Коробка передач
Рубрика: Трансмиссия
Коробка передач ГАЗ 5312 — механическая, имеет четыре передачи для движения вперед и одну для движения назад.
Первичный вал 1 (см. рис. ниже) коробки передач изготовлен заодно с косозубой шестерней. Он установлен в передней стенке картера.
Коробка передач
- 1 — первичный вал
- 2 — фиксатор
- 3 — рычаг переключения передач
- 4 и 11 — шестерни третьей передачи
- 5 и 10 — шестерни второй передачи
- 6 и 8 — шестерни первой передачи и заднего хода
- 7 — вторичный вал
- 9 — блок шестерен заднего хода
- 12 — картер
- 13 — шестерня привода промежуточного вала
- 14 — промежуточный вал
- 15 — муфта
На переднем конце вторичного вала 7 на шлицах установлена муфта 15, которая служит для включения третьей и четвертой передач. В средней части вторичного вала свободно вращаются шестерни второй 5 и третьей 4 передач, а по шлицам перемещается шестерня 6 первой передачи и заднего хода.
Промежуточный вал 14 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубых 10, 11 и 13 и одна прямозубая 8.
С левой стороны по ходу автомобиля на неподвижной оси установлен блок 9 из двух шестерен заднего хода.
Включение передач осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи и заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями.
Переключение передач производится посредством рычага 3. Рычаг имеет пять положений (рис. ниже) соответственно передачам, на которых движется автомобиль.
Схема переключения передач
Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла имеется отверстие в нижней части картера. Оба отверстия закрываются резьбовыми пробками.
Правильная эксплуатация коробки передач
Уход за коробкой переключения передач, кроме содержания ее в чистоте, заключается в проверке крепления и поддержании нормального уровня смазки.
Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач.
1. Регулировка карбюратора и момент зажигания должны обеспечивать устойчивую работу двигателя при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода.
2. Привод сцепления должен быть правильно отрегулирован. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
3. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с не полностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
4. При трогании с места на ровном горизонтальном участке дороги с твердым покрытием следует двигаться на первой передаче не более трех-пяти метров до достижения скорости 2-3 км/ч. При более высокой скорости двигатель будет иметь повышенную частоту вращения, которая может вызвать шумное включение второй передачи.
Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях производить путем полного перевода рычага с выдержкой в нейтральном положении.
5. При движении по тяжелой дороге или на подъеме, где автомобиль быстро теряет скорость, необходимо производить разгон на первой передаче до более высоких скоростей, в два-три раза больших, чем указано в пункте под номером 4. В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, т. е. дополнительное кратковременное включение сцепления в момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.
6. Переключение передач с низшей на высшую производится плавным движением рычага, применяя двойное выключение сцепления.
7. Переключение передач с высшей на низшую производится плавным переводом рычага, применяя двойное выключение сцепления с промежуточным повышением частоты вращения двигателя следующим способом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустить педаль, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем снова быстро, выжать педаль и поставить рычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль.
Степень увеличения частоты вращения двигателя при двойном выключении сцепления определяется практически в зависимости от скорости движения автомобиля, по легкости включения и отсутствию скрежета включаемых шестерен.
Задний ход включать только после полной остановки.
Не допускается включение сцепления при недовключенной передаче.
ГАЗ ГАЗ-3308 Механизм переключения 4-ступенчатой коробки передач-74
- Главная
- Каталоги
- ГАЗ
- ГАЗ-3308
- Выбор детали
Коробка передач 5-ступенчатая и 4-ступенчатая с коробкой отбора мощности авт. с бензиновым двигателем, коробка передач 5-ступенчатая с картером сцепления дизельного двигателя
%
Валы и шестерни, механизм переключения передач раздаточной коробки
53-12-1702094
52-1702099
52-1702098
52-1702097
52-1702095-01
4691156-666
53А-1702117
52-1702016
52-1702089-01
52-1702080
52-1702075
53-1702060-10
53-1702041
52-1702042-Б
260307-П29
21П-3716078-Б
ВК418-Т
ВК418А-Т
252136-П2
252136-П2
201497-П29
53А-1702126
71-1702128
3307-1702120
4301-1703159
297575-П29
297580-П29
297594-П29
53А-1702122
295023-П
3307-1702015
201505-П29
52-1702025-01
290766-П
290766-П
258252-П
53-1702024-02
66-11-1702092
258253-П
258948-П
53-1702027-22
Болт М10-6gх25 кронштейна пер. опоры (40904,40524,40525) (Красная Элта) Склад: Банга 1262. Купить товар: Болт М10-6gх25 кронштейна пер.опоры (40904,40524,40525) (Красная Элта) 201497-П29 СНГ Под заказ 2,73 грн. 2.73 UAH 2,73 грн. Болт М10-6gх25 кронштейна передней опоры дв.40904, 40524, 40525 (покупн. ЗМЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Болт М10-6gх25 кронштейна передней опоры дв.40904, 40524, 40525 (покупн. ЗМЗ) 201497-П29 КРАСНАЯ ЭТНА ЗАВОД ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH Болт М10х25 вентилятора ЗИЛ 130 (пр-во РААЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Болт М10х25 вентилятора ЗИЛ 130 (пр-во РААЗ) 201497-П29 РААЗ Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Болт М10х45 глушителя, труб впускных и выпускных ЗИЛ (пр-во РААЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Болт М10х45 глушителя, труб впускных и выпускных ЗИЛ (пр-во РААЗ) 201505-П29 РААЗНет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Плунжер штоков ГАЗ 52 стопорный (пр-во ГАЗ)
Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Плунжер штоков ГАЗ 52 стопорный (пр-во ГАЗ)
52-1702080
ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Предохранитель ГАЗ вкл. Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Головка штока ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ)
Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Головка штока ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ)
53-12-1702094
ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Вилка перекл. 3,4-й пер. ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Вилка перекл. 3,4-й пер. ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ) 53-1702027-22 ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Шток перекл. ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Шток перекл. ГАЗ 53 (пр-во ГАЗ) 53-1702041 ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Шток перекл. 1-2 пер. (пр-во ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Шток перекл. 1-2 пер. (пр-во ГАЗ) 53-1702060-10 ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Пружина рычага КПП ГАЗ 53 (покупн. ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Пружина рычага КПП ГАЗ 53 (покупн. ГАЗ) 53А-1702122 КРАСНАЯ ЭТНА ЗАВОД ОАО В наличии 17,25 грн. 17. 25 UAH 17,25 грн. | ||
Колпак крышки КПП ГАЗ 3307,53 4 ст. (пр-во ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Колпак крышки КПП ГАЗ 3307,53 4 ст. (пр-во ГАЗ) 53А-1702126 ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 26.00 UAH | ||
Вилка перекл. задн. хода ГАЗ 3307,66 (пр-во ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Вилка перекл. задн. хода ГАЗ 3307,66 (пр-во ГАЗ) 66-11-1702092 ГАЗ ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
Колпак защитный ГАЗ 3307,53 (покупн. ГАЗ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Колпак защитный ГАЗ 3307,53 (покупн. ГАЗ) 71-1702128 ГРС ООО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH Колпак защитный ГАЗ 3307,53 (пр-во СЗРТ) Склад: Банга (Кременчуг). Купить товар: Колпак защитный ГАЗ 3307,53 (пр-во СЗРТ) 71-1702128 РЕЗИНОТЕХНИКА САРАНСКИЙ ЗАВОД ОАО Нет в наличии грн. 99999999.00 UAH | ||
53 — коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт.
Запчасти на ГАЗ-53Грузовик ГАЗ-53 — легендарный советский «труженик». Серийно машина выпускалась с 61-го по 93-й год. Однако, несмотря на прекращение производства в начале 90-х, эта машина до сих пор встречается на автопарках большинства предприятий. Также этот автомобиль также принадлежит частным владельцам. Благодаря тому, что грузовик был собран качественно, а для сборки использовались такие же качественные и долговечные запчасти, ГАЗ-53 смог дожить до наших дней. Единственное, что иногда вызывает вопросы о 53-м ГАЗоне, это коробка передач. Рассмотрим, как устроен этот узел, типичные неисправности и способы ремонта.
История
На грузовики, собранные в числе первых и обозначенные индексом «Ф», устанавливались шестицилиндровые силовые агрегаты, а также задний мост от модели ГАЗ-51. Трансмиссии тоже были взяты от этой машины, но перед этим были модернизированы. Надо сказать, что при необходимости можно поменять КПП ГАЗ-53 на ГАЗ-51. Но не всегда в такой замене есть смысл. Трансмиссия, которая устанавливалась на ГАЗ-51, отличалась другими передаточными числами и была рассчитана на работу с двигателями меньшей мощности. Сборка моделей ГАЗ-53Ф была завершена, а вместо них начат ГАЗ-53А. Эта модель оснащалась двигателем V8, поэтому для работы с этим агрегатом инженерам пришлось доработать трансмиссию и разработать новую конструкцию задних мостов. Старые агрегаты на тестах показывали слабые результаты и не справлялись с нагрузками.
В ранних частях ГАЗ-53 коробка передач оснащалась синхронизаторами, которые должны были сделать переключения более плавными. В более поздних версиях от него решили отказаться — инженеры стали считать их архаичными.
Устройство Коробка передач ГАЗ-53
Грузовик комплектовался механической четырехступенчатой коробкой передач (единственной для ГАЗ-53). Трансмиссия оснащалась пятью скоростями – четыре передних, одна задняя. Внутри есть три вала.
Агрегат состоит из железного кожуха, крышки, снабженной вилками для переключения, валами, шестернями. Также в устройстве имеется блок шестерен заднего хода и подшипники. В конструкции имеется муфта для подключения четвертой и третьей передачи.
Принцип работы
Коробка передач ГАЗ-53 работает по следующей схеме. Передняя часть первичного вала закреплена в подшипнике коленчатого вала. Первичный вал соединен с вторичной задней частью через игольчатый подшипник. Крутящий момент передается через промежуточный вал. Каждая коробка передач имеет разные передаточные числа. Это изменяет скорость и тягу. Прямая передача на КПП ГАЗ-53 четвертая, как и на большинстве автомобилей.
Как работает КПП?
При перемещении рычага влево от нейтрали он своей нижней частью перемещает вилку переключения и шток, который заставляет шестерню первой передачи двигаться назад и входит в зацепление с шестерней, отвечающей за первую механизм. Последний установлен на промежуточном валу. При включенном сцеплении крутящий момент через постоянно включенные шестерни передается от промежуточного вала к вторичному.
Для включения третьей скорости селектор перемещается из нейтрального положения вправо, а затем вперед. Под действием вилки муфта синхронизатора начнет двигаться назад, после чего этот механизм воздействует на синхронизатор. В этом случае крутящий момент передается от входного вала коробки передач через шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Момент передается через промежуточный вал на вторичный вал коробки.
Для включения четвертой скорости необходимо перевести селектор из нейтрального положения вправо. Затем рычаг перемещается назад. Муфта переместится вперед, и кольцо синхронизатора войдет в зацепление с первичным валом. Затем, после балансировки скоростей, включится трансмиссия.
Для использования задней передачи необходимо преодолеть усилие системы безопасности. Рычаг должен быть перемещен вправо.
Устройство синхронизатора и принцип работы
Как уже отмечалось выше, на первых образцах установлена базовая коробка передач ГАЗ-53. Устройство включает синхронизаторы. Рассмотрим, как они работают и как устроены. С помощью синхронизатора включаются третья и четвертая передачи. Этот механизм представляет собой ступицу, которая крепится на вторичном валу коробки передач. На его внешней поверхности выполнены шлицы, по которым движется муфта. Последний управляется штекером. В пазах ступицы установлены блокирующие «сухари» и стопорные пружины. По бокам стопорные кольца из бронзы. В кольцах выполнен внутренний конус, а снаружи зубчатый венец. На шестерне третьей передачи и на шестерне первичного вала выполнены специальные конические поверхности. На этих поверхностях при переключении располагаются блокирующие кольца, и тогда между ними возникает трение. За счет этого уравниваются скорости вращения валов и шестерен. Передачи переключаются более плавно.
Технические характеристики
Мы рассмотрели, как устроена коробка передач ГАЗ-53. Характеристики у него были неплохие. Рассмотрим возможности силового агрегата.
Агрегат оснащен трехходовым рычагом, а трансмиссия — скоростями для движения вперед и одной задней передачей. Вес агрегата составляет 56 килограммов. Масло в коробку передач ГАЗ-53 заливается в специальную емкость объемом 3 литра. Рассмотрим передаточные числа этой трансмиссии. За первую передачу — 6,55. Для второго 3.09. Третья передача имеет передаточное число 1,71. Четвертая скорость – прямая, а передаточное число равно 1. Задняя скорость имеет параметр 7,77.
Признаки выхода из строя трансмиссии
На ГАЗ-53 КПП нечасто, но выходит из строя. Определить неисправность можно по некоторым признакам. Поломки сопровождаются шумом и посторонними звуками при работе агрегата.
На шум будет указывать шум рядом с местом установки узла. Иногда не удается включить передачу. А если оказывается, что требуется серьезное усилие, это тоже признак поломки. Если не работает и не включается ни одна передача, ограничение скорости, стоит изучить передачу подробнее. Также о поломке сообщает шум при движении. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла перевести рычаг в нейтральное положение. Из-за этого было невозможно выключить передачу.
О причинах неисправностей
Зачастую самой главной причиной всех поломок в этой коробке является недостаточное количество трансмиссионного масла или даже его отсутствие в механизме коробки передач. Также нередко причиной неисправности является неправильная эксплуатация механизма. Часто поломки связаны с естественным износом шестерен. Реже — с заводским браком (как в СССР делали «на века»). Длительная эксплуатация грузовика в экстремальных условиях также приводит к выходу агрегата из строя.
Посторонние звуки при работе блока
Коробка передач может издавать различные звуки в зависимости от режима, в котором она работает. Если посторонний звук слышен только при полном выжиме сцепления, причина в подшипнике. Он расположен на первичном валу коробки передач. Если включить шестерню и двигаться, то скрежещущий звук указывает на сломанные или изношенные зубья на шестернях шестерен. Посторонние звуки при включенной четвертой передаче свидетельствуют об износе первичного вала, а также подшипников на этом валу и на вторичном. Если в узле нет масла, трансмиссия будет шуметь вне зависимости от условий эксплуатации.
Выявить точную причину шума поможет разборка коробки передач ГАЗ-53 с последующим дефектом и заменой деталей. Однако иногда бывает сложно определить, произошла ли поломка. Максимальное внимание уделяется тому элементу, который находится рядом с шумной передачей. Часто воет коробка. Особенно это проявляется при движении на более низких скоростях. Для 53-го ГАЗОН этот звук вполне нормальный.
Плохая передача
Часто при плохом включении передачи виноват не механизм коробки передач, а сцепление. Первым делом нужно продиагностировать детали сцепления, а также убедиться, что педаль нормально выжимается.
Если не включаются третья и четвертая передачи, то часто причина в неисправности синхронизаторов или сцепления на этих передачах. Скорости будут плохо включаться, если нет масла. Выход из строя или износ механизма выбора передач будет препятствовать нормальной работе коробки передач. Часто причиной является износ шатунов. Также стоит проверить пружины. Ремонт предполагает разборку и замену изношенных или поврежденных деталей – запчасти ГАЗ-53, несмотря на возраст, еще можно приобрести.
Переводы вылетают
Это может произойти по ряду причин. Первый — один из банальных. При сильном износе вилки КПП передачи будут включаться не полностью — потом вылетают. Вторая причина – значительный износ посадочных мест под шестерню на вторичном валу. Часто сама шестерня сильно изнашивается. Это является причиной неисправности. Для восстановления работы коробки достаточно заменить вышедшие из строя элементы.
Ремонт коробки передач
На самом деле отремонтировать коробку несложно, но профессионал сделает это быстрее. Возможен и самостоятельный ремонт, если есть запчасти. ГАЗ-53 очень ремонтопригодная машина. Найти на него запчасти сейчас не проблема, а купить их можно на рынках по доступной цене. Часто ремонт устройства может быть дорогим. В этом случае можно сэкономить, заменив коробку на б/у. Современный авторынок предлагает массу вариантов. Рекомендуется только заранее договариваться о возможности возврата в случае неисправности.
Завод выпускал много трансмиссий для этих автомобилей. Поэтому найти подержанную машину не составит труда. Цены на узлы доступные. Также возможна установка трансмиссии от грузовика ГАЗ-63. Он полностью идентичен и взаимозаменяем.
Схема редуктора в высокотемпературном реакторе Гелиевая газотурбинная система
World Journal of Nuclear Science and Technology
, том 2, № 3 (2012 г.), идентификатор статьи: 21248, 3 страницы
1 Школа Цинхуандао, Северо-Восточный нефтяной университет, Цинхуандао, Китай
2 Институт ядерных и новых энергетических технологий, Университет Цинхуа, Пекин, Китай
Электронная почта: [email protected], [email protected]. cn
Поступила в редакцию 02.01.2012 г.; пересмотрено 17 февраля 2012 г.; принято 15 марта 2012 г.
Ключевые слова: Высокотемпературный газоохлаждаемый реактор; Коробка передач; Планетарная передача
АННОТАЦИЯ
Гелиевая турбина используется в системе высокотемпературного реактора с гелиевой газовой турбиной (HTR-GT), благодаря которой осуществляется прямая циркуляция гелия между реактором и системой турбогенератора. Между гелиевой турбиной и генератором находится редуктор, который снижает скорость вращения турбины до нормальной скорости, требуемой генератором. Обсуждаются три варианта схемы коробки передач. Первый представляет собой одноступенчатую цилиндрическую коробку передач, состоящую из одной высокоскоростной и одной тихоходной шестерни. Его преимуществом является простота конструкции, простота изготовления и высокая надежность, а недостатком — большой объем и несоосность входной и выходной оси. Второй механизм планетарной передачи со статическим водилом планетарной передачи. Третий — планетарный механизм со статическим внутренним зацеплением. Два последних устройства редуктора имеют аналогичную конструкцию. Их преимуществом является малый объем и высокое передаточное число, а недостатком — сложная конструкция, большое количество передач, низкая надежность и низкий механический КПД.
1. Введение
Высокотемпературный испытательный реактор с газовым охлаждением мощностью 10 МВт (HTR-10) был построен и вступил в критическую эксплуатацию в 2000 году. HTR-10 до сих пор использует парогенератор для передачи энергии распада в генератор электроэнергии [1,2 ]. В частности, теплоноситель гелий в первом контуре поступает в испаритель, в котором образуется водяной пар, и энергия распада передается от гелия к водяному пару. Горячий водяной пар поступает в турбину, которая приводит в действие электрогенератор для выработки электроэнергии. Система высокотемпературного реактора с гелиевой газовой турбиной (HTR-GT), которая будет разработана на основе HTR-10, будет использовать гелий в качестве теплоносителя для непосредственного привода турбины, без промежуточного контура теплопередачи. Проект упростит всю систему преобразования энергии и повысит тепловую эффективность [3].
Тепловая схема ВТР-ГТ представлена на рисунке 1. Гелий высокого давления, нагретый в активной зоне ядерного реактора, поступает из реактора в турбину и приводит ее в действие. Турбина одновременно приводит в действие электрогенератор и компрессоры. Отходящий газ от турбины еще горячий и будет проходить через рекуператор, где тепло передается гелию на стороне высокого давления. Затем отходящие газы проходят через предварительный охладитель, и температура снижается. Гелий с низким давлением и низкой температурой проходит через группу компрессоров, включая промежуточный охладитель, и сжимается до высокого давления. Гелий высокого давления
Рис. 1. Тепловая схема гелиевой турбины.
проходит через рекуператор на стороне высокого давления и предварительно нагревается. Наконец, подогретый гелий под высоким давлением поступает в активную зону реактора и снова нагревается.
Из рисунка 1 видно, что между турбиной и генератором находится редуктор. В блоке преобразования мощности (PCU) турбина и генератор представляют собой интегрированную систему вертикальной компоновки. Снизу вверх расположены компрессор низкого давления, компрессор высокого давления, турбина, соединительная муфта 1, коробка передач (включая модуль коробки передач, гибкая соединительная муфта 2 и модуль упорного подшипника) и генератор. Реальное положение редуктора в PCU показано на рис. 2.
Функция редуктора — передача энергии вращения гелиевой турбины на ротор генератора, снижение скорости вращения до нормальной частоты электрической сети и поддержка ротора генератора. Скорость вращения гелиевой турбины 15000 об/мин, генератора 3000 об/мин.
Мощность передачи редуктора 2500 кВт. Нормальная входная скорость составляет 15 000 об/мин, а максимальная входная скорость — 18 000 об/мин. Нормальная выходная скорость составляет 3000 об/мин, а максимальная выходная скорость — 3600 об/мин. Механический КПД равен 9.8%. Коэффициент утечки для смазки составляет
. Различия между этой коробкой передач и другими обычными промышленными коробками передач заключаются в высокой скорости вращения, передаче высокой мощности и вертикальном расположении. Большинство редукторов установлены горизонтально, то есть ось редуктора параллельна земле. Коробка передач в HTR-GT установлена вертикально, то есть ось коробки передач перпендикулярна земле.
2. Одноступенчатый цилиндрический редуктор
Основными частями одноступенчатого цилиндрического редуктора являются пара зубчатых зацеплений. Входная сторона высокоскоростной передачи соединена с выходной осью гелиевой турбины с помощью гибкой соединительной муфты. Высокоскоростная шестерня имеет малый диаметр, а низкоскоростная шестерня имеет большой диаметр. Эти две шестерни установлены рядом вертикально. Поскольку мощность относительно высока, расчетная ширина двух шестерен велика. Для обеспечения продолжительности действия в центральной части нет зубца. Сопрягаемый зуб становится двумя частями, верхней и нижней. Трехмерный модальный вид показан на рис. 3. Двухмерный проектный чертеж показан на рис. 4″ target=»_self»> рис. 4.
Рисунок 2. Устройство редуктора в блоке преобразования энергии.
Поскольку скорость вращения очень высока, зацепляющиеся части двух шестерен смазываются впрыском масла. Для непосредственного впрыска масла на шестерни установлены специальный маслопровод и форсунка. В нижней части редуктора установлена специальная линия возврата масла для сбора масла обратно на масляную станцию. Масло фильтруется и охлаждается на специальной маслостанции.
На нижней внутренней стороне редуктора находится башмак, на который опираются как высокоскоростная, так и низкоскоростная шестерня. Напротив, верхние части этих двух шестерен опираются непосредственно на корпус редуктора. Там
Рис. 3. Зубчатая часть одноступенчатого цилиндрического редуктора.
Рисунок 4. Схема сборки одноступенчатого прямого редуктора.
— это высокоскоростные подшипники на обоих концах высокоскоростной шестерни. Для тихоходной передачи на обоих концах установлены упорные подшипники, которые воспринимают осевую силу и вес низкоскоростной передачи.
Как высокоскоростная, так и низкоскоростная шестерня являются косыми, при этом зубья верхней шестерни скошены напротив зуба нижней шестерни. При таком направлении перекоса осевая сила двух зацепляющихся частей противодействует.
Весь корпус редуктора разделен на 2 части, которые соединяются болтами. Зона контакта герметизирована специальным материалом для предотвращения утечки смазки.
3. Планетарный механизм со статическим водилом планетарной передачи
Для планетарного механизма со статическим водилом планетарной передачи это не настоящая планетарная передача, а обычная зубчатая передача в концепции, поскольку все оси шестерен зафиксированы. Планетарный механизм со статическим водилом можно разделить на двухзубчатый. Поскольку имеются 3 планетарные передачи, зубчатый механизм включает в себя 3 двухступенчатых привода, которые передают мощность вместе.
Конструкция планетарного механизма со статическим водилом показана на рисунке 5. Весь корпус редуктора представляет собой цилиндр, который разделен на 2 части, верхнюю и нижнюю. Между этими двумя корпусами частей находится промежуточная башмачная пластина. Все 3 части, промежуточная пластина башмака, верхний картер редуктора и нижний картер редуктора, соединены между собой болтами. Зона контакта также герметизируется специальным герметизирующим материалом для предотвращения утечки смазки. Под коробкой передач находится башмак, с помощью которого вся коробка передач фиксируется в блоке преобразования мощности (БПУ).
Рис. 5. Схематическое изображение планетарного механизма с неподвижным водилом в трех измерениях.
Для предотвращения утечки смазки из нижней части быстроходной передачи установлено специальное уплотнительное устройство. Под промежуточной колодкой находится поддон для обуви со сквозным отверстием в центре. Входная высокоскоростная ось пересекает центральное отверстие и соединяется с высокоскоростным солнечным колесом. Пара высокоскоростных подшипников качения также установлена в центральном отверстии для поддержки высокоскоростной оси.
Три оси планетарных редукторов равномерно распределены, и все оси закреплены на неподвижном водиле планетарной передачи. Неподвижное водило планетарной передачи соединено вместе с промежуточной пластиной башмака. Три планетарные шестерни входят в зацепление с высокоскоростным солнечным колесом с одной стороны и кольцевым колесом с другой стороны. Годовое колесо вращается и приводит в движение выходную ось, вращающуюся вместе.
4. Планетарный механизм со статическим внутренним зацеплением
Планетарный механизм со статическим внутренним зацеплением является настоящим планетарным механизмом. Водило планетарной системы вращается, а годовое колесо неподвижно. Этот тип зубчатого механизма имеет относительно высокую скорость снижения скорости.
Конструкция планетарного механизма показана на рис. 6. Корпус редуктора также представляет собой цилиндр, разделенный на 3 части верхнюю, промежуточную и нижнюю, соединенные болтами. Зона контакта герметизирована специальным материалом. Входная масляная линия установлена на верхнем корпусе, а выходная масляная линия установлена на нижнем корпусе. Под нижней поверхностью картера промежуточного редуктора находится горизонтальная опорная плита, поддерживающая весь планетарный механизм. В горизонтальной задней пластине также имеется сквозное отверстие, через которое проходит высокоскоростная ось. Для поддержки высокоскоростной оси в сквозном отверстии также установлен высокоскоростной подшипник. Водило планетарной передачи на внешней стороне высокоскоростной оси частично установлено в сквозном отверстии в горизонтальной задней пластине. Наружное кольцо быстроходного подшипника контактирует с отверстием водила планетарной передачи. Между водилом планетарной передачи и сквозным отверстием в горизонтальной опорной пластине установлен еще один подшипник качения, поддерживающий водило.
Крепление поддерживает 3 равномерно распределенных планетарных колеса. Внутренняя сторона 3 планетарных колес входит в зацепление с высокоскоростной шестерней, а внешняя сторона входит в зацепление с кольцевым колесом. Кольцевое колесо закреплено на горизонтальном затыльнике. Несущая часть связана с выходной осью с более низкой скоростью, что заставляет их вращаться одновременно.
Также имеется сквозное отверстие в центре верхней части картера редуктора. В это сквозное отверстие устанавливается верхний конец быстроходной оси, поддерживаемой подшипником качения. Чтобы обеспечить достаточную длину зацепления, зубья высокоскоростной шестерни, планетарной шестерни и кольцевой шестерни разделены на две части с промежуточной заглушкой. 9Рис. (b) 2-мерная схема сборки.
редуктор скорости и один редуктор низкой скорости. Преимуществом этого типа редуктора является простота конструкции, простота изготовления, высокая надежность благодаря наличию всего двух передач. Потери мощности ниже, поскольку движение передается только между двумя шестернями, что повышает эффективность одноступенчатой цилиндрической коробки передач. Из-за относительно высокого передаточного числа, 5, диаметры центральной окружности двух зубчатых колес различны. Диаметр тихоходной передачи очень велик, что приводит к большому объему коробки передач. Поскольку две оси лежат параллельно, входная и выходная оси не соосны.
Существуют аналогичные конструкции для планетарного механизма со статическим водилом и планетарного механизма со статическим внутренним зацеплением. Поскольку их коэффициент снижения скорости может быть очень высоким, объем и вес малы, а конструкция компактна. Опора для редуктора в PCU также может быть легко спроектирована. Недостатками этих двух видов редукторов являются более сложная конструкция, большее количество передач и меньшая надежность. Выход из строя любого зубчатого зацепления на 5 шестернях, реактор должен быть остановлен, а редуктор отремонтирован или заменен. Обслуживание компонентов в PCU – непростая задача. Большее количество передач в передаче движения приводит к более высоким потерям мощности и снижению эффективности. Другая проблема потери мощности заключается в том, что потерянная мощность преобразуется в тепло. Это тепло увеличивает температуру редуктора и смазки и, таким образом, повышает температуру поршневого блока цилиндров. Требования к системе охлаждения поршневой пары и смазке будут более строгими.
Таким образом, для 3 схем коробки передач каждая имеет свою сильную сторону. Авторы отдают предпочтение одноступенчатому цилиндрическому редуктору. Одним из основных моментов атомной электростанции является высокая надежность. Конструктор должен всеми возможными способами попытаться повысить надежность АЭС. Потери также очень высоки для каждого отключения. Для повышения надежности ГКП следует использовать одноступенчатый цилиндрический редуктор из-за меньшего количества передач. Несмотря на то, что планетарный механизм небольшой и его легко установить, его следует избегать из-за большого количества передач по умолчанию.
Наконец, схема редуктора в системе гелиевой турбины успешна, избегая высокоскоростного электрического генератора и преобразователя высокой мощности для снижения скорости. Стоимость изготовления PCU снижена. Недостатком данной схемы является введение в ГКП смазочной подсистемы.
ССЫЛКИ
- Z. X. Wu, D. Lin и D. Zhong, «Конструктивные особенности HTR-10», Nuclear Engineering and Design, Vol. 218, № 1-3, 2002, стр. 25-32. дои: 10.1016/S0029-5493(02)00182-6
- З. Ю. Чжан и С. Ю. Ю., «Будущие разработки HTGR в Китае после критичности HTR-10», Nuclear Engineering and Design, Vol. 218, № 1-3, 2002, стр. 249-257. doi:10.1016/S0029-5493(02)00204-2
- Сунь Ю.