Сотрудничество
Дополнительные услуги
Сотрудничество с лекторами, преподавателями-практиками
+7 (343) 234-53-54
Реклама, PR, продвижение товаров, услуг
+7 (343) 234-53-54
Аренда учебных и производственных помещений
+7 (343) 234-53-54
Строительная экспертиза
http://stroyfinexpert.ru/
(343) 362-36-16
Вакансии. Трудоустройство
Группа компаний УМСК
www. umsk-ural.ru
Hotwork.ru — лучший сайт по поиску работы в Москве и всей России.
www.hotwork.ru
Работа, вакансии, база резюме. Найти работу www.freeva.ru.
www.freeva.ru
Vakant.ru Сайт поиска работы, вакансии и резюме в Москве, Санкт-Петербурге и всей России
www.vakant.ru
Яндекс.Работа — Подбор вакансий с популярных сайтов поиска работы
www.rabota.yandex. ru
Поиск работы в России на TRUD.COM
www.trud.com
Работа, вакансии и резюме, поиск работы – Rabota.mail.ru
www.rabota.mail.ru
Работа в Москве, вакансии в Москве, найдите работу на JOB.RU
www.job.ru
Работа, вакансии со всей России | Поиск работы с Город Работ
www.gorodrabot.ru
Работа в России, подбор персонала, резюме, вакансии на AVITO. RU
www.avito.ru
Поиск работы, вакансии | Единый поиск. Все вакансии.
http://ru.indeed.com
Cоветы по трудоустройству — поиск работы
www.rabota.ru
Работа в Екатеринбурге: свежие вакансии
www.ekat.rosrabota.ru
Работа в Москве, вакансии от прямых работодателей
www. superjob.ru
Работа в Екатеринбурге вакансии и резюме, подбор персонала.
www.ekb.estrabota.ru
Работа в Екатеринбурге — портал о поиске работы.
www.rabota66.ru
Работа в Екатеринбурге, вакансии. Поиск работы в Екатеринбурге — Работа Град
www.rabotagrad.ru
Портал Работа в России — Общероссийская база вакансий
www.trudvsem.ru
Работа, вакансии, база резюме, поиск работы на HeadHunter (hh. ru)
www.hh.ru
Зарплата.ру — работа, поиск работы, вакансии в России
www.zarplata.ru
Партнеры
Мы благодарны всем нашим партнерам за качество предоставляемых услуг, что позволяет делать нашу работу эффективнее и быстрее, а наши достижения непрерывно растущими!
Интернет-агентство PlaySEO — за разработку, поддержку и продвижение нашего сайта
HSA-Training — за партнерство в организации дистанционного обучения по охране труда
Major — за оперативную доставку документов партнерам и клиентам
ИТС УРАЛ — за качественное сварочное оборудование и расходные материалы, а также техподдержку и сервис
УралЮрИздат — за бланковую продукцию
Таймер — за полиграфические услуги
Дом Рекламы — за то, что наши листовки читает весь город
Beguchka. com — за широкий охват целевой аудитории
Работа для Вас — за оперативность размещения рекламных объявлений
Такса — за то, что о нас знают все пассажиры общественного транспорта
Ростелеком — за возможность слышать клиента из любой точки нашей страны
ДОМ.ru — за скоростной и бесперебойный интернет
Клиенты
Мы благодарны всем нашим клиентам за выбор и верность нашей организации!
Наш клиент — главное для нас. Мы ориентируемся на удовлетворение текущих и будущих Ваших потребностей, а также стремимся превзойти Ваши ожидания.
Постоянное повышение качества оказываемых образовательных услуг и расширение их диапазона – одна из наших важнейших задач, поэтому мы рады, что наши Клиенты по достоинству оценивают нашу работу. Мы гордимся успешной работой с крупнейшими компаниями и предприятиями города, области, региона и России.
Главным образом, благодарность наших клиентов выражается в укреплении клиентских отношений и стабильном увеличении количества заявок на обучение.
Только открытое сотрудничество с нашими Клиентами, понимание общих целей и задач приводит к оказанию качественных услуг и получению общей выгоды. Именно по этой причине наш Филиал пользуется уважением и авторитетом в области профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
УралВагонЗавод
ЕВРАЗ КГОК
Компания ТРОН
Машиностроительный завод им. Калинина
Три тройки УЭМЗ
Составление смет в Екатеринбурге
http://www. smeta-ekb.ru/
+7 (343) 263-00-83
В США разрабатывается перспективный вертолет Sikorsky HH-60W для поисково-спасательной службы и военно-воздушных сил
В интересах поисково-спасательной службы военно-воздушных сил США в настоящее время ведутся работы по созданию перспективного вертолета Sikorsky HH-60W. Этот проект доведен до мелкосерийного производства и войсковых испытаний, а в обозримом будущем ожидается запуск полноценного серийного строительства. Новые вертолеты, отличающиеся повышенными характеристиками, должны будут заменить технику предыдущей модели. В настоящее время основным вертолетом ПСС ВВС является HH-60G Pave Hawk, созданный еще в восьмидесятых годах. В строю остается 113 машин этого типа, пригодных к эксплуатации в течение нескольких следующих лет. Несмотря на постоянные модернизации, такая техника морально устарела и требует замены. С конца девяностых годов предпринимались попытки создания нового вертолета, но первые проекты такого рода не увенчались успехом. В 2013-14 гг. Пентагон закрыл очередную программу по замене Pave Hawk и вскоре запустил новый проект. В июне 2014 г. компания «Сикорский» получила заказ на создание современной модификации вертолета HH-60 с последующим запуском серийного производства.
Воспользуйтесь нашими услугами
Вскоре перспективная машина получила официальный индекс HH-60W. В качестве основы для этого вертолета предложили использовать существующий проект UH-60M.
Первый контракт стоимостью 1,3 млрд долларов предусматривал разработку проекта и строительство четырех опытных вертолетов. Следующую партию из пяти машин следовало поставить не позднее 2020 г. В общей сложности ВВС желали получить 112 новых вертолетов в срок до 2029 г. Ожидаемая общая стоимость всех подобных контрактов – 7,9 млрд долл.
17 мая 2019 г. состоялся первый полет первого опытного HH-60W, продолжавшийся более 70 минут. За это время летчики-испытатели выполнили объемную полетную программу и подтвердили высокие летные характеристики вертолета. Всего через несколько дней в воздух подняли вторую машину. Еще два прототипа вышли на летные испытания в течение нескольких следующих месяцев.
Первые четыре машины относятся к стадии опытно-конструкторских работ (Engineering & Manufacturing Development). Затем требуется построить еще пять вертолетов в рамках этапа отработки System Demonstration Test Articles. При помощи девяти опытных машин ВВС и «Сикорский» изучат и проработают все вопросы конструкции и применения техники.
По состоянию на конец февраля 2020 г. в испытаниях участвует семь вертолетов HH-60W. В это число входят четыре опытные машины по EMD и три вертолета этапа SDTA. Два вертолета переданы военно-воздушным силам для испытаний в условиях реальной авиабазы. Площадкой для такой проверки стал аэродром Дюк-Филд из состава базы Эглин (шт. Флорида).
По результатам первых испытаний опытной техники, проведенных в прошлом году, ВВС одобрили переход проекта в новую стадию. В сентябре компания Sikorsky получила заказ на т. н. первоначальное производство низкого уровня (LRIP). Первая партия в рамках LRIP должна включать 10 вертолетов с поставкой в 2020-2021 гг. Строительство этой техники начнется после завершения работ по вертолетам SDTA.
27 февраля произошли новые важные события. По результатам предыдущих работ и успехов последнего времени компания Sikorsky получила новый заказ. На этот раз речь идет о второй партии вертолетов «низкого уровня производства» – это 12 машин общей стоимостью более 500 млн долл. Первые вертолеты этого заказа ожидаются в следующем году, после завершения работ по первой партии LRIP.
Также ВВС объявили, что перспективный вертолет HH-60W, в соответствии с имеющимися традициями, получает собственное имя. Новую машину назвали Jolly Green II. Такое название отсылает к прозвищу Jolly Green Giant («Веселый зеленый великан»), которое во время Вьетнамской войны получили вертолеты поисково-спасательной службы. Их характерная зеленая окраска вызывала ассоциации с персонажем из рекламы консервированных овощей.
Существующие контракты, в т.ч. подписанный на днях, предусматривают поставку четырех партий вертолетов HH-60W Jolly Green II общей численностью 31 единица. 7 вертолетов построены и выведены на испытания; 2 из них переданы военно-воздушным силам. Таким образом, в 2020-22 гг. компании «Сикорский» предстоит построить еще 24 вертолета – оставшиеся опытные SDTA и две партии LRIP.
После этого ожидается запуск полномасштабной серии, которая сможет обеспечить выполнение всех имеющихся планов ВВС. Еще несколько лет назад было объявлено, что для замены 113 устаревших вертолетов HH-60G закажут 112 новых HH-60W. Таким образом, обновление парка будет производиться в пропорции «один к одному» по количеству, но с заметными последствиями для качества.
Имеющиеся заказы предусматривают поставку 26 серийных вертолетов из 112 запланированных. Таким образом, в ближайшем будущем Пентагон и Sikorsky подпишут новые соглашения на 86 машин с производством в рамках полноценной серии. Вероятно, контракт появится уже в этом году, и его выполнение начнется после завершения текущих этапов.
Согласно существующим планам, поставки HH-60W Jolly Green II должны продолжаться до 2029 г. В зависимости от сроков запуска, полномасштабное серийное производство продлится порядка 8-9 лет. Таким образом, для своевременного выполнения всех планов компании-производителю придется выйти на темпы ок. 9-11 вертолетов в год. Пока производство идет медленнее, что связано, главным образом, с текущей стадией проекта.
Новый вертолет HH-60W разработан на базе серийного UH-60M, впервые взлетевшего в 2008 г. Базовая машина выгодно отличается от устаревшего HH-60G и имеет ряд важных преимуществ. Актуальный проект Jolly Green II предусматривает определенную перестройку и переоснащение базового вертолета в соответствии с требованиями ПСС ВВС.
Сохранена эффективная и экономичная силовая установка. При этом топливная система дополнена новыми баками, что привело к почти двукратному росту емкости. Дальность полета увеличена с 360 миль (ок. 580 км) у базовой модели до 700 миль (более 1100 км). Соответствующим образом увеличена продолжительность полета, что повышает эффективность поисково-спасательных работ. Также вертолет имеет штангу дозаправки топливом в полете.
Бортовая электроника частично заимствована у UH-60M и дополнена современными приборами разного назначения. Используется современная «стеклянная кабина» со всем необходимым оборудованием. БРЭО позволяет осуществлять поиск пострадавших, поддерживать связь и выполнять обмен данными между вертолетами и руководителями операции.
Как и другие вертолеты своего семейства, HH-60W может оснащаться пулеметным вооружением для самообороны. Так, в рекламных материалах фигурирует конфигурация с двумя бортовыми пулеметными установками.
Грузопассажирская кабина в средней части фюзеляжа может изменять свою компоновку и конфигурацию, а также оснащаться различным специальным оборудованием. Она может вмещать кресла и носилки разных типов или иное оснащение, соответствующее текущей задаче. Переоборудование вертолета занимает минимальное время, после чего он может приступать к выполнению задания.
Таким образом, новый поисково-спасательный вертолет для ВВС США имеет ряд важных преимуществ, способных положительно сказаться на эффективности его реальной работы. Максимальная унификация с существующей техникой должна упростить производство и эксплуатацию, а новая аппаратура обеспечит решение основных задач.
Впрочем, пока ПСС ВВС США придется пользоваться старой техникой. Компания «Сикорский» занята строительством второй партии опытных образцов и еще не переходила к сборке первых малых серий. Соответственно, массовое производство и поставка вертолетов в строевые части пока остаются делом будущего. Только после этого стартует процесс обновления парка поисково-спасательной службы, который будет продолжаться до конца десятилетия. Это означает, что устаревшие HH-60G еще послужат, хотя и начнут уступать место современным HH-60W.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Воспользуйтесь нашими услугами
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Новости —
Земля
Чтение через 3 мин.
Т-72 — семейство советских/российских основных боевых танков, производство которых началось в 1969 году. Согласно информации, опубликованной 2 декабря 2022 года, российский производитель танков Уралвагонзавод продолжает выпуск 9 танков.0003
Воздух
Чтение через 2 минуты
Northrop Grumman B-21 Raider — американский тяжелый бомбардировщик, разрабатываемый для ВВС США (USAF) компанией Northrop Grumman Согласно PR, опубликованному корпорацией Northrop Grumman 90 декабря 2003 года
Чтение через 3 мин.
Tomahawk — всепогодная дозвуковая крылатая ракета большой дальности, состоящая на вооружении надводных кораблей и подводных лодок Королевского флота США и Великобритании. Первоначально
Геополитика
Чтение через 3 мин.
NASAMS (Национальная/норвежская усовершенствованная ракетная система класса «земля-воздух») представляет собой распределенную сетевую систему ПВО средней и большой дальности. 8 ноября 2022 года пресс-секретарь Пентагона
Земля
Чтение через 4 мин.
M1 Abrams — американский основной боевой танк третьего поколения, разработанный Chrysler Defense (теперь General Dynamics Land Systems).
Земля
Чтение через 3 мин.
Т-72 — семейство советских/российских основных боевых танков, запущенных в производство в 1969 году. Т-72 был развитием Т-64. Согласно твиту, опубликованному Министерством Чехии
Геополитика
Чтение через 6 мин.
Вторжение в Украину началось 20 февраля 2022 г. Украина продолжает добиваться «небольших успехов» в своих контрнаступлениях как на востоке, так и на юге, имея
Геополитика
Чтение через 3 мин.
Активизация сотрудничества РФ и Ирана в вопросе закупки иранских беспилотников связана с намерениями России сэкономить на
Воздух
Чтение через 4 мин.
UH-60 Black Hawk, разработанный Sikorsky, находится на вооружении армии США с 19 года.78. ВВС США объявили о начальной эксплуатационной готовности (IOC) для
.Геополитика
Чтение через 2 минуты
Согласно информации, опубликованной Министерством обороны США (DoD) 15 сентября 2022 г., Министерство обороны США (DoD) объявляет о разрешении
Россия: Как война и мобилизация повлияли на жизнь промышленных (.
..)Главная > 2022 > Россия: Как война и мобилизация повлияли на жизнь промышленных (…)
Азамат Исмаилов *
19 октября 2022 г.
Первый материал из серии «Права труда» дает обзор автомобильной промышленности
Десять лет назад Игорь Холманских, мастер цеха танкостроительного завода «Уралвагонзавод», пообещал [1] Владимиру Путину «вывести мою ребята, и защищайте стабильность».
Подхалима осыпали почестями, а речь способствовала распространению популярного мифа о том, что рабочие — это консервативный пролетариат, который видит в Путине залог от экономических и политических потрясений, готовый поддержать его при любых обстоятельствах.
В октябре 2022 года призыв «защитить стабильность» можно было счесть фанатизмом. Обычная жизнь рабочего класса рушится с каждой минутой. Виноваты не «крикуны-митингующие», а власть, развязавшая агрессивную войну.
Как война повлияла на предприятия
До войны крупная промышленность давала зарплату, хотя и не слишком щедрую, но «белую» (легальную) и регулярно выплачиваемую, что позволяло рабочим вести в целом сносный образ жизни.
Санкции, нарушение логистических цепочек и другие экономические последствия войны сильно ударили по промышленному комплексу. Однако разные отрасли пострадали в разной степени, а некоторые из них даже пережили [2] что-то вроде бума.
Среди тех, кто принял на себя самый большой удар, автомобильная промышленность. Ее критическая зависимость от иностранного (преимущественно западного) капитала, технологий и комплектующих вызвала глубокий кризис уже в первые месяцы «спецоперации».
По данным Росстата за август [3], годовой выпуск легковых автомобилей упал на 70%, а количество вакансий в автомобильной промышленности (согласно интерактивной карте [4], предоставленной рекрутинговым порталом HeadHunter) уменьшилось на 49%.
Автомобильные заводы, принадлежащие транснациональным корпорациям, закрылись [5] или приостановили производство на неопределенный срок, отправив рабочих в бесконечный и лишь частично оплачиваемый простой.
В результате тысячи рабочих-автомобилестроителей, до недавнего времени считавшихся относительно благополучной частью рабочего класса, вынуждены затянуть пояса потуже.
«Санкт-Петербург сильно пострадал после 24 февраля. Местный автопром [примечание: состоящий в основном из иностранных компаний] практически уничтожен. Toyota закрылась, Nissan и Hyundai по-прежнему простаивают. С февраля рабочие получают только две трети [своей заработной платы около 50—60 тысяч рублей в месяц]. Все, с кем мы разговаривали, жалуются на цены; все находятся под давлением кредитов. Люди не путешествуют и проводят отпуск ни в деревне, ни дома. Сочи, Турцию или Крым почти никто не посещал, так как со всеми командировочными расходами они не смогли бы оплатить ипотеку», — говорит Михаил (имя изменено по просьбе собеседника), координатор межрегиональной сети активистов, организующих профсоюзы. [6].
По сути речь идет о скрытой безработице, которая вскоре может стать видимой. Нет никаких обстоятельств, при которых иностранные концерны могли бы возобновить производство автомобилей на фоне все более кровопролитной и затяжной войны. Российские активы вряд ли[7] будут куплены другими собственниками.
В несколько лучшем положении оказались рабочие Тольяттинского АвтоВАЗа, который до войны принадлежал Renault и был национализирован[8] в мае.
Простой на крупнейшем автомобильном заводе России, на котором работает более 30 тысяч человек [9] началось [10] перед войной (из-за глобального дефицита чипов) и продолжалось до лета [11] из-за санкций и бойкотов со стороны иностранных поставщиков.
ВАЗовцы потеряли часть своего и без того небольшого заработка (в среднем 40-50 тысяч рублей в месяц). Чтобы выжить, многие из них работали на общественных проектах, организованных местными властями: косили траву, красили бордюры, рубили сухие ветки. Другие стали курьерами, а некоторые подумывали[12] о призыве в армию.
Ижевский филиал АвтоВАЗа уволил[13] 60% своего персонала, около двух тысяч человек. Однако массовых сокращений в материнской компании удалось избежать.
За лето концерн наладил новые цепочки поставок (подробности сделок руководство не разглашало[14]), возобновил[15] производство автомобилей в Тольятти и даже объявил[16] о наборе четырех тысяч новых сотрудников. Так что тольяттинские вазовцы оправляются от шока первых месяцев войны, по крайней мере, в финансовом плане.
«Работы у нашего [прессового] производства хватает, хотя АвтоВАЗ в настоящее время не может выпускать многие свои модели. Работаем по трехсменному графику, как и прежде. Некоторых отправляют в вынужденные отпуска с сохранением двух третей средней зарплаты. Общественные работы по-прежнему доступны. Оплачивается из городского бюджета. В принципе меня устраивает зарплата. Это терпимо», — говорит сотрудник ВАЗа Алексей (имя изменено).
Аналогичная ситуация и у других крупных концернов, зависящих от импортных комплектующих, например судостроения.
«[На верфях Санкт-Петербурга] в первые три месяца после февраля руководство начало сокращения, хотя и в небольших масштабах. Некоторые международные проекты, такие как производство[17] рыболовных судов для норвежцев на Адмиралтейских верфях, были закрыты. Выяснилось, что многие комплектующие и значительная часть оборудования раньше импортировались: сварочные аппараты, кабельные каналы, кабельные жгуты. Их непросто заменить», — поясняет Михаил.
Поспешное импортозамещение сказалось на зарплатах судостроителей (часто зависящих от премий и производительности) и сделало их работу более опасной.
«Раньше у нас был [импортный] сварочный аппарат, который работал с абсолютной точностью, а теперь мы используем станок с Урала, который дает много брака… На некоторых работах люди не могут сдать вовремя. Их производительность падает, и они получают меньше денег…
«На Адмиралтейских верфях недавно загорелся корабль [18] [примечание: траулер «Механик Маслак», без пострадавших]. По нашим данным, авария произошла из-за горючего клея. Раньше использовали импортный клей, который не воспламенялся», — говорит профсоюзный активист.
В результате верфи даже начали удерживать заработную плату подрядчикам [19], что является верным признаком экономического кризиса и самой распространенной причиной [20] протестов рабочих.
Однако госконтракты, в том числе военные, держат на плаву петербургское судостроение.
«Есть несколько крупных заказов, например, [атомный] ледокол «Якутия» [21] на Балтийском [заводе], ремонт военных судов и несколько рыболовных траулеров на «Адмирале» [АО «Адмиралтейские верфи»]… Работа есть , но не очень много перспектив. Новые заказы не размещаются, и никто не знает, что делать», — описывает настроение рабочих Михаил.
Беспокойство судостроителей разделяют и железнодорожники. В их отрасли, как и в авиации [22], ограниченность поставок импортных запчастей привела к тяжелым последствиям, так называемому технологическому каннибализму.
«Наши тепловозы Дончак [23] имеют западную электронику. С самого начала спецоперации депо, где они обслуживаются, забило тревогу: «Запчастей у нас всего на два-три месяца!». Часть локомотивов разобрана, а из двух собираем исправный», — рассказывает железнодорожник Денис (имя изменено) из моногорода Волхова[24] Ленинградской области.
Денис и его коллеги опасаются, что перенаправление железнодорожного транспорта с запада на восток отразится на их и без того скудном заработке в 20-25 тысяч рублей в месяц.
«Поскольку Запад от нас отвернулся, деньги потекут на БАМ и Транссиб. Это будет означать для нас нищету», — делится своими опасениями один из опрошенных Posle.
Работники военных заводов чувствуют себя по-другому, так как по понятным причинам эти предприятия увеличили производство [25].
«Обстановка в Омске примечательная. Омсктрансмаш[26] объявил о шести тысячах новых рабочих мест, хотя до февраля завод был не в лучшей форме. На шинном заводе открыты одна-две тысячи рабочих мест [27]. Это вызвало ажиотаж в городе. Все подъезды к многоквартирным домам были завешаны объявлениями о вакансиях», — вспоминает Михаил.
Скорее всего, бум объясняется тем, что в Омске находится много предприятий военно-промышленного комплекса [28].
То же самое происходит и в других регионах. В Татарстане оборонные предприятия нанимают рабочих и инженеров на высокие зарплаты (80-120 тысяч рублей в месяц), плюс всевозможные льготы и отсрочки от армии, сообщает газета «Реальное время».
Помимо пряника, кнутом подвергаются работники ВПК: по постановлению правительства они могут быть привлечены к сверхурочной работе[29] по четыре часа в день, не имеют права брать отпуск[30], если предприятие не выполняет гособоронзаказ.
Рабочие и война
Большинство рабочих, с которыми разговаривали информаторы «После», доверяли государственной пропаганде. По крайней мере, так было до объявления мобилизации.
«Мы ведем справедливую войну», «НАТО нападает на нас, что мы можем сделать?», «Да, мне жаль украинцев. Нет, мы не хотим их убивать. Мы не фашисты. Почему они винят нас? Мы любим их (украинцев). Они должны двигаться сюда. А фашистов надо уничтожать», — резюмирует мнение корабелов в начале «спецоперации» профсоюзный деятель Михаил.
«Когда началась спецоперация, люди [в нашей команде] разделились пополам. Младшие, в том числе и я, в основном против войны (конечно, кроме тех, кто связан с местной администрацией и партией «Единая Россия»). Однако они боятся выходить на митинги, потому что это опасно. Старшие либо пассивно поддерживают войну, либо придерживаются нейтральной позиции: «Я не лезу в политику», «Это не мое дело», «Мне все равно».
«Как ни странно, многие стали поддерживать спецоперацию после общения со своими украинскими родственниками. Когда впервые обстреливались мирные города, люди говорили, что они против [войны]. Но потом [украинские] родственники стали звонить им с криками: «Вы убийцы, насильники!», «Вы все виноваты!», «Идите свергайте свою власть!». Семейные отношения переносятся в политику. Люди начинают не доверять украинцам», — говорит Денис, железнодорожник.
По словам Алексея с АвтоВАЗа, с самого начала войны многие его коллеги получали известия о гибели или ранениях знакомых, воюющих на Украине (многие из них родом из тех же депрессивных городов и сел, что и большинство контрактников солдаты).
«Мы все время говорим о «не войне». Большинство изрыгает официальную пропаганду, приправляя ее историями о родственниках и друзьях, вовлеченных в конфликт. Они также говорят о мертвых. Эти потери только усилили ненависть к украинцам», — делится сотрудник ВАЗа.
Сам Алексей с первых дней вторжения агитировал против войны, но разочаровался.
«Сейчас я стараюсь хранить молчание. больше не спорю. Я иногда выхожу из зоны отдыха, когда товарищи бурно начинают обсуждать последние новости с передовой… Поддержки не ищу. Я выгорел. Моя неспособность что-либо изменить угнетает», — объясняет он.
До сих пор большинство рабочих (а также населения в целом [31]) поддерживали войну пассивно, если вообще поддерживали. Попытки властей набрать добровольцев среди рабочих принесли скромный улов.
«Перед мобилизацией ходили по цехам [предприятий Волхова] и призывали добровольцев на спецоперацию. Стимул был такой: если вы пойдете добровольцем, ваша работа будет сохранена до вашего возвращения. Некоторые попались на это, но очень немногие. Волонтеры в большинстве своем — фанатики, которые действительно верят во все это [официальную пропаганду]. Другие отвечают: «К черту это» или «Если нам позвонят официально, мы поедем», — говорит Денис.
Как рабочие реагируют на мобилизацию
Поскольку Путин объявил «частичную» мобилизацию, поддержка господствующей риторики или позиции «не мое дело» вряд ли возможна среди рабочих, средний возраст которых около сорока лет.
В отличие от среднего класса, многие из которых покинули страну при первых звуках боевой трубы, у рабочего класса возможностей меньше, а шансов попасть на фронт у него значительно больше. От их реакции во многом зависит успех всей кампании.
О масштабах недовольства мобилизацией и войной говорить рано, но оно, несомненно, растет.
«Когда началась мобилизация, риторика [в коллективе] полностью изменилась: «Да хрен с ней, она нам не нужна. Мы не хотим!»… Мой друг сначала поддержал [войну], сказав: «Бьем укэ!», но когда началась мобилизация, он пошел в администрацию, беспокоясь о своих шансах быть призванным, — говорит Денис.
Телеграм-канал «Сизифов труд»[32], публикующий интервью с рабочими, делится многочисленными красноречивыми зарисовками об отношении к мобилизации на производстве:
«Фабричные рабочие не настроены драться. Постепенно они узнают известия с фронта об отсутствии там всего необходимого, понимают, что все снаряжение нужно закупать самим, что призывники не обучены должным образом. Никто из них не покинул страну. Они говорят: «Куда мы пойдем? На таких, как мы, всем наплевать» (говорит инженер оборонного завода).
«Наш полировщик сказал: «Военкомат относится к нам как к животным, называет нас одноразовыми, вербует всех без разбора. Нас как будто на бойню готовят». Он ляпнул, что вернется с оружием и будет говорить по-другому… Люди взвинчены, как растянутые пружины. Перед лицом смерти никто не боится преследований», — говорит оператор станков с ЧПУ на петербургском заводе.
Однако многие все воспринимают с фатализмом и, похоже, не до конца осознают степень опасности.
«Почти все, с кем мы разговаривали, говорят: «Если других вариантов нет, я поеду». Когда объясняешь, что есть другие варианты [уйти или спрятаться — ред.], мало кто на это готов. … Люди не видят опасности смерти (не верят из-за пропаганды). Большинство из них служили в армии. У многих остались приятные воспоминания о том времени. Некоторые хотят уйти от своих жен. Удивительно, но большинство из них не боятся смерти, они боятся потерять квалификацию, работу и деньги», — резюмирует настроение корабелов Михаил.
Борьба за освобождение
Конкуренция за освобождение от военной службы развернулась между предприятиями и производствами, причем буквально в каждом цехе. Сопутствующее кумовство и коррупция разжигают страсти не меньше, чем произвол военкоматов и бюрократическая неразбериха.
«Только горстка [рабочих Балтийского завода] говорит: «Да, я готов и пойду на войну». Все остальные надеются на освобождение и боятся, что не получат его… В то же время люди видят что освобождение распространяется не на тех, кто его заслуживает, а на братьев, сыновей, дружков [начальства]. Люди начинают недоумевать, почему они должны воевать вместо того, кто прячется здесь, в тылу, только потому, что он брат бригадира», — объясняет профсоюзный активист.
Но даже освобождение от военной службы не является надежной защитой от мобилизационного хаоса.
«Сначала сказали, что железнодорожников призывать не будут, вернее только по специальному указу или если боевые действия приблизятся к району, где мы работаем. Тем не менее, некоторые инженеры были призваны. Не знаю, вернули ли их домой или отправили на спецоперацию», — говорит Денис.
«После того, как началась мобилизация, руководители заводов сказали, что мы все будем освобождены. Несмотря на это, людей увозят (известны случаи на Омсктрансмаше и Балтийском заводе). Люди получают повестку на дом. Они идут на завод и говорят: «Я получил повестку». Им говорят: «Ничего не бойтесь. Идите в военкомат, поговорите с ними». Они идут, и их тут же увозят. С Балтийского завода вызвали около тридцати человек, и они не вернулись», — поясняет Михаил.
Кажется, никто не знает, кто имеет право избежать призыва, а кто нет. «Никто не знает, кто освобожден по закону; они держат это в секрете. Мы знаем только, что льготы не распространяются на все наши работы и профессии», — жалуется[33] военный заводчанин в телеграм-канале «Сизифов труд».
В этих условиях освобождение становится мощным инструментом поощрения лояльных и наказания инакомыслящих, а также порабощения рабочих в целом.
Согласно постановлению правительства [34], списки льготников должны составляться руководством компаний исходя из «степени их роли в выполнении гособоронзаказа» (которую начальство оценивает произвольно).
Таким образом, любое несогласие с условиями труда, не говоря уже о намерении создать профсоюз, может быть встречено не просто увольнением, а призывом в армию.
«Бюрократы — новые короли. Они выносят смертные приговоры тем, кто им не нравится. Праздник каннибалов. Подпись, которая держит тебя на заводе, имеет сейчас беспрецедентную цену… Мы стали крепостными», — комментирует [35] сотрудник оборонного предприятия.