Новый автобус КАВЗ-4270 – почему он лучше для пригорода – Рейс.РФ
Курганский автобусный завод, входящий в «Группу ГАЗ», представил 90-местный автобус КАВЗ-4270
Хватит на сутки
Формально такая вместимость и длина 10,2 м позволяют отнести машину к большому классу, однако конкурировать в нем на равных автобусу сложно. Например, лидер рынка в данном классе, 12-метровый ЛиАЗ-5292, для работы в крупных городах подходит лучше. И не только из-за размеров – здесь важней низкий пол по всей длине кузова. У КАВЗ-4270 такой только в передней части. А дверей всего две вместо трех. Большая часть сидений (а всего их 28) расположена на высоком подиуме в корме, откуда выход только вперед, в центральную дверь.
Двухярусный подиум на корме вмещает 21 пассажирское сиденье. Чем ближе к отопительному блоку, тем теплейИными словами, эта модель будет неудобна для работы с постоянно заходящими и выходящими толпами. Она больше ориентирована на пригород. Либо на маршруты в компактные микрорайоны, куда автобус долго едет, фактически, транзитом, и лишь на последних пяти-десяти остановках перед конечной начинается активный пассажирообмен. Достоинство частичной низкопольности – меньшая себестоимость автобуса, поскольку нет необходимости применять дорогой ведущий мост портальной конструкции – подойдет и обычный.
Основная двустворчатая дверь – в средней части салона. Вход без ступенек обрадует и пассажиров пригородных маршрутовКак и все современные автобусы такой вместимости, КАВЗ-4270 построен на несущем кузове и имеет заднемоторную компоновку. Двигатель расположен продольно в заднем свесе кузова, и через 6-ступенчатую гидромеханическую АКП и коротенький карданный вал передает крутящий момент на ведущий мост.
6-цилиндровый газовый двигатель ЯМЗ-53654 установлен в заднем свесе продольно. Модули автоматической системы пожаротушения расположены в моторном отсекеВажная особенность модели – питание газомоторным топливом. Автобус оборудован 6-цилиндровым 210-сильным двигателем ЯМЗ-53654 и сжигает не дизтопливо, а гораздо более дешевый метан. Что значительно снижает эксплуатационные расходы перевозчика. Особенно, если счет таких автобусов в парке идет на десятки, а тем более, на сотни. Сжатый (компримированный) газ закачивают в баллоны на крыше автобуса – всего их шесть общим объемом 662 л. Заявленный пробег на одной заправке в городском цикле – 325 км, но реальный запас хода сильно зависит от дорожной обстановки, времени года и прочих факторов. В любом случае на сутки работы хватить должно.
Утолщение на крыше – для шести газовых баллоновКак минимум Евро-5
Экономичность – не единственное достоинство газобаллонного транспорта, кроме того он вносит существенный вклад в экологию – в масштабах города, региона и всей страны. У владельца газового автомобиля или автобуса нет соблазна нелегально превратить «европятый» мотор в «евровторой», чтобы сэкономить на запчастях и реагенте. В отличие от дизеля метановый двигатель не нуждается в сложных, дорогих и капризных системах нейтрализации вредных веществ – он и без них соответствует нормам, как минимум Евро-5.
Напротив центральной двери место для колясок и велосипедовНапомним, газовые двигатели, конвертированные из дизелей 530-го семейства, в Ярославле выпускают с 2016 года. Для работы по циклу Отто (с воспламенением сжатой смеси от постороннего источника энергии) конструкторы не только поставили в головку блока искровые свечи вместо форсунок, но и заменили поршни, чтобы снизить степень сжатия до 12. Вместе с установкой газовых форсунок с общей рампой это основные доработки. Есть и множество мелких. Добавлен узел дроссельной заслонки, катушки зажигания по числу цилиндров, высоковольтные провода и т. д. Но на 85 % дизельные и газовые версии моторов ЯМЗ унифицированы.
Катушки зажигания и искровые свечи – этот мотор работает по циклу ОттоЧитайте также:
Общественный транспорт Костромской области
Почему автобусу не нужна солярка?
Что было и что будет
КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE. Схожесть и непохожесть
Обычно на территории автодрома «Нижегородское кольцо» мы тестируем модели Горьковского автозавода: благо от ворот до ворот езды не более получаса. Но в этот раз «Группа ГАЗ» устроила презентацию с куда более широким охватом: спортивная трасса стала местом знакомства сразу с несколькими новинками ее дивизиона «Автобусы». Здесь был и модернизированный междугородный «Вояж», и целый выводок недавно появившихся версий набирающего популярность PAZ VECTOR NEXT. Но для меня самым интригующим стало знакомство с двумя машинами: КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE. Согласитесь, удивительно, когда под крышей одной компании параллельно создаются и выпускаются две совершенно разные модели одного класса и одного назначения!
Нельзя сказать, что хотя бы один из двух вышеназванных автобусов оказался абсолютной новинкой. КАВЗ-4270 с метановым двигателем первый раз я увидел еще три года назад на выставке GazSUV-2014. А несколько сотен ЛиАЗ KURSOR, правда в полностью низкопольной версии LF, уже два года курсируют по улицам столицы и нескольких подмосковных городов. Честно говоря, я был уверен, что с запуском в серию «Курсора» курганской машине суждено так и остаться опытным образцом. Оказывается, нет: уже в этом году первые серийные КАВЗ-4270 передадут клиентам. Так как же уживутся эти две схожие по основным параметрам и назначению машины в одном дивизионе? Или все же они достаточно сильно отличаются друг от друга, а значит, отличается и круг их заказчиков?
Сначала о сходстве. КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE предназначены для городской эксплуатации и относятся к среднему классу: длина первого чуть больше, второго – чуть меньше 10 м. Вместимость при минимальном количестве сидений с учетом одного места для инвалидной коляски соответственно 84 и 75 человек. Оба с двумя дверьми (передняя одностворчатая, задняя двухстворчатая), оба с полунизкопольным кузовом: после центральной накопительной площадки уровень пола поднимается, позволяя применить не портальный, а менее сложный и менее дорогой классический ведущий мост. В обеих машинах использована автоматическая трансмиссия: у КАВЗ-4270 это Allison Т270, а у «Курсора» – Allison Т2100 или ZF 6АР1000В.
Теперь – о различиях. КАВЗ-4270 более чем на полторы тонны тяжелее. Но дело здесь не только в несколько большей длине – 10 200 мм против 9500 мм у «Курсора». Заметную прибавку по массе дает пакет из установленных на крыше массивных газовых баллонов общей емкостью 665 л, обеспечивающих запас хода в 475 км. Все другие наиболее важные отличия кроются в разнице применяемых комплектующих. Например, для КАВЗ-4270 выбрали мосты DANA, а для «Курсора» – мосты Hande Axle. У первого из них рулевое управление ZF или «Радий», у второго – RB-Servocom (Bosch). У курганской машины больше колеса (22,5 против 19,5 дюйма), что позволило разработчикам в презентационных материалах упирать на более высокую проходимость. Наконец, в моторном отсеке у КАВЗ-4270 размещена импортная 5,9-литровая газовая «шестерка» Cummins c искровым зажиганием, развивающая 230 л.с., а у «Курсора» – отечественный 4,4-литровый 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-53403 мощностью 210 л.с.
Правда, курганцы во время презентации своего автобуса анонсировали скорое появление его дизельной модификации с тем же 4-цилиндровым ЯМЗ-53403, что, согласимся, вычеркивает из перечня различий между рассматриваемыми здесь машинами один из самых важных пунктов. Другое дело, что одновременно с дизелизацией КАВЗ-4270 для него планируется адаптировать и отечественный газовый ЯМЗ-536, тогда как у «Курсора» газового двигателя не предвидится. Во всяком случае пока.
Таким образом, на первый взгляд принципиальных отличий между КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE немного, по сути – всего одно: тип двигателя. Впрочем, у меня просто нет информации, собираются ли адаптировать для ликинской машины газовый мотор.
Может быть, я ошибаюсь, но в рамках одной компании наверняка было бы выгоднее закупать мосты, рулевое управление и другие агрегаты у единственного поставщика. И выпускать кузова с одинаковыми панелями. Как минимум это удобнее с точки зрения сервисного обслуживания. То есть приведенный во время пресс-конференции аргумент, что два автобуса стоило разрабатывать, внедрять и производить лишь потому, что один из них оснащен газовым движком, а другой дизелем, меня не убедил. Тем более что у обеих машин есть не только достоинства, но и недостатки. Как знать, если бы в дивизионе не распыляли конструкторские силы между двумя моделями, их, вполне возможно, удалось бы избежать.
Представленные на полигоне под Нижним Новгородом автобусы пусть пока и считаются опытными моделями, но появились они сравнительно давно, поэтому разработчики в ходе всесторонних испытаний успели разобраться с их основными «детскими болезнями». Тем не менее даже во время короткого знакомства с новинками некоторые странности резанули глаз.
Что касается КАВЗ-4270, главный вопрос возник по поводу уровня пола. Хотя автобус считается полунизкопольным, то есть в передней части его салона высота пола по определению должна быть нулевой, в проемах обеих дверей все же присутствуют ступеньки, причем в первом – аж две! И это странно: в 2008 году Курганский автобусный завод разработал и даже подготовил к производству предшественника нынешней машины, фактически схожий по назначению, компоновке, габаритам и пассажировместимости городской полунизкопольник КАВЗ-4239 – у него же получилось обеспечить в обеих дверях бесступенчатый вход!
То ли дело ЛиАЗ KURSOR LE – ступил на порог, и ты уже в салоне: никаких ступеней – настоящий низкий пол! Но здесь другие проблемы. Например, меня удивил надсадный рокот двигателя, досаждающий оказавшимся в задней части салона пассажирам когда автобус набирает ход.
Но самое странное, что сиденья последнего ряда настолько сильно придвинуты к впереди стоящим сиденьям, что взрослому человеку расположиться на них очень трудно – у меня средний рост, но колени девать было некуда. Я, конечно, понимаю, что сильнее назад эти сиденья не отодвинуть – не дает тыльная стенка кузова. Но когда два года назад презентовали низкопольный ЛиАЗ KURSOR LF, разработчики особо подчеркивали, что его создавали по модульному принципу: нужно будет, сделаем из полностью низкопольного полунизкопольный вариант, а нужно – и высокопольный. То есть полунизкопольная модификация просчитывалась заранее, тщательно и без спешки, а не создавалась в пожарном порядке, когда свалился неожиданный заказ. Тогда почему на задних сиденьях удастся нормально усесться, разве что выставив ноги в проход?
Теперь о плюсах. В своих достоинствах КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE тоже весьма похожи. Начну с того, что у автобусов хорошая управляемость: машины строго слушаются руля, который в поворотах наливается приятным возвращающим усилием. Они не требуют подруливания во время скоростного прямолинейного движения и в пологих поворотах – курсовая устойчивость на высоте! Даже при прохождении «змейки» сильных кренов не отмечалось, что особенно ценно для курганской модели, у которой на крыше, то есть значительно выше центра тяжести, размещены массивные газовые баллоны. Конечно, жалко, что рулевая колонка КАВЗ-4270 не регулируется, но зато у него более стильно и современно выглядит панель приборов. Здесь даже «автомат» переключается кнопками, сблокированными справа от приборного щитка, тогда как у ликинского автобуса использован привычный селектор с рычажком, размещенный рядом с сиденьем по правую руку водителя. Зато у ЛиАЗа рулевая колонка перемещается в двух плоскостях. Несмотря на вышеобозначенные различия, удобно устроиться за рулем получается в обоих случаях – эргономика кабин хорошо продумана: к ней не придерешься, как не придерешься к обзорности.
На высоте динамические характеристики: курганский и ликинский автобусы при нажатии педали газа резво набирают скорость – мощные моторы и автоматы Allison знают свое дело!
Сколько я ни наматывал километры за рулем КАВЗ-4270 и ЛиАЗ KURSOR LE по петляющим трассам «Нижегородского кольца», с точки зрения вождения мне оказалось трудно отдать кому-то из них предпочтение. И это еще одно подтверждение эксплуатационной похожести двух машин. Впрочем, у такой похожести есть свое весомое преимущество: заказчикам не придется ломать голову, взвешивая те или иные достоинства автобусов, а нужно будет свой выбор увязать лишь с выбором топлива, на котором им предстоит работать. Если на дизельном, то это ЛиАЗ KURSOR LE, а если на газовом, то КАВЗ-4270.
Константин Закурдаев
KursorКАвЗКАВЗ-4239КАВЗ-4270ЛИАЗЛИАЗ Курсорполунизкопольный
Интересное от редакции:
Busworld: остановка — Москва!
27.10.2016 в 07:30
333 ликинских автобуса для Мосгортранса
31.05.2016 в 10:30
ЛИАЗ-429260. Есть первый контракт!
22.01.2016 в 08:15
КАвЗ-4270. Выход в город
15.10.2014 в 17:41
Читайте также:
Российский рынок автобусов 2019. Первая дюжина
09.02.2020 в 09:36
Лучший коммерческий автомобиль России. Победители определены!
26.10.2016 в 08:45
КАВЗ для школьников двух регионов
29. 10.2015 в 06:30
КАвЗ-4270. Выход в город
15.10.2014 в 17:41
Курганская «вахта» на шасси «Урал NEXT»
30.03.2017 в 11:00
Автобусы. Первый квартал 2016 года
22.04.2016 в 10:19
Российский рынок 2021. Лидеры автобусного сегмента
03.02.2022 в 05:30
ЛИАЗ: 2016 год – с прицелом на рекорд
27.10.2016 в 12:13
Группа ГАЗ: сто автобусов для Якутии
28.06.2022 в 05:00
Русские автобусы. Направления роста
27.03.2019 в 05:15