Трамваи россии: Список городских трамвайных систем России

Список городских трамвайных систем России

Настоящая страница содержит список городов России, в которых как составная или единственная часть системы городского общественного транспорта есть или были ранее трамвай, конка, а также скоростной трамвай, являющийся и именуемый официально таковым в крайне небольшом ряде случаев (хотя планы его создания были и есть ещё в нескольких городах).

Строки трамвайных систем, существующих и работающих до сих пор, выделены в таблице цветом. Названия городов с закрытыми трамвайными системами выделены также курсивом, систем скоростного трамвая — жирным.

Критерии включения

Городской трамвай определяется как

  • пассажирское транспортное предприятие,
  • услуги которого доступны широкой публике,
  • работающее в пределах или вблизи городов и других поселений,
  • использующее рельсовые транспортные средства,
  • работающее по рельсовым путям, проложенным целиком или большей частью по общедоступным улицам и проездам городов.

Установление того, в каких городах есть или были трамваи, требует некоторого произвольного, субъективного суждения, особенно применительно к случаям ведомственного, в т.ч служебного, трамвая и лёгких и прочих немагистральных железных дорог, в том числе узкоколейных.

Некоторые городские трамвайные систем имели или имеют линии или группы линий, географически отделённые от «основных» систем. Известные примеры, существовавшие или существующие на постоянной основе (то есть за вычетом складывавшихся в годы формирования или сворачивания и закрытия сетей), включены в таблицу (например, Волгоград, Россия).

Известные «пригородные» продолжения городских трамвайных сетей включены в таблицу. Линии «сельского» или «междугороднего» характера в основном в таблицу не включены.

Многие пригородные, сельские и междугородные предприятия трамваев и лёгких железных дорог обслуживали местные, внутригородские маршруты в пределах городов, расположенных на их линиях. Известные примеры включены в таблицу.

Многие пригородные, сельские и междугородние маршруты лёгких железных дорог, не являющихся трамваем, обслуживали попутные перевозки в пределах городов, через которые они проходили. Такие примеры в таблицу не включены.

Дата открытия — это та дата, с которой услуги пассажирских перевозок были предложены широкой публике. Испытательные поездки и церемонии открытия могли происходить и до этой даты.

Дата закрытия — это последний полный день, когда услуги пассажирских перевозок предлагались широкой публике. Иногда маршруты могли работать небольшое время следующих суток (то есть, за полночь). Церемонии закрытия и прощальные поездки могли происходить и после этой даты. Некоторые линии закрывались вследствие ущерба, причинённого им ураганами, землетрясениями или войнами. Иногда в таких случаях закрытие не приобретало окончательный характер ещё какое-то время после фактического закрытия движения; в таких случаях, опять-таки, приведена дата последнего дня работы.

Работа некоторых систем прерывалась на длительные периоды времени (год и дольше) по разным причинам, включая катастрофы, финансовые затруднения или конфликты между трамвайными предприятиями и местными властями. Известные случаи такого рода отмечены в таблице.

Многие города планировали трамваи, но не построили их. Эти «бумажные трамваи» не включены в настоящую таблицу.

Крупнейшими в России (и Европе) городами без трамвая являются Воронеж, где существовала многие десятилетия, но была закрыта одна из крупнейших российских трамвайных систем, и Тольятти, где планировалась, но не была реализована система скоростного трамвая.

 Россия
ГородТягаКолеяГоды работыПерерывы в работеПримечания
1Абинскконная1914 — 1919См. Конка станицы Абинской
2Ангарскэлектрическаяс 26 ноября 1953См. Ангарский трамвай
3Архангельскэлектрическая26 июня 1916 — 24 июля 2004См. Архангельский трамвай
4Астраханьэлектрическая 24 июня 1900 — 25 июля 2007апрель 1919 — апрель 1922 из-за гражданской войны и разрухиСм. Астраханский трамвай
5Ачинскэлектрическаяс 15 апреля 1967См. Ачинский трамвай
6Барнаулэлектрическаяс 7 ноября 1948См. Барнаульский трамвай
7Бийскэлектрическаяс 13 июня 1960См. Бийский трамвай
8Владивостокэлектрическаяс 22 октября 1912См. Владивостокский трамвай
9Владикавказэлектрическаяс 16 августа 19041920 — ноябрь 1924 из-за гражданской войны и разрухиСм. Владикавказский трамвай
10
ВолгоградэлектрическаяС 22 апреля 19131920 — 1922 из-за гражданской войны и разрухи и 23 августа 1942 — 26 декабря 1943См. Волгоградский трамвай
электрическая, скоростной трамвай-метротрамС 1 мая 1972 (подземный участок открылся 5 ноября 1984)См. Волгоградский метротрам
Красноармейск (бывш.)электрическая1524С 6 ноября 1958Сеть бывшего Красноармейска, вошедшего в 1944 в состав Волгограда, является изолированной от основной сети Волгограда
11ВолжскийэлектрическаяС 30 декабря 1963См. Трамвай Волжского
12Волчанск (Свердловская область) электрическаяс 31 декабря 1951Считается самым маленьким городом в мире, имеющим собственную трамвайную систему. См. Волчанский трамвай
Карпинскэлектрическая26 июня 1946 — 1 ноября 1994Карпинский трамвай
Волчанск — Карпинскэлектрическая1953 — 22 апреля 1965
13Воронежконная23 августа 1891—1919(?)См. Воронежский трамвай
электрическая16 мая 1926 — 15 апреля 2009
14Выборгэлектрическая28 сентября 1912 — 25 апреля 195723 декабря 1939 — 22 августа 1940, 1941 — 5 мая 1943 и 25 апреля 1944 — 21 сентября 1946 из-за ВОВСм. Выборгский трамвай
15Грозныйэлектрическая7 ноября 1932 — декабрь 1994Закрыта из-за ущерба, нанесённого войной. См. Грозненский трамвай
16Дзержинскэлектрическаяс 7 ноября 1933См. Дзержинский трамвай
17Ейскпаровая1915—1918См. Ейский трамвай
18Екатеринбургэлектрическаяс 7 ноября 1929См. Екатеринбургский трамвай
19Златоустэлектрическаяс 25 декабря 1934См.
Трамвай Златоуста
20Ивановоэлектрическая8 ноября 1934 — 2 июня 2008См. Ивановский трамвай
21Ижевскэлектрическаяс 18 ноября 1935См. Ижевский трамвай
22Ильскаяконная1908 — ?См. Конка станицы Ильской
23Ирбитконная1926 — 1933
24Иркутскэлектрическаяс 3 августа 1947См. Иркутский трамвай
25Казань
конная15 октября 1875—1900См. Казанский трамвай
электрическаяс 2 декабря 1899См. Казанский трамвай
26Калининград
конная26 мая 1881—1901
электрическаяс 31 мая 1895январь 1945 — 7 ноября 1946 из-за ВОВСм. Калининградский трамвай
27Кемеровоэлектрическаяс 11 мая 1940См. Кемеровский трамвай
28Кисловодск
конная1893 — ?
электрическая1904 — 1966См. Кисловодский трамвай
29Коломнаэлектрическаяс 5 ноября 1948См. Коломенский трамвай
30
Комсомольск-на-Амуре
электрическаяс 6 ноября 1957См. Трамвай Комсомольска-на-Амуре
31Краснодарэлектрическаяс 23 декабря 1900В 1934—1950 годах поэтапно перестраивался с узкой колеи на широкую, существовали две независимые системы разной колеи. Пригородная линия до станицы Пашковской соединена с краснодарской сетью в 1918. См. Краснодарский трамвай
Екатеринодар — станица Пашковскаябензомоторная4 апреля 1912—1914
электрическая14 декабря 1914—1918
32Краснотурьинскэлектрическаяс 15 января 1954См. Краснотурьинский трамвай
33Красноярскэлектрическаяс 1 мая 1958См. Красноярский трамвай
34Крымскконная1921 — 1932См. Конка станицы Крымской
35Курскэлектрическаяс 30 апреля 1898апрель 1918 — октябрь 1924 из-за гражданской войны и разрухи и в ноябре 1941 — сентябре 1943 из-за ВОВСм. Курский трамвай
36Липецкэлектрическаяс 11 декабря 1947См. Липецкий трамвай
37Магнитогорскэлектрическаяс 18 января 1935См. Магнитогорский трамвай
38Малышев Лог — Калтан (Кемеровская область)электрическая1957 — 1961См. Трамвай Малышева Лога
39Москва
конная22 июня 1872—1912
паровая29 июля 1886—1922
электрическаяс 6 апреля 1899См. Московский трамвай
40Набережные Челныэлектрическаяс 8 октября 1973См. Трамвай Набережных Челнов
41Нижнекамскэлектрическаяс 15 февраля 1967См. Нижнекамский трамвай
42Нижний Новгород
конная1908-1918
электрическаяс 20 мая 18961 мая 1919 — 2 августа 1923См. Нижегородский трамвай
43Нижний Тагилэлектрическаяс 28 февраля 1937См. Нижнетагильский трамвай
44Новокузнецкэлектрическаяс 30 ноября 1933Несоединённая линия на правом берегу Томи открылась 30 ноября 1969. См. Новокузнецкий трамвай
45Новороссийскэлектрическая30 мая 1934 — 24 августа 19699 августа 1942 — 10 июля 1946 и 25 ноября 1947 — 10 августа 1948См. Новороссийский трамвай
46Новосибирскэлектрическаяс 26 ноября 1934Несоединённая линия на левом берегу Оби открылась 4 мая 1941. См. Новосибирский трамвай
47Новотроицкэлектрическаяс 5 ноября 1956См. Новотроицкий трамвай
48Новочеркасскэлектрическаяс 22 января 1954См. Новочеркасский трамвай
49Ногинскэлектрическая2 марта 1924 — 10 августа 20121992—1994
1 апреля 2011 — 1 июля 2012
См. Ногинский трамвай
50Омскэлектрическаяс 8 ноября 1936См. Омский трамвай
51Орёлэлектрическаяс 3 ноября 1898май 1919-май 1922 из-за гражданской войны и октябрь 1941 — октябрь 1943 из-за ВОВСм. Орловский трамвай
52Орскэлектрическаяс 5 декабря 1948Линия на восточной окраине была отделена от основной сети с 12 декабря 1985 по 30 октября 2008. См. Орский трамвай
53Осинникиэлектрическаяс 1 ноября 1960В 1957—1963(?) существовала отдельная линия на юге в районе жд станции Калтан. См. Осинниковский трамвай
54Пензадизельная1935 — 1938См. Пензенский трамвай
55Пермьэлектрическаяс 7 ноября 1929Линия на юго-запад (Осенцы) была отделена от основной системы с 25 октября 1957 до 1958. См. Пермский трамвай
56Прокопьевскэлектрическаяс 12 мая 1936с 5 ноября 1956 по 1964 существовала отдельная линия. См. Прокопьевский трамвай
57Псковконная100013 ноября 1909—1912Электрический трамвай был закрыт из-за ущерба от ВОВ. См. Псковский трамвай
электрическая152422 января 1912 — сентябрь 1944
58Пятигорскэлектрическаяс 5 мая 1904См. Пятигорский трамвай
59Ростовконная1902(?) — 1921См. Ростовская конка
60Ростов-на-Дону
конная11 сентября 1887 — декабрь 1902
электрическая1435с 2 января 1902октябрь 1941-1 июня 1943 из-за ВОВСм. Трамвай Ростова-на-Дону
Ростов-на-Дону — Нахичевань-на-Дону (бывш.)конная21 мая 1890 — декабрь 1902
электрическая4 января 1903—1928Нахичевань включена в состав Ростова в 1928
61Рязаньэлектрическая2 января 196315 апреля 2010См. Рязанский трамвай
62Салаватэлектрическаяс 29 июля 1957См. Салаватский трамвай
63Самараконная22 июля 1895—1917
электрическаяс 25 февраля 19151 марта 1919—1920См. Самарский трамвай
64Санкт-Петербург
конная8 сентября 1863 — сентябрь 1917
паровая1882 — 1922
электрическаяс 29 сентября 19073 января 1942 — 15 апреля 1942 из-за ВОВБыла крупнейшей в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннеса. См. Санкт-петербургский трамвай
65Саратов
конная13 мая 1887—1909
электрическаяс 11 декабря 1908См. Саратовский трамвай
66Смоленскэлектрическаяс 20 октября 1901август 1919 — май 1922 из-за гражданской войны и разрухи и 15 июля 1941 — 6 ноября 1947 из-за ВОВСм. Смоленский трамвай
67Советск (Тильзит)электрическая26 июля 1901 — октябрь 1944См. Тильзитский трамвай
68Старая Руссаэлектрическая6 июля 1924 — февраль 1939(?)См. Старорусский трамвай
69Старый Осколэлектрическая, скоростной трамвайс 4 января 1981См. Старооскольский трамвай
70Таганрогэлектрическаяс 7 ноября 1932См. Таганрогский трамвай
71Тверьэлектрическаяс 28 августа 1901См. Тверской трамвай
72Томскэлектрическаяс 25 апреля 1949См. Томский трамвай
73Тула
конная15 ноября 1888—1919
электрическаяс 7 ноября 1927См. Тульский трамвай
74Улан-Удээлектрическаяс 16 декабря 1958См. Улан-удэнский трамвай
75Ульяновскэлектрическаяс 5 января 1954См. Ульяновский трамвай
76Усолье-Сибирскоеэлектрическаяс 26 февраля 1967См. Трамвай Усолья-Сибирского
77Усть-Илимскэлектрическая, скоростной трамвайс 15 сентября 1988См. Усть-илимский трамвай
78Усть-Катавэлектрическая1524с 1973Испытательное движение трамваев УКВЗ. См. Усть-катавский трамвай
79Уфаэлектрическая1524с 1 февраля 1937См. Уфимский трамвай
Черниковск (бывш.)электрическая16 августа 1956—1958Черниковск был включён в состав Уфы в 1956
80Хабаровскэлектрическая1524с 11 ноября 1956См. Хабаровский трамвай
81Челябинскэлектрическая1524с 9 января 1932См. Челябинский трамвай
Челябинск — Копейскэлектрическаяс 5 ноября 1949 — февраль 1976См. Копейский трамвай
82Черёмушкиэлектрическаяс февраля 1991Соединяет жд станцию с ГЭС. См. Черёмушкинский трамвай
83Череповецэлектрическаяс 19 октября 1956См. Череповецкий трамвай
84Череха (деревня)конная1890 — ?См. Конка Черехи
85Шахтыэлектрическая7 ноября 1932 — 7 декабря 20011942 — апрель 1944 из-за ВОВСм. Шахтинский трамвай
86Ярославльэлектрическаяс 29 декабря 1900См. Ярославский трамвай

Киров — сооружение электрического трамвая началось в 1943, но не было завершено. См. Кировский трамвай

Каменск-Уральский — сооружение электрического трамвая началось в 1949, но не было завершено. См. Трамвай Каменска-Уральского

Ссылки

  • Трамвайные и троллейбусные сети мира (рус., англ.)

Рейтинг трамвайных городов России: mirvn — LiveJournal

?
Category:
  • catIsShown({ humanName: ‘россия’ })» data-human-name=»россия»> Россия
  • Cancel

Среди любителей транспорта частенько ведутся оживленные дискуссии о судьбе городского транпорта. Да и среди определенной части политизированных блогеров иногда поднимается данный вопрос. В различном ключе, в зависимости от политической ориентации автора. Давно хотел более-менее объективно рассмотреть этот вопрос.
Главным критерием для выбора метода должна быть беспристрастность оценки.
Источником данных для обработки послужила вот эта замечательная публикация уважаемого estrella_de_sur. Цифры актуальны на тот момент времени. Актуализировать или перепроверять их я не стал.

В чём суть метода? В качестве основных взяты три параметра:
— эксплуатационная протяжённость сети («по оси улиц/линий»),
— количество единиц подвижного состава,
— годовые пассажироперевозки.

Изменения параметров за два десятилетних отрезка 1995-2005 и 20005-2015 гг. характеризуется отношением значений параметра (коэффициентом) в год начала и в год окончания промежутка.

В зависимости от донного коэффициента начисляются баллы: основные и дополнительные.

Порядок начисления основных баллов в зависимости от коэффициента (для каждого параметра и временного отрезка).

коэффициентбалл
более 15
0,750,994
0,50,743
0,250,492
00,241

Прибавление/уменьшение дополнительных баллов (по 2 балла на параметр) должно характеризовать наличие серьезных изменений в тенденции в так называемые «сытые 2000-е гг.» по сравнению с 90-ми годами, Что несколько отражает возможную нелинейность процесса. В случае если значение коэффициента за 2005-2015 гг. превышает значение за 1995-2005 г. более чем на 0,1, то 2 балла прибавляются, если значение меньше на 0,1, 2 балла вычитаются. Во всех остальных случаях дополнительные баллы не начисляются.

В итоге каждый трамвайный город может получить по данной методике от 0 до 36 баллов.
Довольно простая эмпирическая методика.

В рейтинге за недостатком данных не участвовали следующие трамвайные системы:
Евпатория,
Молочное,
Саяногорск / Черёмушки,
Усть-Катав.

Результаты начисления баллов.

Распределение городов по набранным баллам.

Список аутсайдеров, набравших наименьшее количество баллов, совсем не удивил.

Несомненно, данный метод является вариантом ставшего притчей во языцех метода приложения линейки. На практике же решение об уничтожении трамвая могут быть приняты властями в любой момент времени. Например, текущая ситуация в Новокузнецке уже серьезно поменялась.
Да и груз накопленных проблем объективно может сработать как триггер. Если условно средний возраст подвижного состава в городе N 35 лет, то продлевать тенденцию на 10 лет вперед не имеет практического смысла. По всем городам России возрастная структура известна.

Но для практических целей создания рейтинга нужно знать эти данные в разрезе городов.
Ведь ситуация от города к городу может кардинально различаться в силу различной направленности усилий городских властей.

Tags: Россия, транспорт

Subscribe

  • Климат и экономика

    В России изрядной популярностью пользуются теории, «объясняющие» некоторые экономические проблемы страны холодным климатом. Большим успехом…

  • Наш телеграм канал

    Канал придерживается формата сообщества. Обновляеться ежедневно интересными сылками и данными. https://t.me/mirvnChannel

  • Солянка из нашего телеграм чата

    Напоминаю у нас богатая интернет жизнь в телеграме Вышло интересное исследование, что детишки родившиеся рядом (1 км) с заканчиваемыми (ГРП)…

Photo

Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

UrbanRail.Net > Россия — Метро и трамваи

UrbanRail.Net > Россия — Метро и трамваи

  Метро в России:

Казань | Москва | Нижний Новгород | Новосибирск | Самара | ул. Петербург | Волгоград | Екатеринбург

Трамвайные системы России :

Ачинск | Ангарск | Барнаул | Бийск | Челябинск | Череповец | Дзержинск* | Иркутск | Усолье Сибирское | Ижевск | Калининград | Казань | Кемерово | Хабаровск | Коломна | Комсомольск-на-Амуре* | Краснодар | Краснотурьинск | Красноярск | Курск | Липецк | Магнитогорск | Москва | Набережные Челны | Нижнекамск | Нижний Новгород | Нижний Тагил | Новочеркасск | Новокузнецк | Новосибирск | Новотроицк | Омск | Орск | Орел | Осинники | Пермь | Прокопьевск | Пятигорск | Ростов-на-Дону | Салават | Самара | ул. Петербург | Саратов | Смоленск | Старый Оскол | Таганрог | Томск | Тула | Тверь | Уфа | Улан-Удэ | Ульяновск | Усть-Илимск* | Владикавказ | Владивосток | Волчанск | Волгоград | Волжский | Ярославль | Екатеринбург | Златоуст

* система заброшена!

Системы под строящиеся или планируемые, перечислены в Курсив

Общие ссылки для России:

Городской Электротранспорт

Русский Трамвайная статистика (включая постсоветские страны)

Русский Карты метро и трамваев


Рекомендуемая книга по России:

» Атлас Электрического городского транспорта России », изданного в России Михаилом Денщиком и Олег Бодия.

Это представляет собой 422-страничный сборник формата А4 с твердой обложкой и включает в себя все трамвайные и троллейбусные системы плюс все метро, ​​с картами, подвижным составом и прочими деталями, со всем текстом на русском и английском языках.

Найти подробнее по телефону www.atlas.tramway.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2012 © UrbanRail.Net Автор: Роберт Швандл — Впервые опубликовано Июнь 1997 г. — постоянно обновляется


 

Новое финансирование модернизации российского трамвая

УКВЗ поставляет в Таганрог 60 четырехосных низкопольных трамваев, первый из которых прибыл в 2021 году. Donland.ru / CC BY 4.0

В России больше трамвайных систем, чем в любой другой стране, но многие из них находятся в плохом состоянии из-за отсутствия инвестиций после распада Советского Союза в декабре 1991 года (когда все контролировалось централизованно в соответствии с пятилетним план). Некоторые сети перешли под контроль частных лиц, поскольку промышленные комплексы, для обслуживания которых они были построены, были приватизированы, но многие из них с тех пор были переданы испытывающим трудности муниципалитетам.

В связи с острой необходимостью модернизации в последние годы наблюдается рост государственно-частного партнерства, когда частные инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение окупаются в течение многолетних концессионных периодов муниципалитетом или региональным правительством.

Город Таганрог (население 249 000 человек) прошел по этому маршруту одним из первых, с концессионным соглашением, подписанным с Группой Синара в мае 2021 года. Первый модернизированный маршрут (3) был введен в сентябре 2021 года, с второй запущен в апреле 2022 года; Благодаря инвестициям в размере 11,84 млрд рублей (196 млн евро), привлеченным в основном за счет кредитов государственной корпорации развития ВЭБ.

В прошлом месяце было подписано еще два соглашения о ГЧП. В городе Липецке (население около 508 000 человек) между городом, областным советом и «Мовиста-Регионы» заключена концессия сроком на 20 лет, которая позволит модернизировать трамвайное депо, обновить 40,8 км путей, построить 5,2 км (3,2 мили) нового маршрута и поставка 46 низкопольных трамваев. Все они должны быть завершены к концу 2025 года в рамках проекта стоимостью 13,8 млрд рублей (228 млн евро), при этом модернизация депо будет завершена в 2023 году, а первые низкопольные трамваи будут запущены в 2024 году. Муниципальный оператор ОТС-Липецк останется оператором.

В Нижнем Новгороде (бывший Горький) подписана концессия сроком на 25 лет с правительством области и ООО «Экологические проекты», которая будет включать модернизацию 149,3 км (92,8 миль) инфраструктуры, трех депо, 15 новых подстанций и поставку 170 трамваев в 2023-2026 гг. В историческом центре города будет проложено 39 км путей на современных антивибрационных прокладках для улучшения ходовых качеств и снижения шума.

Концессионер инвестирует 35,9 млрд руб. (59 евро3,4 млн), но будет выплачено 126,5 млрд рублей (2,09 млрд евро) в течение срока действия соглашения. Также будет предоставлена ​​субсидия в размере 15,1 млрд рублей (245,9 млн евро) из федеральных/региональных источников. Трамваи будут поставляться российско-белорусским совместным предприятием «Нижнекотранс», которое получит инвестиции от «Белкоммунмаша» из Минска для создания новой конструкции низкопольного вагона, который будет построен на новом заводе в Ворсме, в 65 км (40 миль) к югу. — к востоку от Нижнего Новгорода.

Еще один город, подписавший контракт с Синарой, — Краснодар, который планирует удвоить трамвайную сеть к 2029 году.. Компания построит 71 км (44 мили) новых линий на западе города и поставит 100 низкопольных трамваев на сумму 284 млрд рублей (4,7 млрд евро).

Авансовый платеж в размере 350 млн рублей (5,8 млн евро) от областного и национального правительства позволит начать расширение в западной части города, а остаток будет финансироваться за счет концессионера, региональных и федеральных грантов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *