Рельсы что такое – Рельсы — это… Что такое Рельсы?

Железнодорожные рельсы. Что это такое, и какими они бывают

Главная » Новости » Железнодорожные рельсы. Что это такое, и какими они бывают

Железнодорожные рельсы – это основные элементы верхнего строения пути. Они представляют собой прочные профилированные прокатные элементы из стали, выполненные в виде полос. Рельсы укладываются на поперечные опоры и скрепляются с ними, образуя рельсовую колею, способную принимать на себя нагрузку подвижных составов, проходящих по ней. Главным же функциональным назначением рельсов является обеспечение возможности и направления движения для железнодорожного состава или любой другой техники, использующей в качестве направляющих рельсы.

В соответствии с государственными стандартами и прочими нормативными документами, железнодорожные рельсы могут быть разделены на ряд категорий в зависимости от их качества:

  1. Термоупрочненные изделия высшего уровня качества. Маркируются буквой «В» и являются наиболее надежными из всех производимых сегодня рельс. Используются для организации путей под составы, имеющие большой вес или движущиеся с высокой скоростью;
  2. Термоупрочненные изделия. Стандартные рельсы, маркируемые обозначениями «Т1» или «Т2». Именно такие рельсы можно чаще всего встретить на российских железных дорогах;
  3. Нетермоупрочненные изделия. Маркируются буквой «Н». Они используются в условиях, не отличающихся высокими нагрузками или интенсивной эксплуатацией путей.

Также среди существующих вариантов рельс можно отметить специальные модели Р65К, имеющие особый уклон в верхней части, и предназначенные для оборудования поворотных частей железнодорожного полотна. Измененный уклон способствует уменьшению интенсивности износа боковых частей рельсов.

Поскольку рельсы являются основополагающим элементом любого железнодорожного пути, к ним предъявляется ряд серьезных требований:

  • Они должны быть смонтированы с учетом абсолютной прямолинейности, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях;
  • Допуски должны быть установлены в пределах размеров поперечного профиля;
  • Химический состав и степень твердости используемой стали должны определяться, исходя из планируемых условий эксплуатации железнодорожного полотна;
  • Дефекты должны быть полностью исключены, особенно если по рельсам планируется пускать тяжелые и быстрые составы;
  • Перед реализацией завод-производитель должен в обязательном порядке выполнить процедуры дефектоскопирования и клеймения для каждой готовой рельсы.

От соблюдения этих требований во многом зависит не только долговечность и надежность, но и безопасность эксплуатации конкретных участков железнодорожного пути.

xn--24-dlc6cj.xn--p1ai

что такое в Большой советской энциклопедии

РЕЛЬСЫ (англ. rails, мн. ч. от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; 

предназначены для движения подвижного состава жел. дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

Передвижная рельсосварочная машина с П-образной рамой. Профиль стандартного железнодорожного рельса: Н — высота; В — ширина подошвы; f-высота подошвы; t — толщина подошвы; h — высота головки; Бн — ширина головки по низу; Бв — ширина головки по верху; l — минимальная толщина шейки.

Первые металлич. Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный з-д в Петрозаводске). Со 2-й пол. 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. з-дах). Предприятия совр. прокатного произ-ва выпускают Р. из спец. рельсовой стали, хим. состав к-рой определён гос. стандартом.

Железнодорожные Р.- элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скреплённые с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа р.- Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы гос. стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряжённости пути. С сер. 50-х гг. выпускают Р. дл. 12,5 м; с нач. 70-х гг. осуществляется переход па Р. дл. 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Осн. сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.

Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. дл. 15-18

м; при укладке их обычно сваривают.

Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в нек-рых случаях — спец. профиля.

Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969; Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974. В. И. Тихомиров.


bse.slovaronline.com

Рельсы что это? Значение слова Рельсы

Значение слова Рельсы по Ефремовой:

Рельсы — 1. Стальные узкие бруски, укрепляемые на шпалах железнодорожного полотна в два ряда для движения колес вагонов, тепловозов и т.п.
2. перен. устар. Направление деятельности, образ действий, ход, течение чего-л.

Рельсы в Энциклопедическом словаре:

Рельсы — (англ. rails — мн. ч. от rail — рельс, от лат. regula — прямаяпалка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнеестроение пути для движения железнодорожного или городского подвижногосостава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения подъемных кранов(подкрановые пути), вагонеток в шахтах и на карьерах. Иногда используютодин рельс (напр., в монорельсовых дорогах, для перемещения кран-балки).Рельсы скрепляют на стыках специальными скреплениями или сваркой(бесстыковой путь).

Определение слова «Рельсы» по БСЭ:

Рельсы (англ. rails, множественное число от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка)
стальные профилированные прокатные изделия в виде полос. предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
Первые металлические Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р. из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.

Железнодорожные Р. — элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают Р. длиной 12,5 м. с начала 70-х гг. осуществляется переход на Р. длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР. сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. длиной 15-18 м. при укладке их обычно сваривают.
Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля.
Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.
В. И. Тихомиров.
Профиль стандартного железнодорожного рельса:
H — высота. B — ширина подошвы. f — высота подошвы. t — толщина подошвы. h — высота головки. Бн — ширина головки по низу. Бв — ширина головки по верху. l — минимальная толщина шейки.



xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

рельс — это… Что такое рельс?

  • рельс — рельс/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • рельс — Элемент конструкции верхнего строения пути, непосредственно воспринимающий нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающий ее на подрельсовое основание. Источник: СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм 3 рельс: Сталь …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • рельс — (англ. rails) стальная балка спец. профиля со скругленной или желобообразной головкой; два рельса образуют колею для движения ж. д. подвижного состава или других устройств (напр., подъемных кранов), один р. используют в монорельсовых дорогах (см …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕЛЬС — РЕЛЬС, рельса, род. мн. рельсов, муж., и (прост.). РЕЛЬСА, рельсы, род. мн. рельс, жен. (англ. мн. reails рельсы). Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЛЬС — РЕЛЬС, рельса, род. мн. рельсов, муж., и (прост.). РЕЛЬСА, рельсы, род. мн. рельс, жен. (англ. мн. reails рельсы). Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для… …   Толковый словарь Ушакова

  • рельс — путь, рельса, направление Словарь русских синонимов. рельс сущ., кол во синонимов: 7 • контр рельс (2) • …   Словарь синонимов

  • рельс — а, м. ст. фр. reille брусок, полоса> англ. rail рельс <лат. regula прямая палка, брусок, планка. Фасмер 3 467. Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна (в два ряда) для движения колес вагонов, тепловозов и т. п.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕЛЬС — РЕЛЬС, а, мн. ы, ов, муж. 1. На железнодорожном пути: узкий стальной брус, по к рому катятся колёса. Крепление рельсов к шпалам. Подвесной р. (на монорельсовой дороге). 2. перен. В нек рых сочетаниях: направление, путь. На рельсах интенсификации …   Толковый словарь Ожегова

  • рельс — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? рельса, чему? рельсу, (вижу) что? рельс, чем? рельсом, о чём? о рельсе; мн. что? рельсы, (нет) чего? рельсов, чему? рельсам, (вижу) что? рельсы, чем? рельсами, о чём? о рельсах 1. Рельсом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • рельс — рельс, м., род. мн. рельсов и устаревающее рельса, ж., род. мн. рельс. Произношение [рэльс], [рэльса] устарело …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • рельс — РЕЛЬС, а, мн род. сов и рельс, дат. сам, м Устройство на железнодорожном пути в виде узкого стального бруса специального сечения, по которому, катясь, движутся колеса вагона, вагонетки и т.п. Сквозь морозный пар виднелись рабочие в полушубках, в… …   Толковый словарь русских существительных

  • all_words.academic.ru

    РЕЛЬС — это… Что такое РЕЛЬС?

  • рельс — рельс/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • рельс — Элемент конструкции верхнего строения пути, непосредственно воспринимающий нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающий ее на подрельсовое основание. Источник: СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм 3 рельс: Сталь …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • рельс — (англ. rails) стальная балка спец. профиля со скругленной или желобообразной головкой; два рельса образуют колею для движения ж. д. подвижного состава или других устройств (напр., подъемных кранов), один р. используют в монорельсовых дорогах (см …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕЛЬС — РЕЛЬС, рельса, род. мн. рельсов, муж., и (прост.). РЕЛЬСА, рельсы, род. мн. рельс, жен. (англ. мн. reails рельсы). Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для… …   Толковый словарь Ушакова

  • рельс — путь, рельса, направление Словарь русских синонимов. рельс сущ., кол во синонимов: 7 • контр рельс (2) • …   Словарь синонимов

  • рельс — а, м. ст. фр. reille брусок, полоса> англ. rail рельс <лат. regula прямая палка, брусок, планка. Фасмер 3 467. Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна (в два ряда) для движения колес вагонов, тепловозов и т. п.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕЛЬС — РЕЛЬС, а, мн. ы, ов, муж. 1. На железнодорожном пути: узкий стальной брус, по к рому катятся колёса. Крепление рельсов к шпалам. Подвесной р. (на монорельсовой дороге). 2. перен. В нек рых сочетаниях: направление, путь. На рельсах интенсификации …   Толковый словарь Ожегова

  • рельс — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? рельса, чему? рельсу, (вижу) что? рельс, чем? рельсом, о чём? о рельсе; мн. что? рельсы, (нет) чего? рельсов, чему? рельсам, (вижу) что? рельсы, чем? рельсами, о чём? о рельсах 1. Рельсом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • рельс — рельс, м., род. мн. рельсов и устаревающее рельса, ж., род. мн. рельс. Произношение [рэльс], [рэльса] устарело …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • рельс — РЕЛЬС, а, мн род. сов и рельс, дат. сам, м Устройство на железнодорожном пути в виде узкого стального бруса специального сечения, по которому, катясь, движутся колеса вагона, вагонетки и т.п. Сквозь морозный пар виднелись рабочие в полушубках, в… …   Толковый словарь русских существительных

  • dic.academic.ru

    РЕЛЬСЫ ПУТЕВЫЕ — это… Что такое РЕЛЬСЫ ПУТЕВЫЕ?

    
    РЕЛЬСЫ ПУТЕВЫЕ
    РЕЛЬСЫ ПУТЕВЫЕ

    стальные прокатные балки специального профиля, создающие ровную и упругую поверхность при качении колес подвижного жел.-дор. состава и служащие

    для передачи давления от колес шпалам. Профиль поперечного сечения Р. п. определяется не только условиями прочности и жесткости, но зависит и от очертания бандажей локомотивных и вагонных колес, от конструкции рельсовых опор и скреплений, а также от условий изготовления рельсов. Р. п. состоят из головки, шейки и пяты.

    Для наилучшего сопротивления Р. п. изгибающим усилиям им придается профиль, близкий к двутавровой балке, с размещением большей части массы металла в головке и пяте. По форме поперечного сечения различают Р. п. двухголовые, широкоподошвенные (виньолевские), желобчатые, широкоподошвенные с утолщенной шейкой (вильямсовские). В настоящее время наибольшее распространение получили Р. п. виньолевские как наиболее устойчивые и позволяющие укладывать их непосредственно на шпалы. Р. п. вильямсовские применяются для изготовления стрелочных остряков. Прикрепляются Р. п. к шпалам костылями или шурупами преимущественно с применением подкладок, а между собой соединяются накладками посредством болтов. На ж. д. СССР уложены Р. п. четырех основных типов: I-а, II-а, III-а и IV-a; в последнее время изготовляются рельсы новых типов весом 43 и 50 кг/пог. м. Прокатывают Р. п. из литой стали специальных марок на особых прокатных станах.

    Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.

    .

    • РЕЛЬСОШЛИФОВАЛЬНЫЙ СТАНОК
    • РЕЛЬСЫ УКОРОЧЕННЫЕ

    Смотреть что такое «РЕЛЬСЫ ПУТЕВЫЕ» в других словарях:

    • Путевые работы — на сортировочной станции Лоста Путевые работы  комплекс взаимосвязанных операций, обеспечивающих постоянную надёжность пути и безо …   Википедия

    • ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО — проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… …   Энциклопедия Кольера

    • ГОЛОВКА РЕЛЬСА — верхняя часть рельса, непосредственно воспринимающая давление колес. Г. р. направляет движение колес, имеющих бандажи со специальным гребнем с внутренней стороны. Радиус перехода от верхней поверхности Г. р. к вертикальным граням должен… …   Технический железнодорожный словарь

    • ПЯТА РЕЛЬСА — нижняя опорная часть широкоподошвенного рельса. Часть верхней поверхности П. р. (около шейки) служит опорой для накладки. См. Рельсы путевые. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н …   Технический железнодорожный словарь

    • ШЕЙКА РЕЛЬСА — наиболее тонкая часть рельса, соединяющая его головку с пятой. В рельсах старых типов Ш. р. изготовлялись с параллельными боковыми гранями; в настоящее время их проектируют с вогнутыми поверхностями и увеличенной толщиной у головки и подошвы,… …   Технический железнодорожный словарь

    • 45.080 — Рейки та складники залізниць ГОСТ 799 73 Болты путевые для скрепления рельсов широкой колеи. Общие технические требования. Взамен ГОСТ 799 41 ГОСТ 809 71 Шурупы путевые. Технические условия. Взамен ГОСТ 809 41 ГОСТ 3280 84 Подкладки костыльного… …   Покажчик національних стандартів

    • Железные дороги — ЖЕЛѢЗНЫЯ ДОРОГИ. Помимо экономич. значенія для страны, Ж. д. представляютъ важный факторъ воен. могущ ва государства. Ни компл ніе воин. частей въ періодъ мобил ціи, ни соср ченіе арміи, ни продовольствіе соврем. массов. армій немыслимы безъ… …   Военная энциклопедия

    • Железнодорожный путь — с бетонными шпалами Железнодорожный путь  сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Желе …   Википедия

    • Железнодорожное полотно — Железнодорожный путь с бетонными шпалами Железнодорожный путь  сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Железнодорожный путь …   Википедия

    • Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    dic.academic.ru

    На рельсы поставить — это… Что такое На рельсы поставить?

    
    На рельсы поставить
    На рельсы поставить
    РЕЛЬС, -а, мн. -ы, -ов, м.

    Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

    .

    • На рельсы
    • На роду написано

    Смотреть что такое «На рельсы поставить» в других словарях:

    • РЕЛЬС — РЕЛЬС, рельса, род. мн. рельсов, муж., и (прост.). РЕЛЬСА, рельсы, род. мн. рельс, жен. (англ. мн. reails рельсы). Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для… …   Толковый словарь Ушакова

    • РЕЛЬС — РЕЛЬС, рельса, род. мн. рельсов, муж., и (прост.). РЕЛЬСА, рельсы, род. мн. рельс, жен. (англ. мн. reails рельсы). Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для… …   Толковый словарь Ушакова

    • РЕЛЬС — РЕЛЬС, а, мн. ы, ов, муж. 1. На железнодорожном пути: узкий стальной брус, по к рому катятся колёса. Крепление рельсов к шпалам. Подвесной р. (на монорельсовой дороге). 2. перен. В нек рых сочетаниях: направление, путь. На рельсах интенсификации …   Толковый словарь Ожегова

    • рельс — (англ. rails) стальная балка спец. профиля со скругленной или желобообразной головкой; два рельса образуют колею для движения ж. д. подвижного состава или других устройств (напр., подъемных кранов), один р. используют в монорельсовых дорогах (см …   Словарь иностранных слов русского языка

    • поста́вить — 1) влю, вишь; сов., перех. 1. сов. к ставить 1. 2. (только в форме прич. страд. прош.). Быть расположенным каким л. образом (о глазах, голове и т. п.). Глубоко поставленные небольшие глаза [Билибина] всегда смотрели прямо и весело. Л. Толстой,… …   Малый академический словарь

    • рельс — а, род. мн. ов, м. и (прост.) рельса, ы, род. мн. рельс, ж. Стальной узкий брус специального сечения, по которому, катясь, движутся колеса вагона, вагонетки и т. п. По всей линии были уже положены шпалы и рельсы и ходили служебные поезда. Чехов,… …   Малый академический словарь

    • Фиксики — Логотип мультсериала …   Википедия

    • Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Паровоз ФД — «Феликс Дзержинский» Паровоз ФД21 3125 Основные данные …   Википедия

    • ФД — Феликс Дзержинский …   Википедия


    dic.academic.ru

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *