭐ Забавник

Мы подобрали для Вас фотографии плуга. Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким, чаще металлическим лемехом для основной обработки почвы — вспашки земли.

Ручной плуг

 

Однокорпусный плуг

Плуг для мотоблока

Плуг

Фото плуга

Оборотный плуг

Оборотный трехкорпусный плуг

Желтый плуг

Плуг прицепной оборотный

Фото черного плуга

 

Красный плуг

Двухкорпусный оборотный плуг

Плуг синего цвета

Плуг зеленого цвета

Оборотный плуг обрабатывает почву

Шестикорпусный плуг

 

 

 

Плуг для мини трактора

Оборотный плуг в деле

 

Трехкорпусный плуг для маленького трактора

 

Фото старого плуга

Новый плуг

Многокорпусный плуг прицепленный к трактору

Тяжелый плуг

 

Плуг с черным металлическим лемехом

Оборотный плуг вспахивает землю

 

Современный плуг

Ручной плуг

 

Дисковый плуг

Плуг для гусеничного трактора

Фото оборотного плуга

zabavnik.club

Устройство и работа плуга, регулировка, схема, рабочие органы

Устройство и работа плуга Плуг схема Как отрегулировать плуг для пахоты Отвал плуга и его применения Рабочие органы плуга

Оглавление:

  • Устройство и работа плуга
  • Плуг схема
  • Как отрегулировать плуг для пахоты
  • Отвал плуга и его применения
  • Рабочие органы плуга
  • Плуг фото

 

Устройство и работа плуга

Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.

Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.

Устройство корпуса:

  • полевая доска
  • боковины с пяткой
  • отвал
  • стойка
  • лемех

Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.

Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на

  • культурные
  • цилиндрические рухадловые
  • винтовые
  • полу винтовые
  • универсальные

Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.

Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.

Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.

 

Плуг схема

Плуг делится на основные части (плуг схема):

  • предплужник 1
  • корпус 2
  • нож 4
  • рама 3
  • винт регулировки опорного колеса 6
  • опорное колесо 5
  • прицепное устройство 7

Иногда на плуги устанавливается гидропневматический предохранитель, это делается для обработки старопахотных почв, которые засорены камнями различных форм и размеров, частично выступающими на поверхность или скрытыми в толще слоя. Его основными узлами являются: гидроцилиндр, пневмогидроаккумулятор (ПГА) с поршнем и штуцером, кран, манометр, маслопроводы.

С помощью шарнирных опор и грядиля управляется каждый корпус плуга. Для лучшего оборачивания и крушения пласта, на корпусе установлены долото, перо и углосним.

 

Как отрегулировать плуг для пахоты

1. Регулировку плуга для пахоты следует начать с его рабочих частей. Главным рабочим элементом плуга является лемех, при вспашке более половины нагрузки приходится на него. Лемех должен быть обязательно наточен соответствующим образом. В противном случае расход горючего возрастет на 20%, производительность снижается почти на 20%, а глубина обработки может снизится более чем на треть.

2. На лезвиях лемехов должны быть наставки с режущей кромкой до 1 мм, угол заточки 25 — 400. Эти наставки должны быть из твёрдых сплавов, и одного размера. Отклонения не должны превышать: по длине лезвия 15 мм, длине спинки 10 мм, и ширине 5 мм. Проследите, что все головки болтов были утоплены до 1 мм или находились заподлицо. На стыке лемеха и отвала не должно быть зазора превышающего миллиметр, а сам отвал не должен выступать более двух миллиметров.

3. Важно нахождение лемеха и отвала на одной линии со стороны поля. Допустимое выступление лемеха — не более полсантиметра. Недопустимо выступание стойки корпуса за полевой обрез отвала и лемеха. Допустимые зазоры составляют: между стойкой и лемехом 3 мм, а между стойкой и отвалом 6 мм.

4. Необходимо проверить на плуге полевые доски, они должны быть ровными. Задняя часть их должна находиться с обрезом лемеха в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более полсантиметра.

5.Лезвие лемеха надо установить параллельно установочной площадке. Возвышение задней части допустимо не более сантиметра. Установка погнутых грядилей и/или перекос рамы не допускаются. Иначе правильное общее расположение корпуса плуга нарушается. Правильность установки лемехов можно проверить так: натянуть шнур по пяткам и носкам заднего и переднего корпусов. Допустимое отклонение пяток и носков должно не превышать плюс-минус от натянутого шнура.

 

Отвал плуга и его применения

Отвал плуга — его рабочая часть корпуса предназначается для подъема пласта почвы, который подрезан лемехом. Отвал плуга деформирует пласт почвы, переворачивает верхним слоем вниз и отваливает его в борозду. Отвалы плуга по форме рабочей поверхности делятся на полувинтовые, винтовые, культурные и цилиндрические.

По конструктивному выполнению различают составные (из двух частей), роликовые, прутиковые, пластинчатые и др. Отвалы изготавливают из 2х или 3х-слойной стали подвергнутой закалке. Бывают плуги для скорости пахоты до 12 км/ч (скоростной пахоты), для них применяются отвалы со специальной формой рабочей поверхности, обеспечивающей хорошее прошение, нормальный оборот пласта и слитную поверхность пахоты.

 

Рабочие органы плуга

Рабочие органы плугов – черенковые или дисковые ножи, предплужники и основные корпуса.

Дисковый нож – диск, который вращается на двух шарикоподшипниках. Устанавливается он обычно перед задним корпусом, используется на плугах общего назначения, а так же для не засоренных корнями деревьев и камнями почв на кустарниково-болотных плугах. Черенковый нож представляет собой черенок, который переходит в нож и представляет собой двугранный клин. Такие используют при вспашке засоренных камнями, задернелых почв.

Черенковыми ножами оборудуют специальные плуги, в том числе и кустарниково-болотные. При работе плуг ножами отделяет пласт почвы вертикально, создавая ровную стенку, при этом создавая и дно борозды. Это помогает выдерживать заданную глубину пахоты, потому как обычно опорные колеса трактора или плуга идут по дну борозды.

Предплужник — часть плуга, снимающая верхний слой почвы, укладывая его на дно борозды.

Корпуса различают по разновидностям на культурные, винтовые и полувинтовые. Типы корпусов бывают полу винтовыми, скоростными, вырезными, безотвальными, с почвоуглублением или дисковыми.

 

Плуг фото

Дисковый плуг.

Навесной трёхкорпусный плуг.

Вспашка оборотным навесным плугом.

Плуг на который установлены полувинтовые корпуса.

atc.prom.ua

Конспект урока по литературному чтению на тему: К.Д.Ушинский "Два плуга"

Тема урока: К.Д.Ушинский «Два плуга»

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством К.Ушинского

2.Развивать навыки выразительного чтения.

3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.

4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно

составленному плану.

5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.

Задачи урока:

Образовательные:

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения на известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)

-Ребята, давайте скажем, какими вы должны быть сегодня на уроке?

-А какой должна быть я? (Ответы детей)

-Учитывая все те качества, которые вы произнесли, давайте постараемся сегодняшний наш урок построить продуктивно

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Внимание на экран! Прочитайте. Что предполагает это задание? (Слайд 2-пословицы)

Пословицы

1. Труд красит, а лень портит

2. Больше дела – меньше слов.
3. Всякая работа мастера хвалит.

4.Не плюй в колодец – пригодится напиться
5. Глазам страшно, а руки сделают.
6. Баловством хлеба не добудешь.

-Какая пословица лишняя? (Ответы детей)

самооценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

Определение темы урока.

Учитель: Какая группа пословиц выделилась, о чем эти пословицы? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (Ответы детей – о труде).

-Но нам необходимо сформулировать тему урока и я предлагаю вам игру «Вспомни произведение писателя» (слайд 3).

1. «Наше…» «Наше Отечество»

2. «Гусь…» «Гусь и журавль»

3. «… нос кверху» «Кто дерет нос кверху»

«Спор…» «Спор деревьев»

Если вы считаете, что правильно справились с заданием, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

-Молодцы! А может вы вспомните, кто написал эти произведения? (ответы детей)

(слайд 4 (1 клик) – фото писателя)

- А что вы знаете об этом писателе? (ответы детей)

Слайд 4 (2 клик) «Рассказ о писателе»

-Можем ли мы сейчас сформулировать тему нашего урока?

(Мы будем читать произведение К.Д.Ушинского).

-Произведение какого характера мы будем читать? (о труде)

-Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Две руки» ???

4. Учебно – познавательная деятельность.

Знакомство с произведением К.Ушинского «Два плуга»

1.Беседа о назначении обложки.

-Посмотрите на обложку этой книги (слайд 5)

-Прочитайте, как называется книга?

-О чём подумали, глядя на обложку?

-Как вы думаете, в книге пойдёт речь о ваших современниках или о давних временах?

-Почему вы так считаете?

Вы верно подметили, что события, написанные К.Ушинским происходят много лет назад, когда не было не только вас, но и ваших мам и бабушек. К.Ушинский(1824-1870) великий русский педагог. Не одно поколение русских детей учились по его книгам «Детский мир» и»Родное слово». А теперь настал и ваш черёд.

2. Первичное чтение текста учащимися (про себя) (Слайд 6 – текст сказки)

-Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

-Подумайте, какие вопросы вы хотели бы задать своему однокласснику.

-Как вы считаете, в чём хотел убедить нас автор?

-На какие размышления натолкнуло вас это произведение?

3. Выборочное чтение, беседа по содержанию.

-Подтвердите примерами из текста, что события рассказа относятся к давним временам.

- Людям каких профессий попали плуги? (земледельца и купца)

Если вы считаете, что отлично поработали с текстом то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не поняли (?).

Работа в группах ( Класс делится на 6 групп)

Прочитайте слова и выражения, с помощью которых К.Ушинский описывает плуги.

Первые три группы описывают плуг, который валялся в лавке купца.

Вторые три группы – плуг, который работал.

Ленивые (таблички перевернуты)

трудолюбивые

«…бесполезно провалялся…»

«…немедленно пошёл в работу…»

«…без всякого дела…»

«…блестел, как серебро…»

«…потемнел и покрылся ржавчиной…»

«…ещё лучше…»

«…заржавевший плуг…»

«…сделался хуже…»

«…пролежал на боку…»

«…ничего не делая…»

(группы по очереди отвечают, на доску учитель вывешивает таблички с заготовленными ответами)

-Подумайте, ребята, произведение К.Д.Ушинского «Два плуга» о плугах или о ком-то еще? (о людях)

-Какими могут быть люди по данным описаниям? (ленивые и трудолюбивые)

- А теперь подберите свои слова, которые характеризуют ленивых людей и трудолюбивых. (дети обсуждают, затем по очереди отвечают)

Если вы считаете, что отлично поработали в группах то поставьте (!), если хорошо, поставьте (+), если вы почти ничего не делали (?).

Итог урока

-Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль текста

«…и сделался хуже, чем был, потому что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая»

-Мы сказали с вами, что произведение написано давно. Может ли оно быть актуальным в наши дни? (ответы детей)

«Читать -это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое -вот в чём главное дело» К.Д.Ушинский

Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать.

В течение урока вы сами себя оценивали. Посмотрите на свои знаки. Поднимите

сигнальную карточку с тем знаком, который вы ставили себе больше всего.

Домашнее задание: выразительное чтение

Тема урока: К.Д.Ушинский «Два плуга»

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством К.Ушинского

Ход урока

  1. Организационный момент.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)

-Ребята, давайте скажем, какими вы должны быть сегодня на уроке?

-А какой должна быть я? (Ответы детей)

-Учитывая все те качества, которые вы произнесли, давайте постараемся сегодняшний наш урок построить продуктивно

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Внимание на экран! Прочитайте. Что предполагает это задание? (Слайд 2-пословицы)

Пословицы

1. Труд красит, а лень портит

2. Больше дела – меньше слов.
3. Всякая работа мастера хвалит.

4.Не плюй в колодец – пригодится напиться
5. Глазам страшно, а руки сделают.
6. Баловством хлеба не добудешь.

-Какая пословица лишняя? (Ответы детей)

самооценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

Определение темы урока.

Учитель: Какая группа пословиц выделилась, о чем эти пословицы? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (Ответы детей – о труде).

-Но нам необходимо сформулировать тему урока и я предлагаю вам игру «Вспомни произведение писателя» (слайд 3).

1. «Наше…» «Наше Отечество»

2. «Гусь…» «Гусь и журавль»

3. «… нос кверху» «Кто дерет нос кверху»

«Спор…» «Спор деревьев»

Если вы считаете, что правильно справились с заданием, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

-Молодцы! А может вы вспомните, кто написал эти произведения? (ответы детей)

(слайд 4 (1 клик) – фото писателя)

- А что вы знаете об этом писателе? (ответы детей)

Слайд 4 (2 клик) «Рассказ о писателе»

-Можем ли мы сейчас сформулировать тему нашего урока?

(Мы будем читать произведение К.Д.Ушинского).

-Произведение какого характера мы будем читать? (о труде)

-Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Две руки»

4. Учебно – познавательная деятельность.

Знакомство с произведением К.Ушинского «Два плуга»

1.Беседа о назначении обложки.

-Посмотрите на обложку этой книги (слайд 5)

-Прочитайте, как называется книга?

-О чём подумали, глядя на обложку?

-Как вы думаете, в книге пойдёт речь о ваших современниках или о давних временах?

-Почему вы так считаете?

Вы верно подметили, что события, написанные К.Ушинским происходят много лет назад, когда не было не только вас, но и ваших мам и бабушек. К.Ушинский(1824-1870) великий русский педагог. Не одно поколение русских детей учились по его книгам «Детский мир» и»Родное слово». А теперь настал и ваш черёд.

2. Первичное чтение текста учащимися (про себя) (Слайд 6 – текст сказки)

-Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

-Подумайте, какие вопросы вы хотели бы задать своему однокласснику.

-Как вы считаете, в чём хотел убедить нас автор?

-На какие размышления натолкнуло вас это произведение?

3. Выборочное чтение, беседа по содержанию.

-Подтвердите примерами из текста, что события рассказа относятся к давним временам.

- Людям каких профессий попали плуги? (земледельца и купца)

Если вы считаете, что отлично поработали с текстом то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не поняли (?).

Работа в группах ( Класс делится на 6 групп)

Прочитайте слова и выражения, с помощью которых К.Ушинский описывает плуги.

Первые три группы описывают плуг, который валялся в лавке купца.

Вторые три группы – плуг, который работал.

Ленивые (таблички перевернуты)

трудолюбивые

«…бесполезно провалялся…»

«…немедленно пошёл в работу…»

«…без всякого дела…»

«…блестел, как серебро…»

«…потемнел и покрылся ржавчиной…»

«…ещё лучше…»

«…заржавевший плуг…»

«…сделался хуже…»

«…пролежал на боку…»

«…ничего не делая…»

(группы по очереди отвечают, на доску учитель вывешивает таблички с заготовленными ответами)

-Подумайте, ребята, произведение К.Д.Ушинского «Два плуга» о плугах или о ком-то еще? (о людях)

-Какими могут быть люди по данным описаниям? (ленивые и трудолюбивые)

- А теперь подберите свои слова, которые характеризуют ленивых людей и трудолюбивых. (дети обсуждают, затем по очереди отвечают)

Если вы считаете, что отлично поработали в группах то поставьте (!), если хорошо, поставьте (+), если вы почти ничего не делали (?).

Итог урока

-Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль текста

«…и сделался хуже, чем был, потому что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая»

-Мы сказали с вами, что произведение написано давно. Может ли оно быть актуальным в наши дни? (ответы детей)

«Читать -это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое -вот в чём главное дело» К.Д.Ушинский

Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать.

В течение урока вы сами себя оценивали. Посмотрите на свои знаки. Поднимите

сигнальную карточку с тем знаком, который вы ставили себе больше всего.

Домашнее задание: выразительное чтение

Самоанализ урока.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

В классе обучается 24 человека. Дети с разным уровнем обученности и разными психологическими особенностями. Есть активные дети, есть пассивные, есть которые быстро выполняют задания, и , наоборот, очень медлительные. Так же разный уровень усвоения ими учебного материала. Основная масса детей со средними способностями.

В основе введения ФГОС второго поколения лежит  системно –деятельностный  подход.

Деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Основной результат при этом – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

При разработке данного урока я учитывала основную педагогическую задачу - создание и организация условий, инициирующих детское действие, а так же

индивидуальные особенности учащихся.

Исходя из этого я построила свой урок таким образом.

Тема урока: «Модель урока литературного чтения в контексте ФГОС».

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.

2.Развивать навыки выразительного чтения.

3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.

4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно

составленному плану.

5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.

Задачи урока:

Образовательные:

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Самоанализ урока с точки зрения УУД

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Какие УУД формировали

I. Организационный момент.

Мотивация к работе.

Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (Л)

На этапе организационного момента с помощью моего настроя дети эмоционально подготовились к уроку и включились в работу. Целью учителя было установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися , целью учащихся проверка готовности к уроку, включение в работу.

II. Актуализация знаний.

Литературная викторина на знание произведений В.В Бианки, ранее изученных.

Постановка проблемы.

Оценка деятельности.

Определение темы урока.

Работа в парах.

Ответы на вопросы викторины.(П)

Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, проявлять доброжелательное отношение. (К)

1. Выбрать из предложенных отрывков произведений лишнее и объяснить, почему оно лишнее. (П)

2. Распределение картинок с изображением птиц, животных, деревьев и цветов по тематическим группам. (П)

Оценка свих знаний по следующим параметрам: (!)-справился легко,(+)-были небольшие трудности, (?)-есть вопросы.(Р)

Учащиеся формулируют тему урока. (Р)

Развитие способности у учащихся планировать свою работу. (Р)

III. Физкультминутка

IV.Учебно-познавательная деятельность.

1. Слово о писателе В.В. Бианки.

2. Сообщения учащихся о писателе (домашнее задание).

3. Знакомство с биографией писателя по тексту учебника.

4. Выставка книг.

5. Физкультминутка.

(для зрения)

6. Чтение произведения «Хитрый Лис и умная Уточка) учителем.

7. Работа с текстом произведения. Алгоритм составления плана.

8. Работа в группах.

Словарная работа с непонятными словами и выражениями.

9. Оценивание своей деятельности и деятельности других учащихся.

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)

Работа с разными источниками информации. Знакомство с книжными изданиями произведений В.В. Бианки (а так же других писателей, которые пишут о природе для детей). (П)

Получение информации из учебника, нахождение новых сведений, пользоваться ими, строить необходимые рассуждения. Умение обосновывать свои суждения. Умение отвечать на вопросы учителя.(П)

Подробный пересказ прочитанного, составление простого плана по алгоритму.(П)

Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. (Л)

V. Закрепление нового материала.

Обобщение изученного материала. (П)

VI. Итог. Рефлексия

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.(К)

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.(Р)

Была создана ситуация успеха в деятельности на уроке каждого ученика и класса в целом. Что доказывает результат рефлексии. У ребят уверенность в себе и хорошее настроение.

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание предложено по изученной теме. Был использован творческий элемент.

Чтение, пересказ, нарисовать обложку к сказке.

Метапредметные УУД

Педагогическая терминология

Язык ребёнка

Педагогический ориентир

Личностные

Воспитание личности (нравственное развитие и формирование познавательного интереса).

«Я сам»

Что такое хорошо и что такое плохо.

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Расту хорошим человеком»

Регулятивные

Самоорганизация

«Я могу»

«Понимаю и действую»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные

Исследовательская культура

«Я учусь»

«Ищу и нахожу»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные

Культура общения

«Мы вместе»

«Всегда на связи»

«Я и Мы»

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Викторина

  2. Работа в парах (план урока)

  3. Работа в группах (словарная работа)

  4. Сообщения об авторе (индивидуальное домашнее задание)

  5. Вопрос – ответ (об авторе)

  6. Чтение

  7. Составление плана

  8. Пересказ

  9. Анализ текста (жанр, тема, герои)

(!) (+) (?) (-)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Виталий Бианки родился в Петербурге.

Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.

Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком.

От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук.

Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.

Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.

Детям хотелось найти волшебное слово,

которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире

расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье.

Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие.

Было ему тогда лет пять-шесть.

С тех пор лес стал для него

волшебной страной.

Интерес к лесной жизни сделал его

страстным охотником.

А еще он очень любил поэзию.

Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы.

Но своим главным учителем Бианки

считал отца.

Он приучил сына записывать все

наблюдения.

Через много лет они превратились

в увлекательные рассказы и сказки.

За 35 лет творческой работы

Виталий Валентинович Бианки

создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.

Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе.

Читатели ему писали много писем и он отвечал на них.

Его произведения переводили на многие языки мира.

Словарная работа (выбрать правильный вариант)

Утки в отлёт собрались.

1.Перелётные птицы покидают родные края – летят на зимовку.

2.Птицы захотели отлететь на некоторое время и тут же вернутся обратно.

Утятинкой раздобудусь.

1.Лиса любит утятину, поэтому хочет найти (раздобыть) утку и съесть её.

2.Лиса хочет найти утку, чтобы пообщаться с ней.

Стая поднялась на крыло.

1.Так говорят, когда все птицы одновременно взлетают и летят в тёплые края.

2.Так говорят, когда утки наступают на крыло другой утки.

Ключ бьёт из-под земли.

1.Ключ – это родник, источник, ручей. Это выход подземных вод на поверхность.

2.Можно предположить, что кто-то потерял ключ и он бьёт(стучит), чтобы его заметили.

Полынья.

1.Пространство чистой воды в ледяном покрове реки. Образуется в местах, где выходят подземные воды.

2.Это полянка, на которой растёт полынь.

Алгоритм составления плана

  1. Прочитать произведение.

2.Определить смысловые

части и опорные слова.

3.Определить тему каждой

части и озаглавить её.

4.Выписать по порядку

заголовки каждой части.

5.Прочитать

получившийся план.

6.Сверить план

с содержанием текста.

7.Пересказать текст

по плану.

Таблица достижений по уроку литературного чтения

Ученика (ученицы) 2 класса______________________

1

2

3

4

Таблица достижений по уроку литературного чтения

Ученика (ученицы) 2 класса______________________

1

2

3

4

Таблица достижений по уроку литературного чтения

Ученика (ученицы) 2 класса______________________

1

2

3

4

Алгоритм сравнения научно-
познавательного и художественного текста

Линии сравнения

Научно-познавательный текст

Художественный текст

Автор обращается...

...к памяти, к знаниям читателя

...к воображению, к чувствам и душе читателя

Читатель, прочитав произведение...

...приобретает точную научную информацию

...не только приобретает разную информацию, но и сопереживает героям

Слова и выражения в тексте...

...являются специальными (научными) терминами, понятиями и имеют прямое значение

...имеют образное значение, передают настроение, отношение автора, используются не только в прямом, но и в переносном значении_

infourok.ru

Читать онлайн книгу «Два плуга» бесплатно — Страница 1

Константин Ушинский

Два плуга

Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Хлеб

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.

Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в — него впрягают несколько пар лошадей или волов.

Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Как рубашка в поле выросла

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом[1] на дворе, так что от бедного льна летела кострика[2] во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна,[3] натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст. Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.[4]

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

История одной яблоньки

I

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

II

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

III

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Бодливая корова

(Из рассказов хуторянина)

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придерёт, или в житах очутится, — иди, выручай!

Особенно когда бывал у неё телёнок, — удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал старый.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнёт, — так и на лошади не догонишь.

Вот раз, летом, прибежала она от пастуха ещё задолго до вечеру, — было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре, девочке эдак лет двенадцати:

— Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко: что им тут без толку стоять!

Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись; а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало; а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.

Глядит Феня, что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака, Серко. Известно, — волк на собаку совсем похож; только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала уже Феня собаку манить:

— Серко, Серко! — как смотрит: телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревет, передними копытами землю роет, а рога-то прямо волку выставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся да и отскочил с первого раза, видно, задело его рогом. Видит волк что нахрапом ничего не возьмёшь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить — только куда ни кинется, везде рога ему навстречу.

Феня всё ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать:

— Ратуйте, кто в бога вируе, ратуйте![5] Наш казак орал[6] тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет о голыми руками на волка сунуться: такой он большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что орал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл, да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели, — так перепугалась девочка.

Порадовалоя тогда отец, что не отпилил корове рогов.

Чужое яичко

(Из рассказов хуторянина)

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.

Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыпленок, — думает курица, — клюет, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать, бедную.

Гадюка

(Из рассказов хуторянина)

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.

Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.

Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору.

Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь: дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.

Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.

Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.


Примечания

1

Трепало — зубчатая дощечка, которой выколачивают, треплют лён.

2

Кострика — отбросы льна после выколачивания.

3

Кросна — старинный ткацкий станок.

4

Кипень — белая от кипения пена.

5

Спаcите! (укр.)

6

Орёл (старин.) — пахал.

www.litlib.net

План-конспект урока по теме: Тема урока: «Два плуга» К. Ушинский

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку.

2. Речевая дыхательная гимнастика

-Сядьте ровно, положите руки на колени. Делаем полный вдох через нос

на счёт 1,2,3; делаем выдох через рот на счёт 1,2,3. (повторить 3 раза)

-Пальчиком закрываем левую ноздрю, делаем вдох через правую ноздрю насчёт 1,2,3; закрываем правую ноздрю делаем выдох через левую ноздрю насчёт 1,2,3.  (повторить 3 раза)  

-«Надуваем шарик»: Делаем полный вдох, надуваем щеки, задерживаем дыхание и с шумом выдыхаем воздух (повторить 3 раза)

3. Проверка домашнего задания.

-Как называется сказка, которые мы читали на прошлом уроке?

-Кто автор сказки?

-Назовите главных героев сказки? -Назовите черты характера животных из этой сказки?

-Чему нас учит эта сказка?

4. Вступительная беседа. 

Как называются машины которые помогают в поле?

Загадка:

А как пашет - семь плугов тащит.

(трактор)

(демонстрации иллюстрации)

А раньше, много лет назад люди работали на земле вручную при помощи плуга.

(демонстрации иллюстрации)

Кто из вас может объяснить, что такое плуг?

ПЛУГ - это орудие для вспашки и обработки Земли.

5. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы прочитаем новую поучительную сказку из раздела «о труде и трудолюбии».

а) Работа с пословицами.

Где труд, там и счастье.

Надо много трудиться, чтобы чего-то добиться.

б) Рассказ учителя о труде:

-Всё, что нас окружает, сделано руками человека. Человек вложил много труда, чтобы всё это создать: и стол, за которым вы сидите, и кровать, на которой вы спите. Тетради, книжки, ручки - всё это человеческий труд.

-А каким трудом занимаетесь вы?

Но пока вы в школьники, главный ваш труд - учеба, поэтому работать на уроке надо так, чтобы получить хорошие знания, которые пригодятся вам в жизни.

в) Рассказ о творчестве к Ушинского

с демонстрацией портрета. 

6. Чтение сказки учителем.

Учитель читает произведение, в умеренном темпе.

7. Первичный анализ сказки:

-Вам понравилась сказка?

-Кто ее автор?

-Авторская или народная эта сказка? Почему?

-Назовите главных героев сказки?

-Какой из них положительные, а какой отрицательный?

8. Чтение сказки учащимися отрывками с пересказом и работа над пониманием выразительных средств сказки:

-Кто такой «земледелец»?

-Кто такой «купец»?

-Что такое «лавка купца»?

-Как вы понимаете выражение «немедленно пошёл в работу»?

-Как вы понимаете выражение «бесполезно провалялся»?

-Как вы понимаете слово «земляки»?

-Кого называют «старым знакомцем»?

9. Физкультминутка

Раз, поднялись, подтянулись,

Два, согнулись, разогнались,

Три, в ладошки три хлопка,

Головой три кивка,

На четыре ноги шире,

Пять, руками помахать,

Шесть, на место сесть опять.

10. Беседа по содержанию

-Где были сделаны плуги?

-Из чего были сделаны плуги?

-Кому попали в плуги?

-Чем занимался плуг, попавших земледельцу?

-Чем занимался второй плуг в лавке купца?

11. Выборочное чтение:

-Прочитайте, как были сделаны плуги. Прочитайте, как сложилась судьба одного плуга и как жил другой плуг. Прочитайте, как при встрече выглядел плуг, бывший у земледельца.

-Прочитайте как, как выглядел плуг, пролежавший в лавке.

-Чем похожи и чем отличаются плуги? Как вы думаете, отчего плуги стали разными?

12. Работа над идейным содержанием сказки:

-От чего, плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро? Что сделало его таким?

-Почему заржавел второй плуг? Что его сделало таким?

Подберите слова, характеризующие оба плуга:

ПЛУГ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА

ПЛУГ КУПЦА
ЛЕНИВЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, РЖАВЫЙ, БЛЕСТЯЩИЙ

13. Домашнее задание.

 Страница 87-88.

14. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

-С каким новым произведением мы познакомились на уроке?

-Кто его автор?

-Чему нас учит этот рассказ?

-Скажите, как надо жить каждому из нас чтобы жизнь становилась лучше?

Учащиеся проверяет наличие школьных принадлежностей.

Выполняют упражнение в соответствии с инструкцией.

-Сказка называется «Лиса и волк».

-Автор сказки народ, ее передавали из уст в уста.

-Главные герое сказки: волк и лиса.

Лиса хитрая, жадная, злая, а волк глупый, доверчивый.

-Сказка учит, что нельзя делать всё, что тебе говорят. Нельзя быть жадным.

Дети отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки.

Ответы детей.

-Если человек трудится, то есть жизнь у него будет хорошая, счастливая.

-Когда стараешься, трудишься, что можно всего добиться.

Наш главный труд - учёба.

Слушают произведения, не открывая учебников.

Мнение детей о прослушанном произведения.

-Автор сказки К. Ушинский.

-Это сказка авторская.

Потому что написал ей писать.

-Главные герои: два плуга. -Положительный герой - блестящий плуг, отрицательный - ржавый плуг.

Учащиеся читают текст сказки частями, с пересказом прочитанных частей текста.

-Тот, кто работает на земле.

-Тот, кто торгует различным товаром.

-Место, где продаются товары.

-Сразу стал работать.

 -Значит, ничего не делал.

-Значит с одного места жительства. Человек, которого давно знаешь.

Дети выполняют движение в соответствии с текстом.

-Плуги были сделаны в кузнице.

-Плуги сделаны из металла.

-Один попал к земледельцу, другой к купцу.

-Пахал землю.

-Другой плуг лежал и ничего не делал.

Дети читают отрывки по заданию учителя.

 

-Он блестел, потому что работал.

-Он ржавел, потому что не работал.

Дети выбирают нужные слова.

-Мы познакомились со сказкой К.Ушинского «Два плуга».

-Сказка учит нас трудолюбию.

-Нужно трудиться, чтобы жизнь стала лучше.

nsportal.ru

4.1.2 Дополнительные рабочие органы

Самыми распространенными дополнительным рабочим органам отвально-лемешных плугов являются предплужник и дисковый нож (рисунок 4.4).

Предплужник 2 по устройству похож на основной корпус, состоит из лемеха, отвала и стойки, полевой доски не имеет. Стойка предплужника хомутом крепится к раме плуга.

Предплужник снимает верхний засоренный растительными остатками слой почвы толщиной примерно в одну треть глубины вспашки и укладывает его на дно борозды, образованной впереди идущим корпусом.

1 – дисковый нож, 2 – предплужник, 3 – лемех, 4 – отвал,

5 – полевая доска, 6 – почвоуглубитель

Рисунок 4.4 – Схема расстановки рабочих органов плуга

Дисковый нож 1 представляет собой стальной диск, вращающийся на роликовых подшипниках. Он может поворачиваться на коленчатой стойке, которая дает возможность ножу самоустанавливаться по направлению движения агрегата.

Дисковый нож обычно устанавливается перед последним корпусом плуга, он предотвращает осыпание стенок борозды.

На рисунке 4.4 буквой a обозначена глубина вспашки основным корпусом плуга, a1 – заглубление предплужника, a2 – заглубление дискового ножа, a3 – заглубление почвоуглубителя, l - расстояние между носками лемехов основного корпуса и предплужника, b – ширина захвата основного корпуса, b1 – ширина захвата предплужника, с – зазор между дисковым ножом и предплужником, е – зазор между предплужником и корпусом, k – расстояние между предплужником и осью дискового ножа.

Эти величины нужно установить на конкретном плуге по указанию преподавателя и записать в отчет.

4 Особенности конструкций плугов

По способу агрегатирования с трактором различают плуги навесные, полунавесные и секционные. Навесные плуги в транспортном положении передают весь свой вес на колеса трактора, они имеют, как правило, не более 5 корпусов, полунавесные плуги в передней части приподнимаются трактором, а задняя часть их опирается на собственное колесо. Имеют 6-8, иногда 9 корпусов. Секционные плуги представляют собой комбинацию из полунавесного плуга (передняя секция) навесного (задняя секция), между секциями располагается тележка с навесным устройством для задней секции. Количество корпусов 12 и более.

4.1 Особенности конструкции полунавесного плуга плп-6-35

4.1.1 Общее устройство

Плуг щестикорпусный полунавесной ПЛЛ-6-35 (рисунок 4.5) предназначен для вспашки почв под зерновые и технические культуры с удельным сопротивлением до 90 кН/м2 (90 кПа) на глубину до 30 см в агрегате с тракторами класса 3-4 т.с. Плуг может работать на скоростях до 12 км/ч в зависимости от типа корпусов, глубины обработки, состояния почвы и марки трактора.

Плуг состоит из рамы, навески, корпусов 2, предплужников 1, дискового ножа 7, механизма заднего колеса 6, заднего 5 и опорного 10 колес, прицепок для борон 3, 4, догружателя 8, продольной балки 9 и стойки 11 (рисунок 4.5). К поперечной балке рамы монтируется два кронштейна 1 с пальцами 2 (рисунок 4.6) для соединения с на­веской трактора. Эти кронштейны могут устанавливаться в различные положения в зависимости от марки трактора, с которым агрегатируется плуг и в зависимости отчисла корпусов. Для этого на поперечной балке имеется 6 пар отверстий. В крон­штейнах 1 выполнено три отверстия для перестановки пальцев в зависимости от глубины вспашки и плотности почвы (таблица 1). Необходимую глубину вспашки устанавливают винтовым механизмом опорно­го (переднего) колеса 10 (рисунок 4.5), которое располагают против второго корпуса с внутренней стороны рамы.

Глубину хода задних корпусов регулируют болтом механизма заднего колеса (рисунок 4.7). Но если при этом глубина вспашки не увеличивается, а между головкой болта и упором появляется зазор, то гайками увеличивают длину догружателя. Если догружатель слишком удлинить, то заднее колесо плуга окажется перегруженным, а передние корпуса будут неустойчивы по глубине.

Прямолинейность движения агрегата при вспашке обеспечивается механизмом фиксации заднего колеса. Объясните по схеме работу механизма (рисунок 4.7).

Как правило, при работе полунавесного плуга центральная тяга навесной сис­темы трактора не соединяется с плугом, а пальцы крепления нижних тяг устанав­ливаются в нижние отверстия понизителей для разгрузки опорного колеса. Если на плотных тяжелых почвах передние или задние корпуса не заглубляются, то следует изменить наладку соединительных деталей. Каким образом и почему? При необходимости производится переналадка плуга в 5 или 4 корпусные варианты. Как это делается и почему?

Рисунок 4.5 - Плуг ПЛП-6-35

а) б)

Рисунок 4.6 - Схемы установки: а) кронштейнов на поперечной балке рамы; б) штока догружателя

Рисунок 4.7 - Механизм заднего колеса: а) рабочее положение, б) транспортное положение

studfiles.net

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о