Как эксплуатировался в СССР ЗИЛ-131В
29 августа 2021
Car.ru
Грузовых автомобилей в Советском Союзе было предостаточно. Однако в частных руках такие транспортные средства почти не встречались. Большинство из них трудилось на государственных предприятиях. Особенно данная тенденция затрагивала военные модели. Получить в личное пользование такой транспорт было почти невозможно. Все изменилось, когда Советский Союз распался. В 1990 годах подобная техника быстро перешла в частные руки, а некоторые экземпляры сохранились до наших дней.
Фото: Car.ruCar.ru
ЗиЛ — 131. Самым распространённым грузовым военным автомобилем в Советском Союзе был ЗиЛ -31. Данная модель была представлена в 1966 году. Большинству граждан того времени этот транспорт знаком в виде классической модификации, которая имела заднюю платформу.
Видео дня
За десятилетие выпуска он успел побывать во многих версиях. Наиболее редкой и малоизвестной является та, которая на заводе обозначалась как ЗиЛ 131В. Этот транспорт был предназначен для работ в труднодоступных местах. Чаще всего его использовали вместе с полуприцепами и другими дополнениями.
Особую популярность эта модификация получила в сфере работ, которые затрагивают строительную отрасль. Немало экземпляров было представлено и в сельском хозяйстве – здесь нашлось самое массовое применение.
Многие задаются вопросом, в чем было принципиальное отличие модификации ЗиЛ 131В от стандартной версии. Техническая часть почти не отличалась от базовой. В конструкции использовался бензиновый двигатель, мощностью 150 лошадиных сил. Вместе с ним работала многоступенчатая механическая коробка передач и раздаточная коробка. Максимальная скорость в таком исполнении составляла 80 километров в час.
Главное отличие от базовой модификации заключалось в наличии седельно-сцепного устройства. Именно это дополнение было необходимо для того, чтобы закреплять различное оборудование. Данная версия грузового транспорта встречалась в Советском Союзе гораздо реже, чем и привлекла большой интерес.
Стандартная модификация ЗиЛ 131 отличалась повышенным расходом топлива. На 100 км транспорт затрачивал не менее 50 л горючего. Такой показатель заявлял производитель, но на деле цифра могла доходить и до 60 л. Для запаса топлива устанавливалось два бака по 170 л каждый. Масса грузового автомобиля достигала 10,5 т, а грузоподъемность 3,5 тонны.
Выпуск грузового автомобиля проводился до 2002 года. После этого на конвейер встала следующая модель. Главным недостатком ЗиЛ-131 стал неэкономичный расход по новым временам. Бензин подорожал, из-за чего модель решили убрать из оборота.
За все время производитель выпустил большое количество модификаций с разными заводскими обозначениями. Была даже специальная версия, которая не оснащалась особым военным оборудованием. В кузове не было представлено средней скамейки и фары-искателя. На Крайнем Севере трудились грузовики ЗиЛ-131С. Данная модификация имела кабину с автономным отопителем. Транспорт оборудовали так, чтобы он был максимально устойчиво к морозу. Техника эксплуатировалось при температуре до -60°.
Итог. ЗиЛ-131 стал самым массовым грузовым автомобилем в Советском Союзе. На его базе была разработана специальная версия ЗиЛ-131В. Она использовалась для работ в труднодоступных местах и дополнялась полуприцепами.
Автоэксперт,ЗИЛ 131,Завод имени И.А. Лихачева,
ЗИЛ-131 — ВЕЗДЕХОД СЕМИЛЕТКИ — Журнал «АВТОТРАК»
Все попытки модернизировать «ЗИС-151» — опытные автомобили «ЗИС-128», «ЗИС-151 Г», серийные модели «ЗИЛ-157», «157 К», «157 В» и «157 КВ» — по существу, являлись все тем же полностью устаревшим к началу 60-х американским «интернэйшнлом». Поэтому в 1956 году на Автомобильном заводе им. Лихачева был создан опытный образец нового автомобиля-вездехода «ЗИЛ-165», который использовал двигатель и другие компоненты дорожного грузового автомобиля «ЗИЛ-130», однако ходовая часть была разработана заново. Поскольку главным заказчиком новых вездеходов должно было стать Министерство обороны и машины предназначались для эксплуатации в трудных военных условиях, кабина и «оперение» «ЗИЛ-165» стали более аскетичными.
Последующие образцы автомобиля повышенной проходимости, которые в 1959 году продемонстрировали на ВСХВ, получили индекс «ЗИЛ-131» и кабину с «оперением» от гражданского «ЗИЛ-130». Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, ведь возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль «ЗИЛ-131», пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
8-цилиндровый, V-образный двигатель был заимствован от того же «ЗИЛ-130», однако он получил предпусковой подогреватель жидкостного типа, включенный в систему охлаждения. Однодисковое сухое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах и 2-ступенчатая раздаточная коробка — трансмиссия вездехода «ЗИЛ-131». В переднем ведущем мосту использовались шариковые шарниры равных угловых скоростей с делительными канавками. Включался мост автоматически электропневматическим приводом. Но в случае необходимости допускалось и принудительное включение. Подвеска переднего моста выполнялась на продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов – балансирная, также на продольных полуэллиптических рессорах. «ЗИЛ-131» оборудовался централизованной системой регулирования внутреннего давления в шинах от 0,5 до 3,5 кгс/см 2. Рулевое управление оборудовалось гидроусилителем, рабочие барабанные тормоза имели пневматический привод, ручной тормоз действовал на трансмиссию.
И хотя «ЗИЛ-131» был оригинальной конструкцией, общность технических решений роднила его с другими автомобилями повышенной проходимости, выпускавшимися параллельно, — «ЗИЛ-157 К» и «Урал-375». У всех трех машин капотная компоновка, установленная отдельно от силового агрегата 2-ступенчатая раздаточная коробка, зависимая рессорная подвеска тележки задних колес на двух продольных рессорах и шести реактивных штангах, односкатная ошиновка и система централизованного изменения давления воздуха в шинах.
Компромиссы между усложнением и упрощением рабочей схемы, удешевлением узлов и некоторой потерей эксплуатационных качеств, выигрыш определенных показателей за счет ухудшения других привели на трех сходных между собой автомобилях повышенной проходимости к совершенно различным результатам. По совокупности эксплуатационных качеств новый «ЗИЛ-131» оказался лучшим, и это должно было стать решающим фактором для прекращения выпуска «ЗИЛ-157». Однако они продолжали совместное существование на конвейере около двух десятилетий, что стало редчайшим явлением в советском автомобилестроении.
Вездеход «ЗИЛ-131» был выпущен в серийное производство позже «ЗИЛ-130», в 1967 году. Его стали выпускать сразу в трех модификациях: грузовой автомобиль с решетчатой платформой, имеющий откидные скамейки и оборудованный тентом (такие машины широко использовались в Советской Армии для транспортировки личного состава), седельный тягач «ЗИЛ-131 В» для буксировки полуприцепов и «ЗИЛ-131 Х» — грузовой автомобиль для жаркой пустынной местности. Постепенно на основе этих трех базовых автомобилей появилось огромное количество модификаций, главной из которых стал автопоезд повышенной проходимости «ЗИЛ-137-167 В», состоящий из седельного тягача «ЗИЛ-167» (модификация «ЗИЛ-131 В») и активного полуприцепа «ЗИЛ-137» с гидроприводом.
Помимо транспортных функций шасси «131»-го стали великолепным базисом для размещения различных видов вооружений. Зенитно-реактивные комплексы «Волхов» средней дальности и С-125 малой дальности получили транспортно-заряжающие машины, установленные на шасси «ЗИЛ-131». Даже знаменитый реактивный миномет ВМ-13 («Катюша»), первоначально устанавливавшийся на шасси «ЗИС-6», перекочевал на «ЗИЛ-131». Полюбили «ЗИЛ-131» и авиаторы, постепенно они стали самыми распространенными машинами в авиационных частях. Огромное разнообразие специальной автомобильной техники для обслуживания самолетов и вертолетов не позволяет в небольшой статье перечислить их все, поэтому отметим только несколько из них: аэродромный передвижной агрегат «АПА-5ОМ», для проверки обеспечения питанием бортовых систем самолетов, универсальная установка «8ГУ-50/210-131» для электростартерного запуска авиадвигателей, моторный подогреватель «УМЛ-330-131» для подогрева авиационных двигателей горячим воздухом. Но, несомненно, самыми распространенными спецмашинами военного назначения стали «ЗИЛ-131» с кузовами-фургонами, имеющими деревометаллическую герметичную конструкцию и предназначенными для передвижных штабов, специальной аппаратуры и оборудования. Самым распространенным кузовом-фургоном стал «КМ-131», используемый также для размещения станков и инструментов, в передвижных мастерских и станциях технического обслуживания.
Нельзя обойти вниманием и машины, предназначенные для очистки от снега взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и обычных шоссейных магистралей. Главный среди них — снегоочиститель «ДС-210», выпускавшийся северодвинским заводом «Севгормаш».
К следующей категории специальных транспортных средств на шасси «ЗИЛ-131», которые могли использоваться как военными, так и гражданскими службами, следует отнести топливозаправщик «АТЗ-3,4-131» с цистерной емкостью 3400 л и более произвольные топливозаправщики «АТЗ-4-131», «АТЗ-4,3-131», «АТЗ-4,4-131». А для нужд гражданских потребителей Благовещенским арматурным заводом была создана автоцистерна «АЦ-160-131» для перевозки нефтепродуктов упрощенной конструкции. Также на шасси «ЗИЛ-131» выпускалась целая гамма пожарных автомобилей-цистерн, в том числе аэродромные пожарные автомобили «АЦ-40-131».
Несколько слов об автомобилях-самосвалах на базе «ЗИЛ-131». Сразу после постройки первой промышленной партии «ЗИЛ-131» на Московском автозаводе изготовили два сельскохозяйственных самосвала с предварительным подъемом платформы «ЗИЛ-131 С». Их отогнали на Ленинские горы и сделали несколько фотографий на фоне МГУ, которые обошли страницы всей тогдашней советской автомобильной периодики. Затем один из них поставили на ВСХВ, а другой передали подшефному совхозу. Серийное же производство автосамосвалов «ЗИЛ-131 С» налажено не было, лишь несколько специально построенных самосвалов эксплуатировались транспортным цехом ЗИЛа на строительстве заводских жилых домов. В начале 90-х годов Уральский автомоторный завод разработал самосвал «ЗИЛ-131 Н», но отсутствие реальных заказов на эту машину похоронило проект.
После развала Советского Союза и Варшавского пакта отпала необходимость в производстве полноприводных армейских вездеходов «ЗИЛ-131» и тысячи машин остались на отгрузочной площадке завода, а еще многие тысячи списывались из Советской Армии и армий стран народной демократии. Эти машины совершенно не подходили для гражданских автоперевозчиков, поэтому с шасси снимали военные кузова с откидными скамейками, превращая их в специализированные машины: из военных кузовов-фургонов конверсировали вахтовки, множество монтажных коленчатых подъемников было установлено на шасси «ЗИЛ-131». Монтажная машина «МШТЗ-2 АМ», способная поднимать людей и грузы на высоту до 18 метров, монтировалась на «131»-м и раньше, как и телескопические подъемники, а вот автогидроподъемники «ПГА-325» стали новинкой.Во все времена производства «ЗИЛ-131» на его шасси монтировались бурильно-крановые машины, самая распространенная из них – «ВКМ-313» алапаевского завода «Строймаш» – оказалась незаменимой при монтаже ЛЭП и телефонно-телеграфных коммуникаций.
В 90-х годах производство «ЗИЛ-131» было полностью передано на Уральский автомоторный завод, собиравший их до самого момента банкротства, а разваливающийся московский ЗИЛ постепенно налаживал выпуск новых вездеходов «ЗИЛ-433420» и полноприводных «бычков».
«ЗИЛ-131» пользовался успехом не только на отечественном рынке – многие из этих машин шли на экспорт. В 80-е любая фотография, сделанная на улице где-нибудь в Иране, Ираке, Сирии или на Кубе, обязательно показывала советский военный грузовик «ЗИЛ-131», а во многих африканских странах успешно эксплуатировались пожарные автонасосы и механические лестницы на этом же шасси. «ЗИЛ-131» покупали Финляндия, Польша, ГДР, Венгрия, Румыния. Сегодня доля этих машин среди тяжелых грузовиков-вездеходов в отечественном автопарке намного превосходит новый «ЗИЛ-433420».
Поделиться
9287 | NHTSA
Интерпретация поиска
Джудит Джурин Семо, эсквайр.
Squire, Sanders & Dempsey
1201 Pennsylvania Ave., N.W.
Washington, D.C. 20044-0407
Уважаемая г-жа Семо:
Это ответ на ваш запрос о том, что NHTSA определило, что некоторые бывшие восточногерманские военные грузовики ZIL модели 131 не являются автомобилями и не подпадают под действие Федеральных стандартов безопасности транспортных средств. (ФМВСС). Мы не можем принять такое решение. Как поясняется ниже, грузовик ЗИЛ модели 131, ввезенный в Соединенные Штаты, считается «автомобильным транспортным средством» для целей Национального закона о безопасности дорожного движения и автотранспортных средств (Закон о безопасности) (15 U.S.C. 139).1 и далее), и подпадает под действие FMVSS.
В Вашем письме поясняется, что клиент планирует импортировать в США более 500 грузовиков ЗИЛ модели 131. Судя по всему, Ваш клиент планирует модифицировать грузовики в США для использования в невоенных целях. Ваш клиент намеревается отправить большую часть модифицированных грузовиков покупателям в других странах, но планирует продать часть грузовиков в США. В вашем письме говорится: «… [Некоторые] автомобили ЗИЛ могут быть модифицированы для соответствия требованиям DOT/NHTSA и Стандарты EPA, чтобы удовлетворить тех покупателей, которым требуются автомобили, соответствующие этим стандартам».
В соответствии с Законом о безопасности любой «автомобиль», новый или подержанный, ввозимый в США для продажи в этой стране, должен быть приведен в соответствие со всеми FMVSS, которые применялись на момент его производства. Вопрос, на который необходимо ответить, заключается в том, будут ли грузовые автомобили ЗИЛ 131 на момент ввоза считаться «автомобилями».
«Автомобиль» определяется в разделе 102(3) Закона о безопасности (15 U.S.C. 1391(3)) как: дороги и автомагистрали, за исключением любого транспортного средства, работающего исключительно на рельсах или рельсах.
NHTSA интерпретирует этот язык следующим образом. Транспортные средства, оборудованные гусеницами или иным образом неспособные двигаться по шоссе, не являются автомобилями. Кроме того, транспортные средства, разработанные и проданные только для использования вне дорог (например, транспортные средства для взлетно-посадочных полос аэропортов и устройства для подземных горных работ), не считаются автомобилями, даже если они могут быть пригодны для движения по шоссе. Транспортные средства с нестандартной конфигурацией кузова, которая легко отличает их от других транспортных средств, и развивающие максимальную скорость 20 миль в час (миль/ч), не считаются автомобилями, поскольку их использование на дорогах общего пользования носит непостоянный характер и не связано с их основным назначением. использование дороги.
С другой стороны, транспортные средства, которые используют дороги общего пользования по необходимости и периодически, являются автомобилями. Например, транспортное средство общего назначения, такое как джип, является просто автомобилем, даже если оно оснащено специальными функциями, позволяющими двигаться по бездорожью. Если транспортное средство больше всего будет использоваться на бездорожье, но оно будет проводить значительное количество времени на дороге, НАБДД интерпретирует транспортное средство как «автомобиль». Кроме того, агентство определило, что транспортное средство, такое как багги для езды по дюнам, является автотранспортным средством, если оно пригодно для использования на дорогах общего пользования и фактически используется на дорогах общего пользования значительным числом владельцев, независимо от заявленного намерения изготовителя в отношении местность, на которой предполагается эксплуатировать транспортное средство.
Применяя вышеуказанные критерии и исходя из информации, содержащейся в Вашем письме, грузовые автомобили ЗИЛ модели 131 являются автомобилями. Вы заявляете, что потенциальным покупателям в США потребуются автомобили, отвечающие требованиям FMVSS. Это говорит о том, что владельцы транспортных средств в США намерены использовать грузовики ЗИЛ модели 131 так же, как и другие автомобили, на дорогах общего пользования. Судя по вашим фотографиям, грузовики не имеют аномальных конфигураций кузова, отличающих их от других транспортных средств на дороге. Вы заявили, что грузовики развивают максимальную скорость почти 50 миль в час, скорость, подходящую для дорог общего пользования. Эти факты позволяют предположить, что грузовик ЗИЛ модели 131 разработан и предназначен для регулярного использования на дорогах общего пользования, и его следует отнести к легковым автомобилям.
Если ваш клиент по-прежнему заинтересован в импорте грузовиков ЗИЛ 131 для перепродажи в США, Закон о соблюдении требований безопасности импортируемых транспортных средств требует, чтобы агентство определило, что автомобили могут быть переоборудованы в соответствии с FMVSS, и чтобы грузовики были импортированы «зарегистрированный импортер». Агентство принимает решения на основании ходатайства производителя или зарегистрированного импортера (или по собственному желанию). «Зарегистрированный импортер» — это тот, кого НАБДД признало способным переоборудовать транспортные средства в соответствии с FMVSS. Если вам нужна дополнительная информация об определении приемлемости и процедурах импорта, сообщите нам об этом, и мы будем рады предоставить ее.
Закон о безопасности также распространяется на грузовики, которые ваш клиент хочет импортировать в США для модификации на экспорт. В соответствии с разделом 108(b)(3) Закона о безопасности FMVSS не применяются к транспортным средствам, предназначенным исключительно для экспорта. Таким образом, грузовики, ввезенные в США для модификации на экспорт, не подпадают под действие FMVSS. В соответствии с 49 CFR 591.5 импортер должен подать декларацию в соответствии с 591.5 (c) о том, что транспортное средство не соответствует всем применимым федеральным стандартам безопасности транспортных средств, бамперов и предотвращения угона, но предназначено исключительно для экспорта.
Надеюсь, эта информация окажется полезной. Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с моим сотрудником Дороти Накама по этому адресу или по телефону (202) 366-2992.
С уважением,
Джон Вомак Исполняющий обязанности главного юрисконсульта
ref:VSA102(3)#591 d:19.04.94
Купить профессиональные 3D-модели | CGTrader
Обзор 3D-моделей
КатегорииКупите или бесплатно загрузите профессиональные 3D-модели, готовые к использованию в проектах компьютерной графики, кино- и видеопроизводстве, анимации, визуализации, играх, VR/AR и других. Активы доступны для загрузки во многих отраслевых форматах, включая MAX, OBJ, FBX, 3DS, STL, C4D, BLEND, MA, MB и других. Если вы ищете высокополигональные или 3D-ресурсы в реальном времени, у нас есть ведущая библиотека цифрового искусства для всех ваших нужд.
Самолеты 3D-моделиЭта категория охватывает 3D-модели самолетов. Компьютерные самолеты подойдут для моделирования, визуализации, рекламы и видео. Корпуса и детали дронов порадуют любителей крошечных летательных аппаратов. А ригг-модели готовы к импорту в игровые движки.
Животные 3D-моделиКоллекцию 3D-фауны — кошек, лошадей, медведей, носорогов, орлов, львов и других — можно найти здесь. 3D-животные компьютерной графики удовлетворят потребности рекламы или статических сцен. У нас также есть модели животных для игр.
Архитектура 3D-моделиЛестницы, камины, 3D-модели, а также такие украшения, как рама, подушка или лампа, можно найти в обширной библиотеке моделей архитектурных деталей. Интерьер и экстерьер можно использовать для создания цифровых кухонь, спален, замковых комнат или подземелий, независимо от того, являетесь ли вы архитектором, инженером или независимым разработчиком игр.
Экстерьер 3D-моделиПросмотрите архитектурные экстерьеры от фасадов, городских зданий до ландшафтных объектов, жилых домов, промышленных сооружений и полномасштабных 3D-моделей города. Некоторые ресурсы являются низкополигональными и могут помочь вам завершить игру или приложение VR/AR.
Интерьер 3D-моделиЭта категория содержит реалистичные 3D-элементы и детали архитектуры, строительства и инженерного дизайна интерьера. Вы можете использовать эти 3D-модели для анимации или игр — некоторые из них являются низкополигональными.
Автомобили 3D-моделиКатегория автомобилей содержит 3D-модели автомобилей, низкополигональные версии которых будут интересны геймдизайнерам, другие — создателям фильмов или рекламодателям. От классических автомобилей до гоночных и гоночных автомобилей, а также концептов — существует огромное разнообразие 3D-моделей автомобилей.
Персонаж 3D-моделиВ этой категории вы найдете 3D-модели человека, людей, научной фантастики, одежды и прочего. От сердца и руки до детализированных реалистичных мужских или женских моделей. Ряд моделей сфальсифицированы и могут быть легко добавлены в вашу игру или анимацию.
Еда 3D-моделиЕда помогает создавать реалистичные сцены из домашней жизни. 3D-фрукты, овощи, напитки и еда — все это здесь. Реклама ресторанов, AR-приложений для здорового питания. Если вы искали 3D-пиццу или модель свадебного торта, они здесь.
Мебель 3D модели3D столы, стулья, диваны, кровати различных фактур (дерево, металл и т.д.) и стилей (ретро, модерн и т.д.) всегда в наличии. Эта категория предназначена для всех, кто занимается архитектурой и дизайном интерьеров, а также для рекламодателей.
Предметы домашнего обихода 3D-моделиПредметы домашнего обихода 3D-модели используются для детализирования комнат. Вы можете поставить на стол трехмерный обеденный сервиз или поставить контейнеры для перца и соли, чтобы завершить интерьер кухни, возможно, поставить несколько огней и цветов возле кровати, чтобы создать ощущение роскоши.
Промышленность 3D-моделиСтроительные материалы, инженерные инструменты, машины и контейнеры, которые предоставляют как детали окружающей среды, так и интерактивные, оснащенные элементы. Это идеально подходит для разработчиков игр-симуляторов или людей, строящих уровень строительной площадки.
Растения 3D-моделиЭта категория содержит 3D-модели организмов флоры, таких как цветы, деревья, трава, лианы, зелень, травы, многолетники, саженцы, побеги, кустарники, черенки, побеги, лианы, сорняки. Чтобы купить или загрузить бесплатную 3D-модель, просмотрите категории ниже.
Космос 3D-моделиКосмос — это категория низкополигональных, готовых к игре моделей научно-фантастических космических кораблей, астероидов, планет (включая Землю и реалистичные космические челноки для более склонных к науке. 3D-космические модели полезны для Виртуальные космические симуляторы.
Транспортные средства 3D-моделиГрузовики, машины скорой помощи, автобусы, поезда, тракторы, велосипеды и мотоциклы — эта категория для тех, кто хочет, чтобы улицы их городов были заполнены реалистичными и научно-фантастическими транспортными средствами, а также для тех, кто занимается моделированием игры или оформление постеров.