Плуг для мотоблока своими руками чертежи: размеры и чертежи самодельных плугов. Как сделать оборотный и роторный плуги? Особенности доработки и крепления

Плуг своими руками: виды, чертежи, размеры, видео

При обработке земли одна из самых утомительных операций — ее вспашка и подготовка к посеву. При наличии техники — мотоблока или минитрактора — все можно переложить на них, но для вспашки нужен плуг. Купить готовый — слишком затратно. Цены на готовые изделия немалые. Чтобы сэкономить, можно сделать плуг своими руками. Причем есть два пути. Первый: делать самостоятельно все полностью. Это сложный путь — форма у частей плуга нелинейная, с изгибами определенного радиуса, а гнут толстый металл в домашних условиях очень сложно. Второй путь — купить готовые корпуса, а раму и все остальные вспомогательные части собрать самому. Это уже более простой вариант, с которым справитсяотносительно несложно.

Виды и классификация плугов

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они.

Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.

По типу тяги плуги делят на несколько категорий:


И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:


Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.

Строение и виды плугов

Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:

Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.

Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).

Корпуса

По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:


Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.

Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:


Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.

Отвал

Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.

Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).

Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.

Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:

  • Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
  • Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
  • Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).

При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.

Лемех

Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.

Располагают лемех следующим образом:

  • к дну борозды под углом 22-30°;
  • выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала:
    • для культурного отвала — 40°;
    • цилиндрического — 45°;
    • винтового и полувинтового — 35°.

Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.

Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:

  • Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
  • Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
  • Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.

Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.

По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.

Чертежи

Собираясь сделать плуг своими руками, необходимо иметь какой-то образец для подражания. Если есть старый плуг, можно сделать новые по его подобию. А если такого нет, пригодятся чертежи. Только учтите параметры своей техники, на которую будете его навешивать.

Детализация некоторых размеров.

Видео-уроки по изготовлению плугов

Плуги и окучники для мотоблока МТЗ. Настройка плуга для мотоблока МТЗ перед пахотой. Самодельные окучники

Обзор плуга

Плуг используется для вспашки земли практически в любом крупном хозяйстве, так как без него практически невозможно качественно вспахать землю, особенно если это плотный грунт или целина.

При первой обработке верхний слой срезают и делят на борозды. После второго прохода нижний слой земли поднимается и смешивается с верхним слоем. Этот прием очень эффективен, когда по полю разбросаны удобрения, которые необходимо смешать с почвой. Также способ подходит для заглубления растительных остатков в землю.

Плуги бывают следующих типов:

  • Лемешной;
  • договорная;
  • Диск;
  • Обстрел.
Плуг оборотный
Плуг 2-х корпусный
Однокорпусный плуг с предплужником
Роторный плуг

Также существует несколько способов крепления плугов:

  • прицепной;
  • Установленный;
  • Полуприцепной.

Фирменная модель для мотоблока МТЗ

Производитель представляет универсальную модель плуга оборотного ПУ-00.000-01, которая адаптирована для мотоблока Беларус МТЗ 09Н, но подходит на любой МТЗ. Он справляется с вспахиванием земли любой плотности, в том числе целины. Из особенностей можно выделить небольшой вес плуга, который составляет всего 16 кг.

Плуг ПУ-00.000-01

При вспашке рабочая зона составляет 30 см, что позволяет значительно сэкономить время. Максимальная глубина может достигать 25 см, но ее можно регулировать с помощью подставки и отверстий на ней. Конструкция плуга предполагает не только вспашку, но и предусматривает возможность выкапывания корнеплодов. А благодаря простому креплению сцепкой подготовка мотоблока не займет много времени.

Внешний вид плуга выполнен таким образом, что нижняя часть срезает пласт земли и захватывает его, а верхняя часть отбрасывает пласт в сторону. Такая конструкция позволяет отбрасывать землю в сторону, чтобы она не осыпалась обратно в заложенную траншею. За счет использования прочной стали устройство не деформируется со временем и не подвергается коррозии, может длительное время использоваться под любой нагрузкой.

Плуг универсальный для мотоблока «Беларус» (ПУ-00.000-01)

Аналоги для мотоблока МТЗ

В качестве альтернативы, которую можно использовать вместе с мотоблоком Беларус МТЗ, можно использовать следующие модели плугов учитывать:

Плуг Р1-20/3 производства российской компании Mobil K, которая находится в городе Гагарин. Форма аналогична фирменной модели, но с некоторыми отличиями. Уменьшен вес до 8 кг. а одиночный захват лемеха равен 21,5 см, что почти на треть меньше, чем у ПУ-0000001. Из-за этого модель целесообразнее использовать на небольших участках с почвой средней плотности.

Плуг П1-20/3

Плуг двухкорпусный в силу своей конструкции имеет особенности при эксплуатации. Заостренный конец плуга легко входит в почву и не отбрасывает ее сразу в сторону, как это происходит при использовании универсальной модели, а переворачивается. В результате улучшается перемешивание почвы. Ширина лемеха орудия составляет 15,5 см, а вспашка осуществляется на глубину 20 см.

Несмотря на то, что показатель несколько меньше, чем у брендовой модели, за счет конструктивных особенностей вспашка более эффективна. Вес модели 12 кг, производство осуществляется на территории России.

Приспособления изготовленные самостоятельно для мотоблока МТЗ

Конструкция плуга настолько проста, что его не составит труда сделать своими руками.

Ведущую роль играет лемех, который погружается в землю и поднимает пласт. Его, как и остальные детали, можно сделать в домашних условиях.

Для того, чтобы сделать плуг своими руками нужно:

  1. Берем металл от 3 мм. толстый.
  2. Сделать дамп. Для этого на бумаге рисуется шаблон, а по нему уже делаются разметки на трубе и вырезаются. Рекомендуемая толщина долей 3-5 мм.
  3. Из металлической трубы сделать сцепку в виде буквы Г.
  4. Сварить лезвие и разделить. Сзади приварить крепление трубы для последующего соединения деталей с навеской. Крепление осуществляется с помощью болтов, чтобы потом легче было регулировать глубину погружения плуга.

Для правильного присоединения плуга к мотоблоку МТЗ выполните следующие действия :

  1. Снимите транспортные колеса и установите на их место проушины. Это сделано для улучшения сцепления с грунтом, а также для повышения устойчивости Беларус за счет того, что грунтозацепы установлены на ступицах, увеличивающих ширину колеи. Если плуг и мотоблок в целом мало весят, то следует использовать утяжелители, иначе устройство не сможет эффективно справиться с поставленной задачей.
  2. Для соединения сцепки с мотоблоком используется стандартная сцепка, которая фиксируется одним шкворнем. При этом должен оставаться люфт 5%, обеспечивающий амортизацию агрегата при сопротивлении грунта.
  3. Установите глубину вспашки. Глубина регулируется путем крепления к отверстиям на стойке.

Плуг регулируется в следующем порядке:

  1. Установка глубины вспашки;
  2. Отрегулируйте наклон лезвия;
  3. Отрегулируйте полевое поле.

Если все сделать правильно, то мотоблок со сцепкой пойдет плавно, без рывков и отклонений в сторону. И самое главное, борозда будет ровной. Такой агрегат легко заменит трактор при вспашке приусадебного участка или огорода.

Видео обзор

Ниже видео, где владелец рассказывает о сделанных доработках и результате вспашки земли на мотоблоке МТЗ плугом

Видео обзор плуга МТЗ ПВ-1 для мотоблока МТЗ

Отзыв владельца

Ниже представлены отзывы владельцев о работе с плугом для ознакомления.

Олег:

Плуг для мотоблока МТЗ решил не покупать, а сделать самому. Вроде все сделал по плану, но отшлифовать забыл. Поэтому плугом было тяжело работать, к нему налипала грязь и земля не ложилась красиво рядами, а наваливалась кучами. Пришлось доводить дело до ума — чистить и шлифовать. Дела пошли лучше.

Максим:

Важно не только правильно настроить плуг, но и подготовить мотоблок к работе, а именно одинаково накачать оба колеса. Если все сделать правильно, то Беларусь не будет прыгать во время работы, а ряд получится ровным и аккуратным.

Окучники для мотоблока МТЗ

Окучники – важное оборудование для облегчения сельскохозяйственных работ. С помощью этого инструмента можно быстро и легко делать борозды для посадки различных культур. Но в основном их используют для окучивания картофеля.

Окучник универсальный ОУ-00.000-01 к мотоблоку МТЗ

Окучники бывают нескольких типов:

  • Реверсивный тип, состоящий из двух плугов и являющийся наиболее распространенным;
  • Дисковые – считаются самыми производительными и делают борозду с помощью двух вращающихся дисков.
  • Активный тип – относят к специальным окучникам, так как этот окучник сначала поднимает пласт земли, дробит его, а потом только отбрасывает.

От производителя

Собственная модель окучника, адаптированного для мотоблока Беларус — ОУ-00000-01. Преимуществом модели является возможность регулировки расстояния между двумя плугами, из которых она состоит. Ширина может варьироваться от 45 до 70 см, что очень удобно, когда расстояние между грядками разное. Само устройство весит 20 кг, поэтому Беларусь может развивать скорость до 4 км/ч.

Окучник универсальный ОУ-00.000

Аналоги окучников для мотоблока МТЗ

Если рассматривать альтернативу брендовым моделям, то стоит остановить свой выбор на продукции Лидского механического завода, выпускающего адаптированные для Беларуси плуги и окучники. Модель называется ОК-2 и имеет те же параметры, что и фирменный окучник. Помимо веса, который составляет 12 кг. и глубина погружения, которая несколько меньше исходной и равна 12 см.

Окучник ОК-2

Компания «Агромоторсервис» представляет широкий спектр техники, среди которой есть как дисковые, так и универсальные окучники. Потребитель может выбрать для себя оптимальный размер дисков, которые представлены в различных размерах от 18 до 36 см в диаметре, соответственно погружаются только на половину диаметра и обрабатывается только один ряд.

Самодельные окучивающие устройства для мотоблока МТЗ

Самый простой и наименее трудоемкий вариант — изготовить оборотный окучник, который состоит из двух плугов. Изготовление дисково-роторного окучника потребует много сил и терпения.

Берутся два плуга и цепляются к раме, а потом к сцепке в Белоруссии. Каркас выполнен Т-образной формы из квадратной трубы.

Видеообзор

Видеообзор мотоблока МТЗ 09Н с дисковым окучником

Видео посадка картофеля

Видео обзор работы универсальным окучником для мотоблока МТЗ

Видео обзор работы роторным плугом

  • Ниже 600 отзывов владельца владельцы, имевшие опыт работы с окучниками

    Ростислав:

    Если вы планируете купить окучник для мотоблока МТЗ, то выбирайте дисковый, несмотря на то, что он дороже. С ним намного эффективнее работать и его не нужно дорабатывать, потому что он идет плавно и не режет клубни. Чего не скажешь об окучнике с плугами. Это связано с тем, что ряды картофеля не всегда сажают равномерно.

    Сергей:

    Для меня использование реверсивного окучника для мотоблока МТЗ стало решением проблем с вспашкой и укладкой борозды под картофель. Настроить получается быстро, да и просто, удобно и, главное, ровно отслеживает. Подключил к мотоблоку и поехал. Чтобы дорожки были ровными, я натягиваю веревку и катаюсь по ней.

    Правила вождения рядом со снегоочистителями

    В штате уже выпал снег, поэтому этой зимой водители должны быть готовы ездить с плугами. Разговоры о том, что вы делите дорогу с плугами, — это скорее разговор о том, чего делать не следует.

    Чего не следует делать?

    Не проходить. Дорога за плугом всегда лучше, чем дорога перед плугом. И весь снег, камни и другой мусор вылетает из плуга на высокой скорости — если вы проедете мимо и попытаетесь проехать через все это, вес снега может сбить ваш автомобиль с дороги или разбить окна.

    Конечно, это при условии, что вы не наткнетесь на плуг, пытаясь обойти его.

    Грузовики с плугами весом до 58 000 фунтов оснащены не одним, а двумя плугами. Всем знаком передний плуг длиной 12 футов, занимающий целую полосу. Люди склонны забывать о втором, меньшем плуге, расположенном с правой стороны грузовика. Это называется крылатый плуг.

    Это то, с чем сталкиваются люди. Когда плуг толкает снег, он поднимается над плугом и закрывает все освещение и флаги. Опять же, плуги весят в 14 раз больше, чем средний автомобиль, поэтому столкновение с ними будет иметь последствия.

    Хотя обгон плуга не является незаконным, рекомендуется никогда не делать это с правой стороны из-за крылатого плуга. Правоохранительные органы могут и будут ссылаться на водителей, которые действуют опрометчиво или небрежно и обгоняют, когда это небезопасно.

    Операторы часто работают парами, особенно на многополосных дорогах, таких как автострады, чтобы убирать снег с крайней левой стороны до обочины. Не пытайтесь проехать сразу несколько плугов или проехать между ними.

    Плуги — это большие транспортные средства с мертвыми зонами, даже когда они не работают в условиях метели или не толкают снег. Держитесь подальше от их слепых зон.

    Если вы собираетесь проезжать, важно учитывать, куда идет снег. Наши водители обычно толкают снег вправо, но в некоторых случаях они толкают снег посередине.

    Иногда не хватает места, чтобы загнать снег в разделительную полосу, или не хватает операторов для тандемного плуга. Вы можете увидеть, как плуг работает сам по себе на автостраде, выталкивая снег на скоростную полосу на первом круге, а затем убирая его полностью с проезжей части на втором проходе. Справа может быть достаточно места для безопасного обгона, но прежде чем принимать решение, притормозите и посмотрите, где снег, выходящий из-под плуга, лежит на дороге.

    Если сомневаетесь, не проходите.

    Что делать?

    • Привод для условий. Ограничение скорости установлено для идеальных условий, поэтому зимой вам придется снизить скорость.
  • About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *