Подземная машина: Почему в СССР провалились испытания уникальной боевой машины “Крот” — Российская газета

Содержание

Как создавались и испытывались подземные лодки

Накануне Второй мировой СССР и Германия активно разрабатывали новое оружие – боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли. Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой секретности.

Капсула Требелева

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 30-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Любопытно, что принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей. Особое внимание уделялось работе головы и лап крота. А уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический “двойник”.

Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота. Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи – с поверхности земли, при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час. Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт.

По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой – перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью. За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека – кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Субтеррины Рейха

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам – фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную “амфибию” которая так и называлась – Subterrine. Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции “Морской лев”, предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна. Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

По некоторым данным, кстати, к работе над проектом фон Верна приложил руку некто Р. Требелецкий. Причем есть неподтвержденная версия, что на самом деле это был тот самый Требелев, который разработал первую подземную лодку в СССР и либо побывал в Германии и встретился с фон Верном, либо при помощи абвера сбежал из Советского Союза.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман “Путешествие к центру Земли”.

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса Midgard Schlange (“Змей Мидгарда”) – в честь мифической рептилии – мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю. Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что “Змей” будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч – под водой и 30 км/ч – по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый – по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино “змеиных” фаланг-вагонов составляла от 400 метров. В самой длинной комплектации – более 500 метров. Путь “Змею” в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа. Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды.

Изначально планировалось использовать “Змея Мидгарда” для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов. Но в итоге подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр “Змея” или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет. Но известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом – уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

“Боевой крот”

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 60-х годах с приходом к власти Н. Хрущева. Новому лидеру СССР понравилась идея “достать империалистов из-под земли”. Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания.

В частности, известно, что на Украине был построен секретный завод по производству подземных лодок. А в 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название “Боевой крот”. Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром. По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей – от 7 км/ч до 15 км/ч.

В экипаж “Боевого крота” входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза – взрывчатки или вооружений. Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, “Боевые кроты” готовились к выполнению особой миссии.

По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке. С помощью подводных лодок планировалось доставить “Боевых кротов” в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты. В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм.

По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах – в Подмосковье, Ростовской области и на Урале. Причем больше всего свидетелей поразили возможности подземной лодки, которые она продемонстрировала, в уральских горах. “Боевой крот” легко вгрызся в твердую скальную породу и уничтожил подземную цель. Однако на повторных испытаниях произошла трагедия: машина по неизвестной причине взорвалась в уральских недрах. Экипаж погиб. Вскоре после этого проект был закрыт.

за что немцы прозвали бронепоезд “Зеленым призраком” — Российская газета

79 лет назад, 7 ноября 1941 года, на свое первое боевое задание в пригороде Севастополя вышел бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота “Железняков”. Составу было суждено было войти в историю как “Зеленый призрак”. Такое прозвище неуловимому поезду дали немцы за постоянно меняющуюся защитную окраску, которая скрывала его внезапное появление.

Осада Севастополя началась 30 октября 1941 года, а уже через пять дней, 4 ноября, морской завод города спустил на рельсы бронепоезд №5 “Железняков”. Конструкция получилась простой и надежной. Моряки-черноморцы нарастили на вагоны толстые стальные листы, сшитые электросваркой и укрепили армированной бетонной заливкой. Вооружение поставили разноплановое – пять 76-миллиметровых орудий калибра 76,2-мм, 15 пулеметов и шесть-восемь 82-мм минометов. Состав представлял угрозу не только технике противника и живой силе, но и авиации. Скорость машине давал мощный локомотив в связке с бронированным паровозом.

Первый бой случился уже через три дня. Пройдя Камышловский мост на северо-востоке от Севастополя, бронепоезд неожиданным и быстрым ударом обстрелял скопление немецкой пехоты и подавил батарею противника.

Секретом успешных операций “Железнякова” была не броня, а внезапность и дотошное планирование действий. Открытым действиям мешали немецкая артиллерия и авиация, которые старалась контролировать железнодорожное полотно. Легкий самолет корректировал уже пристрелявшуюся по рельсам артиллерию, однако серьезного ущерба поезду в первые месяцы действий нанести так и не смогли.

Черноморцы вперед состава как правило выпускали дрезину, которая проверяла целостность рельсов, а за ней стрелой пролетал замаскированный и смертоносный “Железняков”. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты окрестили железную машину “Зеленым призраком”, который неожиданно врывался в бой и так же быстро исчезал в тоннелях и узких скальных проездах, где достать его тяжелому вооружению было не под силу.

Повторный штурм Севастополя гитлеровцами начался 17 декабря 1941 года. К этому времени слухи о неуловимом бронепоезде разошлись далеко за пределы Крыма. “Железняков” в этом периоде боевых действий поддерживал обороняющихся морских пехотинцев из 8-й бригады и стрелковую дивизию. Навстречу наступающему противнику выдвигался состав и грозными орудиями отбивал всякую охоту гитлеровцев продолжать атаку. Помогала в этом героическая восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая под немецким огнем днями и ночами латала поврежденное железнодорожное полотно.

Бронепоезд “Железняков”. Фото: Alex Sem / flickr.com

– Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах, – вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н.И. Александров.

К концу 1941 года бронепоезд отправили в тыл на ремонт и частично перевооружили. Добавили новые автоматические пушки, часть 82-мм минометов заменили на 120-й калибр и поставили еще несколько пулеметов. 22 декабря “Железняков” предпринял дерзкую атаку на захваченный немцами поселок и ж/д станцию Мекензиевы горы. Буквально в упор, пролетая по дороге, из всех орудий были обстреляны скопления солдат и техники противника.

Конечно, личный состав “Зеленого призрака” тоже нес серьезные потери. Последние дни 1941-го года состав провел не в тоннеле, по обыкновению, а под отвесной скалой рядом со станцией Инкерман. К нему подогнали пассажирские вагоны для отдыха “железняковцев”. Именно по ним ударила немецкая авиация…

Другой проблемой стал уголь, он в осажденном городе заканчивался. Какие-то остатки черного топлива удавалось уводить прямо из-под носа у немцев, но скоро стало ясно, что долго оставлять поезд на ходу полагаясь на удачу не получится. Тогда появилась идея изготавливать специальные брикеты из смеси угольной пыли и гудрона, которые собирали по всему Севастополю. Идея сработала, мощности от такого топлива было достаточно, чтобы “Зеленый призрак” продолжил наводить ужас на немцев.

Справиться с “Железняковым” в конце концов удалось немецкой авиации, которая массированно бомбила Троицкий тоннель, где базировался бронепоезд. 26 июня 1942 года самолетам противника после мощного удара удалось вывести из строя вторую бронеплатформу – ее придавило огромным отколовшимся от свода тоннеля валуном. На следующий день авиация разрушила и второй выход из тоннеля, оставив поезд зажатым в ловушке. Экипаж состава снял часть орудий и до последнего сражался на подступах к тоннелю, но к 3 июля единицы выживших попали в плен.

За время своего военного пути “Железняков” провел больше 140 рейдов и уничтожил множество ДОТов, пулеметных гнезд, военной техники и солдат противника. Сейчас паровоз и бронеплатформа установлены на вечный прикол рядом с железнодорожным и автовокзалом Севастополя. На борту поезда, выкрашенного черной краской, воспроизвели надпись “Смерть фашизму”, которая украшала “Зеленый призрак” во время битвы за город.

Фото: flickr.com/Alex Sem

секретные разработки СССР и Германии

К центру земли

 

Человечество издревле пыталось покорить воздушную стихию. И, в конце концов, ему это удалось. А вот история с покорением недр земли не столь оптимистична. Некоторые писатели-фантасты в своих книгах фантазировали на этот счет. Вспомнить хотя бы Жюля Верна и его «Путешествие к центру земли». Но дальше фантазий дело не шло. Хотя все же некоторые изобретатели делали попытки превратить бумажные романы в жизнь. Одним из первых был Петр Рассказов, подданный Российской империи. Он в 1904 году взбудоражил ученые умы статьей, в которой поведал о причудливом механизме, способном передвигаться под землей. Интересно вот что: эта публикация прошла в английском журнале, а не отечественном. Известно, что Рассказов подробно описал капсулу, с помощью которой путешествия в недрах земли могли стать реальностью. Неизвестно, пытался ли изобретатель создать аппарат или же ограничился лишь созданием чертежей. К слову о чертежах. Во время революции они исчезли и спустя несколько лет неожиданно «всплыли» уже в Германии, где местные конструкторы попытались создать свою подземную лодку. Но об этом – чуть позже.

В начале 30-х годов субтерринами всерьез заинтересовались в Советском Союзе. Конструктор и инженер Александр Требелев, которому помогало еще несколько специалистов, создал подземную лодку. К сожалению, первый блин вышел комом, хотя Требелев к делу подошел максимально ответственно. Тщательно проанализировав различные варианты перемещения под землей, он пришел к выводу, что для «реплики» лучше всего подойдет… крот. Этот вывод был сделан после изучения биомеханики передвижения животного во время создания нор. Путь и действия крота конструкторы наблюдая воочию, поместив его с специальный ящик с землей. И затем, отталкиваясь от полученных сведений, конструкторы приступили к работе. В итоге у Требелева получилась капсула, напоминавшая своим строением крота. Подземная лодка передвигалась при помощи целого арсенала всевозможных устройств: бура, шнека и двух пар домкратов. Как раз домкраты играли важную роль – они толкали землю назад, освобождая капсуле место для дальнейшего движения.

Интересно вот что: механическим «кротом» можно было управлять двумя способами. Во-первых, изнутри. В специальном отсеке находился человек, отвечавший за движение и маневры. Во-вторых, с поверхности при помощи кабеля. По нему же машина получала и необходимое электропитание. Скорость капсулы Требелева была довольно скромной – порядка 10 метров в час.

Подземоход Требелева у горы Благодать

Созданный образец начали испытывать. И уже в первой стадии тестов были выявлены многочисленные проблемы. Больше всего неприятностей доставляли механизмы, предназначенные для бурения земли. Они постоянно выходили из строя, а их ремонт требовал большого количества времени и средств. В общем, надежность подземной лодки не вызывала доверия. И по одной версии, после нескольких испытаний, закончившихся поломками, от капсулы Требелева решено было отказаться. Правда, есть и вторая версия. Если верить ей, то «крота» пытались довести до ума либо в конце 30-х годов, или в начале 40-х. И вроде как сам будущий нарком вооружений СССР Дмитрий Федорович Устинов взял работы над субтерриной под свой контроль. И он приказал конструктору Страхову улучшить подземную лодку, оснастив ее всем необходимым для применения в военных целях. Главное условие – устранить кабель питания, который буквально привязывал машину к определенному месту и делал ее уязвимой. С поставленной задачей Страхов справился. Он создал опытный образец, способный в автономном режиме проработать несколько дней. Управляющей машиной водитель получал на это время необходимые запасы кислорода, пищи и воды, а подземная лодка снабжалась нужным количеством топлива. Но началась война и все работы были прекращены. Что случилось с опытным образцом субтеррины – неизвестно.

 

 

Подземная лодка и ее водитель

 

Немцы в деле

 

Параллельно с Советским Союзом работу над подземной лодкой вели и немцы. Конструктор фон Верн (или фон Вернер) запатентовал свою разработку, которую так и назвал «Subterrine». Предполагалось, что его детище, в отличие от советского, сможет передвигаться не только под землей, но и под водой. Фон Верн, благодаря расчетом, назвал даже скорость лодки – около 7 км/ч. Понятно, что скорость могла варьировать в зависимости от различных условий. Субтеррина в теории могла вместить в себя пять человек и порядка трехсот килограммов взрывчатки.

Устройство подземной лодки

Проектом фон Верна всерьез заинтересовались на верхах. Шла уже Вторая Мировая война и немцы обратили свой взор на неприступную Великобританию. Здесь-то и могла пригодиться подземная лодка, которая идеально вписывалась в концепцию плана «Морской лев». 

 

По первоначальному замыслу, на Subterrine возлагалась задача незаметно добраться до Англии и «вынырнуть» в тылу врага. В таком бы случае моральный дух англичан получился бы серьезный удар. Но дальше проекта дело не пошло. Крест на нем поставил Геринг. Он посчитал, что производство Subterrine займет слишком много времени и будет чрезмерно дорогим. Поэтому он решил обойтись лишь военно-воздушными силами.

 

Но все же немцы вернулись к идее подземных лодок. И произошло это довольно скоро. Конструктор Риттер представил проект под названием «Midgard Schlange». По замыслу создателя «Змей Мидгарда» также мог передвигаться и под водой, и под землей. Предварительные расчеты показали, что субтеррина могла двигаться под землей со скоростью от 2 до 10 км/ч, под водой – от 3 км/ч. Наибольшую скорость «Змей» мог развить на поверхности земли – порядка 30 км/ч.

 

Но самое главное не это, а размеры «рептилии». Риттер мечтал создать не просто подземную лодку, а полноценный поезд, который состоял из вагонов, оснащенных гусеницами. При этом количество вагонов (предполагалось, что длина каждого будет составлять около 6 метров) можно было варьировать в зависимости от задач, стоявших перед «Змеем». И его максимальная длина могла составить 500 метров, а вес переваливал за 60 тысяч тонн! Из земледробильного оснащения «Midgard Schlange» получил четыре основных бура по полтора метра и три бура вспомогательных, чей размер был немного меньше. Всем этим «добром» необходимо было управлять при помощи более двух десятков рулей. Подразумевалось, что в подземном поезде смогут разместиться порядка тридцати человек.

 

 

 

Поскольку «Змей» задумывался как боевая машины, то он должен был получить и впечатляющее вооружение. Риттер посчитал, что его детищу понадобятся спаренные пулеметы, специальные «подземные» торпеды, а также мины, чей счет шел на тысячи. Что же касается применения «Змея», то поначалу его хотели отправить в Бельгию и Францию. Но «Змею» не суждено было появиться на свет. Работу над превращением чертежей в боевую машину остановили. В войне произошел перелом и немцам стало не до мифических «рептилий». Есть сведения, что в Кенигсберге советские солдаты наткнулись на штольни и остатки неизвестной машины. Возможно, это и был грозный «Midgard Schlange».

 

«Боевой крот»

 

Великая Отечественная война завершилась. Советский Союз оправился от ее последствий и сумел совершить прорыв в космическом направлении. А параллельно с освоением далеких звезд шла активная работа по освоению недр земли. Пригодились и немецкие чертежи субтеррин, обнаруженные в Кенигсберге после захвата города. Но качественный скачок произошел лишь в начале 60-х годов, когда проект под свой контроль взял Никита Сергеевич Хрущев. Над подземной лодкой трудилась специальная группа, в которую вошли лучшие конструкторы и инженеры. По неподтвержденным данным задействован был и академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Производство субтеррин наладили на Украине, недалеко от поселка Громовка.

Один из вариантов подземной лодки

Первая подземная лодка под названием «Боевой крот» появилась в 1964 году. Она сильно отличалась от предыдущих проектов, причем как советских, так и немецких. Что именно представлял собой «Крот» – точно неизвестно. По неофициальным данным – это была машина цилиндрической формы, имевшая от 3 до 4 метров в диаметре и ширину от 25 до 35 метров. А ее «сердцем» являлся ядерный реактор. Пробиваться сквозь породу субтеррина должна была при помощи огромного бура (о его размерах сведений нет). Скорость передвижения сильно варьировала в зависимости от условий. Но в среднем составляла порядка 10 км/ч. Помимо пяти человек экипажа, «Крот» мог перевозить еще 15 солдат и примерно тонну взрывчатки. Предполагалось, что подземная лодка с успехом будет разносить и бункеры, и ракетные пусковые установки, и всевозможные фортификационные сооружения. А у Хрущева, взявшего проект под крыло, был свой интерес. В то время отношения с США обострились, назревал вооруженный конфликт. И в этом случае Никита Сергеевич надеялся на субтеррины, поскольку они могли сыграть важную роль в противостоянии двух держав. 

Нос лодки с устройствами для бурения почвы.

Есть сведения, что подземную лодку испытывали на Урале, в Подмосковье и Ростовской области. Но главной площадкой для тестов стала территория у горы Благодать, что в Свердловской области. Поначалу испытания «Крота» шли успешно. Но затем произошло ЧП — взорвался ядерный реактор. Экипаж погиб, подземная лодка оказалась замурованной. Вытаскивать ее не стали. Проект посчитали неперспективным и отказались от него. А вся документация была засекречена.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

Советские подземоходы | SeaNews

По одной из версий, первенство в создании подземоходов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А.Треблев, конструкторы А.Кирилов и А.Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу, она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика — заглубляться в грунт, находить залежи нефти и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед.

А.Требелев дал своему детищу новое имя – субтеррина (по аналогии с субмариной). Предназначалась она для сугубо мирной цели – разведки нефтяных пластов. По замыслу изобретателя, дойдя до одного озера нефти, машина, разрушая горные перемычки, двинется к другому, при этом еще и протягивая нефтепровод.

А.Требелев довольно долго изучал, как крот роет свои ходы: в черноземе он может проходить до 120 метров в час, в более плотных грунтах скорость снижается, но даже 72 метра выглядят фантастически. Подземоход стал подобием крота, лапы и когти заменили фрезы, сзади были установлены домкраты. Попутно инженерам пришлось искать ответ на вопрос: как крот поступает с вырытой землей? Он вдавливает ее в стенки тоннеля, и чтобы машина смогла делать то же, А.Требелев сконструировал вдавливающий шнек.

Первая модель прошла под землей 6 метров. Следующая, на которой спереди установили мощный бур, вращающийся со скоростью 300 оборотов в минуту, внушительный шнек и 4 домкрата сзади, попарно упиравшиеся в стенки тоннеля, показала под землей скорость 10 метров в час. Однажды были достигнуты рекордные 12 метров. С кротом, конечно, не сравнить, но на то, чтобы пройти с лопатой, киркой и тачкой такое расстояние, потребуются сутки. Отработанная порода должна была вдавливаться шнеком в стенки тоннеля. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что позволяло геоходу двигаться вперед и назад. Для подпитки двигателя электричеством с поверхности был протянут кабель.

Тем не менее субтеррину признали недостаточно надежной и проект застопорили.

Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Известно, что доктора технических наук П.И.Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, когда он был занят строительством московского метро, вызвал будущий нарком вооружения СССР Д.Ф.Устинов. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Д.Устинов интересовался у П.Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера А.Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата. Он ответил утвердительно.

Тогда Д.Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, — работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого П.Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны П.Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.

Не следует забывать и о многочисленных легендах, окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р.Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда», проект Риттера).

Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длина аппарата варьировалась от 400 до 524 м, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тыс. тонн. По некоторым предположениям,разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тыс. лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тыс. лошадиных сил должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой 30 км/ч, а под земл

«Змей Мидгарда» и «Боевой крот»

Подземоход Требелева

Впервые до подземной лодки додумался изобретатель Петр Рассказов еще в начале XX века. Вот только свои мысли и идеи он опубликовал в одном из английских журналов. Что с Рассказовым случилось после революции — неизвестно. Он исчез вместе со своими разработками.

К идее создания аппарата, передвигающегося под землей, вернулись до начала Второй Мировой войны. В СССР инженер и конструктор Александр Требелев начал работу над созданием подземохода. Принцип работы этого устройство он позаимствовал у кротов. Причем подошел изобретатель к делу очень основательно. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.

Движение субтеррины Требелев позаимствовал у крота

Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять субтерриной можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание.


Творение Требелева оказалось вполне жизнеспособным (оно двигалось со скоростью 10 метров в час), но нуждалось во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому от своего детища конструктор все же отказался.

Есть версия, что незадолго до столкновения с Германией Устинов поставил перед конструктором Страховым задачу: доработать проект Требелева. И упор сделать именно на военную составляющую субтеррины. Но началась война, и стало не до фантастических боевых машин.

Германский ответ

Параллельно с СССР созданием подземных лодок озадачились и в Германии. Например, фон Верн (или фон Вернер) запатентовал подводно-подземный аппарат, которому дал название Subterrine. Машина могла двигаться под землей со скоростью 7 км/ч, перевозить 5 человек и несколько сотен килограммов взрывчатки.

Subterrine хотели задействовать в операции «Морской лев»

Этим проектов всерьез заинтересовались военные. По их мнению, он подходил на роль «карателя Британии». В спецоперации «Морской лев» они должны были доплыть до Англии, а затем продолжить свой путь под землей. После чего нанести неожиданный удар по какому-нибудь важному объекту.

Но по каким-то причинам от подземных лодок отказались. Военное руководство решило, что Британия будет повержена в воздухе. А все остальное — мелочи. Поэтому потенциал творения фон Верна остался не раскрыт. К счастью для тех же англичан.

Но фон Верн не единственный немец, который хотел создать подземоход. Конструктор Риттер взялся за превращение в жизнь более амбициозного проекта — «Midgard Schlange». Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю.


Детище Риттера отличалось удивительной универсальностью. Оно разве что не могло летать. А так, машина, по замыслу создателя, должна была двигаться на земле и воде, под землей и под водой. Предполагалось, что аппарат смог бы перемещаться в твердом грунте со скоростью около 2 км/ч. Если же на пути была мягкая почва, его скорость возрастала до 10 км/ч. На земле так и вовсе «Змей» мог бы разогнаться до 30 км/ч. А под водой его скорость составляла бы порядка 3 км/ч.

Внушали и размеры машины. Риттер мечтал создать не просто аппарат, а настоящий подземный поезд с вагонами на гусеничном ходу. Предполагаемая длина техники «в сборе» — от 500 метров. Собственно, поэтому проект и получил название «Midgard Schlange». По подсчетам, сделанным Риттером, вес махины насчитывал несколько десятков тысяч тонн. В теории, справиться с управлением «Змея» мог экипаж из тридцати человек. Движение под землей машине обеспечивали 4 основных бура по полтора метра, а также 3 дополнительных.

Проект «Midgard Schlange» так и остался на бумаге

Поскольку «Змей» задумывался как военная машина, вооружение у него было соответствующим: пара тысяч мин, более десятка спаренных пулеметов, а также торпеды. Планировалось, что субтеррина будет задействована в боевых действиях против Франции, Бельгии и Великобритании. Но реализовывать проект не стали. Он, как и его «родня» Subterrine, остался на бумаге.

Советский «Крот»

После войны в СССР вновь вернулись к субтерринам. Наиболее активная работа в этом направлении началась при Хрущеве. Дело в том, что ему очень понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Никита Сергеевич взял проект под свое покровительство и публично заявил о разработке подземохода. На территории Украины оперативно возвели секретный завод по производству субтеррин. И уже в 1964 первая лодка с ядерным реактором была готова. Она получила говорящее название — «Боевой крот».


Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от 3 до 4 метров. А длина варьировала от 25 до 35 метров. Что касается скорости, в зависимости от грунта она менялась с 7 до 15 км/ч. Экипаж «Крота» насчитывал 5 человек. Кроме них лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны разнообразного груза.

На «крота» рассчитывали в случае войны с США

По замыслу создателей, «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные пусковые установки в шахтах и командные пункты противника. На субтеррины возлагали большие надежды в случае обострений отношений с США.

«Боевой крот» активно испытывали в разных условиях. Особенно хорошо он продемонстрировал свои возможности на Урале, с легкостью вгрызаясь в скальную породу. Но повторные испытания поставили крест на проекте. «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы от создания субтеррин решили отказаться.

Россия, возможно, когда-то построила подземную ядерную лодку для нападения на США

Как секретный проект подземной машины стал объектом национальной безопасности СССР.

 

Если вы когда-либо или ваши дети смотрели культовый мультфильм «Суперсемейка» и начало продолжения мультсериала «Суперсемейка-2», то наверняка помните, как неожиданно на подземоходе вырывается из-под земли в центре города антигерой анимационного мультфильма, которого зовут Подрывашкин. К чему мы вспомнили этот эпизод с подземной землеройной машиной? Вы не поверите, но во времена холодной войны СССР, похоже, создал именно такой геоход. Причем, судя по всему, эта зверская подземная машина оснащалась ядерным арсеналом. Удивлены?

 

Ведь что-то подобное можно увидеть только на страницах фантастических книг. Вы не поверите, но, скорее всего, наша страна реально разработала такого подземного зверя, который получил даже имя – «Боевой крот». В мультфильме «Суперсемейка» подземоход действительно очень похож на то, что разработали наши военные и инженеры в начале 60-х годов прошлого века. Вот для примера отрывок из этого популярного анимационного фильма. 

 

 

«Боевой крот» был типом транспортного средства, известного в мире как Подземная лодка (лат. Subterrina), подземоходгеоход – наземная/подземная версия подводной лодки. 

Так как земная поверхность не вода, то процесс погружения в землю намного сложнее, чем в водную гладь. 

 

По сути, любые подземные машины – это специфические модернизированные версии тоннелепроходческих комплексов (щиты, ТПК), предназначенные не для создания туннелей или для добычи земляных пород. Военная землеройная машина также представляет собой проходческий щит, приспособленный для военного применения. 

 

В отличие от подводных лодок при создании подземной лодки главное препятствие – это необходимость в огромной мощности (как минимум несколько десятков мегаватт). Дело в том, что при передвижении под землей происходит огромный расход энергии. Ведь чтобы двигаться под землей, необходимо быстрое разрушение земных пород. В том числе и горных. Кроме того основной проблемой  при создании подобного подземного транспорта является безопасность. 

 

Кстати, подобные землеройные машины вы действительно могли встретить в различной литературе. Больше, конечно, об этом можно почитать в научной литературе. Но не обошли вниманием подобный транспорт и фантасты. 

 

Одной из самых известных книг о подземной машине является роман «Победитель недр», которую написал российский фантаст Григорий Адамов. Роман рассказывает о научной экспедиции в глубь земли. Цель экспедиции – установить и доставить людям новый неисчерпаемый источник энергии. 

 

Вы не поверите, но реальное развитие подобных геоходов происходило в 20-м веке в 1920-х и 1930-х годах в самых разных странах, включая Германию, США и Россию. 

 

Мы же хотим остановиться именно на российских разработках. Дело в том, что, судя по всему, именно нашей стране удалось создать работающий реальный прототип, в отличие от Германии и США, у которых дальше проекта на бумаге дело не пошло. 

 

В 1930-х годах российский изобретатель А. Требелев начал разработку подземной машины. Во время проектирования изобретатель изучал рентгеновские снимки скелета крота. Для этого крота сажали в ящик, заполненный землей, и помещали его под рентгеновские лучи. В итоге Требелев со своими коллегами увидел, как движется скелет и мышцы крота, когда он роет землю, проделывая себе путь для передвижения под землей. 

 

К сожалению, несмотря на множество различной справочной литературы об этой землеройной машине, у нас возникли трудности с определением истинных размеров геохода. Также неясно, как машина Требелева управлялась: дистанционно или пилотировалась именно изнутри. 

 

Мы изучили множество документов об этом проекте, но так и не нашли, какой масштаб подземного крота должен быть в реальности. Правда, есть несколько рисунков, которые косвенно доказывают, что подземоход – это транспортное средство с пилотом внутри. А может быть, даже с группой экипажа. Вот посмотрите, мы вырезали для вас иллюстрацию из одного популярного журнала. Здесь отчетливо виден пилот. Также есть человек, стоящий в подземной машине во весь рост. 

 

Как мы уже отметили, для того чтобы этот «крот» мог путешествовать через твердую почву земли, создавая позади себя туннели, нужно было решить главную задачу, связанную с быстрым разрушением твердых земных пород. Сделать это можно только одним способом: создать на конце подземной машины экстремально высокую температуру, которая бы расплавляла твердые породы. Но в те годы было проблематично сгенерировать столько энергии для создания на носу подземной лодки такой высокой температуры. До появления ядерной энергии сделать это было очень сложно. 

 

Есть много противоречивой информации, но, судя по всему, нашей стране к 1964 году удалось создать «Боевого крота», который использовал ядерный реактор, аналогичный типу, используемому для атомных российских подводных лодок. Причем различные факты и документы указывают на то, что нашим конструкторам удалось создать не макет или какой-то там прототип, а реально полностью реализовать проект в виде твердотопливного боевого корабля. 

 

Естественно, уровень секретности этой машины в те годы был максимальным. Именно поэтому некоторые факты о землеройной боевой машине начали всплывать только сегодня. В первую очередь были засекречены сведения о цели создания подобного подземного монстра. 

 

Некоторые источники и эксперты предполагают, что советский лидер Никита Хрущев  хотел, чтобы «Боевой крот» был создан в качестве военной машины, которая способна атаковать и уничтожать американские подземные объекты, инфраструктуру связи и шахтные пусковые установки, предназначенные для запуска баллистических ракет. 

 

Кстати, этот проект будоражит умы многих. Вот вам отрывок из статьи в «Российской газете», посвященный этой боевой машине:

 

«Известно, что проект активно поддержал и Хрущев. Еще бы, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло. Может быть, экстравагантному Хрущеву мечталось, что придет время и стальной советский кулак вылезет из-под земли прямо на лужайке у Белого дома в Вашингтоне? Та еще будет кузькина мать!»

 

И надо признать, эта машина-зверь реально бы смогла устроить и «мать», и «бабушку», и «дедушку» любому врагу. 

«Боевой крот», предположительно, был в диаметре 3-4 метра и около 25-35 метров в длину. В нем находился экипаж из 5 человек. Поземная лодка могла брать на борт до тонны груза. Вероятно, такая грузоподъемность была необходима для перевозки взрывчатки или другого оружия. 

Машина использовала ядерный реактор, который генерировал энергию для расплавления твердых пород земной поверхности, которая, разрушаясь, попадала под машину, позволяя «кроту» двигаться вперед (на носу корабля использовалась высокоскоростная бурильная установка) 

с невероятной скоростью до 7 км/час. 

Это чертовски быстрая скорость для прохождения под землей твердых камней. 

 

В Сети есть много различных рисунков, которые раскрывают нам, как могла выглядеть эта боевая геоходная машина. И среди них трудно определить, где настоящая визуализация, а где футуристические обычные рисунки, не имеющие ничего общего с «Боевым кротом». Так что оставляем вам самим судить о достоверности внешнего вида этой боевой машины. Но то, что этот проект был все-таки реализован российскими военными, сомнений не вызывает. 

 

Одна из возможных целей этой машины заключалась в том, чтобы у побережья Калифорнии зарыться в геологически нестабильные районы и, используя ядерные взрывы, вызвать на побережье землетрясения, цунами и другие разрушительные события. 

 

Вы думаете, это фантастика? На самом деле нет. Дело в том, что «Боевой крот» прошел испытания в Уральских горах. Причем первые испытания показали, что подземная лодка проходит через камень как нож через масло. Во время испытаний подземная машина не только быстро достигала земных глубин, но и уничтожала испытательную цель – подземный бункер. 

 

Но в итоге проект завершился не очень удачно. Есть сообщения, что во время очередных испытаний в горах «Боевой крот» взорвался под землей. Так как на борту был ядерный реактор, во время взрыва члены экипажа и сама машина испарились. Вот, например, что пишет на своем сайте «Российская газета»:

 

«Первые же испытания дали потрясающие результаты. «Боевой крот» действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью. Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась. Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился. В прессе называлось имя погибшего командира «Боевого крота» – полковник Семен Будников. Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем ликвидировали, словно ничего и не было».

Теперь давайте начистоту. Мы не знаем, увы, можно ли доверять многим источникам в Сети. Все-таки нужно понимать, что проект был суперсекретный и вполне возможно, что он до сих пор лежит в архиве с пометкой «сверхсекретная информация». В таком случае вряд ли та информация и визуализированные рисунки в Сети достоверны. 

Лично наше мнение, что действительно такая машина Требелева существовала в советские годы. Но, как нам кажется, ее уничтожительная мощность и возможности были преувеличены.

Кстати, существуют даже невероятные объяснения, почему «Боевой крот» взорвался под землей. 

Например, вот вам отрывок из фантастической версии: 

 

«Мы ищем инопланетян в космических просторах. А может быть, иная цивилизация существует буквально у нас под ногами? И стражники ее не захотели, чтобы советский «крот» проник в запретные пределы. Ведь технические характеристики позволяли «Боевому кроту» дойти до центра Земли. Поэтому-то уникальная подземная машина была уничтожена. А тайна давнего советского проекта вряд ли будет когда-нибудь полностью раскрыта».

Need For Speed: Загрузки / Дополнения / Моды | NFSAddons

Сейчас просматривают:
Машины для NFS: UG2

Сортировать по: Дата добавления (сначала новейшие) Дата добавления (сначала старые) Имя (A-Z) Имя (Z-A) Самые популярныеSurprise Me

  • Тойота