Т 40 схема переключения передач: Схема переключения передач Т-40

Т-40: коробка передач

Статья обновлена 12.07.2019

Колесный трактор Т-40 занимал одно из важнейших мест в линейке продукции Липецкого тракторного завода с 1961 по 1995 год. На сегодняшний день он снят с производства, но продолжает оставаться верным помощником тысяч фермеров, строителей, коммунальных служб. Среди наиболее успешных конструкторских решений, обусловивших популярность Т-40 — коробка передач, трансмиссия и переднекапотная компоновка. В результате трактор показал себя экономичным в эксплуатации, надежным и простым в обслуживании и ремонте и продолжает активно использоваться на многих современных хозяйствах и предприятиях.

Параметры и устройство КПП

Тракторы Т-40 оснащались восьмиступенчатыми механическими коробками. Схема коробки передач трактора Т 40 включает в себя следующие элементы:

  1. Ходоуменьшитель. Обеспечивает работу трактора на пониженных скоростях, что требуется при использовании некоторых видов сельскохозяйственного оборудования. Представляет собой зубчатую передачу, соединенную с конической шестерней реверса и с валом ходоуменьшителя через шлицы. Устанавливается с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
  2. Реверс с конической передачей. Обеспечивает движение задним ходом. Представляет собой редуктор, переключающий шестерни зацепления в конической передаче. В результате обеспечивается изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Коническая передача также передает крутящий момент и направление вращения от двигателя к первичному валу и ходоуменьшителю. Ведущая шестерня располагается в передней части блока трансмиссии, ведомая — на первичном валу.
  4. Главная передача и дифференциал. Передают колесам крутящий момент и задают разные угловые скорости при поворотах. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. При повороте одна ведомая шестерня ускоряет вращение, а вторая замедляет.
  5. Механизм блокировки дифференциала. Обеспечивает равную частоту вращения обоим полуосям, при движении по сильно пересеченной местности.
  6. Шестерни и валы «отвечают» за изменение скорости и направления движения. Оснащены механизмом переключения, посредством которого и происходит управление. Ключевые валы — первичный и ведущий. Управление осуществляется зацеплением нужной подвижной шестерни с неподвижной. Механизм переключения передач представляет собой валики с вилками, смещающими шестерни.
  7. Механизм блокировки КПП. Предотвращает неполное включение шестерен. Состоит из валика и подпружиненных шариков-фиксаторов. При работе блокиратора валик входит в кольцевую проточку валиков переключения и предотвращает их перемещение.
  8. Конечная передача трактора. Уменьшает частоту вращения полуосей ведущих колес. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня устанавливается в расточках блока, ведомая — на полуоси колеса.

Коробка передач трактора Т-40

Схема КПП

Схема переключения КПП Т 40 расположена в кабине каждого трактора над щитком. Управление осуществляется рычагами переключения передач и реверса, а также педалью сцепления. При правильном выборе передач трактор будет работать с максимальной производительностью и минимальной нагрузкой на детали трансмиссии, а также уменьшится расход топлива.

Ремонт и обслуживание коробки передач

При конструировании трактора разработчики уделяли особое внимание его ремонтопригодности в полевых условиях. Все детали и узлы должны были быть рассчитаны на ремонт в полевых условиях, когда доступа к квалифицированной сервисной службе нет. Поэтому многие водители успешно выполняют обслуживание и ремонт КПП Т 40 своими руками, минимизируя расходы и простои.

Техническое обслуживание КПП сводится к проверке количества смазки в картере и его периодической замене (или доливу). Проверять, сколько масла в коробке Т 40, следует через каждые 240 часов работы с помощью контрольной пробки, расположенной на корпусе коробки. Через это же отверстие заливают масло при доливе или замене — строго до уровня контрольной отметки, не ниже и не выше.

Недостаток смазки приведет к повышенному износу и перегреву КПП, а избыток может привести к поломке зубьев.

После каждых 960 часов работы рекомендуется промыть детали и узлы коробки и сменить масло. Слив отработанного масла осуществляется при горячем двигателе через отверстие в нижней части КПП. Используются минеральные трансмиссионные масла, в идеале — всесезонные. В районах со значительными перепадами годовых температур важно следить, чтобы масло соответствовало сезону.

Схема КПП Т-40

Шестерни и валы коробки на Т 40 не нуждаются в регулировке.

Некоторые советы по ремонту и замене основных узлов:

  1. При замене конической передачи заменяются обе шестерни, и ведомая, и ведущая. Сначала устанавливается ведущая. Расстоянием до оси первичного вала (40±0,1 мм) регулируется прокладками под стаканом подшипника. Ведомая шестерня устанавливается с зазором в зацеплении зубьев 0,25—0,6 мм. Аналогичным образом устанавливается коническая шестерня.
  2. Механизм блокировки передач не нуждается в плановой регулировке, но подлежит ей после любой разборки.

При ненадлежащей работе блокиратора дифференциала он регулируется в следующем порядке:

  • открутить гайку, фиксирующую болт регулировки, одновременно вкручивая сам болт в педаль блокировки с нижней стороны;
  • полностью выжать педаль;
  • откручивать болт, пока он не не упрется в крышку коробки;
  • отпустить педаль, открутить болт еще на один оборот и зафиксировать гайкой.

Заключение

Конструкция КПП на Т 40 достаточно надежна, чтобы обеспечить практически безотказную работоспособность на протяжении долгого времени. При надлежащем обслуживании тракторы этой серии выдерживают большие нагрузки и станут надежными помощниками в сельском хозяйстве, на стройке или в коммунальной сфере. Детали и узлы в сборе для ремонта КПП можно приобрести как новые, так и подержанные, что дополнительно удешевит ремонт.

Читайте еще:

Скорость трактора Т-40 и его технические характеристики

Главная » Трактора

Трактора

Опубликовано

11.2021

Трактор Т-40 – колесная машина сельхозназначения, которая выпускалась с 1961 по 1995 год Липецким тракторным заводом. И хотя его максимальная скорость, которая важна при выполнении посевных работ, не превышает и 27 км/ч, трактор Т-40 считается одной из самых надежных универсально-пропашных сельхозмашин на постсоветском пространстве.

Содержание

  1. Номинальные показатели
  2. Коробка передач
  3. Как переключать скорости
  4. Неисправности коробки передач

Номинальные показатели

Колесный трактор Т-40 в его базовой версии относится к тяговому классу 0,9 тс и считается высокопроизводительной машиной для выполнения всех основных аграрных работ с возможной перевозкой тяжелых грузов на большие расстояния по грунтовым дорогам. При определении рабочих показателей этой модели за основу берут работу по стерне. Скорость при этом зависит от положения рычага.

ПередачаСкорость без буксования, км/ч
 Без ходоуменьшителяС ходоуменьшителем
I6,132,23
II7,312,65
III8,613,13
IV10,063,65
V18,63не допускается
VI26,68не допускается
Замедленная1,620,6
Задний ход5,281,92
Реверсна всех передачах

От схемы переключения скоростей зависят тяговые усилия трактора. Для сравнения можно взять базовую модель Т-40 и ее полноприводную версию Т-40А.

Условия/тяговые усилия, кгТ 40Т 40А
I1100 1320
II9901050
III800850
IV640680

Коробка передач

Колесная сельхозмашина Липецкого завода выпускалась с восьмиступенчатой механической КПП, которая включает:

  • ходоуменьшитель для работы на пониженных скоростях;
  • реверс с конической передачей для работы трактора на заднем ходу;
  • коническую передачу для перевода крутящего момента и направления вращения от силового агрегата к первичному валу и ходоуменьшителю;
  • главную передачу с дифференциалом для перевода крутящего момента к колесам и корректировки угловых скоростей на поворотах;
  • блокировку дифференциала, которая синхронизирует работу полуосей;
  • шестерни и валы, отвечающие за изменение скорости и меняющие направление движения;
  • механизм блокировки коробки переключения режимов, который предупреждает неполное включение шестерен;
  • конечную передачу, уменьшающую частоту вращения полуосей.

Как переключать скорости

Общие правила переключения стандартны для техники сельхозназначения:

  • выжимая педаль, отключить сцепление;
  • включить необходимый режим;
  • не менять направление движения (вперед или назад) на ходу при выбранной передаче.

Схема расположения скоростей трактора Т-40.

Положение рычага при изменении скорости трактора Т-40 на разных передачах.

Данная модель работает на шести передних передачах, каждая из которых дает возможность более быстрого передвижения, при этом снижает тяговое усилие:

  • 1-я для движения на скорости 6,13 км/ч при тяговом усилии 1100 кг;
  • 2-я дает движение при 7,13 км/ч и тяговых усилиях 990 кг;
  • 3-я – 8,61 км/ч и 800 кг;
  • 4-я – 10,06 и 640 кг.

Пятая и шестая передачи позволяют машине передвигаться только вперед и не используются при нагрузках, то есть их выбирают без дополнительных агрегатов. Для заднего хода предусмотрено два режима: замедленный и стандартный.

При переводе рычага в первое положение («Зам») можно достичь 98 оборотов в минуту и выжать скорость 1,62 км/ч. На заднем ходу машина передвигается на 5,28 км/ч, а двигатель выдает 319 оборотов в минуту.

Неисправности коробки передач

При работе трактора Т-40 может возникать ряд проблем, связанных с переключением скоростей. Чтобы предупредить их, необходимо придерживаться графика технического обслуживания и регулярно менять смазочные жидкости. Масло используется исключительно по сезону. Рекомендуемая периодичность проверки коробки передач – 240 моточасов. Детали и узлы трансмиссии с целью устранения твердых частиц промывают каждые 960 часов работы.

КПП сельхозмашин с индексом Т-40 достаточно ремонтопригодны. Их обслуживание сводится к следующему:

  • полностью заглушенную машину устанавливают на оборудованное противоукатами место для ремонта;
  • сливают трансмиссионную жидкость;
  • разъединяют все узлы, что позволяет полностью подобраться к устройству;
  • снимают карданный вал, а затем саму КПП;
  • убирают из коробки грязь и разбирают узел;
  • открывают крышку пятой скорости и осматривают вилку с последующей ее заменой при необходимости;
  • извлекают все валы и муфты, осматривают шестерни на момент износа;
  • монтируют новые подшипники;
  • в обратном порядке собирают коробку передач.

Ремонтные работы обязательно проводят при выходе из строя элементов блокировки, что считается причиной нарушения переключения скоростей. При этом трактор полностью глушат, а рычаг переключения переводят в нейтральную позицию. Далее выполняют последовательность действий:

  • включают основную муфту;
  • снимают вилку с блокирующего устройства;
  • переводят рычаг переключения в крайнее положение;
  • снимают вилку от тяги;
  • регулируют блокирующее устройство;
  • монтируют обратно палец вилки.

Ручка переключения передач | Страница 2

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.