Мотор болотоход своими руками чертежи: инструкция, чертежи и описание самодельного мотора

Содержание

Подвесной лодочный мотор болотоход на портале Сделай сам


Мотор болотоход своими руками чертежи

Здравствуйте дорогие самодельщики.

Меня зовут Андрей, я из Москвы. Хочу поделиться с Вами своим последним изделием.

Для начала немного лирики и истории.

Идешь на рыбалку или охоту и думаешь хватит ли сил на обратную дорогу? Ведь сегодня решил и в затон сходить, поблеснить щукаря среди лопухов и на тяге вечерней у дальнего острова в тростнике постоять, а к нему только полчаса через заросшие протоки толкаться…

Ведь, как известно, как раз на границе с густо заросшей водорослями части водоема и прячется вожделенная рыболовами добыча – щука. Да и колонии утки – самой динамичной, многочисленной и интересной дичи осенней охоты редко выбираются на открытую воду. При отсутствии собаки охотнику, порой, приходится, километры проталкивать лодку шестом через заросли камыша и тростника. Иногда плотность зарослей такова, что лодка продвигаясь по ним как будто лезет на берег. О применении подвесного лодочного мотора, охлаждаемого забортной водой тут не может быть и речи, а вот болезненные мозоли, стертые в кровь обеспечены. Вот и задумываешься о каком-нибудь средстве механизации, что бы добраться до нужного водного угодья. Тут и пригодился бы подвесной болотоход.

В основном для охлаждения лодочных двигателе используется забортная вода. Проходимость таких судов в большой степени зависит от чистоты водоема. Любая водная растительность на нем становится определенной преградой движению. Мелководные и заболоченные водоемы становятся вообще не проходимыми.

И вот в 40-х годах приходит идея использования движителя на разделе сред водяной и воздушной. Это мотор с полупогруженным пропеллером, который работает вблизи поверхности воды. Ярким примерами могут служить советский мотор-весло МВ-72 (с мотором мотоцикла М-72), мотор-весло MB-180 с использованием двигателя от бензопилы воздушного охлаждения и германский мотор-весло водяного охлаждения Maybach S5.

Водяное охлаждение Maybach сводило на нет возможность его применения для движения судна по мелководью и водной растительности. А колоссальный вес не позволял оперативно перемещать его с судна на судно.

Иначе к решению проблемы подошли водномоторники государств Юго-Восточной Азии. Здесь около 50 лет назад стали использовать для таких водоемов мотор-весло с двигателями воздушного охлаждения разных мощностей вплоть до автомобильных. Обуславливалось это, скорее всего, непомерной бедностью стран и недоступностью по цене для их населений более дорогих классических водных моторов.

Однажды побывав во Вьетнаме и развивая не новую идею движителя воздушного охлаждения с полупогруженным винтом, которому не страшны мелководье, болота, грязь, заросли тростника и камыша, американец Уоррен Кок около 20 лет назад разработал первую опытную модель такого двигателя с укороченным валом. Дело в том, что очень длинные валы 3 метра и более, применяемые в Азии, обуславливаются не возможностью сильного наклона головки четырехтактного двигателя относительно горизонтального положения для погружения пропеллера в воду. Масло в картере двигателя стекает в сторону наклона и мотор, лишенный смазки перегревается. Поэтому Кок применил в конструкции карданный вал и задал при помощи него начальный угол наклона вала к воде. Наклон этот зависит от высоты борта лодки, на которую устанавливается мотор. Чем выше борт, тем в более нагруженных условиях работает карданный шарнир вала. Подобные модели и некоторые их модификации выпускаются в США и по сей день.

В России огромное количество водных ресурсов. Большое их число мелководно, полузаболочено, имеет заросли водной растительности, тростника и камыша. Передвижение по ним было бы удобно при помощи двигателя воздушного охлаждения с полупогруженным пропеллером.

Однако двигатели такого рода по непонятным причинам у нас отсутствуют до сих пор .

Вот я и решил повторить опыт Уоррена.

Двигатель состоит из двух модулей — стубцины крепления к транцу лодки и собственно мотора в сборе с опорной платформой и валом в трубе дейдвуда. Варил из самых легкодоступных материалов — мягкой стали для стандартного проката. Используется листовая сталь, толщиной 4 мм.

Конструкция понятна из фото. Верхний болт это ось на которую потом сажается мотор. А с боку болт, при перемещении которого, регулируется угол наклона верхней опорной пластины и всего двигателя вцелом.

Загрунтовал и покрасил — получилось очень по военному — на танк похоже.

Внутренние валы и узлы крепления подшипников пришлось заказать на заводе по моим оригинальным чертежам. Ни токарного станка, ни опыта работы на нем у меня нет.

Стандартный китайский мотор от сельхозтехники установил на опорную платформу. Трубу с установленным в ней валом через карданную муфту монтируем на вал двигателя и только после этого отъюстировав ее по уровню и наклону привариваем к платформе и щеке мотора по месту.

Может тут не очень хорошо видно, вот с другого ракурса

С боку приварен кусок трубы в который вставлена рукоятка и зафиксирована двумя болтами. Ручка газа стандартная от мопеда. Внизу установлена пластина над пропеллером для снижения его кавитации. Под пропеллером находится ограничительное перо для защиты пропеллера.

В общем-то и всего делов.

Очень подробно конструкцию можно увидеть в ролике

Недавно один знакомый предложил купить у него комплект для переделки универсальных двигателей в лодочный мотор. Эти моторы верой и правдой тысячами часов служат в бензогенераторах, мотоблоках, мотопомпах, снегоуборщиках, вибротрамбовках и другой малой технике. Изучив этот вопрос, долго не думая, состряпал это видео.

Процесс изготовления болотохода своими руками

Независимо от выбранного варианта машины, технологические этапы изготовления имеют определенный стандарт и подходят для процесса изготовления любого вида подобного изделия. Различают такие этапы:

  • Выбор типа изделия и обеспечение его рабочими чертежами. Если нет опыта подобных работ, лучше поручить это дело профессионалу. Любые неточности на чертежах сведут на нет всю работу.
  • Выбор основной рамы для болотохода. Существует много вариантов, когда в качестве рамы используется мотоцикл, автомобиль или другая, самодельная конструкция. Как правило, любители стараются использовать то, что имеется под рукой. Подобный подход экономит как средства, так и затраченное время.
  • Изготовление или использование подходящей, уже готовой подвески. Несмотря на то, что при использовании готовой подвески значительно экономится время, изготовление подвески своими руками имеет свои плюсы. В данном случае, удастся создать аппарат, который будет соответствовать всем требованиям проходимости и комфорта.
  • Монтаж колес, которые устанавливаются на заднем мосте. В основном, для этого применяют ступицы из металла. Лучшим вариантом считается применение камер с низким давлением, которые можно позаимствовать у больших грузовиков или их прицепов. Такой подход повысит не только безопасность передвижения транспорта по бездорожью, но и повысит степень управляемости изделием в таких экстремальных условиях. Использование вместо колес гусениц сопровождается непомерной сложностью в процессе их установки. Их трудно не только изготовить, но и достать.
  • Крепление двигателя. Этот этап сопровождается установкой системы охлаждения двигателя, а также монтажом других дополнительных систем, связанных с отводом отработанных газов, системы сцепления, установки корпуса и разводки бортовой электропроводки, без чего не будут работать фары и освещение салона.
  • На завершающем этапе придется запустить двигатель и протестировать болотоход, что позволит оценить степень правильности его сборки и подтвердить все расчетные характеристики. В случае обнаружения каких-либо недочетов, их следует немедленно устранить, поскольку безопасность устройства должна быть на первом месте.

Выбор двигателя

От выбора двигателя будут зависеть основные характеристики изделия. Как говорится, можно втиснуть любой подходящий двигатель, но лучше обратить внимание на его мощность, поскольку болотоходы работают в условиях больших нагрузок и на протяжении длительного времени.

В условиях самостоятельного изготовления болотоходов возможно применение:

  • Двигатели от мотоцикла
    . На самом деле это не самый лучший вариант, так как придется позаботиться о хорошем охлаждении двигателя. Кроме этого, мотоциклетные двигатели не имеют достаточной мощности. Если и получится аппарат, то уж слишком слабый.
  • Двигателя от автомобиля
    . Особенно актуален вопрос о применении двигателя с воздушным охлаждением от автомобиля «ЗАЗ». Это двигатели, которые обладают всеми необходимыми характеристиками при изготовлении болотохода. Как показала практика, они безотказные как при высоких, так и при низких температурах.
  • Подойдут и другие двигатели от отечественных автомобилей, хотя многие из них не имеют воздушного охлаждения, что затрудняет их применение.
  • Двигателя от мотоблока
    . Этот вариант так же считается перспективным. Довольно часто любители используют детали от тракторов, а также от других двигателей.

Ходовая часть

Как уже указывалось ранее, изготовление ходовой части своими руками должно быть в приоритете. Но здесь все не так просто, так как придется обращать внимание на следующее:

  • Качество изготовления подвески повлияет на конечный результат в плане комфорта передвижения и в плане проходимости. Это почувствует, как владелец транспортного средства, так и пассажиры.
  • Изготовить подвеску помогут различные чертежи и схемы, где указываются все материалы для изготовления, такие как трубы, уголки, швеллеры и т.д. Для изготовления следует брать только прочную сталь, что позволит прослужить самодельному устройству не менее 20-30 лет.
  • Конструкция рамы может быть либо сцепной, либо сочлененной. Второй вариант более сложный в реализации, но болотоход может получить дополнительные возможности по проходимости.

Для чего нужен болотоход рыбаку?

Болотоход применяется профессиональными рыболовами, начинающие рыбаки чаще всего довольствуются открытыми для доступа водоемами. В то время как профессионалы ищут сложные и труднодоступные места вылова рыбы. В таких местах можно поохотиться за большими трофеями.

Применение болотохода имеет следующие особенности:

  • позволяет преодолевать мелководье;
  • позволяет преодолевать топкие места;
  • очень часто используется для новых мест, в которых ранее не проходила рыбная ловля
  • может использоваться в качестве транспорта по местности с отсутствием дорог.

Для чего рыбаку необходим болотоход?

Как правило, начинающих рыболовов подобный аспект не интересует, а вот опытных, которых ничем не удивишь, эта машина непременно заинтересует. Наличие болотохода позволяет решить массу проблем. Например:

  • Преодоление непроходимых участков. Ведь рыбы больше там, где не ступала нога человека.
  • Поиск новых участков для рыбалки.
  • Выезды на рыбалку, где отсутствуют нормальные дороги. Это очень важно в условиях, где погода не балует отдыхающих солнечными днями, а обильно поливает атмосферными осадками.

Как сделать болотоход своими руками?

Приобрести болотоход можно в специализированных магазинах, многие рыболовы делают такое устройство самостоятельно. Это позволяет воплотить все нужные требования и смастерить устройство по личным предпочтениям.

Для самостоятельного изготовления следует соблюдать следующие этапы:

  1. Сделать все необходимые чертежи и подготовить материалы.
  2. Сделать раму для будущего вездехода.
  3. Подготовить подвеску.
  4. Монтировать колеса.
  5. Установить двигатель.
  6. Смонтировать систему проводки и освещения.

На последнем этапе проводится проверка устройства и устраняются все недостатки.

Чертежи болотохода

Выбор двигателя

При выборе двигателя нужно учитывать мощность устройства и его размеры.

Могут быть использованы следующие виды двигателей:

  • двигатель от мотоцикла – применяется, если конструируется небольшое средство на одного человека. Однако многие рыболовы не советуют использовать такой вид двигателя, болотоход должен иметь возможность преодолевать большие нагрузки, с чем обычный мотоциклетный двигатель не справится;
  • автомобильный двигатель – применяется очень часто, особенно если это марка автомобиля «ЗАЗ». Устройства имеют высокий уровень мощности и тяговых способностей, что позволяет применять болотоход даже в экстремальных условиях;
  • двигатель от мотоблока или небольшого трактора. Является частым случаем, так как такие устройства отвечают всем необходимым условиям.

Ходовая часть

При монтаже ходовой части важно подобрать качество метала и соблюсти все мелочи, которые будут влиять на комфорт передвижения и длительность эксплуатации. Изготавливается ходовая часть с использованием уголков, листов прочного металла.

Также в конструкции могут быть использованы металлические трубы. Используются сцепные рамы, однако многие рыболовы применяют рамы из старых транспортных средств, меняя их конструкцию по своему усмотрению.

Гусеница или шины?

При выборе гусениц или шин каждый пользователь индивидуально рассматривает данный вид вопроса. Гусеницы являются более сложным видом конструкции, однако в процессе перемещения по непроходимым местам имеют большее преимущество, нежели шины.

Шины для болотохода используются намного чаще, связано это с доступностью детали и более простым монтажом.

Как изготовить колеса для болотохода своими руками?

Для изготовления колес в домашних условиях необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  • подготовить скаты от грузовика, вымыть их устранить возможные повреждения, тщательно высушить;
  • используя белый маркер нанести рисунок, наиболее часто используется орнамент в форме елочки;
  • сделать небольшой надрез и, используя пассатижи, устранить проволочный корд;
  • используя строительный нож, необходимо сделать надрезы в местах, где будет сниматься верхний слой шины. Устранить верхний слой, оставив только места, где будет просматриваться рисунок. Для устранения верхнего слоя можно использовать лебедку;
  • поверхность колес должна быть тщательно отшлифована наждачной бумагой или специальным прибором для шлифовки;
  • для монтажа используется стандартный диск, предварительно зачищается и устраняются возможные острые края, которые могут повредить шину.

Содержание:

  • 1 Для чего рыбаку необходим болотоход?
  • 2 Что лучше, купить болотоход или сделать самому?
  • 3 Процесс изготовления болотохода своими руками 3.1 Выбор двигателя
  • 3.2 Ходовая часть
  • 4 Гусеница или шины низкого давления
  • На рынке можно встретить некоторые модели заводского изготовления. К сожалению, подобные изделия не дешевые. К тому же, они не удовлетворяют большинство покупателей своими характеристиками. В связи с этим, некоторые любители их изготавливают самостоятельно. Их не останавливает даже тот факт, что занятие это не из простых. Без определенных знаний и навыков, особенно первый раз, вряд ли получится действующий экземпляр.

    Из чего состоит самодельный мотор

    Самодельный лодочный мотор может быть изготовлен из разнообразных материалов. При этом важно знать, как он именно устроен. Отличным помощником в изучении его конструкции является старый механизм. Стандартный лодочный мотор состоит из:

    1. двигателя;
    2. коромысла;
    3. струбцина;
    4. фиксаторов;
    5. специальной головки.

    Каждый из перечисленных элементов мотора выполняет свою роль. Так, струбцина закрепляет мотор на борту, а коромысло принимает участие в работе клапанов мотора. Ниже представлены варианты изготовления разных лодочных моторов в домашних условиях.

    Любые электромоторы, изготовленные дома или на производстве, работают за счет электрического двигателя. При создании домашнего лодочного мотора своими руками, двигателем можно выбрать двигатель шуроповерта или аккумуляторной дрели.

    Гусеница или шины низкого давления

    Конструкция болотохода может быть реализована или на гусеницах, или на пневматическом ходу. Каждый из видов характеризуется своими данными.

    Самодельные транспортные средства на гусеницах встречаются, но намного реже, по сравнению с пневматикой. Это обусловлено сложностью в изготовлении. Несмотря на это, проходимость у подобных аппаратов намного выше, что заслуживает на внимание. К недостатку следует отнести тот факт, что подобные двигатели требуют большого расхода топлива. Сложность реализации такого проекта заключается еще и в том, что подобные ходовые части практически не выпускаются заводами, поэтому приходится все детали собирать руками, а это очень затратно, как по времени, так и по средствам. Скорее всего, большие затраты влияют и на производство подобных аппаратов в заводских условиях.

    Самодельные болотоходы на шинах низкого давления – это более реалистичный и более выполнимый проект. Затраты на изготовление такого транспортного средства незначительно ниже, чем на гусеничном ходу, да и времени на сборку пойдет меньше. Кроме этого, проблем с запасными частями и деталями для изготовления, практически нет. К тому же, ходовая часть на пневматике проще в техническом плане. В связи с этим, подобные самодельные устройства пользуются большой популярностью.

    Электромоторы своими руками

    Производство лодочного электромотора своими руками на дрели состоит из следующих шагов:

    1. Создание подъемного механизма крыльчатки. К струбицам необходимо приварить трубу из металлического материала. Приваривать рекомендуется таким образом, чтобы зажим струбицы хорошо крепился к борту лодки.
    2. Установка вала и работы с винтом. После крепления струбиц приступают к вопросам, связанным с погружением винта. Степень успешного погружения лодочного винта в воду напрямую зависит от вставленной в зажимы трубы. Труба должна обеспечивать погружение винта ниже ватерлинии. На саму же трубу прикрепляют специальный каркас (база) в виде пирамиды. В верхней части каркаса, то есть на базе размещают подшипник. Снизу же необходимо приварить специальную трубку. Через эти два элемента пропускается вал. Валом для электромотора может послужить любой стержень. Советуют использовать нержавеющие стержни. По концам вала просверливают стержни. Далее, вал садят на ось винта. При этом нижний конец трубы важно загерметизировать.
    3. Установка репродуктора. Для электромотора понадобится два репродуктора. Крепятся они по обеим сторонам вала. Устанавливать репродукторы для самодельного механизма рекомендуют самостоятельно. Самостоятельная установка помогает правильно подбирать количество оборотов. Для создания самодельного лодочного электромотора подойдёт репродуктор старой техники. Если такового не имеется, репродуктор приобретают в магазине. Выбор репродуктора влияет на качество работы всего электромотора. Репродуктор не должен способствовать повышению количества оборотов. В противном случае лодке не удастся развить необходимую скорость. Вал пропеллера с репродукторами крепят к трубе из ПВХ. В качестве пропеллера выбирают пропеллеры от старых устройств. Трубу с репродукторами крепят к стойке. Концы трубы следует герметизировать втулками.
    4. Изготовление специальной конструкции. Последний этап в создании и установке электромотора. Основные работы связаны с установкой двигателя и верхнего репродуктора. Созданная конструкция должна защитить двигатель от залива водой. Сама лодка оснащается вентиляционными отверстиями и подводом питания. Размеры отверстий и подвода напрямую будут зависеть от размера лодочного двигателя.

    Преимущества электромотора

    Перечисленные этапы и рекомендации помогут соорудить электромотор для лодки своими руками при помощи дрели. Электромоторы из дрели обладают несколькими преимуществами. Например:

    • возможность использовать разные источники питания;
    • В случае поломки дрели ее можно отремонтировать. В продаже имеются детали для ремонта дрели. В крайних случаях дрель меняют на новую;
    • создание электромотора из дрели обойдется дешевле, чем покупка мотора в магазине;
    • Аккумулятор дрели работает бесшумно. Тихая работа аккумулятора только на руку. Особенно во время рыбалки на лодке;

    Однако дрель – не единственный материал, из которого возможно изготовление самодельного лодочного электромотора. Нередко электромоторы изготавливают из шуроповертов.

    Особенности электромотора из шуруповерта

    Лодочный электромотор состоит из разных деталей. Сюда входит стяжки, шпильки и доски. Менее известной деталью лодочного мотора из шуроповерта является угловой репродуктор. Не обойтись здесь и без винта. В данном случае необходимо два винта. Первый можно назвать водным винтом, так как располагается под водой, а второй гребным. В качестве гребного винта подойдет винт от автомобильного аккумулятора.

    Лодочный мотор из шуроповерта имеет ряд своих достоинств и недостатков. К достоинствам относят низкую стоимость электроэнергии. К недостаткам низкая скорость электромотора. Существуют способы увеличить скорость мотора, например, использовать аккумулятор от автомобиля, который подарит дополнительный запас энергии. Вторым недостатком лодочного мотора из шуруповерта считают потребность приводить в движение лодку, в случае разряжения аккумулятора.

    Мотор на основе бензопилы

    Еще одним приемлемым вариантом самодельного мотора для лодки является мотор из бензопилы. Бензопила, используемая в качестве двигателя, требует некоторой модернизации. Но прежде чем ее проводить, необходимо убедиться, что бензопила поддается изменениям и у вас есть навыки в этом деле. В противном случае лучше покупать готовую конструкцию.

    Для изготовления такой бензопилы необходимо уже знакомые инструменты. Среди них винт, редуктор, струбцина и сама бензопила.

    Сооружение мотора для лодки состоит из таких шагов:

    1. Замена одного агрегата на другой. Винт заменяет основу для цепи. Производится перестановка механизмов. Работа по замене механизма включает в себя замену пружины и соединение чаши и кружки муфты со скобами, а затем сжимаются с винтом и с шайбой. Далее, винтом с планкой перекрывают штифт, который соединяет вал и чашку;
    2. Соединяется вал репродуктора с мотором. Вслед за этим производят закрепления двигателя и вала. Закрепляют с помощью специального крепления, вырезанного болгаркой;
    3. Работа с поворотным узлом. Конструирование поворотного узла заключается в сваривании и соединении с такими предметами, как металлический стержень, труба, шестигранная полая направляющая и специальная металлическая прямоугольная заготовка. Затем направляющею и стержень посредством сварки соединяют с “ручкой”. Завершающим этапом в работе с поворотным узлом считается насаживание узла на вал и дальнейшее его закрепление;
    4. Работа с винтом. Далее винт с помощью шпильки соединяют с валом репродуктора. После соединения репродуктор заправляют специальным трансмиссионным маслом;
    5. Завершающим этапом создания ручного мотора из бензопилы является окончательный сбор всей конструкции.

    ВЕЗДЕХОДНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ (ЧАСТЬ 2. МОТОР-ВЕСЛО)

    Зтими лодочными моторами я впервые заинтересовался, когда уже сделал свой первый водомет. До летнего сезона было еще далеко, а голова продолжала думать на ту же тему — наилучший самодельный ПМ для малых рек. И тут мое внимание привлекли видеосюжеты из Юго-Восточной Азии, где исключительное распространение получили конструкции типа мотор-весло, называемые также Long Tail — «длинный хвост». Тяжелые установки с автомобильными дизелями на больших шаландах катают туристов по морю, а легкие — с одноцилиндровыми «воздушниками» — по рекам и даже по болотам, по которым и на веслах-то не пройти. Мало того, почти такое же мотор-весло с мотоциклетным мотором рабочим объемом всего 150 см3 разгоняет легкую лодочку с таким же легким водителем-тайцем до 150 км/ч!

    ИСТОРИЯ

    Мотор-весло, или «руль-мотор», как иногда пишут в старых книгах, появился в Европе, точнее во Франции, в 1904 году, раньше классического лодочного мотора с коническим редуктором, изобретенного, как известно, американцем Оле Эвинрудом. Автором первого мотор-весла (по-французски motogodille) был Габриэль Труше (Gabriel Trouche). В первой половине прошлого века подобные конструкции применялись довольно широко, особенно в Германии и Франции. Наиболее известно немецкое мотор-весло Maybach S5, входившее в комплект саперной штурмовой лодки Sturmboot 39. После войны аналогичные силовые установки МВ-72 с двигателем от мотоцикла М-72 и МВ-180 с двигателем от бензопилы находились на вооружении инженерных войск Советской Армии, но довольно быстро они были заменены на более удобные обычные лодочные моторы. Тем не менее, доставшаяся мне в наследство от деда «Настольная книга рыболова-спортсмена», изданная в 1960 году, пишет: «Подвесные моторы отчасти неудобны тем, что винт их расположен ниже дна лодки. <…> В подобном положении более пригоден «руль-мотор» с наклонным валом. Его винт можно поднять до самой поверхности воды, не прекращая движения, а лишь изменяя наклон вала».

    Изобретатель мотор-весла француз Габриэль Труше со своим детищем (фото 1904 года)

    Однако в странах Юго-Восточной Азии мотор-весла «выжили» и даже получили гораздо большее распространение, чем лодочные моторы классической ныне схемы. Причина, конечно, в том, что население этих стран небогато, а мотор-весло обходится недорого. Можно использовать практически любой двигатель от мотоцикла или автомобиля, и, как правило, уже бывший в употреблении. Дорогой редуктор не нужен, а для «хвоста» с трансмиссией легко приспособить строительные или даже водопроводные трубы. Да и сама азиатская природа с ее многочисленными мелкими, мутными и часто сильно заросшими реками также способствует массовому продвижению подобных конструкций. Причем, следует заметить, что далеко не все восточные мотор-весла — это обязательно самоделки. В Таиланде, например, их рынок поделен практически пополам между двумя фирмами: SPS и ККК. Интересно, что сейчас продукция этих компаний под общим брендом Long Tail доступна и в России.

    Легкий Long Tail на гонках. Лодка — типичный восточный сампан из нескольких дощечек, но с поперечным реданом. Вес ПМ около 10 кг, это одноцилиндровый моторчик от мотоцикла. Скорость около 100 км/ч!Тяжелый Long Tail с мощным дизелем на полной скорости. Для движения в таком режиме, переходном к глиссированию, лодка имеет в корме деревянные транцевые плиты

     

    Тайский вариант «гоночного» винта. Обратите внимание на огромный шаг и отсутствие огражденияНемецкая штурмовая лодка Sturmboot 39 с мотор-веслом Maybach S5. Наверно, для боевых условий это не самое лучшее решение: экипаж пригнулся, а водитель вынужден управлять судном, стоя под пулями в полный рост

    КОНСТРУКЦИЯ

    Все мотор-весла так называемого «восточного» типа имеют одну конструктивную схему. Легкая труба, в которой вращается гребной вал, крепится четырьмя гайками прямо к фланцу двигателя. Никаких раскосов, подкреплений, карданных сочленений, как у тяжелых «болотоходов» американского типа, здесь нет. И с такими простейшими конструкциями живут на воде тысячи, если не миллионы людей, ловят рыбу, перевозят пассажиров, а в свободное время бьют рекорды скорости в своем классе!

    Несложный расчет вала на резонансную частоту вращения показал, что азиатская конструкция действительно очень интересна, если не сказать гениальна. Так как я уже задумался об ее воспроизведении, то взял свой конкретный случай — стальной вал диаметром 8 мм и длиной 1500 мм. Оказалось, что его резонансная частота вращения составляет 845 об/мин. То есть при рабочей частоте двигателя 3000 — 3600 об/мин конструкция находится далеко в закритическом режиме. Проще говоря, за время одного оборота сам по себе довольно гибкий вал просто не успевает прогнуться и работает как абсолютно твердое тело. Нужно только, чтобы он был хорошо сбалансирован и никакие внешние подкрепления ему не требуются.

    Заинтересовавшись мотор-веслом, я составил для себя задание на проектирование. Мотор задумывался скорее как ходовой макет для маленькой лодочки, интересно было посмотреть своими глазами, как он будет работать. В качестве силовой трубы и вала можно использовать штангу мотокосы в сборе длиной 1,5 м. Винт проще всего взять готовый, например, двухлопастной от «Салюта» с диаметром 140 мм и шагом 118 мм. Его рабочая частота вращения составляет 2500 — 3000 об/мин, а лопасти имеют саблевидную форму, препятствующую наматыванию травы. У мотор-весла редуктора нет, поэтому для такого винта высокооборотная триммерная мотоголовка непригодна. Необходим четырехтактный низкооборотный мотор мощностью около 3 л.с. Диаграмма винтовой характеристики «Салюта» и внешние скоростные характеристики нескольких подходящих для этого винта двигателей приведены на рисунке.

    Нужный двигатель попался мне на глаза случайно, когда, будучи в служебной командировке в Рязани, я зашел в привокзальный магазин для дачников. Это был Lifan 152F рабочим объемом 98 см3, развивающий мощность 2,5 -3,0 л.с. Конструкция нижнеклапанного мотора очень любопытна, и его смело можно отправлять прямиком в Политехнический музей. Вероятно, это устаревшая китайская копия «Хонды» 60-х годов, которая, в свою очередь, была копией американского «Бриггса» из 40-х годов прошлого века. Зато частота вращения всего 3000 об/мин — как раз то, что мне нужно. Моторчик массой 8,6 кг оказался совершенно необременительным, и я легко доставил его на электричке в Москву. Стыковка ДВС, приводного и гребного валов выполнена с помощью простых резьбовых муфт, что для мощности 2,5 л.с. вполне допустимо. Гребной вал сделан из болта М12. В качестве радиального и упорного подшипников гребного вала использованы фторопластовые втулки со смазкой забортной водой, известные в «большом» судостроении как подшипники Гудрича. По поводу их долговечности были сомнения, но они не оправдались — небольшой радиальный люфт появился только к концу второго сезона эксплуатации. Но если учесть, что изготовление таких втулок на токарном станке занимает примерно 15 минут, это нормально.

    Конструкция штанги, крепление гребного винта и его ограждения

    В качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю я использовал продающуюся в хозяйственном магазине стальную ножку стола диаметром 50 мм. Оставлены на месте все четыре имевшиеся в конструкции мотокосы шарикоподшипника. Концевая часть штанги загерметизирована двумя манжетами с набивкой между ними «литола» через пресс-масленку.

    Винтовая характеристика двухлопастного винта ПМ «Салют» и внешние скоростные характеристики четырехтактных двигателей с горизонтальным валомКрепление гребного винта и его ограждение

    Подвеска мотор-весла, в отличие от обычного лодочного мотора, должна иметь две степени свободы. Я использовал струбцины от «Салюта». В нерабочем положении мотор-весло разворачивается на 180°, винтом в лодку.

    Центровка мотора должна быть такой, чтобы при заглушенном двигателе штанга с винтом под действием силы тяжести слегка опускалась вниз, как это показано на схеме. При работе же мотор-весла появившаяся сила тяги создает момент относительно горизонтальной оси подвеса, за счет чего винт будет подниматься, пока он частично не выйдет из воды. Тогда тяга, естественно, упадет и наступит равновесие, винт будет работать у поверхности воды в частично погруженном положении. При необходимости увеличить тягу винт легким усилием руки заглубляется. Такой вариант центровки обеспечивает наиболее легкое управление мотор-веслом.

    Конструкция подвески мотор-веслаСхема установки мотор-весла и его центровкиВ качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю использована ножка стола диаметром 50 мм

    В нижнем положении винта угол наклона мотор-весла не должен превышать 20°. А предельный, согласно руководству по эксплуатации, угол наклона четырехтактных двигателей с горизонтальным коленвалом составляет 30°. Для ограничения максимально возможного угла наклона подвеска должна иметь соответствующие упоры.

    Управление мотор-веслом требует приложения серьезных физических усилий. Поначалу я сделал складной румпель на довольно мощной петле, приобретенной в хозмаге как «дверная петля для ворот». И эта конструкция благополучно… развалилась в первой же относительно дальней поездке. Вывод — румпель, которым приходится постоянно работать, должен быть прочным, как черенок лопаты. А любые вращающиеся рукоятки управления, как на классическом лодочном моторе, тут противопоказаны. Управление дроссельной заслонкой карбюратора выполнено посредством той же, немного удлиненной рукоятки, что была на исходном моторе Lifan 152F, то есть с использованием центробежного регулятора частоты вращения, настроенного на 3000 об/мин. Это позволяет не «перекрутить» ДВС при подъеме винта из воды.

    Гребной винт имеет легкое ограждение. На тайских конструкциях его нет, что конечно повышает их к.п.д. и «вездеходность», но о безопасности своей и окружающих лучше все-таки позаботиться.

    Масса моего мотор-весла в сборе составила 13,6 кг. В походном положении оно легко разбирается на две части: штангу с гребным винтом длиной 1,5 м и двигатель с подвеской. При желании румпель можно также снять.

    ИСПЫТАНИЯ

    Первая же проба самодельного мотор-весла на быстрой и мелководной Истре привела меня в восторг! Особенно после долгих мучений с водометом. Лодочка двигалась со скоростью 8-10 км/ч, то есть даже быстрее, чем с традиционным ПМ той же мощности, например, со знакомой мне Honda BF2. Это, думаю, объясняется тем, что винт мотор-весла работает далеко от лодки, в невозмущенном потоке.

    На открытой воде мотор-веслом можно управлять в одиночку. На заросшем водоеме лучше иметь напарника: один смотрит вперед, куда движется лодка, а второй назад — где работает винт

    Если же водоросли наматывалась на ограждение винта, достаточно было поднять его из воды и потрясти. Центробежный регулятор не дает при этом «перекрутить» двигатель. А в особо тяжелом случае можно заглушить мотор и развернуть его винтом в лодку для очистки.

    Есть несколько очень интересных особенностей практического применения мотор-весла. Оказалось, что для уверенного плавания с ним нужны… две пары глаз. Одна должна смотреть вперед, куда движется лодка, а вторая назад — где работает винт. Самый лучший результат на сильно заросшем водоеме, таком как верховья Москвы-реки, дает работа вдвоем: один судоводитель следит за винтом и погружает его в чистую воду, а второй носовым веслом задает лодке курс.

    Другое наблюдение. Лодка с мотор-веслом фактически имеет два режима движения. В первом винт опущен в воду полностью, на максимальную глубину, допускаемую ограничителем. При этом достигается наибольшая скорость, но возможно наматывание травы. Во втором случае винт погружен примерно на половину диаметра — тяга и скорость, естественно, падают, но наматывание травы практически исключено. Можно даже «перелезать» через перегораживающие реку бревна, подняв в нужный момент винт.

    Самый безопасный вариант ограждения винта. Он был испытан на воде и… отвергнут — слишком много собирает на себя травыКонструкция разборная, но мой туристический автомобиль позволяет перевозить ее и в собранном виде

    С этим мотором мы прошли почти всю Истру от Манихино до Аносино и переместились на еще более заросшие травой верховья Москвы-реки от Можайска до Дорохово. Здесь двигаться стало значительно труднее. Требовались другие, еще более «вездеходные» движители — о них я расскажу в следующей статье.

    Григорий ДЬЯКОНОВ

    лучших грязевых двигателей: поверхностный привод, длиннохвост и комплекты для самостоятельной сборки

    Новый забойный двигатель может стать вашим билетом на лучшую охоту на водоплавающих заводях.

    Стойкие охотники, желающие уйти от толпы и покопаться в птицах, не должны смотреть дальше, чем оснастить свою навороченную лодку для уток одним из лучших в отрасли забойных двигателей. (Фото предоставлено Gator-Tail)

    31 мая 2022 г. Дэвид Ририк

    Забойные двигатели с коротким/поверхностным приводом

    Pro-Drive — забойный двигатель X40

    Pro-Drive X40 забойный двигатель (фото предоставлено Pro-Drive)

    Чтобы удовлетворить запросы клиентов о более высокой скорости и большей грузоподъемности, Pro-Drive недавно представила свой новейший наземный привод X40. Модель X40, оснащенная двигателем Briggs & Stratton EFI мощностью 40 л. Стандартные функции включают гидроусилитель дифферента и наклона, мгновенное движение вперед или назад и многое другое. Посетите их веб-сайт для получения полного списка функций и опций.

    Начиная с 9109,00 долларов США; www.prodriveoutboards.com

    Gator-Tail – забойный двигатель GTR40XD-EFI

    Gator-Tail GTR40XD-EFI забойный двигатель (фото предоставлено Gator-Tail)

    Gator-Tail GTR40XD-EFI – самый мощный забойный двигатель с поверхностным приводом в их линия предназначена для дополнения самых больших утиных лодок. Начиная с двигателя Vanguard Big Block мощностью 40 л.с. и объемом 993 куб. силовой привод дифферента мощностью 5000 фунтов-футов. Его можно приобрести в нескольких камуфляжных схемах и конфигурациях, включая варианты рулевого управления с румпелем и консолью.

    Начиная с 9917,25 долларов США; www.gator-tail.com 

    Go-Devil – грязевой двигатель мощностью 40 л.с.

    Go-Devil 40 л.с. (фото предоставлено Go-Devil)

    Go-Devil хорошо известен своими грязевыми двигателями с длинным хвостом и цельными лодками-утками. , но знаете ли вы, что они также делают подвесные моторы с надводным приводом? С диапазоном мощности от 23 до 40 лошадиных сил Go-Devil строит модели с надводным приводом практически для каждого размера лодки. Их модель мощностью 40 л.с. можно приобрести в нескольких конфигурациях, включая ручную или силовую отделку, с FNR или без него. В стандартной комплектации они продаются с электрическим запуском, прямым управлением дроссельной заслонкой и холостым ходом, калибровкой EFI и высокоскоростным ограничителем оборотов.

    Начиная с 8195,00 долларов США; www.godevil.com


    Mud Buddy — буровой двигатель HDR

    Mud Buddy HDR буровой двигатель (фото предоставлено Mud Buddy)

    Mud Buddy Линейка буровых двигателей Hyper Drive Reverse (HDR) с поверхностным приводом быстро завоевала популярность у поклонников. Эта линейка доступна в семи различных конфигурациях мощностью от 23 до 40 л. Их система HDR включает реверс с электроприводом, который дает возможность двигаться как вперед, так и назад на кончиках ваших пальцев. И если подойдет только самый крутой из грязевых двигателей, проверьте их HDR 5000 и будьте готовы держаться!

    Начиная с 9 665 долларов США; www.mudbuddy.com

    Забойные двигатели Mud Skipper

    Забойные двигатели Mud Skipper (Фото любезно предоставлено Mud Skipper)

    Mud-Skipper производит одну из крупнейших линеек забойных двигателей с поверхностным приводом на рынке. Эта линейка включает надводные двигатели, размер которых варьируется от Feather-Lite мощностью 5-7 л.с. до их модели Pro 40 л.с., что действительно подходит для любой лодки, о которой может мечтать охотник на уток. Их модели Pro доступны с реверсом или без него и в стандартной комплектации поставляются с электроприводом, литым алюминиевым румпелем, гребным винтом и скегом из нержавеющей стали. Если у вас есть руки, вы даже можете купить эту модель в комплекте, без двигателя.

    Полностью собранный PRO*R 40 л.с. по цене от 7999,00 долларов США; www.mud-skipper.com


    Забойные двигатели Beavertail

    Забойные двигатели Beavertail (фото предоставлено Beavertail)

    Забойные двигатели Beavertail с поверхностным приводом доступны в трех различных диапазонах мощности, включая 35, 37 и 40 л. с. двигатели. Модель мощностью 35 л.с. была разработана для лодок длиной до 20 футов или лодок меньшего размера, оснащенных стручками Beavertail Performance. В стандартную комплектацию входит плоская алюминиевая рама/корпус, окрашенная в оливково-серый цвет, синхронный ременный привод, серия 12 x 10 Performance без сорняков x опора, V-Twin 9.0 с верхним расположением клапанов, цифровое зажигание CDI и глушитель из нержавеющей стали.

    Начиная с 6699,99 долларов США; www.explorebeavertail.com

    Забойные двигатели Longtail

    Забойные двигатели PPF – Wood Duck 6,5 л.с.

    PPF Забойные двигатели Wood Duck 6,5 л.с. -HP, он обеспечивает именно тот размер, который нужен охотникам за подвесным мотором, использующим лодку скрытного типа. Его можно приобрести только в сборе с двигателем или рамой, что позволяет покупателям установить двигатель по своему выбору. В любом случае, Wood Duck стандартно поставляется с гребным винтом без сорняков, съемной ручкой и слишком многими другими функциями, чтобы перечислять их здесь. Посетите их веб-сайт для получения полной информации и обязательно ознакомьтесь с их комплектом Stage 2 Hop Up Kit для повышения производительности.

    Деревянные утки в сборе Старт от 1270,00 долларов США; www.ppfmudmotors.com




    Mud Buddy — 40 EFI Super Longtail Mud Motor

    Mud Buddy 40 EFI Super Longtail Mud Motor (фото предоставлено Mud Buddy)

    надводные приводы, они также делают забойные двигатели с длинным хвостом. Их 40 EFI Super Longtail оснащена самым большим двигателем, доступным для забойных двигателей, Briggs & Stratton 40 EFI. Этот длиннохвост в стандартной комплектации поставляется как с передним, так и с нейтральным ходом, что необычно для большинства длиннохвостых, и с редуктором для увеличения мощности. Этот мотор идеально подходит для утиных лодок длиной от 16 до 18 футов, которым необходимо ходить на самом мелководье, какое только можно вообразить, с тяжелыми грузами.

    Начиная с 6617,00 долларов США; www. mudbuddy.com  

    Go-Devil — грязевой двигатель Vanguard мощностью 23 л.с.

    Go-Devil 23-сильный грязевой двигатель Vanguard (фото предоставлено Go-Devil) -Wheel Drive» судовых двигателей с момента их создания. Доступные в конфигурациях от 6,5 до 40 л.с., оснащенные двигателями Honda, Kohler и Vanguard, эти длиннохвостые машины прочны и надежны благодаря своей простой системе прямого привода, которая передает мощность практически напрямую от двигателя к гребному винту. Их 23-сильный Vanguard остается одним из самых популярных, поскольку он легкий и маневренный и подходит для лодок длиной от 16 до 20 футов.

    Реклама

    Начиная с 4295,00 долларов США; www.godevil.com

    Backwater Inc. — Забойный двигатель SVOMP 23

    Backwater Inc. Забойный двигатель SVOMP 23 (Фото любезно предоставлено Backwater Inc.)

    Backwater Inc. лодки начиная с 1442 и выше. SVOMP 23, оснащенный промышленным двигателем Vanguard V-Twin, обеспечивает достаточную мощность, чтобы справиться с узкими местами. Уникальные особенности длинных хвостов Backwater Inc. включают систему подшипников Revo-Clean, которая предотвращает попадание мусора, кавитационную пластину Surface Tracer для дополнительной скорости и крепление Versa, которое позволяет пользователям оптимизировать положение своего длинного хвоста относительно точного угла транца своей лодки. .

    Начиная с 3600,00 долларов США; www.backwaterinc.com

    Комплекты и компоненты забойного двигателя

    Системы повышения производительности противотока (BPS) Забойные двигатели

    Системы повышения производительности противотока (фото предоставлено BPS)

    Если у вас уже есть забойный двигатель и вы хотите оживить ситуацию, проверьте из систем производительности подпора (BPS). Они предлагают полную линейку высокопроизводительных продуктов и модов, которые гарантированно вернут вас на свое место. От карбюраторных комплектов до рабочих головок и полных комплектов производительности, вы можете легко превратить свой стандартный двигатель в забойный двигатель, который доставит вас с рампы и в вашу медовую дыру быстрее, чем ваши приятели или конкуренты.

    Цены зависят от продукта; www.backwaterperformance.com

    Реклама

    Реклама


    Грязевые бегуны Beaver Dam Грязевые моторы

    Грязевые бегуны Beaver Dam (фото предоставлено Beaver Dam) большой грязевой двигатель комплекты для двигателей мощностью от 2 до 26 л.с. В эти комплекты входит абсолютно все необходимое, кроме двигателя. Уникальной особенностью этих комплектов является возможность увеличения мощности. Скажем, вы покупаете для начала 8-сильный, но обнаруживаете, что больше на самом деле всегда лучше, просто покупаете двигатель побольше (до 26 л.с.), меняете его на старый и возвращаетесь к охоте.

    Большой комплект — 625 долларов США; www.beaverdammudrunners.com

    Backwater Inc. — Комплект SVOMP для бурового двигателя 

    Комплект Backwater Inc. SVOMP (фото предоставлено Backwater Inc.)

    ознакомьтесь с их линейкой комплектов SVOMP. Эти комплекты доступны для двигателей мощностью от 4 л. с. до 40 л.с. Их можно приобрести с разной длиной вала и они доступны в вариантах SVOMP Lite и SVOMP. Их легко собрать, просто выберите двигатель из списка на веб-странице Backwater Inc. и купите соответствующий комплект. Просто и легко.

    Начиная с 995,00 долларов США; www.backwaterinc.com

    Реклама

    ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ Присоединяйтесь к списку и ничего не пропустите.

    Адрес электронной почты

    Запишите меня

    Как построить буровой двигатель

    Автор на борту своего Gheenoe, оснащенного двигателем Harbour Freight, за рулем комплекта грязевого двигателя Small Swamp Runner. Дэн Армитидж

    Сцена из фильма о Джеймсе Бонде 1974 года. открытая двухлопастная опора, известная как тайский длиннохвост. Бонд закончил погоню, разрезав лодку своего преследователя пополам своим гребным винтом с длинной хвостовой пилой.

    Я учился в колледже, когда вышел этот фильм, и с тех пор тоскую по такому мотору. Когда я наткнулся на рекламу длиннохвоста, собранного своими руками, я поговорил со Стивом Кэдвеллом, менеджером SPS в Северной Америке, которая производит детали в Таиланде и предлагает то, что некоторые называют комплектами для «грязевых двигателей», под названием Swamp Runner в США и Канада.

    «Человек по имени Сонгсак Срипрасертиинг из Бангкока является первым изобретателем сцепки, используемой в тайских длиннохвостых, и первым начал производство комплектов 57 лет назад», — объясняет Кэдвелл. «Он был машинистом и осознавал потребность в лодочном моторе, который сельские фермеры могли позволить себе перевозить огромными партиями риса по мелководным рекам и каналам на рынок. Компания Sriprasertying разработала доступный по цене комплект, который при подключении к небольшому двигателю с воздушным охлаждением создает маломощный подвесной двигатель».

    Реклама

    Они недорогие, простые и долговечные. Для буксировки просто поверните привод забойного двигателя назад. Дэн Армитидж

    Пожизненный яхтсмен Джон Доббс познакомился с компанией SPS, которой управляют сыновья Срипрасертьинга, два десятилетия назад во время путешествия по Таиланду. Он основал SPS North America и начал импортировать комплекты для продажи на континенте.

    «Будучи бедным деревенским ребенком, — вспоминает Доббс, — я не мог позволить себе лодку для охоты и рыбалки, поэтому мне приходилось довольствоваться любой водоплавающей птицей, которую я мог взять на охоту с берега. Эти воспоминания побудили меня сделать катание на лодке доступным для людей, которые иначе не могли себе этого позволить».

    Доббс переехал во Флориду в 1986 году и следующие четверть века работал в Морском патруле Флориды. Он имеет 50-тонную лицензию капитана USCG и пилотировал все, от аэроглиссеров до морских перехватчиков мощностью 1200 л. с., преследуя браконьеров и контрабандистов. Управление флотом плавсредств заставило его остро осознать, насколько дорогим на самом деле стало катание на лодках.

    Advertisement

    «Поддержание обычного подвесного двигателя в рабочем состоянии в наши дни может быть очень дорогим», — говорит он. «Стоимость просто делает катание на лодке слишком дорогим для многих людей».

    Стоимость комплектов забойного двигателя Swamp Runner варьируется от 399 до 749 долларов США и доступна для двигателей мощностью от 2 до 40 л.с. Чтобы увидеть полный модельный ряд, посмотреть видео о том, как с ними ездить, или приобрести комплект, посетите сайт Mudmotorkit.com. Дэн Армитидж

    Помимо стоимости, большое преимущество — и именно поэтому двигатели SPS получили прозвище забойный двигатель — заключается в том, что вам даже не нужна вода для обкатки, если вы находитесь на мягком илистом дне, у вас достаточно крутящего момента двигателя, чтобы соответствовать вашей полезной нагрузке.

    , а опора может закусить.

    В Юго-Восточной Азии, где популярны длиннохвостые гонки, а комплект SPS удерживает мировой рекорд скорости забойного двигателя — 93 мили в час, агрегаты стыкуются со всем, от небольших блоков V-8 до дизельных двигателей грузовиков Hino мощностью 480 л.с. 4700 футо-фунтов крутящего момента. В Северной Америке, где есть спрос на двигатели меньшего размера, SPS предлагает комплекты для двигателей мощностью до 40 л.с. На самом деле, один из самых популярных комплектов, Mini, предназначен для лодок, рассчитанных на установку двигателей мощностью 2 л.с.

    Advertisement

    Кэдвелл говорит, что видел Minis на всем, от одноместных лодок с джон-энд-поком до бетоносмесительных ванн, которые охотники и рыболовы используют для пересечения мелководья, куда их не может доставить ни один другой двигатель.

    Мне для питания хорошо используемого 15-футового Gheenoe, который я купил на Craigslist, он порекомендовал комплект Small Swamp Runner для двигателей мощностью от 5,5 до 7 л.

    с. Просматривая список рекомендуемых двигателей для этой модели комплекта, я заметил 6,5-сильный Predator 212cc с горизонтальным валом, предлагаемый Harbour Freight, и подождал, пока он поступит в продажу за 99 долларов, чтобы купить простой одноцилиндровый четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением. На тот момент, когда комплект Small Swamp Runner стоил 449 долларов, я вложил в проект 550 долларов, и мне не терпелось выйти с ним на воду. Подвесной двигатель мощностью 6 л.с. стоит около 1500 долларов.

    Это не заняло много времени. Перед обедом мы с приятелем соединили комплект и мотор, а длиннохвост свисали с транца Гино. В тот день я рубил плотные маты из гидриллы, натыкаясь на полузатонувшие бревна, и в тот день получил двойное удовольствие от других лодочников. Хотя он громче большинства подвесных двигателей, его стоимость и полезность не имеют себе равных. Я буду использовать сверхмелководную буровую установку для доступа к верховьям притоков Великих озер, чтобы ловить стальноголовых и отстреливать уток осенью, а также для передвижения по заводям Южной Флориды зимой.

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *