Scania — история бренда | Brandpedia
Scania AB — шведский производитель грузовых автомобилей, автобусов, промышленных и морских двигателей. Выпускает автобусы с 1920 года. Штаб-квартира располагается в городе Сёдертелье, Швеция. Производство находится в Швеции, Франции, Нидерландах, Аргентине, Бразилии, Польше и России.
Крупнейшие акционеры на октябрь 2011 года: Volkswagen AG (70,94%), MAN (17,37%).
Компания была образована в 1901 г. на базе шведского филиала английской компании Humber, выпускавшего велосипеды. И, нужно сказать, велосипеды эти были отменного качества: за прочность, надежность и устойчивость они получили прозвище «табуретки на колесах». Предприятие располагалось в небольшом городе Мальмена на юге страны. И само название – Scania – отразило этот географический факт: оно обозначает принадлежность к южно-шведской области Скана.
В том же 1901 г. Scania выпустила свой первый легковой автомобиль, а в конце следующего года – и первый грузовик. Его «отцы» – инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же разместить двигатель.
Один считал, что его нужно установить спереди, другой – сзади. В итоге была найдена «золотая середина» – и в переносном, и в прямом смысле слова: 2-цилиндровый 12-сильный мотор разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч. В последующие несколько лет 3-3,5-тонные грузовики cтроились в ограниченном количестве.
Интересно, что в 1902 г. одновременно с первенцем Scania свой первый грузовик выпустила другая шведская фирма – предприятие Vabis в г. Седерталье, строившая до тех пор железнодорожные вагоны.
В 1911 г. в резульате слияния этих предприятий, образовалась компания Scania-Vabis, которая сосредоточила основное внимание на производстве автомобилей. В первый же год она выпустила 40 легковых машин, 23 грузовика и один автобус, что по тем временам было немало.
Два года спустя на заводе в Седерталье возник сильный пожар, уничтоживший почти все технологическое оборудование. Взамен сгоревшего установили самое современное оснащение, полностью обновили станочный парк.
И не в последнюю очередь благодаря этому Scania-Vabis во время Первой мировой войны успешно выполняла многочисленные заказы для армии.
В 1921 г. Scania-Vabis была объявлена банкротом и коренным образом реорганизована. В 1925 г. пришлось отказаться от выпуска легковых машин и направить все силы на более рентабельное производство грузовиков и автобусов.
Особенно хорошо пошла продажа автобусов, и в 30-е годы компания изготовила их уже вдвое больше, чем грузовых машин. Высокой популярностью пользовался запущенный в серию в 1932 г. автобус Bulldog. Он имел еще только входившую тогда в моду прогрессивную вагонную компоновку: выступающего спереди капота не было, а водитель располагался непосредственно в передней части кузова, справа от двигателя. (В те годы в Швеции еще существовало левостороннее движение). В результате при той же общей длине, что и у капотного автобуса, полезная вместимость машины стала больше. Вдохновленные успехом автобуса, конструкторы начали выпускать и грузовики подобной компоновки – с кабиной над двигателем.![]()
На грузовиках стали активно применять дизельные двигатели, более экономичные, чем их бензиновые собратья. Не осталась в стороне от этого процесса и фирма Scania-Vabis. Уже в 1931 г. она приступила к выпуску машин, оснащенных 80-сильными моторами Hesselman, а в 1936 г. перешла на дизели собственного производства.
В годы Второй мировой войны в Европе было туговато с бензином, и во всех странах получили распространение газогенераторные автомобили, работавшие на… древесных чурках. Сгорая в специальной «печи» – газогенераторе при ограниченном доступе кислорода, они выделяли горючий газ, поступавший в цилиндры двигателя. Такие грузовики стала выпускать и Scania-Vabis. В этот период фирма пересмотрела приоритеты: основой производства стали не автобусы, а грузовые машины. Выполнялись и различные военные заказы, в частности, строились танки и бронетранспортеры. Компания успешно развивалась.
В 50-е гг. была принята новая стратегия фирмы. Началось активное продвижение на зарубежные рынки.
Выпуск грузовиков увеличивался. В 1959 г. произвели 4500 машин – втрое больше, чем в предвоенном 1940-м.
В 1962 г. построили завод грузовиков и автобусов в далекой Бразилии, в г. Сан-Пауло. Два года спустя компания расширила свое присутствие и в Европе: начался выпуск грузовиков в Голландии, в г. Цвелле.
Полным ходом шло и техническое совершенствование автомобилей. Турбодизели появляются на машинах Scania-Vabis в 1959 г. Вскоре начинают применяться кабины, специально испытанные на прочность, что заметно повышало их безопасность в случае аварии. В 1969 г. было выпущен новый 14-литровый турбодизель DS 14, в котором воплотилась идея двигателя, работающего на низких оборотах. Это повышало долговечность и экономичность мотора, а также снижало его шумность.
В том же году компания объединяется с соотечественником – фирмой Saab, выпускающей легковые автомобили и самолеты. Так образовался концерн Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania.
А совместное производство в дальнейшем распалось, и с 1995 г. Scania снова стала самостоятельной компанией.
В 70-е годы продолжалось успешное наступление на зарубежные рынки. В 1976 г. вступило в строй предприятие в Аргентине, в г. Тукумас. А за ним последовали и заводы в других странах, в том числе в США, Мексике, Австралии…
В следующем десятилетии компания стала лидером в производстве тяжелых грузовиков. Весь предшествующий опыт Scania сконцентрировался в автомобилях так называемой 2-й серии, выпуск которых был развернут в 1980 г. Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т. Они оснащались двигателями объемом 8, 11, 14 л. С 1982 г. на этих турбодизелях стали устанавливать интеркулеры, т. е. систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. Это увеличило мощность и снизило расход топлива.
Кроме всего прочего, машины 2-й серии имели новую, выразительную внешность, разработанную знаменитым итальянским автомобильным «кутюрье» – стилистом Джорджо Джуджаро.
В 1987 г.
появились грузовики Scania 3-й серии. Их полная масса составляла 17–32 т. На них устанавливались турбодизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле впервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива – EDS. И не случайно машины этой серии были отмечены престижным званием лучшего европейского грузовика 1989 г. – «Truck of the Year′89». Однако конструкторы не почивали на лаврах и продолжали совершенствовать автомобиль. В 1990г. на нем появляется новаторский турбокомпаундный дизель, имеющий рекордный КПД – 46 %. В 1991 г. появились бескапотные и капотные модификации с улучшенной аэродинамикойф, и с соответствующим названием – «Streamline» («Обтекаемый»). Сниженное сопротивление воздуху уменьшило расход топлива на 4-5%.
В 1996 г. появились машины новой, 4-й серии, полной массой от 18 до 48 т., которые были отмечены почетным титулом – «Truck of the Year′96». И также продолжали совершенствоваться. Сегодня они имеют двигатели, соответствующие экологическим нормам Euro 3, дисковые тормоза, автоматизированные системы переключения передач Opticruise и многое другое.
А недавно фирма выпустила машину Griffin – недорогую и прочную модификацию, специально разработанную для эксплуатации в условиях стран СНГ.
В 2002 году в Санкт-Петербурге компания запустила завод по сборке автобусов серий OmniLink и OmniLine для российского и европейского рынков.
В 2003 Scania не ограничилась обычным рестайлингом и представила совершенно новую кабину с увеличенным пространством позади водителя — Longline. Новая кабина будет устанавливаться исключительно в комбинации с 580-сильным двигателем V8 и поступит в продажу в сентябре. Напомним, что в 2002 году на выставке коммерческого транспорта в Ганновере Scania представила концептуальную разработку — тягач с кабиной-квартирой. Это машина вызвала огромный интерес у клиентов и журналистов всей Европы и, спустя год, серийная модель поступает в продажу. Кабина Longline идеально приспособлена для многодневных поездок и позволит водителю избежать каких-либо бытовых неудобств. Это, в свою очередь, должно положительно отразиться на качестве перевозок.
Производство кабин Longline будет осуществляться на заводе компании LaxЕ Special Vehicles.
До 2010 года на предприятии в Санкт-Петербурге было изготовлено более 1000 автобусов. Однако в 2010 году из-за снижения спроса производство автобусов было приостановлено.
В ноябре 2010 года в промзоне Шушары под Санкт-Петербургом официально запущен завод по производству грузовиков «Скания-Питер». Инвестиции в строительство составили более 10 млн евро. На заводе собираются самосвалы, и грузовые шасси различного назначения, в дальнейшем к ним должны добавиться тягачи. Предприятие рассчитано на ежегодную сборку 6,5 тыс. машин. В перспективе выпуск машин планируется довести до 10 тыс. единиц в год.
История возникновения и развития компании Scania
Свою родословную фирма Скания, ныне всемирно известный изготовитель высококачественных грузовиков Scania, ведет с 1891 г., когда в городке Сёдертелье образовалась небольшая компания по производству вагонов Вагнфабрикс-Актиеболагет и Сёдертелье (Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge) или просто Вагнфабрикен (Vagn-fabriken).
Другим прародителем стала английская компания Хамбер (Humber), выпускавшая велосипеды.
В 1896 г. она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный Свенска Актиеболагет Хамбер (Svenska Aktiebolaget Humber). В 1901 г. его преобразовали в компанию Маскинфабрикс-Актиеболагет Скания (Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania), именовавшуюся просто Скания.
Уже через год к велосипедам прибавились легковые автомобили Скания А, на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик Scania модели Ас изготовили в 1902 г. в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженеры Антон Свенссон (Anton Svensson) и Рейнгольд Торссин (Reinhold Thorssin), имея прямо противоположные точки зрения о расположении двигателя — спереди или сзади, решили разместить 2-цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 л.с. под сиденьем водителя.
В 1906 г. в программе фирмы появилась новая модель грузовика Scania EL грузоподъемностью 3,0-3,5 т с 4-цилиндровым двигателем Венцель (Wentzel) типа Е (4,6 л, 20 л.
с.). Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели IL с 4-цилиндровым мотором Венцель I (4,2 л, 24 л.с.). В 1907-08 гг. выпустили еще несколько машин серии BL грузоподъемностью 1,0-1,5 т с 2-цилиндровым 15-сильным двигателем Венцель В. Следующие три года на их шасси ставили 4-цилиндровый мотор Венцель Н (2,8л, 18л. с.).
Таких вариантов, получивших марку HL, изготовили 21 экземпляр. На 5-тонном автомобиле DL использовался наиболее мощный 4-цилиндровый Венцель D (5,3л, ЗОл.с). В 1910 г. первый грузовик Скания | грузовик Scania был отправлен на экспорт — в Санкт-Петербург. Это была модель IL с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.
С первых лет существования фирма Скания (Scania) завоевала авторитет высокой прочностью и качеством продукции, но в те времена не располагала достаточными финансовыми средствами. Поэтому в октябре 1910 г.
ее руководство начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом — компанией Вагнфабрикен, сокращенно ВАБИС (VABIS). В марте следующего года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма Скания-Вабис (Scania-Vabis). Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании Скания.
Лишь через 50 с лишним лет на автомобильном рынке вновь появилось прежнее название фирмы — Скания. Это произошло в результате подписания 19 декабря 1968 г. соглашения об объединении компании Скания-Вабис со шведской авиационной и автомобильной корпорацией СААБ (SAAB). В начале 1969 г. в Швеции появилась новая промышленная группа СААБ-Скания, и все грузовые автомобили, выпускавшиеся ранее как Скания-Вабис, получили торговую марку Скания (Scania).
Вскоре после этого на фирме Скания была разработана программа перспективного развития. Еще в феврале 1968 г. Скания-Вабис начала производство семейства грузовиков Scania, получившего затем название Нулевого поколения фирмы Скания.
Его основой послужили модели, разработанные в 1962-64 гг. Новая гамма включала серии L50, L/LB80, L/LB85 и L/LB110 в многочисленных 2- и 3-осных исполнениях полной массой 12,5~22,5 т с капотной компоновкой (L) и кабиной над двигателем (LB). В новой индексации моделей первые одна или две цифры со ответствовали округленному рабочему объему применявшихся дизельных двигателей D5, D8 и D11 (соответственно 5, 8 и 11 л) мощностью 95, 155 и 190 л.с.
На усиленных вариантах грузовиков Scania Супер (Super), рассчитанных на более высокие нагрузки, обычно применялись те же моторы с турбонадцувом мощностью соответственно 120, 190 и 260-270 л.с. Уже в начале 1969 г. был освоен выпуск первого дизеля Скания V8 — модели DS14 рабочим объемом 14 л с турбонадцувом. В разных вариантах он развивал от 335 до 385 л.с. и на тот момент был самым мощным в Европе. Фирма Скания-Вабис работала над системой турбонаддува еще с 50-х гг., но внедрила ее значительно позже. Только в начале 1969 г. появился первый двигатель с турбонадцувом, предназначенный для новой бескапотной гаммы грузовиков Scania 140 полной массой до 24,5 т, а его производство началось в 1972 г.
Эта серия состояла из 2-осных бортовых моделей LB140 (4×2) и 3-осных LBS140 (6×2) и LBT140 (6×4) полной массой 17,0-26,5 т. На этой серии кабина над двигателем, получившая хорошо знакомые до сих пор очертания, впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Первой в истории фирмы она прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий.
Все автомобили по-пучили механическую 10-сту-г.енчатую синхронизированную коробку передач, а серия LB80 по заказу оснащалась автоматической коробкой. Гамма 1972 г. включала также новые модели L140 (4×2) и LS140 (6×2) с характерным прямоугольным капотом, почти не изменившимся за многие годы. Они служили для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. В 1975 г. эту серию пополнили варианты L145 (4×2) и LT145 (6×4) с передними и задними мостами, допускавшими повышенную нагрузку.
В том же году появилась наиболее известная в то время серия, которую впоследствии стали называть Первым поколением. Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бес-капотном 2- и 3-осном исполнениях.
От прежних так называемых малых моделей осталась только модернизированная серия 80, состоявшая из моделей L81 и L86 с моторами D8 или DS8 (7786 см3, 163~205 л.с.) и 10-ступенчатой коробкой. Главной же новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные капотные грузовики Scania L111, LS111, LT111 и соответствующие им бескапотные модели LB111, LBS111 и LBT111 с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 т. По заказам в 1978-80 гг. выпускали первые 4-осные шасси LBFS111.
Все автомобили получили 6-цилиндровый дизель D11 мощностью 220 л.с. Вариант DS11 с турбонадцувом развивал 296 л.с. Внешние формы и интерьер машин разрабатывал известный итальянский дизайнер Джорджио Джуджаро (Giorgio Giugiaro), который впервые на грузовиках использовал функциональный щиток приборов и безопасное двух-спицевое рулевое колесо.
Всего изготовили более 30 тыс. таких автомобилей. Модернизированные серии 140 и 145 превратились в модели L/LB141 и L146 с тем же 14-литровым дизелем мощностью 350 л.с. Одновременно выпускались армейские грузовики SBA111 (4×4) и SBAT111 (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 т с моторами мощностью 220-300 л.с. и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся функциональными формами и простотой обслуживания.
В 70-е гг. фирма Скания расширяла сеть своих сборочных заводов. В 1976 г. в Аргентине появился один из ее крупнейших зарубежных филиалов. Затем открылись предприятия в Марокко, Танзании, Ираке, США, Перу и Австралии. Объем производства в период с 1976 по 1979 г. возрос с 15 до 22 тыс. автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы Скания стал 1980 г., когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков.
Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий 82, 112 и 142 полной массой 16,5-32 т, а в составе автопоезда — до 120 т.
Как и раньше, первые цифры индекса модели сообщали округленный рабочий объем двигателя. С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: Р — для местных перевозок и R — для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс Т (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы М, Н или Е, указывавшие на вариант исполнения шасси — для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации.
В 1980 г. весь ряд состоял из 24 базовых моделей грузовиков Scania от легкой Р82М (4×2) до сверхтяжелой Т142Е (6×4). На них использовались модернизированные дизели — б-цилиндровые D8 (7786 см3) и D11 (11021 см3) и один V8 модели D14 (14188 см3), которые предлагались в основном в вариантах DS с турбонаддувом мощностью от 230 до 394 л.с. С 1982 г. начался выпуск дизеля DSC11 с турбонаддувом (333-354 л.с.), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. На следующий год она появилась и на моторе DSC14, повысив его мощность до 420 л.
с., а вскоре на седельных тягачах R142H мощность достигла 460 л.с.
В 1983 г. началось изготовление еще одного 6-цилиндрового двигателя DS9 (8476 см3) с турбонаддувом и его варианта с промежуточным охлаждением DSC9 Интеркулер (Intercooler) мощностью 245 и 275 л.с. соответственно. При этом последний вариант некоторое время считался одним из наиболее экономичных моторов при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч. Вместе с этими силовыми агрегатами появилась четвертая серия грузовиков Scania 92, рассчитанных на самые разнообразные условия эксплуатации. Все модели оснащались 10-ступенчатыми коробками передач, несколькими вариантами одноступенчатых главных передач, ведущих мостов и подвесок. В1983 г. фирма Скания первой среди изготовителей тяжелых грузовиков внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), которым управлял микропроцессор. Такая система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей.
С этого же семейства берут начало прославившие марку Скания прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами.
В 1987 г. началось производство грузовиков Скания | грузовиков Scania третьего поколения полной массой 17~32 т (в составе автопоезда — 36-44 т и более). Взяв курс на тяжелые грузовые автомобили, фирма отказалась от применения 8-литрового двигателя, оставив в программе три базовых мотора рабочим объемом 9,11 и 14 л с турбонаддувом. Рядные 6-цилиндровые модели 059 и DS11 выпускались также в исполнениях DSC9 и DSC11 с промежуточным охлаждением, что обеспечило гамму силовых агрегатов мощностью 210- 363 л.с.
В 1988 г. на двигателе DSC14 Интеркулер V8 фирма Скания первой в Европе внедрила электронное управление системой впрыска топлива EDC (Electronic Diesel Control). В таком исполнении мотор сначала развивал 420-460 л.с, а в 1991 г. достиг 500 л.с. В 1990 г. появился так называемый турбокомпаундный дизель DTC11, в котором утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя.
Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и 2-сгупенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. Это позволило повысить КПД мотора до 46% и снизить расход топлива. С этого поколения фирма начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8,10 и 12, автоматическая 5-ступенчатая, механическая 9-ступенчатая с гидротрансформатором, а также синхронизированная 10-ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Н-м. гкеланию покупатель мог заказать 2-ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, АБС, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 мм. Грузовики Scania предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов.
К этому времени фирма внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами.
Набор кабин над двигателем состоял из 8 вариантов плюс два капотных исполнения. В 1991 г., к 100-летию фирмы, было приурочено создание обтекаемой кабины Стримлайн (Streamline), преобразившей облик грузовиков Скания и позволившей снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 12-15%, доведя его до предельно малого для тана?, мадин знания 0,5.
В результате расход топлива снизился на 4~5%. В целом фирма могла предложить покупателю выбор из 800 вариантов машин. Недаром автомобиль Скания | грузовик Scania третьего поколения впервые в истории фирмы получил титул Грузовик 1989 года. Огромные усилия по совершенствованию своей продукции выдвинули компанию Скания в мировые лидеры по техническому уровню, качеству и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства: только в период с 1993 по 1995 г. он увеличился с 23 до 42 тыс. автомобилей.
В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 г. нового сборочного завода в Анжере (Франция).
В1995 г. концерн СААБ-Скания распался, и фирма Скания превратилась в самостоятельное акционерное предприятие.
С 1996 г. начался выпуск грузовиков четвертого поколения. К реализации проекта, заложенного еще в 1988 г., была привлечена итальянская кузовная студия Бертоне (Bertone), разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Грузовики полной массой от 18 до 48 т предлагаются теперь более чем в 300 вариантах базовых шасси 94, 114, 124 и 144, включая 2-, 3- или 4-осные исполнения с разными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин предлагается наиболее комфортное исполнение Топлайн (Topline) со спальными местами.
Машины с индексом L используются для работы на магистральных перевозках, D — на местных, С — для строительства, a G — для тяжелых дорожных условий. В арсенале фирмы имеется 6 семейств двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них модернизированный 6-цилиндровый мотор DSC9 (220-310 л.с.), а также выпущенный в 1998 г. новый 24-клапанный DC11 (10641 см3), вивающий 340-380 л.
с. 6-цилиндровый двига DSC12 (11705 см3) предлагается в вариантах мощностью 360-420 л.с., а прежний мотор DSC14 V8 развивает теперь 460-530 л.с. Осенью 2000 г. был представлен новый 15,6-литровый дизель DC16 V8 мощностью до 580 л.с. Среди других новинок конца 90-х гг. — система программируемого управления стандартной механической коробкой Оптикруиз (Opti-cruise), обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокий технический уровень и качество автомобилей Скания четвертого поколения подтверждены присвоением им звания Грузовик 1996 года.
К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, Скания изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 г. было собрано свыше 800 тыс. штук. Скания владеет 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями. На них занято 23800 человек. В последние годы XX века объем производства автомобилей Скания полной массой более 6 т составлял 46-50 тыс.
штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%.
Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 г. 13,7% акций фирмы Скания приобрел ее главный конкурент — шведская компания Вольво (Volvo). В апреле доля Вольво возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом Скания могла превратиться в дочернее предприятие Вольво, составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 г. комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.
Факты и цифры | Scania Group
Scania является ведущим мировым поставщиком транспортных решений, включая грузовые автомобили и автобусы для тяжелых перевозок в сочетании с обширным предложением услуг, связанных с продукцией. Scania предлагает услуги по финансированию, страхованию и аренде транспортных средств, чтобы наши клиенты могли сосредоточиться на своем основном бизнесе. Scania также является ведущим поставщиком энергетических решений для промышленного и морского применения.
Глобальное присутствие
Компания Scania, насчитывающая почти 57 000 сотрудников в более чем 100 странах, является по-настоящему глобальным игроком. Наша сеть продаж и обслуживания стратегически расположена там, где наши клиенты нуждаются в нас, независимо от того, где они работают.
Scania является частью TRATON GROUP. Под этой эгидой тесно сотрудничают бренды Scania, MAN, Volkswagen Caminhões e Ônibus и Navistar.
2022 год в цифрах
Год характеризовался высокой степенью неопределенности в связи с нестабильной макроэкономической и геополитической ситуацией. Однако спрос на продукты и услуги Scania был высоким, и мы эффективно справлялись с этим до 2022 года9.0005
Чистый объем продаж увеличился на 16 процентов благодаря увеличению доходов от автомобилей, растущему сервисному бизнесу и увеличению объемов решений Power. На чистую выручку положительно повлияли цена и ассортимент продукции, а также влияние рынка и валютных курсов.
Снижение объема грузовых автомобилей, более высокие цены на сырье и производственные ограничения оказали негативное влияние, в то время как влияние валютных курсов и увеличение объемов обслуживания, автобусов и двигателей оказали положительное влияние. С учетом статей, влияющих на сопоставимость, операционная прибыль составила
На конец 2022 года количество сотрудников увеличилось почти на 3000 человек по сравнению с 2021 годом.
Меньшие темпы роста в 2022 году по сравнению с предыдущими годами связаны с отключением примерно 43 000 автомобилей в России.
Scania стремится достичь сокращения на 20% к 2025 году. В настоящее время мы находимся на уровне 97,9%, что чуть более чем на 2% меньше, чем в 2015 году. год. Отчетность о задержках выбросов
один год, см. стр. 145.
Выбросы в 2022 году немного увеличились из-за увеличения активности в процессе эксплуатации.
В 2022 г. увеличились продажи электромобилей, гибридных электромобилей, гибридных электромобилей и автомобилей с другими вариантами, кроме дизельного. Доля продаж альтернативных видов топлива и электромобилей составила 8,3 процента. Определения см. на стр. 146.
Наблюдается временное увеличение потребления энергии в связи с запуском производства в новом литейном цехе при сохранении эксплуатации старого литейного цеха в переходный период (2022–2023 гг.).
Товары и услуги
В течение 2022 года общий объем поставок автомобилей снизился на 6 процентов до 85 232 (90 366) единиц по сравнению с 2021 годом. Чистый объем продаж увеличился на 16 процентов до 170 004 миллионов шведских крон. (146,146).
Поставки грузовиков сократились на 7 процентов до 80 238 (85 930) единиц, а поставки автобусов выросли на 13 процентов до 4 994 (4 436) единиц.
Скания
Scania — один из ведущих мировых производителей большегрузных автомобилей, городских и междугородных автобусов, туристических автобусов, промышленных и судовых двигателей. Компания является брендом Volkswagen Group с 2008 года.
Цель Scania — способствовать переходу к устойчивой транспортной системе, создавая мир мобильности, который лучше подходит для бизнеса, общества и окружающей среды.
Scania фокусируется на разработке эффективных решений с низким уровнем выбросов углерода, которые повышают прибыльность клиентов, прекрасно понимая, что успех в этих усилиях зависит от тесного сотрудничества и партнерства в поиске решений по всей цепочке создания стоимости. Добиваясь успеха в этом стремлении, мы укрепляем нашу собственную конкурентоспособность, прибыльность и будущий успех.
Три основных проекта 2021 года
«Мы стремимся играть лидирующую роль в переходе к устойчивой транспортной системе, создавая мир мобильности, который лучше подходит для бизнеса, общества и окружающей среды».
Scania представляет новую трансмиссию
Новая трансмиссияScania, представленная в ноябре 2021 года, ориентирована на экологичность и обеспечивает экономию топлива на 8 %. Силовой агрегат Scania с совершенно новой платформой двигателей для автомобилей стандарта Евро-6 обещает экономию топлива, которая обычно достигает восьми процентов для клиентов, занимающихся дальними перевозками. Все двигатели имеют встроенные возможности использования топлива HVO, и два из них можно заказать в версии на биодизеле FAME.
Будучи первым крупным производителем тяжелых коммерческих автомобилей, Scania поставила цели по сокращению выбросов углерода, основанные на научных данных (SBT), обязательство по сокращению выбросов в масштабах и темпами, которые наука диктует, необходимые для ограничения глобального потепления.
Хотя электрификация имеет решающее значение для нашего общего пути к декарбонизации, повышение эффективности трансмиссии будет играть ключевую роль в ускорении прогресса в достижении наших целей в краткосрочной перспективе. Наша новая платформа трансмиссии знаменует собой важный шаг вперед в этом. Вот почему новая трансмиссия Scania так важна, ведь она будет способствовать существенному сокращению выбросов здесь и сейчас.
План электрификации Scania
В 2020 году мы выпустили наш первый аккумуляторный электромобиль (BEV), предназначенный для городских условий. Запуск был первым этапом дорожной карты электрификации, в рамках которой Scania наращивает производство электромобилей, в том числе грузовиков, предназначенных для перевозки все более тяжелых грузов на большие расстояния. В то же время мы работаем с нашими партнерами по аккумуляторной и зарядной инфраструктуре, чтобы сократить время зарядки, которое потребуется этим автомобилям. К 2023 году у нас будут грузовики, способные перевозить 40 тонн в течение четырех часов или 60 тонн в течение трех часов при 45-минутной зарядке.
В 2021 году Scania представила грузовики с гибридными электромобилями (HEV) и гибридными электромобилями с подзарядкой от сети (PHEV), которые могут быть оснащены различными силовыми агрегатами и вариантами зарядки, предлагая решения, которые могут удовлетворить различные требования для таких приложений, как рефрижераторные перевозки, бетоносмесители и региональное распределение.
Быстрый переход к электрификации является ключом к переходу к более устойчивой транспортной системе, и электрификация важна для нас, чтобы вместе с нашими клиентами достичь наших далеко идущих целей в области климата (SBT). 900:25 Крупные города, такие как Париж и Амстердам, вводят строгие зоны выбросов, шума и безопасности. Это означает, что прогрессивные перевозчики, которые хотят оставаться актуальными и конкурентоспособными, обращают внимание на электрические решения, не содержащие ископаемого топлива, которые доступны здесь и сейчас.
Комплексные решения городского транспорта для городов региона Западной Африки
Scania и ее партнеры помогают обеспечить устойчивую мобильность как в Абиджане, Кот-д’Ивуар, так и в Уагадугу, столице западноафриканской страны Буркина.
Фасо. Чтобы города были готовы к будущему, Scania работает над проектами по переосмыслению систем общественного транспорта.
Развернутые в ближайшие годы проекты будут включать поставку автобусов Scania (как автобусов, работающих на биодизеле, так и автобусов на биогазе). Проекты также будут включать комплексные интеллектуальные транспортные системы, строительство новых автобусных парков и обучение водителей автобусов, а также техников.
Целью проекта в Абиджане является перевод всех автобусов Scania на местное биодизельное топливо и биогаз, когда начнет работу BRT «Latrile». В рамках проекта Scania продвигает и оказывает техническую помощь в разработке местного биотоплива, производимого из сельскохозяйственных отходов, в партнерстве с национальным сельским агентством ANADER и местным стартапом LONO. Было завершено технико-экономическое обоснование, и начался пилотный этап. Первое производство биодизеля будет производиться из семян каучука, а первое производство биогаза будет производиться из таких источников, как отходы бананов и маниоки, а также куриный и свиной помет.![]()
Проект призван предложить полное устойчивое решение для Абиджана, обеспечивающее долгосрочные экологические, социальные и экономические выгоды. Например, помимо сокращения выбросов CO 2 и улучшения качества воздуха, использование газовых автобусов, работающих на биотопливе, создаст рынок сельскохозяйственных отходов, повысив уровень жизни фермеров в регионе.
В рамках проекта городской мобильности в Уагадугу партнеры также будут работать над разработкой и внедрением местных альтернативных видов топлива, чтобы в конечном итоге создать парк автобусов, полностью работающих на биодизеле.
Диалог с заинтересованными сторонами
Форум устойчивого транспорта Scania
В мае 2021 года Scania организовала третий Форум устойчивого транспорта в виде прямой трансляции из Стокгольма. В мероприятии приняли участие влиятельные лидеры мнений и лица, принимающие решения. На транспортный сектор приходится значительная доля глобальных выбросов CO 2 .
С урбанизацией и социально-экономическим развитием потребность в перевозке людей и грузов возрастает. Не в последнюю очередь во время пандемии стало ясно, что транспорт является источником жизненной силы функционирующего общества, и очевидно, что прогресс в транспортной экосистеме будет способствовать достижению многих целей устойчивого развития.
Участники форума обсудили необходимость сотрудничества в транспортной экосистеме, а также политику, необходимую для ускорения эффективных изменений в ближайшее десятилетие.
Глобальная сделка — вместе для достойной работы и инклюзивного роста
Глобальная сделка: поддержка инклюзивного роста
Поскольку мир труда становится все более глобализированным и разрушаемым новыми технологиями, крайне важно, чтобы никто не остался позади. Global Deal — это многостороннее партнерство для обеспечения достойных условий труда и инклюзивного роста, подчеркивающее ценность социального диалога между бизнесом, правительством, профсоюзами, гражданским обществом и другими сторонами.
Scania является партнером Global Deal с момента его запуска в 2016 году. Мы в Scania считаем, что содержательный социальный диалог и равенство являются ключом к справедливому переходу, и наше участие в этой инициативе отражает это убеждение.
Участие Scania в COP26 в Глазго
В День транспорта COP26 компания Scania объявила о еще одной твердой приверженности автомобилям с нулевым уровнем выбросов, поддержав первый в истории глобальный Меморандум о взаимопонимании (MoU) по грузовым автомобилям и автобусам с нулевым уровнем выбросов. Это скоординированные усилия правительств и лидеров отрасли, которые договорились поддерживать и работать над достижением целей Меморандума о взаимопонимании, а также способствовать достижению нулевых выбросов углерода к 2050 году. Инициатива продвигается CALSTART и правительством Нидерландов.
На COP26 представители Scania также приняли участие в диалоге с правительствами, смежными отраслями и другими важными заинтересованными сторонами, которые могут повлиять на изменения.
Scania рассказала о наших решениях, но также рассказала о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Scania серьезно относится к своей ответственности, и мы тесно сотрудничаем с политиками, чтобы ускорить переход к экологичному транспорту на благо планеты.
Мы готовы; Тяжелый транспорт больше не является трудноутилизируемым сектором. Сегодня все автомобили Scania могут работать на альтернативах ископаемому топливу, и мы серийно производим электрические грузовики. В ближайшие годы мы запустим электрифицированные продукты и сопутствующие услуги, и очень скоро охватим все приложения и сегменты.
Кроме того, мы руководствуемся нашими научно обоснованными целями – мы стремимся сокращать выбросы по всей нашей цепочке создания стоимости и во всех соответствующих областях в соответствии с тем, что наука считает необходимым для ограничения глобального потепления. Эти цели определяют процесс принятия решений во всех областях и на всех уровнях Scania.
Награды 2021
Пятая подряд победа Scania в тестах Green Truck
В немецком «Зеленом грузовике», сравнительном тесте, самый низкий расход топлива у единственного фокуса.