Первый победный «КАМАЗ» для «Дакара»: мотор на 750 л.с. из Ярославля, подвеска от боевой машины десанта, легендарный горб — Ностальгия и модерн — Блоги
Грузовик-прорыв для российского гоночного автопрома.
В Саудовской Аравии подходит к концу 43-й «Дакар» – и «КАМАЗ» вновь показал на нем нереальный класс: похоже, весь подиум достанется именно российской команде. И это будет уже десятый золотой бедуин с 2010-го.
С чего началось доминирование завода из Набережных Челнов в мировых ралли-рейдах? Мы уже рассказывали о первом гоночном «КАМАЗе», но теперь познакомим с первым «золотым» грузовиком – он и начал путь к 17 золотым бедуинам (и к 18-му в 2021-м в том числе).
За подробный разбор спасибо ютуб-каналу команды «КАМАЗ-мастер» – полную версию сморите именно там, а мы выбрали самое интересное и основное!
«Даже после неожиданного успеха – второго и третьего мест на «Дакаре»-1991 – «КАМАЗовцы» понимали: наравне конкурировать с блиставшими тогда «Перлини», «Мерседесом», «Татрой» можно только на двухоснике [против построенного изначально на основе гражданской версии трехосника].
Первый раллийный «КАМАЗ»: всего 260 л.с., минимум отличий от серийного и особая техника прыжков на дюнах (чтобы не ломалась подвеска)
И двухосник появился в 1994-м. Знаменитый «КАМАЗ» 49252 – ставка на него себя оправдала: «Дакар»-1996 принес России первое золото, а еще Кубок мира 2000 года и множество побед на «Мастер-Ралли», «Дезерт Челленджах» и прочих второстепенных бахах и ралли.
А вот что про него рассказал инженер-конструктор команды Альберт Арсланов.
«Этот грузовик – уже настоящий гоночный автомобиль, построенный с нуля специально для одной цели – участия в ралли-рейдах. Часто он упоминается как среднемоторный или «горбатый». В команде вообще не приветствуют такое его название – чаще его мы называем «среднемоторным».
Это, наверное, мое самое любимое поколение гоночных «КАМАЗов». Мне как конструктору очень нравится, как он спроектирован, построен и скомпонован. Если присмотреться, то все самое тяжелое, что есть в автомобиле – максимально по возможности собрано в его середине и опущено вниз.
Двигатель – дизельный турбированный V8 ЯМЗ (Ярославского моторного завода) 7Э846 мощностью 750 л.с. и объемом 17,2 литра.
Он максимально смещен назад, за ним – коробка передач. К ней напрямую подключена раздаточная коробка, без промежуточного вала. Расположение двигателя определило расположение заднего моста: от него идет карданный вал самой минимальной длины. Дальше сместить назад двигатель просто невозможно.
В первых версиях мотор выдавал порядка 750 л.с., что даже по сегодняшним меркам – вполне достойная мощность.
А это – большие 25-дюймовые бескамерные колеса, которые запретили затем в 1997-м.
Всех вынудили перейти на 20-дюймовые с обычными дорожными шинами, для которых ограничение по максимальной скорости гораздо ниже. Они временами грелись и взрывались на ходу. В принципе проблема сохраняется по сей день. У этих колес предел допустимой скорости был гораздо выше – и на спецучастках машины нередко достигали 180 км/ч без каких-либо последствий для шин. Конкретно у этого автомобиля замеренная на полигоне «максималка» – 186 км/ч.
С рамой достаточно интересная история: она сварена из лонжеронов (структуры шасси – Sports.ru) серийного трехосного длинного «КАМАЗа». Их обрезали в нужную длину, но установили задом наперед. Потому в передней части рама сужается.
На самом деле это сужение было расположено в задней части серийного «КАМАЗа».
Подвеска – нечто такое, в общем архаичное, но, тем не менее, достаточно прогрессивное и уникальное на то время. Вообще это сделанные на заказе (конкретно эти амортизаторы – в Волгограде) и изначально адаптированные под боевую машину десанта.
То есть это даже не совсем амортизаторы – это называется «гидропневморессора». Он выполняет как функцию амортизатора, так и функцию упругого элемента с помощью сжатого газа внутри.
Сам мост – «КАМАЗовский», но значительно усилен, потому что стандартные «КАМАЗовские» мосты, на самом деле, еще на более старых трехосных автомобилях уже не выдерживали нагрузок. И здесь усиление мостов достигло апогея.
Двигатель развивал 2700 Н*м крутящего момента, и у «КАМАЗа» просто не было редукторов, способных выдержать такой момент. Потому взяли достаточно прочные шестерни от «КРАЗовских» редукторов, но корпус был собственного изготовления – сварной.
Рессоры здесь тоже сделаны на заказ – уникальные.
А это – один из нескольких рундуков для личных вещей или запчастей.
А вот так выглядит система подачи воздуха от заборников на крыше в мотор.
Как получилась такая красивая форма кузова? Это достаточно интересная история. Если посмотреть сбоку – до этой части он идет практически горизонтально, слегка опускаясь вниз.
Просто раньше расположение воздушного фильтра было другое, и его воздухозаборники были чуть-чуть ниже крыши кабины.
И для того, чтобы расположить их над крышей – кузов пришлось немножечко наклонить вниз. Затем вторая половина кузова разделена примерно поровну на крутой спуск и горизонтальную часть. Высота последней родилась под необходимое пространство для запасных колес и кран балки, с помощью которой они загружались и выгружались в автомобиль.
Во время езды по бездорожью даже такая жесткая рама довольно сильно скручивается и играет. Поскольку кузов весь собран на трубчатом стальном каркасе – то если бы он был жестко закреплен на раме, то весь каркас тоже бы скручивался и разрушался. Для того, чтобы этого не происходило, задняя треть кузова подвешена к дуге с помощью двух вот таких диагональных тяг – как подвеска в машине.
Этот кузов – как бы ни скручивался автомобиль – всегда жил своей жизнью и не разрушался! При этом выглядел цельно и гармонично.
Параметры «КАМАЗ 49252» – длина, высота и колея.
После рассказа о технических нюансах победный монстр опробовал Дмитрий Сотников – нынешний лидер «Дакара»-2021.
Приборная панель оказалась очень насыщенной – переключатели как в вертолете.
«По-современному очень сделана, хоть и машина старенькая, – оценил Сотников. – Даже небольшой обшитый очень удобный перчаточный ящичек – как в современных автомобилях!
Расположение передач в коробке, конечно, непривычное нам. У нас они зеркально поменялись.
Мотор «ЯМЗ» демонстрирует хороший разгон и показатели. Могу сказать, он у нас долго прослужил, пока его в принципе не запретили организаторы «Дакара». По мощи, моменте и размеру он очень хорошо подходил спортивной машине.
Автомобиль достаточно послушный – хорошо слушается руля, реагирует на газ. В умелых руках, думаю, был бы очень серьезным оружием даже сегодня. По имитации триала идет достаточно терпимо. Сейчас мы прокатились буквально на 10 км/ч, на современных мы такие участки можем проехать на скорости 40-60 км/ч. Такая рабочая скорость.
Немножко чувствуются более резкие удары – так сказать, подзатыльники. Это связано прежде всего с жесткостью задней подвески. Все-таки машина достаточно тяжелая – возможно, сейчас ей не хватает веса из-за того, что ее разгружали, и подвеска в данном виде работает не так мягко и эффективно, как должна. Потому есть некоторый дискомфорт.
Меня удивили эти форточки в задней стенке.
Если поставить зеркало заднего вида, как в обычной машине – это бы заменило камеру, которую мы ставим внутри автомобиля, чтобы смотреть за происходящим непосредственно в моторном отсеке. Продумано! Приятно ездить. Остроты руля только не хватает: оборотов много, приходится крутить очень быстро.
Поехать на нам на «Дакар» в категории «Классика»? Это был бы вызов и для меня, и для машины. Но было бы здорово поучаствовать в этом зачете. Даже страшно представить, как на них ездили 180 и даже 200 км/ч. И какие были ощущения полета и прыжка при такой скорости».
«Здесь несравнимо более жесткая подвеска, рассчитанная на гораздо большую скорость движения, – заметил Арсланов. – То есть если ехать на нем медленно – как мы это проверили на наших маленьких скромных неровностях – в нем начинает нещадно трясти. Но стоит добавить скорости – как в нем становится вполне комфортно находиться. И, думаю, даже на больших неровностях на большей скорости можно чувствовать себя живым, по крайней мере».
Подиум «Дакара» гонщику «КАМАЗа» спасла новинка – защита от камней. Ее поставили после фатальной аварии на прошлогоднем рейде
Грузовик перевернулся на «Дакаре» и разбил корпус всмятку. Проехал так еще три этапа – и даже сохранил первое место
Главный соперник «КАМАЗа» на «Дакаре» сломал палец и лобовое стекло. Нагонял без тормозов – пока не отказал мотор
Команде «КАМАЗ-мастер» 30 лет
Не успели оглянуться…
Константин Комков
Фото ПАО «КАМАЗ», «КАМАЗ-мастер»
Для команды КАМАЗа этот год отмечен двумя круглыми датами. Юбилейной – потому что в июле она отметит тридцатилетие, а в январе команда взяла 15-ю победу на внедорожном марафоне «Дакар». Последние триумфы на слуху (достаточно полистать подшивку «ГП»), но сегодня уже мало кто помнит, как начиналась эпопея по взятию подиумов. По крайней мере до того момента, когда команда стала называться «КАМАЗ-мастер».
Начиная с 1982 года, грузовики Mercedes-Benz пять лет подряд никому не уступали первого места на «Дакарах». Но вслед за победой DAF наступил черёд Perlini и Tatra. КамАЗы дебютировали в 1990 году и уже год спустя камские грузовики заняли второе и третье места. Потом были победные подиумы на «Мастер-ралли» и, наконец, первое место на «Дакаре-96». Но обо всем по порядку.
Польский дебют
Спортивная эпопея команды Камского автозавода началась с дебюта на польском «Ельч-ралли» (Jelcz Rally) в сентябре 1988 года. В окрестности города Вроцлав парни с камских берегов приехали на двух КамАЗ-4310С (спортивный), подготовленных за предыдущие два месяца под крышей Научно-технического центра, директором которого был С.С. Якубов. Именно поэтому за точку отсчёта рождения команды взят июль. Это были серийные бортовые грузовики с колёсной формулой 6х6 и постоянным приводом. Под крышей НТЦ их оборудовали каркасами безопасности, более жёсткими рессорами и дополнительными амортизаторами. Двигатель за счёт увеличения подачи топлива и настройки турбокомпрессора форсировали до 290 л.с. Для повышения надёжности был применён гаситель крутильных колебаний и модернизированы системы смазки и охлаждения.
За два дня предстояло преодолеть 800 км по бездорожью, плюс слалом. И хотя новичков ещё никто не воспринимал всерьёз, они выдержали предложенный экипажами, выступавшими на чешских LIAZ и Tatra, темп. Нашу команду представляли Равиль Нургалеев, Евгений Доронин, Владимир Гольцов и Фирдаус Кабиров. Экипаж Нургалеева – Доронина лидировал, однако незадолго до финиша съехал в кювет, второй экипаж, вызволяя их, потерял время, тем не менее, они заняли II и IV места. С тех пор на всех трассах челнинских гонщиков отличала не только взаимовыручка, но и джентльменское отношение к соперникам.
Советские грузовики русского происхождения
Первое знакомство с африканским континентом состоялось в мае 1989 года на ралли Objectif Sud. Маршрут протяжённостью 9500 км пересекал Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею и Сьерра-Леоне. Команда Якубова подготовила за полгода два гоночных грузовика и один технического сопровождения. Это были всё те же серийные автомобили, однако с форсированными до 310 л. с. двигателями КамАЗ-740.
Усилена была и команда: помимо неоднократного чемпиона СССР по ралли и трековым гонкам Владимира Гольцова её цвета защищали эстонские профи Йоель Таммека, Антс Кулгевеэ, Энно Пирсалу. Ещё бы, ведь мериться силами предстояло с асами ралли-рейдов, прекрасно знавшими особенности дюн, солончаков и джунглей.
Тогда ещё для испанских таможенников загадкой было само слово «КамАЗ», которое иногда трактовали как КАМА-3, так в документах появилась обтекаемая формулировка – «три автомобиля русского происхождения». Тем не менее в соперничестве с Mercedes-Benz, MAN, Renault, Tatra и IVECO экипажи КамАЗов показали II и III результат! Это не замедлило сказаться на активизации внешнеэкономической деятельности завода. Но Якубов настраивал свою команду на участие в «Дакаре».
Первое выступление на марафоне «Париж – Триполи – Дакар 1990» закончилось, как и положено «первому блину». Вскоре после старта сошли все три грузовика, на которых решили попробовать экспериментальные 10-цилиндровые двигатели. Увы, они не оправдали надежд: у одной машины лопнул коленвал, у второй оборвало поршень, а у третьей стал рассыпаться маховик. Впрочем, уже осенью 1990-го на Rallye des Pharaons («ралли Фараонов») в Египте экипаж Й. Таммека – Ю. Анупыльд – Э. Пирсалу показал четвёртый результат, а ассистировавшие ему В. Марченков – А. Кузьмин – Е. Харламов финишировали шестыми.
В том же 1990-м на Rallye des Pharaons впервые отметился 2-осный прототип КамАЗ-49145 с серийным двигателем КамАЗ-7403 мощностью 280 л.с. Выступление завода было не совсем удачным, и в использовании двухосных машин на некоторое время наступило затишье.
К 13-му по счёту «Дакару» команда подготовила 3-осный грузовик, оборудованный 8-цилиндровым двигателем КамАЗ-7482 (мощность 430 л.с.), оригинальной КП на базе модифицированной КП КамАЗ-53215, раздаточной коробкой КамАЗ-43114 и диафрагменным 2-дисковым сцеплением с применением ведомых металлокерамических дисков фирмы AP (Англия). У машины были усовершенствованы ГУР и система подкачки шин, а в подвеске использованы 1800-мм рессоры.
Тогда ставка делалась на надёжность (нагруженные детали изготовляли с запасом), и соответственно увеличивалась масса грузовика. Результат превзошёл ожидания: на 9186-километровой трассе африканского марафона два КамАЗ-43101 заняли второе (экипаж № 509: пилот – В. Гольцов, штурман – Ф. Кабиров, механик – Н. Страхов) и третье места (экипаж № 510: пилот – Й. Таммека, штурман – Ю. Анупыльд, механик – Э. Пирсалу), пропустив вперед только двухосный Perlini 105F 4х4. В зачёте финишировали и экипажи В. Марченков – А. Кузьмин – Е. Харламов, В. Московских – В. Петухов – А. Блинов и Е. Доронин – В. Белов – В. Чагин (соответственно 6, 11 и 12 места). Как тогда писала пресса: «Семён Якубов со своей командой прорубил окно в Африку», а на самом деле это был прорыв на мировой рынок.
В 1992 году «Дакар» впервые заканчивался не в столице Сенегала, а в Кейптауне и впервые широко освещался центральным телевидением на всей территории уже бывшего СССР. Пройдя 12 427 км по бездорожью 10 африканских стран 3 экипажа камазовских вездеходов (Гольцов – Кабиров – Страхов, Московских – Петухов – Каблуков и Марченков – Кузьмин – Виноградов) финишировали на самой южной точке африканского континента. В ходе подготовки к сезону 1992 года совершенствовалась компоновка гоночных грузовиков: запасные колёса и баки разместили в кузове, а чтобы снизить общий вес автомобиля, стали использовать лёгкие алюминиевые платформы. Одновременно шла работа и над аэродинамикой машин. И всё же обойти двухосные грузовики не удавалось.
«Эту гонку мы проехали на плечах механиков», – скажет после финиша руководитель команды С. Якубов. И в самом деле, уже первый африканский этап Мисурат – Сирт (Ливия) мог оказаться роковым для экипажа Владимира Марченкова. В сплошной пыли его грузовик на полной скорости протаранил затормозивший LIAZ – сорванная кабина, сломанная тяга акселератора, заблокированная колонка рулевого управления. Ночь напролёт механики колдовали над повреждённым автомобилем. Новогоднюю ночь экипажи отметили в Нигере, ремонтируя коробку передач на грузовике Виктора Московских. Ближе к Камеруну такая же проблема возникла с машиной Евгения Доронина.
Не легче были и 16 000 километров по дорогам и бездорожью 11 стран Европы и Азии континентального супермарафона «Париж – Москва – Пекин». Помимо 5 спортивных машин нового поколения – КамАЗ-43101, в нём приняли участие ещё 11 камских машин, обслуживавших гонку, перевозя запасные части и топливо, эвакуируя с трассы вышедшую из строя технику. Свой выбор организатор самого протяжённого марафона века Рене Метж комментировал так: «За последние три года «КАМАЗ» стремительно ворвался в большой спорт. И продолжает удивлять нас, показывая стабильные результаты на всех престижных соревнованиях. Это лучшее подтверждение не только мастерства водителей, но и надёжности камазовской техники».
КАМАЗ-мастер
После пожара на заводе двигателей в 1993 году, когда само существование команды оказалось под вопросом, Якубов нашёл спонсора и благодаря финансовой поддержке объединения «Мастер» на базе 2-осного грузовика вездехода был создан гоночный КамАЗ-49250. Именно тогда и появилось современное название команды, сохранившееся и после того, как в 1998 году истёк срок спонсорского контракта. На версии 4х4 установили форсированный до 500 л. с. двигатель КамАЗ-7482, позволявший разгоняться до 190 км/ч.
У мотора были значительно изменены конструкция блока, узел крепления маховика к коленчатому валу, привод топливного насоса высокого давления и система охлаждения наддувочного воздуха. И самое главное – у машины была среднемоторная компоновка! Такое расположение двигателя стало стандартным для всех раллийных КамАЗов вплоть до 2002 года. Просто потому, что перенос силового агрегата внутрь базы обеспечивал лучшую развесовку по осям и соответственно улучшал управляемость. В паре с двигателем работала 16-ступенчатая КП в блоке с раздаточной коробкой производства ZF. Что же касается подвески, то она была разработана и произведена на Волгоградском тракторном заводе, а в её основе лежала подвеска БМД.
Впрочем, в 1994 году форсированный до предела двигатель отказал на трассе «Дакара», и ему на смену пришёл американский 6-цилиндровый Cummins N14-500E мощностью 600 л.с. Спортивный грузовик с таким силовым агрегатом получил индекс КамАЗ-49251. Одновременно был создан альтернативный вариант КамАЗ-49252 с ярославским 8-цилиндровым ЯМЗ-7Э846 мощностью 750 л.с.
Осень 1995 года стала золотой для команды: КамАЗы заняли весь подиум супермарафона «Мастер-ралли» Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин. Протяжённость маршрута составила 17 600 км. Дважды экипаж Виктора Московских, Сергея Гири и Владимира Чагина приходил к финишу скоростных участков первым в абсолюте, т. е. обогнав автомобили и мотоциклистов – такого до сих пор не удавалось ещё ни одному экипажу грузовика в мире. Выступавший на этой гонке за команду «КАМАЗа» французский гонщик трёхкратный обладатель Кубка мира Пьер Лартиг до сих пор вспоминает свой дебют в «тяжёлом весе», хотя и его российско-французскому экипажу, занявшему второе место, приходилось порой несладко: на одном из скоростных участков вышла из строя гидропневмостойка и связанный с ней механизм управления автомобилем. Чтобы уложиться в зачётное время Лартигу пришлось мчаться до финиша на практически неуправляемом грузовике.
В 1995 году спортивный грузовик приобрёл «горбатые» очертания и новый фирменный стиль. В январе 1996 года именно этот автомобиль под управлением экипажа В. Московских – А. Кузьмин – Н. Багаветдинов обеспечил команде «КАМАЗ-мастер» первый триумф на «Дакаре». На этой гонке КамАЗ установил ещё один рекорд, не только выиграв в своем классе, но и заняв 14 место в общем зачёте, пройдя 7979 километров трассы значительно быстрее не только грузовиков, но и легковых автомобилей и мотоциклов. Почти такая же картина повторилась на заключительном этапе «Мастер-ралли 96», только на этот раз глубокая воронка за Байконуром не оставила шансов В. Московских, и первым пересек финишную черту в Улан-Баторе грузовик Владимира Чагина. Вторым финишировал Ф. Кабиров и впервые команда «КАМАЗа» стала обладателем Кубка мира по ралли-рейдам. После того, как организаторы «Дакара» поторопились изменить регламент гонки, первым этапом Кубка мира 97 стало ралли «Тунис Оптик 2000» и дружный финиш двух камазовских экипажей на этой гонке был более чем убедителен. Ещё не успел до конца затормозить на финише у острова Джерба грузовик Фирдауса Кабирова, как к нему спустя всего 1 минуту 8 секунд присоединился Виктор Московских.
Ближайший из соперников на «Мерседесе» смог завершить гонку лишь два с половиной часа спустя. И всё же основным событием сезона стал стремительно набирающий популярность марафон «Мастер-ралли», победа в котором приносит не только много очков, но и благодаря широкому телевизионному освещению, превращается в масштабную рекламную кампанию. Однако чёрные пески Каракумов не слаще Сахары… На участке Дарваза – Чарджоу двухосник Московских на полной скорости влетает в солончак. С великим трудом грузовику В. Чагина удается вытащить товарища, но тут же и он вязнет в рыхлом песке. Трассы марафонов не прощают ни малейших ошибок. На Байконуре к спортсменам, стартовавшим из Парижа, присоединились участники первого открытого Чемпионата России по ралли-рейдам, проводившегося в рамках «Мастер-ралли». Так что в Москву команда «КАМАЗа» привезла сразу две победы – одну в «Мастер-ралли 97», что позволило ей второй раз подряд завоевать Кубок мира, и вторую – в Чемпионате России.
Гонка с мощностью
В 1997 году был построен спортивный КамАЗ-49255. Легко сказать «построен», ведь для этого требовалась квалифицированная команда единомышленников-профессионалов. Машина с 12-цилиндровым двигателем ЯМЗ-3Э847 развивала 1050 л.с. Но мотор оказался слишком мощным: выводил из строя КП и редукторы обоих мостов. В итоге было решено вернуться к КамАЗ-49252.
С 1998 года этот автомобиль стал основным «боевым конём» команды. Максимальная скорость машины – около 186 км/ч. Изготовленный в Ярославле на базе двигателя Тутаевского моторного завода V-образный 8-цилиндровый дизель, установлен продольно за кабиной. 17 л рабочего объёма, раздельные головки цилиндров, два мощных турбокомпрессора Holset и промежуточный охладитель наддувочного воздуха. Мощность – 850 л.с. В гонке этот мотор потребляет больше 100 л/ 100 км. Отсюда и запасы топлива – два бака по 420 л каждый.
В развале блока двигателя стоял мощный компрессор, обслуживавший пневмоприводы тормозов, сцепления и систему раздельной подкачки шин. Педали не подвесные, как у обычных КамАЗов, а напольные. В подвеске использовали доработанные гидропневматические стойки от БМД (по две на каждое колесо). Кстати, на КамАЗ-49252 WSK, в 2000 году одержал свою первую из пяти дакаровских побед экипаж Владимир Чагин – Семен Якубов – Сергей Савостин.
Надежда на победу
Наивным может показаться вопрос: реально ли восстановить посреди пустыни весящую 800 кг коробку передач? «Мы и не пытались снять КП, – рассказывал Кабиров, как будто такие ремонты дело самое обыкновенное, – просто разрезали её сваркой, выбросили повреждённые детали 4 передач из 8, соединили оставшиеся, заварили картер – и в путь, к побережью, вместе с подоспевшей на помощь машиной Московских». К сожалению, металл не всегда выдерживает… А команду, покорившую спортивный Олимп, уже не устраивали почётные вторые места. Вот и после очередного 21-го «Дакара» – тоже далеко непростого и, к сожалению, в очередной раз отмеченного вооружёнными нападениями на караван ралли, руководитель команды Семён Якубов выглядел скорее расстроенным. Естественно, ведь ему лучше других известен потенциал машин и команды. «К сожалению, не обошлось без досадных случайностей. У нас (Якубов ехал штурманом в экипаже Виктора Московских) полетела полуось.
Третью гонку едет эта полуось. А больше двух гонок вообще ничто не должно использоваться. Мы уже везли чехам 43 минуты. Потом пошли пески, на очередной дюне мы сели задним мостом, полезли наверх и на гребне встали. Выскочили из кабины, подкопали, трапы подложили… Включаем – не едет. Что делать?! Включаю передачу – задние колеса не крутятся. Ну, думаем, мост кончился. Володя Чагин со злости лопату в песок воткнул: «Ну, опять мимо!» Такое настроение было – не передать. Ладно, думаю, давай ещё раз проверим. Включаем все блокировки: одно колесо крутится, одно нет. Задняя правая полуось короткая. Час 24 минуты меняли – ремонт серьёзный. Лопрайс в этот день отыграл у нас где-то минут 50. Да и в начале гонки тоже не всё шло гладко: меняли колёса, потом ещё в Москве заправились топливом неудачно. Грязь попала и топливный насос начал барахлить. Вроде всё нормально. Потом пошли пески – мощность упала, насос не тянет и машина не едет. В результате сели и два часа откапывались…
А в этот день мы как раз везли два часа Лопрайсу. Это был третий день, когда мы вообще могли гонку сделать и больше не мучиться. Что случилось с Кабировым? Фирдаус на том этапе ехал третьим, следом за нами и Tatra. Пыль сумасшедшая, камни кругом и нигде не объехать. Де Азеведу запутался в нашей пыли и неожиданно встал… Ехали все быстро, Фирдаус въезжает в пыль, ногу на тормозе держит, а тут стоящая перед ним машина. Если бы Tatra ехала, ещё что-то можно было бы предпринять… В семи метрах он его увидел, затормозил, но всё равно крепко ему сзади дал. У Фирдауса вышел из строя ГУР. Провозился, пока варил, опоздал к контрольному времени и получил 4-часовой штраф, хотя до этого у него было лучшее время…» До последнего километра вели борьбу КамАЗы и первыми пересекли финишный створ на берегу Атлантики, в очередной раз подтвердив имидж камазовской марки, хотя и не успели отыграть у «Татры» I место по сумме этапов. С 1999-го начинается череда побед.
Век нынешний
Обычно автомобиль для следующей гонки начинают готовить сразу после финиша предыдущей, но в 2001 году «дакаровский» регламент запретил грузовики со среднемоторной компоновкой всего за 6 месяцев до старта. Обкатанную конструкцию пришлось переделывать в авральном порядке. К этому времени название машин и завода с советского акронима КамАЗ трансформировалось в написание КАМАЗ.
А ведь речь шла о создании совершенно новой машины. В рекордно короткие сроки к «Дакару-2002» был построен КАМАЗ-49256 – это был 2-осный грузовик с турбодизелем ЯМЗ-7Э846 (мощность 830 л.с.), стоявшим уже над передней осью. От предшественника его отличало и наличие (согласно регламенту) грузовой платформы, допускающей перевозку грузов массой до 6000 кг.
Этот грузовик выиграл «Дакар», а затем прошёл проверку ещё на ряде этапов Кубка мира. Но одновременно в конструкторско-исследовательском бюро команды создавалась машина, ознаменовавшая новый этап, который условно можно назвать «от гоночных грузовиков – к промышленной серии»… Появившийся в конце 2002 года КАМАЗ-4911 Extreme не имел равных по проходимости, манёвренности и динамике. На этот полноприводный грузовик поставили турбодизельный двигатель ЯМЗ-7Э846.10 V8 мощностью 730 л.с. В системе питания были применены такие решения, как трёхступенчатая система фильтрации топлива и электрические подкачивающие насосы. Для прохождения омологации FIA была выпущена партия из 15 таких грузовиков, способных развивать скорость до 180 км/ч.
В процессе совершенствования «боевого» грузовика приходилось учитывать ограничения технического регламента, но работа по доводке не прекращалась. Так, в процессе подготовки к «Дакару-2004» вес машины снизили почти на две тонны; в результате масса снаряженного «боевого» КАМАЗа составила 9400 кг (полная – 16 000 кг). После этого для лучшей развесовки изменили расположение топливных баков.
К этому времени команда «КАМАЗ-мастер», базировавшаяся под крышей Научно-технического центра, уже обрела свой дом. Ещё в 2004 году Якубов сумел убедить руководство и команде выделили недостроенное здание дизайн-центра. Вскоре под его руководством начались работы по возведению специального технического центра общей площадью около гектара, где одновременно можно вести работу над десятком спортивных машин. В 2011 году здесь был запущен собственный моторный стенд и организован участок подготовки двигателей. Очень вовремя, ведь резервы повышения мощности КАМАЗ-7Э846 были уже исчерпаны. Заметим, что в отличие от соперников, готовящих моторы для «Дакара» на основе двигателей от гоночных грузовиков для кольцевых гонок, дефорсируя их с 1200 до 1000 л.с., специалисты «КАМАЗ-мастер» из обычного серийного двигателя делают гоночный и обеспечивают его надёжность в экстремальных условиях.
Перспектива
Изменения технического регламента в отношении ограничения рабочего объёма до 16 л и требования по исключению дымности заставили команду уже в 2010 году заняться поиском альтернативного современного двигателя с электронной системой управления. Выбор пал на швейцарскую фирму Liebherr Machines Bulle, в производственной гамме которой имелся подходящий агрегат рабочим объёмом 16 л. Первый серийный двигатель мощностью 700 л.с. был получен в феврале 2013 года. В ходе доводочных работ и многочисленных тестов в течение 2013 года удалось обеспечить требуемые показатели мощности и надёжности, и было принято решение об участии автомобилей с данными двигателями в марафоне 2014 года. И хотя тот «Дакар» выиграл КАМАЗ с двигателем 7Э846, II и IV места КАМАЗов с двигателем Liebherr рассматривались как очень хорошие для дебютной гонки. В дальнейшем за счёт оптимизации конструкции и совершенствования программного обеспечения мощность двигателей Liebherr D9508 была повышена до 1100 л.с. при обеспечении ресурса не менее двух «Дакаров».
На счёту КАМАЗов с такими двигателями уже три победы, но очередные изменения дакаровского технического регламента предписывают использовать с 2019 года только рядные двигатели рабочим объёмом не более 13 л. Такой вариант с 980-сильным 12,5-литровым турбодизелем Caterpillar C13 изготовили на заводе уже в 2016 году.
Параллельно шли работы над КАМАЗ-43509 с капотной компоновкой и кабиной от Mercedes-Benz Zetros. В его основе лежит всё тот же классический раллийный КАМАЗ-4326. Машина успела дебютировать в ралли-рейде «Золото Кагана», но оказалось, что наличие капота предлагает иной уровень водительской подготовки, поскольку реакции гонщика в повороте отличаются. Поэтому челнинцы разработали бескапотный вариант с рядным 6-цилиндровый двигателем Cummins ISZ-13, который дебютировал на «Шёлковом пути-2017» и попал в десятку финишёров в генеральной классификации на «Дакар-2018». В следующем году команде «КАМАЗ-мастер» придётся выступать с обновлёнными гоночными грузовиками и это добавит остроты в соревнование.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Санкционный список России: что Запад ввел в связи с вторжением в Украину
Активы президента России Владимира Путина (слева) и министра иностранных дел Сергея Лаврова заморожены Keystone / Александр ЗемляниченкоСША, Великобритания и ЕС приняли санкции, направленные на замораживание активов президента Владимира Путина и его министра иностранных дел Сергея Лаврова в ответ на войну в Украине.
Этот контент был опубликован 7 марта 2022 года — 08:56Эйр Нолсо в Лондоне и Валентина Поп в Брюсселе, Financial Times
Они также планируют применить санкции к центральному банку России и удалить некоторых кредиторов страны из глобальной платежной системы SWIFT в дополнение к другим экономическим санкциям. Другие союзники, включая Японию, Канаду, Австралию и Южную Корею, также ввели санкции.
Вот список основных санкций, введенных на данный момент США, Великобританией, ЕС, Швейцарией, Японией и Канадой.
Политики, чиновники и олигархи
- Иностранные активы президента Владимира Путина в ЕС, США, Великобритании, Швейцарии, Японии и Канаде заморожены, но ему по-прежнему разрешено посещать эти юрисдикции. Причиной замораживания активов, согласно юридическому тексту ЕС, опубликованному 25 февраля, является признание им независимости Донецка и Луганска, приказ российским вооруженным силам войти в эти районы и полномасштабное вторжение в Украину.
- Сергей Лавров , министр иностранных дел России, подлежит замораживанию активов в ЕС, Великобритании, США, Швейцарии, Японии и Канаде. В ЕС заявили, что «несут ответственность и активно поддерживают действия, подрывающие территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, а также стабильность и безопасность в Украине». Ему по-прежнему разрешено путешествовать.
- Сергей Шойгу, министр обороны России, и Александр Бортников , глава российской службы безопасности (ФСБ), оба находятся в списках запрета на поездки и замораживания активов ЕС, США, Швейцарии и Канады. Япония также ввела санкции против Шойгу.
- Валерий Герасимов, главнокомандующий вооруженными силами России, в настоящее время находится в списках США, Канады и Японии, которым запрещены поездки и замораживаются активы. В 2014 году он уже был занесен в черный список ЕС и Великобритании.
- Российский парламент: ЕС, Швейцария и Канада ввели санкции в отношении 351 депутата российской Думы, проголосовавших за признание независимости Донецка и Луганска, поместив их в запрет на поездки и список замораживания активов. Великобритания предприняла ту же меру и включила членов Совета Федерации, которые проголосовали за. Ранее США ввели санкции в отношении главы Думы.
- Совет безопасности России: Члены Совета включены в списки стран ЕС, США, Швейцарии, Японии и Канады, которым запрещены поездки и заблокированы активы.
- Официальные лица Беларуси: ЕС, США и Швейцария внесли военных, правительственных и пограничных чиновников из Беларуси в свой список замораживания активов и запрета на поездки за помощь в планировании и активную поддержку российского военного наступления на Украину. Япония заявила, что примет аналогичные меры.
- Шамалов Кирилл , самому молодому миллиардеру России, который ранее был женат на дочери Путина Катарине, запрещен въезд в Великобританию, а его активы там замораживаются.
- Петр Фрадков , глава Промсвязьбанка и сын бывшего главы российской внешней разведки, фигурирует в списках Великобритании, ЕС и Канады для замораживания активов и запрета на поездки.
- Денис Бортников , вице-президент второго по величине кредитора России ВТБ и сын главы ФСБ, занесен в черный список Великобритании, ЕС, США, Швейцарии и Канады.
- Юрию Слюсарю , директору Объединенной авиастроительной корпорации, и Елене Георгиевой , председателю правления Новикомбанка, государственного оборонного конгломерата, запрещен въезд в Великобританию. Слюсарю также грозят санкции в Канаде.
- Геннадий Тимченко , шестой по величине олигарх России, контролирующий частную инвестиционную компанию Volga Group, имеющую интересы в энергетике, транспорте и строительстве, находится в списке запрета на поездки Великобритании, ЕС и Канады и в списке замораживания активов.
- Борис Ротенберг , олигарх, совладелец СМП Групп, крупнейшей строительной компании газопроводов в России, находится под санкциями Великобритании, США и Канады, а его племянник Игорь Ротенберг , мажоритарный акционер «Газпром бурение», санкционирован в Великобритании и Канаде. США также ввели санкции против бизнесмена-миллиардера Аркадия Ротенберга и троих его детей.
- Алексей Мордашов , бизнесмен и миллиардер, является председателем правления «Севергрупп», акционера банка «Россия», считающегося личным банком высокопоставленных российских чиновников. Он находится под санкциями ЕС.
- США ввели под санкции Сергей Чемезов, генеральный директор оборонной компании Ростех, его жена, сын и падчерица.
- Виолетта и Любовь Пригожина , мать и жена Евгения Пригожина, который, по мнению ЕС, несет ответственность за отправку наемников Группы Вагнера в Украину, запрещен въезд в ЕС и Швейцарию, а их активы будут заморожены. Канада и США также ввели санкции в отношении Евгения Пригожина , его жены и их двоих детей, Полины и Павла.
- Сергей Иванов , российский высокопоставленный чиновник и политик, ранее служивший в КГБ, и его сын, Сергей , исполнительный директор российской государственной алмазодобывающей компании «Алроса» и член правления Газпромбанка, оба находятся в США. и санкционный список Канады.
- США также ввели санкции в отношении Николая Патрушева , секретаря Совета безопасности РФ, его сына, Андрея , бывшего исполнительного директора Газпром нефти (оба также под канадскими санкциями), олигарха Игорь Сечин (также под санкциями ЕС) и его сын Иван (также под санкциями Канады), замначальника департамента Роснефти.
- Руководители высшего звена госбанков: Александр Ведяхин (Сбербанк), Андрей Ведяхин и Юрий Соловьев (ВТБ), а также жена Соловьева Галина Олеговна Улютина , также добавлены в санкции США список. Канада также ввела санкции в отношении Александра Ведяхина и Галина Олеговна Улютина .
- ЕС, Великобритания и США объявили о замораживании активов и ограничениях на поездки для ближнего круга путинских олигархов. ЕС и США нацелились на Николая Петровича Токарева (также под санкциями Канады), который является главой «Транснефти», в то время как ЕС, Великобритания и США наложили санкции на Алишера Усманова , который, по словам ЕС, был известен как «любимый олигарх» Путина.
- Великобритания и США ввели санкции против олигарха Игорь Шувалов , который также находится в списке ЕС.
- Михаил Фридман , соучредитель и один из основных акционеров «Альфа-Групп», и Петр Олегович Авен , еще один важный акционер «Альфы», также входят в список ЕС, как и Сергей Павлович Ролдугин , известный в Москве как «кошелек Путина», и Александр Пономаренко , председатель Международного аэропорта Шереметьево.
- ЕС ввел санкции в отношении пресс-секретаря Путина, Песков Дмитрий, политик Турчак Андрей , и вице-премьер по туризму, спорту, культуре и связи, Чернышенко Дмитрий Николаевич . Он также входит в совет директоров РЖД, как и два других дополнения к санкционному списку: Ирек Энварович Файзуллин и Виталий Геннадьевич Савельев .
- В санкционный список ЕС попали семь человек из российской медиаиндустрии, в том числе ведущий телепередачи Тигран Кеосаян , ведущая ток-шоу Скабеева Ольга и главный редактор информационного агентства Regnum, Колеров Модест Алексеевич .
- Военные чиновники попали под санкции ЕС. Известные фигуры включают вице-адмирала Черноморского флота Сергей Михайлович Пинчук , заместителей командующих ЮВО Алексей Юрьевич Авдеев и Рустам Усманович Мурадов и генерал-лейтенант Андрей Иванович Сычевой.
Подробнее
Подробнее
Банки и финансовые услуги
- Центральный банк России : ЕС уже запрещает «прямую или косвенную торговлю инвестиционными услугами для . . . ценные бумаги и инструменты денежного рынка, выпущенные после 12 апреля 2022 года». Кроме того, США, Великобритания, Канада и ЕС стремятся «ввести ограничительные меры, которые не позволят Центральному банку России использовать свои международные резервы таким образом, чтобы подорвать воздействие наших санкций». Япония также ввела ограничения на операции с центральным банком.
- SWIFT : «избранное» количество российских банков будет удалено из международной платежной системы SWIFT, чтобы «обеспечить отключение этих банков от международной финансовой системы и нанести ущерб их способности работать в глобальном масштабе», США, Великобритания, Об этом говорится в совместном заявлении Канады и ЕС от 26 февраля. Позже ЕС заявил, что в их число входят семь банков: Банк Открытие, Новикомбанк, Промсвязьбанк, Банк Россия, Совкомбанк, Внешэкономбанк (ВЭБ) и Банк ВТБ.
- Сбербанк: США отключили крупнейший российский банк и 25 дочерних компаний от финансовой системы США. Санкции ограничивают доступ Сбербанка к операциям в долларах США. На этот финансовый институт приходится около трети банковской системы России, и он тесно связан с мировой финансовой системой. Канада также наложила санкции на Сбербанк, наложив запрет на активы и сделки.
- Банк ВТБ: США, Великобритания и Канада заморозили активы второго по величине банка России, который сильно зависит от западных финансовых систем. Это означает, что банк и его дочерние компании не смогут вести дела в Великобритании, США и Канаде или с их гражданами.
- Альфа-Банк и Банк Открытие столкнулись с запретом ЕС на выпуск облигаций, акций или кредитов в ЕС для рефинансирования, в то время как США ввели ограничения по долгу и капиталу Альфы и полностью блокируют санкции в отношении Открытия. Канада ввела замораживание активов и запрет на сделки с обоими.
- ЕС, Великобритания, Швейцария и Япония заморозили активы Россия Банк и Промсвязьбанк (также под канадскими санкциями). США также ввели полную блокировку Промсвязьбанка.
- США ввели полные блокирующие санкции в отношении Совкомбанка и Новикомбанка, , а также наложили новые ограничения на долг и собственный капитал в отношении Россельхозбанка, Московского кредитного банка и Газпромбанка . Канада ввела замораживание активов и запрет на операции со всеми этими слитками Кредитного банка Москвы.
- Великобритания и Канада ввели санкции в отношении GenBank и Черноморского банка развития и реконструкции , в то время как Is Bank также находится в списке Великобритании.
- ВЭБ.РФ , крупный финансовый институт развития и важный источник доходов российского правительства, попал под санкции ЕС, Швейцарии, Японии, Канады, США и Великобритании.
- Канада также ввела санкции в отношении Российского фонда прямых инвестиций , Эксимбанк России , Сетелем Банк , Транскапиталбанк и Уральский банк реконструкции и развития .
- Банки Беларуси: США ввели санкции против двух государственных банков, Белинвестбанк и Банк Дабрабыт , в ответ на участие Минска в российском вторжении. Две минские компании – группа недвижимости Белинвест-Инжиниринг и компания финансового лизинга ЗАО «Белбизнеслизинг » – фигурируют в списке за то, что действовали от имени Белинвестбанка.
Компании
Великобритания
- Российская авиакомпания Аэрофлот будет запрещен в воздушном пространстве Великобритании.
- Ростех — крупнейшая оборонная компания России.
- Уралвагонзавод — крупнейший в мире производитель танков.
- Tactical Missile Corporation — крупный поставщик ракет воздушного и морского базирования.
- Объединенная авиастроительная корпорация — российский холдинг, осуществляющий поставки. военных самолетов и включает в себя всех основных российских авиапроизводителей.
- Объединенная судостроительная корпорация — крупнейшая судостроительная компания России, построившая ключевые российские военные корабли.
ЕС
- Компаниям из ЕС запрещено экспортировать технологии российскому оружейному производителю ОАО «Калашников» , среди прочих, а также фармацевтическим компаниям, подразделениям военной связи и верфям.
- Компаниям ЕС запрещено вести бизнес со следующими государственными компаниями: производитель оружия Almaz-Antey , truckmaker Kamaz , Novorossiysk Commercial Sea Port , Rostec , Russian Railways , nuclear submarine maker Sevmash , hydrocarbons shipping company Sovcomflot, United Shipbuilding Corporation and gas industry insurance компания Согаз
- Агентство интернет-исследований — поддерживаемая Кремлем компания, которая стоит за кампаниями по дезинформации в Украине и финансируется Евгением Пригожиным, также запрещена ЕС и Швейцарией.
США
В дополнение к нападению на крупнейшие финансовые учреждения России, США жестко ограничили компании, имеющие решающее значение для российской экономики, в привлечении денег через рынок США. К ним относятся:
- Крупнейшая в мире газовая компания, Газпром , один из крупнейших производителей и переработчиков нефти в России, Газпром нефть , нефтепроводная группа Транснефть и одна из крупнейших энергетических компаний России, РусГидро .
- Совкомфлот и РЖД .
- Крупнейший в стране оператор связи Ростелеком и крупнейшая в мире алмазодобывающая компания Алроса .
- США также ввели санкции полной блокировки в отношении семи «мишеней дезинформации», включая Фонд стратегической культуры SDN и связанные с ним СМИ.
Канада
- Канада ввела санкции в отношении следующих компаний: Rostec , Wagner (paramilitary organisation), Rostelecom , RusHydro , Alrosa , Sovcomflot , Russian Railways , Gazprom , Gazpromneft , Transneft , Tactical Missiles Corporation и Объединенная авиастроительная корпорация .
Прочие меры
Великобритания
- Ограничение доступа состоятельных россиян к британским банкам, включая лимит в размере 50 000 фунтов стерлингов (60 000 швейцарских франков) на банковские счета.
- Замораживание активов всех российских финансовых учреждений.
- Меры по предотвращению выпуска российскими компаниями переводных ценных бумаг и инструментов денежного рынка в Великобритании (в дополнение к запрету российскому государству привлекать суверенный долг в Великобритании).
- Полномочия запрещать назначенным банкам доступ к фунтам стерлингов и клиринговым платежам через Великобританию.
- Запрет на экспорт высокотехнологичного и критического технического оборудования и компонентов в таких секторах, как электроника, телекоммуникации и аэрокосмическая промышленность.
- Территориальные санкции, которые Великобритания ввела в отношении Крыма, будут распространены на Донецк и Луганск, а это означает, что ни один британский гражданин или бизнес не может иметь дело с территориями, пока Украина снова не возьмет их под свой контроль.
ЕС
- Запрет на российские депозиты свыше 100 000 евро (100 200 швейцарских франков) в банках ЕС, на российские счета в центральных депозитариях ценных бумаг ЕС и на продажу ценных бумаг в евро российским клиентам.
- Запрет на размещение акций российских государственных компаний на торговых площадках ЕС.
- Запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию технологий нефтепереработки и ограничения на сопутствующие услуги.
- Запрет экспорта всех самолетов, запасных частей и оборудования в российские авиакомпании, а также в космическую отрасль России. Это включает запрет на страхование и перестрахование и техническое обслуживание.
- Дополнительные ограничения на экспорт товаров и технологий двойного назначения, включая полупроводники.
- Дипломаты, российские чиновники и бизнесмены больше не смогут пользоваться положениями об упрощении визового режима, которые обеспечивают привилегированный доступ в ЕС.
США
- Ограничение экспорта высокотехнологичных американских технологий в Россию, нацеленное на ее оборонный, аэрокосмический и морской секторы в попытке лишить ее вооруженные силы западных технологий.
- Выпущены широкие, радикальные ограничения на продукты, включая чипы и компьютеры. Его новые меры касаются экспорта в Россию из-за пределов Америки, если он производится по американским технологиям.
- Исключения из ограничений существуют для международных организаций, поставок, связанных с пандемией, пролетов и аварийных посадок, энергетического сектора и операций с определенными долговыми обязательствами или акциями и производными контрактами.
Швейцария
- Принял все те же меры, о которых ЕС объявил 23 и 25 февраля.
- Частично приостановил действие визового соглашения, облегчающего въезд в Швейцарию россиян с 2009 года, в том числе для дипломатов.
- Запрет на въезд для пяти неназванных олигархов, близких к Путину, имеющих связи со Швейцарией.
Япония
- Запрет выпуска и операций с новыми суверенными долговыми обязательствами России на первичном и вторичном рынке.
- Санкции в отношении экспорта российским военным организациям, в отношении экспорта подконтрольных товаров, включенных в международно согласованный список, и других товаров двойного назначения, таких как полупроводники.
- Приостановление действия виз для физических лиц из «Донецкой Народной Республики» и «Луганской Народной Республики» и замораживание активов этих лиц, а также запрет на ввоз и вывоз.
Канада
- Ограничение экспорта в Россию путем прекращения подачи новых заявок на получение разрешений на экспорт и аннулирования действующих разрешений на экспорт, с ограниченным числом исключений для критически важных цепочек поставок медицинских товаров.
- Запрет на прямые и косвенные операции с суверенным долгом России.
- Запрет на сделки в неподконтрольных правительству районах Донецка и Луганска, что фактически запрещает канадцам участвовать в конкретных сделках и деятельности в этих регионах.
Подробнее
Юридические документы с описанием санкций см. здесь:
- Совместное заявление США, Великобритании, Канады и ЕС
- Санкции Великобритании
- Первый раунд санкций ЕС, замораживание активов ЕС и запрет на поездки, экономические санкции ЕС
- Список замораживания активов США, санкции США против экономических субъектов, санкции США против официальных лиц и банков Беларуси
- Санкционный список Канады и соответствующие документы
- Санкционный список Швейцарии
- Санкционный список и резюме Японии
Copyright The Financial Times Limited 2022
Подробнее
Внешний контентВ соответствии со стандартами JTI
Дополнительная информация: SWI swissinfo.ch сертифицирована Journalism Trust Initiative
Подробнее
Tpinġija Sigrieti: kif tfassal «KAMAZ» lapes
Sabiex iwettqu figura правдоподобный «KAMAZ» еврей magna oħra bil-lapes konvenzjonali, ma għandekx tkun ġenju. Biss issegwi l-istruzzjonijiet dettaljati dwar kif tfassal «Kamaz» u se jiżvelaw l-sigrieti tal-virtuosos ta ‘arti grafika.
Начало работы
Biex tibda għodod driegħ, minħabba li l-kwalità tax-xogħol tiegħek u s-sempliċità tagħha ser tiddipendi ħafna fuq l-għażla tal-materjali dritt:
- Tpinġija karta. Tagħlim l-baŜi та ‘арти huwa aħjar ли tibda bil-għażla ит-тип ġust та’ карта. Għall jibdew, huwa mixtieq li tieqaf attenzjoni tiegħu għall-grain medju — tiġbed fuqha «KAMAZ» se jkun ferm aktar interessanti u aktar faċli mis-soltu.
- lapsijet delineata. Biex tkun żgur li tikseb sett tat-tfassil lapsijiet għall Skeċċjar bi gradi varji ta ‘ebusija. Wara kollox, din l-għodda jiddefinixxi l-ispeċifiċitajiet ta ‘kif tfassal «КАМАЗ» (еврей xi ħaġa oħra), u r-riżultat finali tal-tpinġija.
- Ластик huwa aħjar li jagħżlu żewġ naħat, wieħed nofshom se tneħħi linji lapes dawl, u l-oħra — traċċi grassi ta ‘ċomb.
- Мюнцелль għall dell. Dan huwa bastun speċjali, li magħhom il-parti oskura tal-figura huma art fi kulur monolitiku wieħed, u l-istampa jistenna aktar realistiku.
- Гайнуниет Вижвали. Qabel ma tibda, huwa mixtieq li jerġgħu jaraw id-dettalji kollha ta ‘l-oġġett li inti tixtieq li jittrasferixxu lill-karta. Biex tagħmel dan, tagħżel l-illustrazzjoni xierqa. B’attenzjoni ħarsa lejn l-istampa u jimmaġina fi kwalunkwe forom sempliċi poġġuti fuq xulxin, huwa kull dettall ta ‘»KAMAZ» (ċrieki, elissi, kwadri, rettangoli u trijangoli). Imbagħad għandek dwarek innifsek jista ‘jimmaġina, kif tfassal «KAMAZ» lapes fi stadji.
Ħolqien skeċċċ
Kull element tal-kontorn, jippruvaw japplikaw jmiss sottili ta ‘dawl, sabiex ikunu jistgħu jiġu faċilment mħassra wara l-linji ta’ referenza mhux se bżonnhom. Sabiex wieħed jifhem aħjar id-dimensjonijiet Mudel futuri u korrett pjan ispazju «KAMAZ» fuq il-karta, jaqsam il-karta tal f’erba kwadri indaqs. Iż-żewġ t’isfel skematikament Pinġi rota «Kamaz» u ġisem tiegħu. Tpinġija rota, ftakar li d-dijametru ta ‘kull wieħed għandhom ikunu ugwali għal nofs l-għoli tal-ġisem. Ċentru post ċirkonferenza tar-roti taħt il-bażi kabina u l-korp. L-ewwel par ta ‘roti għandhom jitqiegħdu direttament taħt il-kabina, рассвет ли ġejjin — skond it-mudell ta’ magna u l-immaġinazzjoni tiegħek. Qabel ma inti tiġbed «Kamaz», huwa Importanti Li tikkalkula l-proporzjonijiet tal-figura, li mbagħad ma jkollhom biex jitneħħew tmiss diġà depożitati u jibda mill-ġdid.
Fil-kaxxa ta ‘fuq, poġġi l-korp u l-kabina tal-magna. Ipprova josservaw proporzjon. għoli Korp huwa normalment nofs l-għoli tal-kabina, imma se tfittex Differenti, għax skond il-ġisem u x-chassis għadu allokata. Tinsiex li tiġbed l-mirja ta ‘viżjoni anterjuri, twieqi u bibien fil-kabina tal-pilota, «КАМАЗ», kif ukoll tank enormi. Ftakar li l-tieqa tokkupa 40 fil-mija taż-żona kabina tal-pilota.
dettalji tpinġija
Dan istruzzjonijiet pass pass dwar kif tfassal «Kamaz», jibda minn quddiem tal-magna: Pinġi windskrin u d-dettalji ta ‘dawn, dwal pjanċa liċenzja u l-wipers. Tastatur-quddiem tal-kabina, jekk jingħata fil-mudell tiegħek. Applika dellijiet у taħlita oġġetti монофонический jużaw tfaqqis Differenti Għal Tipi Differenti та ‘oġġetti у għall-istess partijiet magħmula мельница-istess materjal.