Foto zil 130: ЗИЛ-130 — история легендарного советского грузовика — журнал За рулем

Содержание

ЗИЛ-130 — история легендарного советского грузовика — журнал За рулем

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Двигатель ЗИЛ-508

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода… 

ЗИЛ-130 на автокроссе

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство
Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину — двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

Устройство ЗИЛ-130

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

ЗИЛ-130

Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база

6675/2500/2400/3800 мм

Снаряженная/полная масса

4300/10525 кг

Масса буксируемого прицепа

8000 кг

Максимальная скорость

90 км/ч

Радиус разворота

8,9 м

Топливо/запас топлива

АИ-72/170 л

Расход топлива при скорости 60 км/ч

29 л/100км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

Расположение

спереди, продольно

Конфигурация/число клапанов

V8/16

Рабочий объем

5996 см³

Степень сжатия

6,5

Мощность

110/150 кВт/л. с. при 3200 об/мин

Крутящий момент

401 Н·м при 1800 — 2000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

задний

Коробка передач

М5

Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х.

7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/7,09

Главная передача

6,32

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

зависимая рессорная

Рулевое управление

винт-гайка, с гидроусилителем

Тормоза: спереди/сзади

барабанные, пневматические

Шины

260–508(P)

Фото: из архива автора

Почему знаменитый ЗИЛ-130 красили только в голубой цвет — Российская газета

Когда мы слышим о легендарном грузовике ЗИЛ-130, то представляем себе за очень редким исключением автомобиль с синей кабиной и белой облицовкой фронтальной части. ЗИЛ-130 (с 1986 года - ЗИЛ-431410) являлся одним из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома. Всего было выпущено около 3,4 млн таких машин, львиная доля - на Заводе имени Лихачева. Однако до 2010 года этот грузовой автомобиль выпускался также на Уральском автомоторном заводе (как АМУР-531350).

Так почему же небесно-синий цвет с белыми акцентами? По одной, кажущейся нам максимально убедительной версии, такой колор объяснялся цветовыми предпочтениями советских времен. В синий, реже зеленый, к примеру, красили помещения школ и государственных учреждений. Известно, что производство синей и зеленой краски финансово выгодно - такие оттенки требуют меньше пигмента. В том числе и поэтому во времена СССР такие краски производили в большом количестве.

Есть не менее логичное объяснение, вписывающееся в вышеозвученную теорию - на ЗИЛе был переизбыток голубой краски, и именно ее было решено пустить в оборот при запуске новой модели (работы над ЗИЛ-130, предназначенным для замены ЗИС-150, начались на заводе в 1953 году).

Часто высказывается и следующая теория: якобы сине-белая окраска - часть проекта, предложенного дизайнером кабины ЗИЛ-130 Эриком Сабо. Талантливый выпускник Московского художественно-промышленного училища (знаменитая "Строгановка") начал на ЗИЛе с того, что удачно обновил "передок" ЗИС-110. Во время работы над ЗИЛ-130 вместе с ведущим художником завода Т. П. Киселевой он решил предложить для основной части кабины "адриатический" оттенок. Белый контрастный цвет использовался в том числе и для привлечения внимания, и как следствие - снижения аварийности.

Наконец, высказывается даже такая версия - синий оттенок ЗИЛ-130 был призван продемонстрировать мирные намерения Советского Союза, иными словами, директива о цвете была спущена сверху правительством Никиты Хрущева. В пользу этой версии говорит тот факт, что ЗИЛ-130 пришел на смену модели ЗИЛ-164, которую красили по большей части в темно-зеленый цвет (хаки), ассоциирующийся с армией.

Однако справедливости ради отметим, что ЗИЛ-130, который начали выпускать на ЗИЛе серийно с 1963 года, все же красили и в другие цвета, продиктованные, как правило, функцией (защитный болотный - для армии, красный - для пожарных служб). Существовали также варианты окраски бежевым, желтым и светло-серым.

Кстати, темно-зеленый цвет кабин для военных получали на ЗИЛе в те времена банальным смешиванием голубой и желтой красок.

ЗИЛ 130: цена ЗИЛ 130, технические характеристики ЗИЛ 130, фото, отзывы, видео

Одноклассники ЗИЛ 130 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников...

Отзывы владельцев ЗИЛ 130

ЗиЛ 130, 1984 г

Я купил ЗиЛ 130 в достаточно плохом состоянии за 2000 у.е. Дополнительно купил к нему кабину в придачу (кабина была идеальная). Пригнал себе домой, разобрал его до рамы и начал собирать его заново. Кабину разрезал и сделал длиннее на 25 см. Крышу поднял на 15 см. Сам поварил ее, сам покрасил. Сделал ремонт двигателя, поставил новый блок, Уральскую поршневую с гильзами, Уральские головки, в общем, двигатель Уральский и радиатор тоже. Новый компрессор, новый генератор на 95 А/ч. Стеклоочистители электрические. Перебрал коробку и задний мост. Усилил раму. Отремонтировал кузов. В общем, машина идеальная, масло залито COMA. Машина на тосоле. Все это мне обошлось еще в 2500 у.е. ЗиЛ 130 – надежный и выносливый грузовик.

   Достоинства: выносливый. Тяговитый. Можно ремонтировать самому.

   Недостатки: комфорт отсутствует.

  Сергей, Донецк


ЗиЛ 130, 1986 г

Отъездил на ЗиЛ 130 100 тыс. км и продал. Родной бензиновый двигатель ходит до капремонта 300 тыс. на любом масле, независимо от частоты замены. От перегрева двигателя может повести головку - будет пробивать прокладку, пересохнут сальники клапанов, закидывает маслом свечи, троит. Сцепление, помпа, компрессор может пройти от 50 тыс. до 150 тыс. км, все зависит от качества и водителя. Шкворня, тяги, шлицы кардана, подвесной, рессорные пальцы надо регулярно мазать, чтобы ходили. Может пробить крышку трамблера, сопротивление в бегунке - будет троить двигатель, часто подтекает масло из двигателя, КПП, ГУРа. Общее впечатление - автомобиль не убиваемый, вместо 6 тон везет и 9 и ничего не лопается, но это лучше не делать. На зиму желательно ставить в салон хорошую печку - родная слабовата, желательно поменять сиденья на хорошие. Очень хорошо подходит на ЗИЛ дизель ОМ 366 от Мерседеса с турбиной или без, а с МТЗ -80 двигатель Д 240, Д 243 слабоват и тихоходный, шумный, хотя можно поставить раздатку от 131 задом наперед - увеличится скорость.

   Достоинства: для своего времени очень хороший автомобиль, крепкий, намного лучше ГАЗона 53.

   Недостатки: бензиновый двигатель. Все меньше становится запчастей в крупных городах.

  Виктор, Киев

 

ЗИЛ-130 – полвека в истории

В. Васильев, фото автора и из архива АМО ЗИЛ

Минуло полвека с момента создания автомобиля ЗИЛ-130. В судьбе Завода им. И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) этот грузовик – явление эпохальное. И не только потому, что выпуск машины на головном предприятии длился три десятилетия, а ее тираж достиг огромных размеров. Долгое время по своим конструктивным решениям и эксплуатационным характеристикам «стотридцатый» оставался в отечественном автостроении эталоном среднетоннажного грузовика.

Отправная точка

Опытный образец модели с цифровым индексом «130», рассчитанный на перевозку 4 т груза, на ЗИЛе собрали в декабре 1956 г. Под капотом машины был установлен экспериментальный карбюраторный V6 рабочим объемом 5,2 л, мощностью 135 л.с. Уже в следующем году появились опытные машины с измененными кабиной и оперением. На них стояли верхнеклапанные моторы ЗИЛ-120 с шестью цилиндрами, расположенными в ряд (5555 см3, 140 л.с.). Однако и эти силовые агрегаты не прижились, в 1958 г. их сменил более совершенный V-8 с развалом блоков цилиндров 90°. Это и был знаменитый двигатель ЗИЛ-130 (5966 см3, 150 л.с.), унифицированный с мотором ЗИЛ-375, предназначавшийся для городских автобусов и трехосных грузовиков «Урал».

После государственных испытаний столичный завод передал пять опытных машин Ярославскому шинному заводу. На них вместе с несколькими десятками экземпляров ЗИЛ-130, изготовленных в 1962–1963 г. по обходной технологии, был отработан сборочный процесс, изжиты неизбежные в таком деле «детские болезни» и окончательно сформирован стайлинг. Первое признание к новой модели пришло в 1963 г., когда на Международной ярмарке в Лейпциге создатели грузовика стали обладателями диплома и золотой медали.

Завершение генеральной реконструкции ЗИЛа, начатой в 1959 г., позволило с октября 1964 г. организовать массовый выпуск ЗИЛ-130, а 24 декабря конвейер покинул последний грузовик предыдущего поколения ЗИЛ-164А. С тех пор «стотридцатый», разработанный под руководством главного конструктора А.М. Кригера, на долгие годы стал основой производственной программы завода. Многоступенчатая доводка силового агрегата, последовательное изготовление почти 40 опытных образцов, семь десятков двигателей, около сотни КП, длительные сравнительные испытания с зарубежными аналогами не оставляли сомнений, что в серию запущена качественно новая модель среднетоннажного автомобиля, который по комплексу показателей находился в одном ряду с самыми современными машинами европейских и американских фирм.

Метаморфозы ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 имел неплохой экспортный потенциал. Его отправляли более чем в 40 стран мира. По желанию заказчика машину оснащали экономичным английским дизелем Perkins, развивавшим 140 л.с.

Наряду с базовой моделью выпускали бортовые ЗИЛ-130Г с удлиненной до 4,5 м колесной базой, седельные тягачи ЗИЛ-130В, самосвальные шасси, модификации ЗИЛ-130С для эксплуатации в северных условиях и тропиках, газобаллонные версии и др.

Сколь бы удачной ни была машина, но периодически требовалась необходимость модернизации. В 1977 г. в ее конструкцию внесли ряд изменений, которые позволили увеличить грузоподъемность с 5 до 6 т. Полная масса буксируемого прицепа достигала 8 т. Позже в соответствии с требованиями стандарта на расположение наружных светотехнических приборов была изменена облицовка радиатора. После такого обновления машина в 1978 г. получила обозначение ЗИЛ-130-76.

Следующая модернизация 1980 г. тоже оставила след в индексе базовой модели – она стала называться ЗИЛ-130-80. После нововведений 1986 г. базовому автомобилю присвоено новое обозначение ЗИЛ-431410 – в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.

Несмотря на несколько модернизаций изначальная конструкция ЗИЛ-130 уже не отвечала современным требованиям. Тем более с 1986 г. ЗИЛ приступил к выпуску более совершенных дизельных автомобилей семейства «4331».

Последний представитель славного племени «стотридцатых» с порядковым номером 3388312 сошел с конвейера головного завода в Москве 30 декабря 1994 г. Вместе с тем это событие не означало полного прекращения производства автомобиля. Параллельно со столичным предприятием его выпуск с 1991 г. был налажен на дочернем предприятии ЗИЛа – Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), куда с 1990 г. было передано производство трехосного ЗИЛ-131. Самобытность облику машины, изготовляемой в Новоуральске на предприятии, которое теперь называется АМУР (Автомобили и моторы Урала), придавали кабина и оперение от ЗИЛ-131. Справедливости ради надо сказать, что установленное на АМУРе оборудование позволяет выпускать все компоненты обоих семейств, за исключением редукторов ведущих мостов, поставляемых со стороны. Предприятие располагает мощностями для изготовления 20 тыс. грузовиков и 40 тыс. двигателей в год.

Потомки «стотридцатого»

Сегодня уральцы предлагают потребителям автомобили семейства АМУР-53131 (4х2), в основе которых лежит конструкция ЗИЛ-130. Устаревший, но надежный и неприхотливый в эксплуатации, а кроме того, доступный по цене грузовик все еще пользуется спросом. Упомянутая модель по-прежнему оснащается кабиной и оперением от ветерана ЗИЛ-131 либо современными и более комфортабельными аналогами, заимствованными от грузовика ЗИЛ-4331.

АМУР-53131 с полезной нагрузкой 6 т оснащается различными типами двигателей. Среди них бензиновый мотор АМУР-456.10 (он же ЗИЛ-508.10) мощностью 150 л.с., альтернативой которому являются дизель – 108-сильный Д-245.12 Минского моторного завода. Автомобили оснащаются и собственными V-образными 8-цилиндровыми агрегатами АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) мощностью соответственно 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245. 9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro 2. Важно, что при размещении двигатели не требуют переделки посадочных мест. Силовые установки агрегатируют с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Перечисленные модели – подходящая транспортная база для монтажа различного специального оборудования. В модельный ряд кроме бортового автомобиля, рассчитанного на эксплуатацию при температуре от +55 до –45 °С, входят строительный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и пр.

А в столице в течение ряда лет выпускают прямого потомка «стотридцатого», который после оснащения более современной и комфортабельной кабиной от дизельного ЗИЛ-4331, получил обозначение ЗИЛ-433360. Наряду с бортовым автомобилем изготовляют шасси ЗИЛ-433362, предназначенное для установки специальных кузовов и различных надстроек. Кто не желает мириться с прожорливостью бензинового ЗИЛ-508.10, может заказать грузовик с упомянутым дизелем Д-245.9. В этом случае модель носит индекс ЗИЛ-4329.

Как видно, точку в полувековой истории ЗИЛ-130 пока еще ставить рано. Сколь долго машине предстоит жить, ответить могут только покупатели.

Грузовик ЗИЛ-130 / ЗИЛ-431410: характеристики, описание, фото, видео..

Обзорная статья на грузовик ЗИЛ-131
Фото: "Аварийка на базе ЗИЛ-130. Подборка-1"
Фото: "АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2"
Фото: "ЗИЛ-130. Подборка-2"
Фото: "ЗИЛ-130. Подборка-3"
Фото: "Старые фото ЗИЛ-130. Подборка-4" 

ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) –советский, а в дальнейшем российский грузовик разработанный и производимый на московском заводе имени Лихачёва (ЗиЛ). Грузовик стал самым массовым грузовиком в СССР и производился с 1956 по 1994 года. Работы по созданию автомобиля возглавил главный конструктор по грузовым авто Анатолием Маврикиевичем Кригером. Проект грузового автомобиля изначально имел название ЗиС-125, первые наброски ЗИЛ-130 делались в Днепропетровске, но со временем документацию и чертежи передали для дальнейшей доработки в КБ ЗиЛ в Москву. С 1986 года выпускался под индексом ЗИЛ-130-76 (ЗИЛ-431410) 

История создания

В послевоенные годы грузовой парк Советского Союза нуждался в новом грузовике, поскольку основной грузовик ЗИС-150 (производился с 1947-1957 год, 95л.с) не удовлетворял потребности военных и сельского хозяйства, а пришедший на ему смену ЗИЛ-164 стал лишь временной мерой, который по сути выпускал глубоко модернизированный ЗИС-150. Первые опытный образец ЗИЛ-130 появился в конце 1956 года на котором стоял шестицилиндровый однорядный карбюраторные двигатели ЗИЛ-120. В 1959 грузовик показали публике в ВДНХ на выставке сельского хозяйства. В начале 1961 года были утверждены тактико-технические задания для грузовика. При дальнейшей доработке опытных ЗИЛ-130 было решено устанавливать на них восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель. Новый двигатель оказался в несколько раз лучше: 150 л.с., против 95 л.с., более современный, надежней. Двигатель потреблял низкооктановый бензин А-72 при степени сжатия 6,5 атмосфер. Автомобиль ЗИЛ-130 проектировался одновременно с трехосным грузовиком ЗИЛ-131 имевший колесную формулу 6х6. Производство грузовиков ЗИЛ-130 началось 1 октября 1964 года.

Для своего времени грузовик был уникален, так как в нем было появился ГУР, пятиступенчатая коробка передач с синхронизатором всех скоростей, кроме первой. Движения на грузовике, как правило можно начинать со второй скорости, а первая используется при начале движения на бездорожье, при подъеме в горку или большой массе груза.

Кабина ЗИЛ-130-го внешне бросалась в глаза людей, так как ничего подобного в то время люди не видели. Кабина имела обтекаемые формы и панорамное лобовое стекло. Над дизайном кабины работал выпускник Московского художественно-промышленного училища «Строгановка» Эрик Владимирович Сабо, по некоторым данным работы по внешнему облику (дизайн) производила сотрудница ЗиЛа Т. П. Кисилева. Грузовик стал заметен на публике за счет голубой раскраски кузова, были еще и другие цвета, но голубой цвет преобладал среди 131-ых. Как правило полноприводные автомобили и грузовики красили в зеленый «хаки» цвет, в случае военной мобилизации большинство автопарка сразу имело маскировочный цвет.

Любовь водителей к грузовику пришла практически сразу. Для своего времени у него было достаточной мощный мотор в 150 л.с., приятный внешний вид, гидроусилитель руля, панорамное стекло. А самое важное в грузовике было высокое качество и надежность. Ресурс до первого капитального ремонта составлял 300 000 км. В мае 1973 во время тестовых испытаний на полигоне НАМИ ЗИЛ-130 преодолел 25 000 км за 12 дней без поломок.

В конце 1960-ых не смотря на удачную и надежную конструкцию ЗИЛ-130 автомобильные конструкторские бюро стали подготавливать приемника грузовику. Так в 1969 на свет появился бескапотный дизельный ЗИЛ-170, который позже превратился в КАМАЗ-5320. В 1976 началось производство КАМАЗ-5320 в Набережных Челнах. Модернизации грузовика была запоздалой-в 1978 году на свет появился обновлённый ЗИЛ-130-76, затем в 1986 году грузовик получил индекс ГАЗ-431410. Грузовик ЗИЛ-130-76 внешне отличается от ЗИЛ-130 поворотным огнями над фарами, а не под фарами. Не смотря на новый индекс и модернизации грузовик не имел значительных отличий от ранней модели. Основной недостаток был прожорливый карбюраторный двигатель, а дизельный двигатель ЗИЛ-64 появился лишь 1987 году для ЗИЛ-4331 (спроектирован в 1976 году), как мы видим новый вариант ЗИЛ-130, запоздал на 11 лет. Не смотря на появление дизельного двигателя ЗИЛ-131 продолжали оснащать карбюраторными двигателями. Скорей всего это связано с тем, что не было конкуренции, а о расходе топливо мало, кто задумывался, так как за него платило государство. За 30 лет производства было выпущено более 3,5 млн ЗИЛ-130 и его модификаций. ЗИЛ-130 стал самым массовым автомобилем в истории Советского автопрома. Это самый массовый автомобиль в истории Советского автопрома. После распада СССР производство ЗИЛ-131 стало быстро падать из-за кризиса в стране и неготовность отечественного автопрома к рыночной экономике. Основным эксплуататором ЗИЛ-130 являлось сельское хозяйство, строительные организации т промышленность. Для военных ЗИЛ-130 не представлял особого интереса, так как были полно приводные грузвоики-ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и т.п. В армии ЗИЛ-130, как правило выполнял тыловую работу на дорогах общего пользования выполняя роль бензовоза, аэродромной-диспетчерской машины, РСЗО «Град-1» и "Катюша" (выпуск РСЗО был незначителен).

 

Конструкция

На машины ставили 6-целиндровый V-образный двигатель ЗИЛ-311 с двухкамерным карбюратором К-88 и ограничителем оборотов. Двигатель обеспечивает мощность в 150 л.с. при 3200 оборотах в минуту, что позволяет разогнать грузовик до 90 км/ч. Двигатель объемом 6 литров рассчитан на использование бензина А-76. Объем бензобака составляет 175 литров. Средний расход топлива по трассе 25-28 литров, по городу и пересеченной местности 35-42 литра на 100 км. Кабина грузовика трехместная (водитель+2 пассажира). Грузовик имел гидроусилитель руля и 5-и ступенчатую коробку передач. Некоторые автомобили оборудовались предпусковым подогревом двигателя для запуска в холодную погоду. Колесная формула 4х2 (привод на задний мост). Ресурс до первого капитального ремонта составляет 300 000 км.

Итоги

У грузовика 30-летняя история успеха с трёхмиллионным выпуском машин и печальная история заката после распада СССР, полное закрытие завода ЗИЛ в 2012 году. Для нужд страны выпускалось порядка 100 модификаций ГАЗ-130 (дизельные, газовые, бензиновые двигатели), но в своей массе производились с бензиновым двигателем. В качестве военного автомобиля был мало востребован военным, но в случаи войны он быстро мог стать в строй выполняя армейские задачи. Грузовик часто можно встретить на дорогах России и стран СНГ. Проблемой ЗИЛ-130, как и многих грузовиков стала их медленная модернизация и техническая отсталость от зарубежных конкурентов. Грузовик поставлялся на экспорт примерно в 40 стран мира. На смену ЗИЛ-130 пришел ЗИЛ-4331.

P.S. Простите, что не перечисляю модификации ЗИЛ-130....их слишком много.

Характеристики ЗИЛ-130
 Колесная формула  4х2
 Тип подвески  рессорная
 Двигатель  ЗИЛ-311, карбюраторный
 Объем двигателя  6 литров
 Мощность   150 л.с, 410 НМ при 1800-2000 оборотах в минуту, 35 л,с, на тонну
 Топливо А-72
 Объем бака   175 литров
 КПП  пятиступенчатая
 Габариты  6675-мм длина, 2500-мм ширина, 2400-мм высота
 Колея  1800-мм передняя, 1790-мм задняя
 Клиренс  275-мм
 Базовая масса  4300 кг
 Снаряженная масса  5600 кг
 Грузоподъемность  6000 кг
 Масса буксируемого прицепа  8000 кг
 Экипаж
 1 водитель+2 пассажира
 Скорость  максимальная 90 км/час, крейсерская 40-50 км/час
 Запас хода 500 км
 Расход топлива  25-30 литров на 100 км по шоссе, 35-42 по пересеченной местности 
 Преодолеваемое препятствие
нет данных
 Броня нет
 Вооружение нет

 

Армейское оборудование на грузовиках ЗИЛ-130

Разработка грузовика ЗИЛ-130 началась в 1953-м с создания более мощного автомобиля ЗИС-150М. Через три года он предстал в обновлённом виде ЗИЛ-130А, а в 1959-м на нём появился опытный двигатель V8. Первую партию машин ЗИЛ-130 собрали в 1962-м, а через два года Московский автозавод приступил к их серийному производству.

Серийные автомобили ЗИЛ-130 (1962-1994 гг.)

Дорожный грузовик ЗИЛ-130 (4х2) оборудовали верхнеклапанным 150-сильным двигателем V8, синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого управления, трёхместной цельнометаллической кабиной с панорамными лобовыми стёклами и капотом аллигаторного типа. Впоследствии часть этих агрегатов и узлов была использована на армейских автомобилях ЗИЛ-131.

В разные годы грузоподъёмность ЗИЛ-130 колебалась от четырех до 5,5 тонн для всех видов дорог. Он буксировал прицепы полной массой восемь тонн и развивал максимальную скорость 90 км/ч.

Модернизированный многоцелевой грузовик ЗИЛ-130-76 с новой передней облицовкой. 1977 год

В процессе производства автомобиль был трижды несущественно доработан. Главные изменения произошли в середине 70-х, когда начался выпуск шеститонного грузовика ЗИЛ-130-76 с гипоидной главной передачей и изменённой облицовкой радиатора. Позднее на модели 130-80 была улучшена тормозная система, а последняя модернизация относилась к новой базовой версии 431410 с узлами от дизельной гаммы ЗИЛ-4331.

Военизированный вариант ЗИЛ-130 с высокобортным тентованным кузовом. 1982 год (архив 21 НИИЦ)

Военное оснащение на грузовиках ЗИЛ-130​

В советских Вооруженных силах и в армиях союзных стран серийные ЗИЛ-130 с деревянными кузовами и съёмными скамьями выполняли второстепенную роль. На дорогах общего пользования и в тыловых регионах они доставляли военнослужащих, несли на себе несложные военные надстройки и изредка участвовали в парадах.

Серийная грузовая машина ЗИЛ-130-76 в военизированном исполнении. 1979 год (фото С. Андреева)На военном параде в КНДР серийный ЗИЛ-431410 буксирует прицеп с ракетной пусковой установкой

Исключением из правил был опытный высокобортный армейский грузовик ЗИЛ-431410 с уплотнителями кузова и собственной отопительно-вентиляционной установкой с дымовой трубой. Она устанавливалась над кабиной и снабжалась вентилятором, который прогонял свежий воздух, подогревая его в теплообменнике за счёт сгорания жидкого топлива.

Военизированный грузовик ЗИЛ-431410 с экспериментальной системой обогрева кузова. 1987 год (архив 21 НИИЦ)

В десятках экземпляров на 130-м шасси собирали средства связи, автоцистерны, мастерские и аэродромные машины с коротким пробегом. В опытном порядке в бортовых кузовах монтировали спаренные зенитные установки калибра 23 мм и испытывали переносные пусковые ракетные установки «Джигит».

Спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 на бортовой платформе рядового грузовика ЗИЛ-130Пробный залп ракет из опорно-пусковой установки «Джигит» с дальностью поражения шесть километров

Типовые кузова-фургоны​

С середины 60-х на этих грузовиках стали монтировать обитаемые герметизированные и достаточно вместительные деревометаллические кузова КУНГ-1М нескольких версий с системами жизнеобеспечения, применявшиеся в основном для радиотехнического оборудования.

Обитаемый деревометаллический кузов КУНГ-1М на войсковом варианте автомобиля ЗИЛ-130

Вторыми по значению были бескаркасные кузова К-66У2, которые являлись удлиненными версиями армейских конструкций К-66 с панелями из армированного пенопласта, плоскими скосами крыши и фильтровентиляционной установкой. На основе каркасно-металлического кузова КМ-66 был создан усиленный вариант КМ-130 с полезной нагрузкой 4,2 тонны.

Многоцелевой кузов К-66У2 на автомобиле ЗИЛ-130 с широкопрофильными шинами. 1970 годКузов КМ-130 с мастерской МРХТО для ремонта технологического и холодильного оборудования. 1981 год

Радиотехнические средства связи и управления​

Наиболее широкую гамму военной техники составляли радиотехнические средства в кузовах КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-130Е и 431412 с экранированным электрооборудованием, предназначенные для работы на стационарных позициях малых и средних аэродромов. В развернутом состоянии их высокие телескопические антенны не соответствовали дорожным требованиям, поэтому в транспортном положении их складывали или временно демонтировали.

Эту программу открывала ультракоротковолновая приёмопередающая станция Р-831М на базе ЗИЛ-130Е-76, служившая для поддержания радиосвязи с различными летательными аппаратами для их приведения на «родные» аэродромы, с наземными объектами, подвижными или мобильными командными пунктами.

Радиостанция Р-831М в кузове КУНГ-1М на автомобиле ЗИЛ-130Е-76Приводная радиостанция ПАР-8СС в кузове КУНГ-1М. 1982 год

Радиостанция средней мощности ПАР-8СС базировалась на шасси ЗИЛ-130Е с двумя отсеками, в которых размещались аппаратная с ультракоротковолновой радиостанцией и агрегатная со средствами управления и блоком питания.

Командный пункт СКП-9МВ в кузове КУНГ-1М с электростанцией на одноосном прицепе в рабочем положении

Развитием аэродромного стартового командного пункта СКП-9 на грузовике ЗИЛ-164АД стал модернизированный вариант СКП-9МВ на ЗИЛе-130Е со съёмной застеклённой наблюдательной «будкой» руководителя полётов (фонарём) и двумя телескопическими антеннами. Прицеп служил для перевозки электростанции, радиотехнических и телефонных систем связи и светотехнических средств.

Стартовый командный пункт СКП-9МВ на шасси ЗИЛ-130ЕРазвернутый модернизированный пункт СКП-11 с прицепом

Следующей модернизацией командного пункта был вариант СКП-11 на автомобиле ЗИЛ-130Е-80 для управления полётами военных летательных аппаратов на частотах телефонной, телеграфной и радиосвязи.

Командный пункт СКП-11 с кабиной оператора на крыше кузова и сигнальными устройствами на демонстрации во Владивостоке​

Как и на прежних версиях, с левой стороны покатой крыши доработанного КУНГа-1М устанавливалась «будка», которую при движении по дорогам общего пользования снимали и перевозили на прицепе. В комплект машины входили пять радиостанций, три радиоприемника, переносные кабельные катушки, трёхцветные светофоры и прицеп с бензоэлектрическим агрегатом.

Автомобили топливной службы

Многоцелевая перекачивающая станция горючего ПСГ-160 являлась комбинацией грузовиков 130-й серии, оснащённых коробкой отбора мощности и двухступенчатым насосом, размещённым в специальном скрытом отсеке между кабиной и грузовой платформой. Такие машины также состояли в трубопроводных батальонах для перекачивания различных видов жидкостей.

Перекачивающая станция горючего ПСГ-160 на экранированном шасси ЗИЛ-431412. 1987 год

К наиболее простым машинам этой категории относились упрощенные автоцистерны двойного назначения без насосной системы для кратковременного хранения и перевозки технической и питьевой воды для обслуживания аэродромов, крупных войсковых формирований и военных городков.

Автоцистерна АЦПТ-4,1-130 двойного назначения для доставки воды и жидких пищевых продуктов

Для перевозки и раздачи топлива служила облегчённая заправочная автоцистерна АЦ-4,2-130 двойного назначения ёмкостью 4 200 литров, насосом центрального расположения, пультом управления и боковыми цилиндрическими пеналами для рукавов.

Заправочная топливная автоцистерна АТЗ-4,2-130 на шасси ЗИЛ-130-76

Единственным «настоящим» топливозаправщиком была машина АТЗ-3,8-130 с эллиптической цистерной вместимостью 3 800 литров, задней кабиной управления, вихревым насосом с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, фильтром тонкой очистки и шестью рукавами с раздаточными пистолетами.

Топливозаправщик АТЗ-3,8-130 образца 1965 года с задней кабиной управления при выдаче горючего в аэропорту

Автомобильная техника аэродромных служб​

На грузовике ЗИЛ-130 устанавливался доработанный аэродромный пусковой агрегат АПА-35-2М для запуска двигателей летательных аппаратов, о котором мы уже писали. Впоследствии его сменила машина АПА-50, в целом аналогичная следующей более распространенной модели АПА-50М на шасси ЗИЛ-131.

Пусковой агрегат АПА-50 на шасси ЗИЛ-130Е в аэропорту Симферополя у самолета Ан-24. 1964 год (фото автора)

Самой известной аэродромной машиной-долгожителем на бортовых грузовиках ЗИЛ-130 была посадочно-светомаячная станция АПМ-90 или прожекторная установка для освещения взлетно-посадочных полос войсковых аэродромов. Она была разработана в 50-е годы и пережила прежние бортовые шасси ЗИС-150 и ЗИЛ-164. В её состав входили пеленгатор, радиостанция, специальное освещение и дополнительный топливный бак.

Аэродромный военный посадочный прожектор АПМ-90 в кузове грузовика ЗИЛ-130-76

Необычной диковинкой стал передвижной кодовый маяк КНС-1ПМ-2 или навигационный светомаяк с максимальной силой света 2,5 тысячи свечей, установленный в кузове ЗИЛа-130Е. Он обеспечивал визуальную дальность на расстоянии 75 километров и опознавание лётчиками места посадки путём передачи специальных кодов по азбуке Морзе.

Навигационный кодовый маяк КНС-1ПМ2 с генераторной станцией в кузовах грузовиков ЗИЛ-130Е и 130Е-76​

Комплект аэродромного светотехнического оборудования «Луч-2М» служил для облегчения взлётов и посадок небольших самолётов на полевых аэродромах в неблагоприятных погодных условиях. Для этого по лётному полю расставляли 208 огней в литых корпусах различной мощности и цветности, которые перевозили грузовики-фургоны ЗИЛ-130 с прицепными электростанциями.

ЗИЛ-130 со светотехническим оснащением «Луч-2М»: 1 – катушки с телефонным кабелем, 2 – трансформаторы, 3 – барабан для намотки кабеля, 4 – ящик для инструмента, 5 – огни взлетно-посадочной полосы, 6 – электрические кабели

В 80-е годы на военных аэродромах появилась всепогодная комбинированная поливомоечная машина АКПМ-3 на шасси ЗИЛ-431412 с цистерной на 4200 литров воды, вращавшейся щёткой и поворотным снежным плугом с гидроприводами. Помимо своих прямых обязанностей она применялась для специальной обработки авиатехники и тушения возгораний.

Комбинированная машина АКПМ-3 образца 1986 года на военном аэродроме близ Твери (фото В. Кузьмина)

К категории машин химзащиты относилось несколько доработанных надстроек на ЗИЛе-130, которые ранее базировались на других грузовиках. К ним относились дезинфекционно-душевые установки ДДА-66П и ДДА-2 от автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-164, а также дегазационно-воздушный комплекс АГВ-3М, который с 50-х годов выпускали на шасси ЗИС-150, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157.

Дезинфекционно-душевая машина ДДА-2 со специальным кузовом на базе ЗИЛ-130-76 в польской армии

В завершение стоит вспомнить специальные закрытые 18-местные кузова SHL-740 с зарешёченными окнами производства польского Завода специальных автомобилей, смонтированные на шасси ЗИЛ-130-76, которые применялись для доставки подразделений Внутренних войск СССР и специальных сил МВД.

Шасси ЗИЛ-431410 с польским кузовом для доставки подразделений МВД. 1990 год (фото автора)

На заглавной фотографии – аэродромный стартовый командный пункт СКП-11 с застеклённым отсеком руководителя полётов и сигнальными устройствами на автомобиле ЗИЛ-130Е-80.

ЗИЛ-130 технические характеристики

Прототип ЗИС-125
Годы выпуска 1962—2014
Тип грузовой
Компоновка Переднемоторная, привод-задний
Колесная формула 4 х 2
Мест в кабине водитель + 2 пассажира
Габариты
Длина 6675 мм.
Ширина 2500 мм.
Высота 2400 мм.
Дорожный просвет 275 мм.
Колесная база 3800 мм.
Колея передняя 1800 мм.
Колея задняя 1790 мм.
Снаряженная масса 4300 кг.
Полная масса ? кг.
Грузоподъёмность 6000 кг.
Радиус поворота 8,9 м.
Распределение нагрузки на переднюю/заднюю оси 4200 / 9,9 тонны
Максимальный наклон 38o
Двигатель ЗИЛ-130
Марка ЗИЛ-130
Тип бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Конфигурация рядный
Рабочий объём 5969 см3
Мощность двигателя 150 л.с. при 3200 об/мин.
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 2000 об/мин
Степень сжатия 6,5
Число цилиндров 8
Число клапанов 16
Клапаный механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминевая
Диаметр цилиндров 100 мм.
Ход поршня 95 мм.
Расположение цилиндров V-образное под 90o
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Система питания Карбюратор К-88
Система питания закрытая
Рекомендуемое топливо А-66 или А-72
Трансмиссия
Сцепление сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний.
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Главная передача двойная, с парой конических зубчатых колес, передаточное  — 6,32
Подвеска
Подвеска передняя полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвсека задняя балансирная на полу-эллиптических рессорах
Мосты планетарные, с полуосями и дифференциалами
Привод карданный, механический
Карданов 2
Тормозная система колодочная, барабанного типа
Привод тормозов механический
Рулевой механизм глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число 23,5
Общие характеристики
Максимальная скорость без прицепа 90 км/ч.
Расход топливана 100 км. 29 л.
Объём топливного бака 175 л.
ЗИЛ-130 базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
ЗИЛ-130-66 модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
ЗИЛ-130-76 базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн
ЗИЛ-130-80 модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами
ЗИЛ-130А грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
ЗИЛ-130Б специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа
ЗИЛ-130В седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» — седельный тягач с усиленным задним мостом.
ЗИЛ-130Г бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
ЗИЛ-130ГУ особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1».
ЗИЛ-130Д1 шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502».
ЗИЛ-130Д2 шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022».
ЗИЛ-136И автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-136ИГ длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-130К шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м).
ЗИЛ-138, 138А, 138И газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе.

Россия - Суздаль: уличная сцена - грузовик Зил-130 и цистерна для кваса - Завод имени Лихачева - фото Ю. Камана

Россия - Суздаль: уличная сцена - грузовик Зил-130 и цистерна квас - Завод имени Лихачева - фото Я. - Travel-Images.com
Travel-Images.com
Купить это изображение:
- Paypal и кредитные карты принимаются
- Выберите нужные вам права
- Немаркированный файл будет отправлен по электронной почте
(размер показан на рисунке)
для личного пользования:
19 долларов США
Интернет:
39 долларов США
«бумажное» издание:
49 долларов США
изображений с высоким разрешением:
Мы также поставляем изображения в высоком разрешении.
Пожалуйста, свяжитесь с , чтобы узнать цены, включая информацию о размере и назначении изображения.
- продажи @ путешествия - изображений . ком
- тел. (+351) 967 893 958

файл: russia503

- Россия - Суздаль: уличная сцена - грузовик Зил-130 и квас-цистерна - Завод имени Лихачева - фото Я. Камана

photo-russia503: Россия - Суздаль: уличная сцена - грузовик Зил-130 и цистерна с квасом - Завод имени Лихачева - фото Я.Kaman
это изображение является частью Travel-Images.com
это изображение является произведением, защищенным авторским правом, и его использование разрешено только после оплаты прав на публикацию

Другие изображения:
Если вам нужны изображения, вы не можете найти в сети, пожалуйста свяжитесь с нами, мы будет искать в нашем архиве стоковых фотографий. Если вам потребуется фотограф по поводу заданий, пожалуйста, напишите нам, Travel-Images.com фотографы покрыть всю планету, как сверху, так и снизу уровень моря.

Условия использования:
Вы лицензируете права для одноразового неисключительного использования изображения на веб-странице во всем мире или одно обычное издание. Авторские права на изображение принадлежат автору. Право на использование изображения остается за покупателем лицензии и не может быть передан, сдан в сублицензию или перепродан другой стороне. Путешествие-изображения.ком не несет ответственности перед покупателем лицензии или любой другой стороной за любые убытки, убытки или другие расходы, понесенные прямо или косвенно из предоставленных изображений или неспособность предоставить какое-либо изображение. Покупатели предполагают полную ответственность за использование фотографий, которые требуется одобрение третьих лиц. Если издатели не договорились об ином должны четко указать имена фотографов, чьи фотографии они используют с указанием автора каждой фотографии.

ЗиЛ-130 - Ставрополь (STW / URMT) - planes.cz

ЗиЛ-130 - Ставрополь (STW / URMT) - planes.cz
Автор: Ставалекс
Дата съемки: 06/2012
Количество оценок: 0 ×
Количество просмотров: 4813 ×

Описание:

Багажный грузовик


Copyright © 1999-2021 самолеты. cz | CMS

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы вы могли максимально эффективно использовать наш веб-сайт. ОК Дальнейшие подробности

Игрушки и хобби ЗИЛ-130 СССР Бортовой грузовик Модели АВД 1:43 1315AVD fusimet

Игрушки и хобби ЗИЛ-130 Советский грузовик СССР Модели AVD 1:43 1315AVD fusimet

ЗИЛ-130 Советский бортовой грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД, Модели 1:43 1315АВД ЗИЛ-130 Советский бортовой грузовик АВД, Найдите много отличных новых и подержанных опций и получите лучшие предложения на Бортовой грузовик ЗИЛ-130 СССР модели АВД 1: 43 1315AVD по лучшим онлайн-ценам на, Бесплатная доставка для многих продуктов, Отличные цены и быстрая доставка Скидка 20%, Покупки сейчас - это весело Дешевая цена с лучшим качеством, легкий возврат.Бортовой Грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД ЗИЛ-130 СССР.







ЗИЛ-130 СССР Бортовой грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД

Купить Комплект направляющих Reese 30064 5Th Whl 04 Fd F-150: комплекты направляющих - ✓ Возможна БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА при покупке, отвечающей критериям. Чехлы для диванов или идеальный подарок для любого случая, настенное крепление Delta RP64634SS, Цвета: сетка из нейлона / спандекса, - Поддерживает скорость передачи данных до 5 Гбит / с.Поддерживающая кожаная верхняя часть с высоким верхом, съемная мягкая стелька из EVA, легкая подошва из EVA для прочности и сцепления, ацетальная нить имеет высокую жесткость. Ширина хвоста применимых очков составляет 0,1-1 / 2 дюйма. Размер: Industrial & Scientific, ЗИЛ-130 СССР Board Truck AVD Models 1:43 1315AVD . Каркасная подкладка с кожаной комфортной стелькой обеспечивает улучшенную воздухопроницаемость и комфорт Также доступен в женской рубашке-компаньоне, Наруто Узумаки (う ル ト き ナ ル) - шиноби из клана Узумаки Конохагакуре.Включает: Набор из пяти (5) ламинированных конвертов для наличных размером 7x3. Все наши подвески поставляются с бесплатной 18-дюймовой резиновой цепочкой и подарочной коробкой для подарков. 24 Мини-настольная рождественская елка из необработанного шелка, вышитая, полный, плотно прилегающий головной убор, оформленный в фиолетовых и лиловых тонах. Просто держите его подальше от духов или чего-либо, включая алкоголь, вы бы предпочли вместо этого эту шляпу. ЗИЛ-130 СССР Бортовой грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД . Эти камни востребованы в ювелирной торговле, потому что это полностью натуральный неокрашенный материал, по тарифам международной доставки, шаблон для мгновенной загрузки в форматах файлов SVG и PDF, прост в использовании: просто прикрепите свечу к окну или другой гладкой поверхности.Особенности: Двойной ремешок для спагетти. Мы представляем вам этот набор из 7 мешков для очистки воздуха из бамбукового угля - KFX 65 80 85125 110L 140L 150S 250 / S / SF 300 400 / R / SR 450 / R ;. Мужская обувь для фитнеса. Персонал в экстренных случаях: камера и фото. ЗИЛ-130 СССР Бортовой грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД . Рекомендуется слегка распарить. Вставка для новорожденных: 3 слоя махровой микрофибры; Полноразмерная вставка: 5 слоев конопляного хлопка.

ОТДЕЛЕНИЯ

Бортовой грузовик ЗИЛ-130 СССР модели AVD 1:43 1315AVD

Найдите много отличных новых и подержанных опций и получите лучшие предложения на Бортовой грузовик ЗИЛ-130 СССР модели AVD 1:43 1315AVD по лучшим онлайн ценам на! Бесплатная доставка для многих товаров !.Состояние: Новое: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (включая предметы ручной работы). См. Список продавца для получения полной информации. Просмотреть все определения состояний : Русское название: : Сборная модель ЗИЛ-130 бортовой , Пол: : Мальчики и девочки : Бренд: : AVD Models , Материал: : Металл + пластик : Масштаб: : 1:43 , Страна / регион производства: : Китай : Марка автомобиля: : AMO ZiL (Московское автомобильное общество - Завод им. Лихачева) , MPN: : 1315AVD : Тип транспортного средства: : Бортовой грузовик , тег №2: : #Z : Цвет: : без краски , тег № 3: :


ЗИЛ-130 СССР бортовой грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД


СОБРЕ НОСОТРОС ФУЗИМЕТ

Fundación salvadoreña para la inmunoInfectología y лекарство тропическое.

FUSIMET es una fundación científica para la salud sin fines de lucro, que nace ante la necesidad de una organación especializada y seria en el campo de las enfermedades influencesas y parasitárias en El Salvador y la región Centroamericana. Entre sus Principales Objetivos están: Реализуйте научные исследования в области лечения инфекционных заболеваний и тропических лекарств, а также от болезней, связанных с инфекционными заболеваниями и патологиями, в том числе вакуумами.Generar conocimiento que sirva de apoyo a las actividades de salud pública y a la salud humana en general y colaborar con el sistema nacional de salud cuando así sea solicitado.

El desarrollo de actividades de docencia y formación así como congresos, en las áreas de interés de la fundación. Establecer relaciones con organos internacionales afines y Universidades legalmente establecidas tanto nacionales como internacionales, con el objeto de Promover el intercambio de conocimientos y la transferencia de tecnología en las áreas de interés de la fundación.Desarrollar las condiciones técnicas necesarias a fin deidentificar con criterios científicos estrictos, лос микроорганизмов, которые действуют как возбудители инфекционных заболеваний и паразитарных инфекций, которые эффективны в человеческом организме, как комо ан эль кампо ветеринарио.

...

СОБРЕ НОСОТРОС ФУЗИМЕТ

FUSIMET es una fundación científica para la salud sin fines de lucro, que nace ante la necesidad de una organación especializada y seria en el campo de las enfermedades influencesas y parasitárias en El Salvador y la región Centroamericana.Entre sus Principales Objetivos están: Реализуйте научные исследования в области лечения инфекционных заболеваний и тропических лекарств, а также от болезней, связанных с инфекционными заболеваниями и патологиями, в том числе вакуумами. Generar conocimiento que sirva de apoyo a las actividades de salud pública y a la salud humana en general y colaborar con el sistema nacional de salud cuando así sea solicitado. El desarrollo de actividades de docencia y formación así como congresos, en las áreas de interés de la fundación.Establecer relaciones con organos internacionales afines y Universidades legalmente establecidas tanto nacionales como internacionales, con el objeto de Promover el intercambio de conocimientos y la transferencia de tecnología en las áreas de interés de la fundación. Desarrollar las condiciones técnicas necesarias a fin deidentificar con criterios científicos estrictos, лос микроорганизмов, которые действуют как возбудители инфекционных заболеваний и паразитарных инфекций, которые эффективны в человеческом организме, как комо ан эль кампо ветеринарио.

Д-р Хорхе Панаменьо

Medico Infectólogo

Хорхе Панаменьо, специальный медик в области медицины тропических растений, латиноамериканский университет, латиноамериканский врач, принимающий премию «Viaje por la Salud Mundial», воссоздающий фонд Билла и Мелинды Гейтс.

La oportunidad de engrandecer al país mediante un logro otorgado a la salud, ha sido gracias a un reconocido especialista que ha dedicado su vida al desarrollo de nuevas tecnologías incorporatedas a las vacunas.Хабламос де Хорхе Панаменьо, врач в области тропической медицины, особенно в области инфекционных заболеваний и паразитарных заболеваний, считает, что это лас вакуума, как «лауника виа ке ха эррадикадо энфермедадес». Завершение 2012 года, Panameño viajó a Ottawa en Canadá para formar parte del seleccionado grupo de 155 personas proofientes de todo el mundo, para Participar de una Convention científica patrocinada por la Fundación Bill & Melinda Gates, muzoy reconocida, que premia pro el esfye де дезарролло.Es así que Panameño, el único salvadoreño Participante recibió el galardón «Viaje por la Salud Mundial», como un reconocimiento por su aporte al desarrollo de la medicina en el área. Pasión sin límites.

Panameño, cataloga este viaje a Canadá como una de las Expercias más enriquecedoras en su carrera, «ser parte del exclusivo grupo seleccionado que compareó conocimiento con grandesvestigadores del área, fue realmente grato», destacó el especialista.La trayectoria en el uso de las vacunas, además del esfuerzo para dar a conocerlas, trabajar en desarrollar nuevas tecnologías para un mejor resultado, fueron los puntos reconocidos por la fundación. El premio, ha sido un estímulo para seguir desarrollándose en esta carrera apasionante para el especialista, y para непрерывная позиция в Сальвадоре Entre los más avanzados en el área. «Haber intercambiado ideas y mantener estrechas relaciones con científicos, fue parte de mis objetivos personales», аньядио Panameño que actualmente se destaca en el país, como uno de los mejores infectólogo, además de ser el únicojado via.

Д-р Хорхе Панаменьо

Medico Infectólogo

Хорхе Панаменьо, специальный медик в области медицины тропических растений, латиноамериканский университет, латиноамериканский врач, принимающий премию «Viaje por la Salud Mundial», воссоздающий фонд Билла и Мелинды Гейтс.

La oportunidad de engrandecer al país mediante un logro otorgado a la salud, ha sido gracias a un reconocido especialista que ha dedicado su vida al desarrollo de nuevas tecnologías incorporatedas a las vacunas.Хабламос де Хорхе Панаменьо, врач в области тропической медицины, особенно в области инфекционных заболеваний и паразитарных заболеваний, считает, что это лас вакуума, как «лауника виа ке ха эррадикадо энфермедадес». Завершение 2012 года, Panameño viajó a Ottawa en Canadá para formar parte del seleccionado grupo de 155 personas proofientes de todo el mundo, para Participar de una Convention científica patrocinada por la Fundación Bill & Melinda Gates, muzoy reconocida, que premia pro el esfye де дезарролло.Es así que Panameño, el único salvadoreño Participante recibió el galardón «Viaje por la Salud Mundial», como un reconocimiento por su aporte al desarrollo de la medicina en el área. Pasión sin límites. Panameño, cataloga este viaje a Canadá como una de las experiencecias más enriquecedoras en su carrera, «ser parte del exclusivo grupo seleccionado que compareó conocimiento con grandesvestigadores del área, fue realmente grato», destacó el especialista.La trayectoria en el uso de las vacunas, además del esfuerzo para dar a conocerlas, trabajar en desarrollar nuevas tecnologías para un mejor resultado, fueron los puntos reconocidos por la fundación. El premio, ha sido un estímulo para seguir desarrollándose en esta carrera apasionante para el especialista, y para непрерывная позиция в Сальвадоре Entre los más avanzados en el área. «Haber intercambiado ideas y mantener estrechas relaciones con científicos, fue parte de mis objetivos personales», аньядио Panameño que actualmente se destaca en el país, como uno de los mejores infectólogo, además de ser el únicojado via.

ЗИЛ-130 СССР Бортовой Грузовик АВД Модели 1:43 1315АВД

Gym Heroes Erika's Dratini Uncommon 42/132 PKGymH042, Tomica Shop Special Model *** TSS Tomica Mercedes-Benz SLS AMG. Berna Decals 1/32 YAKOVLEV Yak-3 Le Bourget июнь 1945, Team Associated 91645 3x29 мм Shock Shafts V2 Chrome RC10B74, New Tokyo Disney Resort limited Рисовые поля Винни-Пух F / S из Японии, 1 ИГРАТЬ Thespian's Stage Land Gatecrash Mtg Magic Rare 1x x1, класс GG1 4910 1941 ПЕНСИЛЬВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ локомотив 1:87 H0 Ixo Atlas Diecast.Aoshima Bunka Kyozai 1/24 The Tuned Parts Series No. 21 work Meister S1 3-часть 1, ARRMA AR310854 Комплект коробки передач HD Kraton / Outcast / Senton / Typhon / Talion 6S BLX. Beyblade B-135 B135 Bushin Asura Hr Kp Defensive Booster TAKARA TOMY B 135 B135. Dragon's Hoard R MTG Magic - Базовый выпуск 2019 SP. BUGATTI DIVO MATT GREY WITH BLUE ACCENTS 1:18 DIECAST МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ ОТ MAISTO 31719. Микропоезда Kadee R MTL 69040 BREX KDPT с различными номерами, New Age Enroute Berg 2.2 V1, длинная короткая ось, трубчатые валы 1/10 гусеничный.

КОНТАКТАНО