Самодельные мотоблоки своими руками: Самодельный мотоблок с плугом (49 фото изготовления + чертежи плуга)

Самодельные мотоблоки своими руками

Статья обновлена 13.05.2019

Для того чтобы значительно упростить процесс обработки почвы, увеличить его эффективность, многие фермеры используют самодельные мотоблоки. Своими руками изготовить подобного рода приспособления довольно просто, достаточно лишь иметь при себе необходимый инструмент, а также материалы для изготовления.

Как сделать мотоблок своими руками

Если изготовить мотокультиватор своими руками, фермер сможет не только повысить эффективность возделывания земель, но и существенно сократить финансовые затраты, сэкономив на покупке магазинного приспособления. При этом для успешного выполнения поставленной задачи потребуются подходящие заготовки, инструменты, материалы.

Чаще всего в качестве основы для подобного рода приборов используется различная техника, предусматривающая наличие двигателя внутреннего сгорания, хотя существуют и электрические вариации устройства. Изучая, как сделать своими руками мотоблок, необходимо отметить, что самыми популярными вариантами представляется использование:

  • бензопилы;
  • мотоцикла;
  • электрическая мясорубка.

Мотоблок можно изготовить самостоятельно

Каждый вариант предусматривает свои особенности, нюансы, в связи с чем заслуживает отдельного рассмотрения. Продукция на основе ДВС представляет собой оптимальное соотношение мощностно-функциональных возможностей, ввиду чего пользуется значительно большим спросом со стороны потребителей, нежели электрические аналоги.

Электрокультиваторы отличаются меньшей мощностью, более сложной процедурой изготовления, однако по своим функциональным возможностям они полностью идентичны бензиновым аналогам.

Выясняя, как сделать самому культиватор с ДВС, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Изготавливается рама с колесами, к которой закрепляются ручки.
  2. Монтируется двигатель, а также охлаждающее оборудование. Необходимость дополнительного охлаждения обусловлена низкой скоростью движения агрегата.
  3. Установить редуктор, закрыть механизмы для защиты.

Алгоритм сборки электро-аналога практически идентичен, что позволяет без труда изготовить изделие по чертежам.

Раму устройства можно изготовить из ненужной строительной тачки либо стальной трубы с сечением не менее 3,2 см. При этом к ней потребуется прикрепить колеса для свободного передвижения по территории.

Рекомендации специалистов по изготовлению мотокультиватора

Наиболее популярным вариантом основы для самодельного мотокультиватора представляется старая мототехника. Подобная переделка считается оптимальной возможностью подарить устаревшим, неисправным транспортным средствам новую жизнь, ведь двигатели от мотоцикла идеально подойдут для этой задачи.

При этом предпочтение следует отдавать двухтактным силовым агрегатам, хотя возможно использование и более совершенных 4-х тактных модификаций.

Бензиновые изделия представляются оптимальным вариантом для культиватора, поскольку они отличаются мобильностью, а также высокой мощностью.

Важно отметить, что трансмиссия готового приспособления напрямую зависит от комплектующих, которые планируется использовать для его изготовления, а также предполагаемого функционала техники. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение зубчатой модификации трансмиссии, поскольку она применяется повсеместно и отличается легкостью монтажа.

Планируя выяснить, как сделать самодельный мотокультиватор, мастер может отдать предпочтение прочим вариантам КПП, среди которых упоминания заслуживают следующие виды трансмиссии:

  • комбинированная, предполагающее наличие зубчато-червячных передач;
  • цепно-ременная либо зубчатая;
  • гидроредуктор — более продвинутый, но дорогой вариант исполнения в сравнении с механическими аналогами.

Если предполагается модернизация электроприбора, следует отметить, что для неё могут использоваться любые виды двигателей, работающие от электроэнергии, рассчитанные на напряжение в 220 В.

Необходимые материалы и инструмент для сборки

Для того чтобы успешно собрать подобного рода приспособление, необходимо заранее обзавестись необходимым инструментом для сборки, а также материалами. Кроме того следует предварительно изучить чертежи выбранной модели устройства, что позволит не допустить ошибок при его сборке, а также внести в конструкцию необходимые коррективы.

Чертежи мотоблока

В качестве двигателя для устройства следует взять мотор от мопеда, мотоцикла, скутера либо бензопилы. Если планируется сделать электрический вариант культиватора, следует обзавестись мотором от мясорубки или другой мощной техники. Вне зависимости от разновидности прибора потребуется найти редуктор, который снизит частоту вращения до нужных значений.

Для сборки мастеру потребуется стандартный набор инструментов. Если раму предполагается изготавливать из нескольких составных элементов, настоятельно рекомендуется воспользоваться сварочным аппаратом. Это позволит гарантировать прочность соединений, а также длительный срок службы самодельного агрегата даже при интенсивной эксплуатации.

Чертежи устройства

Как было сказано ранее, в процессе изготовления необходимо руководствоваться чертежами, что позволит избежать досадных ошибок. При этом они являются лишь примером варианта исполнения культиватора, поскольку конструкция конкретной модели может значительно отличаться и зависит от используемых материалов и оборудования.

Заключение

Мотокультиватор, изготовленный своими руками, позволит значительно упростить обработку земли без внушительных затрат. При этом его можно собрать из различных транспортных средств, электроприборов, что позволяет каждому мастеру подобрать для себя наиболее удобный и подходящий вариант исполнения.

Читайте еще:

описание высокопроизводительной конструкции, этапы монтажа

На приусадебных и дачных участках, в огородах и садах с большим успехом используются мотоблоки, которые позволяют значительно облегчить и упростить посадку, уборку, прополку, подкормку и уход за растениями.

Мотоблок — это достаточно универсальное многофункциональное мобильное устройство на базе одноосного привода, как правило, с одним колесом или с двумя колёсами на одной оси, при этом оператор управляет этим агрегатом, шагая за ним по обработанной почве, поддерживая устройство за ручки, на которых расположено управление. Используя навесные устройства, мотоблок может выполнять функции культиватора, фрезы, плуга, транспортного средства, генератора тока или помпы.

Содержание

  • 1 Устройство мотоблока

    • 1.1 Двигатель

    • 1.2 Трансмиссия

    • 1.3 Система агрегатирования

    • 1.4 Система управления

  • 2 Принцип работы

  • 3 Виды

  • 4 Применение

  • 5 Мастерим сами

Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из бензинового двигателя или электродвигателя, системы управления, трансмиссии, системы агрегатирования и ходовой части.

Двигатель

В агрегатах используются как двухтактные, так и четырёхтактные моторы. Они оборудуются устройствами, автоматически регулирующими частоту вращения, что упрощает работу оператора. Мощность двигателей лёгких мотоблоков и мотокультиваторов составляет до 5 л. с., а у тяжёлых (собственно мотоблоков) — до 10 л. с. Двигатели большей мощности используются редко.

Трансмиссия

Это устройство ставится на мотоблоки в различных вариантах технических решений. Наиболее часто встречаются такие трансмиссии:

  • Зубчатая — стандартная тракторная трансмиссия. В ней имеются только передачи зубчатого типа с реверсом и несколькими ступенями. Муфта сцепления управляется отдельно. Коленчатый вал расположен перпендикулярно ведущей оси в горизонтальной плоскости. Для отбора мощности имеется вал.
  • Зубчато-червячная. Состоит из верхнего зубчатого редуктора и нижнего червячного. Имеет вертикальное расположение коленчатого вала. Снабжена автоматической центробежной муфтой сцепления. Для отбора мощности имеет шкив или вал. Эта передача очень компактна. Применяется на легких мотоблоках и мотокультиваторах.
  • Ременно-зубчато-цепная. Вал редуктора вращается с помощью ременной передачи, служащей также сцеплением. Агротехнический просвет увеличивается за счёт цепной передачи. Коленчатый вал размещён горизонтально, параллельно ведущей оси. Ведущий шкив оснащён дополнительным ручьём для отбора мощности. Ременная передача может служить вариатором и реверсом. Зубчатая часть редуктора бывает как одноступенчатой, так и двухступенчатой.
  • Гидрообъёмная — это новый и более дорогостоящий тип трансмиссии, который позволяет производить плавную регулировку тягового усилия и скорости мотоблока. Очень легка в управлении.

Система агрегатирования

Важный элемент, предназначенный для сопряжения мотоблока с сельскохозяйственными орудиями. Мотокультиваторы оборудованы для установки орудий на ведущую ось, а у мотоблоков они крепятся на специальный кронштейн. Кроме того, у многих изделий имеются устройства отбора мощности, с помощью которых приводятся в действие активные рабочие органы навесных орудий.

Система управления

Для удобства практически все органы управления выведены на ручки или рулевые штанги мотоблока. На самих узлах блоков расположены: включение отбора мощности, регулирование заслонки карбюратора и т. д. На левой ручке расположено управление муфтой сцепления, а «газ» расположен на правой. Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы тормозами не оснащаются. На тяжелых — управление тормозами выводится на правую ручку.

Принцип работы

С помощью двигателя создаётся усилие, которое приводит в движение мотоблок и передаётся на сельскохозяйственные орудия.

У мотокультиватора главный механизм — это почвофреза. Она используется для вспашки, уничтожения сорняков, внесения в грунт удобрения. Причём чем шире почвофреза, тем меньше тратится сил и времени на обработку участка.

Для более тяжёлых мотоблоков можно использовать много типов навесного оборудования, что значительно расширяет функции устройства. К дополнительному оборудованию или модификациям мотоблоков относятся:

  • культиватор;
  • плуг;
  • окучник;
  • прицеп;
  • снегоуборщик;
  • электрогенератор;
  • косилка;
  • транспортер;
  • помпа и другие.

Виды

Мотоблоки могут быть:

  • бытовыми;
  • профессиональными;
  • полупрофессиональными.

Это отличие обычно основывается на мощности двигателя и надежности конструкции. Профессиональное оборудование значительно дороже бытового, но может обработать территорию большой площади. Кроме того, такие мотоблоки могут быть специализированными для работы на очень узких участках или поверхностях с большими уклонами.

Общепринято деление мотоблоков по мощности (хотя формально деление имеет отношение к весу):

Сверхлегкие имеют вес менее 20 кг и мощность мотора — не более 2 л. с. Применяются для обработки небольших площадей и теплиц с глубиной рыхления до 15 см и шириной обрабатываемой полосы до 0,3 м. Их легко транспортировать в легковой машине.

Легкие весят до 50 кг и мощность доходит до 4 л. с. Землю обрабатывают на глубину порядка 20 см. Они могут применяться на огородах и приусадебных участках менее 16 соток.

Средние мотоблоки имеют массу до 100 кг, при этом мощность достигает 7 л. с. Это даёт возможность глубокого рыхления широкой полосой, но манёвренность такого устройства резко снижается. Средний агрегат можно использовать на участках до 50 соток.

Тяжелые устройства с весом до 130 кг имеют мощность свыше 9 л. с. Рассчитаны на работу на участках до 1 га и более. Скорость мотоблоков достигает 12 км/ч. Всегда могут быть укомплектованы множеством различных дополнительных устройств и орудий. Они относятся к профессиональной технике и могут эксплуатироваться в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях. Они малопригодны для работы на узких полосах в садах, огородах и междурядьях.

Используется и деление мотоблоков по методу агрегатирования:

Мотокультиваторы. У них сельскохозяйственное орудие (почвофреза, пропольник и т. д.) устанавливается вместо колёс на ведущую ось.

Колёсные мотоблоки. У этих устройств сельскохозяйственное орудие (к примеру, самодельный плуг) работает за счет применения тягового усилия, которое создаётся ходовой частью на колёсах.

Применение

Мотокультиваторы и колесные мотоблоки используются для вспашки и окучивания на участках малой и средней величины, в садах, теплицах и цветниках; для скашивания травы, внесения удобрений, прополки сорняков, уборки снега; как привод для других орудий, машин и генерирования энергии; для перевозки небольших грузов на малые расстояния (при использовании прицепа).

При этом сверхлёгкие и лёгкие мотоблоки комплектуются, как правило, только фрезой и пропольником, а окучником только в отдельных случаях.

Средние мотоблоки имеют съёмные колёса и комплектуются достаточно большим выбором орудий (фреза, плуг, борона, окучник, косилка), а также полуприцепом с грузоподъемностью до 500 кг.

Тяжёлые устройства оборудованы несменными колёсами. В комплект входят:

  • плуг и фреза;
  • устройства, подключаемые к приводу;
  • культиватор;
  • грабли;
  • борона;
  • косилка;
  • снегоочиститель;
  • бульдозерный отвал;
  • помпа;
  • мощный полуприцеп.

Мастерим сами

Существует несколько мотоблоков различной мощности, разного функционального назначения и степени сложности изготовления, предложенных изобретателями и фермерами. Некоторые из них не просто дешевле, но и лучше промышленных.

Одной из самых известных конструкций самодельного мотоблока является устройство Валентина Архипова. Это многофункциональный мотоблок, предназначенный не только для вспашки и боронования, но и для посадки, окучивания, сбора урожая и подбора ботвы.

Данный агрегат является самоходной двухколесной машиной, оборудованной двигателем от мотороллера Вятка Электрон. Этот выбор основан на том, что у мотора имеется принудительная система воздушного охлаждения цилиндра. Кроме того, такой двигатель может работать при больших нагрузках на очень малых скоростях. Цепи, рукоятки, дуга рамы, тросы управления и подвеска двигателя взяты с той же модели мотороллера. Почти все остальные детали, использованные для конструирования мотоблока, тоже промышленного производства.

Самостоятельно необходимо изготовить путём сварки из труб раму в форме буквы П и выточить колесную ось на токарном станке. Ещё необходимо изготовить три шарнира для двух регулирующих и основной тяги. Они служат соединяющими элементами между мотоблоком, рулевым управлением и плугом. К раме агрегата приварена стальная труба, завершаемая осью, которая требуется для натяжения тросов, соединённых с коробкой передач. Натяжение осуществляется с помощью коромысла, а ручкой переключения передач является отрезок приваренной стальной трубы. Шаг используемых цепей — 12,7, а также 15,9 мм. Используются звёздочки: на выходном вале 11, на вторичном вале одна 60 и одна 20 и 40 на ходовой оси.

Преимуществом данного мотоблока является шарнирное соединение, что позволяет изменять направление движения при производстве работ, не вынимая плуг из борозды. Кроме того, ось расположена под небольшим углом в направлении движения. Это предотвращает увод агрегата при вспашке в сторону. Кроме того, при работе этим мотоблоком глубина вспашки регулируется автоматически, путем изменения по отношению к борозде угла плуга.

Мотоблок оборудован полевой доской, выступающей как подъемная сила при зарывании плуга. Если лемех выходит на поверхность земли, то сразу у него увеличивается угол атаки, и он снова погружается в почву на требуемую глубину.

Сборка мотоблока начинают с ходового вала. К нему прикрепляется корпус с подшипниками, приваривается звездочка и монтируются обгонные муфты, заменяющие дифференциал. Затем конструкция оборудуется рамой и колесами. На установленную раму устанавливается телескопическая тяга, руль и плуг.

Мотоблок имеет специальные колеса, которые имеют лучшее сцепление с грунтом, чем резиновые. Металлические колеса не забиваются почвой и при давлении на грунт они не уплотняют, а разрыхляют его. Соединение рамы блока с подвеской двигателя и рамой мотороллера осуществляется двумя дугообразными трубами. Топливный бак размещается между ними.

Двигатель обустраивается с помощью кронштейна, завершенного 150 мм стальной осью. Кронштейн, как консоль, приваривают к П-образной раме. Затем на ось подвешивают мотор. Всю конструкцию присоединяют к дугообразным трубкам рамы. После этого монтируется вторичный вал, протягиваются тросы управления и натягиваются цепи. Мотоблок готов.

Другие орудия крепятся на мотоблок также как плуг — двумя болтами. Но кронштейны культиватора, граблей и бороны повернуты относительно вертикали, для компенсации угла наклона плуга. Мотоблок может использоваться для уборки снега, при этом он дополнительно оснащается небольшим бульдозерным ножом. А если поставить звездочку, а также валик с щеткой, то можно подметать улицу.

Конструирование и монтаж мотоблока самостоятельно — достаточно трудоемкое занятие, требующее достаточно хороших знаний в этой области. В интернете существуют детальные чертежи и ролики, позволяющие осуществить подбор деталей и сборку самому. И всё же существует большое количество промышленных мотоблоков в различных диапазонах цен и мощностей, позволяющие приобрести тот, который требуется, если собственных знаний и умений не хватает для самостоятельного изготовления хорошего устройства.

  • Автор: Александр Александрович Чеботарёв