БелАЗ-540, БелАЗ-540А внедорожный карьерный самосвал — Каталог К.В.Х.
Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодино в конце 1950-х годов при помощи специалистов института НАМИ.
. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшевого типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью до 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Кобылинским В. С. В дизайне БелАЗ-540 были впервые заложены узнаваемые черты нетрадиционных пропорций, которые и ныне присущи большинству карьерных самосвалов, выпускаемых под брендом «БелАЗ».
Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. Следом за 540-м был выпущен уже 40-тонный БелАЗ-548А (1967) и одноосный тягач БелАЗ-531.
Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъёмностью 27 тонн предназначен для транспортировки грунта, скальных пород и других материалов в карьерах при использовании в комплексе с экскаватором с ковшом объёмом 3-4 м3. Ёмкость кузова – 15,3 м3. Кузов установлен на раме на резиновых амортизаторах. Для предотвращения примерзания грунта предусмотрен обогрев днища отработавшими газами. Одноместная кабина смещена влево и расположена рядом с двигателем. Снаряженная масса автомобиля – 21 тонна. Максимальная скорость – 55 км/ч.
На первых БелАЗах, как и на МАЗ-525, устанавливали 12-ти цилиндровый 4-тактный дизель Д-12А рабочим объёмом 38,88 литров и мощностью 375 л.с. (у МАЗ-525 мощность составляла 300 л. с.). В 1967 году он уступил место ярославскому 12-ти цилиндровому дизелю ЯМЗ-240 в 360 лс, и автомобиль получил индекс 540А. При этом расход топлива сократился с 125 до 100л/100км. Уменьшился и расход масла. Двигатель широко унифицирован по основным деталям с известными ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что существенно облегчает его эксплуатацию. Но производство БелАЗ-540 продолжалось как минимум до 1973 г. На БелАЗе установлены два шестирядных радиатора – масляный и водяной, которые обдуваются двумя вентиляторами.
Силовая передача автомобиля состоит из промежуточного 3-вального повышающего редуктора (это необходимо для работы гидротрансформатора), гидротрансформатора, гидромеханической коробки передач, карданной передачи и заднего ведущего моста. Гидротрансформатор – одноступенчатый, с двумя реакторными колёсами, коэффициент трансформации – 3,5. Колёса с лопатками отлиты из алюминиевого сплава. Коробка передач 3-ступенчатая, 2-вальная, с фрикционным переключением передач.
Для включения какой-либо передачи масло от насоса с помощью золотникового управления, имеющего механический привод из кабины водителя, направляется к соответствующим фрикционам. Управление переключением передач осуществляется с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке. Наличие гидротрансформатора в трансмиссии способствует смягчению динамических нагрузок и повышает долговечность трансмиссии. Гидромеханическая трансмиссия такого же типа с двигателями Д-12А применялась и на 8-колёсных тягачах МАЗ-535, 537, 543. Задний мост автомобиля с планетарными колёсными редукторами и одинарной главной передачей.
Основным элементом гидропневматической подвески является телескопический цилиндр, представляющий собой пневматический упругий элемент поршневого типа в сочетании с гидравлическим амортизатором и плунжерным насосом для перекачки жидкости. В качестве направляющих используются реактивные штанги. Боковые силы в передней подвеске воспринимаются поперечной штангой, в задней – двумя продольными рычагами.
Гидропневматическая подвеска обеспечивает огромному самосвалу отменную плавность хода. Шины – 26-слойные, размером 18,00х25 дюймов. Давление – 5 кГ/см2. Рулевое управление – с гидроусилителем. Гидроусилитель – разделённого типа. Насос гидроусилителя руля питается от тех же насосов, что и подъёмник кузова. В случае внезапной остановки двигателя предусмотрена возможность привода насосов от ведущих колёс автомобиля. Тормозная система автомобиля включает в себя колёсные барабанные колодочные тормоза с пневмоприводом, центральный барабанно-ленточный тормоз, установленный на ведомом валу коробки передач, и аварийный привод к задним колёсам. Кроме того, двигатель снабжён тормозом-замедлителем с двумя заслонками в выпускных трубах. Электрооборудование у БелАЗ-540 24-вольтовое. Мощность стартера составляет 15 лошадиных сил.
Модификации БелАЗ-540А:
БелАЗ-540В-5271 (1962-67 г.) самосвальный автопоезд 45 т;
БелАЗ-540Э — экспортный;
БелАЗ-7510 (1972 г.)- отличается увеличенным объёмом кузова (19 м³), предназначен для перевозки угля.
БелАЗ-540С(1973 г.) — вариант в северном исполнении.
БелАЗ-540М(1974 г.) опытный грузоподъемностью 30 т, прототип БелАЗ-7540;
БелАЗ-540Т (1972-86 г. ) — вариант в тропическом исполнении.
БелАЗ-540А16 — вариант с 5-ступенчатой гидромеханической трансмиссией
Автомобили БелАЗ-540 были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522 с двигателем ЯМЗ-240М2 360 лс.
БелАЗ-540: описание и история развития карьерного самосвала
Горная промышленность стабильно ориентирована на открытый способ добычи полезных ископаемых, позволяющий извлекать из недр уголь, руды металлов, строительные материалы с большей эффективностью, чем подземная (шахтовая) выемка.
Из карьеров (разрезов) транспортировка горной массы ведется в большинстве технологий автомобильным транспортом, доля железнодорожной и конвейерной откаток незначительна. В связи с ростом глубины горных разработок затраты на карьерный транспорт доходят до 60% в себестоимости добычи.
Содержание статьи:
Назначение и особенности машины
Технико-эксплуатационные параметры
Силовая установка
Силовая передача
Карданная передача
Задний мост
Подвеска
Механизмы управления
Система торможения
Электрооборудование
Развитие линейки
Без внедрения новой эффективной большегрузной автомобильной техники открытые горные работы потеряют свою инвестиционную привлекательность, потребуют более затратных проектных решений. В Советском Союзе развитием карьерных грузовиков занимались инженеры и конструкторы Минского, а затем Белорусского автозавода.
ОАО «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ) – один из семи крупных мировых производителей карьерных самосвальных грузовиков, который обеспечивает треть поставок на рынок большегрузной горной автотехники. В России реализуется три четверти всей продукции корпорации.
Назначение и особенности машины
Агрегат грузоподъемностью 27 т и емкостью кузовной платформы 15,3 м3 разрабатывался как замена грузовому самосвалу МАЗ-525.
Машина проектировалась для перемещения загруженной 3-4-кубовым ковшом экскаватора горной массы в тяжелых условиях технологических дорог карьеров. Серийно БелАЗ-540 и его модификации производились с 1965 по 1975 г.
Особенностями машины являются:
- Совокупность технических решений для эффективной работы в тяжелых условиях горного производства.
- Плавность хода в загруженном и порожнем состоянии, обеспеченная подвеской пневмогидравлического типа.
- Впервые примененная для серийных машин гидромеханическая передача.
- Компоновка кабины рядом с двигателем дала возможность уменьшить колесную базу и габаритные размеры машины, что позволило обеспечить высокие параметры устойчивости и маневренности грузовика.
- Ковшового вида грузовая платформа существенно понизила параметры центра тяжести устройства, обеспечила устойчивость к опрокидыванию, а также удобство погрузочных работ.
- Найденные конструкторами решения по управлению машиной, компоновке узлов, организации силового привода, системы тормозов, обогрева кузова выхлопом двигателя позволили использовать агрегат как базу для развития крупнотоннажной линейки грузовиков БелАЗ.
Технико-эксплуатационные параметры
Технические характеристики машины следующие:
Индекс модели | 540 | 540А | |
Годы выпуска | С 1965 по 1975 гг. | С 1967 по 1975 гг. | |
Собраны | Белорусский автозавод | ||
Назначение | Большегрузный карьерный самосвал | ||
Геометрические параметры по крайним точкам ДхШхВ, м | 7,25х3,48х3,58 | ||
Перевозимый груз, т | 27 | ||
Вес готового к эксплуатации автомобиля, т | 21 | ||
Вес загруженного автомобиля, т | 48 | ||
База колес, м | 3,550 | ||
Клиренс, мм | 475 | ||
Размерность шин колес | 18,00-25 | ||
Потребление горючего на пробег в 100 км, л | 100 | ||
Скоростной параметр, км/ч | 55 | ||
Силовой агрегат | Д-12А | ЯМЗ-240 | |
Литраж цилиндровой группы, л | 38,88 | 22,3 | |
Параметр мощности при номинальных оборотах, л. с. | 375 | 360 | |
Сжатие смеси, степень | 16,5 | 16,5 | |
Разворот на диаметре, м | 16 | ||
Объем бака для горючего, л | 400 |
Силовая установка
540-я модель комплектовалась 12-цилиндровым четырехтактным дизельным мотором Д-12А (танковый В-2).
С 1967 г. на модели 540А появился четырехтактный V-образный агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-240. Безнаддувный с 12-ю цилиндрами объемом 22,3 л, с системой питания из насосных агрегатов низкого и высокого давления.
Расход горючего сократился со 125 литров до 100 на пробег в 100 км, существенно уменьшилось потребление смазочных материалов. Унификация с ярославскими моторами 236 и 238 моделей создала условия более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.
Система охлаждения дизеля, работающего в нагруженном режиме, состоит из водяного и масляного радиаторов шестирядной конструкции, обдуваемых двумя производительными вентиляторами.
Силовая передача
Вращение вала дизеля через редуктор трехвального исполнения, гидротрансформатор, гидромеханическую КПП, карданную передачу передается на задний мост.
Конструкторы выбрали схему гидротрансформатора в одну ступень с парой изготовленных из алюминия реакторных колес, которая обеспечивает коэффициент трансформирования, равный 3,5.
КПП на три режима, набор шестерен смонтирован на двух валах, переключение передач фрикционным механизмом с приводом от гидравлики. Управление коробкой осуществляется через золотниковое устройство, открывающее и перекрывающее давление масла на исполнительные устройства фрикционов.
Использование механогидравлической схемы силовой передачи позволило снизить динамические нагрузки на ее элементы, существенно увеличить параметры надежности и долговечности механизма.
Карданная передача
Трансмиссионный карданный вал соединяет силовую установку и повышающий редуктор. Механизм компенсирует осевое перемещение трансмиссии и двигателя.
Конструктивно выполнен как эластичное крепежное сочленение, карданный шарнир на подшипниках игольчатого типа, шлицевое устройство из двух скользящих фланцев. Карданное устройство моста состоит из пары шарниров, связанных шлицевым соединением. Вал меняется по длине при перемещении моста относительно основной рамы.
Задний мост
Фото: задний мост БелАЗа-540
Механизм выполнен по традиционной для грузовых автомобилей схеме:
- конический редуктор главной передачи;
- дифференциал, встроенный в ведомую шестерню;
- две передачи конического типа;
- колесные передачи планетарного исполнения.
Подвеска
Обеспечивает плавное передвижение и достаточную управляемость грузовой платформы на технологических дорогах разреза.
Обе подвески (передняя и задняя) собраны по гидропневматической схеме. В основе ее работы – устройство, сочетающее в себе упругий пневматический узел поршневого типа, гидроамортизатор и насос с плунжерами.
В подвесках установлены по два гидропневмоамортизатора.
Механизмы управления
Воздействие на управляемую пару передних колес осуществляется посредством:
- рулевого устройства;
- усилителя руля;
- гидросистемы;
- исполнительных устройств на рулевых тягах.
Система усиления рулевого управления объединена с гидравликой механизма разгрузки платформы для горной массы.
Система торможения
Тормозная система – пневматическая с тормозами барабанного типа на колесах. Устройство состоит из:
- компрессора:
- пневмокранов;
- ресиверов;
- тормозных пневмоцилиндров;
- рабочих тормозов колес с приводом;
- стояночного тормоза на вторичном валу коробки.
В качестве тормоза-замедлителя используется пара заслонок в трубе выпуска мотора.
Электрооборудование
Напряжение 24 В с отрицательной клеммой аккумулятора на массе.
Параметры:
- генератор переменного тока на 24 В, 150 А, конструктивно объединенный с выпрямительными блоками;
- стартер СТ721 редукторного типа на 24 В, мощность 11 кВт.
Развитие линейки
При всех достоинствах 540-й модели эксплуатация грузовика выявила ряд проблем, требующих решения в последующих модификациях:
- Улучшение эргономических параметров кабины.
- Повышение эффективности работы подвесок.
- Подбор материалов и компонентов гидромеханической передачи и пневмогидравлической подвески с ресурсом эксплуатации, общим для машины.
- Оптимизация конструкции узлов, снижение веса механизмов, повышение их надежности.
- Формирование ряда унифицированных механизмов и узлов в линейке самосвалов БелАЗ.
- Поиск новых компоновочных решений для снижения нагрузок на раму и другие узлы.
Следующей серийной моделью стал 40-тонный БелАЗ-548. Совместно с Ярославским моторным заводом был разработан и освоен производством 75-тонный БелАЗ-549 с принципиально новым видом электрического привода «мотор-колесо».
Тяговый электродвигатель и редуктор планетарного типа встраивались в ступице колеса.
В силовом агрегате инженеры пытались заменить пару «дизель-генератор» на «газовая турбина-генератор». Эксперимент был признан неудачным из-за возросших затрат на горючее.К 1985 году завод выпускал агрегаты грузоподъемностью от 30 до 120 тонн. Были изменены цифровые индексы – модель 540 стала обозначаться как 7510, 540А стала 7522.
К концу десятилетия появился новый модельный ряд с 80-, 110-, 120-, 180-тонной загрузкой и электроприводом «мотор-колесо», индексы агрегатов 7549, 7519, 7512, 75214.
В 90-х годах базовыми машинами стали БелАЗы-57131 с загрузкой в 130 тонн и силовой установкой, состоящей из дизельного мотора «Камминс» на 1 600 л. с., агрегатированного с генерирующим устройством, и пятидесятипятитонник БелАЗ-7555 с ярославским дизелем на 730 л. с.
Летом 2014 г. карьерный БелАЗ-75714, способный перевезти 450 т горной массы, начал технологические перевозки на открытых разработках угольного карьера «Черниговец».
В Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) эффективно эксплуатируются около 50 БелАЗов с загрузкой 320 и 360 т. Созданы сервисные и сборочные центры, локализовано производство кузовов, гидравлического оборудования.
Карьерный автомобиль БелАЗ-540 эксплуатировался несколько десятилетий. Надежность, долговечность, хорошие технические параметры и приемлемая цена сделали агрегат основным средством механизации вывозки горной массы из разрезов в 60-х и 70-х годах XX века.
Машина неоднократно отмечалась дипломами и медалями советских и зарубежных автовыставок, ей присвоен Всесоюзный Знак качества. Грузовик стал основой для разработки всего модельного ряда горного транспорта БелАЗа.
О том, как развивались самосвалы БелАЗ, вы узнаете из следующего видео:
http://www.youtube.com/watch?t=300&v=Zxt6qNTVluA
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
540-е
540-еСайт СовАвто.
Модель | БелАЗ-540А |
Сиденье | 1 |
Вес нетто, кг [фунт] | 20 925 [46 035] |
Вес полной загрузки, кг [фунт] | 48 000 [105 600] |
Вес груза, кг [фунт] | 27 000 [59 400] |
Объем кузова, м 3 | 15,3 |
Длина, мм [дюйм] | 7250 [23 фута 9 дюймов] |
Ширина, мм [дюйм] | 3480 [11 футов 5 дюймов] |
Высота, мм [дюйм] | 3580 [11 футов 9 дюймов] |
3550 [11 футов 8 дюймов] | |
Ширина колеи, мм [дюйм] спереди/сзади | 2800 [110] / 2400 [94] |
Минимальный зазор, мм [дюйм] | 475 [14,5] |
Минимальный радиус поворота, м [ярдов] | 8,3 [9,2] |
Максимальная скорость, км/ч [миль/ч] | 55 [34] |
Максимальная мощность, л. с. [кВт] | 360 [265] при 2100 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Н*м [фунт*фут] | — |
Объем двигателя, л [см 3 ] | 22,3 [22 300] |
Степень сжатия | 16,5:1 |
Передаточные числа | гидромеханическая, 3 скорости |
Передаточное число главной передачи | — |
Пробег, л/100 км [ми/гал] | 100 [2,3] |
Разрывной путь, м | — |
Емкость топливного бака, литры [гал] | 400 [106] |
Годы выпуска | 1967-? |
Тип двигателя | ЯМЗ-240, дизель, 4-х тактный, V12 |
Диаметр цилиндра/ход, мм | 130/140 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Фотографии | 81 КБ (цв, вид сбоку,
рисунок [106]) 43 КБ (ч/б, вид спереди [4]) |
Самосвал выпускался в нескольких модификациях: БелАЗ-540А а БелАЗ-540С имел те технические параметры, которые перечислены выше. Однако были еще БелАЗ-540 и БелАЗ-540Т, которые отличались в том, что они имели 375 л.с. при 1650 об / мин, двигатель 38,17 л с максимальный крутящий момент 170 Н*м при 1100 об/мин и равном диаметре/ходе поршня до 150/180 мм.
Страница создана в пятницу, 17 сентября 1999 г. Последнее обновление страницы: понедельник, 3 декабря 2001 г., 12:18:41 по восточному поясному времени.
БЕЛАЗ Северная Америка вкл. — История
Следуя традициям — путем поступательного развития
Техника «БЕЛАЗ» создана с использованием проверенных временем инженерных решений при ее проектировании и на основе передовых технологии при его изготовлении.
Холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» :
· ОАО «БЕЛАЗ» – Управляющая компания;
· ЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»;
· ОАО «Стародорожский механический завод»;
· ОАО «Кузлитмаш»;
· ОАО «БЕЛАЗ-СЕРВИС»;
· ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортных машин».
Филиалы ОАО «БЕЛАЗ» — Управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»: «Могилев С.М. Кировский автозавод» (Могилев), СПК «Первомайский» (Смолевичский р-н).
Скачать краткий очерк истории предприятия в формате PDF
16 июня на ОАО «БЕЛАЗ» собрано 100-е шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-75581 грузоподъемностью 90 т с трансмиссией переменного тока
2016
В декабре введен в эксплуатацию покрасочный комплекс «ИМЭЛ спа для крупногабаритных деталей самосвалов большой и сверхтяжелой грузоподъемности»
2015
По данным навигационной системы в феврале 2015 года карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 перевез первый миллион тонн груза
29 апреля 1000 -й карьерный самосвал БЕЛАЗ-7530 г/п 220т сошел с конвейера
Выпущен 5000-й карьерный самосвал БЕЛАЗ-7547 г/п
45 тонн
2014
21 августа 2014 г. — на шахте «Черниговец», Холдинг, введен в эксплуатацию первый карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн. Компания «СДС-Уголь»
БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн зарегистрирована в «Книге рекордов СНГ и Европы»
Выпуск первого в мире самосвала грузоподъемностью 450 тонн (500 СТ) – БЕЛАЗ-75710
2013
Первая модель карьерного самосвала БЕЛАЗ-75581 с полезной нагрузкой
грузоподъемностью 90 т с электромеханической трансмиссией переменного тока в сборе
2012
Создание Холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
ОАО «СЛУЦКИЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫХ МАШИН» входит в ПО «Белорусский автомобильный завод»
ОАО «Кузлитмаш» входит в ПО «Белорусский автомобильный завод»
2011
Собран 1500-й самосвал грузоподъемностью 136 тонн
Выпуск первого в истории автомобилестроения страны самосвала БЕЛАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн.
2010
ЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» входит в состав ПО «БЕЛАЗ»
2009 г.
РУП «Стародорожский механический завод» входит в состав ПО «БЕЛАЗ»
2007 г.
Выпуск прототипа карьерного самосвала БЕЛАЗ-75600, как базового самосвала класса грузоподъемности до 320-360 тн
2005 г.
«Могилевский автомобильный завод» входит в состав ПО «БЕЛАЗ» (с 2006 г. — как дочернее предприятие).
2004 г.
В канун Дня инженера-технолога в сквере имени 50-летия ПО «БЕЛАЗ» в г. честь создателей белорусского горнодобывающего оборудования
2002 г.
За самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения Генеральный директор Мариев П.Л. одним из первых в Республике Беларусь был присвоено звание «Герой Беларуси».
2001 г.
ПО «БЕЛАЗ» награждено премией «Хрустальная Найка» в рамках Международной программы «Партнерство во имя прогресса».
2000 г.
Началась реструктуризация производства ПО «БЕЛАЗ», направленная на обновление линейки выпускаемой горно-шахтной техники, разработку новых моделей, повышение качества и повышение технический уровень отдельных узлов и систем и выпускаемого оборудования в целом.
1998 г.
ПО «БЕЛАЗ» награждено X премией Golden America «За качество».
ПО «БЕЛАЗ» удостоено XVIII Международной премии «За технологии и качество».
1997 г.
Предприятие приступило к выпуску автосамосвала БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т — основной модели нового парка самосвалов с электромеханической коробка передач.
1996 г.
«Белорусский автомобильный завод» становится производственным объединением. ПО «БЕЛАЗ» награждено «Международной бриллиантовой звездой качества» мексиканского Национальный институт маркетинга.
1995 г.
Изготовление опытного образца самосвала БЕЛАЗ-7555 грузоподъемностью 55 т — основной модели нового семейства самосвалов с гидромеханической трансмиссией.
1994 г.
Выпуск самого большого в истории Белорусского автомобильного завода самосвала грузоподъемностью 280 тонн.
1990 г.
Собран 1000-й самосвал БЕЛАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн.
1983 г.
Выпуск опытного образца самосвалов БЕЛАЗ-75211 грузоподъемностью 170 т — базовый автомобиль для диапазона грузоподъемности 170-200 т.
1982 г.
Начато производство самолетов-буксировщиков для буксировки самолетов взлетной массой 100 тонн.
1978 г.
Выпуск опытных образцов самосвалов БЕЛАЗ-7519 грузоподъемностью 110 т — базовый автомобиль для диапазона грузоподъемности 110-120 т.
1977 г.
Выпуск прототипа БЕЛАЗ-549самосвал, грузоподъемностью 75 тонн, — базовый грузовик для диапазона грузоподъемности 75-80 тонн.
1968 г.
Награждение Государственной премией СССР. 11 сотрудников предприятия стали лауреатами.
БЕЛАЗ-548А награжден 1000-й Золотой медалью на юбилейной выставке в Лейпциге.
1967 г.
Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1966 г.
«Белорусский автомобильный завод» приступил к серийному производству самосвала БЕЛАЗ-548А грузоподъемностью 40 тонн — базового автомобиля для диапазона грузоподъемности 40-45 тонн.
На международной выставке в Лейпциге БЕЛАЗ-540 награжден Золотой медалью.
1965 г.
Изготовлен опытный образец самосвала БЕЛАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн.
1963 г.