Устройство прицепа для легкового автомобиля
Устройство прицепа для легкового автомобиля позволяет значительно расширить функциональные возможности даже небольшого транспортного средства. История появления прицепов относится к 80-м годам 19 в, и после этого их конструкция постоянно усовершенствовалась, адаптировалась к новым автомобилям и дорогам. В настоящее время существуют разные типы таких приспособлений, что дает возможность выбрать оптимальный вариант. Этому способствует знание устройства и принципов сцепления элементов.
Составляющие прицепа
По сути, прицеп – это своеобразный транспортный механизм, который не имеет своего двигателя и соединяется с тягачом. Его устройство должно решать такие задачи:
- увеличение объема и грузоподъемности легкового автомобиля;
- надежное сцепление с транспортным средством;
- свободное и безопасное перемещение по любым дорогам.
При этом конструкция не должна существенно затруднять управление автомобилем и вписываться в разрешенные габариты. Особое внимание уделяется безопасности движения и эксплуатации.
В конструкции можно выделить такие основные части: конструктивные элементы корпуса (кузов, рама и т.д.), узел сцепки и соединения с системами автомобиля, ходовая часть и система амортизации, тормозная система. Все они исполняют важную роль и должны согласовываться с техническими возможностями автомобиля. Именно от него прицеп получает тяговое усилие и электроэнергию.
Элементы корпуса
Основу корпуса прицепа составляет рама. Она представляет собой прочную (силовую) металлическую конструкцию, включающую продольные лонжероны и несколько поперечин. Элементы обычно соединяются путем сварки, но могут иметь и болтовое (разборное) соединение. Прицепы повышенной грузоподъемности имеют раму более сложной, пространственной конструкции.
Кузов закрепляется на раме и может иметь разную конструкцию:
- Грузовые прицепы. У них кузов напоминает аналогичную конструкцию грузовой машины – каркас, днище и борта. Чаще всего, весь корпус изготавливается из металла. Борта могут быть приварены к каркасу или иметь откидной механизм. На днище может иметься напольное покрытие из досок. До сих пор существуют и устаревшие конструкции – металлический каркас, деревянные борта и днище.
- Закрытый кузов для грузоперевозок. Такие прицепы относятся к дорогим моделям. Корпус выполнен в виде «вагончика» из металла или армированного стеклопластика. Для загрузки-разгрузки с задней стороны устанавливается дверь.
- Универсальные прицепы. Такие бюджетные варианты оборудуются съемным прорезиненным тентом. Кузов составлен из разборного каркаса, формирующего объемную конструкцию определенной высоты. Он имеет борта, а тент натягивается на каркас при необходимости.
- Туристические прицепы. В них корпус выполнен в виде металлического или пластикового короба, над которым можно в любой момент установить палаточный домик. Более дорогие модели представляют собой полностью оборудованный, неразборный «вагончик».
Важно! Отдельную категорию составляют прицепы для транспортировки лодок или катеров. У них вместо кузова монтируются специальные рельсы (ложементы) или блоки с роликами. Первый вариант отличается равномерным распределением нагрузки, а роликовая система облегчает спуск лодки на воду.
Узел сцепки и соединения
Для механического присоединения прицепа к автомобилю предназначено дышло. Оно представляет собой прочный, металлический рычаг V- или I-образной формы. Данный элемент приварен в передней части рамы и установлен горизонтально. Для обеспечения сцепления дышло содержит следующие элементы:
- Узел сцепки. Он предназначен для соединения дышла с фаркопом автомобиля. Сцепление обеспечивается с помощью «чашки», фиксируемой на шаровом выходе фаркопа, и специального запорного механизма. В современных моделях узел снабжен регулятором зазора контактирующих поверхностей, что позволяет контролировать нагрузку при поворотах, и индикатором износа.
- Цепи или страховочные тросы. Это обязательные элементы, которые предотвращают отделение принцепа от автомобиля при неожиданном рассоединении узла сцепки. Они закрепляются в соответствующих петлях страховки.
- Складная подставка. Она представляет собой дополнительную (временную) опору и опускается вниз при плановом отсоединении прицепа, что позволяет удерживать его в горизонтальном положении.
Помимо механической сцепки прицепа и автомобиля, необходима еще и электрическая их связь. Это необходимо для обеспечения работы сигнальных фонарей. Все конструкции обязательно имеют необходимую разводку проводов. Для соединения используется штепсельный разъем (розетки и вилка) на 7 или 13 контактов.
Подвеска и амортизация
Система подвески и аммортизации прицепов может быть нескольких типов:
- Торсионная или резино-жгутовая подвеска. Она относится к конструкции независимого типа и считается наиболее простой. Система состоит из 2-х параллельных, профилированных труб, между которыми уложены резиновые элементы.
- Рессорная подвеска. Это зависимая конструкция, т.к. работает совместно с гидравлическими амортизаторами. Состоит подвеска из 2-х многолистовых рессор полуэллиптического типа с продольным расположением. Она отличается большим запасом прочности и удлиненным ходом. Минусы – повышенная стоимость и необходимость периодического ухода. Пример использования – прицеп ТМ «Бобер».
- Пружинный тип. У такой подвески самый большой ход, но она требует постоянного технического обслуживания.
Важно! В некоторых моделях прицепов используются комбинированные подвески. Они объединяют в себе пружинный и рессорный тип. Регулируя ход пружин или удаляя их, можно регулировать плавность и длину хода.
Ходовая часть
По принципу обустройства ходовой части выделяются одноосные и двухосные прицепы. Первый вариант считается облеченным. Он обладает большей маневренностью, но ограничен по грузоподъемности. Второй тип обладает повышенной мощностью и устойчивостью. Он необходим при перевозке грузов, когда центр тяжести смещен вверх.
Принцип установки колес на осях не отличается от автомобильных конструкций. Колесные ступицы могут иметь специфическую форму, но чаще аналогичны ступицам легкового автомобиля. Колеса могут располагаться под днищем кузова или выноситься сбоку за его границы. Более распространен второй вариант.
Особое внимание уделяется ширине колес. Узкие шины подходят для проселочных дорог и позволяют экономить топливо при длительных поездках. Широкие колеса обеспечивают устойчивость на дороге, а значит можно перемещаться с большей скоростью. Наиболее часто используются шины камерного типа. Высота протектора и давление в шинах аналогично колесам легкового автомобиля.
Особенности прицепов
При выборе прицепа для легкового автомобиля следует учитывать особенности их устройства. Важные нюансы заключаются в системе сцепления, удобстве кузова, способе крепления грузов. Надежность, безопасность и долговечность прицепов зависит от тормозной системы, качества рессор и подшипников, а также иных эксплуатационных факторов.
Особенности сцепления
Особое внимание уделяется следующим нюансам сцепления прицепа с автомобилем:
- Устройство сцепления. Для присоединения прицепа легковой автомобиль необходимо оснастить тяглово-сцепным устройством шарового типа – фаркопом. На его шар надевается чашка узла сцепки прицепа. Фаркопы могут быть съемными, частично съемными и несъемными. В РФ используется европейский тип устройства, т.е. с металлическим шаром. Отечественные фаркопы имеют один размер – диаметр шара 50 мм. В европейских конструкциях могут устанавливаться шары диаметром 47,6, 50,8 и 58,7 мм.
- Запор сцепления фаркопа с прицепом.
Он обеспечивается замковым устройством на узле сцепки дышла. Его конструкция зависит от массы прицепа и расчитывается на грузоподъемность в пределах 600-3500 кг. Популярностью пользуются сцепные устройства моделей ZSK-1300 и ZSK-750. - Опорное колесо. Этот элемент представляет собой стойку с колесом, которая помогает устанавливать отсоединенный прицеп в горизонтальном положении. При сцеплении его с автомобилем опорное колесо не касается земли.
В последнее время, помимо европейских фаркопов, популярностью начали пользоваться устройства американского типа. В такой сцепке фаркоп имеет четырехугольное отверстие, куда входи соответствующий стержень, расположенный на дышле прицепа. Запорный механизм имеет форму ручки с крючком.
Особенности конструкции кузова
Для того чтобы упростить разгрузочно-погрузочные работы и повысить грузоподъемность, используются различные варианты конструкции бортов кузова:
- Съемный передний борт. Это позволяет устанавливать крупные грузы, смещая центр тяжести ближе к автомобилю.
- Съемный задний борт. Такое устройство обеспечивает перевозку длинномерных грузов с надежной фиксацией на днище прицепа.
- Борта кузова высотой 25 см. Небольшие борта не ограничивают прицеп по высоте.
- Складные борта. Шарнирные элементы позволяют при необходимости увеличивать высоту бортов.
Надежность и эффективность перевозки грузов достигается различными способами. Наиболее распространенный вариант – надежное и безопасное крепление грузов. Для этого используется крепление крупногабаритного груза крепежными крюками.Обычные грузы закрепляются и защищаются с помощью прорезиненных тентов. Устанавливать их позволяют специальные крепежные петли для фиксации груза.
В некоторых моделях прицепов предусматриваются особые конструкции кузова. В частности, значительно облегчает разгрузку механизм, дающий возможность наклонять кузов. Наклон может осуществляться в боковом или заднем направлении по аналогии с самосвалом.
Особенности тормозной системы
Прицепы обязательно оборудуются собственной тормозной системой. Могут использоваться тормоза таких типов:
- Рабочая система. Она связана с тормозной системой автомобиля через узел сцепки. Торможение происходит во время стандартной транспортировки, когда при остановке машины возникает реакция инерционного типа. При движении назад такую систему приходится отключать.
- Стояночный тормоз. Он предназначен для исключения самопроизвольного движения прицепа во время стоянки, в т.ч. при отсоединении его от автомобиля. Система аналогична ручному тормозу автомобиля и задействуется рычагом.
- Аварийный тормоз. Он необходим для торможения прицепа при неожиданном отсоединении его от автомобиля во время движения. Для этого в конструкции имеется страховочный трос, связанный с приводом колес прицепа.
Важно! При выборе прицепа тормозной системе необходимо уделить особое внимание. Наиболее надежная конструкция нужна для большегрузных прицепов и перевозке крупногабаритных грузов.
Особое исполнение элементов
Повышение долговечности прицепов достигается таким исполнением важных элементов конструкции:
- Надежные и компактные подшипники в ходовой части прицепа.
- Листовые рессоры на амортизаторах. Опыт эксплуатации показывает, что наиболее надежная подвеска имеет рессорную конструкцию. В этом случае используются наборная конструкция их многочисленных стальных листов.
Важное условие повышения срока службы – защита кузова от коррозии. С этой целью борта покрываются прочной эмалью для металла, стойкой к длительному воздействию солнечных лучей и влаги. Другой вариант – применение оцинкованной стали.
Прицеп значительно увеличивает грузоподъемность легкового автомобиля и расширяет возможности для семейного отдыха. Его конструкция во многом определяет его назначение и функционад. Для правильного выбора данного транспортного средства необходимо правильно оценить устройство и особенности различных моделей. Предлагаемый ассортимент достаточно широк, что позволяет выбрать оптимальный вариант.
← Эксплуатация легкового прицепа | Устранение прокола и замена колеса легкового прицепа →
Учебное пособие по предрейсовому осмотру
В нашем Учебном пособии по предрейсовому осмотру есть все, что вам нужно для подготовки к экзамену Pre-Trip Inspection Exam Class A CDL . Наше учебное пособие будет охватывать терминологию предрейсового осмотра, а также подробный список всех деталей, которые вы будете проверять на автомобиле. Для каждой части, которую вы будете проверять, также будет список элементов, которые вы будете проверять. Наше учебное пособие разбито на следующие разделы:
- Что нужно знать о предрейсовом осмотре
- Практические вопросы по предрейсовому осмотру
- Контрольный список предрейсовых осмотров
- Видео предрейсовых осмотров
- Предрейсовый осмотр Ресурсы для печати
Что нужно знать о предрейсовом осмотре
Предрейсовый осмотр – это тщательная проверка автомобиля и всех его основных систем. Ежедневный осмотр автомобиля перед поездкой является федеральным требованием и обычно занимает около 15 минут. Она должна быть зарегистрирована в бортовом журнале как «при исполнении служебных обязанностей не за рулем».
Вам необходимо будет провести тщательную проверку безопасности системы сцепления, фар автомобиля, моторного отсека, шин и тормозов, шасси, топливных баков, а также осмотр кабины.
Следующая информация представляет собой краткий обзор Полного предрейсового осмотра Дэниела , взятого из нашего выдающегося бесплатного PDF-файла:
Полный предрейсовый осмотр Даниэля
Моторный отсек
Вы будете проверять моторный отсек на наличие утечек. Вы также будете проверять, правильно ли установлены и закреплены все компоненты. Ни одно из креплений не должно быть треснуто, согнуто или сломано.
Вы будете проверять все шланги, чтобы убедиться, что они не протекают, не изношены и не порезаны, а также уровни жидкостей, включая уровень масла, охлаждающей жидкости и жидкости гидроусилителя руля.
Вы должны проверить такие компоненты, как водяной насос, насос гидроусилителя руля и генератор переменного тока, чтобы убедиться, что ничего не протекает, ремни не изношены и что все правильно установлено и закреплено.
Внутри моторного отсека вы также найдете систему рулевого управления, систему передней подвески и переднюю тормозную систему. Все компоненты этих систем должны быть правильно установлены и закреплены, чтобы ничего не треснуло, не погнулось или не сломалось. Наконец, вы проверите шины, диски и уплотнения осей, чтобы убедиться, что шины правильно накачаны, обод не погнут и не треснут, а уплотнения осей не протекают.
Зона топливного бака и аккумуляторной батареи
Вы будете стоять сбоку от трактора и проверять зеркала, топливные баки, аккумуляторы, выхлопную систему и многое другое. Вы проверите, чтобы ничего не погнулось, не треснуло, не сломалось и не протекает.
Проверьте зеркала, дверные петли, дверную ручку, чтобы убедиться, что ничего не треснуто, не погнуто и не сломано. Убедитесь в отсутствии утечек топлива, в том, что крышка топливного бака закрыта, а прокладка на месте.
Проверьте выхлопную систему, чтобы убедиться, что ничего не треснуто, не погнуто и не сломано. Проверьте приводной вал, кошачью дорожку и ступеньки, чтобы убедиться, что ничего не треснуто, не погнуто и не сломано.
Проверьте раму и поперечины на структурную целостность. Проверьте воздуховоды, идущие к прицепу, чтобы убедиться, что они правильно подсоединены и на них нет потертостей, выпуклостей или порезов. Убедитесь в наличии прокладок.
Проверьте систему подвески и тормоза на ведущих осях, убедитесь, что ничего не треснуло, не погнулось и не сломалось. Убедитесь, что тормозные колодки имеют правильную толщину, а подушки безопасности правильно надуты. Убедитесь, что тормозные камеры, регуляторы зазора и толкатели правильно установлены и закреплены. Не треснутый, изогнутый или сломанный. Когда тормоза отпущены и потянуты рукой, толкатель не должен смещаться более чем на 1 дюйм.
Проверьте обода, шины и уплотнения осей ведущих шин на правильное накачивание, отсутствие утечек вокруг уплотнения, а также наличие и закрепление выступов.
Система соединения
Вы будете стоять там, где тягач и прицеп соединены, и вы начнете с проверки электрических и воздушных линий, чтобы убедиться, что они правильно установлены и закреплены на обоих концах. Никаких ссадин, выпуклостей или порезов. Не пропуская воздух. Убедитесь, что электрическая линия не имеет оголенных проводов. Проверьте гладкие рукоятки, чтобы убедиться, что уплотнения в хорошем состоянии, без трещин или признаков сухого гниения. Не пропуская воздух.
Проверьте защитную пластину седельно-сцепного устройства и фартук прицепа, чтобы убедиться, что на них нет мусора и ничего не треснуло, не погнулось или не сломалось. Убедитесь, что седельно-сцепное устройство правильно смазано. Также убедитесь, что между седельно-сцепным устройством и фартуком прицепа нет зазора после сцепки тягача и прицепа. Убедитесь, что шкворень прицепа установлен правильно, не треснут, не погнут и не сломан, а стопорные кулачки седельно-сцепного устройства надежно закреплены при сцепке тягача и прицепа.
Проверьте болты крепления седельно-сцепного устройства к раме трактора. Убедитесь, что нет недостающих болтов и что все закреплено должным образом. Проверьте стопорный штифт, если у вас есть скользящее седельно-сцепное устройство, чтобы убедиться, что оно правильно зафиксировано.
Убедитесь, что между брызговиком трактора и шасси прицепа имеется достаточный зазор, чтобы они не ударялись друг о друга при выполнении поворота.
Прицеп
Вы начнете осматривать трейлер с изголовья, который является передней стенкой трейлера. Убедитесь, что нет отверстий или отсутствующих заклепок. Проверьте шасси, чтобы убедиться, что оно правильно установлено и закреплено. Не треснул, не погнулся и не сломался. Убедитесь, что рукоятка полностью поднята, а рукоятка надежно зафиксирована в люльке, когда трактор сцеплен с прицепом.
Проверьте раму и поперечины под прицепом, чтобы убедиться, что они не треснуты, не согнуты и не сломаны. Проверьте тандемную раму и расцепляющие штифты, чтобы убедиться, что рама находится в хорошем состоянии, а расцепляющая рукоятка и стопорные штифты находятся в полностью заблокированном положении.
Вы проверите всю подвеску и тормозную систему для тандемных прицепов так же, как и для ведущих мостов трактора. Вы также убедитесь, что брызговики надежно закреплены. В случае сдвоенных шин убедитесь, что между шинами имеется достаточное пространство и между шинами ничего не застряло.
Проверьте заднюю дверцу и петли, чтобы убедиться, что они установлены правильно и ничего не треснуто, не погнуто и не сломано. Убедитесь, что дверные уплотнители не изношены, не порваны и не сгнили.
Легкая проверка
Вы будете проверять все фары и отражатели как на тягаче, так и на прицепе. Проверьте отражатели и отражающую ленту, чтобы убедиться, что они правильно установлены и закреплены, не треснуты, не согнуты и не сломаны, а также чистые и освещенные. Убедитесь, что у вас есть правильный цвет янтарного цвета спереди и по бокам и красного цвета сзади.
Начните с включения габаритных огней и фар. Теперь обойдите весь грузовик и прицеп и укажите на огни. Дайте функцию света и местоположение. Затем вы должны попросить своего экзаменатора помочь вам проверить ваши пять функций.
Пока вы сидите на месте водителя, экзаменатор встанет спереди грузовика, а затем за прицепом. Затем он проверит ваши сигналы поворота, четырехсторонние мигалки и стоп-сигналы. Вы должны выполнять каждую функцию в каждом месте.
Осмотр в кабине
Осмотр в кабине и проверка пневматического тормоза будут охватывать различные датчики и системы внутри кабины, а также несколько тестов, чтобы убедиться, что ваша пневматическая тормозная система работает правильно.
Вы начнете с проверки следующего:
- Ремень безопасности – правильно закреплен и закреплен. Не порваны и не потерты Правильно регулируются и фиксируются.
- Аварийное оборудование
- Огнетушитель – правильно установленный и безопасный. Полностью заряжен
- Три красных отражающих треугольника. Мои три красных отражающих треугольника ДАЙТЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
- Запасные электрические предохранители. Мои запасные электрические предохранители: ДАЙТЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ .
- Вольметр, датчик давления масла, датчик температуры воды и датчик давления воздуха показывают правильную работу.
- Городской гудок и воздушный рожок работают нормально
- Лобовое стекло и зеркала чистые, без трещин и сколов, без засоров. Зеркала правильно отрегулированы.
- Стеклоочистители и омыватели ветрового стекла. Продемонстрируйте, что омыватели работают, распыляя воду на ветровое стекло. Стеклоочистители: правильно установлены и закреплены, работают плавно. Лезвия не треснутые и не гнилые.
- Нагреватель и антиобледенитель — продемонстрируйте, что и обогреватель, и антиобледенитель работают правильно.
- Световые индикаторы — левый поворот, правый поворот, четырехсторонние мигалки и дальний свет.
- Проверка стояночного тормоза:
Стояночные тормоза прицепа — включите тормоз прицепа, отпустите тормоз трактора, а затем слегка потяните за прицеп.
Стояночные тормоза трактора. Затем включите тормоз трактора, отпустите тормоз прицепа и слегка потяните трактор.
Проверка рабочих тормозов — отпустите тормоза трактора и прицепа. Теперь двигайтесь на холостом ходу. Включите рабочий тормоз, чтобы убедиться, что вы полностью остановились и что его не тянет влево или вправо при нажатии на тормоз.
Испытание пневматического тормоза
Испытание пневматического тормоза будет состоять из проверки герметичности, чтобы убедиться, что ваши пневматические тормоза не пропускают воздух и не теряют давление. Он также проверит сигнальные лампы и зуммер, чтобы убедиться, что водитель получит правильное предупреждение, если давление воздуха упадет слишком низко.
Испытание пневматического тормоза состоит из трех этапов
#1: Испытание прикладным давлением
#2: Предупреждающая лампа и зуммер
#3 Защитный клапан трактора/прицепа выталкивается вырезал губернатор. Поставьте грузовик на самую низкую передачу. Затем выключите двигатель. Немедленно снова включите двигатель. Нажмите на клапаны тягача и прицепа. (Это отключит стояночный тормоз.) Полностью нажмите и удерживайте педаль тормоза. Позвольте датчикам стабилизироваться. Сообщите, что датчики стабилизировались, а также первичный и вторичный PSI. При полностью нажатом тормозе вы не должны терять более 4 фунтов на квадратный дюйм за одну минуту. Объявите, что вы прислушиваетесь к утечке воздуха в течение этой минуты.
Проверка сигнальной лампы и зуммера: Нажмите на педаль тормоза до тех пор, пока не загорятся сигнальная лампа и зуммер при давлении 60 фунтов на квадратный дюйм или раньше.
Тест на срабатывание предохранительного клапана трактора/прицепа: Нажимайте на педаль тормоза до тех пор, пока предохранительные клапаны трактора и прицепа не выскочат. Они оба должны выскочить между 40 и 20 PSI.
Практические вопросы по предрейсовому осмотру
У нас есть множество практических вопросов для предрейсового осмотра, а также ответы и полная система подсчета очков в наших бесплатных практических онлайн-тестах CDL:
Раздел , посвященный моторному отсеку, включает в себя вопросы о проверке уровня масла и охлаждающей жидкости, осмотре компонентов двигателя с ременным приводом (например, водяного насоса, генератора переменного тока и воздушного компрессора) и устройств безопасности, необходимых в кабине. Также будут вопросы по дворникам и люфту руля.
Раздел «Огни и тормоза» будет включать вопросы о световых индикаторах приборной панели, проверке стояночных тормозов и проверке пневматических тормозов на герметичность. Он также будет включать вопросы о предупредительном сигнале низкого давления воздуха и тестировании вашего звукового и городского звукового сигнала.
Раздел по подвеске и рулевому управлению будет включать вопросы о защитном клапане трактора, осмотре рулевого механизма и осмотре многих деталей системы подвески. Он также будет включать вопросы о наличии сварных швов на ободах шин и минимальной глубине протектора, необходимой для шин рулевой оси.
Раздел «Шины и сцепные устройства» будет включать вопросы о блестящих следах или ржавой резьбе на зажимных гайках, осмотре батарейного отсека и крышки, а также осмотре электрических линий. Он также будет содержать вопросы по осмотру сцепных устройств и защитной пластины седельно-сцепного устройства.