Можно ли асфальт класть в дождь?
Главная/Полезная информация/Можно ли асфальт класть в дождь?
Для качественной укладки асфальта профессионалы должны придерживаться строгой технологии и выбирать наиболее благоприятное для такой процедуры время. Тем не менее, периодически люди замечают, что дорожные организации проводят какие-то работы во влажную погоду. В такой ситуации очень легко заподозрить работников в недостаточной профессиональной подготовке, однако спешить с выводами нельзя. Предлагаем разобраться подробнее, возможна ли укладка асфальта во влажную погоду и бывают ли исключения из правил при выполнении таких работ.
Нюансы с точки зрения физики
Чтобы понять, можно ли укладывать асфальт во время дождя или других погодных условий, приводящих к повышению уровня влажности, специалисты изучают СНиП (строительные нормы и правила). В этой сводке есть раздел, в котором четко прописано, что асфальтовые работы обязательно проводятся только в сухую погоду.
Причина, по которой асфальт нельзя укладывать во время дождя, заключается в элементарных физических свойствах воды: при замерзании она превращается в лед и расширяется, приводя к растрескиванию дороги. По этой причине асфальтировать дороги нельзя не только во время дождя, но и некоторое время после него, ведь основа трассы должна быть сухой.
В межсезонье особенно заметно последствия строительства или ремонта дорог во влажную погоду, ведь в этот период резкие перепады температур днем и ночью циклично меняют агрегатное состояние жидкости. В таких условиях асфальт может разрушиться очень быстро, ведь на нем появляются трещины, на которые будет дополнительно влиять множество агрессивных внешних факторов, включая активное движение автомобилей и грузовиков.
Можно ли сделать исключение из правил?
В некоторых случаях требуется срочное проведение дорожных работ – в таких ситуациях просто нет времени ждать благоприятной погоды. По этой причине были опубликованы дополнительные рекомендации о том, что укладку можно проводить во влажную погоду, но только при незначительных осадках. Если уровень осадков превышает 5 мм – асфальтировать дороги запрещается, ведь результат работы не решит проблему плохой дороги.
Исключения в асфальтировании во время дождя возможны при подборе правильной асфальтовой смеси. Всего существует три типа асфальта по методу укладки: горячий, холодный и литой. Рассмотрим подробнее каждый из них.
- Горячий асфальт. Проложенная горячим методом укладки дорога считается наиболее прочной и долговечной, однако для такого строительства необходимо строго соблюдать технологию. Горячий асфальт нельзя использовать во время выпадения осадков и в том случае, если температура на улице опускается ниже +5°C.
- Холодный асфальт. Такой материал не так требователен к условиям укладки, как горячая смесь – холодным методом можно строить дороги при температуре до -20°C. В то же время холодный асфальт сильно уступает горячему по своим свойствам, поэтому его используют только для локального ремонта.
- Литой асфальт. Плотная структура такой смеси способна сопротивляться проникновению влаги, благодаря чему ее можно укладывать во время незначительных осадков. Во время ливня или обильного снегопада даже литой асфальт укладывать бессмысленно – большое количество жидкости разрушит даже такую прочную конструкцию. Такую смесь рекомендуется укладывать при температуре не ниже +5°C, но в некоторых случаях допускается строительство при температуре до -10°C.
Литой асфальт такой же надежный и долговечный как дорога, построенная горячим методом. Кроме того, такая смесь не требует укатки, что существенно сокращает затраты времени на проведение работ. Недостатком стройматериала является внушительная цена, поэтому его используют не слишком часто – только для прокладывания и реставрации трасс высокого значения.
Коротко о главном
В строительных нормах и правилах указано, что строительство дорог необходимо проводить в сухую погоду, однако в некоторых случаях возможны исключения. Работы по строительству дорог нельзя осуществлять в любую погоду – асфальтирование можно проводить только при небольших осадках и с применением определенного типа асфальтовой смеси. Кроме того, укладку во влажную погоду необходимо проводить очень быстро, чтобы асфальт не потерял свои качества еще на этапе строительства.
О методах укладки асфальта в дождливые и снежные дни
Периодически раньше натыкался в сети на сообщения, что тут и там прохожие замечали, как дорожники кладут асфальт в снегопад и в дождь. Люди возмущались, но каждый год история повторялась. Сейчас, похоже, к этому даже привыкли.
Недавно я даже увидел в одной из конференций вполне стройное оправдание: мол, ничего страшного, клали миллион раз в снег и в дождь, и покрытие держится даже лучше, чем при укладке в традиционных условиях. Так можно или нельзя делать? Я посмотрел стандарты, позвонил экспертам, изучил предысторию проблемы. Теперь могу изложить по порядку.
В старые добрые времена, когда мы жили в СССР, асфальтовые заводы закрывались 15 октября и снова начинали работать уже 15 апреля. Существовал СНИП, запрещавший укладывать смесь на влажное или холодное основание. Прошло много времени. СНИП остался старый, а асфальтовые заводы работают чуть ли не круглый год. Сначала это было связано с бардаком при финансировании. Бюджет верстали долго и деньги на ремонт дорог приходили лишь осенью. Приходилось срочно осваивать бюджет. Потом настолько к этому привыкли, что уже сделали доброй традицией.
Как бы и что ни говорили, а сегодня нет ни одного документа, разрешающего класть асфальтовую смесь на мокрое основание. Такого стандарта никогда не было, и, возможно, он никогда не появится. Ни один контролирующий орган разрешения на такие работы не даст.
Однако это происходит даже на серьезных объектах. В 2002-м году, например, при ремонте Крылатского моста не укладывались в срок и никак не могли дождаться нормальной сухой погоды, а тем временем в прессе росло возмущение, поскольку затянувшийся ремонт парализовал все движение от Рублевки до Ленинградского. Надо было как можно скорее любой ценой работы заканчивать. В итоге, положили экспериментальный материал — литую сероасфальтобетонную смесь как могли частично на влагу, частично при морозе в минус 26 градусов. Хорошо, материал это стерпел и работал достаточно успешно. Но это был форс-мажор. Единственное, что позволено делать в холодный (или дождливый) период — это ямочный ремонт. Для этого есть специальные литые и холодные смеси. Хотя и это рассматривается как временная мера до наступления нормальных условий для осуществления ремонта традиционными смесями.
Однако все вышесказанное можно забыть, если принять во внимание документ, выпущенный московским правительством несколько месяцев назад. Он устанавливает переход столицы на трехлетний цикл ремонта дорог (ранее был пяти- и шестилетний). Фактически это перечеркивает любые стандарты. Три года худо-бедно продержится любой асфальт или его заменит подрядчик в рамках гарантийных обязательств. В такой ситуации нет смысла заниматься качеством покрытия, его прочностью, ждать сухой и теплой погоды… Между тем, еще в 2006 году московские власти заказали десять передвижных лабораторий, чтобы регулярно мониторить состояние дорог в городе. В соответствии с результатами мониторинга планировалось прогнозировать ситуацию и принимать соответствующие решения. В 2008 году подписано постановление, чтобы подобный мониторинг проводился два раза в год. Сегодня эти лаборатории стоят на приколе и свою функцию не выполняют. Зачем? Столь серьезная работа нужна для более-менее долговременной эксплуатации асфальта. При трехлетнем цикле она смысла не имеет. Асфальт нельзя класть в дождь и в снег, но при нынешней ситуации, выходит, всем «по барабану».
Scriptio: руководитель центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.
Что происходит с моим асфальтовым проектом, когда идет дождь?
10.08.2020 4:00 — Битумные дороги — Асфальтовое покрытие, Асфальтовое покрытие, Асфальтовая смесь, Асфальтовое покрытие — 0 комментариев
Планирование работ по укладке асфальта может оказаться сложной задачей. Когда компания Bituminous Roadways рассматривает предстоящие работы, мы определяем множество различных факторов, включая, помимо прочего:
- Включена ли в контракт дата завершения работы?
- Что это за работа? Это может быть заделка выбоин, заделка трещин, земляные работы, мощение или ремонт/заливка бетона.
- Сколько различных экипажей и оборудования потребуется?
Как видите, в составлении расписания играет роль несколько аспектов, и погода может разрушить самые продуманные планы.
Наблюдатели за погодой
Хотите верьте, хотите нет, но суперинтенданты, бригадир и операционный менеджер постоянно следят за погодой. Если прогноз обещает переменную облачность, асфальтовые работы продолжаются в соответствии с графиком. Однако, когда в прогнозе дождь, BR переходит в режим «наблюдение за погодой». Мы наблюдаем за радаром, пытаясь предугадать, когда может начаться дождь и сможем ли мы выполнить какую-то работу в течение дня или нет.
Почему нельзя прокладывать мостовую под дождем?
Как правило, асфальт нельзя укладывать во время дождя. Это связано с тем, что асфальтовые смеси содержат масло, а масло и вода реагируют при контакте, в данном случае отрицательно. Когда дождь попадает на свежий асфальт, масло поднимается на поверхность, что может повлиять на время отверждения и конечный продукт. Если асфальт укладывать во время дождя, это может снизить общее качество асфальта.
Дождь также ставит под угрозу устойчивость грунта. Если почва влажная, она становится мягкой, и это неподходящая поверхность для мощения. Перед укладкой асфальта нам нужна прочная, устойчивая поверхность. Это также верно, если идет дождь в течение нескольких дней подряд. Подпочвенный слой должен быть полностью сухим перед мощением, и это также может вызвать некоторые проблемы с планированием.
Планирование дождя
Два сценария относительно дождя представляются немного по-разному. С первым, когда в утренние часы уже идет дождь, справиться немного легче. BR объявлял «день дождя», и бригадам не нужно было в этот день регистрироваться на рабочем месте.
Второй сценарий, когда бригады уже работают, а начинается ливень. В этот момент руководитель операций и суперинтенданты обсудят серьезность шторма и его приход в различные районы городов-побратимов. Поскольку BR работает в районе метро из 7 округов, дождь может идти на западе, но нельзя предсказать, что он переместится на восточную сторону.
В зависимости от направления шторма и того, где работают наши бригады, BR может сделать вызов, чтобы остановить все работы, или может быть возможность продолжить работу.
Изменение графика работ по укладке асфальта
Если выпадает дождливый день или больше, мы делаем все возможное, чтобы учесть, какие работы по укладке асфальта или ремонту асфальта выполнялись в настоящее время, когда произошла задержка из-за дождя, и рассмотреть сроки завершения проекта. Возможно, работы по укладке асфальта могут быть отложены на неделю, в зависимости от того, как сильно шел дождь. Помните, что земля должна быть полностью сухой, прежде чем ее можно будет укладывать.
В идеальном мире изменить график работ по асфальтированию было бы легко, но это далеко не так. Невыполнение одной работы означает, что другая будет отложена, и так далее. Коммуникация является ключевым моментом, когда дело доходит до изменения графика работы. Приоритетом BR является как можно скорее связаться с клиентами, чтобы узнать, когда их работа может вернуться в график.
Свяжитесь с нами, чтобы узнать о решениях по укладке асфальта в городах-побратимах
Если вы ищете подрядчика по укладке или ремонту асфальта для троп, открытых спортивных площадок, парковок или проезжей части, обратите внимание на лидера отрасли, такого как Битумные дороги . Мы понимаем, что погода играет важную роль при планировании работ, но правильная укладка является ключом к долговечному и прочному асфальтовому покрытию. Свяжитесь с Bituminous Roadways, Inc. сегодня, чтобы запланировать работу по укладке асфальта, позвонив по телефону 651-686-7001 или запросив консультацию здесь.
Праймировать или не праймить… Вот в чем вопрос
Вот посмотрите, что такое прайминг и стоит ли вам учитывать его в своем следующем проекте.
1 декабря 2004 г.
Джон Д. Челлгрен
Существует значительное количество дезинформации о функции и правильном использовании Prime. Грунтовка — это не клей, цель которого не в том, чтобы основание прилипало к дорожному покрытию. Цель Prime — защитить основание от дождя и легкого транспорта, когда мощение будет отложено.
Грунтовка представляет собой нанесение разбавленного битума или битумной эмульсии на подготовленное основание. Основанием может быть земляное полотно или фундаментная порода. Прайм выполняет функции защиты от дождя для обоих типов оснований. Грунтовку не следует путать с грунтовкой. Tack — это клей для склеивания двух слоев асфальта.
Земляное полотно или каменное основание не являются отдельными компонентами. Он состоит из миллионов частиц разного размера. В процессе отделки скального основания поверхность многократно выравнивается и укатывается для получения необходимого уплотнения.
В ходе этого процесса поверхность становится гладкой. Это приводит к тому, что на поверхности остаются миллионы крошечных частиц. Но, в отличие от бетона, который при отделке также всплывает на поверхность мелкие частицы, между частицами породы нет существенного сцепления. Вы можете буквально зажать рыхлый материал рукой.
Для плотности важна оптимальная влажность основания. Предотвращение поглощения дополнительной влаги готовым основанием сохраняет структурную ценность основания. Праймер полезен для контроля влажности готового основания. Замедляет испарение воды, используемой для уплотнения, и препятствует проникновению дождевой воды. Prime также будет контролировать пыль, если база будет использоваться для временного движения.
Мнение экспертов
Ни одна из признанных на национальном уровне систем проектирования асфальтобетонных покрытий не придает грунтовке какой-либо конструкционной ценности. Я изучил доступную литературу организаций, специализирующихся на асфальте, и получил следующие результаты:
- Справочник по укладке асфальта с горячей смесью 2000 г., опубликованный AASHTO, FAA, FHA, NAPA, Инженерным корпусом армии США, Американской ассоциацией общественных работ, Национальной ассоциацией инженеров округа.
Из раздела 14, Гранулированный базовый слой, стр.
122: «Грунтовка действует как временный гидроизоляционный слой, защищающий базовый слой и предотвращающий его поглощение избыточной влаги во время дождя перед укладкой. Он также позволяет использовать базовый слой для легкое движение, связывает вместе любую пыль на поверхности зернистого базового слоя, способствует сцеплению между материалом базового слоя и новым верхним слоем HMA и предотвращает проскальзывание тонких верхних слоев дорожной одежды 9.0007«Однако назначение грунтовки состоит в том, чтобы защитить нижележащие материалы от сырой погоды. Если нижележащие материалы можно покрыть до дождя, то грунтовка не требуется.»
- Горячие асфальтобетонные материалы, расчет влажности и конструкция, второе издание, опубликовано Национальным центром технологии асфальта.
Ни в оглавлении, ни в указателе нет ссылки на предмет себестоимости или ее необходимости.
- Проектирование асфальтобетонных покрытий горячей смеси, информационная серия 109, опубликованная Национальной ассоциацией асфальтобетонных покрытий, 1997 г.
Из грунтовки и связующего слоя, стр. 16: «Необходимость грунтовки является предметом споров среди специалистов по укладке дорожного покрытия. На земляном полотне и грунтовочном слое грунтовка предназначена для сохранения подготовленной поверхности перед мощением, хотя для основания это может быть ненужным или контрпродуктивным. Его следует использовать на стабилизированных цементом грунтах в качестве барьера для проникновения влаги.
«При использовании грунтовки есть несколько недостатков, включая стоимость и задержку. Грунтовку нельзя наносить на влажное основание. Сильно цементированные грунты, которые затвердевают по мере высыхания, могут размягчиться при нанесении грунтовки.
«У разбавленных асфальтов, использующих грунтовки, есть еще один недостаток, заключающийся в выделении углеводородов в воздух, грунтовке асфальта требуется период отверждения, обычно 24 часа».
Это единственная ссылка на грунтовку в книге. грунтовки выполняют функцию защиты основы, но не дает четких рекомендаций по ее использованию. 0007
Политическая сторона
Я лично знаю политическую сторону «использования основных дебатов». Я работал в комитете по спецификациям Ассоциации подрядчиков по асфальту Флориды в течение 19 лет и девять из них был председателем. В течение этого периода этот комитет рассмотрел все спецификации асфальта для Флориды.
Приблизительно 14 лет назад FDOT обратился в Ассоциацию подрядчиков по асфальту с просьбой исключить грунтовку из требований к каменным основаниям и сделать ее использование необязательным.
При приблизительной стоимости 0,25 доллара за квадратный ярд FDOT сочло, что они могут сэкономить значительные суммы денег, которые они платили исключительно для удобства подрядчика.
Ассоциация была против того, чтобы сделать праймер необязательным, хотя и признала, что праймер не имеет структурной ценности и является строго барьером от дождя для каменного основания. Однако компания утверждала, что во Флориде подрядчик по укладке дорожного покрытия и подрядчик по планировке часто являются двумя разными организациями.
Если бы грунтование было необязательным, подрядчики по планировке хотели бы, чтобы каменные основания укладывались каждый раз, когда у них была готова небольшая площадь, в результате чего работы по мощению выполнялись бы на гораздо меньших участках, подобно мощению в шахматном порядке.
Поскольку асфальтовое покрытие укладывается более гладко и более продуктивно на больших, длинных и прямых участках, мы утверждали, что разрешение подрядчикам по профилированию укладывать работы на более мелкие участки приведет к проблемам с управляемостью.
Ассоциация считает, что FDOT должен продолжать требовать и платить за премьер для этой цели. Если бы не действия Ассоциации подрядчиков по асфальту, грунтовка для скального основания сегодня не требовалась бы по спецификациям Флориды.
Проблемы с песком
Другой распространенной проблемой, связанной со строительством грунтовки, является нанесение песка. Правильная конструкция предполагает распыление грунтовки, выдерживание ее в течение 24 часов и нанесение песка только на те участки, которые не высохли по истечении этого периода времени.
Если песок наносится на грунтовку сразу после ее распыления, то грунтовка, выбирая путь наименьшего сопротивления, будет покрывать рыхлый песок, а не служить влагозамедлителем для нижней поверхности. Кроме того, поскольку грунтовка покрывает рыхлый песок, его сметают перед укладкой.
Таким образом, если камень подготовлен и укладка мостовой неизбежна, нанесение грунтовки становится необязательным. Если каменное основание подготовлено и пройдет некоторое время или ожидается ненастная погода, прежде чем участок будет заасфальтирован, грунтовка полезна для защиты основания на этот период времени.
Шлифовать следует только те участки, которые остаются влажными после периода отверждения. Шлифование прайма обычно не требуется, за исключением тех случаев, когда трафик будет использовать базу в течение определенного периода времени.
Джон Челльгрен — профессиональный инженер с более чем 30-летним опытом управления компаниями по укладке и планировке дорожного покрытия. В настоящее время он работает консультантом в Бока-Ратон, Флорида. Вы можете связаться с ним по адресу [email protected]
Мощение нового поколения
Milwaukee Tool Виброплита MX FUEL с питанием от батареи
Увеличение производительности с помощью нагревателей песка ADM 7–903 TPH 8–903 TPH 90
Зачем нужен горячий бокс для асфальта
Мощение 14 поворотов гоночной истории
Walbec Group работала с Road America над ремонтом исторической гоночной трассы.
Как строить более экологичные и экологичные дороги
Использование вяжущих и омолаживающих веществ на биологической основе для снижения нашей зависимости от нефти, продления срока службы нашего дорожного покрытия и защиты нашей планеты.
Мощение нового поколения
Скоро появится в LeeBoy 3.14.23 — Впервые испытайте это на ConExpo
Пожертвование на дорожное покрытие вдохновляет местных детей
Обычная работа для ООО «Марафон Солюшн Групп» превратилась в нечто большее, когда они принесли детям радость, разрисовывая несколько цветных хардскейпов.
Makita представляет новое аккумуляторное строительное оборудование
Представленные на выставке World of Concrete 2023 инструменты предназначены для замены традиционного оборудования, работающего от шнура и бензина, решениями с батарейным питанием, обеспечивающими низкий уровень шума, меньшую вибрацию и улучшенное пылеудаление.
Ответы на 5 часто задаваемых вопросов о щековых дробилках
Существует множество типов и стилей дробильного оборудования. Kemper Equipment объясняет, как правильно выбрать дробилку для ваших производственных нужд.
NPE 2023 Основные моменты и наблюдения с выставочного зала
В последний день Национальной выставки дорожного покрытия в Шарлотте, Северная Каролина, пришли хорошие новости: отрасль процветает. Вот некоторые из основных моментов и цитаты экспонентов и подрядчиков.
Инновации способствуют успеху компании More Clean of Texas
Обладатель награды «Подметальная машина 2023 года» добился огромного роста с тех пор, как принял «дальновидное мышление»
Увеличьте производительность с помощью нагревателей песка ADM производительностью от 90 до 210 тонн в час
Нагреватели песка ADM эффективно нагревают песок для контроля температуры смеси, улучшения качества смеси и снижения энергозатрат и трудозатрат на производство зимнего бетона.