«Мы все смотрим в сторону «зеленой» энергетики. А если что-то пойдет не так?»
Когогин представил тягач нового поколения К6 и пообещал в 2022 году показать замену «БелАЗам»
Первый день выставки коммерческого транспорта Comtrans 2021 прошел под знаком новинок КАМАЗа и «Урала». Уральцы заявили о планах выйти в новую для себя нишу грузовой и строительной спецтехники. Челнинцы замахнулись на большее: развитие удачной линейки К5, новое поколение К6, карьерные самосвалы грузоподъемностью более 100 тонн. Побывав на выставке, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, почему производители уверены в подъеме грузового авторынка.
7 сентября в Москве официально открылась выставка коммерческого автотранспорта Comtrans 2021. Самую большую экспозицию представило ПАО «КАМАЗ»
Третья степень автономности «от КАМАЗа»
7 сентября в Москве открылась выставка коммерческого автотранспорта Comtrans 2021. В прошлом году показ пропустили, и было любопытно: может, автоконцерны презентуют новинки за два года? Увы, коронавирус (или что-то еще?) продолжает редактировать список участников. Не приехала вся европейская «большая семерка» — MAN, Mercedes-Benz, Volvo, DAF, Scania, Renault и Iveco — и ряд российских компаний второго эшелона. Из мировых лидеров новинки в Москву привезла только Isuzu. Довольно скромные экспозиции представили китайцы. В этих условиях хедлайнерами автоматически становились крупные российские бренды, хотя с их нынешними «экспонатами» они, пожалуй, не затерялись бы и в более титулованном обществе.
Самая большая экспозиция у КАМАЗа. Челнинцы привезли в Москву несколько любопытных новинок: первый автомобиль нового поколения К6 (проект «Континент»), водоробус на базе «КАМАЗа-6290» и прототип бортового автомобиля «КАМАЗ-65208» с водородными топливными элементами.
Говоря о грузовике проекта К6, гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин вчера заявил, что это «тягач совершенно нового типа».
Он предназначен для дальнемагистральных перевозок. Изюминка — гибридный мотор, работающий как на дизеле, так и на электричестве. У машины третья степень автономности: она может сама двигаться по прямой, перестраиваться, останавливаться перед препятствиями, поддерживать заданный скоростной режим при движении в колонне.Разумеется, челнинцы привезли и тягачи К5, ставшие хитом на рынке РФ. Из нового на этот раз — флагманский магистральный тягач «КАМАЗ-54901» с двигателем на сжиженном природном газе (СПГ). «Если два года назад мы показали вам два флагмана К5, то в 2021-м вместе с гоночным грузовиком команды „КАМАЗ-Мастер“ представляем уже 8 автомобилей. В следующем году планируем завершить освоение линейки К5, в которой будет 30 моделей», — подчеркнул глава КАМАЗа.
Компания привезла на выставку новейший беспилотник «Геркулес» — автономный карьерный самосвал длиной 10 м и грузоподъемностью 40 т, презентация которого состоялась в июле
Окно возможностей для автопроизводителей
Также компания привезла «Геркулес» — карьерный самосвал грузоподъемностью 40 т (его презентовали в июле). Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как в компании продвигается работа над карьерными самосвалами семейства «Юпитер» (гиганты грузоподъемностью до 220 т, аналогичные Россия сегодня закупает в Беларуси, Японии и США), Когогин заявил, что «карьерные самосвалы — дело будущего». А на ближайших подходах — шоссейные самосвалы грузоподъемностью 60–65 т с кабиной К5, двигателем 910. «Расширяем и создаем новую нишу, где российский производитель никогда не был представлен», — отметил гендиректор КАМАЗа. Машины прошли опытную эксплуатацию на одном из угольных разрезов в Кемерово. «С точки зрения эксплуатации самого автомобиля замечаний не было вообще, по конструкции самосвальной платформы потребитель нам высказал, что нужно изменить — все будет доработано», — добавил Когогин.
Самосвал «Урал С35510»
«Второй момент — шарнирно-сочлененные самосвалы, которые никогда в нашей стране не производились, — продолжил он. — Поработав с проектом „Арктика“, создавая автомобиль для Крайнего Севера, мы поняли, что можем освоить и эту технику. И сегодня представили вам первый образец („Геркулес“ — прим. ред.), в следующем году будем проводить внутренние испытания, а на 2023-й планируем уже передачу опытной промышленной партии нашим потребителям с тем, чтобы вплотную подойти к выпуску серии в 2024-м», — пояснил руководитель челнинского автозавода. Вернувшись к теме карьерных самосвалов на жесткой раме грузоподъемностью в 125–130 т и выше, Когогин пояснил, что они проектируются, первый изготовят в 2022 году. «Сюда их точно не привезем, поэтому пригласим вас в Челны и там покажем», — добавил он.
Гендиректор коротко остановился на финансово-производственных показателях компании. Так, на внутреннем и внешнем рынках в прошлом году автопроизводителю удалось реализовать 37 тыс. грузовиков. При этом доля КАМАЗа на российском рынке автомобилей полной массы свыше 14 т увеличилась на 4% и составила 48%. Ну а результаты работы челнинцев в первом полугодии 2021-го «БИЗНЕС Online» подробно разбирал ранее. «Сегодня рынок коммерческого транспорта стремительно растет, однако времени на размышления и освоение современных трендов у нас не так уж много. Окно возможностей для наших автопроизводителей оценивается экспертами буквально в несколько лет. Если оно не будет использовано, рынок заполнят иностранные производители», — уверен Когогин.
На форуме КАМАЗ подписал ряд соглашений и контрактов, среди которых договор поставки 400 единиц автотехники в лизинг до конца 2021 года с транспортной компанией «Крафтер», а в перспективе ей же пойдет еще 1 тыс. авто. Также автогигант подписал соглашение о намерениях с шинным гигантом Michlen.
Новая ниша для «Урала»
Еще одним заметным событием выставки стала презентация новой линейки «Уралов». С рассказом о новой технике компании выступил гендиректор автозавода Павел Яковлев. Для начала он сообщил, что в прошлом году «Урал» выпустил 8 тыс. автомобилей, преимущественно для нужд нефтянки и лесного хозяйства. В 2021-м «Урал» планирует увеличить продажи на 33%. Как и КАМАЗ, уральцы проводят реновацию своей «конюшни». «Уходит в историю облик „Урала“ с кабиной 4320, со следующего года машины с этой кабиной исчезнут с коммерческого рынка полностью, — заверил Яковлев. — Капотный ряд заменит автомобиль с кабиной NEXT, а также мы подготовили целый модельный ряд бескапотных машин нового поколения, созданных в том числе к 80-летию завода. Линейка представлена автомобилями полной массы 27 тонн, 35 тонн и до автомобиля с полной массой в 41 тонну, который будет представлен к 2023 году. Это семейство закрывает все виды самосвальной техники и различных видов специальной техники», — заявил Яковлев.
Как пояснили представители компании, сейчас речь идет о выходе автозавода в принципиально новую для него нишу коммерческого транспорта высокой грузоподъемности. На выставке представили новое семейство для перевозок, коммунальных и строительных работ: обновленный экстерьер, новый интерьер кабины, элементы жидкокристаллической приборной панели и мультимодального руля.
Совместно с Ярославским моторным заводом «Урал» работает над семейством двигателей до 600 лошадиных сил.Как заявил в рамках сессии директор по продуктовой политике ПАО «КАМАЗ» Эльдар Аминов, рынок автомобилей в России цикличен, спады сменяются подъемами
Синдром отложенного спроса и «черные лебеди»
Часть программы организаторы Comtrans 2021 отвели теоретическим дискуссиям между представителями отрасли. Одной из тем обсуждения стало влияние пандемии коронавируса COVID-19 на рынок коммерческого транспорта. Участникам дискуссии пришлось проявить некоторое терпение — мероприятие минут 40 не могло начаться из-за опоздания замминистра промышленности Александра Морозова, который в итоге так и не появился.
В целом участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом. Как заявил в рамках сессии директор по продуктовой политике ПАО «КАМАЗ» Эльдар Аминов, рынок автомобилей в России цикличен, спады сменяются подъемами. «В 2020-м рынок просел по отношению к показателям 2019 года, но просел ощутимо меньше, чем в 2013–2014 годах. Если бы пандемии не случилось, но был бы продолжен прежний тренд, мы увидели бы просадку куда большую, чем произошла в 2020-м», — пояснил он. Сейчас же наблюдается рост спроса на грузовые перевозки, которые дорожают, что играет на руку транспортным компаниям и отрасли. «Не секрет, что в сегменте магистральных перевозок многие логистические компании работают, по сути, лишь на уровне безубыточности, а основную доходность имеют на том, что продают машины по истечении срока лизинга на вторичном рынке», — рассказал Аминов о трудностях перевозчиков.
Одним из позитивных факторов стал приток инвестиций в энергетический комплекс на фоне достаточно высоких цен на нефть, добавил представитель КАМАЗа. И если инвестиции в отрасль будут удерживаться даже на текущем уровне, это тоже серьезно поддержит спрос на грузовые авто, добавил он.
«Но самый главный фактор роста для автопроизводителей в России — общая „старость“ автопарка отечественного бизнеса», — уверен Аминов. Если бы пандемия не спутала карты, то многие российские компании должны были бы еще в 2020-м приступить к обновлению своих парков. Впрочем, в конце прошлого года бизнес приободрился и начал активнее закупать новую технику, и сейчас наблюдается устойчивый рост продаж грузовиков. По словам Аминова, по итогам 2021-го ожидается увеличение показателей на 20–25% в сегменте автомобилей грузоподъемностью свыше 14 тонн. «Спрос сейчас превышает предложение, сегодня мы наблюдаем „рынок продавца“», — констатировал Аминов.
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин согласился с коллегами с КАМАЗа в том, то российский рынок переживает рост спроса при ограниченном предложении. Он назвал сложившуюся ситуацию «напряженностью рынка». Сорокин также указал на фактор отложенного спроса, который сейчас подогревает рынок коммерческого транспорта в России. Кроме того, большую роль играет разросшийся во время пандемии рынок автомобилей для сектора онлайн-продаж. Однако говорить о каком-то принципиально новом росте по сравнению с допандемийными годами не приходится, авторынок вряд ли сможет развиваться темпами, серьезно опережающими общий экономический рост. «Если сравнивать 2020 и 2021 годы, то сейчас рост рынка составит, наверное, около 20 процентов. При этом по сравнению с 2019-м рост отмечается совсем небольшой. И в 2022 году он будет развиваться по стандартной формуле — рост продаж коммерческих автомобилей составляет 0,6 от роста ВВП. Если ВВП России вырастет на 10 процентов, то мы увидим рост продаж коммерческих автомобилей на 6 процентов и так далее», — сообщил Сорокин.
С неожиданным заявлением выступил гендиректор белорусского ОАО «МАЗ» Валерий Иванкович, предрекший современной «зеленой» энергетике неизвестные пока риски, сопоставимые с аварией на АЭС: «Мы все смотрим в сторону развития „зеленой“ энергетики. Но упускаем такие моменты: а если что-то пойдет не так? А если прилетит „черный лебедь“? Тогда как? Даже на памяти нашего поколения такие риски возникали на ровном месте в успешно развивающихся отраслях — например Чернобыль. Самая безопасная атомная энергетика — и вдруг взрыв».
«КамАЗ» показал новый самосвал «Геркулес» на выставке Comtrans-2021
На выставке Comtrans-2021, которая сейчас проходит в Москве, «КамАЗ» представил свой новый самосвал «Геркулес» («КамАЗ-6561»), предназначенный для карьерных работ в автономном режиме, сообщает пресс-служба компании. До этого, в конце июня, презентация нового транспортного средства уже состоялась, но тогда она прошла в закрытом режиме. Сейчас же «Геркулес» впервые демонстрируется на широкую публику.
Основное предназначение «КамАЗа-6561» — перевозка насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Машина также может использоваться при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS 5-го уровня, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, без участия водителя.
В целом, самосвал может эксплуатироваться как в режиме дистанционного управления, так и непосредственно управляться водителем из кабины.
Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», то есть представляет собой автономный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Так, двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею. Местами последовательный гибрид работает на чистом электричестве при заряженной аккумуляторной батарее и таким образом очень близок к электромобилю.
В случае «Геркулеса» рекуперация энергии происходит при спуске в карьер, а при подъеме наверх с грузом накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15% в сравнении с дизельным аналогом.
В кабине самосвала установлены бортовой компьютер, монитор, несколько кнопок для переключения режимов движения и для разгрузки, а ее прочный каркас защищает водителя в случае опрокидывания машины. Еще одна особенность нового самосвала — большое количество наружных приборов для помощи водителю: по периметру установлены сенсоры, радары, лидары, видеокамеры, которые фактически превращают «Геркулес» в автомобиль-робот.
Длина транспортного средства составляет 10 120 мм, ширина — 3 430 мм, высота — 4 030 мм. Снаряженная масса шасси достигает 31 тонны, а грузоподъемность — 40 тонн. Максимальная скорость движения — 50 км/ч.
«В ближайшее время «Геркулес» будет проходить испытания в карьере горнодобывающей компании. Машина будет тестироваться от трех до шести месяцев», — рассказал главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра «КамАЗа» Сергей Назаренко.
«В ходе испытаний специалисты проверят топливную экономичность, тягово-динамические характеристики, массовые и габаритные характеристики, запас хода на дизельном топливе, запас хода на электротяге, грузоподъемность, минимальный радиус поворота, обзорность, эргономику и эксплуатационные характеристики. По результатам испытаний будут внесены изменения в конструкцию автомобиля, после чего мы планируем передать «Геркулес» Уральской горно-металлургической компании для опытной эксплуатации на территории Башкортостана», — добавил представитель компании.
Он также уточнил, что сейчас идет разработка новых модификаций на базе самосвала. В частности, планируется дизельная версия «Геркулеса» («КамАЗ-6558»), продажи которой намечены на 2024-й год.
Ведущий российский OEM-производитель КАМАЗ и организаторы COMTRANS вместе готовятся к выставке 2021 года
Ведущий российский OEM-производитель КАМАЗ и организаторы COMTRANS вместе готовятся к выставке 2021 года
Организаторы COMTRANS 2021 – ITEMF Expo и Ассоциация автопроизводителей России (ОАР) – полным ходом готовятся к следующему крупнейшему и наиболее посещаемому мероприятию коммерческого транспорта в России и Восточной Европе.
В течение последних 20 лет COMTRANS является основной площадкой для демонстрации новых моделей грузовых автомобилей, прицепов, автобусов и легких коммерческих автомобилей.
Каждые два года 20 000 экспедиторов, других владельцев и операторов коммерческих автопарков, дилеров, поставщиков послепродажного обслуживания, профессиональных водителей, представителей СМИ и других заинтересованных сторон автомобильной и транспортной отрасли приходят в COMTRANS, чтобы обеспечить свой бизнес новыми транспортными средствами, найти новые поставщики и партнеры, слушайте и общайтесь с отраслевыми экспертами на COMTRANS Arena.
Исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин:
«Пандемия серьезно вмешалась в календарь выставок в 2020 году — многие мероприятия были перенесены. Однако мы считаем, что B2B-выставки продолжают играть важную роль в развитии международной и региональной торговли.
Это полностью относится к автомобильной промышленности. Выставки помогают экспонентам понять конкурентоспособность своих новых автомобилей, инженерные инновации, функции обслуживания, включая решения для владения автопарком, цифровой контроль и эффективность управления.
Пандемия COVID рано или поздно закончится, и всем игрокам российского рынка коммерческих автомобилей пора активно готовиться к выставке COMTRANS 2021 – включая OEM-производителей, дилеров, поставщиков запчастей и компонентов, покупателей, регулирующие органы, ассоциации, СМИ и другие заинтересованные стороны отрасли. При всех текущих вызовах Россия остается одним из крупнейших рынков в мире и привлекает большинство отечественных и зарубежных производителей.
COMTRANS традиционно является основной площадкой для продвижения новых грузовиков и легких коммерческих автомобилей, помогает членам OAR развивать спрос на свои автомобили. Ведущий российский OEM-производитель КАМАЗ идет полным ходом и готовится к выставке, и мы ожидаем, что в ближайшее время к ним присоединятся и другие члены OAR».
Генеральный директор КАМАЗ Сергей Когогин:
«КАМАЗ» традиционно выставляется на COMTRANS в полном объеме. Для нас это главное отраслевое мероприятие, на котором мы можем продемонстрировать наши новые автомобили крупным корпоративным автопаркам и дилерам, лично встретиться не только с существующими, но и с большим количеством новых потенциальных клиентов. Являясь лидером рынка, мы понимаем важность прямого профессионального отзыва о нашей продукции от владельцев и водителей, в том числе как водителей КАМАЗов, так и других марок. Кроме того, COMTRANS предоставляет нам выдающуюся платформу для интенсивного общения с общими и отраслевыми СМИ, правительством и регулирующими организациями. Посетители всегда уделяют повышенное внимание нашему бренду, чему мы очень рады. Все это объясняет, почему мы активно готовимся к COMTRANS 2021».
В Москве завершилась Международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS’15
За пять дней COMTRANS’15 посетили 16 173 специалиста автомобильной и транспортной отрасли и 225 российских и зарубежных представителей СМИ.МОСКВА — С 8 по 12 сентября 2015 года в Москве прошла международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS’15, главное событие 2015 года в сфере коммерческого транспорта. , член ITE и Messe Frankfurt Group.
КОМТРАНС соорганизатором выступила Ассоциация автопроизводителей России (ОАР). Мероприятие прошло при поддержке Международной организации автопроизводителей (OICA), Комитета Государственной Думы по транспорту, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), Минэкономразвития России, Российского автомобильного союза и Союза машиностроителей России.
Общее количество участников – 198 компаний, включая производителей коммерческого транспорта, комплектующих и запасных частей из 12 стран, включая Россию, Беларусь, Украину, Германию, Турцию, Китай, Южную Корею, Японию. Выставка заняла 41 000 кв.м. За 5 дней выставку посетили 16 173 специалиста автомобильно-транспортной отрасли и 225 представителей российских и зарубежных СМИ.
В торжественной церемонии открытия приняли участие почетные гости:
•Сергей Когогин, председатель правления Ассоциации автопроизводителей России (ОАР) и генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
•Евгений Кудряшов, заместитель директора Департамента транспорта и специального машиностроения Минпромторга Российская Федерация
•Когогина Альфия, депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и специальных транспортных средств при Комитете Государственной Думы по промышленности
•Алла Сологубова, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобилей и городского общественного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации
•Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ)
Ведущий Российские и мировые производители привезли на выставку десятки новинок. 7 сентября прошел официальный пресс-день, в котором приняли участие такие компании, как Группа ГАЗ, Mercedes-Benz Trucks & Buses/FUSO, Mercedes Benz Russia, MAN Truck and Bus RUS, SCANIA, Sollers-Isuzu, Renault Trucks, Volvo Trucks, УАЗ, FIAT. Professional, Ford Sollers Holding, Robert Bosch, Dong Feng и IVECO Russia представили прессе свои новые модели. Группа ГАЗ и КАМАЗ вызвали особый интерес прессы.
Международные производители коммерческого транспорта представили свои новые модели: Volvo Trucks, Renault Trucks, Mercedes Benz Россия, Mercedes Benz Trucks Vostok, грузовики Fuso, автобусы Mercedes Benz, Setra, Scania, MAN, Citroen, IVECO, Ford, Peugeot, Chrysler- FIAT и Sollers-ISUZU.
Деловая программа
КОМТРАНС`15 включала в себя деловые мероприятия, практические семинары и конференции с участием ведущих специалистов транспортной отрасли, посвященные вопросам производства и эксплуатации коммерческого транспорта, лицензирования, безопасных перевозок, а также основные тенденции развития российских грузоперевозок рынок и многое другое. Самтфонд представил 92-я конференция по сертификации специальных транспортных средств, коммунальных, строительных, дорожно-строительных машин и оборудования. «Движение без опасности» осветило современные тенденции в обеспечении безопасности грузового и пассажирского транспорта. Свои мероприятия также провели КАМАЗ, Schmitz Cargobul AG, Continental, Thermo King RUS и другие экспоненты.
Премия «Лучший коммерческий автомобиль года в России»
Ключевым событием выставки стала 15-я ежегодная церемония вручения премии «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Жюри, в состав которого вошли ведущие российские журналисты и блогеры, выбрало победителей в номинациях «Грузовик года», «Фургон года», «Автобус года», «Проспект года» и «Специальный приз». «Грузовиком года» стал «ГАЗон-Next», а «Фургон года» — новый Ford Transit. Второе место занял магистральный тягач Renault T, обладатель престижного европейского титула International Truck of the Year 2015. Третье место досталось группе ГАЗ с бескапотной кабиной «Урал-М».