Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402
Форма поиска
Поиск
Вы здесь
Главная → Двигатель → Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402
Несмотря на то, что ЗМЗ-402 давно снят с производства, он пользуется большой любовь российских автолюбителей. Не слишком прожорливый, он отличается потрясающей ремонтопригодностью даже по сравнению с любыми моторами ВАЗ, а его крутящего момента и мощности вполне достаточно не только для Волги, но и для достаточно тяжелой Газели. В этой статье мы расскажем о том, в каком порядке регулируют клапаны этого мотора и откроем некоторые секреты, которые позволят вам улучшить его работу.
Периодичность процедуры
Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны на 402 двигателе необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.
Инструменты для работы
Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов ЗМЗ-402 вам потребуются:
- ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
- рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
- свечной ключ;
- мощная плоская отвертка;
- крестовая отвертка;
- молоток;
- универсальный щуп;
- чистая тряпка.
Тепловые зазоры клапанов
В официальном руководстве по обслуживанию ЗМЗ-402 тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов определены в 0,40 мм. Однако такая регулировка подходит лишь для Газелей, которые постоянно возят тяжелые грузы. Из опыта известно, что уменьшение теплового зазора до 0,25–0,3 на впускных и выпускных клапанах позволяет увеличить приемистость и тяговитость двигателя, а также снизить расход топлива. Однако, это касается лишь спокойной езды. Если вы любите ездить быстро, резко стартуете или часто ездите по горам, то зазоры необходимо увеличить до 0,30–0,35, а в особо тяжелых случаях до 0,40.
Также необходимо увеличить зазоры до 0,40, если ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на 76-м(80-м). И наоборот, если головка под АИ-76 (АИ-80), а вы заливаете АИ-92. Если же ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на сжиженном природном газе (СПГ), то зазор должен быть 0,35 для впускных клапанов и 0,40–0,45 для выпускных. Использовать газ с ГБЦ под 76-й бензин нельзя, быстро прогорят поршня и клапаны.
Порядок регулировки клапанов на 402 двигателе
- Отсоедините все шланги, которые отходят от клапанной крышки, а также снимите шланг устройства опережения зажигания.
- Отсоедините тросик или тягу акселератора, если они прикреплены к клапанной крышке.
- Выкрутите 6 болтов и снимите клапанную крышку. Иногда для этого приходится снимать воздушный фильтр, зависит от модели карбюратора.
- Выкрутите свечи.
- Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совместите третью метку на шкиве коленвала и прилив на корпусе двигателя. Коленвал вращайте с помощью стартера или лопастей вентилятора (за исключением переделанных моторов, в которых вентилятор приводится в действие электродвигателем).
- Снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится напротив контакта 1-го цилиндра. Если нет, проверните коленвал на 1 оборот и снова совместите метки на шкиве и корпусе.
- Регулируйте клапаны в следующем порядке: 1 впускной, 1 выпускной, 2 выпускной, 3 впускной. Затем проверните коленвал на полный оборот, совместите метки на шкиве и корпусе и отрегулируйте 2 впускной, 3 выпускной, 4 впускной и выпускной. Если вы не знаете, какие клапаны впускные, а какие выпускные, то придерживайтесь следующего порядка – сначала 1, 2, 4, 6, затем 3, 5, 7, 8.
- Для регулировки клапана сделайте следующее – покачайте коромысло вперед-назад по валу, затем молотком не сильно стукните по нему над клапаном. Не перепутайте место удара. Если вы ударите над толкателем, то погнете его и толкатель придется менять.
- Придерживайте регулировочный винт ключом на 11 или мощной отверткой и открутите фиксирующую его гайку.
- Измерьте зазор и при необходимости отрегулируйте его.
- Придерживая ключом или отверткой болт, зафиксируйте его гайкой. Если зазор соответствует норме, переходите к следующему клапану, если нет, повторите регулировку.
- Установите на место свечи, крышку трамблера и высоковольтные провода.
- Заведите двигатель и убедитесь, что на все толкатели подается масло. Если масло не идет, ослабьте гайку крепления оси коромысел в районе 4-го цилиндра. Если это не помогло, мотор требует прочистки масляной системы.
- Заглушите двигатель, наденьте клапанную крышку, закрутите болты и подключите все шланги.
- Заведите мотор и дайте ему поработать до полного прогрева. Послушайте звук работы клапанов. Если вы их правильно отрегулировали, то не будет ни металлического звона, ни глухого цокота.
Видео
Похожие материалы
Вибрация на холостых оборотах — почему трясет двигатель?
Холостыми называют обороты, при которых на коленчатый вал двигателя приходится минималь
Атмосферные и турбированные двигатели
В современном автомобилестроении существует множество различных типов двигателей,…
Регулировка клапанов ВАЗ
Владельцы старых отечественных машин, независимо от своего образования, должны уметь. ..
Замена цепи ГРМ — когда и как менять самому
Цепь газораспределительного механизма является одной из важнейших частей цепного двигат
Раскоксовка двигателя
Предпусковой подогреватель двигателя — выбор и установка
Запуск двигателя в морозы не только представляет серьезную трудность, но и негативно ск
Порядок регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402 — Ремонт своими руками
Содержание:
- Подготовка к регулировке клапанов
- Регулировка клапанов ГАЗ 402
- Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ
Клапана представляют собой важную составляющую газораспределительного механизма. Регулировка клапанов – одна из базовых настроек двигателя, от которой зависит срок эксплуатации различных деталей ГРМ. В случае неправильной регулировки повышается расход топлива, а работа мотора становится более шумной.
Если движок плохо запускается на холодную, свечи заливает, а во время работы силового агрегата вы слышите своеобразный звон, необходимо регулировать зазоры клапанов. Сегодня мы поможем вам понять, как выполняется регулировка клапанов на 402 двигателе, которым оснащены многие автомобили Газель. Для выполнения процедуры необходимо подготовить комплект щупов, ключ для храповика коленвала, а также прокладку крышки ГБЦ (отдельно о замене прокладки головки блока цилиндров мы уже писали). Регулировка клапанов 402 двигателя должна осуществляться исключительно на холодном моторе. Последовательность регулировки по цилиндрам выглядит так: 1-2-4-3. На 1-м и 4-м цилиндрах оптимальный зазор клапанов выпуска равен 0,35-0,4 миллиметра, а для других цилиндров он должен составлять 0,4-0,45 миллиметра.
Подготовка к регулировке клапанов
Охладить мотор, подождав несколько часов после его последнего запуска. Отключить клеммы от АКБ. Снять воздушный фильтр (отсоединить крышку фильтра, снять элементы крепления, вентиляционный патрубок картера, а также шланг вакуумного регулятора трамблера). Демонтировать корпус воздушного фильтра. Отключить от карбюратора авто тяги дроссельной и воздушной заслонок. Открутить крышку клапанов и вытащить её.
Регулировка клапанов ГАЗ 402
Мотор ЗМЗ-402 производится с 1985 года, впервые он появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Он также широко используется на Газелях. Восьмиклапанный двигатель имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, в его газораспределительном механизме присутствуют следующие детали:
- распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
- распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
- 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
- 8 алюминиевых штанг;
- ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт.) с регулировочными винтами;
- выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.
Когда распределительный вал вращается, происходит поднятие и опускание клапанов в головке блока. Точно так же, как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 работает по четырехтактной схеме:
- сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
- затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
- происходит рабочий ход;
- последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.
Когда совершается сжатие, оба клапана закрыты и герметичны – регулировку клапанов выполняют именно в таком положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между штоком клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор – если его не будет, при расширении металла на горячем двигателе клапан не будет герметично прилегать к посадочному месту (седлу), мотор может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет запускаться.
Клапана на ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. В первом варианте регулировка производится следующим образом (в качестве примера возьмем автомобиль ГАЗ 24):
- останавливаем двигатель, выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу;
- открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра;
- снимаем клапанную крышку, она держится на шести болтах;
- прокручиваем коленвал, выставляем по меткам первый цилиндр. Метка находится на переднем шкиве коленвала;
- следует отметить, что метки на шкиве могут совпадать при ВМТ (верхней мертвой точки) 1-го и 4-го цилиндров, и если клапана 1-го цилиндра при этом зажаты, а у четвертого свободны, значит, метки совпали с 4-ым цилиндром, а не с 1-ым. Это можно легко проверить – снять крышку трамблера и посмотреть, куда смотрит бегунок;
- регулируем оба клапана на первом цилиндре (зазор 0,3 мм), проворачиваем пол-оборота двигателя по часовой стрелке (метки должны находиться внизу)
- регулируем оба клапана на втором цилиндре;
- проворачиваем еще пол-оборота (метки снова наверху и совпадают), регулируем клапана 4 цилиндра;
- делаем еще половину оборота коленвала (метки опять внизу) и производим регулировку на третьем цилиндре.
Закрываем клапанную крышку, запускаем двигатель и проверяем, как работает мотор. Регулировку клапанных зазоров на всех автомобилях ГАЗ производят с помощью специальных щупов, обычно они собраны в одном наборе.
Есть такое понятие как перекрытие клапанов, и при свободных клапанах первого цилиндра (в ВМТ) будут зажаты оба клапана 4-го цилиндра, а вот на втором и третьем по одному клапану останутся свободными. Поэтому регулировку можно сделать за два проворачивания коленчатого вала:
- выставляем ВМТ первого цилиндра, регулируем клапана 1-2-4-6, считая их от передней части мотора;
- делаем оборот коленвала и регулируем все остальные клапана (3-5-7-8).
В книгах рекомендуется регулировку проводить на холодную, на крайних клапанах (1 и 8) устанавливать зазор 0,35 мм, на остальных – 0,3 мм. Но на холодную регулировку производить нельзя – алюминиевые штанги с нагревом двигателя расширяются, и зазоры на горячем ДВС в клапанах уменьшаются. Практика показала, что наиболее оптимальный вариант – это регулировка на хорошо прогретом двигателе с зазорами 0,3 мм на всех клапанах. Кстати, точно также производится регулировка клапанных зазоров на машине ГАЗ 21 «Волга».
youtube.com/embed/I6LJcK8LV5c» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Величина зазоров в приводе клапанов:
цилиндра | Клапан | Величина зазора, мм |
1 | Впускной Выпускной | 0,40 – 0,45 0,35 – 0,40 |
2 | Впускной Выпускной | 0,40 – 0,45 0,40 – 0,45 |
3 | Впускной Выпускной | 0,40 – 0,45 0,40 – 0,45 |
4 | Впускной Выпускной | 0,40 – 0,45 0,35 – 0,40 |
Момент затяжки ГБЦ и других соединений двигателя ЗМЗ 402 (ЗМЗ 4021)
Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:
— изношены кулачки распредвала;
— ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;
— носики коромысел неравномерно сработались;
— износились толкатели;
— сработались сухари пружин.
Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.
Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут упираться не в клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект можно устранить установкой новых сухарей.
Инстукция по замене масла в двигателе ЗМЗ 402
Источник
avtobrands.ru
avtopub.com
Регулировка зазоров клапанов двигателя ЗМЗ-402
Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами производится на холодном двигателе, при этом гайки крепления головки блока цилиндров и гайки крепления стоек осей коромысел затягиваются до необходимой момента
Регулировка теплового зазора между клапанами и коромыслами производится при ремонте ГБЦ.
Необходима регулировка зазоров клапанов после замены маслосъемных колпачков. Также при появлении стука в районе клапанной крышки.
При увеличении зазора появляется характерный звонкий металлический звук.
При небольшом зазоре между клапанами и коромыслами двигатель будет казаться «зажатым», или говорят — «тупым». При этом уменьшится его мощность и приемистость, а также возрастет износ клапанного механизма.
Регулировка проводится на холодном двигателе.
Двигатель считается условно холодным, если его температура равна температуре окружающей среды.
Чтобы легче было прокручивать коленвал, нужно выкрутить свечи.
Легче ориентироваться при прокручивании коленчатого вала, если крышка трамблера открыта.
На корпусе трамблера фломастером делаем метки, соответствующие положению поршней в ВМТ при подходе ползунка трамблера к каждому контакту крышки трамблера.
Снимите корпус воздушного фильтра карбюратора, для этого:
Ослабьте хомут отверткой и снимите шланг отвода картерных газов.
«Отщелкиваем» пять клипс, и снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент.
Ослабьте хомут отверткой и снимите гофрированный воздухозаборный шланг.
Отверткой отгибаем усики стопорных шайб, а ключом на 10 откручиваем три гайки.
Снимите корпус воздушного фильтра.
Отсоедините выхлопную трубу картера.
Отсоединить шланг вакуумного регулятора датчика распределителя зажигания
Торцовым ключом на 10 откручиваем шесть болтов крышки головки блока
Снимаем крышку
Снимаем прокладку
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ. Для этого проверните коленчатый вал так, чтобы третья метка на шкиве совпала с выступом на крышке звездочек ГРМ.
После этого снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится в положении контакта 1-го цилиндра.
Если нет, проверните коленчатый вал на один оборот. Оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты.
Ключом на 14 отворачиваем контргайку регулировочного винта и откручиваем регулировочный винт на один-два оборота.
Вставьте щуп между штоком клапана и коромыслом. Заворачиваем регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет двигаться в зазоре с небольшим усилием.
Высокий выставив зазор, удерживая регулировочный винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Регулируем зазоры обоих клапанов первого цилиндра.
Затем специальным ключом за храповиком:
Провернуть коленчатый вал на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 2-го цилиндра.
Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 4-го цилиндра.
Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 3-го цилиндра.
Величина зазоров в приводе клапана:
Номер цилиндр | Клапан | Значение разрыв, мм |
---|---|---|
1 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,35 — 0,40 |
2 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,40 — 0,45 |
3 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,40 — 0,45 |
4 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,35 — 0,40 |
После регулировки клапанов необходимо запустить двигатель и после прогрева совершить пробную поездку.
Проверить работу двигателя на всех режимах. В случае неудовлетворительной работы клапанного механизма повторите проверку зазора.
Регулировка зазоров клапанов двигателя ЗМЗ-402
Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами производится на холодном двигателе, при этом гайки крепления головки блока цилиндров и гайки крепления стоек осей коромысел затягиваются до требуемый крутящий момент
Регулировка теплового зазора между клапанами и коромыслами производится при ремонте ГБЦ.
Необходима регулировка зазоров клапанов после замены маслосъемных колпачков.
То же при наличии стука в районе клапанной крышки.
При увеличении зазора появляется характерный звонкий металлический звук.
При небольшом зазоре между клапанами и коромыслами двигатель будет казаться «зажатым», или еще говорят «тупым».
Это приведет к снижению его мощности и приемистости, повышенному износу клапанного механизма.
Регулировка проводится на холодном двигателе.
Двигатель считается условно холодным, если его температура равна температуре окружающей среды.
Чтобы легче было прокручивать коленвал, нужно выкрутить свечи.
Легче ориентироваться при прокручивании коленчатого вала, если крышка трамблера открыта.
На корпусе трамблера фломастером делаем метки, соответствующие положению поршней в ВМТ при подходе ползунка трамблера к каждому контакту крышки трамблера.
Снимите корпус воздушного фильтра карбюратора для этого:
Ослабьте хомут отверткой и снимите шланг отвода картерных газов.
«Отщелкиваем» пять клипс, и снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент.
Отверткой ослабляем хомут и снимаем гофрированный воздухозаборный шланг
Отверткой отгибаем усики стопорных шайб, ключом на 10 откручиваем три гайки
Снять корпус воздушного фильтра
Отсоединить выпускной патрубок картера
Отсоединить шланг вакуумного регулятора датчика распределителя зажигания крышка головки
Снимите крышку
Снимите прокладку.
Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.
Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы третья метка на шкиве совпала с выступом на крышке звездочек ГРМ.
После этого снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится в положении контакта 1-го цилиндра.
Если нет, проверните коленчатый вал на один оборот. Оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты.
Ключом на 14 отворачиваем контргайку регулировочного винта и откручиваем регулировочный винт на один-два оборота.
Вставьте щуп между штоком клапана и коромыслом.
Вращаем регулировочный винт до тех пор, пока щуп не переместится в зазоре с небольшим усилием.
Установив зазор, удерживайте регулировочный винт и затяните контргайку и снова проверьте зазор.
Регулируем зазоры обоих клапанов первого цилиндра.
Затем специальным ключом за храповиком:
Провернуть коленчатый вал на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 2-го цилиндра.
Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 4-го цилиндра.
Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 3-го цилиндра.
Величина зазоров в приводе клапана:
Номер цилиндр | Клапан | Значение разрыв, мм
|
---|---|---|
1 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,35 — 0,40 |
2 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,40 — 0,45 |
3 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,40 — 0,45 |
4 | Вход Выпускной | 0,40 — 0,45 0,35 — 0,40 |
После регулировки клапанов необходимо запустить двигатель и после прогрева совершить пробную поездку.