ЗИЛ-5301 ( каталог 2000г.) (5301АО, 5301ДО, 5301АА, 5301ТО, 5301БО, 5301ЕО, 5301ГА)- описание, характеристики, история.
Автомобиль выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1996 г. Этот 3-тонный автомобиль полукапотной компоновки стал основой семейства пятого поколения развозочных грузовых автомобилей среднего класса полной массой до 7 тон, рассчитанных на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий груза.
Основные прицепы — ГКБ-8328 и ГКБ-8350.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса перевозимого груза, кг | 3000 |
---|---|
Допустимая полная масса автомобиля, кг | 6950 |
Максимально допустимые нагрузки, кг: | |
на передние колеса | 2350 |
на задние колеса | 4900 |
Внутренние размеры платформы: | |
длина, мм | 3750 |
ширина, мм | 2215 |
высота, мм | 490 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
Радиус поворота, м | 7,0 |
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч (л/100 км) | 12,0 |
Время разгона до V=60 км/ч (сек): | 30 |
Двигатель | Д-245.![]() |
За специфическую внешность прозванный в народе «Бычком». Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см3, 109 л.с.) Минского моторного завода (ММЗ). Использованные на автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина унифицированы с грузовиком ЗИЛ-4331. «Бычок» оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, металлической грузовой платформой с тентом, имеет малый радиус разворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту. При сравнительно высокой собственной массе около 4 т он развивает максимальную скорость 90-95 км/ч.
Новое семейство основано на нескольких однотипных шасси с короткой, удлиненной или двойной 7-местной кабиной и колесной базой 3650 и 4250 мм. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты ЗИЛ-5301АО, ЗИЛ-5301ЯО и ЗИЛ-530110 грузоподъемностью соответственно 3,0, 2,9 и 2,7 т, а также несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов, 3-тонный самосвал ЗИЛ-САЗ-1503, а с 1998 г.
ЗиЛ-5301 «Бычок»: история и технические характеристики – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Среднетоннажный ЗиЛ-5301 стал одним из последних грузовиков, которые разрабатывал и выпускал Завод имени Лихачева. Первые «Бычки» появились в начале 1990-х, массовое производство шло с 1996 по 2014 год.
По неподтвержденным данным, своим «животным» названием машина обязана Юрию Лужкову. Благодаря столичному мэру в конце 1990-х — начале 2000-х «Бычок» активно использовали в Москве.
В этой статье расскажем историю грузового автомобиля, отметим его характеристики, плюсы и минусы.
Как появился ЗиЛ-5301 «Бычок»
Завод имени Лихачева специализировался на выпуске грузовиков с полной массой от 6,95 до 14,5 тонн. Но после распада СССР и перехода к рыночной экономике спрос на среднетоннажные бензиновые машины упал: военные и госзаказы остались в прошлом, предприятие было вынуждено переориентироваться. Новыми покупателями ЗиЛа должны были стать представители зарождающегося малого и среднего бизнеса, которые нуждались в автомобилях для перевозки небольшого количества грузов в пределах города.
Перед создателями «Бычка» стояла задача — разработать развозной трехтонный грузовик, при этом максимально использовать те детали, которые ранее применяли для выпуска большегрузов.
Проект стартовал в 1992 году. Спустя два года появились первые экземпляры машины. Прототипом послужил Mercedes-Benz T2, были использованы и прежние наработки ЗиЛа: коробка передач типа 130, кабина типа 4331. Еще через год, в 1995-м, предприятие представило первую партию «Бычков» на «мерседесовском» шасси — всего 219 автомобилей. И уже в 1996-м началось массовое производство модели ЗиЛ-5301.
Интересно, что в качестве мотора разработчики использовали модификацию тракторного четырехцилиндрового дизельного двигателя Д-245 Минского моторного завода. Предполагалось, что это временная мера. Однако в дальнейшем этот элемент так и не заменили, двигатель остался прежним, но версии его совершенствовались.
В 1996-1997 появились двух-, трех- и четырехсекционные фургоны. Это стало возможным благодаря созданию конструкции панельного цельнометаллического кузова. Также на базе фургонов выпускали грузопассажирские автомобили с кабиной на шестерых и уменьшенным грузовым отсеком, автобусы на 15 и 19 мест.
Расцвет «Бычков» и прекращение выпуска
К 2000 году ЗиЛ-5301 «Бычок» обеспечивал предприятию-изготовителю необходимую загрузку мощностей. 56% выпускаемой техники занимали эти грузовые автомобили. Всего в первый год нового тысячелетия завод изготовил 12 300 машин.
5301-е ЗиЛы пользовались спросом на рынке. Также их активно использовали коммунальные службы столицы. В частности для «Мосводоканала» предприятие производило автомобили ЗиЛ-5301А2 — «Бычки» с шестиместной кабиной и кузовом на 10,5 м³.
Но к середине нулевых спрос на ЗиЛы упал. Грузовик не выдерживал конкуренции корейских и китайских аналогов. Появился соперник и на российском рынке — ГАЗ «Валдай». В результате в 2008 году Завод имени Лихачева произвел всего лишь 527 «Бычков». Через три года производство машин перенесли из российской столицы в Саратовскую область, но это не спасло модель, нуждавшуюся в модернизации. В 2014-м был собран последний ЗиЛ «Бычок».
Тем не менее этот грузовичок по-прежнему можно встретить в российских городах, а также на дорогах СНГ.
Технические особенности
Характеристики автомобиля различаются в зависимости от модификации.
Габаритные размеры классического «Бычка» (в миллиметрах):
- Ширина: 2 319,
- Длина: 6 195,
- Высота: 2 365,
- Клиренс: 180,
- Колесная база: 3 650,
- Колея: задняя/передняя: 1 690/1 832.
Пустой грузовик весит 3 695 килограмм, с продукцией на борту его максимальная масса может равняться 6 950 килограммам, то есть грузоподъемность составляет больше трех тонн.
Удобным для городских перевозок его делает не только небольшой вес, но и скромный — всего семь метров — радиус разворота. На узких улицах он чувствует себя уверенно.
Другие отличительные черты «Бычка»:
- Кабина на три места,
- Низкая грузовая платформа (765-1050 миллиметров),
- Бескамерные шины 225/75R16С на колесах 6,5Jх16Н2,
- Гипоидная главная передача,
- Гидроусилитель рулевого управления,
- Гидравлический привод сцепления и тормозов,
- Передние дисковые тормоза, задние — барабанные,
- Пятиступенчатая коробка передач.
Отдельного внимания заслуживает двигатель ЗиЛа. Как мы упоминали выше, он представляет собой адаптацию тракторного мотора. Производитель агрегата ММЗ постоянно улучшал свой продукт. В результате его мощность повысилась со 109 лошадиных сил до 136. Также улучшились показатели экологичности. От категории Евро-0 минский дизель с турбонаддувом дошел до категории Евро-3.
Моторы, которые ставили на «Бычки»:
- до 2005 года: Д-245.12С и Д-245.9,
- 2005-2008 год: Д-245.9 Е2,
- 2008-2014 год: Д-245.9 Е3.
Благодаря двигателю за полминуты ЗиЛ «Бычок» способен разогнаться до 60 километров в час. Его наивысшая скорость составляет 95 километров в час. При этом за 100 километров пути машина расходует около 16 литров дизельного топлива.
Преимущества и недостатки ЗиЛа
Падение востребованности и снятие с производства говорят сами за себя — автомобиль не был достаточно конкурентоспособным. Владельцы и водители, работавшие на «Бычке», оставляют на форумах противоречивые отзывы. В них есть как плюсы ЗиЛ-5301, так и большое количества минусов. Например, выделяют следующие недостатки грузовика:
- Проблемы с редуктором заднего моста: дефекты шестеренок дифференциала и растрескивание крестовин.
- Проблемы с тормозной системой. Водители жалуются на кривизну дисков и на неудобное расположение бачка для тормозной жидкости.
- Низкое качество металла. Проявляется в том, что кабина автомобиля начинает быстро ржаветь. Коррозия дает о себе знать уже в первые годы эксплуатации «Бычка».
- Сильная вибрация. В кабине очень шумно, все трясется, что ухудшает условия работы водителя и вредит самому автомобилю. По словам одного из водителей «Бычка», от сильной вибрации в его машине отвалился радиатор.
- Ненадежная система отопления и протекающий вентиляционный люк.
В целом те, кто давно за рулем «Бычка», говорят о схожести этого грузовика с конструктором — необходимо постоянно перебирать его, заменяя детали, чтобы ЗиЛ-5301 оставался на ходу.
Тем не менее у грузовика есть и плюсы:
- Доступность запчастей. Их нетрудно найти, при этом они относительно недорогие.
- Двигатель, как правило, надежен, экономично расходует топливо.
- Просторная кабина, хороший обзор, удобное водительское кресло. Есть модификации со спальным местом, что важно для дальних перевозок.
- Небольшая цена автомобиля.
Разновидности
Существует около 40 модификаций ЗиЛа «Бычка». ЗиЛ-5301АО — базовый вариант авто.
Были разработаны три варианта грузопассажирского фургона: 5301А1, 5301А2, 5301А3. Они различаются объемами грузовых отсеков: 15,5, 10,5 и 5,5 кубометров соответственно. ЗиЛ-5301А3 использовала аварийная служба «Мосводоканала».
«Бычок» также представлен в качестве реанимобиля. Модель 530120 имеет дизельный двигатель на 136 лошадиных сил и просторный салон, оснащенный медицинским оборудованием. Пожарные используют ЗиЛ-530104 — шасси с двухрядной кабиной.
ЗиЛ-5301ВА — шасси для фургонов с кабиной, оснащенной двумя спальными местами.
Также завод имени Лихачева выпускал различные виды удлиненных «Бычков», изометрические фургоны и множество шасси.
Заключение
ЗиЛ-5301 «Бычок» производился почти два десятилетия. Эта модель должна была ответить запросам времени, новым экономическим условиям. Разработчики стремились быстро сконструировать и выпустить небольшой и надежный грузовик. У них получился автомобиль, не лишенный нареканий, в итоге не выдержавший конкуренции. Тем не менее «Бычки» до сих пор можно встретить на российских дорогах. В умелых руках, при постоянном обслуживании ЗиЛ-5301 исправно работает.
Синеполосый бычок — Oceana
Головоногие моллюски, ракообразные и другие моллюски
Кораллы и другие беспозвоночные
Морские млекопитающие
Морские науки и экосистемы
Морские рыбы
Морские черепахи и рептилии
Морские птицы
Акулы и скаты
4″> Океан РыбыСинеполосый бычок
Lythrypnus Dalli
Распространение
От тропических до умеренных широт восточной части Тихого океана
экосистема/среда обитания
Скалистые рифы
Особенности питания
Микрохищники
4″> ТаксономияОтряд Gobiiformes (бычки и родственники), семейство Gobiidae (бычки)
Синеполосые бычки — микрохищники. Они едят мелких ракообразных на поверхности рифа и из толщи воды непосредственно над поверхностью рифа. Эти бычки часто прячутся рядом с морскими ежами или под ними (и в норах/укрытиях, которые создают ежи), и они не любят уходить далеко от этих укрытий. Они почти никогда не оставляют прямого контакта с поверхностью рифа.
Особи этого вида размножаются парами. Самец синеполосого бычка ухаживает за самкой, и как только она принимает его ухаживания, она откладывает яйца в его убежище или рядом с ним. Затем самец берет на себя всю ответственность по защите гнезда до тех пор, пока не вылупятся яйца, после чего личинки ведут пелагический образ жизни. Прожив некоторое время в составе планктонного сообщества, молодые особи оседают на поверхность рифа и начинают защищать территорию для будущего спаривания.
Синеполосые бычки не являются одним из самых густонаселенных видов криптобентосных рыб в восточной части Тихого океана, но они довольно распространены во всем своем ареале. Поскольку они достигают длины всего в несколько сантиметров, они не являются мишенью или случайно вылавливаются при коммерческом рыболовстве. Ученые считают, что этот вид вызывает наименьшее беспокойство.
Oceana объединила усилия с Sailors for the Sea, организацией по охране океана, занимающейся обучением и привлечением мирового сообщества яхтсменов. Моряки для моря разработали программу KELP (Планы уроков по охране окружающей среды для детей), чтобы создать следующее поколение океанских стюардов.
Дополнительные ресурсы:
Красный список МСОП
Морская научная деятельность
Инвазивный кругляк — Департамент охраны окружающей среды штата Нью-Йорк
Перейти к основной навигации
Круглый бычок пробрался из Великих озер через канал Эри и реку Могавк в реку Гудзон. DEC тесно сотрудничает с Программой бассейна озера Шамплейн, Canal Corps, Департаментом охраны окружающей среды Вермонта, Геологической службой США, Службой охраны рыбных ресурсов и дикой природы США и другими заинтересованными сторонами, чтобы отреагировать на потенциальную угрозу попадания бычка-кругляка в озеро Шамплейн через канал Шамплейн.
Бычок-кругляк ( Neogobius melanostomus ) – высокоинвазивная донная рыба из пресноводного региона Черного и Каспийского морей Европы. У них ненасытный аппетит, что позволяет им вытеснять и превосходить местные виды.
Идентификация
Круглые бычки коричневато-серого цвета с темно-коричневыми или черными пятнами. В период нереста и охраны гнезда (апрель-сентябрь) самцы имеют черное тело с желтоватыми пятнами и срединные плавники с желтовато-белым внешним краем. Бычков и родственных видов легче всего узнать по их характерным пухлым щекам, как у бурундука. Бычков-кругляков можно отличить от других видов по наличию заметного черного пятна у основания их первого спинного плавника. Их глаза большие и приподняты, как у лягушки. Когда они полностью выращены, их размер колеблется от 4 до 10 дюймов в длину.
Среда обитания и известные в настоящее время местонахождения
Бычки-кругляки обычно обитают в пресной воде, но могут переносить умеренно соленую воду. Сейчас они присутствуют во всех Великих озерах. Их популяция распространилась вплавь из Великих озер через канал Эри и реку Могавк в реку Гудзон. Они еще не найдены в озере Шамплейн. Они также продолжают распространяться на внутренние озера.
Как распространился бычок-кругляк
Бычок-кругляк был завезен в Великие озера с водяным балластом на кораблях из Черного моря в начале 19 века90-е. Они могут распространяться при транспортировке и выбрасывании из ведер с наживкой и содержащих воду отсеков лодок, а также при плавании через естественные и искусственные водоемы, такие как реки и каналы.
Воздействие на окружающую среду
- Прямая конкуренция с местными рыбами (пятнистый подкаменщик, змеешейка и бревно) за среду обитания
- Ешьте местных мидий, икру местных рыб, молодь рыб и многих беспозвоночных, которые местные виды рыб используют в пищу
- Связанный со вспышками ботулизма (при употреблении фильтрующих мидий), которые вызывают гибель рыбы и ежегодную гибель ныряющих птиц
- Действовать как переносчик вирусной геморрагической септицемии (ВГС)
- Накопление ртути в организме
- Влияние муниципалитетов, получающих выгоду от рыболовного туризма
Средства управления
Наилучший метод борьбы с бычком-кругляком – предотвратить его распространение из одного водоема в другой. Другие варианты управления могут быть успешными в зависимости от размера и местоположения заражения. Варианты включают физические действия, такие как использование ловушек, дамб, шлюзов, электрических барьеров и земляных барьеров для сдерживания движения, а также применение химического вещества ротенона.
Методы управления следует оценивать в каждом конкретном случае для каждого заражения. Чтобы получить помощь в выборе наилучшего способа управления для вашей ситуации, обратитесь в местное Партнерство по управлению региональными инвазивными видами (PRISM).
Как вы можете помочь
- Узнайте, как определить бычка-кругляка.
- Тщательно очистите, осушите и высушите гидроцикл и оборудование перед посещением других водоемов.
- Осматривайте и удаляйте мусор и грязь с лодок, прицепов и оборудования до и после каждого использования.
- Выбрасывайте весь мусор и наживку в мусорные баки или выше ватерлинии на сушу.
- Осушите все водоудерживающие отсеки, включая живые колодцы, колодцы для наживки и трюмные зоны.
Если возможно, продезинфицируйте горячей водой (140 ° F) в течение не менее 30 секунд.
- Высушите лодки, прицепы и все оборудование перед использованием в другом водоеме. Рекомендуется минимум 5-7 дней сушки в сухих, теплых условиях.
- Выбрасывайте аквариумные отходы или образцы в мусорное ведро. Не сливать в дренажные канавы, канализацию или другие водоемы.
- Выбрасывайте ненужную приманку в мусорное ведро и используйте только сертифицированную приманку.
- Если вы считаете, что нашли бычка-кругляка, сделайте несколько фотографий отдельного животного на темном фоне с объектом для масштаба, соберите GPS-координаты места, где вы его нашли, и свяжитесь с [email protected] или с вашим местное партнерство по управлению региональными инвазивными видами (PRISM).
- Активный отдых на свежем воздухе
- Животные, растения, водные обитатели
- Пресноводная рыба и моллюски
- Инвазивный бычок-кругляк
- Пресноводная рыба и моллюски
- Химический контроль и контроль загрязнения
- Энергетика и климат
- Земли и воды
- Образование
- Разрешения, лицензии и регистрации
- Участие общественности и новости
- Правила и правоприменение
- Публикации, формы, карты
- О декабрь
- Важные ссылки
- Информационный бюллетень по бычку-кругляку (PDF)
- Справка в формате PDF
- Если вам нужна помощь с файлами PDF на этой странице, позвоните по телефону 518-402-9425.