Регулировка клапанов ямз 651 – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

Надежная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок их службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания.

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их надо выполнять обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание силового агрегата, установленного на автомобиле, следует проводить одновременно с техническим обслуживанием автомобиля.


 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Техническое обслуживание по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится после первых 30000 км пробега автомобиля (600 часов работы двигателя) или 6 месяцев эксплуатации (при первой смене моторного масла).

Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 40000 км пробега автомобиля (800 часов работы двигателя) при каждой смене моторного масла (начиная со второй смены).

Ежегодное техническое обслуживание производится один раз в год или через каждые 120000 км пробега .

Разовые операции технического обслуживания.


 

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1) ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

  1. Заменить масло в системе смазки двигателя.

  2. Заменить фильтрующие элементы очистки масла.

  3. Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла.

  4. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

    44

  5. Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива, предварительно слить воду из водосборного отстойника.

  6. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

  7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

  8. Провести техническое обслуживание коробки передач

(см. раздел «Коробка передач»).


 

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2) ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

  1. Заменить масло в системе смазки двигателя.

  2. Заменить фильтрующие элементы очистки масла.

  3. Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла.

  4. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

  5. Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива, предварительно слить воду из водосборного отстойника.

  6. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

  7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

  8. Проверить работу индикатора засоренности воздушного фильтра.

  9. Проверить работу пневматического привода заслонки в системе выпуска отработавших газов.

  10. Провести техническое обслуживание коробки передач

(см. раздел «Коробка передач»).


 

ЕЖЕГОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

  1. Выполнить все операции ТО-2.

  2. Заменить элементы воздушного фильтра.

  3. Проверить состояние и надежность крепления контактной группы свечей подогрева воздуха на


     

     

    всасывании и подогревателя топлива топливного фильтра грубой очистки топлива.

  4. Проверить состояние и затяжку сайлент-блоков крепления двигателя.

  5. Проверить состояние соединений и уплотнений системы охлаждения двигателя.

  6. Проверить состояние контура системы охлаждения.

РАЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


 

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 120000 КМ

  1. Проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры клапан коромысло.

  2. Проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры моторного тормоза типа «J».

  3. Заменить свечи подогрева воздуха во впускном коллекторе.


 

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 200000 КМ

1. Заменить ремни привода генератора и вентилятора.


 

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 400000 КМ

1. Заменить натяжной ролик привода генератора.


 

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 800000 КМ

1. Заменить натяжной ролик вентилятора.


 

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА

  1. Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения.


     

    ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНУЮ ОЧИСТКУ ЗОНЫ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ И ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОПАДАНИЯ ПЫЛИ, ГРЯЗИ В РАСКРЫВАЕМЫЕ ПОЛОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.


     

     

    ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ


     

    Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла, расположенного с правой стороны двигателя. Контроль осуществлять не ранее, чем через пять минут после остановки двигателя, установив машину на ровной горизонтальной площадке. Если уровень масла находится близко к нижней метке, необходимо долить до верхней метки масло той же марки.


     

    СМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ


     

    Масло сливать через сливное отверстие масляного картера из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла снять крышку маслозаливной горловины, очистив ее от пыли и грязи, отвернуть пробку сливного отверстия, после слива пробку завернуть.

    Свежее масло заливать через заливное отверстие в крышке головки цилиндров до верхней метки указателя уровня масла. Заливать масло из раздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. После заливки масла пробку заливного отверстия завернуть.


     

    СМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА


     

    Для замены фильтрующих элементов (рис. 9) необходимо отвернуть старые съёмные элементы 1. При установке новых заполнить их маслом и слегка смазать уплотнительные кольца 2. Затянуть элементы вручную до соприкосновения с опорной поверхностью, после чего запустить двигатель и проверить фильтры на герметичность. В случае течи, отвернуть съёмные элементы, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности, после чего повторить сборку фильтра.

    ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 550 600 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ)

     


     

    Рис. 9. Масляный фильтр:

    1 съемные элементы; 2 —

    кольца уплотнительные


     


     

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ


     

    1. Отвернуть колпак 1 и промыть его в топливе.

    2. Заменить сменный патрон 2.

    3. Собрать фильтр, заменить кольцо уплотнительное 3 и затянуть гайку колпака моментом 30 Н·м (3 кгс·м).


 

Рис. 10. Фильтр центробежной

очистки масла:

1 колпак; 2 сменный патрон; 3 —

кольцо уплотнительное


 

ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЙ ПАТРОН ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 437 143 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ)


 

 

СМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

  1. Отвернуть сменные фильтрующие элементы 1 (рис. 11).

  2. Заменить на новые фильтрующие элементы.

4. Завернуть патроны вручную, обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок, предварительно смазать их дизельным топливом.

ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 477 855 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ).

Для прокачки топливной системы необходимо (рис. 8):

  1. Присоединить трубку 2.

  2. Отвернуть дренажный винт 3.

  3. Качать ручным топливозакачивающим насосом фильтра грубой очистки топлива до тех пор, пока топливо не начнет вытекать из трубки без пузырьков.

  4. Завернуть дренажный винт 3.


 

Рис. 11. Прокачка топливной системы:

1 – сменные элементы фильтра тонкой очистки топлива; 2 – дренажная трубка; 3 – дренажный винт


 

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

Фильтр грубой очистки топлива оборудован (рис. 12) влагоотделителем (водосборным отстойником), ручным топливозакачивающим насосом, подогревателем топлива и датчиком уровня заполнения.

Фильтр грубой очистки топлива устанавливается на автомобиле в топливной системе в области тракта низкого


 

 

давления между топливным баком и топливным насосом. За счет многослойной структуры фильтр отделяет воду и самые мелкие частицы от протекающего дизельного топлива. Отделенная вода собирается в отстойнике под фильтром и сливается через сливное отверстие с резьбовой пробкой.

Ручной насос обеспечивает возможность быстрого и простого удаления воздуха из фильтра и топливной системы, например, после технического обслуживания.

Нагреватель подогревает протекающее топливо для защиты от загрязнения солями.

Датчик уровня заполнения предназначен для слежения за уровнем заполнения в водосборном отстойнике.


 


 

Рис. 12. Фильтр грубой очистки топлива:

1 – датчик уровня заполнения; 2 – сменный фильтр; 3 – корпус фильтра; 4 – резьбовая пробка вентиляционного отверстия; 5 – ручной топливозакачивающий насос; 6 – подогреватель топлива;

7 – водосборный отстойник; 8 –

пробка сливного отверстия.

А – отвод топлива;

В или С – подвод топлива


 

 

СЛИВ ВОДЫ С ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Слив собранной воды требуется, когда водосборный отстойник заполнился, при замене сменного фильтра или перед возможным замерзанием воды в холодное время года.

ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ ЗАМЕРЗАНИЯ. СЛИТЬ ВОДУ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ЗАМЕРЗАНИЕМ.

  1. Заглушить двигатель для исключения попадания воздуха в топливную систему.

  2. Отвернуть резьбовую пробку сливного отверстия 2 (рис. 13) на дне водосборного отстойника 1 и дать воде стечь.

  3. Завернуть резьбовую пробку сливного отверстия 2.


     

    Рис. 13. Слив воды:

    1 – водосборный отстойник; 2 –

    пробка сливного отверстия


     

    ЗАМЕНА ВОДОСБОРНОГО ОТСТОЙНИКА

    Вместе с упаковкой нового водосборного отстойника поставляется специальный ключ для отворачивания и заворачивания отстойника.

    1. Заглушить двигатель.

    2. Слить воду из водосборного отстойника.

    3. Отвернуть отстойник 1 (рис. 14) с помощью монтажных инструментов из упаковки нового отстойника, при этом необходимо удерживать сменный фильтр, чтобы он не отвернулся.

      51

    4. Смазать уплотнительное кольцо 2 нового водосборного отстойника несколькими каплями масла.

    5. Завернуть вручную водосборный отстойник.

    6. Поставить специальный ключ на динамометрический ключ и затянуть моментом 20 Н·м (2 кгс·м) водосборный отстойник, придерживая при этом сменный фильтр, чтобы его не перетянуть.

    7. Проконтролировать, закрыта ли резьбовая пробка сливного отверстия.

    8. Запустить двигатель и проверить на герметичность.


 

Рис. 14. Замена водосборного отстойника:

1 – водосборный отстойник; 2 –

кольцо уплотнительное


 

ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

  1. Снять старый сменный фильтр 2 (см. рис. 12). Старый фильтр может крепко сидеть в корпусе фильтра. Воспользуйтесь подходящими инструментами.

  2. Отвернуть и проверить на повреждения водосборный отстойник при возможном использовании его повторно.

  3. Завернуть водосборный отстойник и затянуть (см. выше

    «Замена водосборного отстойника»).

  4. Смазать уплотнительную прокладку в новом фильтре несколькими каплями масла.

  5. Завернуть фильтр вручную до касания прокладкой фильтра поверхности крышки.


     

    52

  6. Затянуть вручную, чтобы фильтр сидел плотно (около 3/4 оборота).

  7. Отвернуть резьбовую пробку вентиляционного отверстия

    1 (рис. 15).

  8. Закачать топливо, используя ручной топливозакачивающий насос 2.

  9. Качать топливо до тех пор, пока из резьбовой пробки вентиляционного отверстия не перестанет поступать воздух.

  10. Завернуть резьбовую пробку вентиляционного отверстия моментом 6±1 Н·м (0,6±0,1 кгс·м).

  11. Запустить двигатель и проверить на герметичность.


     

    Рис. 15. Удаление воздуха:

    1 – резьбовая пробка вентиляционного отверстия; 2 – ручной топливозакачивающий насос


     

    ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ТОПЛИВА

    При эксплуатации транспортного средства в холодное время года топливный фильтр может быть забит в результате образования парафина в дизельном топливе. Этот процесс обратимый и зависит от качества топлива.

    Встроенный в фильтр грубой очистки топлива подогреватель с напряжением 24 В и мощностью 350 Вт позволяет предотвратить такую блокировку фильтра и служит для подогрева дизельного топлива.

    Рабочая температура подогревателя: до достижения минимальной температуры фильтрации.

    При температуре плюс 5ºC подогреватель включается автоматически.

    53

    ВНИМАНИЕ! РАБОТА СО СМЕСЬЮ ТОПЛИВА С БЕНЗИНОМ И/ИЛИ ДPУГИМИ СPЕДСТВАМИ МОЖЕТ ПPИВЕСТИ К ОПАСНЫМ СИТУАЦИЯМ. ЭТОГО СЛЕДУЕТ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ИЗБЕГАТЬ!

    Подогреватель оснащен резистором с положительным температурным коэффициентом сопротивления и встроенным самозащитным тепловым реле. Включение и выключение осуществляются автоматически.

    Для установки подогревателя (рис. 16) необходимо:

    1. Снять защитный колпачок 1 с фильтра. Эти винты использовать для крепления подогревателя.

    2. Вставить подогреватель 2 с уплотнением 5 в отверстие в крышке фильтра.

    3. Закрепить подогреватель винтами 3.

    4. Подсоединить кабель 4.


 

Рис. 16. Установка подогревателя:

1 – колпачок; 2 – подогреватель; 3 –

винты; 4 – кабель; 5 – уплотнение


 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФОРСУНОК

Форсунка установлена в стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя подкладывается шайба для уплотнения от прорыва газов.

Форсунка крепится в стакане скобой, болт которой затягивается определенным моментом.

Для снятия форсунки необходимо:

  • отключить выключатель «массы» и отсоединить электрические разъемы форсунок;

  • отсоединить от штуцера подвода топлива к форсунке трубку высокого давления;

  • вывернуть штуцер вместе с трубкой и фильтром форсунки;

  • отвернуть болт скобы крепления форсунки;

  • снять форсунку вместе со скобой;

Установка форсунки производится в обратном порядке, с заменой уплотнительных прокладок, не допуская перепутывания электрических разъемов.

ВНИМАНИЕ! ВСЕ РАБОТЫ ПО РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ ФОРСУНОК ВЫПОЛНЯТЬ НА СЕРВИСНЫХ СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВНИЯ.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Система охлаждения двигателя – жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, вентилятор, термостаты, радиатор, трубопроводы. Для слива охлаждающей жидкости с теплообменника, предусмотрена пробка, устанавливаемая в патрубке подвода охлаждающей жидкости к жидкостно– масляному теплообменнику.

ВНИМАНИЕ! В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ, УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ «ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» ДАННОГО РУКОВОДСТВА.

ВОДЯНОЙ НАСОС

Давление в системе охлаждения создается центробежным насосом (рис. 17), установленным на передней крышке двигателя. Привод насоса осуществляется шестерней, входящей в зацепление с промежуточной шестерней распределительного

 

 

вала. Шестерня привода и крыльчатка водяного насоса напрессованы на вал. В процессе эксплуатации техническое обслуживание водяного насоса не требуется.


 

Рис. 17. Водяной насос:

1, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 17 уплотнение; 2, 18, 19 патрубок; 4 корпус термостата; 5 термостат; 9 крыльчатка с шестерней привода водяного насоса; 10 прокладка; 11 корпус водяного насоса; 13 кронштейн; 14 хомут; 16 фланец

 

 

 

ЖИДКОСТНО-МАСЛЯНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК

Жидкостно-масляный теплообменник (рис. 18) расположен с правой стороны блока цилиндров. Перед разборкой нанести метки взаимного расположения.

Проверка теплообменника на герметичность осуществляется давлением 250…350 кПа (2,5…3,5 кгс/см2).


 


 

Рис. 18. Жидкостно-масляный теплообменник:

1 крышка; 2 болт; 3 уплотнение; 4 прокладка; 5 элемент теплообменника; 6 прокладка; 7 уплотнение; 8 корпус

 

ТЕРМОСТАТ

Температура охлаждающей жидкости регулируется термостатом, размещенным в корпусе водяного насоса. Температура начала открытия 86±1,5С. Полное открытие при температуре 96С.

 

 


 

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ

Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.

Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты. Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4. Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.

ВНИМАНИЕ! ВМТ НА ТАКТЕ СЖАТИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СВОБОДНОМУ ПРОВОРАЧИВАНИЮ «ОТ РУКИ» ШТАНГ ТОЛКАТЕЛЕЙ ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ЦИЛИНДРА. ЕСЛИ ШТАНГИ ЗАЖАТЫ И НЕ ПРОВОРАЧИВАЮТСЯ, НЕОБХОДИМО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПОВЕРНУТЬ НА 360 (ОДИН ОБОРОТ).

Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы.

Величина зазора А (см. рис. 19) должна быть: на впуске

0,40±0,05 мм, на выпуске 0,70±0,05 мм.


 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ НА ДВИГАТЕЛЕ БЕЗ МОТОРНОГО ТОРМОЗА

  1. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек осей коромысел всех цилиндров (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их.

    Момент затяжки должен быть 8…10 кгс·м.

  2. Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:


     

     

    1. Вращая коленчатый вал с помощью поворотного устройства по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия как указано выше (I положение).

    2. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и с помощью специального ключа вывернуть винт на полоборота.

    3. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение с щупом.

    4. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом 4,0±0,8 кгс·м.

      При последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием ( 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске – свободно, без приложения усилия.

  3. Далее, поворачивая коленчатый вал последовательно на 120 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.

  4. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть.


 


 

Рис. 19. Регулировка зазоров в клапанном механизме на двигателе без моторного тормоза

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ НА ДВИГАТЕЛЕ С МОТОРНЫМ ТОРМОЗОМ

  1. Проверить правильность положения траверсы относительно пары одноименных клапанов. Наличие зазора между траверсой и торцом одного из клапанов не допускается (рис. 19а).

    В случае наличия зазора его необходимо устранить следующим образом:

    1. Ослабить контргайку регулировочного винта траверсы и вывернуть винт так, чтобы между винтом и торцом клапана образовался зазор.

    2. Прижимая траверсу к другому клапану, ввернуть регулировочный винт до упора в торец регулируемого клапана.

    3. Удерживая винт в этом положении затянуть контргайку моментом 4±0,8 кгс·м.

Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме та же, что и для двигателя без моторного тормоза.


 

Рис. 19а. Регулировка зазоров в клапанном механизме на двигателе с моторным тормозом:

1 штанга; 2 коромысло; 3 траверса; 4 клапан

А регулировочный винт; В контргайка; С регулировочный винт и контргайка для регулировки зазора коромысло – траверса

ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКУ ЗАЗОРА МОТОРНОГО ТОРМОЗА ТИПА «J» (3,05±0,5 ММ) ВЫПОЛНЯТЬ НА СЕРВИСНЫХ СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВНИЯ.

60

Допускается проводить регулировку зазоров в клапанном механизме двигателя одновременно в двух цилиндрах. Для этого необходимо:

  1. Определить ВМТ 1 цилиндра на также сжатия.

  2. Повернуть коленчатый вал от указанного положения на

    40 по ходу вращения (I положение).

  3. Отрегулировать зазоры в 1 и 5 цилиндрах, убедившись предварительно, что штанги толкателей указанных цилиндров легко проворачивается «от руки».

  4. Поворачивая коленчатый вал от I положения последовательно на 120 (II положение) и затем на 240 (III положение) отрегулировать зазоры в 3, 6 цилиндрах и в 2, 4 цилиндрах соответственно.

Порядок регулировки зазоров в клапанном механизме как указано выше.


 

НАТЯЖЕНИЕ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ

Натяжение ремней привода генератора и вентилятора (рис. 20) в процессе эксплуатации осуществляется автоматически и не требует дополнительных регулировок.


 

Рис. 20. Система натяжения приводных ремней:

1, 2 – натяжные ролики ремней привода генератора и вентилятора


 

 

Для снятия ремня с генератора необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней.

Для снятия ремня с вентилятора необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней.

При установке ремня действовать в обратном порядке.

Регулировочное значение натяжения ремня получается автоматическим образом системой натяжения.

Если системой предусмотрено применение двух приводных ремней одного и того же привода, то в случае разрушения одного ремня, замене подлежат оба.

При проведении технического обслуживания избегать попадания масла, топлива, охлаждающей жидкости или краски на ремни.

При ТО-1 и последующих ТО-2 внешним осмотром определить техническое состояние ремней:

  • отсутствие износа боковых граней ремней;

  • отсутствие расслоения ремней;

  • наличие трещин и разрывов ремней по слою сжатия.


 

СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОЗДУХА


 

Несвоевременное обслуживание воздушного фильтра ухудшает очистку воздуха и приводит к проникновению пыли в двигатель, что вызовет повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя и преждевременный выход из строя. Для нормальной работы двигателя требуется регулярное обслуживание воздушного фильтра, а также постоянное внимание к состоянию его деталей, особенно уплотнительных прокладок, и к правильной установке воздушного фильтра.

Заменять фильтрующий элемент необходимо в случае срабатывания индикатора засоренности воздушного фильтра или ежегодно. Новые элементы не должны быть деформированы и подвержены ударам.

В процессе эксплуатации необходимо контролировать работу индикатора засоренности воздушного фильтра при каждой смене масла, для чего необходимо закрыть входное отверстие фильтра при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин-1.


 

 

ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМЫ ВПУСКА И ВЫПУСКА

 

  1. Двигатель работает на минимальной частоте вращения холостого хода.

    Проверить герметичность воздушного трубопровода между воздушным фильтром и турбокомпрессором. Для чего в местах соединения распылять жидкость «Start Pilote» (на эфире). Наличие утечек будет выявлено по увеличению числа оборотов.

    ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ПРОДУКТЫ ТИПА

    «START PILOTE» ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.

  2. Двигатель работает в режиме 1200 мин-1.

    Проверить герметичность между турбокомпрессором и двигателем в системе всасывания воздуха и системе выхлопа, при необходимости, заменить прокладки.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

zinref.ru

ЯМЗ 650.10 общая информация — Стр 7

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

5.13.Установка манжеты вала коленчатого

передней.

1. Установить приспо-

1

2561

2

собление 2561

 

 

 

 

 

(см. Рис. 111).

 

 

 

2.Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561, соблюдая направление.

3.Установить манжету вала коленчатого

переднюю, предва-

 

 

 

 

 

рительно смазав

 

 

 

 

 

наружную поверх-

 

 

 

 

 

ность (смазка

 

 

 

 

А

«Michelin-Tigre 80»

 

 

 

 

 

или «Pneufix»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Снять защитное

3

 

 

4

 

кольцо (А).

2561

 

А

 

 

 

5.Убрать приспособле-

ние 2561.

Рис. 111. Последовательность установки манжеты вала коленчатого передней.

Манжета идет в поставке на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент. Манжета должна оставаться на этом кольце,

пока оно не будет окончательно установлено в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

5.14. Установка компрессора воздушного.

1.Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.

2.Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом

(см. Рис. 112).

3.Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.

4.Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.

5.Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр = 40 ± 8 Нм. Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.

Рис. 112. Установка компрессора воздушного.

Руководство по ремонту

61

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.15. Установка картера масляного.

1.Проверить затяжку шпилек (см. Приложение Б).

2.Установить скотч двухсторонний VHB.

3.Поставить на место прокладку картера масляного.

4.Установить картер масляный.

5.Установить на шпильки шайбы упругие сборные.

6.Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 113, и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

9

8

7

6

5

24

23

 

1

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

22

10

 

 

 

 

 

21

11

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

19

12

3

14

15

16

17

2

13

18

Рис. 113. Порядок затяжки болтов крепления картера масляного.

5.16. Установка крышки крыльчатки маслоотделителя.

Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.22). Кронштейн крепления трубки отвода

газов затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр = 5 ± 1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

5.17. Установка толкателей.

1.Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.

2.Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.

3.Наживить болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

4.Нанести герметик «Силикон CAF 44» (возможно использование герметика других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 114 в местах (А, В).

20мм

В

Рис. 114. Установка боковой пластины.

5.Установить пластину боковую таким образом, чтобы отметка производителя была в левом нижнем углу.

6.Наживить болты и затянуть рекомендуемым моментом

(см. Таблицу 3) в порядке,

6

5

4

1

2

3

указанном на Рис. 115.

Рис. 115. Порядок

затяжки боковой пластины.

 

62 Руководство по ремонту

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

5.18. Установка головки блока цилиндров.

1.Установить прокладку головки блока цилиндров таким образом, чтобы отметка производителя была сверху.

2.Проверить наличие центровочных штифтов. (Использовать 2 винта без головок (А) с диаметром 14 мм, длинной 170 мм (см. Рис. 116)).

3.Установить головку блока цилиндров.

4.Снять винты (А).

5.Наживить болты крепления головки блока цилиндров и затянуть в порядке,

указанном на Рис. 117.

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 116. Установка головки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блока цилиндров.

 

13

 

9

 

5

 

1

 

3

 

7

11

37

33

29

25

21

17

15

19

23

27

31

35

36

32

28

24

20

16

18

22

26

30

34

38

12

8

 

 

4

 

2

 

6

 

10

14

Рис. 117. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров.

Затяжку производить четырьмя приемами, используя приспособления 2322 + 9777:

— 1-й прием: болты (1 — 14) М20х1,5-215 мм моментом Мкр = 200 Нм;

— 2-й прием: болты (15 — 38) М14х1,5-190 мм моментом Мкр = 120 Нм;

— 3-й прием: болты М20 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 100 ± 10 Нм и довернуть на угол 1800 ± 60;

— 4-й прием: болты М14 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 80 ± 10 Нм и довернуть на угол 1000 ± 60.

Выполнив затяжку в указанном порядке, в будущем подтягивать болты запрещено.

Смазка болтов:

-поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется;

-при повторном и последующем использовании болтов,

смазывать резьбу и под его головкой герметиком «Локтайт 542».

Руководство по ремонту

63

5СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.19.Установка коромысел с осью

истойками в сборе.

1.Смазать маслом посадочные поверхности.

2.Установить штанги коромысел.

3.Убедиться в наличии центровочных штифтов.

4.Установить ось коромысел.

5.Затянуть болты стоек оси коромысел согласно указанному порядку и рекомендуемым моментом (см. Рис. 118):

-затянуть предварительно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 20 ± 4 Нм;

-затянуть окончательно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 40 ± 4 Нм плюс доворот на 900 ± 60;

-проверить момент затяжки динамометрическим ключом Мкр = 100 ± 10Нм.

Смазка болтов:

поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется.

6.Установить кронштейн жгута форсунок, затянув болты его крепления моментом Мкр = 7,5 ± 1,5 Нм.

Рис. 118. Порядок затяжки болтов крепления оси коромысел.

5.20. Регулировка коромысел.

Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.

Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты. Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4. Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.

ВНИМАНИЕ! ВМТ НА ТАКТЕ СЖАТИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СВОБОДНОМУ ПРОВОРАЧИВАНИЮ «ОТ РУКИ» ШТАНГ КОРОМЫСЕЛ ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ЦИЛИНДРА. ЕСЛИ ШТАНГИ ЗАЖАТЫ И НЕ ПРОВОРАЧИВАЮТСЯ, НЕОБХОДИМО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПОВЕРНУТЬ НА 3600 (ОДИН ОБОРОТ).

64

Руководство по ремонту

Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы. Величина зазора «А» (см. Рис.119) должна быть:

-на впуске 0,40 ± 0,05 мм,

-на выпуске 0,70 ± 0,05 мм.

Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их.

Момент затяжки должен быть 80 — 100 Нм. Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:

1.Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 120).

2.Вращая вал коленчатый с помощью поворотного устройства, по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия

(I положение (см. Рис. 121)).

3.Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на полоборота.

4.Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом (регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).

5.Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Нм (при последующей проверке зазоров

щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить

с небольшим усилием (≤ 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске — свободно, без приложения усилия).

6.Далее, поворачивая вал коленчатый последовательно на 1200 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.

7.Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.

Руководство по ремонту

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

А

Рис. 119. Регулировка клапанов.

1

Рис. 120. Снятие датчика частоты вращения двигателя.

Рис. 121. ВМТ первого и шестого цилиндров

65

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.21. Установка жгутов двигателя.

1.Проложить жгут форсунок по двигателю.

2.Установить L-образный адаптер

вотверстие головки.

3.Ввернуть болт крепления L-адаптера и затянуть окончательно моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

4.Подсоединить жгут форсунок к форсункам.

5.Навернуть гайки крепления проводов к форсункам и затянуть окончательно моментом Мкр = 1,5 ± 0,25 Нм.

(Крепление проводов осуществить таким образом, чтобы провода от форсунок уходили в сторону противоположную прохождению оси коромысел) (см. Рис. 122).

6.Проложить жгут датчиков по двигателю.

7.Закрепить жгут в точке (1) (см. Рис. 123), установив кляммер между тройником разветвления жгута и тройником ответвления на датчик давления

врампе.

8.Затем последовательно закрепить жгут

вточках (2, 3, 4) (см. Рис. 123).

9.Затянуть болты крепления кляммеров моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

10.Проложить промежуточный жгут по двигателю.

11.Закрепить жгут в точке (5) (см. Рис. 124), установив кляммер между тройником

ответвления на датчик уровня воды в топливе и тройником ответвления

на реле подогрева фильтров топливных.

12.Закрепить жгут в точке (6) (см. Рис. 124), установив кляммер.

13.Затянуть болты крепления кляммеров моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Рис. 122. Установка жгута форсунок в головке блока цилиндров.

Рис. 123. Установка жгута датчиков двигателя.

5 6

Рис. 124. Установка жгута промежуточного.

66

Руководство по ремонту

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

5.22. Установка крышки головки блока цилиндров.

1.Установить крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой.

2.Установить в отверстия крышки головки блока цилиндров 16 болтов, затянуть 8 болтов (см. Рис. 125) моментом Мкр = 2 Нм в указанном порядке.

3.Остальные болты затянуть тем же моментом в любом порядке.

Рис. 118. Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров.

5.23. Установка рампы и трубок высокого давления.

1.Установку рампы высокого давления производить в порядке, обратном снятию

(см. Раздел 3.19).

2.Установить трубки высокого давления, стыкуя их наконечники со штуцерами на ТНВД и топливной рампе, навернуть накидные гайки трубок.

3.Установить трубки высокого давления задние и передние в сборе, для чего вручную установить наконечники трубок в соответствующие парные отверстия

штуцеров форсунок и штуцеров топливной рампы, навернуть накидные гайки.

(На новых деталях снимать транспортные заглушки непосредственно перед их установкой).

4.Произвести окончательную затяжку трубок высокого давления в следующем порядке:

-затянуть накидные гайки на штуцерах подвода топлива к форсунке моментом Мкр = 15 ± 1,5 Нм и довернуть на угол 600 ± 50;

-затянуть накидные гайки на рампе моментом Мкр = 25 ± 2,5 Нм и довернуть на угол 600 ± 50;

-затянуть 2 гайки крепления рампы и болт крепления кронштейна трубок высокого давления передних моментом Мкр = 20 ± 4 Нм;

-затянуть гайки трубок на топливном моментом насосе Мкр = 15 ± 1,5 Нм и довернуть на угол 600 ± 50.

5.Затянуть накидную гайку трубки слива топлива с головки моментом Мкр = 28 ± 2 Нм.

Руководство по ремонту

67

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.24. Установка фильтра тонкой очистки топлива.

1.Установить кронштейн фильтра топливного на левую сторону блока, ввернув болты крепления с шайбами.

2.Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

3.Установить фильтр тонкой очистки топлива на кронштейн, ввернуть 3 болта крепления в кронштейн и затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм.

4.Установить корпус датчика давления и температуры топлива вместе с кронштейном

крепления топливных трубок (см. Рис. 126).

5.Затянуть болты его крепления моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

5.25. Установка трубок низкого давления.

Установку трубок низкого давления производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.17). Гайки накидные трубок низкого давления заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.

Рис. 126. Установка корпуса датчика давления и температуры топлива.

5.26. Установка маслоочистителя центробежного.

Установку маслоочистителя центробежного производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.16). Болты крепления маслоочистителя затянуть рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.27. Установка коллектора впускного.

1.Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 127) 4 технологические направляющие.

2.Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку блока цилиндров.

3.Установить коллектор впускной с помощью направляющих на головку блока цилиндров.

4.Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

5.Извлечь направляющие.

6.Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

7.В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.

8.Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку болтов производить в порядке, указанном на Рис. 127).

9.Далее действовать в порядке, обратном

снятию (см. Раздел 3.14).

11

9

7

2

4

6

12 10 8 1 3 5

Рис. 127. Порядок затяжки болтов крепления коллектора впускного.

68 Руководство по ремонту

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

5.28. Установка коллектора выпускного.

1.Установить в отверстия (1, 3, 5, 7, 9, 11)

(см. Рис. 128) крепления коллектора выпускного на головке блока цилиндров 6 технологических направляющих.

2.На направляющие установить 3 прокладки коллектора выпускного и коллектор выпускной

всборе.

3.Установить в отверстия фланцев коллектора 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

4.Вынуть технологические направляющие,

восвободившиеся отверстия установить

6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

5.Болты крепления коллектора выпускного предварительно затянуть моментом 20 ± 4 Нм и окончательно затянуть моментом 40 ± 8 Нм. Затяжку болтов производить по порядку в соответствии с Рис. 128.

Рис. 128. Порядок затяжки болтов выпускного коллектора.

5.29. Установка турбокомпрессора.

Установку турбокомпрессора производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.12).

На резьбу болтов нанести смазочный материал «Локтайт 8009» и затянуть моментом Мкр = 60 ± 12 Нм, соблюдая порядок затяжки крест-накрест.

5.30. Установка экранов теплозащитных.

Установку экранов теплозащитных производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.11). Затянуть болты крепления переднего и заднего

экранов теплозащитных моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и болты крепления среднего экрана теплозащитного моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Руководство по ремонту

69

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.31. Установка заслонки на выхлопе.

1.Установить на шпильки турбокомпрессора прокладку металлическую выпуклой стороной наружу.

2.Установить заслонку на выхлопе в положение заглушки на цилиндрической части в сторону, противоположную блоку цилиндров.

3.На шпильки ТКР установить шайбы и навернуть гайки крепления заслонки.

4.Произвести затяжку гаек моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

5.Установить на шпильки коллектора выпускного кронштейн заслонки.

6.Установить шайбы, навернуть гайки крепления кронштейна.

7.Установить в отверстия кронштейна и фланца заслонки со стороны кронштейна 2 болта, 2 шайбы и навернуть 2 гайки.

8.Затянуть гайки крепления кронштейна к выпускному коллектору моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и гайки крепления заслонки на выхлопе

к кронштейну моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.

9.Установить патрубок выпускной в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.10). Затянуть гайки крепления патрубка рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.32. Установка насоса водяного.

1.Установить прокладку на насос водяной.

2.Смазать посадочные поверхности горловин насоса водяного.

3.Установить насос водяной на крышку переднюю, ввести в зацепление шестерню насоса с шестерней промежуточной.

4.Повернуть насос вокруг оси так, чтобы коленчатый патрубок расположился напротив посадочной горловины коробки слива охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров (см. Рис. 129).

5.Установить патрубок на горловину, продвинув насос водяной к крышке, осуществляя давление на уровне коробки термостата.

6.Установить 3 болта в отверстия крепления насоса и ввернуть в крышку. Под один из болтов установить кронштейн проводов.

7.Затянуть болты крепления насоса водяного моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

8.Установить кольцо уплотнительное на трубу подводящую насоса водяного. Нанести смазку кисточкой на кольцо уплотнительное

ив установочное отверстие насоса водяного

(см. Рис. 130).

9.Установить трубу подводящую в отверстие насоса водяного, слегка поворачивая вокруг оси.

10.Ввернуть два болта крепления фланца трубы

изатянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

11.Установить кронштейн на крышку переднюю

(см. Рис. 131), ввернуть 2 болта и затянуть моментом Мкр = 40 ± 8 Нм.

12.Установить кляммер, ввернуть 2 болта его крепления и затянуть моментом Мкр = 40 ± 8 Нм.

Рис. 129. Установка насоса водяного.

Рис. 130. Установка уплотнительного кольца трубы подводящей насоса водяного.

Рис. 131. Установка кронштейна трубы подводящей.

70

Руководство по ремонту

studfiles.net

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

Руководство по ремонту

 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

68

5

Рис. 126. Установка корпуса 
                 датчика давления 
                 и температуры топлива.

5.24. Установка фильтра тонкой 
        очистки топлива.

     1. Установить кронштейн

 топливного на 

         левую сторону блока, ввернув болты крепления 
         с шайбами.
     2. Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
     3. Установить фильтр тонкой очистки топлива 
         на кронштейн, ввернуть 3 болта крепления 
         в кронштейн и затянуть моментом 
         Мкр = 50 ± 10 Нм.
     4. Установить корпус датчика давления 
         и температуры топлива вместе с кронштейном 
         крепления топливных трубок (см. Рис. 126).
     5. Затянуть болты его крепления моментом 
         Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

5.25. Установка трубок низкого давления.

     Установку трубок низкого давления производить в порядке, 
     обратном снятию (см. Раздел 3.17). Гайки накидные трубок 
     низкого давления  заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. 
     Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать 
     моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.

5.26. Установка маслоочистителя центробежного.

     Установку маслоочистителя центробежного производить в порядке, 
     обратном снятию (см. Раздел 3.16). Болты крепления 
     маслоочистителя затянуть рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.27. Установка

 впускного.

     1. Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров 
         (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 127) 4 технологические направляющие.
     2. Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку 
         блока цилиндров.
     3. Установить

 впускной с помощью направляющих 

         на головку блока цилиндров.
     4. Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 
         8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров 
         и затянуть моментом 20 Нм.
     5. Извлечь направляющие.
     6. Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, 
         ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.
     7. В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта 
         М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.
     8. Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку 
         болтов производить в порядке, указанном на Рис. 127).
     9. Далее действовать 
         в порядке, обратном 
         снятию (см. Раздел 3.14).

 фильтра

 коллектора

 коллектор

Рис. 127. Порядок затяжки болтов крепления

 впускного.

 коллектора

11

9

7

2

4

6

12

10

8

1

5

3

zinref.ru

Двигатель ЯМЗ 650: описание, характеристика, ремонт, обслуживание

Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.

Наименование

Характеристика

Тип

Дизель, турбированный дизель

Объем

11 литров (11 120 см куб)

Конфигурация, параметр

V-образная

Количество цилиндров

6

Количество клапанов

24

Эконорма

Евро 3
Евро 4
Евро 5

Мощность двигателя, л.с./об.мин

311/2000
320/2000
362/1900
362/1900
367/1900
412/1900
412/1900
422/1900

Крутящий момент, Нм/об.мин

1215/1100-1300
1569/1100-1400
1670/1100-1300
1765/1100-1400
1800/1100-1300
1870/1100-1300
1911/1200-1400
2000/1100-1300

Диаметр цилиндра

123 мм

Степень сжатия

16,4

Охлаждение

Жидкостное

Клапанный механизм

OHV

Материал исполнения блока и головки

Чугун

Ресурс

800 000 — 1 000 000 км пробега

Топливо

Дизельное топливо

Применяемость

МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501
Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902
Тонар-5422, 6528
МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007

Конструктивные особенности

В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации

На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:

  • ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
  • ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
  • ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

avtodvigateli.com

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

Головка блока цилиндров крепится к блоку болтами диаметром 20 мм и 14 мм. На рисунке 11 приведен порядок затяжки болтов: предварительно установить болты 17 и 18 и умеренно их затянуть. В дальнейшем болты крепления головки блока цилиндров затягиваются за четыре приема:

  1. прием – болты 20 мм затянуть моментом 200 Н·м

    (20 кгс·м).

  2. прием – болты 14 мм затянуть моментом 120 Н·м

    (12 кгс·м).

  3. прием – болты 20 мм отвернуть, а затем завернуть моментом 100 Н·м±10 Н·м (10 кгс·м±1 кгс·м) и далее довернуть на 180º±6º.

  4. прием – болты 14 мм отвернуть, а затем завернуть моментом 80 Н·м±6 Н·м (8 кгс·м±0,6 кгс·м) и далее довернуть на 100º±6º.

ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ЧЕТЫРЕ ПРИЕМА, ДАЛЬНЕЙШЕГО КОНТРОЛЯ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.


 

 


 

Рис. 11. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров:


 

Резьбовое соединение

Момент затяжки Н·м (кгс·м)

Болты крепления крышки коренных подшипников коленчатого вала

Предварительный момент затяжки: 80 ± 8 (8 ± 0,8) Окончательный момент: довернуть болты на 180º±6º

Болты крепления маховика (с механической коробкой передач). Болты используются только 2 раза. Установка болтов в третий раз недопустима

Предварительный момент затяжки: 60 ± 6 (6 ± 0,6) Окончательный момент: довернуть болты на 120º±6º

Болты крепления крышки шатуна

Предварительный момент затяжки: 80 ± 8 (8 ± 0,8) Окончательный момент: довернуть болты 90º±6º

Регулировочные гайки траверсы клапанов


 

35 ± 7 (3,5 ± 0,7)

Регулировочные гайки коромысел

40 ± 8 (4,0 ± 0,8)

Винты для крепления штанг коромысел


 

40 ± 4 (4,0 ± 0,4) + 90º±6º

Винты крепления механизмов моторного тормоза «J» к штанге коромысел


 

60 ± 6 (6,0 ± 0,6) + 120º±6º

Болты крепления механизмов моторного тормоза «J» к головке блока цилиндров


 

65 ± 7 (6,5 ± 0,7)

Свеча накаливания

41 ± 8 (4,1 ± 0,8)

Болты крепления элемента жесткости блока


 

30 ± 6 (3 ± 0,6)

Болты крепления картера маховика

14мм: 150 ± 30 (15,0 ± 3)

8мм: 20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Гайки крепления картера масляного


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Шпильки крепления картера масляного


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

 


 

Резьбовое соединение

Момент затяжки Н·м (кгс·м)

Болты крепления масляного насоса


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Болты крепления форсунок охлаждения поршней


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Пробка сливного отверстия масляного картера


 

70 ± 14 (7,0 ± 1,4)

Пробка сливного отверстия масла на теплообменнике


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Гайка крепления крышки центробежного фильтра


 

30 ± 3 (3 ± 0,3)

Шпильки крепления кронштейна генератора


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Гайки крепления опоры генератора


 

60 ± 12 (6,0 ± 1,2)

Болты крепления натяжного ролика ремня генератора

40 ± 8 (4,0 ± 0,8)

Болты крепления турбокомпрессора на выпускном коллекторе


 

60 ± 12 (6,0 ± 1,2)

Болты крепления водяного насоса


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Болты крепления натяжного ролика ремня вентилятора


 

40 ± 8 (4,0 ± 0,8)

Сливная пробка охлаждающей жидкости на трубке теплообменника


 

40 ± 5 (4,0 ±0,5)

Гайки крепления топливопроводов к рампе и штуцеру форсунки

40 (4,0)

При течи топлива затянуть максимальным моментом 50 (5,0)

Гайка штуцера форсунки в головке блока цилиндров

Предварительный момент затяжки: 5 (0,5) Окончательный момент затяжки: 60 (6,0)

Гайка крепления шестерни привода топливного насоса


 

195 ± 20 (19,5 ± 20)


 

 


 

Резьбовое соединение

Момент затяжки Н·м (кгс·м)

Шпильки крепления топливного насоса


 

20 ± 4 (2,0 ± 0,4)

Гайки крепления топливного насоса (затянуть крестом и затем, подтянуть исключительно ту гайку, которая затягивалась первой)


 

60 ± 12 (6 ± 1,2)

Болты крепления впускного коллектора

Предварительный момент затяжки: 20 (2,0) Окончательный момент затяжки: 60 (6,0)

Болты крепления выпускного коллектора

Предварительный момент затяжки: 20 (2,0) Окончательный момент затяжки: 40 (4,0)

Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач


 

216 – 245 (22 – 25)*

Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12


 

70 – 80 (7 – 8)*

Болты крепления проставки к картеру основной коробки


 

160 – 180 (16 – 18)*

Болты крепления картера демультипликатора к проставке:

 

предварительная затяжка

20 – 30 (2 – 3)*

окончательная затяжка

79 – 98 (8 – 10)*

Болты крепления верхней крышки картера основной коробки


 

49 – 54 (5,0 – 5,5)*

Оси вилки переключения демультипликатора


 

118 – 128 (12 – 13)*

Болты крепления крышки первичного вала


 

49 – 54 (5,0 – 5,5)*

Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке


 

49 – 54 (5 – 5,5)*

Болт крепления фланца выходного вала


 

431 – 490 (44 – 50)*

Примечание: * для коробок передач типа ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909


 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

 

 

 

 

zinref.ru

Двигатель ЯМЗ-650 (651, 652, 653)


Характеристики ЯМЗ-650

Производство«Автодизель»
Ярославский моторный завод
Марка двигателя650
Годы выпуска2007-н.в.
Материал блока цилиндровчугун
Тип двигателядизельный
Конфигурациярядный
Количество цилиндров6
Клапанов на цилиндр4
Ход поршня, мм156
Диаметр цилиндра, мм123
Степень сжатия16.4
Объем двигателя, куб.см11120
Мощность двигателя, л.с./об.мин311/2000
320/2000
362/1900
362/1900
367/1900
412/1900
412/1900
422/1900
Крутящий момент, Нм/об.мин1215/1100-1300
1569/1100-1400
1670/1100-1300
1765/1100-1400
1800/1100-1300
1870/1100-1300
1911/1200-1400
2000/1100-1300
Экологические нормыЕвро 3
Евро 4
Евро 5
ТурбокомпрессорТКР 90-2
ТКР 90-3
Вес двигателя, кг970
1030 (ЯМЗ-651)
Расход  топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-А9)35
Расход масла, % к расходу топлива, до0.1
Масло в двигатель
5W-30
10W-30
10W-40
15W-30
15W-40
Сколько масла в двигателе, л34
Замена масла проводится, км30000 (1й раз)
40000
Ресурс двигателя, км
— по данным завода
— на практике

1 000 000
Двигатель устанавливался МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501
Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902
Тонар-5422, 6528
МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-650

В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели).
Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2.
Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации ЯМЗ 650 и их отличия

1. ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
— ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
— ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
2. ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
— ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
— ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
3. ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
— ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
4. ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
— ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Неисправности ЯМЗ-650

Это нормальный мотор без глобальных конструкторских просчетов, при соответствующем обслуживании, все работает долго и больших проблем не вызывает. Лейте нормальное топливо, регулярно меняйте масло, вовремя обслуживайте. Завод-изготовитель рекомендует менять масло каждые 40000 км, а при содержании серы в топливе более 0.2%, — в 2 раза чаще.

Номер двигателя ЯМЗ-650

Ищите номер справа на блоке цилиндров.

Тюнинг двигателей ЯМЗ-650

Евро 4 в Евро 3

Данную процедуру делают как для Евро-4, так и для Евро-5 моторов. Все делается обычной прошивкой, которая программно отключает клапан EGR. Можно физически отключить, но обязательно нужно прошить ЭБУ под работу без ЕГР.

<<НАЗАД

wikimotors.ru

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Тепловые зазоры в клапанном механизме необходимы для герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

При больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки (появляется стук клапанов) и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогоранию.

Регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через один час после его остановки в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2. Нумерация цилиндров начинается от вентилятора.

Величины зазоров между чашкой коромысла и торцом траверсы клапанов должны быть:

 для впускных клапанов: 0,30 – 0,40 мм, для выпускных клапанов: 0,40 – 0,50 мм.

Проверку и регулировку зазоров проводить в следующей последовательности:

  • Приготовить сумку с инструментом водителя и приспособлениями.
  • Отсоединить от крышки головки цилиндров рукав отвода картерных газов
  • Отвернуть болты крепления крышки головки цилиндров.
  • Снять крышку головки цилиндров.
  • Вынуть пробку 1, расположенную на торце картера маховика 2 с левой стороны двигателя под компрессором пневмотормозов.

Пробки на картере маховика.

1 – пробка; 2 – картер маховика; 3 – пробка.

  • Установить шестерню проворота коленчатого вала в отверстие до упора, чтобы она вошла в зацепление с зубьями венца маховика.
  • Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, вращая коленчатый вал шестерней проворота по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) одним из приведенных ниже способов:

СПОСОБ № 1: Вывернуть пробку 3 смотрового отверстия, расположенного ниже отверстия под шестерню для проворота коленчатого вала. Вращать коленчатый вал до появления в смотровом отверстии цифры «1» на наружном диаметре маховика. При этом в ВМТ будут находиться поршни 1 и 4 цилиндров. Один на такте сжатия (штанги толкателей впускных и выпускных клапанов свободно проворачиваются «от руки»), другой на выпуске. Если штанги первого цилиндра зажаты и не проворачиваются, необходимо коленчатый вал повернуть на один оборот (360 градусов).

СПОСОБ № 2: Вращать коленчатый вал до момента, когда впускные клапаны первого цилиндра полностью поднимутся (закроются). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще на 135 (90+45) градусов. Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре. При этом оба впускных и выпускных клапана будут закрыты, а штанги свободно проворачиваться от «руки».

  • После установки поршня первого цилиндра в ВМТ рекомендуется нанести маркером метку на гасителе или шкиве коленчатого вала (первоначальное положение).
  • Проверить или отрегулировать зазор в приводе клапанов первого цилиндра.
  • Для регулировки зазора необходимо:
  • ослабить контргайку 3 регулировочного винта 2 коромысла 1 впускных или выпускных клапанов;
  • вставить в зазор «траверса 4 – чашка коромысла 5» щуп, соответствующей толщины;
  • вращать винт 2 до соприкосновения чашки 5 со щупом; придерживая винт от проворота, затянуть контргайку 3;
  • проверить зазор по предельным щупам.

Регулировка клапанного механизма.

 

1 – коромысло; 2 – регулировочный винт коромысла; 3 – контргайка; 4 – траверса; 5 – чашка коромысла.

При правильно установленных зазорах щуп толщиной, соответствующей нижнему пределу зазора, должен проходить свободно, а щуп толщиной по верхнему пределу с усилием.

При последующей прокрутке коленчатого вала, из-за возможного биения поверхностей сопрягаемых деталей механизма привода клапанов, допускается изменение зазора до 0,05 мм от заданных предельных значений.

  • Далее, регулировку зазоров проводить в соответствии с порядком работы цилиндров, т.е. в 3, 4 и 2 цилиндрах соответственно, каждый раз проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) на пол-оборота (180 градусов) от первоначального положения.
  • Демонтировать шестерню проворота коленчатого вала и установить пробки в отверстия на картере маховика.
  • Пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов, остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
  • Установить крышку головки цилиндров и закрепить ее болтами.
  • Подсоединить рукав отвода картерных газов.
  • Пустить двигатель и убедиться в герметичности соединений крышки головки цилиндров и рукава отвода картерных газов.

 

Похожие статьи

almarka.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *