Грузовики МАЗ 10 тонн
Транспортные средства Минского автомобильного завода, грузоподъемность которых составляет 10 тонн – востребованные модели, удобные для применения и в городских условиях, и для перевозок грузов на дальние расстояния. Их используют в промышленных целях, при строительстве зданий и дорог, для сельскохозяйственных нужд. Не удивительно, что с течением времени востребованность МАЗ на 10 тонн только возрастает.
Сегодня можно выделить всего две линейки грузовых автомобилей Минского завода с соответствующей грузоподъемностью – это МАЗ 5551 и МАЗ 5336. Каждая линейка имеет несколько модификаций и отличается рядом особенностей.
МАЗ-5551
Легендарный самосвал, проверенный временем, стал выпускаться в 1985 году. В то время его максимальная грузоподъемность составляла всего 8 тонн, но несколько модернизаций смогли исправить этот недочет. Последнее обновление прошло уже после наступления 21 века. Автомобиль обзавелся новенькой кабиной, под его капотом разместился мощный современный двигатель, соответствующий текущим экологическим стандартам.
Технические характеристики
- Двигатели от Cummins и ЯМЗ на разных моделей обладают примерно одинаковой мощностью в 250 л.с. и способны разгонять транспортное средство до 90 км/ч
- Коробка передач 9-ступенчатая от ЯМЗ
- Гидроусилитель руля
- Расход топлива 22 л на 100 км
- Объем топливного бака 200 л
Общие характеристики
- Максимальная грузоподъемность составляет 10 тонн у всех модификаций, реализуемых с 1998 года
- Полная масса с загрузкой не превышает 16,5 тонн
- Высота автомобиля 2,925 м, поэтому под трехметровыми мостами следует проходить с осторожностью
- Дорожный просвет не превышает 28 см
МАЗ-5551 это самосвал, поэтому немаловажную роль для него играет удобство разгрузки. Кабина поднимается на 47 градусов за 15 секунд при условии полной загрузки. На возвращение в исходное положение необходимо около 10 секунд.
Кабина
Обновленная располагает комфортабельными сиденьями. Со стороны водителя кресло подрессорено, но это все удобства, на которые стоит рассчитывать. Как будто желая подчеркнуть, что МАЗ-5551 создан исключительно для работы, конструкторы не включили в базовую комплектацию даже магнитолу.
Такой спартанский стиль немного компенсируется удобным откидным механизмом кабины, в котором учтены и исправлены все недостатки ранних модификаций. Теперь кабина откидывается плавно, предоставляет свободный доступ ко всем остальным элементам, а расположение откидного механизма под решеткой радиатора служит отличной системой безопасности, ведь не открыв решетку, поднять кабину будет невозможно.
Несмотря на наличие нескольких недостатков, МАЗ-5551 до сих пор считается одним из лучших решений завода, поскольку выполняет свои функции исправно в течение десятков лет, независимо от капризов погоды и интенсивности эксплуатации.
МАЗ-5336
Модель с грузоподъемностью в 10 тонн, в отличие от МАЗ-5551, предназначена для длительных перевозок. Впервые грузовик был представлен заводом в конце 80-х годов, после чего началась его активная реализация в различных отраслях промышленности.
Особенности
- Рекомендуется эксплуатация по дорогам с твердым покрытием
- Допускается перевозка различных видов грузов
- Универсальная колесная формула 4х2
- Низкий расход топлива
- Простота конструкции, технического обслуживания, ремонта
- Высокая износостойкость
Всего существует 4 основных модификации МАЗ-5336, отличающихся по мощности двигателя. «Сердца» всех транспортных средств выпускает, как и десятки лет назад, Ярославский моторный завод. Сегодня это дизельные двигатели на 6 и 8 цилиндров, соответствующие экологическому стандарту Евро-3 и выше.
Технические характеристики
- Двигатель от 250 до 350 л.с.
- Коробка передач от ЯМЗ
- Трансмиссия с двухдисковым сцеплением, периферийными пружинами и гидроусилителем
- Подвеска рессорная
- Дополнительный стабилизатор устойчивости на задней подвеске
Общие характеристики
- Грузоподъемность 9,8 тонн
- Допустимая масса автопоезда 40 тонн
- Максимальная скорость 100 км/ч
- Высота 3,16 м
- Дорожный просвет 23 см
Кабина
Как и в случае с МАЗ-5551 кабина прошла техническое обновление, изменился ее внешний вид, однако удобств для водителя не прибавилось, если не считать более комфортной приборной панели. В стандартную комплектацию входят такие дополнительные опции как продвинутая шумоизоляция, два спальных места, возможность регулировать положение водительского кресла.
Выводы
10-тонники от МАЗ — это настоящие «рабочие лошадки», отличающиеся высокими эксплуатационными характеристиками, отсутствием поломок при надлежащем уходе и длительным сроком службы. Приобрести грузовики можно у официальных дилеров Минского автозавода ООО ПК «Русский стандарт» по приятным ценам, в соответствие со всем сертификатами качества и с поддержкой клиента в процессе пользования транспортным средством.
Самосвал 10 тонн 6 м3 МАЗ-5551 ➡ СтройСпецТех-52
Оснащенность и технические характеристики
Грузоподъёмность: | 10 тонн |
Объем кузова: | 6 м3 |
Масса: | 7 600 кг |
Мощность двигателя: | 180 л. с. |
Колёсная формула: | 4х2 |
Длина: | 5 990 мм |
Ширина: | 2 925 мм |
Высота: |
Аренда самосвала МАЗ-5551 грузоподъёмностью 10 тонн, объем кузова 6 м³ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
Ещё спецтехника в аренду:
МАЗ-7904
История практически каждого предприятия показывает, что не всем опытным образцам суждено поступить в серийное производство. Колесные тягачи и ракетоносцы, выпускаемые в Специальном конструкторском бюро [СКБ] Минского автомобильного завода [МАЗ], всегда вызывали восхищение своим весом и размерами. О том, что были эти спецшасси в советское время, знают лишь немногие конструкторы и войска. Закат периода правления советов, пришедшийся на 1980-е годы, ознаменовался в мировой истории тем, что на территории СКБ МАЗ создавались новые модели тягачей-гигантов. Их уникальность была подтверждена не только на территории СССР, но и во всем мире.
В 1980-е годы благодаря этому гигантскому многоколесному ракетоносцу квартиры получили сотни инженеров, а генеральный конструктор — личный лифт. Сам же МАЗ-7904, выпущенный в единственном экземпляре и ставший затем одним из самых мощных и самых секретных тягачей в мире, так и не был поставлен на боевое дежурство. Шасси можно было использовать только в пустынной местности. Из-за легкости обнаружения такой машины космическими средствами было предложено создать шасси для движения в средней полосе Советского Союза, в лесистой местности.
МАЗ 7904 — внедорожное 6-осное двухмоторное шасси с двумя 2-местными кабинами и 12 огромными колесами диаметром 2,8 метра. Его полезная нагрузка действительно невероятна — 220 тонн. Единственная цель – установка частей первого ракетного комплекса «Целина». Главным двигателем был судовой дизель 12ЧН18/20 (М-351) V12 с турбонаддувом, рабочим объемом 42,4 л и мощностью 1500 л.с., расположенный в передней части между кабинами. Он был соединен с двумя гидромеханическими 4-ступенчатыми коробками передач. Колесная формула 12х12. Ведущими были 1-й, 2-й, 5-й и 6-й мосты. Каждое колесо имеет собственную гидропневматическую подвеску.
В начале 1980-х противостояние США и СССР в «холодной войне» достигло высшей точки со времен Карибского кризиса. Две сверхдержавы демонстрировали друг другу ядерные мускулы. В результате в феврале 1980 года вышел приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу требовалось разработать специальный колесный транспортер сверхбольшой грузоподъемности для автономного транспорта и пусковой установки комплекса «Целина». ракетная система. Разрабатываемой машине было присвоено имя МАЗ-79.04 индекс.
Руководить проектом доверили, к тому времени уже далеко не молодому, Б. Шапошнику, тому самому, под руководством которого родились первые советские карьерные гиганты МАЗ-525 и МАЗ-530, а также все последующие военные тягачи МАЗ и многоосные шасси для Эльбруса, «Пионера» и «Тополя». Однако на этот раз перед Шапошником и его бюро встала непростая задача. Дело в том, что вес пусковой аппаратуры, транспортно-пускового контейнера и ракеты для комплекса «Целина» составлял 220 тонн, а МАЗ-79Сам 04 должен был иметь снаряженную массу 140 тонн. Таким образом, новое транспортное шасси с ракетой должно было весить 360 тонн. В проекте была нарисована машина невиданного веса и габаритов, разработка которой потребовала огромных усилий.
В феврале 1981 года на Минском автомобильном заводе состоялось межведомственное совещание, в котором приняли участие министры автомобильной, оборонной и электротехнической промышленности, заместитель министра обороны по вооружению, главнокомандующий РВСН, главный конструктор МИТ и ракетного комплекса «Целина», ракетных комплексов ОКБ-1 завода «Баррикады», другие высокопоставленные руководители и конструкторы. Естественно, проект «Целина» и МАЗ-79Были обсуждены разработанные для него транспортные шасси 04.
На этом совещании Шапошник, ссылаясь на сложность задачи, потребовал расширить штат КБ на 100 человек и выделить для них сотни квартир. Требования Шапошника были немедленно выполнены: министром автомобильной промышленности В. Поляковым был выделен дополнительный фонд заработной платы для 100 специалистов, а Минобороны СССР выплатило 100 квартир для их расселения. Кроме того, по инициативе Полякова в здании, где находилась контора Шапошника, был построен лифт, специально для того, чтобы пожилой конструктор мог подняться на третий этаж, а не подниматься по лестнице, а в кабинете дизайнера был сделан ремонт.
офис.Несмотря на большое количество сложностей, связанных с весом машины, в июне 1983 года первый (а потом оказался и единственный) МАЗ-7904 был готов. Это был двухкубовый гигант фантастических размеров — его длина составляла 32,2 м, ширина — 6,8 м, а высота от земли до крыш параллельных кабин — 3,45 м. Костяком этого динозавра была мощная сварная несущая рама, на которой крепились две гидромеханические 4-ступенчатые коробки передач с двумя задними передачами. Вся эта конструкция опиралась на 12 огромных колес, диаметром более 3 метров. Эти диски были закуплены Советским Союзом в Японии, по известной сегодня всем автовладельцам кампании Bridgestone. МАЗ-7904 создавался как шасси повышенной проходимости, поэтому имел полный привод с колесной формулой 12 12, а дорожный просвет составлял почти полметра.
Первый и, как оказалось, единственный МАЗ-7904 был готов к июню 1983 года. Вес тягача составлял 140 тонн. В качестве основного двигателя на конвейере использовался корабельный V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.
Трактор имел длину 32,2 м, ширину 6,8 м, а высота уровня крыш двух параллельных кабин составляла 3,45 м. Кабины для облегчения веса, кстати, Осиповичский завод автоагрегатов изготовил из стеклопластика. МАЗ-7904 опирался на грунт с двенадцатью колесами Bridgestone, специально закупленными у известного японского производителя Bridgestone под видом колес для трех карьерных самосвалов. В то время отечественная шинная промышленность не могла обеспечить выпуск шин, рассчитанных на такие нагрузки (на каждое колесо приходилось 30 тонн), а размеры колес были внушительными – около трех метров в диаметре. Естественно, все колеса имели привод. Она осуществлялась на борт через две синхронизированные гидромеханические трансмиссии. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего 50 м.
Заводские испытания трактор прошел под Минском. Трактор выехал за заводские ворота под покровом ночи и вернулся обратно к рассвету. Время согласовали с военными: выезд на испытания разрешался только в том случае, если небо было чисто от снующих над советской Белоруссией западных спутников. В таких условиях сложно провести полный цикл испытаний, и было принято решение транспортировать трактор для дальнейших испытаний в Казахстан, на Байконур. По одной из репортажей МАЗ-7904 разрабатывался лишь как транспортер крупногабаритных блоков ракеты «Энергия», что не должно было вызывать у противоборствующей стороны особой настороженности. К тому же испытать трактор в тех условиях, для которых он предназначался, было гораздо правильнее.
Военные стремились создать условия, чтобы группа из 10 таких гигантов постоянно курсировала по замкнутому многокилометровому маршруту посреди степей Казахстана. У каждого из этих десятков шасси был так называемый «домик». Это было похоже на ангар. В рамках одного из них (а может и нескольких) планировалось оборудовать ангар пусковой установкой с ракетой. В то же время, что для противника будет невыполнимой задачей выяснить, в каких или в каких ангарах находится установка. Эту идею нельзя было назвать новой для того времени. На территории СССР уже ходил одиночный поезд, а то и их группа. Он маскировался под товарный или пассажирский поезд. При этом внутри него располагалась межконтинентальная ядерная ракета, готовая нанести ответный удар по Пентагону в любой неожиданный для противника момент.
К сожалению, идея с движущимися по кольцу ядерными «домами» не оправдалась. Единственный построенный МАЗ-7904 даже не смонтировал «дом» ни с ракетой, ни без. Испытания в Казахстане, в ходе которых трактор прошел 4100 километров, развивая при этом максимальную скорость 27 км/ч, показали, что у МАЗ-7904 есть очень существенный недостаток — опорная поверхность подвергалась чрезмерному удельному давлению, и каждое колесо носило огромный груз в нем 30 тонн.
Результатом этого стала сниженная проходимость, плохая управляемость и жесткость хода. Все это делало тягач непригодным для тайной перевозки ядерного оружия — движение машины ограничивалось лишь теми районами и районами, где она могла передвигаться без помех. Из-за чрезмерной массы тягач мог двигаться только по определенным «благоприятным» дорогам, а не на метр в сторону. Кроме того, военное руководство пересмотрело стратегические цели и ракетный комплекс «Целина» потерял свою актуальность. На смену ему должен был прийти обновленный ракетный комплекс «Целина-2», нуждавшийся в своем гигантском транспортере МАЗ-79.07, но это другая история.
По состоянию на 2007 год трактор хранился в одном из ангаров площадок 42 и 43 на Байконуре, где в свое время прошел испытания. В начале 2007 года выяснилось, что после долгих лет хранения машины в ангаре пуска «Зенит» (это помещение принадлежало гражданской организации «Конструкторское бюро транспортного машиностроения») она разрушилась под воздействием ржавчины. В 2010 году ее порезали на металлолом.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Мобильные МБР
Мобильные межконтинентальные баллистические ракеты по сравнению сМобильные межконтинентальные баллистические ракеты-тягачиЖелезнодорожные мобильные межконтинентальные баллистические ракеты |
Белорусские предприятия еще с советских времен поставляли важные узлы и детали для оборонной промышленности России. Они продолжают это делать и сейчас. Альтернативы многоосному колесному шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) уже нет: трудно найти какие-либо другие машины такого рода и типа в войсках Российской армии, где бы они ни использовались. В первую очередь стратегические ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и новый комплекс «Рубеж», который будет принят на вооружение. На шасси МЗКТ установлены знаменитые зенитно-ракетные комплексы «Искандер», С-300 и С-400, комплексы космической обороны «Бастион» и «Бал», а также колесные варианты ЗРК «Тор» и «Бук».
Одноосные тягачи МАЗ-529 широко использовались в Ракетных войсках стратегического назначения СССР. Использовались в качестве подъемно-позиционных агрегатов 8У210, 8У224, 8У224П, 8У224М, тягачей для 7-тонного пускового агрегата 8У217, кранов 8Т25 и 8Т26 (грузоподъемностью 10 т) для баллистических ракет Р-9, Р-12, Р-14. , П-16 и П-36. Инженерные войска МАЗ-529 использовались в составе самоходных скреперов, катков, погрузочных площадок для установки различного оборудования.
Советская армия заметила старания МАЗ и заказала себе грузовик повышенной проходимости. Так сделали первый двухосный грузовик МАЗ-535. Он был полноприводным, типа 88-го привода и планировалось использовать как артиллерийский тягач. Позже его переоборудовали для перевозки первых советских ракет. МАЗ-535 был очень продвинутой машиной. Там было установлено множество ранее не использовавшихся в России элементов: полуавтоматическая трансмиссия, а также гидромеханическая трансмиссия, система подкачки колес на ходу и многое другое. Опять же, он обладал очень высокими внедорожными качествами, мог преодолевать ручьи и речки глубиной до 1,3 метра или двигаться по 30-градусному уклону. Также был очень прочным.
Тягачи МАЗ-535А с конца 1950-х годов использовались для буксировки 152-мм пушек М-47 и специальных транспортных тележек с баллистическими ракетами Р-5М, Р-12 (8К63), Р-14 (8К65), Р-16 (8К64), Р-26, Р-36 (8К67), ГР-1 (8К713), РТ-15. В 1958 г. для перевозки ракет Р-12 (стартовая масса 42 т) был создан грузовик 8Т115 с одноосными колесами передней оси и двухскатными задними колесами (размер 22 850 2720 2500 мм). Позже для ракеты Р-16 (стартовая масса 150 т) был разработан двухосный грузовик 8Т139. На этом троллейбусе на очередном параде в Москве 9 мая, 1965 г. МАЗ-535А буксировал опытную ракету ГР-1 (стартовая масса 117 тонн).
Для установки пусковых установок ракет на базе МАЗ-535А было создано опытное шасси МАЗ-535Б. В 1959 году на Уральском машиностроительном заводе на МАЗ-535Б была установлена опытная ракета-носитель Д-110К тактического комплекса «Онега» с ракетой 3М1 (стартовая масса до 3 тонн), которая прошла испытания в 1960 году. 5 февраля , 1960 г. разработка комплекса остановлена ПСМ №138-48. 19 апреля61 начались испытания тактического комплекса «Ладога» с ракетой 3М2 (стартовая масса 3150 кг). Три пуска в июле-сентябре 1961 г. привели к разрушению ракеты на активном участке траектории из-за конструктивных дефектов. В начале 1962 г. готовилась партия перспективных ракет, но 3 марта 1962 г. работы по этой системе были остановлены ПСМ №213-113.
МАЗ-535В представлял собой полуприцепную модификацию МАЗ 535А с допустимой нагрузкой на пятое колесо 12 тонн. Он отличался буги-подвеской обоих задних мостов без упругого элемента, более прочными шинами. У него также не было лебедки и системы подкачки шин. Его снаряженная масса составляла 18,9.тонн. Серийное производство началось в 1959 году на Минском автомобильном заводе, а позже было перенесено на КЗКТ. Он стал самой популярной версией всего 535-го модельного ряда. Обычно МАЗ-535В использовались в комбинации с двухосным низкорамным полуприцепом МАЗ-5248. С 1961 г. она подала заявку на поставку дальней гусеничной пусковой установки 2П16 ЗРК 2К6 «Луна» на базе плавающего танка ПТ-76, а затем буксируемых низкорамных полуприцепов МАЗ-9989.
Шасси МАЗ-535Б оказалось слишком слабым для использования в качестве пусковой установки. Вместо этих ракетных комплексов в 1961 на вооружение был принят комплекс «Луна» с различными типами ракет. По иронии судьбы, гусеничное шасси пусковой установки 2П16, созданное на базе плавающего танка ПТ-76, имело малый ресурс и для перевозки комплекса использовался специальный полуприцеп, который буксировал седельный тягач МАЗ-76. 535В.
В соответствии с ПСМ № 839-379 от 21 июля 1959 г. в НИИ-1 (будущий Московский институт теплотехники) началось проектирование первой советской твердоходной оперативно-тактической ракеты 9М71 «Темп» с дальностью полета 600 км и боевой мощность [т.е. взрывная мощность] 300 кт. Запуск 9Р11 (Бр-225) предлагалось размещать на базе МАЗ-535В в сцепке с полуприцепом МАЗ-5248 грузоподъемностью 25 т (по другим данным, на базе МАЗ-537Б). Разработка пусковой установки Бр-225 началась 14 февраля 1959 года на заводе «Баррикады».
В июне 1956 года были завершены работы над двумя первыми прототипами, которые в течение следующих двух лет проходят интенсивные испытания в сложнейших дорожных условиях. В это же время на базе МАЗ-535 был построен седельный тягач, получивший индекс МАЗ-537, предназначенный для буксировки тяжелых полуприцепов за цистернами. Обе версии сначала изготавливаются на мощностях МАЗ, а затем их производство передается на засекреченный тогда Курганский автомобильный завод, который ежегодно строил 150-200 МАЗ-535 и МАЗ-537. Конструктивно обе машины имеют много общего, прежде всего в компоновке и ответственных технических решениях. Они были оснащены 12-цилиндровым дизельным двигателем Д-12А, развивающим 375 л.с. при 1650 об/мин или 525 л.с. при 2100 об/мин, что реализовано за вместительным и комфортным четырехместным салоном.
Тягач МАЗ-537 с грузоподъемностью на седельно-сцепном устройстве 25 т предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 90 т по доставке гусеничной техники, негабаритных грузов, тяжелого вооружения и ракетных комплексов. Процесс разработки начался в 1956 году параллельно с работами над тракторами МАЗ-535 и МАЗ-536. Первые опытные образцы были изготовлены в конце 1958 г., затем в марте 1959 г. началось мелкосерийное производство. В 1964 году производство было переведено на завод КЗКТ. МАЗ-537 был принят на вооружение 30 июля 19 г.62 и до сих пор находится в составе Российской Армии. С технической точки зрения МАЗ-537 был аналогичен МАЗ-535 с увеличенной на 300 мм колесной базой. Он был оснащен дизельным двигателем Д12А-525 V12 мощностью 525 л.с. МАЗ 537Д был разработан в 1959 году для работы в составе различных ракетных комплексов. Он имел седельно-сцепное устройство грузоподъемностью 25 тонн и дополнительно оснащался генераторной станцией переменного тока. Выпускался КЗКТ с 1964 года.
С появлением баллистических ракет Советская Армия нуждалась в транспортном средстве, которое могло бы их перевозить. Придумали новый грузовик МАЗ Грузовик МАЗ-543 88. уже в конце 1950-х годов, кроме мощных тягачей, способных нести многотонные ракеты, возникла потребность в больших самоходных колесных шасси, предназначенных для ракетных установок. Такие шасси были созданы в СКБ ЗИЛ, и Шапошник получил задание на разработку более крупного шасси. Он прибыл на ЗИЛ, где вместе с главным конструктором ЗБЛ ЗИЛ В.А. Грачевым проанализировал возможные решения. Анализ показал, что варианты компоновки «нос ракеты над кабиной» (как у ЗИЛ-135Э и ЗИЛ-135ЛМ) и «ракета за кабиной» (как у ЗИЛ-135К) не проходят. : новая ракета была слишком длинной. В результате была предложена компоновка шасси с разделенной на две части кабиной, между которыми находилась носовая часть ракеты. Таким образом, длина шасси вместе с пусковой установкой почти равнялась длине ракеты. Общая высота также резко снизилась. Это шасси было практически полностью унифицировано с шасси седельного тягача МАЗ-537, отличаясь от него кабиной, разделенной на две двуспальные, с сиденьями «один на один» и увеличенной до 7,7 м колесной базой. МАЗ-543 получился мощным, мобильным, малогабаритным (габаритные размеры 11,7х3,0х3,0 м), обладающим высокой проходимостью, пригодным для эксплуатации при температуре от -40 до +50°С.
С марта 1959 года Минский автомобильный завод приступил к собственному выпуску колесных тягачей, и основной продукцией этого подразделения стали машины 543-й серии. Они были оснащены двигателями V12 объемом 38,8 л, которые выдавали 525 лошадиных сил. Первый грузовик был выпущен в 1962 году, но только в 1965 году его показали на параде на Красной площади.
Новые машины сначала стали базой, на которой монтировалось оборудование пусковых установок ракет 8К14, так как гусеничное шасси, которое изначально использовалось для этой ракеты, не обеспечивало плавного хода по пересеченной местности. А в качестве шасси для различных типов ракет имел 2 двухместные кабины для боевых расчетов, между которыми располагалась головная часть ракеты.
Технические решения, заложенные в модели вездехода «535», оказались настолько удачными, что получили дальнейшее развитие в семействе «543». МАЗ-543 получил независимую торсионную подвеску всех колес с телескопическими амортизаторами, систему централизованной подкачки шин, а колесная база увеличилась до 7700 мм, а колея стала 2375 мм. Ни по осевой нагрузке на проезжую часть, ни по ширине они не соответствовали нормам для дорог общего пользования. А вот по болоту, песку и глубокому снегу шла с довольно высокой средней скоростью, что, собственно, и требовалось от мобильных пусковых установок. Высокие тяговые качества и проходимость сделали МАЗ-543 желанным не только для военных, но и для строителей. Гражданская модификация МАЗ-543 с бортовой грузовой платформой получила индекс МАЗ-7310, МАЗ-7901, грузовой автомобиль МАЗ-7510 и седельный тягач МАЗ-73132.
МАЗ 543М – самое известное военное шасси. Первый опытный образец МАЗ 543В был изготовлен в 1972 году, серийное производство началось через четыре года, в 1976 году. Новая версия была унифицирована с другими модификациями 543 и 543А, но оснащалась одноместной кабиной, сдвинутой влево. Раннее шасси имело фары, встроенные в передний бампер. Более поздняя версия получила фары, встроенные в переднюю маску. Единственной конструктивной особенностью МАЗ 543М были два топливных бака емкостью 370 литров, дополнительно оснащенные центробежными насосами откачки. Полезная нагрузка увеличена до 22,2 тонны. Полная масса – 21,1 тонны, полная масса – 43,5 тонны. Остальные технические данные были аналогичны МАЗ 543/543А. Планшетный вариант пополнил модельный ряд в 1978. До 2000-х годов было выпущено более 4500 экземпляров. С 1986 года 543М производится в Китае под брендом Wanshan. МАЗ 543М используется в качестве шасси для ракетных комплексов 9К58, пусковой установки «Рубеж-А», берегового артиллерийского комплекса «Берег», мобильных ракетных комплексов «Темп 2С», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М».
По мере того как размеры ракет и их дальность росли, возникала потребность в более крупных грузовиках. Развитие ракет носило необратимый характер, поэтому к середине 1970-х годов для мобильных пусковых установок потребовались более длинные мобильные шасси. Так появился первый шестиосный 66 полноприводный МАЗ-547. Затем были 10-ти и 12-ти колесные машины МАЗ-547, которые не требовали значительных конструктивных изменений, так как конструкторы Шапошника изначально заложили в них модульный принцип построения. Все это позволило получить 14-колесную модификацию шасси МАЗ-547А с двумя кабинами и шестью парами ведущих колес, которая предназначалась для перевозки транспортно-пускового комплекса РСД-20.
Он предназначался для советских ракет «Темп» и «Пионер». Он производился с 1970 по 1984 год. У него тоже был двигатель V12, правда, меньшего объема, всего 25 литров, но теперь уже мощностью 650 лошадиных сил. У него была полностью автоматическая коробка передач и шины, которые могли изменять давление. Благодаря этому огромная машина, несмотря на свой вес в 27 тонн и длину в 16 метров, могла передвигаться в условиях бездорожья. Он мог нести полезную нагрузку 62 тонны и развивать скорость до 40 км/ч.
Ракета SS-20 Sabre использовалась на МАЗ-547А / МАЗ-79.16 транспортно-монтажных пусковых установок производства Белорусской ССР Минским автомобильным заводом. Экономия топлива для этих грузовиков была сумасшедшей: 260 литров на 100 км или 0,9 мили на галлон. Экипаж машины состоял из двух человек, размещавшихся в двух отдельных кабинах. Водитель был слева, начальник ракетного расчета — справа.
55-тонный МАЗ 547В разрабатывался и производился параллельно с МАЗ 547А. Его основное предназначение – быть перевозчиком специального оборудования нового ракетного комплекса «Пионер». Первые два прототипа были изготовлены в 1919 г.74. Конструкция шасси 547А и 547В была одинаковой, но второй получил новый внешний вид. Кабину с правого борта сместили назад и установили на 500 мм выше. Он имеет новый дизайн с треугольной крышей, двумя небольшими боковыми окнами и вентиляционным люком спереди. МАЗ 547В получил обновленную систему впрыска двигателя и электрооборудование. По сравнению с 547А ширина уменьшена на 40 мм (с 3200 до 3160 мм), высота увеличена до 2840 мм. Емкость топливных баков 880 литров, запас хода 500 км. до 19 года было изготовлено 538 экземпляров.84.
В ответ на американскую малогабаритную межконтинентальную ракету «Миджетмен» в Московском институте теплотехники была разработана МБР «Курьер», эскизный проект которой был готов к 1984 году. Транспортер этой ракеты, получивший название МАЗ-7909, был разработан без каких-либо проблем. В декабре 1987 года в опытном цехе № 2 был изготовлен первый опытный образец этого полноприводного четырехосного шасси, которое предназначалось не только для пусковой установки, но и для транспортно-заряжающей установки и боевой машины, сопровождавшей сложный. В следующем году еще три МАЗ-79Выпущено 09 (8 х 8) вагонов.
Это шасси имело дизельный двигатель с газотурбинным наддувом ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л.с., механическую девятиступенчатую коробку передач ЯМЗ-202, широкопрофильные шины модели ВИ-203 (1500х600-635), грузоподъемность 27500 кг и собственной снаряженной массой 19500 кг при следующих габаритных размерах: длина — 12967 мм, ширина — 3200 мм, высота — 2930 мм. Но так как вес ракеты «Курьер» в результате оказался больше расчетного, то конструкторам пришлось в срочном порядке разрабатывать новое, пятиосное шасси МАЗ-79.29 (10 х 8) с тем же двигателем и коробкой передач. Грузоподъемность шасси выросла до 35 000 кг при снаряженной массе 25 000 кг и габаритах: 15180 мм х 3400 мм х 3462 мм. В 1989 году выпустили четыре машины этого типа. С марта 1989 г. по май 1990 г. ПГРК «Курьер» успешно прошла испытания в Плесецке, но на этапе принятия на вооружение, как и в случае с ПГРК «Скорость», работы по нему были прекращены. В дело в очередной раз вмешались отечественные политики.
Из более поздних разработок ОГК-2 особого внимания заслуживает шасси МАЗ-7917 с колесной формулой 14х12, оснащенное 710-сильным дизелем, гигант развивает скорость до 40 км/ч. Он предназначен для мобильного комплекса, оснащенного межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь». МАЗ-7912 / МАЗ-7917 — армейский транспортно-пусковой агрегат с колесной формулой 14х12, разработанный и разработанный Минским автомобильным заводом. Восьмиколесное полноприводное шасси МАЗ-79221 предназначен для размещения изделия, систем и специального оборудования автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М», его транспортно-разгрузочного узла и их транспортировки по дорогам I-IV классов. Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», предназначенная для замены стационарных ракет «Тополь» после истечения установленного срока службы и адекватного ответа на программу США «Звездные войны», разработана как для шахтных, так и для мобильных ракет наземного базирования. МАЗ-79Шасси 221 призвано стать мобильной базой этого ракетного комплекса, не имеющего аналогов в мире.
7-осный МАЗ 7917 был базовым шасси для ракетного комплекса «Тополь». Его предшественница модель 7912, как и 547В, имела один существенный недостаток — отсутствие места для всех членов экипажа. Эта проблема была решена после представления 6-осного МАЗ 7916 с 2 длинными кабинами. Собственно МАЗ 7917 — это 7-осный вариант МАЗ 7916. Разработка началась в 1982 году, первый прототип появился в 1984. В следующем году было запущено серийное производство. МАЗ 7917 пришел на смену 7912. Левая стеклопластиковая кабина имеет 2 двери и 2 места (для водителя и командира экипажа), правая одноместная для оператора ракетного комплекса. По сравнению с МАЗ 7916 снаряженная масса увеличена на 1 тонну (до 32,5 тонны), габаритная длина – на 1,5 метра (до 18 710 мм), радиус поворота – 27 метров. Рабочая скорость 18-32 км/ч. Шасси получило 2 топливных бака емкостью 395 и 450 литров. Дальность 413 км. Расход топлива 265-365 литров/100 км. Он был оснащен многотопливным двигателем В-58-7 V12 (38,9л, 710-720 л.с.) производства ЧТЗ. До 1992 года было выпущено 402 экземпляра МАЗ 7917.
Затем ракеты стали еще больше, и советские инженеры завода МАЗ выпустили свой сверхгигант МАЗ-7904. Его предполагалось использовать для межконтинентальных баллистических ракет. Во время холодной войны его вывозили из ангара для испытаний только тогда, когда убеждались, что над ним нет американских спутников. Долгие годы он считался утерянным, но недавно рядом с космодромом Байконур в Казахстане был найден один рабочий экземпляр. Эта штука была огромной — 32 м (100 футов) в длину, 6,8 м (20 футов) в ширину, могла нести 200-тонные ракеты и фактически имела два двигателя. Один из них был корабельным двигателем мощностью 1500 лошадиных сил, а другой — обычным двигателем грузовика мощностью 330 лошадиных сил. Максимальная скорость этого монстра составляла всего 27 км/ч.
МАЗ 7904 представлял собой внедорожное 6-осное двухмоторное шасси с двумя 2-местными кабинами и 12 огромными колесами диаметром 2,8 метра [9,1 фута]. Его полезная нагрузка действительно невероятна — 220 тонн. Единственная цель – установка частей первого ракетного комплекса «Целина». Главным двигателем был судовой дизель 12ЧН18/20 (М-351) V12 с турбонаддувом, рабочим объемом 42,4 л и мощностью 1500 л. с., расположенный в передней части между кабинами. Он был соединен с двумя гидромеханическими 4-ступенчатыми коробками передач. Колесная формула 12х12. Ведущими были 1-й, 2-й, 5-й и 6-й мосты. Каждое колесо имеет собственную гидропневматическую подвеску. МАЗ 7904 использует 51-дюймовые шины производства Bridgestone. Второй вспомогательный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 использовался для питания гидронасосов, электрогенераторов, дефлекторов системы охлаждения и других агрегатов. Его мощность составляет 330 л.с. Снаряженная масса шасси 140 тонн, полная масса 360 тонн. Габаритные размеры 32200х6800х3450 мм. Трек 5,4 метра. Дорожный просвет 480 мм. Радиус поворота 50 метров.
Единственный прототип МАЗ 7904 был собран в июне 1983 года. Испытания проходили только в темное время суток и по графику, когда над этой территорией СССР не висели вражеские спутники. Через 547 км прототип был демонтирован и погружен на специальную 12-осную 120-тонную прицепную платформу для отправки в Казахстан. Второй этап испытаний орудия состоится там же, когда МАЗ 7904 прошел 4100 км с максимальной скоростью 27 км/ч.
В 1985-87 годах минские инженеры создали настоящую грузовую многоножку. Двенадцатиосный МАЗ-7907 предназначался для размещения советских межконтинентальных баллистических ракет «Целина СС-24». Только два из них были построены. Вероятно, это был единственный в мире грузовик 1212 с полным водителем. Грузовик имел длину 28,1 метра [в некоторых отчетах указывается 30 метров], ширину 4,80 метра, высоту 4,50 метра и дорожный просвет 2 метра. Он был оснащен газотурбинным двигателем вертолетного типа мощностью 1250 л.с. Затем вся эта лошадиная сила была преобразована в электричество с помощью 24 электродвигателей, каждый из которых вращал свое колесо.
Это МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24. На опытном шасси, которое, если бы не переделка, могло послужить основой для нового ракетного комплекса, была установлена газотурбинная установка мощностью 1200 л.с. Опыты с ГТУ проводились с 1966 года. В частности, в 1977 году был укомплектован в опытном порядке МАЗ-543П. Силовая установка МАЗ-7907 приводит в действие генератор переменного тока, который, в свою очередь, питает электродвигатели, установленные в ступицах колес.
Его двенадцатиосное шасси имеет огромные размеры: длина — 30 м, ширина — 4,8 м, высота — 4,5 м. К основным техническим особенностям этого монстра можно отнести использование в качестве силовой установки газотурбинного двигателя (специально разработанный и изготовленный вариант танкового двигателя ГТД-1250 — ГТД-1250А) мощностью 1250 л.с. и довольно сложная, но эффективная электротрансмиссия с 24 мотор-колесами. Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром почти два метра обеспечивают машине с расчетной боевой массой 200 тонн хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 40 км/ч. км/ч.
МАЗ-7906 — восьмиосное специальное шасси, которое разрабатывалось (как и МАЗ-7907) для мобильного межконтинентального ракетного комплекса «Целина-2». В отличие от МАЗ-7907, МАЗ-7906 имел дизельный двигатель.