Типы рельсов: классификация и маркировка
Рельса железнодорожного пути представляют собой две стальные балки, расположенные параллельно. Их укладывают на шпалы из разных материалов – дерева, железобетона. По ним передвигаются трамваи, поезда, фуникулеры, другие адаптированные транспортные средства.
Изделия нередко применяются в строительной отрасли для перемещения по объектам мостовых или башенных кранов. Поверхность рельсов жесткая и гладкая, благодаря чему снижается трение колес во время движения состава.
Классификация рельсов и маркировка
У стальных рельсов хорошо видна форма сечения, армированные более прочны, трамвайные отличаются узкой колеей, а зубчатые пути обеспечивают безопасность движения поездов по горной местности. Каждый вид имеет свои конструктивные особенности, области применения. Можно выделить 11 популярных типов рельс, используемых по всему миру:
- Железнодорожные изделия для широкополосных линий. Их часто применяют при монтаже разводки или стрелочных переводов. Конструкция обеспечивает плавное передвижение состава.
- Промышленные стальные рельсы. Используются при обустройстве второстепенных линий, строительстве широкополосных магистралей или стрелочных переводов. Их можно встретить на добычных, производственных предприятиях.
- Крановые разновидности. Для передвижения техники с большой грузоподъемностью – до 20 т. Их монтируют в подкрановые пути для увеличения прочности, надежности конструкции. По ним передвигаются башенные, козловые, мостовые краны повышенных мощностей.
- Узкоколейные линии. Складские помещения, производственные цеха, шахты и рудники — распространенные места применения данного вида. Они помогают быстро доставить на поверхность добытое сырье, обеспечивают беспрепятственную работу электрических талей, кран-балок. Упрощают сложные технологические операции.
- Рудничные изделия. Кроме рудников и шахт нашли применение в складских комплексах, на фермерских хозяйствах.
- Желобчатые. Подходят только для устройства трамвайных путей.
- Использованные ранее рельсы. Снятые со старого полотна изделия служат материалом для реконструкции и строительства новых линий.
- Рамные виды. Соединяют между собой разные пересечения железнодорожной линии.
- Контррельсовые изделия. Применимы при обустройстве верхних конструкций полотна.
- Остряковые конструкции. Главные области их использования – производственные предприятия, опорно-поворотные части экскаватора. Они служат основным элементом стрелочных переводов.
- Усиковые рельсы. Входят в состав крестовин, отличающихся непрерывной поверхностью катания.
Что касается маркировки, то стальные изделия по типу сплава обозначаются следующим образом:
- К – изготовленные с добавлением конвертерной стали;
- М – содержат мартеновский тип материала;
- Э – в процессе изготовления использовалась электросталь.
Обычно рельсы обозначаются буквой «Р», а последующие цифры говорят о весе 1 метра изделия. Все последующие обозначения касаются качества, вида каждого изделия.
Требования к железнодорожным рельсам
Главный критерий, по которому оценивается любая конструкция – безопасность эксплуатации. Учитывая, что составы немало весят, перевозят тяжелые грузы, и делают это на больших скоростях на не всегда ровной местности, к рельсам ЖД предъявляется ряд требований:
- Обеспечение плавности движения поезда, фуникулера, любого другого состава.
- Повышенные показатели прочности и надежности.
- Обеспечение устойчивости вагонов во время движения.
- Длительный срок эксплуатации.
- Устойчивость к гниению, коррозии, появлению грибка и плесени, другим изменениям.
Особые требования предъявляются к термоустойчивости железнодорожных рельсов. Чем больше скорость состава, тем больше полотно нагревается. А это замедляет процесс торможения, снижая безопасность движения транспортных средств.
Чем лучше практические свойства рельсов, тем дольше срок их эксплуатации.
📃 Возможно Вас заинтересует статья: Виды шпал и их назначение
У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ЗВОНИТЕ :
+375 (29) 602-97-92
Или напишите нам и мы свяжемся с вами в течение дня
размеры, типы, габариты и формы
Дата публикации 30 июня 2020 22:27
Железнодорожные рельсы — это две параллельные стальные балки, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы. По этим приспособлениям передвигаются специально адаптированные транспортные средства, включая поезда, трамваи, фуникулеры, другой аналогичный транспорт. В строительстве их используются для передвижения башенных или мостовых кранов.
Поверхность рельса очень гладкая и жесткая, что обеспечивает низкое трение колес движущегося состава. Площадь передней поверхности поезда, по сравнению с его длиной, также довольно мала, поэтому движение поезда характеризуется относительно низким сопротивлением воздуха. Двусторонние и односторонние колеи могут перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как шоссе с четырьмя полосами.
Расстояние или ширина пути может варьироваться. В 19 веке были железные дороги, где колея была шире 2 метров. В настоящее время около 60% железнодорожных сетей в мире имеют стандартные размеры рельсы http://promputsnab.ru/,435 м.
Железные дороги с увеличенной шириной колеи облегчают достижение скоростных поездов, дают возможность перевозить более тяжелые грузы. Узкоколейные железные дороги обходятся дешевле. Узкоколейка также может быть адаптирована для высоких скоростей, но при этом ее строительство будет более дорогостоящим.
В некоторых типах железных дорог используются зубчатые конструкции, которые полезны, когда состав передвигается по крутым склонам или горам.
Общее описание
Рельсы, по которым движутся железнодорожные составы — это видимая часть сложной конструкции из скрепленных между собой опор, основы-балласта и стальных балок, имеющих заданные размеры. Эта конструкция образует железнодорожную колею, выдерживая огромное давление тяжелого состава, движущегося на большой скорости.
Различают несколько типов рельс:
- Стальные, когда хорошо видна характерная форма поперечного сечения.
- Армированные — отличаются высокой прочностью.
- Трамвайные — имеют узкую ширину колеи.
- Зубчатые горные железнодорожные пути — используются для передвижения по горной местности.
Принципы маркировки
Обычно для обозначения данных изделий используется буква «Р». Стоящее рядом число — это вес 1 м. данного рельсового сечения.
Буквенное обозначение — это маркировка качества изделия:
- литера «В» — высококачественные термоупрочненные;
- литера «Т1» и «Т2» — обычные термоупрочненные изделия;
- обозначение «Н» — не термоупрочненные изделия.
По типу сплава стальные ж/д изделия разделяются на несколько категорий:
- «К» — производство с применением конвертерной стали;
- «М» — изготовлены из мартеновского вида стали;
- «Э» — производство с применением электростали.
По техническим характеристикам все виды рельс ж/д должны соответствовать стандартным требованиям ГОСТа.
Разновидности
Различаются виды стальных рельсовых изделий в зависимости от области применения и типа транспорта:
- Изделия ж/д для широкополосного пути.
Р65, 43, 50 — обеспечивают плавное непрерывное движение железнодорожного состава. Часто используются для монтажа стрелочного перевода или разводки.
- Стальные промышленные (РП).
Предназначены для монтажа второстепенных путей на производственных и добычных предприятиях. Могут использоваться и для строительства основных широкополосных магистралей или для обустройства стрелочного перевода.
- Крановые виды.
Используются КР (70, 80,100,120,140) для монтажа подкрановых путей, по которым будут передвигаться мощные мостовые, козловые, башенные краны, имеющие большую грузоподъемность (14-20 т).
- Узкоколейные пути.
Марка Р (18, 24) в основном применяется на производствах, для обеспечения сложных технологических операций, в складских помещениях для работы кран-балки, для электрических талей. Часто узкоколейку применяют на второстепенных колеях, рудниках или в шахтах для быстрой доставки добытого сырья на поверхность.
- Рудничные ж/д изделия.
Категория Р (33, 38) применяются на рудниках и в шахтах, на фермерских хозяйствах и в складских комплексах.
- Трамвайные желобчатые (Т58, 62).
Используются только для монтажа трамвайных полотен.
- Использованные или б/у рельсы.
Снятые со старого ж/д полотна можно использовать для строительства или реконструкции нового пути.
- Рамные рельсы (РР65).
Служат для прочного соединения различных пересечений железнодорожного полотна.
- Контррельсовые пути (РК 50, 65, 75).
Используются для верхних конструкций железнодорожного полотна.
- Остряковые ж/д конструкции (ОР43, 50, 65, 75).
Применяют для обустройства стрелочных ж/д переводов производственных предприятий или опорно-поворотных устройств для экскаватора.
- Усовиковые (УР65) — используются для изготовления ж/д крестовин с непрерывной поверхностью катания.
Критерии безопасности
Для безопасности передвижения пассажирских и грузовых составов с большими осевыми нагрузками, к верхнему строению пути предъявляются высокие требования.
Верхнее строение ж/д должно соответствовать следующим критериям:
- высокой надежности;
- безопасности эксплуатации;
- обеспечивать плавное движение состава;
- гарантировать устойчивость движущихся вагонов.
Необходимо, чтобы ж/д полотно отвечало критериям технической эксплуатации, не имело дефектов и полностью соответствовало геометрическим и динамическим качествам.
Использование подвижного состава с наклоняемым типом кузова требует повышенного качества ж/д пути, обеспечивая усиленную безопасность движения. Поскольку с увеличением частоты и скорости движения составов рельсы нагреваются, это может влиять на процесс торможения. В бесстыковом железнодорожном пути чрезмерный нагрев может привести к нестабильности полотна и созданию аварийной ситуации.
Очень важно, чтобы в процессе строительства железнодорожного полотна были использованы качественные рельсовые изделия, имеющие хорошие технические характеристики, высокую термоустойчивость и длительный срок эксплуатации.
На правах рекламы
Новости СМИ2
Самое читаемое за неделю>
В Омске наркоман толкнул женщину под маршрутку и повредил себе оставшийся глаз
86150
Концерт Газманова в честь Первомая в Омске посетили восемь тысяч человек
28370
Пенсионерка стала личным водителем главы Омской области в сгоревшем селе
27550
«В добрый путь!»: Виталий Хоценко вручил дипломы выпускникам автобронетанкового института
23600
Фоторепортаж>
В Омске отметили 9-ю годовщину воссоединения Крыма с Россией
Выбор редактора>
Министр образования Омской области Иван Кротт: «Учитель создает нацию»
1480
«В добрый путь!»: Виталий Хоценко вручил дипломы выпускникам автобронетанкового института
23600
Оператор на связи: как устроена работа линии 122 в Омске
7860
Шесть событий Омска, которые нельзя пропустить с 29 апреля по 7 мая
7640
Какие существуют типы рельсов?
🕑 Время прочтения: 1 минута
Рельс — это горизонтально проходящий стальной стержень между опорами, служащий рельсом для поездов, автомобилей и других транспортных средств.
Состав:
- Типы рельсов
- 1. Рельсы с двумя головками
- 2. Рельсы с выпуклой головкой
- 3. Рельсы с плоской опорой
- Износ рельсов
- Методы уменьшения износа рельсов
Типы рельсов
Существует три типа рельсов:
- Рельсы с двумя головками
- Рельсы с выпуклой головкой
- Рельсы с плоской опорой
1. Рельсы с двумя головками
Эти рельсы использовались на ранних этапах развития железных дорог . Они разделены на три секции:
- Верхний стол
- Сеть
- Нижний стол
Верхний и нижний столы были идентичны, и они были введены в надежде удвоить срок службы рельса. Когда верхний стол изнашивается, рельсы можно положить на стул вверх дном и перевернуть, чтобы можно было использовать нижний стол.
Однако этот план быстро оказался неверным, так как постоянный контакт нижнего стола со стулом приводил к тому, что поверхность нижнего стола становилась шероховатой, что делало невозможным плавное движение поезда. В результате этот тип рельса практически устарел. Эти рельсы теперь доступны длиной от 20 до 24 футов.
Двуглавый рельс2. Рельс с выпуклой головкой
Этот тип рельса состоит из трех частей:
- Головка
- Решетка
- Опора
Для изготовления этих рельсов использовалась сталь. Головка больше, чем ступня, а ступня держит деревянные ключи, которые крепят рельсы на месте.
Таким образом, единственной целью опоры является обеспечение необходимой прочности и жесткости рельсов.
При использовании этих рельсов на каждое спальное место требуется два чугунных стула. Их вес колеблется от 85 до 95 фунтов, и они могут вырасти до 60 футов в длину.
Рельс с закругленной головкой3. Рельсы с плоской опорой
Эти рельсы были впервые изобретены в 1836 году Шарлем Виньолем и поэтому также известны как рельсы Виньоля. Они разделены на три секции:
- Головка
- Решетка
- Подножка
Популярность этого типа рельсов возросла до такой степени, что теперь они составляют более 90% всех железнодорожных линий в мире.
Поручни с плоской опорой имеют следующие преимущества:
- Для них не требуется стул, их можно прикрепить шипами или ключами непосредственно к шпалам.
- Таким образом, они экономичны. Они дешевле, чем рельсы с бычьей головой.
- Как по вертикали, так и по бокам они значительно жестче; для кривых боковая жесткость имеет решающее значение.
- Они менее склонны к перегибам и имеют более однородную верхнюю поверхность, чем рельсы с закругленной головкой.
Вес от колес поезда распределяется на большое количество шпал и, следовательно, на более широкую площадь, что приводит к повышению устойчивости пути, увеличению срока службы рельсов и шпал, снижению затрат на техническое обслуживание, уменьшению количества отказов рельсов и сокращению задержек движения.
Flat Torted RailИзнос рельса
Износ определяется как истирание или разрезание рельса вследствие трения и аномально высоких нагрузок.
Существует три различных типа износа рельсов:
- Износ верхней части рельсов
- Износ головки рельса на конце рельса
- Износ боковой части головки рельса
Для уменьшения износа рельсов используются следующие процедуры:
- Использование специальной легированной стали для надлежащего технического обслуживания пути, уменьшение зазора расширения
- На поворотах внутренние и внешние рельсы меняются местами
- Использование смазочного масла
Подробнее
Типы железнодорожных шпал, их функции , преимущества и Недостатки
Изыскания для строительства новой железнодорожной линии
Цинхай-Тибетская железная дорога: самая длинная и самая высокогорная железная дорога в мире
Железная дорога | Журнал поездов
Пожалуй, ни одна часть железнодорожного транспорта не является столь важной, как та, которая дала название отрасли: железная дорога. Вместе с транспортными средствами с фланцевыми колесами рельсы позволили создать транспортную систему, совершенно отличную от обычных дорог.
Хотя стальные рельсы сегодня являются стандартом, железо и даже дерево нашли широкое применение в 19 веке. Многие ранние железные дороги были построены из деревянных рельсов, покрытых тонкими железными стержнями или «ремнями», чтобы обеспечить гладкую поверхность для колес.
Цельнометаллические рельсы были импортированы из Великобритании еще в 1831 году, причем первые из них были произведены или «катаны» в США в 1844 году. К 1850 году железные рельсы были практически стандартными по всей Америке.
Но железо с его относительно высоким содержанием углерода делает рельсы хрупкими. Достижения после Гражданской войны, такие как бессемеровский процесс, снизили стоимость стали до такой степени, что ее использование в рельсах стало экономичным. В 1880 г. около 30% всех путей было проложено стальными рельсами; на рубеже веков сталь почти полностью заменила железо.
Состав стального рельса
Стальной рельс состоит из железа, углерода, марганца и кремния и содержит такие примеси, как фосфор, сера, газы и шлак. Пропорции этих веществ могут быть изменены для достижения различных свойств, таких как повышенная износостойкость на кривых.
Стандартная конфигурация североамериканского рельса напоминает перевернутую букву Т. Три части Т-образного рельса называются основанием, стенкой и головкой. Плоское основание позволяло прикреплять такой рельс прямо к деревянным шпалам; позже рельсы были помещены на стандартную теперь стальную стяжку. В то время как пропорции и точная форма рельсов постоянно анализируются и совершенствуются, базовое Т-образное сечение является стандартным с середины 19 века.век.
Вес
Наиболее распространенный способ описания рельса — его вес на погонный ярд (историческая британская единица длины), который является функцией его поперечного сечения. В конце 19 века рельсы производились в различных сечениях весом от 40 до 80 фунтов.
Как правило, чем больше тоннаж или выше скорость на данной линии, тем тяжелее будет используемый рельс. Из-за затрат на техническое обслуживание путей более длительный срок службы более тяжелых рельсов делает их предпочтительными даже для систем городского транспорта, где нагрузка невелика, а скорость низкая. Более тяжелые секции рельсов часто используются на пересечениях дорог, стрелочных переводах и пересечениях на одном уровне с другими железнодорожными линиями.
Соединительные сегменты рельсов
Длина стандартных рельсов исторически связана с длиной вагонов, используемых для их перевозки. С начального диапазона 15-20 футов длина рельсов увеличивалась с размером вагона до стандарта 39 футов.футов (легко вмещаемый когда-то обычным 40-футовым автомобилем).
Даже с появлением сегодняшних более длинных вагонов 39 футов оставались стандартом для железных дорог из-за ограничений на сталелитейных заводах и простоты обращения.Соединения рельсов — их самые слабые места — могут усложнять движение и требуют больших затрат в обслуживании. Отдельные рельсы соединяются стальными деталями, называемыми соединительными (или угловыми) стержнями, которые удерживаются на месте четырьмя или шестью болтами. Сегодня тип с шестью болтами, когда-то предназначенный для тяжелых условий эксплуатации, является стандартным. Болты в стыковочном стержне обращены попеременно наружу и внутрь, чтобы предотвратить малую вероятность того, что колесо сошедшего с рельсов автомобиля срежет их все, что приведет к разъединению рельсов. Переход между рельсами двух разных весов осуществляется с помощью специальных уголков. На территории, где рельсы служат проводниками сигнальных систем, в местах стыков должны использоваться соединительные провода для поддержания цепи.
Сварной рельс
Сложная природа рельсовых стыков привела к самому легко узнаваемому прогрессу в железнодорожной технологии: внедрению бесстыкового рельса (CWR).
С момента своего раннего использования на нескольких дорогах в 1940-х годах сварные рельсы стали предпочтительными почти для всех применений. Он производится путем сварки стандартных 39-футовых (или более новых 78-футовых) сегментов в детали длиной в четверть мили на специальных заводах.
Рельсы доставляются туда, где они нужны, в специальных поездах, которые медленно вытягиваются из-под рельса при разгрузке. На месте CWR часто сваривают в полевых условиях до еще большей длины. Многие сочлененные пути сохранились из-за длительного срока службы даже умеренно используемых рельсов, а также из-за того, что специализированное оборудование, необходимое для установки CWR, неэкономично для коротких расстояний.
Управление расширением и сжатием, которое происходит при изменении температуры, важно для CWR. Чтобы избежать расширения и возможного коробления в процессе эксплуатации, сварной рельс укладывают при высоких температурах (или при искусственном подогреве). Рельсовые анкеры, закрепленные на шпалах, не дают рельсу укорачиваться, поскольку он сжимается при падении температуры.