Схемы полиспастов: схема полиспаста, назначение, устройство, виды

Содержание

Полиспасты. Назначение и устройство | ПроИнструмент

Грузозахваты |

19.03.2017

Полиспастами называют систему, образуемую подвижными и неподвижными блоками, которые соединяются между собой канатными (реже – цепными) передачами. Известные ещё в античные времена, полиспасты и сейчас являют собой устройство, без которого не может функционировать подъёмно-транспортная техника. По сути, за тысячелетия не очень изменились и составляющие этого механизма. Полиспасты, их назначение и устройство – вопросы, важные для эффективного использования всех конструкций механизмов подъёма.

Устройство полиспаста и условия его работы

Основная область применения полиспастов – стреловые механизмы кранов. Всё многообразие полиспастов может быть сведено к двум требованиям: либо увеличить силу (силовые полиспасты), либо поднять скорость (скоростные полиспасты). В подъёмных кранах чаще используются первые, а подъёмниках – вторые. Таким образом, схемы скоростных и силовых полиспастов взаимно обратные.

В состав полиспаста входят следующие составляющие:

  1. Блоки с неподвижными осями
  2. Блоки с подвижными осями.
  3. Обводные блоки.
  4. Обводочные барабаны.

Все вышеперечисленные элементы располагаются преимущественно в вертикальной компоновке, причём место размещения барабана зависит от наличия обводных блоков: сверху, если такие блоки отсутствуют, и снизу – если присутствуют.

Количество блоков с неподвижными осями всегда на один меньше, чем с подвижными. При этом общее количество блоков определяет (для силовых полиспастов) кратность увеличения суммарного усилия на механизме. Количество обводных блоков определяется размерами узла: с увеличением числа таких блоков усилие также увеличивается.

Силовые полиспасты, назначение и устройство которых характеризуется несколькими параметрами, важнейшим из которых является нагрузка, развиваемая в подъёмном механизме. Она увеличивается с увеличением расчётной грузоподъёмности крана, кратности устройства (количества ветвей каната, на которых подвешен груз) и КПД блока. КПД учитывает потери на трение в осевых опорах, а также потери, определяемые жёсткостью каната или цепи.

Полиспастов может быть несколько, тогда суммарная нагрузка на блок пропорционально уменьшается. Одинарные полиспасты конструктивно проще, но и наименее эффективны. В них один конец неподвижно закрепляется на неподвижном элементе, а второй – на барабане. При этом угол отклонения весьма ограничен из-за опасности схода каната с блока. Наличие обводного блока существенно улучшает условия работы механизма: нагрузка становится симметричной, что снижает износ каната, и увеличивает допустимую скорость вращения блоков. Устойчивость действия полиспаста зависит также от расстояния между обводным и основными блоками. С увеличением этого параметра надёжность полиспаста как функционального узла возрастает, хотя одновременно увеличивается (из-за наличия соединительной оси) и его сложность.
Другими схемами полиспастов, применяемых на практике, являются:

  • Сдвоенные трёхкратные, когда в схеме присутствует три рабочих блока и два обводных;
  • Сдвоенные трёхкратные, снабжённые уравнительной траверсой. Вариант используется в грузоподъёмной технике, которая эксплуатируется в тяжёлых и особо тяжёлых условиях.

Эксплуатационные характеристики полиспастов и их выбор

На эффективность, которой обладают полиспасты, на их назначение и устройство в конкретном механизме влияние оказывают следующие факторы:

  1. Грузоподъёмность основного механизма, в составе которого работают данные узлы.
  2. Количество обводных блоков: с ростом их числа потери на трение возрастают.
  3. Углы отклонения канатов от средней плоскости барабана.
  4. Диаметры блоков.
  5. Диаметр каната/высота цепи.
  6. Материал каната.
  7. Характер опор (в подшипниках качения или скольжения).
  8. Условия смазки всех осей полиспаста.
  9. Скорость вращения блоков или перемещения тяговых канатов (в зависимости от назначения устройства).

Наибольшие потери в полиспастах связаны с условиями трения. В частности, КПД рассматриваемых механизмов, которые работают в подшипниках скольжения, в зависимости от условий их эксплуатации, составляет:

  • При неудовлетворительной смазке и при повышенных температурах — 0,94…0,54;
  • При редкой смазке – 0,95…0,60;
  • При периодической смазке — 0,96…0,67;
  • При автоматической смазке – 0,97…0,74.

Меньшие значения соответствуют полиспастам с максимально возможной кратностью. Потери на трение для узлов, которые работают в подшипниках качения, гораздо ниже, и составляют:

  • При недостаточной смазке и высоких температурах эксплуатации – 0,99…0,83;
  • При нормальных рабочих температурах и смазке – 1,0…0,92.


Таким образом, применяя современные антифрикционные покрытия контактной поверхности блоков, можно практически исключать потери на трение.

Углы отклонения каната, располагающегося на блоке/блоках полиспаста, определяют не только износ канатов и блоков, но и безопасность производственного персонала грузоподъёмного устройства. Объясняется это тем, что при превышении допустимых показателей сход каната с блока чреват производственной аварией. На данный параметр влияют материал канатов, профиль канавки барабана, а также направление навивки.
Материалами канатов чаще всего служат типы ТЛК-О по ГОСТ 3079, ЛК-Р по ГОСТ 2688 и ТК по ГОСТ 3071. Третий тип имеет наименьшую жёсткость (не более 1,7), что положительно сказывается на предельно допустимом угле отклонения каната на полиспасте. Соответственно для канатов двух первых типов жёсткость достигает 2.

Нормальными углами отклонения от оси полиспаста считаются углы 7,5…2,50 (меньшие значения принимаются для максимальных соотношений диаметра блока к диаметру каната). Вообще при проектировании данных устройств это соотношение всегда стараются выбирать в диапазоне значений 12…40. Допустимый угол отклонения канатов из маложёстких материалов меньше: до 6,5…20.

ГОСТ допускает увеличение предельного отклонения, по сравнению с рекомендуемым не более, чем на 10…20% (зависит от режима работы грузоподъёмной техники). На уравнительном блоке допустимые углы отклонения могут увеличиваться, но не более, чем в 1,5 раза.

Для снижения углов отклонения на барабанах полиспастов изготавливают профильные канавки, причём угол их направления зависит от направления навивки. Поэтому барабаны в механизмах современной конструкции всегда выполняют с крестовым профилем, пригодным под оба типа навивки.

Запасовка полиспастов

Запасовка – технологическая операция изменения расположения основных грузовых блоков полиспаста, а также расстояний между ними. Целью запасовки является изменение скорости или высоты подъёма грузов путём определённой схемы прохождения канатов по блокам устройства.

Схемы запасовки определяются типом грузоподъёмной техники. Известно, в частности, что механизмы изменения вылета стрелы различны для ручной или электротали – с одной стороны, и для кранов – с другой. Поэтому для лебёдок запасовка производится изменением расположения оси направляющего блока, и предназначается только для изменения длины вылета стрелы. В грузовых кранах запасовкой исправляют возможную криволинейность перемещения груза. Кроме грузовых канатов, запасовку применяют также и для канатных устройств перемещения рабочей тележки.

Различают следующие схемы запасовок:

  1. Однократная, которая применяется для грузоподъёмных механизмов стрелового типа с гуськом. Крюк при этом подвешивается на одной нитке каната, последовательно проводится через все неподвижные блоки, после чего наматывается на барабан. Такой способ запасовки наименее эффективен.
  2. Двухкратная, которая может быть применена на кранах, как с подъёмной, так и балочной стрелой. В первом случае неподвижные блоки располагаются на головке стрелы, а противоположный конец каната закрепляется в грузовой лебёдке. Во втором случае один из концов каната закрепляют на корне стрелы, а второй последовательно пропускают через обводной барабан, блоки крюковой подвески, стреловые блоки, блоки оголовка башни и затем подводят к грузовой лебёдке.
  3. Четырёхкратная, используемая для механизмов большой грузоподъёмности. Здесь реализуется одна из схем, описанных выше, но отдельно по каждому из блоков крюковой подвески. Две рабочих ветви каната при этом направляются на блоки рабочей стрелы. Соединение смежных полиспастов производится через дополнительный неподвижный блок, который устанавливается на стойке платформы поворота крана.
  4. Переменная, суть которой состоит в изменении грузоподъёмности крана. При таком виде запасовки (она может быть и двух-, и четырёхкратной) возможно соответствующее увеличение массы поднимаемого груза. Для этого в подвижные блоки дополнительно устанавливают по одной или две подвижных обоймы. Удержание обойм производит сам грузовой канат из-за разницы в усилиях, которые создаются наличием крюковой подвески. Изменение кратности запасовки выполняется опусканием крюковой подвески на опору при продолжающемся сматывании каната.

Двух- и особенно – четырёхкратная запасовка позволяет производить безопасный подъём груза, который практически вдвое превышает тяговое усилие, развиваемое лебёдкой. При этом проворот канатов под нагрузкой исключается, что существенно снижает их износ.

Кромочный рубанок для гипсокартона. Делаем идеальные стыки

Ножовка по дереву. Какая лучше?

Простые и сложные полиспасты, схемы полиспастов, использование

Полиспасты, это система прикрепленных к вытаскиваемой технике и анкерам блоков, соединенных между собой стальным канатом (тросом). Полиспасты предназначен для увеличения тягового усилия средства эвакуации. При этом скорость и путь перемещения вытаскиваемой техники уменьшаются. Полиспасты используются в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания застрявшей техники. 

Простые и сложные полиспасты, схема простых и сложных полиспастов из одно и двухроликовых блоков, вытаскивание застрявшей техники с использованием полиспастов.

По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все ролики блоков огибаются одним тросом. В сложном полиспасте, несколько простых полиспастов соединены между собой. На схеме ниже представлены простые и сложные полиспасты из одно, двухроликовых блоков и их комбинаций, применяемых в практике эвакуации различной застрявшей техники.

Схема простых и сложных полиспастов из одно и двухроликовых блоков.

Степень увеличения прикладываемого тягового усилия называется передаточным числом или кратностью полиспаста. Передаточное число полиспаста i определяется по формуле

i = Q/Pn

где Q — тяговое усилие, необходимое для вытаскивания застрявшего объекта, кН (тс).
Р — прикладываемое тяговое усилие на тросе лебедки тягача, кН (тс)/
n — коэффициент полезного действия полиспаста, зависящий от жесткости троса и трения в блоках.

Коэффициент полезного действия (КПД) однороликового блока на подшипнике скольжения имеет значение n=0,96, а на подшипнике качения n=0,98. Коэффициент полезного действия простого полиспаста можно принимать равным произведению КПД всех блоков, входящих в систему. Сложного полиспаста — произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.

При известной скорости V1 перемещение конца троса, к которому приложено тяговое усилие, скорость V2 передвижения вытаскиваемого объекта определяется из выражения.

V1 = V2/n

Путь, пройденный вытаскиваемым объектом L2, определяется по формуле.

L2 = L1/i

где L1 — путь, проходимый концом троса эвакуационного тягача.

Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление изгиба. В противном случае значительно уменьшается срок службы троса и КПД полиспаста.

Для получения максимального передаточного числа полиспаст лучше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с подвижного блока. При этом если число роликов блоков четное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку. Если нечетное — к неподвижному блоку (у анкерного устройства).

Вытаскивание застрявшей техники с использованием полиспастов.

Вытаскивание застрявшей техники с использованием полиспастов применяется при среднем, тяжелом и особо тяжелом застревании, когда возможности других средств и способов недостаточны. Или их применение невозможно по условиям доступности объектов.

Полиспасты можно собирать из элементов такелажного оборудования многоцелевых автомобилей и транспортеров — тягачей с лебедками, эвакуационных тягачей и табельных групповых такелажных комплектов. А также из подручных элементов, прочность которых достаточна для реализации необходимого тягового усилия. Схема полиспаста выбирается исходя из возможностей величины сил сопротивления перемещению объектов и тяговых возможностей выделенного средства эвакуации.

Размеры полиспаста должны обеспечивать возможность вытаскивания объекта за один прием. Если это невозможно, то вместо грунтовых якорей можно использовать подвижные анкеры (тягачи, тракторы). Это позволяет после подтягивания полиспаста на всю длину троса производить его растягивание со сменой места установки анкеров и средств эвакуации.

Применение подвижного анкера для растягивания полиспастов.

Для раскладки полиспаста необходимо:

— Выложить на грунт возле застрявшей техники подвижные блоки и разобрать.
— Выложить неподвижные блоки у средства эвакуации и (или) в местах соединения с якорем.
— Выдать трос лебедки на необходимую длину и заложить его в блоки.
— Собрать блоки, сцепить их с застрявшим автомобилем буксирными тросами и закрепить анкерный конец троса на одном из блоков в соответствии со схемой полиспаста.
— Растянуть полиспаст с помощью средства эвакуации на предельное расстояние. Отсоединить неподвижные блоки от буксирных крюков, если сборка полиспаста осуществляется рядом с объектом.
— Собрать и подсоединить к неподвижным блокам якоря. Закрепив их затем при помощи штырей на грунте.
— Ходовой конец троса полиспаста подсоединить к средству эвакуации. Если трос не является тросом лебедки.

По материалам книги «Ремонт военной автомобильной техники».
Тарасенко П.Н.

Цепные тали — Canstahl

Цепные тали от STAHL CraneSystems отличаются компактностью, особенно малыми габаритами подхода и прочной и не требующей особого ухода конструкцией. По сей день успешная цепная таль ST является эталоном в отрасли. Ни один другой производитель не предлагает такой широкий ассортимент цепных талей. С безопасными рабочими нагрузками от 63 до 6300 кг, взрывозащищенными версиями , модульной конструкцией и множеством нестандартных решений цепные тали оборудованы для самых разных применений.


Стандартная и короткая габаритная высота

Серия ST от STAHL CraneSystems относится к числу наиболее полных программ цепных талей. Цепная таль ST, используемая в тысячах приложений на протяжении многих десятилетий, модернизируемая и оптимизируемая снова и снова, является настоящей классикой. Мощная, надежная и неприхотливая с точки зрения обслуживания и энергопотребления серия ST выпускается в 13 S.W.L. колеблется от 125 кг до 6300 кг. Цепные тали могут использоваться как стационарные тали с подвесным крюком или проушиной, с жестким креплением или с толкающей или электрической тележкой, и особенно подходят для тяжелых условий эксплуатации в промышленности.

  • Проверено тысячи раз
  • Все прецизионные детали производства Германии
  • Прочный, надежный, неприхотливый
  • Очень высокая классификация FEM
  • С.В.Л. от 125 до 6 300 кг
  • Две скорости подъема и перемещения в стандартной комплектации
  • Модульная система

Узнать больше


Сверхкороткая строительная высота

Компания STAHL CraneSystems устанавливает новые стандарты со сверхкороткой строительной тележкой STK. Одна только конструкция тележки с короткой высотой позволяет сэкономить огромное количество места. Корпус цепной тали установлен под углом, что означает, что возвратный шкив не требуется. Тележка со сверхкоротким верхом, уменьшенная на 60 %, обеспечивает максимальное расстояние между крюками, особенно в помещениях с очень низким потолком.

  • высота над уровнем моря 210 мм для SWL 5000 кг
  • Модульная система
  • Высота над уровнем моря 185 мм для SWL 5000 кг
  • Из стандартных компонентов
  • Проверенный на практике

Узнать больше


Двойные цепные тали

Двойные цепные тали STD — это специальная разработка для длинных предметов и грузов, которые необходимо поднимать в двух точках.

Даже если нагрузка распределяется неравномерно, STD с одним подъемным двигателем гарантирует абсолютную синхронность работы обоих крюков.

  • Низкая высота для низких залов
  • Абсолютно синхронная работа крюков
  • Груз не раскачивается
  • Наклоны исключены конструкцией
  • Индивидуальная регулировка ширины груза
  • Почти не требует обслуживания
  • Построен из стандартных компонентов ST
  • Доступна взрывозащищенная версия

Узнать больше


Цепные тали Dual Vario

Используя свой многолетний опыт и интеллектуальные технологии, инженеры-исследователи компании STAHL CraneSystems работали вместе в тесном контакте с заказчиками для разработки двойной цепной тали STD Vario с электрически регулируемым расстоянием между крюками. , дальнейший выигрыш в безопасности и гибкости работы. STD Vario особенно подходит для перевозки длинномерных грузов различной длины (например, стержней, деревянных балок и стальных балок).

  • Электрически регулируемое расстояние между крюками
  • Дополнительная подъемная траверса не требуется
  • Абсолютная синхронная работа
  • Отсутствие случайного смещения грузовых крюков при подъеме или перемещении

Узнать больше


Big Bag

Версия Big Bag от STAHL CraneSystems предлагает выдающуюся особенность : свободный выбор расстояния между цепной талью и грузовым крюком, а также возможность поднимать крупногабаритные грузы до верхнего положения крюка без какие-либо мешающие края, такие как тележка, цепная таль или цепной ящик, мешают. Конструкция Big Bag доступна для S.W.L. до 3200 кг, а также во взрывозащищенном исполнении.

  • Свободный выбор расстояния до грузового крюка
  • Беспрепятственный подъем в верхнее положение крюка
  • Низкая высота для низких залов
  • С.В.Л. до 3 200 кг
  • На основе испытанной серии ST
  • Доступна взрывозащищенная версия

Узнать больше


Нестандартные цепные тали

Одной из сильных сторон STAHL CraneSystems являются нестандартные решения. Наш сильный отдел исследований и разработок оказал существенное влияние на развитие крановой техники за последние 100 лет и снова и снова выводит на рынок интеллектуальные новые продукты. Это ноу-хау и опыт дают нам гибкость для разработки идеального решения для вашего проекта в кратчайшие сроки

  • Идеально подходит для вашего проекта
  • Более 100 лет опыта
  • Короткое время разработки
  • Экономичность благодаря модульной системе
  • Совершенство благодаря использованию проверенных стандартных компонентов
  • Высокое качество и надежность собственного производства в Германии

Узнать больше


Примеры применения

– Примеры применения – STAHL
– Цепные тали CraneSystems
– Выдержали испытание временем

Узнать больше

Все погрузочно-разгрузочные работы ML005-10 Мини-таль с цепью — грузоподъемность 1/2 тонны, подъем 10 футов

Выбранное количество товара недоступно.

Выбранное количество товара недоступно.

Артикул:
МЛ005-10
ЕД:
ЕА
(пока отзывов нет) Написать обзор

American Industrial Lifting Products
Все погрузочно-разгрузочные работы ML005-10 Мини-цепная таль — грузоподъемность 1/2 тонны, подъем 10 футов

Рейтинг

Обязательно Выберите Рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)

Имя

Электронная почта Обязательно

Тема отзыва Требуется

Комментарии Обязательно


Минимальная покупка:
1 шт.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *