История марки Scania
- Статья опубликована 20.08.2015 04:53
- Последняя правка произведена 20.08.2015 12:49
История марки Scania
Полное название: | Scania AB |
Другие названия: | Scania |
Существование: | 1920 — наши дни |
Расположение: | Швеция: Сёдертелье |
Ключевые фигуры: | Густав Эриксон |
Продукция: | Грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели |
Модельный ряд: |
Scania AB — шведская марка по производству грузовиков и автобусов, с штаб квартирой в городе Седертелье. Также оказывает грузовой ремонт сервис. Акционерами компании являются фирмы Volkswagen AG и MAN.
История бренда Скания начинается с 1920 года, именно тогда была основана крупнейшая в Швеции компания производящая грузовики и автобусы.
Создана Scania была группой энтузиастов, не имевших значительных финансовых возможностей, но умевших конструировать и собирать отличные автомобили. Именно их способности смогли превратить никому не известный бренд, основанный в 1910 году, во всемирно известную торговую марку — Scania Vabis.
Под ней компания работала пятьдесят лет, пока на рынке не стало котироваться её другое название — Scania. Это произошло после того, как руководство компании заключило соглашение с крупнейшим производителем автомобильной и авиационной продукции SAAB.В результате в 1960 году было создано новое производственно-финансовое объединение SAAB-Scania. Именно оно имеет на сегодня право использовать бренд Scania.
В 1970 году корпорация начала процесс расширения своих производственных мощностей путём создания многочисленных предприятий в Монако, Марокко, Ираке и США. Такой шаг позволил создать мощный международный филиал в Европе, который дал возможность выйти ему по показателям объёма продаж на третье место на континенте.
В 1980-ом году компания запускает в производство грузовики Scania третьего поколения грузоподъёмностью 32 тонны. Они имели на вооружение двигатели объёмом цилиндров в 9,11 литров.
В 1996 году начался выпуск грузовых автомобилей Scania, кузов которой был оформлен известной дизайнерской компанией из Италии. Они могли уже перевозить 48 тонн
В настоящее время компания предлагает около трёхсот вариантов грузовых автомобилей, оснащённых комфортабельными спальными местами.
В апреле 1999 года Scania стала дочерним предприятием Volvo и на сегодняшний день в компании насчитывается шесть заводов расположенных в Швейцарии и штат 23 800 человек.
На сегодняшний день Scania AB занимает 70% международного рынка грузовых автомобилей.
Scania подвела в Москве итоги года
Конференция Scania прошла на сороковом этаже небоскреба в центре Москва-Сити.
У российского подразделения Скании — новый генеральный директор: поляка Войцеха Ровински сменил итальянец Симоне Монтанья. Он уже работал в России с 2012 по 2015 год (возглавлял подразделения «Скания Лизинг» и «Скания Страхование»).
Сейчас глобальная цель Скании — «озеленение»: к 2025 году 10% всех машин этой марки должны выпускаться с электроприводом, а к 2030-му — уже 50%. Продолжаются работы и над беспилотниками: до сих пор они предназначались только для закрытых карьеров и т.д., а теперь создан дальнобойный вариант с радарами, лидарами и прочими «органами осязания».
Если говорить об итогах тяжелого коронавирусного года, то в 2020-м Scania реализовала во всем мире чуть менее 67 тысяч грузовиков (падение на 27%), около 5200 автобусов (спад еще больше, на 33%) и приблизительно 11 тысяч моторов для установки на стороннюю технику — а вот тут все стабильно. Кстати, подразделение «Двигатели Scania» только что сменило свое наименование на «Силовые решения Scania», поскольку компания будет заниматься выпуском упомянутых электромобилей и даже построит свой завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов.
Среди рынков Scania — Россия занимает достойное четвертое место после Бразилии, Великобритании и Германии. И если в других странах мира продажи упали в полтора, а то и в два раза, то в нашей стране все не так плохо: по подсчетам, к нам было отгружено 4617 Сканий против 5061 годом ранее. Сама Швеция, как видно из таблицы, — на десятом месте.
С продажами грузовиков всех марок в России тоже не катастрофично: судя по показанной статистике, мы близки к вполне успешному 2014 году и уж никак не к провальным 2015-му и 2016-му. Кстати, по данным агентства Автостат, новых грузовиков в целом по стране зарегистрировано еще больше (74780 единиц), но Scania учитывают только тяжелый класс, в котором, собственно, и играют.
Еще одна российская тенденция — неуклонное снижение доли европейских производителей на рынке. Если сразу после кризиса, в 2017 году, на долю «большой семерки» компаний приходилась почти половина продаж (44,4%), то сейчас — лишь около трети (33,5%). Зато объемы продаж наращивают КАМАЗ, Урал, даже «китайцы» — в общем, те, чьи машины дешевле. Несмотря на это, Scania стабильно занимает в России первое место среди «большой семерки» — а уже вслед за ней идут Volvo, MAN, Mercedes и другие.
Этому помогает мощная игра в специальных сегментах — мусоровозы, лесовозы, карьерные самосвалы. Среди новинок здесь — новый, более компактный карьерник Scania Hagen S, который я испытал прошлой осенью: у него три оси, а не четыре, как прежде.
Помимо традиционных дизельных грузовиков, очень хорошо продаются газовые грузовые автомобили: завезено 402 машины против 303 единиц в 2019-м и 214 в 2018-м. Среди завезенных газовых грузовиков есть и один на сжиженном метане (LNG), еще шесть таких машин законтрактовано на нынешний год. Новинка, которая только появилась в России и работает в Иркутской области, — газовый лесовоз (на снимке снизу).
Газовая тема развивается и в автобусном секторе: из 84 автобусных шасси и комплектных машин, которые сканиевцы поставили нам, 22 предназначены для туристических лайнеров Круиз, которые выпускаются на ЛиАЗе.
Интересный недавний контракт — поставка Сканий-рефрижераторов крупной сети супермаркетов Лента: в течение пяти лет Лента (которая раньше делала ставку на MAN) получит 50 фургонов и 220 тягачей. Самое интересное здесь — новый сервисный контракт Премиум, который покрывает не только техобслуживание, но и ремонт. Образно говоря, Лента изначально оплачивает все затраты, а потом просто пригоняет машины на сервис бесплатно по мере необходимости. Кстати, все больше покупателей заказывают сервисные контракты: если в 2017 году доля покупок с такими контрактами составляла 43% от общего числа, то в прошлом — уже более 77%.
Кстати, сейчас по стране работает 92 официальных сервисных центра Scania — эта мощная сеть постоянно растет (в прошлом году открылись мастерские во Владимире, Саратове, Курске и т.д.).
Ну и наконец, школа водительского мастерства: еще в 2017 году Scania учила экономичному вождению — рядом сидел инструктор со специальным планшетом. И если за год эти курсы прошли 1900 водителей, то в 2019-м — в два с лишним раза больше, 4323. И даже в карантинный прошлый год, когда многие занятия приходилось проводить онлайн, — 4012 человек.
История Scania
Scania AB — мировой производитель тяжелых грузовиков (англ. lorries), автобусов и дизельных двигателей, головной офис которой находится в Сёдертелье, Швеция. Scania имеет производственные мощности в Европе и Латинской Америке. Кроме того, сборочные предприятия есть в десяти странах Африки, Азии и Европы. Компании Scania по организации продаж и обслуживания, а также финансовые компании работают по всему миру. Всего в компании работает 35 000 человек по всему миру.
Scania AB (Scania в переводе с латыни означает «провидение Сконе») возникла в результате слияния двух компаний; ВАБИС и Скания. VABIS (Vagnsfabriksaktiebolaget i Södertälje) была основана в 189 г.1 в Сёдертелье, в 35 км к югу от Стокгольма, производила колеса и вагоны для поездов. Maskinaktiebolaget Scania была основана в 1900 году в Мальмё на юге Швеции и сначала производила велосипеды, а вскоре и автомобили и грузовики.
В результате слияния в 1911 году компания получила название Scania-Vabis. Новая компания сконцентрировалась на производстве легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.После некоторых экономических трудностей в 1921 году новый капитал пришел из Стокгольмского банка Enskilda, принадлежавшего семье Валленбергов, и Scania-VABIS стала солидной и технически устойчивой компанией.
В 1969 году Scania-VABIS объединилась с SAAB и образовала Saab-Scania AB. Когда Saab-Scania была разделена в 1995 году, название подразделения грузовиков и автобусов изменилось просто на Scania AB. Через год Scania AB была представлена на фондовой бирже.
Многие образцы коммерческих и военных автомобилей Scania, Vabis и Scania-Vabis можно увидеть в Marcus Wallenberg-hallen (музей Scania) в Сёдертелье.
Двумя основными акционерами Scania являются:
- Volkswagen Group является крупнейшим акционером Scania, которому принадлежит 68,6% голосующих акций Scania. Она добилась этого, сначала купив долю Volvo в 2000 году, после неудачной попытки поглощения последней, увеличив ее до 36,4% в 2007 году, а затем купив оставшуюся часть у Investor AB в марте 2008 года. Сделка была одобрена регулирующими органами в июле 2008 года. Scania Затем AB стал девятым брендом в Volkswagen Group.
- MAN AG владеет 17,01% голосующих акций Scania. Примечательно, что Volkswagen также владеет 29,9% голосующих акций MAN, приобретенных в 2007 году.
Прерванное поглощение Volvo
7 августа 1999 года Volvo объявила о своем согласии приобрести контрольный пакет акций Scania. Volvo должна была купить 49,3% акций Scania, принадлежавших Investor AB, основному акционеру Scania. Приобретение за 7,5 млрд долларов (60,7 млрд шведских крон) сделало бы компанию вторым по величине производителем тяжелых грузовиков в мире после DaimlerChrysler. Деньги на сделку поступили от продажи Volvo своего автомобильного подразделения Ford 19 января.99.
Сделка в конечном итоге провалилась после того, как Европейский Союз выразил неодобрение этой сделки, заявив, что она создаст компанию с почти 100-процентной долей рынка на скандинавских рынках.
Прерванное поглощение MAN
В сентябре 2006 года немецкий производитель грузовиков MAN AG выдвинул враждебное предложение на сумму 10,3 млрд евро о приобретении Scania AB. Генеральный директор Scania Лейф Эстлинг был вынужден извиниться за то, что сравнил предложение MAN с «блицкригом». Позже MAN AG отказалась от своего враждебного предложения, но в январе 2008 года MAN увеличила свое право голоса в Scania до 17%.
Scania разрабатывает, производит и продает грузовые автомобили полной массой более 16 тонн (класс 8), предназначенные для дальних перевозок, региональной и местной доставки грузов, а также строительных перевозок.
Ассортимент автобусов Scania сосредоточен на автобусных шасси, предназначенных для использования в туристических автобусах, а также для городских и междугородних перевозок.
Промышленные и судовые двигатели Scania используются в генераторных установках, землеройной и сельскохозяйственной технике, а также на борту судов и прогулочных судов.
Текущий
Автобусы
- K-серия — новая линейка автобусов с двигателями Евро 4
- N-серия — Новая линейка автобусов с двигателями Евро 4
- OmniLink (серия CK) — городской автобус с задним расположением двигателя
- OmniCity (серия CN) — Городской автобус с поперечным расположением двигателя
- OmniExpress (серия LK) — междугородний автобус
Грузовики/ Спецтехника
- P-серия — типичные области применения: региональные и местные перевозки, строительство и различные специализированные операции, связанные с местными перевозками и услугами. Грузовики серии P оснащены новыми кабинами P, которые доступны в трех вариантах: с односпальным спальным местом, просторной дневной кабиной и короткой кабиной.
- Серия G — Модели серии G предлагают расширенный набор опций для операторов, работающих на дальних маршрутах и практически во всех типах строительных работ. Все модели имеют кабину G, и каждая из них доступна в кузове тягач или с жесткой рамой. Грузовик серии G поставляется с пятью вариантами кабин: с тремя спальными местами, дневной кабиной и короткой кабиной. Существуют различные конфигурации осей и в большинстве случаев выбор высоты шасси и подвески.
- R-серия — Модельный ряд R-серии предлагает различные грузовики, оптимизированные для дальних перевозок. Все модели имеют кабину Scania R, и каждое транспортное средство доступно в кузове тягач или в кузове с жесткой рамой. Существуют различные конфигурации осей и выбор высоты шасси и подвески.
Исторический
Автобусы
- Серия BF80
- Серия BF110/CF110
- Серия BR110/CR110
- Серия BF111
- Серия BR111/CR111 (BR111DH был построен как Metropolitan в Великобритании)
- Серия BR112/CR112
- Серия BR85/CR85
- Серия BR145/CR145
- Серия BF86
- Серия BR86
- Серия BR116
- Серия F82
- Серия К82
- S82 серия
- Серия К92
- Серия F112
- Серия К112
- Серия N112
- Серия S112
- Серия F93
- Серия К93
- Серия F113
- Серия К113
- Серия L113
- Серия N113
- Серия S113
- Ф94ХА/ХБ/ИБ
- К94ЭБ/ИБ/УБ
- К114ЭБ/ ИБ
- К124ЭБ/ ИБ
- L94IB/UA/UB
- N94UA/ UB/ UD (в Великобритании N94UB/ N94UD в основном продавались как OmniTown/OmniDekka)
- OmniLine (IL94IB) — Междугородний автобус
- OmniLink (CL94UA/ CL94UB) — городской автобус с задним наклонным двигателем
- OmniCity (CN94UA/ CN94UB) — Городской автобус с поперечным расположением двигателя
- OmniCity (N94UD) — Двухэтажный городской автобус с поперечным расположением двигателя
Грузовики/ Спецтехника
- Серия L
- Серия LB
- 2-я серия 82, 92, 112, 142
- 3-я серия 93, 113, 143
- 4-я серия 94, 114, 124, 144, 164
- T-серия — преемник 4-й серии T-моделей
Двигатели
- ДС/ДСК11 И6
- ДС/ДСК14 В8
Обозначение модели (3-я серия)
Расшифровка обозначения модели следующая:
- Основной тип
- F: Шасси с двигателем, расположенным продольно перед передней осью
- K: Шасси с двигателем, расположенным продольно за задней осью
- L: Шасси с двигателем, расположенным продольно за задней осью, с наклоном 60 градусов влево
- N: Шасси с поперечным расположением двигателя за задней осью
- CN: Полная шина на N-шасси
- CK: Полная шина на шасси K
- Серия двигателей
- 9: двигатель серии DN9 или DS9
- 11: двигатель серии DS11 или DSC11
- Код разработки
- 3: Третье поколение
- Тип шасси
- A: Шасси для сочлененного автобуса
- C: Шасси для одноэтажного двухосного автобуса
- D: Шасси для двухэтажного автобуса
- N: F-шасси для тяжелых условий эксплуатации
- T: шасси для одноэтажного или двухэтажного автобуса с поддерживающей осью
- Расположение рулевого колеса
- L: Левый руль
- R: Правый руль
Посещение объекта Scania – Dirona Around the World
В 27-м выпуске нашей серии «Технологии» мы посетим завод Scania в Седерталье, Швеция, недалеко от Стокгольма. Scania известна производством модульных двигателей с превосходной топливной экономичностью и удельной мощностью. Мы видели их красивые грузовики и автобусы по всей Европе, и у них особенно лояльная и счастливая клиентская база. Мы останавливались, чтобы поговорить с операторами грузовиков Scania на паромных терминалах и стоянках для грузовиков, и они почти фанатично преданы бренду. Они любят хвастаться своими красиво оборудованными кабинами и объяснять рабочие детали своих грузовиков. Мы действительно с нетерпением ждали возможности узнать больше о том, что делает водителей грузовиков Scania такими невероятно преданными бренду и гордящимися им. Здесь мы входим в музей Scania, чтобы узнать больше об истории компании, насчитывающей более века до 189 года.1.
| |
Мы начали утро с обзора и истории компании. Вместе с нами из Scania в конференц-зале слева направо наши ведущие Леннарт Савехед и Аса Беннерстам, а также наш гид Рауль Фернандес.
Компания, первоначально называвшаяся Vabis, была основана в 1891 году с завода в Седерталье, построенного для производства полувагонов, багажных вагонов, пассажирских вагонов и конных трамваев. В 1911, Scania-Vabis была создана в результате слияния с компанией Scania, расположенной в Мальмё, изначально производившей велосипеды, которая расширилась до производства двигателей, легковых и грузовых автомобилей. Scania-Vabis объединилась со шведским производителем самолетов и автомобилей Saab в 1969 году, и новая компания Saab-Scania производила грузовики под новой торговой маркой просто Scania. В 1995 году они разделились, и Scania сохранила подразделение по производству грузовиков и автобусов.
Сегодня Scania работает более чем в 100 странах и насчитывает 52 000 сотрудников. В 2018 году чистый объем продаж компании составил более 137 млрд шведских крон (14,7 млрд долларов США), и компания поставила своим клиентам 88 000 грузовых автомобилей, 8 500 автобусов и 12 800 промышленных и судовых двигателей.
| |
На рисунках выше показано, как завод Scania в Содерталье расширился за эти годы. На первом изображении выше Scania охватывает только область, обведенную белым цветом, и вы можете добраться до дальней части завода по воде через залив Салтског. На втором снимке бухта Сальтског была отрезана и засыпана (хотя между озером и Балтийским морем все еще существует трубопровод), и почти все, что видно, является частью штаб-квартиры и производственного предприятия Scania.
| |
После презентации компании Рауль Фернандес показал нам превосходный музей Scania. Объект открыт для публики, и его стоит посетить, если вас интересуют грузовики Scania или эволюция производства двигателей в целом. На первой фотографии выше изображены некоторые ранние продукты компании, в том числе велосипед Scania (1900-1910 гг. ) перед мотоциклом Scania (1903) и железнодорожный вагон Vabis конца 1800-х гг. На втором фото ранний бензиновый двигатель Vabis, которых было выпущено около 3000 штук.
| |
На снимке выше изображен Scania Tonneau 1903 года выпуска, самый старый из сохранившихся легковых автомобилей шведского производства. Четырехместный автомобиль имеет 2-литровый двигатель производства Kamper of Berlin. Обратите внимание, что колеса имеют цепной привод, как и велосипеды и мотоциклы, которые они также производили.
| |
На первом снимке вверху изображен моторный вагон Vabis 1910 года выпуска, предназначенный для обслуживания железных дорог. Наклейка сбоку «BFM Med Minst 3 Man» указывает на то, что машиной должен управлять менеджер и трое мужчин. Это необходимо для того, чтобы вагон можно было поднять и вернуть на рельсы, если поезд должен пройти. На втором снимке изображен грузовик Vabis 1909 года выпуска, изначально оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 15-18 л.с.
| |
Scania постоянно внедряет инновации. В 1949 году Scania представила дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива, первое изображение выше, с расходом топлива на 20% меньше, чем у дизельных двигателей с форсункой аналогичной мощности. Чтобы продемонстрировать надежность двигателей, операторы, которые проехали 250 000 миль (400 000 км) — что эквивалентно четырем кругам вокруг света — были награждены значком за радиатор своего автомобиля. Однако новые двигатели были настолько хороши, что награда вскоре стала обычным явлением.
На втором снимке изображен современный бензиновый двигатель Scania, разработанный с учетом требований по низкому уровню выбросов и шума. Пятицилиндровый рядный двигатель может развивать мощность 360 л.
| |
На двух фотографиях выше показаны двигатели Scania через столетие. Первый — V8 1916–1919 годов, который мог работать на спирте или бензине. Спиртовая версия была разработана для решения проблемы нехватки бензина во время Первой мировой войны и устанавливалась в железнодорожные вагоны с электроприводом, а газовая версия была доступна для использования на море. Во-вторых, это современный 16-литровый дизельный двигатель V8, прекрасно выглядящий образец технологии и на протяжении многих лет самый мощный в мире двигатель для внедорожных грузовиков, что является одной из причин, по которой Scania часто называют « Король дороги».
В этом году Scania отмечает 50-летие своего чрезвычайно успешного двигателя V8. Джеймс сидит в первоклассной спальной кабине Scania S-730, раскрашенной полосами, посвященными 50-летнему юбилею, и оснащенном 16-литровым двигателем V8 мощностью 730 л. с. На самой нижней фотографии выше показаны различные автомобили разных лет, которые поставлялись с двигателем V8.
| |
Scania недавно представила модельный ряд XT, отличающийся долговечностью и высокой мощностью в тяжелых условиях. XT включает в себя такие функции, как 40-тонный буксирный штифт спереди, поэтому грузовик можно быстро вытащить из неприятностей, не разгружая. На втором фото выше 9Рядный пятицилиндровый современный морской двигатель объемом 0,3 литра мощностью 400 л.с., похожий на 13-литровую версию, которую Питер Хейден устанавливает на свой новый Nordhavn 68. При выборе двигателя Питеру понравились некоторые аспекты Scania, в том числе низкая теплоотдача Scania. выбросов и встроенной масляной центрифуги, которая способствует 500-часовому интервалу замены масла.
|
После экскурсии по музею у нас был вкусный обед на месте с Леннартом Савехедом, Раулем Фернандесом и Асой Беннерстам (слева направо). Мы сидим в прекрасно отреставрированном бывшем заводском здании — справа вверху видна часть козлового крана.
| |
После обеда мы поехали осматривать заводы по производству шасси и двигателей. Перед входом Scania вывешивал флаг США, а на двери нас приветствовала табличка. Мы чувствовали себя очень избалованными.
|
Здесь мы надели защитные жилеты перед тем, как войти внутрь завода по производству шасси. Завод Sodertalje производит около 60 грузовиков в день. Это 25% автобусов и грузовиков, отгружаемых в Европу (еще 25% производится на заводе Scania во Франции, остальное – в Нидерландах). Фотографировать внутри заводов запрещено не из соображений секретности, а из соображений уважения частной жизни работника. Поэтому заводские фотографии, приведенные ниже, любезно предоставлены Scania.
| |
Большая часть сборочных работ на заводе Scania выполняется вручную. На сборочной линии поддерживается высокая степень кастомизации и для сложных операций с вариативностью не всегда выигрывают роботы. Завод работает с использованием принципов бережливого производства, впервые разработанных Toyota, при этом рабочие в цеху решают, как лучше всего что-то сделать, на регулярных встречах и обзорах. Мы были впечатлены тем, насколько ровно шла очередь, люди работали быстро, но не бешено, и, казалось бы, получали удовольствие.
Завод по производству шасси работает в одну смену из 1200 человек с 7:00 до 16:00, и на изготовление грузовика от начала до конца линии уходит около 7,5 часов, что примерно соответствует продолжительности смены. Большинство тяжелых деталей производится Scania, а более легкие или более специализированные детали, такие как жгуты проводов, поставляются сторонними поставщиками.
| |
Мало что в Scania могло бы сравниться с экскурсией по заводу-изготовителю по интересу и волнению, но одно было близко: Демонстрационный центр, где мы могли бы протестировать текущие модели грузовиков и автобусов Scania. На втором изображении выше ведущий нашего демонстрационного центра Ксавьер Аму проводит инструктаж по технике безопасности. Прежде чем нас выпустят к грузовикам, нам нужно было пройти проверку алкотестером на стене слева от Ксайвера.
| |
Выбор грузовых автомобилей и автобусов в демонстрационном центре Scania, которые мы могли протестировать. Это будет весело!
| |
Первым был Scania S520 с 60-тонным прицепом.
|
Джеймс и Ксавьер сидят на ступеньке S520 после того, как Джеймс благополучно доставил его домой и снова припарковал.
| |
Далее: пожарная машина Scania P370 мощностью 370 л.с. Нам весело? О, да!
| |
Двумя другими автомобилями, которые мы тестировали, были туристический автобус Scania с 13-литровым двигателем мощностью 450 л. способен тянуть 250 тонн.
| |
После тест-драйва грузовиков и автобусов Ксавье прокатил нас на 13-литровом 410-сильном 6×6, который мог взбираться на невероятно крутые холмы. Пассажиры едут сзади, пристегнутые ремнями безопасности, как в парке развлечений.
На видео показаны тест-драйвы автомобилей, показанных выше. В видео автомобили разгоняются до скоростей шоссе, поднимаются и спускаются по восьмиградусным уклонам, проходят крутые повороты и повороты на более высоких скоростях. Всеми машинами было на удивление легко управлять даже человеку с небольшим опытом. Вы должны помнить о прицепе ДАЛЕКО сзади и следить за тем, чтобы у него был необходимый зазор на поворотах. Но зеркала позволяют легко видеть, где вы находитесь, а грузовики тихие и их легко удерживать в полосе движения, а за ними тянется груз весом до 70 тонн. Опыт езды по бездорожью с шестиколесным приводом был невероятным — эти автомобили часто используются в военных и пожарных целях, и сказать, что они способны, значит многое не сказать. На видео показано, что они умеют. Этот шестиколесный монстр способен безопасно преодолевать кажущиеся непроходимыми гладкие скалы, даже не прилагая особых усилий.