Газушка вездеход: Вездеход ГАЗ 34039 «Газушка» | Drivee.ru

Для вездехода ГТСМ Газ 71 | от производителя Полиуретан.ру

Газ 71 или, как кличут в народе, «Газушка», а геологи и вовсе ласково прозвали «Степанида» — это легендарный вездеход. Он был спроектирован для прохождения сложных дорог и пересеченной местности, что сделало его широко известным и востребованным в армии и геологоразведке в качестве разведывательного автомобиля.

Вездеход имеет прочную раму из металла, которая позволяет ему выдерживать большие нагрузки и устойчиво двигаться по каменистой, грязной или скользкой поверхности. Увеличенный клиренс и мощный двигатель обеспечивает практически беспрепятственное передвижение по труднодоступным маршрутам.

В своей истории Газ 71 прошёл множество модификаций, однако основные черты и качества остались неизменными — масштабность, надежность и прочность. Вездеход используется и поныне на военных, промышленных и гражданских объектах в качестве транспортного средства для перевозки людей и грузов. ГТСМ Газ-71 это своеобразный символ поколения, когда человек мог преодолеть любые трудности при помощи автомобиля.

Причины износа резиновых катков

Ходовая часть гусеничного вездехода может ломаться по разным причинам. Конечно, Газушка рассчитана на использование в сложных условиях среды. Однако, она имеет в своей конструкции и быстроизнашиваемые при эксплуатации элементы ходовой. Таковыми выступают опорные катки, они же ролики, они же колеса. У Газ 71 их в наличии двенадцать штук, расположенных за ведущими звездами, по шесть с каждой стороны.

Именно резиновая составляющая катков в гусянке, к сожалению, самая не долговечная часть в ГТМС. На износ резины влияют не только атмосферные воздействия, но и интенсивность эксплуатации. Постоянное трение роликов о гусеницы приводит к истиранию резинового слоя колес, а значит их необходимо менять, чтобы не допустить дальнейшей поломки ходовой части. Неправильное использование гусеничного вездехода, например, езда по камням, бетону или другой твердой поверхности также может вызвать повреждения обрезиненной части катков.

Еще одна особенность в том, что ГАЗ 71 — довольно взрослая техника.

И приобрести с магазина новые колеса в большинстве случаев уже сложно. Поэтому, оптимальным решением является обрезинивание катков по новой. Причем для гуммирования желательно выбрать максимально качественный и долговечный материал.

Недостаточный уход за гусеничным вездеходом может привести к поломке ходовой части. Важно регулярно проверять и очищать все детали, чтобы избежать возникновения серьезных проблем в будущем.

Колеса на полиуретане лучше резины?

Почему стоит выбрать именно процесс восстановления полиуретаном в ООО «Полиуретан»? Самой первой причиной будет экономия денежных средств. С учетом долговечности и более высоких эксплуатационных свойств материала восстановление колес Газушки полиуретаном по итогу выгоднее, чем даже покупка новых.

Гарантия качества. Восстановление катков, колес производится с использованием высококачественного полиуретана широкого диапазона твердости (до 98 ед. ШорА). Что позволяет уверенно использовать их в сложных рабочих условиях.

Полиуретановая часть катка имеет ряд преимуществ перед катками, которые выполнены с резиной:

  • Устойчивость к износу. Полиуретан более прочный материал, чем резина, поэтому колеса из полиуретана имеют более длительный срок службы.
  • Хороший контакт с поверхностью. Катки из полиуретана имеют более высокий коэффициент трения, что обеспечивает лучший контакт с поверхностью и более точную управляемость вездехода.
  • Сниженный уровень шума. Полиуретановые катки обеспечивают более плавную езду ТС и не производят так много шума.
  • Устойчивость к перегрузке. Полиуретановые катки значительно более устойчивы к перегрузке, чем катки из резины. Соответственно, это позволяет беспрепятственно использовать их в более тяжелых условиях.
  • Стабильность в широком температурном диапазоне. Полиуретановые катки гораздо меньше чувствительны к температурным изменениям, поэтому они лучше сохраняют свои свойства даже при экстремальных температурах.
  • Химическая стойкость. Полиуретан не вступает в реакцию и не боится контакта с различными видами хим. реагентов (соли, ГСМ, масло, вода). Не впитывает их и, следовательно, не набухает.

Снарядить вездеход дорогу

По индивидуальному заказу возможно изготовить полиуретановые запчасти для вездехода ГТСМ Газ-71. Замена втулок, сайлентблоков, деталей подвески и других запчастей из резины и пластика на более износостойкие полиуретановые позволяет сделать эксплуатацию вездехода без ремонта более длительной.

На нашем сайте также можно найти огромный ассортимент продукции, которая реально облегчает транспортировку снаряжения в дороге — крепежи из полиуретана для Off-Road. С ними вы можете позволить себе максимально расширить границы используемого пространства в Газушке.

Полиуретановые крепления могут быть использованы для безопасной и надежной фиксации для груза при путешествии на ГТСМ ГАЗ71. Крепления всепогодные, атмосферо- и маслобензостойкие, не впитывают грязь, влагу и поэтому могут устанавливаться как внутри вездехода, так и снаружи, в том числе на трубный багажник.

Крепежи для инструмента

Безопасно зафиксировать на вездеходе лопату, лом, топор, фонарь, оружие, электроинструмент помогут Универсальные крепления из полиуретана. Крепления изготовлены из прочного, износостойкого полиуретана и имеют различные формы оснований. Их возможно установить практически на любую поверхность ГАЗ-71 — на плоскость, на трубы (например, верхнего багажника), внутри салона.

Полиуретановые крепления значительно долговечнее аналогов из резины и рассчитаны для использования в уличных условиях при температуре до -50°С. Они позволяют мгновенно извлечь закрепленный объект и не повреждают его при движении вездехода по бездорожью.

Крепление канистр

Топливо и вода про запас берется в большинстве случаев экспедиций на вездеходах ГАЗ 71. И хранится оно в канистрах. Для фиксации канистр — как универсальных, так и экспедиционных, а также ящиков, баллонов, термосов удобно использовать специализированные полиуретановые крепежи — быстросъемные Т-зажим, Крепления-Барашки для 1-й и 2-х канистр, Универсальные зажимы.

Полиуретановые прокладки крышки металлических и пластиковых канистр станут более износостойкой заменой резиновых прокладок и послужат для надежной герметизации отверстия канистры.

Ремни для крепления груза

Крепежные ремни из прочного полиуретана сами по себе очень полезная единица в вашем инвентаре. Огромный выбор моделей и размеров ремней поможет надежно закрепить инструмент и груз любой формы и объема на багажнике и в салоне Газушки, не боясь за его сохранность — лопата, топор, ящики, рюкзаки, канистры, другие нужные вещи. Длина ремня при этом может быть практически любая, так как ремни отлично стыкуются между собой.

Карманы-сетки

Медицинская аптечка, перчатки, руководство по эксплуатации, любимые журналы, очки, ветошь и всё разнообразие других небольших предметов удобно разместить в Накладных карманах. Сделанные из эластичного полиуретана карманы не растянутся со временем. Карманы легко прикручиваются с помощью саморезов в любом удобном месте вездехода (на двери, на стене салона).

Крепления бензопилы

Полиуретановые Крепления бензопилы помогают избежать возможных повреждений самой бензопилы и предотвращают ее падение на другие объекты или людей. Они также позволяют производить мелкий ремонт или обслуживание бензопилы в удобной рабочей позе.

Полиуретановые крепления поглощают вибрацию, что позволяет избежать лишнего шума при перевозке бензопилы на ГАЗ-71. К тому же полиуретановые крепления имеют простую конструкцию и легко устанавливаются на вездеход.

Мягкие вставки в сидение

Гелевые вставки в сидение очень распространены среди мотоциклистов. Однако, езда по ухабам и бездорожью на Газушке провоцирует желание улучшить комфорт и для водителя, и для пассажирова. Гелевые полиуретановые вставки замечательно себя зарекомендовали и показывают отличные результаты в сравнении со стандартной набивкой сидений.

Изделия из полиуретана позволят вам уверенно чувствовать себя в любых условиях и ситуациях, вне зависимости от времени года и обстановки. В которой предстоит оказаться вашему ГАЗ 71!

технические характеристики (ТТХ), вездеход в глубоком бездорожье, гусеничный тягач, устройство, размер

Гусеничный транспортер ГАЗ-71 является поистине уникальной и универсальной конструкцией. Машина может применяться для перевозки грузов, личного состава или буксировки прицепов в условиях бездорожья. Герметичный корпус транспортера позволяет форсировать водные преграды без какой-либо подготовки машины.

Машина широко использовалась в северных районах, где получила массу прозвищ – «Грубая Тупая Сила», «Газушка» или «Жужик». Конструкция ГАЗ-71 имела большой потенциал развития и модернизации. В настоящее время выпускаются транспортеры ГАЗ-3403, несколько отличающиеся от предшественника.

История создания вездехода

Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-е годы. Машина создавалась на основе выпускавшегося с 1955 года снегоболотохода ГАЗ-47.

Характеристики серийной продукции начинали отставать от требований основного заказчика – Советской Армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и трансмиссией, унифицированной с узлами колесного армейского вездехода ГАЗ-66.

Первый прототип нового гусеничного транспортера был собран в 1965 году.

Особенностью конструкции опытных машин стали пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от применения пластика на серийной продукции.

На новом вездеходе применили расширенные звенья гусеницы, которые вместе с увеличением длины опорной поверхности позволили снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².

Серийное производство стартовало в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. Первые годы производство машин велось в Горьком, но из-за загруженности завода выпуск перенесли в Заволжск на специализированный завод гусеничных тягачей. Сборка транспортера в Заволжске продолжалась до 1985 года.

Фрикционы ГАЗ 71 принцип работы

Сообщение val_001 » 11 мар 2021, 11:54

Пределы применимости главной передачи ГАЗ-71 в трансмиссии легкого вездехода.

Данная информация предназначается для тех, кто имеет базовые представления о проектировании и расчете трансмиссии легкого вездехода и понимает смысл крутящих моментов в узлах автомобиля и вездехода. Если таких представлений нет, то в краткой форме их можно почерпнуть здесь: https://off-roader.ru/ https://off-roader.ru/publ/vaz_2101/1-1-0-1 В самодеятельном вездеходостроении появилась устойчивая тенденция замены парадигмы не оправдавшего надежды многих дифференциального поворота на фрикционный поворот. Такая замена в большей степени продиктована не здравыми рассуждениями, а неудачным опытом использования дифференциальных механизмов в трансмиссиях вездеходов. Основными аргументами противников дифференциального поворота является падение крутящего момента на инициирующей поворот гусенице и якобы пониженная надежность дифференциального механизма от автомобиля. Вместо отработки надежных решений дифференциального поворота началось массовое увлечение поворотом фрикционным. Технология фрикционного поворота по сути своей еще хуже технологии дифференциального поворота. И вот по каким причинам. Фактически фрикционный поворот – это езда на муфтах сцепления при условии частого манипулирования этими муфтами. Что в этом может быть хорошего, прогрессивного и надежного? Условия поворота зачастую требуют снятия потока мощности с борта вездехода с полной потерей тяги вездехода на этой стороне. Это катастрофа для транспортного средства, которое претендует на движение в любых условиях. При прямолинейном движении части трансмиссий обоих бортов вездехода жестко связаны между собой, что приводит к более высоким нагрузкам на трансмиссию по сравнению с дифференциальным вариантом, особенно на сильно развитой местности. У фрикционного механизма поворота число деталей больше, и это в основном детали трения. Часто приходится слышать аргумент, что главная передача ГАЗ-71 (наиболее часто используемый механизм фрикционного поворота в легком вездеходе) намного надежней дифференциала моста ВАЗ-2101. Нашли что сравнивать – фрикционный механизм от снегоболотохода полной массой под 6 тонн и дифференциальный механизм легкового автомобиля полной массой немногим более тонны. Если хочется объективных сравнений, возьмите дифференциальный узел моста КАМАЗа и сравнивайте с главной передачей (ГП) ГАЗ-71. Во сколько раз дифференциал КАМАЗа прослужит дольше фрикционных накладок ГП ГАЗ-71? Несопоставимо дольше. Жизнь сыграла злую шутку с дифференциальным поворотом: огромный выбор дифференциалов автомобилей и отсутствие навыков расчетов трансмиссии приводит к установке на вездеходы относительно легких (и по этой причине слабых) дифференциалов с неизбежным разрушением их непосильными нагрузками. Впрочем, не будем мешать ажиотажу и ожиданиям в отношении фрикционного поворота. Попробуем просто оценить, на что способна ГП ГАЗ-71, чтобы ее не постигла участь дифференциалов в ближайшем же будущем. Из-за отсутствия должной информации буду производить расчет нагрузочных способностей ГП ГАЗ-71 на основе документации на снегоболотоход ГАЗ-34039. https://off-roader.ru/load/gaz_71_rukovo . ii/1-1-0-1 Дизельный двигатель Д245.12С вездехода ГАЗ-34039 развивает максимальный крутящий момент 353 Нм. Двигатель соединен с 5-ступенчатой коробкой переключения передач (КПП), которая имеет на первой скорости передаточное число 6,555. В результате на выходе КПП может появиться максимальный крутящий момент 353 Нм х 6,555 = 2314 Нм. Далее крутящий момент поступает на двухскоростную дополнительную передачу, максимальное передаточное число которой составляет 0,96. Максимальный крутящий момент на выходе дополнительной передачи (ДП) составит 2314 Нм х 0,96 = 2221 Нм. Дополнительная передача объединена с главной передачей (ГП) с передаточным числом (ПЧ) 1,9. На выходе ГП максимальный крутящий момент составит 2221 Нм х 1,9 = 4220 Нм. С выхода ГП ГАЗ-71 поступает на бортовые редукторы (БР) с передаточным числом 3,9. На выходе БР максимальный крутящий момент может составить 4220 Нм х 3,9 = 16458Нм. В результате получается следующая схема трансмиссии

Собственно, все вычисления мы производили для того, чтобы установить, что на вход ГП ГАЗ-71 можно подавать максимальный крутящий момент 2221 Нм, а на выходе ГП обязана выдать как минимум крутящий момент 4220 Нм. Посмотрим, какой крутящий момент может создать народно любимый двигатель Kubota V1505 в сочетании с КПП ВАЗ-2110, то есть пытаемся проверить обоснованность применения в вездеходе Шерп трансмиссии, состоящей из двигателя Kubota, КПП + ГП ВАЗ-2110 и ГП ГАЗ-71. Максимальный крутящий момент двигателя составляет порядка 115 Нм, КПП имеет максимальное передаточное число (ПЧ) порядка 16. Значит, на выходе КПП максимальный крутящий момент может составить около 1840 Нм. Практически идеальное сочетание двигателя, КПП и ГП ГАЗ-71. Вариант основы трансмиссии типа двигатель ВАЗ-2108 + КПП ВАЗ-2108 + ГП ГАЗ-71 можно рекомендовать для применения в любых легких вездеходах, как гусеничных, так и колесных. Минимальные переделки заводских узлов самым благоприятным образом скажутся на сроках изготовления вздехода. Что еще необходимо проверить при использовании ГП ГАЗ-71 в составе трансмиссии легкого вездехода? В состав ГП входит тормозная система. На что она рассчитана? Полная масса вездеходаГАЗ-34039 составляет 5600 кг. При повороте на тормозящую гусеницу приходится на ровной местности 2800 кг. Предположим, что коэффициент сцепления с почвой равен единице. Ведущее колесо гусеничного движителя может иметь диаметр 535 мм или 560 мм. Считать будем худший вариант. При торможении максимальный крутящий момент, который пытается растормозить вездеход, составляет 2800 кг х 9,8 Н/кг х 0,28 м = 7863 Нм, где 0,28 м – радиус ведущего колеса движителя. При наличии бортового редуктора с ПЧ=3,9 максимальный растормаживающий момент на выходе ГП ГАЗ-71 составит 7863 Нм / 3,9 = 2021 Нм. Фактически это тот минимальный крутящий момент, который должен выдерживать тормозной механизм одной стороны ГП ГАЗ-71. Посмотрим, какие крутящие моменты, действующие на тормозную систему ГП ГАЗ-71 могут возникнуть в случае применения ГП на легком вездеходе с диаметром колес 1600 мм (то есть, на аналоге Шерпа). Предположим, что наш вездеход имеет полную массу 2000 кг, то есть на каждый борт приходится по 1000 кг. При диаметре колес 1600 мм максимальный растормаживающий крутящий момент на оси колеса составит 1000 кгс х 9,8 х 0,8 м (радиус колеса) = 7840 Нм. Однако, максимальный растормаживающий момент ГП Газ-71 составляет всего 2016Нм. Необходимо растормаживающий момент от колеса понизить в 3,89 раза; 7840 Нм / 2021 Нм = 3,89 Таким образом, применение ГП ГАЗ-71 в колесных вездеходах с диаметром колес 1600 мм возможно только в том случае, если между колесом и ГП ГАЗ-71 установлен бортовой (или колесный ) редуктор с передаточным числом не менее 3,89. Вот, собственно, все требования, соблюдение которых позволяют использовать ГП ГАЗ-71 в составе трансмиссии легкого колесного вездехода. В варианте гусеничного вездехода все проще. Использование в качестве ведущей звездочки гусеничного движителя автомобильного стального диска диаметром 13 или 12 дюймов обычно не требует наличия бортового редуктора.

Корпус

В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.

Корпус разделен на три отделения:

  • кабина;
  • моторный отсек;
  • грузовая платформа.

Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.

Кабина ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащена двумя местами: для водителя и пассажира.

Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.

По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.

Кузов и кабина

ГАЗ-71 оборудован двухместной металлической кабиной, выполненной из цельного листового металла. Свидетельством высокой степени ее герметизации является полное отсутствие влаги в кабине даже после прохождения глубокой водной преграды. В кабине также предусмотрены:

Кабина ГАЗ-71 внутри

  • резиновые уплотнители на боковых дверях и люках;
  • системы термо- и шумоизоляции;
  • механизм отопления.

Кузов выполнен в виде грузовой платформы с полумягкими откидными креслами для перевозки людей. В кузове работает отопительная система, предусмотрена также возможность монтирования на каркасе тента для защиты от непогоды. Имеется санитарное оборудование на случай необходимости эвакуации раненых.

На базе ГАЗ-71 позднее были разработаны более передовые модификации, предназначенные для различных целей. Несмотря на многолетний возраст машины, ее конструкция и сегодня востребована и интенсивно эксплуатируется.

Видео по теме: ГТ-СМ (ГАЗ-71)

Двигатель

На транспортере ГАЗ-71 установлен бензиновый силовой агрегат с карбюраторной системой подачи топлива. Двигатель имеет восемь цилиндров с рабочим объемом 4250 см³ (4,25л). Конструктивно мотор является модификацией силового агрегата от грузовых автомобилей ГАЗ-66. Мотор развивает мощность 115 л.с.

В качестве топлива используется бензин А-76 или АИ-93.

Завод допускал работу мотора на бензине А-72 при установке октан-корректора на более позднее зажигание.

Особенностью конструкции мотора является установка штатного подогревателя П-16, работающего на бензине. Подогреватель обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости и масла в картере для запуска при низких температурах окружающей среды.

Трансмиссия

Транспортер ГАЗ-71 оснащен механической четырехскоростной коробкой передач и сухим сцеплением. В конструкции сцепления используется один диск диаметром 300 мм. Коробка оснащена синхронизаторами на двух высших передачах (четвертая скорость – прямая). Переключение первых двух скоростей выполняется с перегазовкой. Рабочий диапазон трансмиссии расширен установкой раздаточного редуктора, имеющего повышающую и пониженную передачи.

Крутящий момент от раздаточного редуктора поступает на одноступенчатую главную передачу, установленную в алюминиевом картере. Для передачи применяется карданный вал. На выходе главной пары установлены бортовые фрикционы сухого трения.

В состав каждой муфты входят 19 дисков, которые управляются кулачковым механизмом.

Муфты управляют бортовыми одноступенчатыми редукторами с цилиндрическими шестернями. Для соединения фрикционов и передач применены полуоси с зубчатыми муфтами.

Фрикционы ГАЗ 71 принцип работы

Данная информация предназначается для тех, кто имеет базовые представления о проектировании и расчете трансмиссии легкого вездехода и понимает смысл крутящих моментов в узлах автомобиля и вездехода.

Если таких представлений нет, то в краткой форме их можно почерпнуть здесь:

В самодеятельном вездеходостроении появилась устойчивая тенденция замены парадигмы не оправдавшего надежды многих дифференциального поворота на фрикционный поворот.

Такая замена в большей степени продиктована не здравыми рассуждениями, а неудачным опытом использования дифференциальных механизмов в трансмиссиях вездеходов.

Основными аргументами противников дифференциального поворота является падение крутящего момента на инициирующей поворот гусенице и якобы пониженная надежность дифференциального механизма от автомобиля.

Вместо отработки надежных решений дифференциального поворота началось массовое увлечение поворотом фрикционным.

Технология фрикционного поворота по сути своей еще хуже технологии дифференциального поворота. И вот по каким причинам. Фактически фрикционный поворот – это езда на муфтах сцепления при условии частого манипулирования этими муфтами. Что в этом может быть хорошего, прогрессивного и надежного? Условия поворота зачастую требуют снятия потока мощности с борта вездехода с полной потерей тяги вездехода на этой стороне. Это катастрофа для транспортного средства, которое претендует на движение в любых условиях. При прямолинейном движении части трансмиссий обоих бортов вездехода жестко связаны между собой, что приводит к более высоким нагрузкам на трансмиссию по сравнению с дифференциальным вариантом, особенно на сильно развитой местности. При использовании дифференциального механизма поворота при движении по сильно развитой местности гусеницы (или пары колес борта) проходят разный путь. При фрикционном механизме гусеницы или пары колес борта в силу жесткой связки бортов вынуждены проходить одинаковый путь, что приводит к проволакиванию одного из бортов, что означает повышенные энергозатраты на преодоление бездорожья. По этим же причинам борт может потерять сцепление с почвой. У фрикционного механизма поворота число деталей больше, и это в основном детали трения.

Часто приходится слышать аргумент, что главная передача ГАЗ-71 (наиболее часто используемый механизм фрикционного поворота в легком вездеходе) намного надежней дифференциала моста ВАЗ-2101.

Нашли что сравнивать – фрикционный механизм от снегоболотохода полной массой под 6 тонн и дифференциальный механизм легкового автомобиля полной массой немногим более тонны. Если хочется объективных сравнений, возьмите дифференциальный узел моста ГАЗ-66 и сравнивайте с главной передачей (ГП) ГАЗ-71. Во сколько раз дифференциал ГАЗ-66 прослужит дольше фрикционных накладок ГП ГАЗ-71? Несопоставимо дольше. Жизнь сыграла злую шутку с дифференциальным поворотом: огромный выбор дифференциалов автомобилей и отсутствие навыков расчетов трансмиссии приводит к установке на вездеходы относительно легких (и по этой причине слабых) дифференциалов с неизбежным разрушением их непосильными нагрузками.

Управление

Для управления транспортером ГАЗ-71 применяется система рычагов и педалей. Педальный привод имеет дроссельная заслонка и муфта сцепления. Переключение скоростей в коробке и раздаточном редукторе осуществляется отдельными рычагами. Поворот выполняется отключением муфт бортовых фрикционов, привод выключения – рычагами.

Для управления различным оборудованием применяются кнопки и тумблеры, расположенные на панели приборов.

Приборы

На центральной части приборной панели транспортера ГАЗ-71 расположен щиток приборов. По бокам от щитка установлены дефлекторы обдува ветрового стекла горячим воздухом. Щиток приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольного пульта, на котором установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.

Ближе к спидометру расположен индикатор температуры двигателя, за которым расположены термометр масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном вездеходе ГАЗ-71 применены четыре топливных бака, то на щитке имеется переключатель указателя уровня между баками. Для подсветки приборов применяются лампы, установленные над приборами.

Расход горючего

Все, казалось бы, отлично… Но расход горючего портит всю картину. При передвижении с предельной скоростью по серьезному бездорожью тягач требует на 100 километров пути 150 литров топлива. Средний расход немного меньше – 90-100 л, но это тоже немало.

Надо сказать, что модель не выпускается около 20 лет. Но ее до сих пор эксплуатируют. Нередко транспортер работает в сверенных территориях, где климат и дороги не дают возможности применять более «легкие» варианты. При необходимости оригинальные запчасти к тягачу без труда находятся, подходят и детали от ГАЗ-3403.

Вернуться к списку статей

Купить запчасти вездехода МТЛБ

с доставкой по РФ

Купить запчасти вездехода ГТТ

с доставкой по РФ

Гусеницы

На транспортере ГАЗ-71 применена стальная мелкозвенчатая гусеница, составленная из 83 звеньев каждая. Звено имеет ширину 390 мм, расстояние между осями отверстий для пальцев равно 128 мм.

На внутренней поверхности звена имеются два пера, ограничивающих беговую дорожку и предотвращающих сход гусеницы с опорных катков.

Звенья соединяются между собой при помощи стальных пальцев, зафиксированных от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальца поверхность насыщена бором с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой расположена съемная пластина, очищающая гусеницу от грязи и снега. Натяжение гусениц выполняется поворотом кривошипа балансира направляющего катка.

Катки

Транспортер ГАЗ-71 оснащен шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм с внешней резиновой амортизацией. Задние катки выполняют функцию направляющих колес. Катки установлены на стальных балансирах.

Подвеска балансира торсионная, дополнена гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов установлены на балансирах передних катков и направляющих колес. Ведущие колеса расположены спереди. Зубчатый венец оснащен 12 зубьями, узел съемный, взаимозаменяемый.

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода представлена:

Ходовая часть ГАЗ-71

  • двенадцатью опорными катками, которые поровну располагаются с обеих сторон;
  • гусеницами с резиновым покрытием;
  • двумя ведущими колесами;
  • гидравлическими амортизаторами, которыми снабжены задние и передние катки;
  • съемными снегоочистителями, которые используются в зимнее время для защиты от наледи.

Гусеницы образованы мелкими звеньями, которые имеют большую ширину по сравнению с исходным образцом. В каждой из них по 83 звена, соединенных стальными креплениями.

Технические характеристики

Основные параметры машин на базе ГАЗ-71 приведены ниже:

ПараметрГАЗ-71ГАЗ-34039ГТ-МУ
Длина, мм539057205146
Ширина, мм258225502470
Высота, мм174020401700
Грузоподъемность, кг10001500
Масса прицепа, кг2000200
Снаряженный вес, кг495049005800
Вместимость, чел.10128-10

Габаритные размеры ГАЗ-71 позволяют размещать машины на железнодорожной платформе попарно.

Применение

Гражданские транспортеры ГАЗ-71 нашли широкое применение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина применяется для доставки и снабжения геологических партий. На базе ГАЗ-71 устанавливались передвижные буровые установки с расположением оборудования на передней или задней части корпуса.

Интересной модификацией машины является установка для подледного лова рыбы (ПТ-ИЛТ). Кроме этого на базе ГАЗ-71 производились пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02 и ряд другой техники.

Вездеходы ГАЗ-71 применялись в армии для доставки личного состава, стрелкового и минометного вооружения, боеприпасов. Машина предназначена для перевозки 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, расположенных на носилках.

По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.

В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша водительской кабины оснащалась точками установки пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.

На основе ГАЗ-71 был разработан десантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. Броней толщиной 4-6 мм защищалась верхняя часть машины, днище выполнялось из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и снижения веса. Бронетранспортер мог комплектоваться бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами.

Машины ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ существовали санитарные версии, оснащенные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Строевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.

Устройство и назначение

Как уже упоминалось, вездеход был стандартизирован с двигателем и шасси ГАЗ-66 — знаменитым армейским грузовиком. Из наиболее интересных решений стоит отметить функцию самовытягивания, незаменимую при езде при бездорожью. Еще одна интересная деталь — быстросъемные гидродинамические кожухи, которые защищают корпус от влаги при плавании.

В результате внедорожник может с успехом передвигаться по сугробам и даже преодолевать водные преграды шириной до 1,5 км. На нем можно переплыть небольшое озеро, сплавиться по спокойной реке. При этом использование на быстром течении чревато затоплением машины: для форсирования бурных рек она не предназначена.

Внедорожник хорошо себя зарекомендовал в плане геологоразведочных работ, снабжения удаленных баз и активного отдыха. Он без труда перевозит до 10 человек, грузы весом до 1 тонны и буксирует прицепы до 2 т. Перечень операций, в которых он может использоваться, огромен. Некоторые из них:

  • доставка туристических и научных экспедиций в удаленные районы;
  • снабжение удаленных баз;
  • устройство мобильных баз и лабораторий;
  • нефте- и геологоразведка;
  • поисково-спасательные работы.

Модификации

Транспортер ГАЗ-71 стал основой для создания нескольких модификаций:

  • ГАЗ-3403, оснащенный усиленными торсионами, позволившими поднять грузоподъемность до 1250 кг;
  • ГАЗ-34033, предназначенный для погранвойск, оснащен дублированной электрической системой;
  • ГТ-МУ, бронированный транспортер, созданный на основе симбиоза агрегатов ГАЗ-71 и ходовой части ГАЗ-47.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *