Харьков хтз: Прекрасный и ужасный район ХТЗ (фоторепортаж)

Содержание

Посёлок ХТЗ (соцгород) — Харьков: новое о знакомых местах — ЖЖ

Посёлок ХТЗ (соцгород)— жилой район, предназначенный для проживания рабочих Харьковского тракторного завода, исторически размещенный за чертой Харькова (8 км от города на момент постройки), и включающий в себя инфраструктуру, обеспечивающую быт и досуг персонала ХТЗ.

Составление проекта посёлка было поручено коллективу Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР под руководством профессора П.Ф.Алешина.

Хронология работы над проектом:                  
27 декабря 1929 года архитекторы получили заказ на создание проекта;                             
17 января 1930 года была закончена подробная программа проектирования соцгорода.    
28 марта 1930 года эскизный проект посёлка был готов.
В апреле вся работа по составлению проекта соцгорода была передана в организованный в это время Харьковский филиал Гипрограда УССР.                                                          
Закладка посёлка состоялась в мае 1930 года.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту, «…социалистические города … представляют собой законченной организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца… Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности». В «Задании на составление общего проекта планировки и застройки социалистического поселения при Харьковском тракторном заводе» авторы формулируют основное требование к новому городу, выстроенному на полном обобществлении бытовых функций и коллективизации общественной жизни: «Поселение должно всей своей планировкой обеспечить наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический».

Как же эти принципы воплощались в проекте соцгорода «Новый Харьков»?
Прежде всего следует отметить, что проектируемый соцгород должен был быть рассчитан на 120 тысяч человек, поскольку рядом с ХТЗ  предусматривалось размещение ещё 14 различных промышленных предприятий.   Для расселения необходимого числа жителей предусматривалось создать 36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом. Принимая за основу положение о том, что каждый жилой комплекс должен иметь все первичные элементы обслуживания, а интересы детей являются главенствующими, «вопрос о размере населения жилкомплекса решался исходя из численности детского населения и нормального состава школы в 280 человек. Эти соображения предопределили планировочное решение соцгорода – «каждый жилкомбинат требует одной школы-семилетки, здания яслей и двух детских садов».

488. План-схема жилого комплекса. 


489.
Исходя из этого, для размещения жилых комплексов были выбраны наиболее спокойные с точки зрения рельефа участки размером 350 на 256 метров. При этом была использована строчная схема застройки: «город не знает дворов и порывает с традицией растягивания жилых строений вдоль городских улиц». Большинство сооружений ориентировано продольной стороной перпендикулярно Чугуевскому шоссе под углом 26° по отношению к меридиану. Такая ориентация явилась оптимальной и по отношению к господствующим ветрам, и для создания наилучших условий инсоляции (освещения солнечными лучами).

490.
Авторы проекта сознавали, что выбор строчной схемы застройки повлечёт за собой некоторую монотонность, однообразие планировки и следует предусмотреть меры, которые если и не устранят, то хоть частично скомпенсируют, ослабят их проявление. Среди предложенных мер можно отметить:                                                                                          
—  контрастное сочетание зданий различной этажности: общественные сооружения проектировались высотой в 1-2 этажа, жилые дома — 4 и 7 этажей. Все они на уровне второго этажа по проекту объединялись крытым переходом, что, кроме создания комфортабельных условий для обитателей, позволяло рассматривать разноэтажные объемы на территории квартала в виде единого целого;                                                           
—  для создания большего разнообразия в решении композиции отдельных жилкомплексов, было разработано четыре варианта планировочного решения кварталов в зависимости от их местонахождения; 

491. Схема застройки посёлка ХТЗ

—  было предложено здания, из которых складывается тот или иной жилой комплекс, располагать на
различном расстоянии от красной линии, с помощью чего создавались бы озеленённые курдонеры;
—  немалая роль в создании неповторимого облика соцгорода отводилась использованию особенностей ландшафта. Например, в овражистой части поселения был запроектирован парк культуры и отдыха, а также больница, санаторий и дом отдыха. В центре поселка, где наблюдалось некоторое понижение рельефа, градостроители предложили создать административно-культурный центр. Этот участок площадью около 4 гектар был решен в виде открытого амфитеатра «как центр, как аудитория, как место больших собраний всего населения города» с возможностью разместить здесь 40-60 тысяч человек. Проектом предусматривалось соорудить тут здания горсовета, театра, многофункциональный дом для собраний, Дворец культуры и Дворец труда, Дом прессы, Дом почты и телеграфа, здание радиотеатра, Дворец физкультуры и стадион. Центральную зеленую полосу, идущую параллельно Чугуевскому шоссе и решённую в виде бульвара, предлагалось застроить зданиями гостиниц, а также музея и кинотеатра. На вторую очередь намечалось строительство зданий оперного театра, детского клуба, планетария и ряда других учреждений.

Как же был реализован этот проект?
Приведу небольшой фрагмент из статьи в архитектурном журнале 1939 года, который даст представление о, так сказать, «промежуточном» результате:    
 «Восемь лет тому назад, на месте настоящего промышленного района, было чистое поле. Теперь же район, названный именем умершего любимого наркома С.Орджоникидзе, насчитывает свыше 65.000 заводского населения…Район, который начал здесь создаваться на основе генерального плана реконструкции Харькова, отобразил в себе все этапы развития нашей архитектурно-строительной практики последних лет. И пять основных кварталов ХТЗ, возведенных по принципу „модной» на время начала строительства (1930-1931 гг.) „строчной» застройки, имеют непривлекательный вид.  
…Пятьдесят жилых 4 и 5-этажных корпусов обращены торцами к главным уличным магистралям. «Гипроград», который предложил этот тип квартала, совершенно проигнорировал в своем проекте элементарнейшие бытовые нужды рабочих, которые живут в этом городке. Достаточно сказать, что выпали из поля зрения такие „мелочи», как стирка и сушка белья, как места отдыха взрослого и детского населения, организация внутриквартального пространства, планирование путей, тротуаров и т.д. И вообще, в отношении посёлка ХТЗ миссия «Гипрограда» свелась к механическому размещению жилых корпусов в кварталах (во многих случаях — даже без учета рельефа участка)»   
    Дальше автор статьи  пишет о той работе, которую необходимо выполнить и которая самим заводом выполняется для благоустройства посёлка: 
   «Начиная с 1932 г, завод настойчиво работает над архитектурно-планировочным оформлением района и исправлением ошибок проекта. Каждый год ХТЗ вкладывает огромные средства на благоустройство, на жилое и культурно-бытовое строительство. За последние годы завод обогатился большим количеством объектов, которые имеют первостепенное архитектурное значение для этого района города. Уже сегодня на ХТЗ закончено благоустройство 1-го и 2-го жилых кварталов, закончено строительство детских садиков и яслей, научно-технической станции завода, столовых, ресторана, осуществлено архитектурное оформление главной конторы завода…Частично закончен большой  жилой дом на 300 квартир с магазинами на 1-м этаже, строятся дороги, тротуары, здание райсовета».

   Среди основных причин, приведших к  отставанию от сроков, к необходимости корректировки в сторону упрощения первоначального проекта назывались сложность общей композиции генплана, конструктивная сложность ряда решений проекта, что в комплексе создало очень непростые условия для выполнения большого объема строительных работ за довольно короткие сроки.  Это, в свою очередь, приводило к удорожанию и перерасходу строительных материалов, срыву сроков строительства. Вследствие проблем с финансированием пришлось отказаться от плоских крыш корпусов и тёплых переходов между зданиями.

 До войны предусмотренную проектом застройку удалось реализовать в четырех кварталах, где были размещены четырехэтажные секционные дома для семейных, семиэтажные — дли одиноких,  детские дошкольные учреждения — дома со скромными фасадами, оформленными полосами из красного и силикатного кирпича. Выложенные недавно в интернете немецкие аэрофотоснимки посёлка дают представление об объёме строительных работ, выполненных фактически за десять предвоенных лет.


492. Слева — аэрофотоснимок посёлка в 1941году, справа — снимок со спутника в наши дни.
 
В послевоенные годы район продолжал застраиваться, особенно активно – в восточном и южном направлениях. На западе поселок слился с общей застройкой города, утратив свою обособленность. В застройке микрорайонов получили отражение характерные черты различных этапов проектно-строительной деятельности: можно увидеть и фасады домов, выполненные из красного и силикатного кирпича без штукатурки, украшенные декоративными деталями классического характера (1948-1951 гг), и построенные впервые в Харькове в 1961 году пятиэтажные крупнопанельные жилые дома, и современные крупнопанельные высотные здания. Но сохранились,  пусть и в реконструированном виде, некоторые общественные здания, построенные в начале 30-х годов — детский садик,  ясли, клуб-столовая, баня, школа.


493.  Детские ясли  на ул. Бекетова.  (1930 — 1932 гг).   Бригада архитекторов под рук. П.Алешина.


494. Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция). Бригада архитекторов под рук. П.Алешина.

495. Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция).

496.  Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция).


497.  Бывший клуб-столовая для рабочих ХТЗ, расположенный по адресу пер. Мира, 3. Архитекторы — А. Э. Аль и А. И. Тарусов. Здание построено в стиле конструктивизма.

498. Дворец бракосочетаний, бывший клуб-столовая для рабочих ХТЗ, расположенный по адресу пер. Мира, 3. Архитекторы — А. Э. Аль и А. И. Тарусов. Здание построено в стиле конструктивизма. После реконструкции, выполненной по проекту архитектора И. А. Данильченко и художника Ю. И. Самохвалова, здание сохранило прежний облик. Интерьеры приобрели торжественный вид (худ. В. А. Купцевич, Е. М. Хобачев, С. Е. Лунев, В. С. Нестеров). Автором витражей является художник И.П. Мицкевичюте.


499. Бывший клуб-столовая ХТЗ по пр. Фрунзе, 6. Ныне — Клуб Строителей ДСК-1

500. Бывший клуб-столовая ХТЗ по пр. Фрунзе, 6. Ныне — Клуб Строителей ДСК-1


501. Школа ХТЗ на пр. Орджоникидзе, 9. Арх. Шумилин А.А. (1932 г)


502. Школа N 113 на пр. Орджоникидзе, 9. Арх. Шумилин А.А. (1932 г)


503. Баня на ул. 17-го Партсъезда, 13. Арх. Крупко П.З. (начало 1930-х гг)


504. Тракторозаводской рынок на ул. Бекетова, 1


505. Пр.Орджоникидзе.  Жилой дом в одном из  первых кварталов,  застроенных по проектам бригады архитекторов под рук. проф. П.Ф.Алешина  (1930 — 1932 гг)


506. Третий квартал (проект). Арх. Лымарь Е.А.


507. Вход в квартал жилых домов с тротуара в посёлке ХТЗ. Арх. Плотников В.В.


508.    Согласно проекту, каждый из четырёх  жилых кварталов планировалось создать в виде единого целого, для чего все сооружения, входящие в квартал, должны были быть объединены между собой крытыми стеклянными переходами. Правда, эти переходы так и не были построены, хотя в зданиях для них и были заложены соответствующие ниши.
    Ярким примером такой планировки является комплекс домов из дома  N 20  по улице Мира и дома N 19 по параллельной ей улице 2-й Пятилетки. Он занимает целый квартал. В нём размещены все объекты, требующиеся для нормального существования (аптека, магазины).


509. Жилой дом N 20  по улице Мира (1930-е гг). 


510. Жилой дом N 18 по улице 2-ой Пятилетки


511. 11-й квартал посёлка ХТЗ. Арх. Маторин А.Д. (1950-е гг)


512. 11-й квартал посёлка ХТЗ. Арх. Маторин А.Д. (1950-е гг)


513.   Жилой дом на ул. Второй пятилетки, 19. В средней его части первоначально размещался Детский клуб   ХТЗ (в 1992 году переименован в Детский дворец культуры ХТЗ). Арх. Маторин А.Д. (1954)


514. Больница ХТЗ. Ул. Луи Пастера, 2. Типовой проект. Привязка выполнена арх. Маториным А.Д. (1950-е гг)


515. Магазин «Океан». Пр. Орджоникидзе, 41


516. Комбинат бытового обслуживания на пр. Косиора


517. ДК ХТЗ. Проспект Орджоникидзе, 6. 
  Открыт в ноябре  1967 г. В 1991 г  переименован во Дворец культуры и техники ХТЗ. 
(Типовой   проект ЦНИИЭП  зрелищных зданий — Москва. Привязка и доработка — арх. Ф.М.Коваленко,  Э.Н.Бельман при участии И.П.Самохваловой).  

518.   Дворец детского и юношеского творчества Орджоникидзевского района (бывш. Дворец пионеров). Пр. Косиора, 162.  Арх. Цейтлин Б.Л., Ракитская Г.И. ( Первая  очередь —   ок. 1972 г)


519. Парк им. Маяковского — полукилометровая зелёная полоса между Московским проспектом и улицей Мира. Заложен в 1930-е годы.
Характеристика парка на сайте «Парки города Харькова»:
«…Просто можно посидеть в тишине. Мало прохожих. Количеством лавочек особо не отличается, но посидеть можно. И особой чистотой парк не отличается. Самое чистое место — в районе аттракционов. В парке можно покататься на каруселях, электромобилях, взглянуть на парк с высоты чертового колеса. Цены на развлечения, можно сказать, низкие. Рядом метро «ХТЗ», маршрутки. Ходят слухи, что на месте этого парка будет строиться жилой массив».


520. Улица 2-ой Пятилетки


521. Александровский сквер на проспекте Фрунзе (фото Светланы Росинской)


522. Храм Святого Священномученика Александра Архиепископа Харьковского  на пр. Косиора.  Храм построен к 350-летнему юбилею  города в 2004 г. В его архитектурном решении использованы формы и цвета, характерные для украинского барокко.    Авторы проекта — архитекторы М. М. Киреев, А. В.Ткаченко, П. Г. Чечельницкий, Ю. М. Шкодовский. (фото Светланы Росинской)

523. Памятник первому Трактору переехал на новое место


524. Пересечение проспектов Фрунзе и Косиора. Ближайшая перспектива


525. Планы и реальность. Итоги


Схема посёлка ХТЗ

Литература:
Алёшин В.Э. «Развитие представления о социалистическом поселении в градостроительстве Украины в 1920-х — начале 1930-х годов».  Диссертация на соискание степени кандидат архитектуры.

ХТЗ | Харьков

Дальше, за лесополосой, находятся корпуса — Харьковского тракторного завода имени С. Орджоникидзе, гиганта машиностроения, головного предприятия производственного объединения «Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе».

Завод был построен в степи за станцией Лосево в рекордные сроки — за 15 месяцев. 1 октября 1931 года с главного конвейера ХТЗ сошли первые колесные тракторы. На митинге, посвященном пуску завода, присутствовало 25 тысяч человек. На открытие ХТЗ прибыли первый секретарь ЦК КП/б/У С. В. Косиор, Председатель ВУЦИКа Г. И. Петровский, писатели Д. Бедный, А. Безыменский. ЦК ВКП/б/ прислал приветствие строителям и труженикам предприятия. За рулем первого трактора «Интернационал» сидела комсомолка Маруся Бугаева, рядом с ней —- Г. И. Петровский. Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе, одного из инициаторов его строительства. Памятник Серго работы скульптора С. Тоидзе установлен в 1956 году на площади перед главным административным корпусом завода.

В 1932 году за успешное освоение производственного процесса и досрочное доведение производства до 100 тракторов в день завод был награжден орденом Ленина. Вторая награда — орден Трудового Красного Знамени — появилась на знамени завода в 1948 году за успешное восстановление и перевыполнение плана выпуска тракторов. Харьковские тракторы марки ДТ-54М, ДТ-20 и ДТ-16Г экспонировались в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе. В 1967 году ХТЗ дал Родине миллионный трактор, за что удостоен второго ордена Ленина. Два года спустя трактор Т-25 получил золотую медаль Международной выставки сельскохозяйственной техники в Москве. А в 1979 году трактор Т-150К после испытаний в штате Небраска (США) был признан лучшим, в 1980 году ему была присвоена международная премия «Золотой Меркурий». В связи с 50-летием со дня основания завод был награжден орденом Октябрьской Революции. В 1982 году с его конвейера сошел двухмиллионный трактор.

Сегодня главная продукция ХТЗ — тракторы марки Т-150. На заводе продолжается реконструкция действующих цехов, 400 предприятий страны обеспечивают завод комплектующими деталями. В настоящее время ведется работа по освоению новых моделей тракторов Т-150КМ и Т-150К-022. Возрастает техническая оснащенность цехов, вступают в строй новые автоматические линии, внедряются прогрессивные методы обработки деталей. Застрельщиками нового отношения к интенсивным факторам развития производства выступают коммунисты.

Харьковские тракторы работают в 36 странах мира За помощь в развитии машиностроения братской Болгарии завод награжден орденом Георгия Димитрова.

В многотысячном коллективе работают Герои Социалистического Труда коммунисты М. И. Калашников и В. Г. Тарасенко, депутат Верховного Совета СССР Ф. Д. Касьяненко. Возглавляет производственное объединение Герой Социалистического Труда делегат XXVII съезда КПСС В. В. Библик.

Напротив одной из проходных в сквере установлен высокий гранитный обелиск с орденом Отечественной войны. Это памятник в честь тракторозаводцев, павших в боях с фашистскими захватчиками. На гранитной стеле высечены имена 320 героев.

К центральной проходной и административному корпусу выходит станция метро «Тракторный завод». Из метро по длинному подземному переходу можно выйти на проспект Орджоникидзе, центральную магистраль «города» тракторостроителей, начало которому положил жилой комплекс, построенный в 30-х годах. В его планировке были использованы все достижения градостроительства и возможности социалистического планового хозяйства. В составе каждого комплекса имелись школа, детский сад и ясли, клуб, столовая, магазин, спортивный центр. Были построены кинотеатр, фабрика-кухня. Жилые дома возводились двух типов: секционные для семейных и гостиничного типа для одиноких. Строения имели в основном четыре-пять этажей, квартиры — горячее и холодное водоснабжение. И по сей день поселок тракторостроителей считается образцовым, а градостроительная структура, заложенная в 30-х годах, дала толчок развитию массового жилищного строительства в последующие и особенно в послевоенные годы.

Между промышленной и жилой зонами протянулась защитная зеленая полоса шириной 500 метров. Линейный характер планировки обеспечил возможность дальнейшего развития промышленности и жилья. Но вернемся на Московский проспект. За тракторным заводом поднимаются корпуса ордена Октябрьской Революции станкостроительного завода имени С. В. Косиора, основанного в 1935 году. Предприятие специализируется на изготовлении высокопроизводительных станков для разных отраслей промышленности. В 1983 году завод наладил серийный выпуск модернизированных круглошлифовальных станков с числовым программным управлением, сейчас — освоил выпуск роботизированных комплексов. Коллектив конструкторов и производственников работает над тем, чтобы внести весомый вклад в ускорение научно-технического прогресса. Станки с харьковской маркой поставляются Кутаисскому, Волжскому, Таганрогскому автозаводам, КамАЗу и в страны — члены СЭВ. За успешное выполнение производственных заданий около 150 тружеников предприятия награждены орденами и медалями, а токарю-расточнику П. И. Хухрянскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Завод носит имя С. В. Косиора — видного партийного и советского работника, жизнь которого была тесно связана с Харьковом. В 1912—1914 годах он находился здесь на нелегальной партийной работе — состоял членом Харьковской большевистской организации, принимал активное участие в подготовке и организации маевок, митингов и забастовок, вел большую работу в профсоюзах. В годы гражданской войны С. В. Ко-сыор — один из организаторов разгрома иностранной военной интервенции и внутренней контрреволюции на Украине. В трудные и героические годы предвоенных пятилеток С. В. Косиор возглавил ЦК КП/б/У. В память о С. В. Косиоре на заводе в 1966 году был открыт памятник работы скульптора В. И. Агибалова. Его имя носит также один из проспектов города.

ХТЗ — последние новости | Комментарии Харьков

  • 2 февраля 2022, 14:32

    В одном из дворов Харькова появилась пальма с кокосами (ФОТО)

    Пальма может стать новой фотозоной для харьковчан

  • 30 сентября 2021, 12:38

    В Харькове жители ХТЗ целый день будут без воды

    Харьковчане на целый день останутся без воды

  • 3 сентября 2021, 10:19

    В Харькове на ХТЗ перекрыли улицу до 6 сентября

    На ХТЗ улицу закрыли для автомобилей

  • 7 августа 2021, 12:22

    В Харькове на два дня перекрыли ХТЗ

    Харьковский транспорт изменит свой маршрут

  • 31 марта 2021, 09:54

    Мужчина с татуировкой на лице «Кернес жив» снова стал звездой соцсетей в Харькове (видео)

    Парень записал собственную версию передачи «В мире животных» на ХТЗ, действующие лица — пьяницы, проститутки и наркоманы

  • 22 февраля 2021, 17:40

    Гильзы, газовые баллончики и расстрелянный автомобиль: новые детали стрельбы в Харькове

    Неизвестные без каких-либо возражений фармацевтов приобрели в аптеке препараты, которые являются подобными наркотических, после чего началась драка

  • 22 февраля 2021, 11:35

    Стрельба и драка: в Харькове устроили рейд на сеть аптек

    Сеть аптек подозревают в продаже наркотиков без специальных разрешений, поэтому на нее устроили вооруженный налет

  • 26 января 2021, 14:00

    Спустя два дня: в Харькове включили свет людям, которые перекрывали дорогу в знак протеста

    С 9:30 23 января до вечера 25 января жильцы 14 многоэтажек сидели без электричества

  • 25 января 2021, 13:15

    В Харькове так и не включили свет людям, которые перекрыли дорогу в знак протеста

    Протестующие разошлись так и не дождавшись появления электричества

  • 28 декабря 2020, 16:26

    Отвела ребенка в садик и умерла: в Харькове скоропостижно скончалась женщина (фото)

    Причины смерти устанавливаются

  • 1 декабря 2020, 15:31

    В Харькове на одной из станций метро произошло сильное задымление (видео, фото)

    В Харьковском метрополитене отрицают пожар на “ХТЗ”

  • 24 ноября 2020, 14:30

    В Харькове на ХТЗ проводят обыски (фото)

    По информации ряда источников речь идет о коррупции, связанной с предоставлением жилья

  • 27 августа 2020, 13:25

    “Дайте денег, чтобы мы катали бесплатно”: перевозчик прокомментировал забастовку маршрутчиков в Харькове

    Водители требуют возместить ущерб. Восемь из них уже оштрафовали

  • 27 августа 2020, 11:10

    В Харькове из двух спальных районов невозможно уехать на автобусах (фото)

    В маршрутках разрешили возить только по 10 человек в салоне. Водители не хотят работать в убыток

  • 21 августа 2020, 17:07

    В Харькове на ХТЗ разместили арт-объекты (фото)

    На Харьковском тракторном украсили подход к детской стоматологии

  • 7 июля 2020, 12:50

    В Харькове на один день закроют движение на одной из главных улиц “ХТЗ”

    Пропуск специальных автомобилей оперативных служб к жилым и административным зданиям, расположенным в указанной зоне, обеспечат

  • 5 июня 2020, 11:11

    Бизнес-парк за миллиард долларов: горожан просят помочь в создании нового Харькова

    До 2030 года в Харькове должны появиться новые предприятия и более 13 000 рабочих мест

  • 2 июня 2020, 12:55

    Харьковчане сообщили полиции о восьмерых мужчинах с оружием в руках

    Жители Харькова решили поздравить с днем ​​рождения своего товарища, в результате чего оказались за решеткой

  • 4 мая 2020, 18:00

    В Харькове грабитель ударил продавщицу киоска ножом

    Злоумышленник ударил продавщицу киоска ножом в лицо и живот

  • 24 февраля 2020, 14:30

    В Харькове школьники устроили массовую драку

    Происшествие случилось 23 февраля в районе ХТЗ

  • 13 февраля 2020, 19:24

    На ХТЗ отремонтируют дороги

    Также до октября-ноября этого года будут отремонтированы подъезды

  • 13 февраля 2020, 16:22

    Отравление собак на ХТЗ в Харькове оказалось фейком

    За последние семь лет в Харькове не зафиксировали ни одного случая отравления бездомных животных

  • Хороший/плохой Харьков: ХТЗ и Пролетарская

    Vgorode продолжает искать хорошее и плохое в районах Харькова. На этот раз мы совершили променад по району знаменитого Харьковского Тракторного Завода. Да-да, это тот самый район, о котором ходит не один десяток баек, в котором однажды обыкновенная столовая для рабочих чудом превратилась в действующий и по сей день Дворец бракосочетаний, район, который привлекает и одновременно страшит своей неоднозначной репутацией. 

    Три синие буквы на желтом фоне поприветствовали нас своим патриотическим видом, когда мы вышли из метрополитена. Впрочем, на поверку все оказалось не так радужно.

    Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤


    Плохой ХТЗ


    1. Первое, что бросается в глаза – отнюдь не солнечная желто-синяя надпись, а рюмочная и мрачная толпа уставших рабочих с пластиковыми стаканами в руках. 

    2. В недрах спального района над тобой то и дело нависают устрашающие коммунальные дома, и, уставившись всеми своими разбитыми окнами, следят за каждым твоим движением.  

    3. Дерево, победившее асфальт, срубили, оставив пень — ходить по тротуару по-прежнему проблематично. А дерево жалко.

    4. Болотце посреди дороги.

    5. Безымянный дом…

    6. …а здесь наоборот перестарались.

    7. Как и в других районах города, здесь беда с проводами.

    8. «Фишка» ХТЗ — сорванные водосточные трубы. Предприимчивым местным остается сооружать водостоки из дерева…

    9. …линолеум тоже сгодится…

    10. …и даже дом образцового содержания и быта подкачал.

    11. Балкон, что ты делаешь? Прекрати!

    12. Последний раз спортом в этом зале, видимо, занимались еще во времена СССР.

    13. Добро пожаловать!

    14. За Дворцом культуры ХТЗ — настоящее гетто.

    15. Кто здесь?

    16. Невзрачную площадку перед ДК можно было бы оживить — клумбой, например. 

    17. Здания-призраки.

    18. Внутри — страх и ужас.

    19. Еще одно.

    20. Все очень плохо.

    21. Когда-то здесь был бассейн, а теперь – большой мусорный бак. 

    22. Под ногами в парке Зеленый гай — стекло.

    23. Колонны падают, но поднимать их никто не собирается.

    24. Раньше здесь, видимо, был киоск.

    25. Почему у нас так любят глухие заборы с колючей проволокой?

    26. Пойдем отсюда, нам здесь не рады.

    27. Хуже глухого забора только глухой забор, обклеенный объявлениями.

    28. Торговля «с пола» на ХТЗ…

    29. … и печальный рынок на Пролетарской.

    30. Обустроенная ночлежка на теплотрассе.

    31. Уставший забор.

    32. Пиво на детской площадке — моветон.

    33. Стихийная свалка.

    34. Судя по тому, как закрашена стрелка в бомбоубежище, на Пролетарской к форс-мажору абсолютно не готовы.


    Хороший ХТЗ


    1. ХТЗ — очень зеленый район. В одних дворах растут розы…

    2. …в других — папоротники.

    3. Цветы сажают в клумбы…

    4. …и подвешивают на балконах.

    5.

    6. Кто-то устроил у себя под окнами настоящую оранжерею.

    7. Стены дома увил дикий виноград.

    8. В районе много детских площадок.

    9. Можно поиграть в пинг-понг.

    10. Здесь живут доверчивые люди — в одном из дворов на Пролетарской в песочнице оставляют игрушки.

    11. Таким должен быть водосток.

    12. Во дворе средней школы №80 — настоящая галерея под открытым небом.

    13. Патриотические граффити.

    14.

    15.

    16.

    17. «Крик» Мунка, перерисованный в стилистике Чернобыльской катастрофы.

    18. Так вот какой он, мир без атомных катастроф!

    19. Украшают и стены домов.

    20. Редкий случай — брусчатку не сняли и не залили асфальтом.

    21. В Александровском сквере — раздолье для маленьких Шумахеров.

    22. На этом развлечения не заканчиваются — любой желающий может сыграть в реалити-версию мобильного приложения “Angry Birds”.

    23. Не все фонтаны одинаково заброшены.

    24. Парки — это в любом случае хорошо. Если бы за ними еще ухаживали…

    25. ХТЗ и Рогань с высоты птичьего полета можно лицезреть, покатавшись на чертовом колесе.

    26. Можно поиграть в пейнтбол.


    P.S.


    ХТЗ — район с большим потенциалом. Тот же парк Зеленый гай можно было бы благоустроить, проводить в нем развлекательные и культурные мероприятия — ярмарки, музыкальные фестивали (говорят, в советское время здесь выступал Леонтьев; почему бы не пригласить музыкантов, актуальных на сегодняшний день?), продавать уличную еду (а не только сладкую вату), сделать прокат велосипедов и фрисби, провести вай-фай, организовать буккросинг — в общем, превратить его в современный парк большого города, шагающего в ногу со временем. В общем, идей и вариантов — масса! Осталось только найти тех, кто их реализует.

    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

    Хороший, плохой Харьков: гуляем по Южному вокзалу и Центральному рынку

    Хороший, плохой Харьков: гуляем по Холодной Горе

    Хороший, плохой Харьков: гуляем по проспекту Гагарина, часть 1

    Хороший, плохой Харьков: гуляем по проспекту Гагарина, часть 2

    Реклама на сайте

    ТОП РАЗДЕЛА

    Это чат – пиши и читай 👇

    Читай еще

    Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏

    Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям

    Viber

    TelegramMessenger

    Только почта, только хардкор 🤘

    Мы в соцсетях