АЦ-40(130)-63Б пожарная автоцистерна на шасси ЗиЛ-130-76, насос ПН-40УВ — Каталог К.В.Х.
Изготовитель — прилукское производственное объединение «Противопожарное оборудование» ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.
Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.
АЦ-40(130) модель 63Б является более современным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Серийный выпуск был начат в 1978 г и до 1983 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. В результате изменений надстройка стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.
С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗиЛ-130 получают новый индекс ЗиЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗиЛ прекратил выпуск шасси ЗиЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗиЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗиЛ-131 на ходовой части ЗиЛ-130.
На рубеже 1980–90-х годов прилукская «Пожмашина» построила на шасси ЗиЛ-4331 с 8-цилиндровым V-образным дизелем ЗиЛ-645 производства Ярцевского моторного завода, входившего в ПО «ЗиЛ», пожарную автоцистерну АЦ-40/4 модель 209, которая должна была прийти на смену выпускавшейся уже более четверти века с небольшими усовершенствованиями цистерне АЦ-40 (130) на шасси ЗиЛ-130.
Вместо привычных цельнометаллических дверей надстройки, открывавшихся вверх, у АЦ-40 (4331) появились двери шторной конструкции, позволявшие быстро получить доступ к пожарному оборудованию. На крыше кузова находились лафетный ствол и 3-коленная лестница, но отсутствовали привычные пеналы — рукава были спрятаны в нишах кузова. Главной особенностью перспективной автоцистерны стало наличие стволов-распылителей высокого давления (сокращенно — СРВД, или так называемых пистолетов), конструкция которых была аналогична конструкции стволов производства компании Rosenbauer. СРВД располагались в передней части кузова, справа и слева от ступенек кабины, и были подсоединены к резиновым шлангам длиной 30 метров, намотанным на катушки и имевшим специальные насадки, позволяющие эффективно распылять струю воды. Такая конструкция позволяла выиграть время до развертывания основных рукавов.
АЦ-40 (4331) намного превосходил другие отечественные автомобили аналогичного класса по скоростным характеристикам и маневренности. Однако появление нового автомобиля совпало с распадом СССР, поэтому заводу так и не удалось наладить его серийный выпуск.
Из книги А.В. Карпова Пожарный автомобиль в СССР: в 6 ч. , Ч. 2: Пожарный типаж т. 1: Краеугольный камень, Москва, 2012.
Лебединой песней ОКБ ПМ становится разработка в 1977 году документации на выпуск автоцистерны АЦ-40(130)-63Б. Серийный выпуск автомобиля начнётся Прилукским заводом в 1978 году с выпуска установочной партии из 20 автомобилей. Выпуск автомобилей будет идти по нарастающей и в 1984 году достигнет абсолютного рекордного показателя за 40 лет выпуска пожарных автомобилей в послевоенном СССР. За один год будет выпущено 1710 единиц автоцистерн одной марки!
По сравнению с моделью 63А увеличилась ёмкость цистерны для воды, она составила уже 2350 л и 165 л пенообразователя (по сравнению с 2100 л воды и 150 л пенообразователя у АЦ-30(130)-63А). Общее увеличение массы автомобиля составило 500 кг.
В зависимости от времени выпуска модели 63Б отличаются внешне. Машины ранних выпусков выглядят гораздо тяжелее, массивнее за счет длинной «юбки» кузова. Она укорачивается у автоцистерн 80-х годов выпуска, и внешний вид автомобиля снова становится привычно эстетичным.
С моделью 63Б связан, наверное, самый большой технический конфуз в нашей истории, хотя рука как-то не поднимается бросить камень в огород изготовителя последних советских автоцистерн — Прилукского завода. В 1982 году начинается вторая и последняя реконструкция Завода имени Лихачева. В результате её завершения в 1986 году завод приступает к выпуску шасси ЗИиЛ-431410 и его многофункциональной модификации ЗиЛ-431412. Именно последний тип шасси начинает поступать на Прилукский завод, и именно на нём начинают сборку пожарных автомобилей. Казалось бы, надо радоваться новинке. Но нет, возникает серьёзная проблема.
Речь идёт о применении на пожарных автомобилях тормозной системы, аналогичной системе автомобиля КамАЗ. При долгой стоянке автомобиля, после потери воздуха из-за разного рода утечек и негерметичности тормозная система требовала подкачки до определенных значений давления перед выездом. На это уходили драгоценные секунды или даже минуты! Эксплуатация серийных автомобилей с заводской системой тормозов не вызывала никакого беспокойства. Там не поджимало время. Ну, выйдет автомобиль на линию на 10 минут позже — что тут такого? Для пожарных автомобилей с их спецификой такой подход не годился, на местах стали предлагаться разного рода решения, позволяющие таких простоев избежать. И тут получалось так, что пожарные вторгались в «святая-святых» — в заводскую тормозную систему!
За разрешением спора рационализаторы обратились, как обычно, в редакцию журнала «Пожарного дела», которая, в свою очередь, обратилась в ГУ ПО. Специалисты разъяснили водителям, что существует инструкция, которая гласит: «…в соответствии с правилами дорожного движения, эксплуатация транспортных средств с измененной конструкцией тормозных систем запрещена, если внесение изменений не было согласовано с предприятием-изготовителем автомобилей». Когда же был задан вопрос — а что делать? — Главк молча предоставил подразделениям самим решать эти проблемы. Как они решались на местах, я хорошо помню: караулы стали просто позже выезжать. Не рисковать же техникой и боевым расчетом на дороге! Да, ещё отменили норматив «Сбор и выезд по тревоге». ..
Вторым неприятным моментом стало применение нового способа жесткого крепления цистерны к раме, благодаря которому течь цистерны для пожарных автомобилей моделей 63Б и 137А, эксплуатирующихся в условиях пригородных и сельских дорог, стала хроническим недостатком. На решение этой проблемы, напрямую связанной с производством, потребовались годы.
В 80-е годы ситуация на предприятиях-изготовителях пожарной техники ухудшалась. В сложных экономических условиях трудно было создавать что-то новое. Вот что писал по поводу плановой модернизации модели 63Б журнал «Пожарное дело» в 1988 году, когда новую модернизированную автоцистерну на шасси ЗИЛ-130 представлял в Москве заместитель главного инженера ПО «Пожмашина» Ю. Мартыненко: «… Новшества в ней такие, что сразу и не заметишь. Как выяснилось, конструкторы в сравнении с выпускающейся АЦ-40(130)-63Б несколько спрямили кузов, а дверь насосного отделения сделали глухой, без смотрового окна. Все остальное осталось по-старому. Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Статья журнала так и называлась.
Показатели назначения
Полная масса, кг: 9600
Удельная мощность, л.с./кг: 150/110
Вместимость цистерны для воды, л: 2350
Вместимость пенобака, л: 165
Модель насоса: ПН-40УВ
Шасси автомобиля: ЗиЛ-130
Двигатель: ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10
Скорость максимальная, км/ч: 80
Число мест для боевого расчета (включая водителя): 7
Запас напорных рукавов, шт.: 18
Вместимость топливных баков, л.: 150
Показатели экономного использования топлива
Расход топлива на 100км пробега (базовая), л: 41.5
Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегата, л/мин: 0. 33
Расход топлива при при холостой работе, л/мин: 0.15
Расход топлива при холостой работе, л/мин: 0.15
Показатели транспортабельности
Длина, мм.: 7680
Ширина, мм.: 2500
Высота в транспортном положении (без боевого расчета, воды и пенообразователя, с 5-10 л запасом горючего), мм. 2780
Дорожный просвет, мм.: 265
Технические характеристики пожарного автомобиля 130 63б
Пожарные автомобили ЗИЛ
Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:
- маневренностью при тушении пожаров в городской черте;
- максимальной адаптацией к эксплуатации в российских условиях;
- ремонтопригодностью;
- неприхотливостью к качеству топлива.
Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.
Другие версии машин на базе ЗИЛа-130
Кроме автоцистерн существовали другие версии пожарных ЗИЛов-130. Среди них можно выделить автомобили газодымозащитной службы АГ-12(130)-ПМ-198 и установки порошкового тушения АП 2. Такие машины использовались в пожарных частях крупных городов до середины 90-х.
Еще один тип пожарных автомобилей ЗИЛ – автонасосы. Самым распространенным был насос АН30(130)64А, который начал выпускаться в середине 60-х годов под обозначением ПМЗ-64А. Машины не имели цистерны для воды, запас пенообразующего состава составлял 500 литров. В комплект машины входила трехколенная лестница, кислородные баллоны и другие средства пожаротушения.
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
- одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
- одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.
Некоторые основные характеристики пожарных автомобилей
(расшифровка названий):
АЦ-40(130)63Б – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-130, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм. , 63б – модификация автомобиля (на ПА установлена коробка отбора мощности КОМ-63Б. Масса с полной нагрузкой 9600 кг. Емкость для воды – 2380 л, Емкость для пенообразователя – 180 л. Расход топлива 49,8 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 19,8 л/час. Боевой расчет 6 чел.
АЦ-3,2-40(43104) – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-43304, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм. Масса с полной нагрузкой 11725 кг. Емкость для воды – 3200 л, Емкость для пенообразователя – 200 л. Расход топлива 64,6 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 28,2 л/час. Боевой расчет 6 чел.
АГ-20(5301) – автомобиль газодымозащитной службы на базе шасси автомобиля ЗиЛ-5301. Мощность электрогенератора 20 кВт.
АВ-20(53213) – автомобиль воздушно-пенного тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213, тип насоса ПН-20, производительностью 20 л/с. Емкость для пенообразователя 7000 кг.
АП-5(53213)– автомобиль порошкового тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Емкость для огнетушащего порошкового состава 5000 кг.
АЛ-30(53213) – автолестница, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Высота подъема 30м.
Некоторые усредненные значения:
время работы АЦ (с емкостью воды 3.2 тонны и пенобака 200 л) с подачей ствола «Б» без установки на водоем – 15 мин., время работы АЦ с подачей ствола «А» без установки на водоем – 7,5 мин., время работы АЦ с подачей ствола ГПС-600 – 9 мин.
Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей
Московского гарнизона пожарной охраны
Общего применения
Наименование | Внешний вид | Некоторые характеристики |
АЦ-40(130)63Б | Шасси ЗиЛ-130 Автомобили из консервации. Емкость с водой 2,1 т. Насос ПН-40У произв. 40 л/с | |
АЦ-2,5-40(4308) | Шасс КамАЗ 4308 («Камазенок») Емкость воды – 2,5 т Насос произв. 40 л/с | |
АЦ-6,0-40/4 (53215) | Шасс КамАЗ 53215 Емкость воды – 6,0 т Насос произв. 40/4 л/с «Rozenbauer»Производительность насоса в обычном режиме 40 л/с, в режиме высокого давления 4 л/с. | |
АЦ-3,2-40 (433104) | Шасси ЗиЛ 433104. Емкость с водой 3,2 т. Насос ПН-40У. Автомобиль дополнительно оснащен крышевым стационарным лафетным стволом и телескопической мачтой освещения на 4 прожектора | |
АЦ-2,5-40 (433362)ММ-590 | Шасси ЗиЛ 433362. Емкость с водой 2,5 т. Насос ПН-40У | |
АЦ-2,5-40 (433362)ПМ-540д | Шасси ЗиЛ 433362. Емкость с водой 2,5 т. Насос ПН-40У | |
АЦ-3,2-40 (433114)002мм | Шасси ЗиЛ 433114. Емкость с водой 3,2 т. Насос ПН-40У | |
АЦ-8,0-40 (5662АД) | Шасси УРАЛ 5662. Емкость с водой 8,0 т. Насос ПН-40У. Используется в «безводных районах», недостатки – большие габариты | |
Автоцистерна с насосом высокого давления АЦ-TLF-2000 (Mercedes-Atego 1325) | База: Mercedes-Benz ATEGO 1325. Экипаж с водителем 6 чел. Оборудование: емкость для воды 2000 л. , для пенообразователя 200 л., пожарный насос производительность 40 л/с., ствол высокого давления с максимальной дальностью сплошной струи 25 м., производительность 1,25 л/с. Длина рукава высокого давления на катушке составляет 50 м., лафетный ствол дальность сплошной струи 50 м. | |
АНР-40-1400 (433112)584пм | Шасси ЗиЛ 433112. Емкость пенобака — 1,0 т. Насос ПН-40У. Количество вывозимых напорных рукавов 1400 м | |
АНР-40-1400 (433112) | Пожарный насос нормального / высокого давления (Магирус)- МАВ-200, количество вывозимых напорных рукавов 1400 м | |
АНР-40-800 (433112) мод.001 ПМ | Шасси ЗиЛ 433112. Емкость пенобака — 1,0 т. Насос ПН-40У. Количество вывозимых напорных рукавов 800 м | |
ПОЖАРНАЯ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ ПНС – 100 (43114) МОДЕЛЬ 50 ВР | МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ:ДО ВОСЬМИ ПОЖАРНЫХ СТВОЛОВ ТИПА «А»; ПЕНОГЕНЕРАТОРОВ ТИПА ГПС — 600 ДО 16 ШТУК; ПО ПОДАЧЕ ВОДЫ НА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ ПО РУКАВНЫМ ЛИНИЯМ; d – 150 ИЛИ 77 ММ, ВЫВОЗИМЫМ ПОЖАРНЫМ РУКАВНЫМ АВТОМОБИЛЕМ АР-2; РАБОТАТЬ В РЕЖИМЕ ПЕРЕКАЧКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ЧЕРЕЗ РУКАВА d — 150 ИЛИ 77 ММ. Насосная установка — НЦПН – 100 / 100 |
Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей
Московского гарнизона пожарной охраны
Целевого применения
Наименование | Внешний вид | Некоторые характеристики |
Автомобиль воздушно-пенного тушения АПТ-6,5-40 (53215) | выполнен на базе шасси КамАЗ – 53215, объем емкости для пенообразователя 6500 литров, боевой расчет 3 человека. Производительность насоса 40 л/с. Так же может использоваться для подвоза воды к месту пожара, после того как будет израсходован вывозимый запас пенообразователя. | |
Автомобиль порошкового тушения АП-5 (53213) модель 196 | Автомобиль порошкового тушения выполнен на базе шасси КамАЗ – 53213, масса вывозимого запаса огнетушащего парашка 5000 кг. Расход порошка через лафетный ствол: насадок диам. 75 мм – 36 кг/с, насадок диам. 100 – 52 кг/с, расход ручных порошковых стволов 4 кг/с. Боевой расчет 3 человека | |
АП–5–40 (53215) мод. 29 ВР | Объем вывозимого порошка, 5000 м Рабочее давление в сосуде огнетушащей установки, МПа (кг/см) — 0,7-0,8 (7,0-8,0). Количество баллонов со сжатым воздухом, шт. – 18. Давление воздуха в баллоне, МПа (кг/см) — 15 (150). Расход порошкового лафетного ствола, 40 л/сек. Расход ручного порошкового ствола, 7,5 л/сек. Способ подачи порошка к стволам — выдавливанием при помощи воздуха. | |
Автомобиль газового тушения – АГТ 4000 (53229) на базе «КАМАЗ» | Автомобиль предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ в виде жидкого азота. Вместимость изотермической ёмкости – 4000 кг. Расход лафетного ствола – 15 кг/с Расход переносного ствола – 2 кг/с Время работы переносного ствола – 33 мин. Время работы лафетного ствола – 4,5 мин. Дальность струи лафетного ствола – 30 м. Длина рукава – 100 м. | |
Автомобиль пожарный многоцелевой – АПМ-20 (4310) ПМ-523, на базе «КАМАЗ» | Предназначен для доставки к месту пожара и аварии боевого расчёта, специального оборудования с подачей водяных струй, охлажденного или разогретого пара, отогревания рукавов в рукавных линиях. Максимальная мощность электрогенератора – 16 кВт. Состав автомобиля: шасси, стационарная электростанция, гидравлическая система, кузов, электрооборудование, ПТВ. Позволяет быстро отогревать замерзшее на пожаре ПТВ в холодное время года, ликвидировать загорание с минимальным расходом огнетушащих средств. | |
АКТ (Автомобиль комбиниро-ванного тушения) | Предназначен для тушения пожаров комбинированным (пенно-порошковым) способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтяной. и газовой промышленности, авиационном и других видов транспорта находящихся на стоянках, а также населенных пунктах, и служит для доставки боевого расчета месту пожара, ПТВ и огнетушащих веществ; для подачи в очаг воды из цистерны, водоёма или ПГ через ручные стволы или лафетный ствол; подачи ВМП из штатного пенобака через сторонние ёмкости; подачи порошка через лафетный или ручные стволы. Может использоваться как самостоятельная единица или как насосная установка при работе в перекачку. | |
Автоцистерна тоннельного тушения пожаров ТФФВ АТ 190 Т «IVECO MAGIRUS». | Для доставки к месту ликвидации ЧС и проведения аварийно-спасательных работ личного состава, специального оборудования и механизированного вспомогательного инструмента. Шасси — Iveco-Trakker-360. Емкость для воды (л) – 1500. Пенобак (л) — 200 . Насос: 17 л/с при давлении 15 атм.. Возможность передвижения в труднодоступных местах по траектории «зиг-заг», за счет управляемых задних колес. Одно из преимуществ данной автоцистерны это работа по подаче огнетушащих средств, в полностью задымленном объеме, при герметизации кабины расчета и обеспечением воздухом двигателя от баллонов со сжатым воздухом, а так же возможностью расчистки завалов и конструкций, мешающих продвижению к месту аварии или пожара с помощью управляемых отвала лопастей впереди автомобиля. | |
Автомобиль аэродромного тушения | Имеет бак с водой емкостью 12000 литров, бак с пенообразователем емкостью 1500 литров, и емкость для порошка – 250 кг. На крыше автомобиля находится стрела (максимальная рабочая высота 15 метров.) с лафетным стволом. Так же вывозит необходимое ПТВиО и аварийно-спасательный инструмент. | |
автомобиль водозащитной службы АВЗ-1,6 (4333) | автомобиль водозащитной службы на шасси ЗИЛ-4331 — АВЗ-1,6 (4333) | |
ПОЖАРНЫЙ ТЕЛЕСКОП ИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК – ЦИСТЕРНА ТПЦ-22 «БРОНТО-СКАЙЛИФТ» F-22 ALR | Для подъема пожарных в верхние этажи зданий, подачи огнетушащих средств, спасения людей и тушения пожаров. Шасси Мерседес-Актрос. Наибольшая высота подъема 22 м. Пожарный насос высокого и нормального давления GODIVA GMA-2700. Производительность насоса 40 л/с. Емкость для воды 2700 л. Емкость для пенообразователя — 200 л. 1 лафетный ствол с дистанционным гидравлическим управлением. Максимальная нагрузка корзины (3 чел.) 270 кг. | |
АБР- автомобиль быстрого реагирования KTLF-500 Mersedes-Benz-814 | Автомобиль первой помощи. Предназначен для тушения пожаров в жилых домах и административных зданиях, на автомобильном транспорте, проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров. | |
Автомобильный пеноподъемник (ПП) – IVECO 18-ти метровый GTLF 60/70 WT 18 | GTLF 60/70 WT 18 Управление дистанционное. Расстояние 10 + 30 м. Максимальная рабочая высота -18 м. Время выдвигания телескопической мачты 60 сек. Водобак емкость – 6000 л Пенобак емкость – 1000 лПожарный центробежный насос МВ 610 – 104 л/с Максимальное давление — 17атм. | |
Автомобильный пеноподъемник (ПП) – IVECO 30-ти метровый GTLF 45/70 WT 30 | Телескопический пеноподъемник . Наличие опор, шт. – 4. Управление дистанционное. Максимальная рабочая высота – 29 м. Максимальный боковой вылет – 10,5 м. Время выдвижения опор 20 сек. Время подъема главной стрелы на максимальный угол с 0º — 50 сек. Время наклона главной стрелы с максимального угла до 0º сек 50 Система пожаротушения. Огнетушащие средства. Водобак отсутствует. Пенобак – емкость – 7000 л. Пожарный центробежный насос МPN 350. Максимальное давление 17 атм. Для обеспечения длительной работы лафетного ствола (120 л/с) необходима подпитка 3-х насосов одновременно. СХЕМА НИЖЕ |
Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ
Пожарный ЗИЛ считается самым распространенным и эффективным автомобилем в отечественных автопарках МЧС. Он быстро передвигается, перевозит специализированные приспособления, необходимые для ликвидации пожаров. По сравнению с другими марками грузовиков быстрого реагирования машина на шасси ЗИЛ неприхотлива в обслуживании, удобна в эксплуатации, адаптирована к разным условиям, отличается хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках при относительном минимуме пространства.
Конструкция
В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:
- салон для боевого расчета;
- насосы;
- автомобильные лестницы;
- резервуары для огнетушительных материалов;
- отделения для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.
Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.
ЗИЛ-130
Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.
В процессе серийного производства цистерн постоянно вводились конструкционные изменения. Так, сначала в машинах имелась «низкая юбка», которая формировала колесную арку. С конца 80-х на дверь насосного отсека не устанавливалось окно, затем задняя стенка была выпрямлена и более не изгибалась.
Конструкционные особенности современной пожарной машины АЦ-40-63Б следующие:
- 2-рядная 4-дверная кабина с панорамным ветровым стеклом;
- цистерна для воды — 2360 л и бак для пены на 170 л;
- стальной кузов с отделениями для ПТВ и пеналами для всасывающих рукавов;
- одноуровневый центробежный насос ПН-40УА заднего положения или одноступенчатый нормального давления насос НЦПН-40/100;
- крепление для катушки рукавов РК-4А.
Для увеличения проходимости на ведущий мост машины устанавливаются арочные шины, на бампер — лебедка.
ЗИЛ-131
АЦ-40(131)-137 имеет такую конструкцию:
- улучшенная 2-рядная 4-дверная кабина с большими прямоугольными окнами в дверях;
- наличие установки подогрева воды в цистерне выхлопными газами;
- бензиновый карбюраторный двигатель А-76;
- центробежный одноступенчатый пожарный насос ПН-40УВ;
- водоструйный эжекторного типа пеносмеситель ПС-5;
- газоструйный или воздушный всасывающий механизм;
- защитные решетки на окнах в случае массовых беспорядков для разгона толпы.
Автомобили-цистерны АЦ30(130)63
Первый вариант пожарной машины на новом шасси ЗИЛ-130 появился в серийном производстве с осени 1965 года. Разработку и производство машины под обозначением ПМЗ 63 вел Прилукский завод противопожарного оборудования. Через некоторое время, в соответствии с новой системой обозначений, машину переименовали в АЦ30(130)63. В индексе машины буквы АЦ обозначали автоцистерну, 30 – мощность установленного насоса в литрах в секунду, 130 – тип базового шасси и 63 – тип модели. Впоследствии к производству машин с таким же обозначением приступили заводы в Орехово и Лосино-Петровском.
Боевой расчет машины состоял из семи человек, в их число входил и водитель. Перевозимый запас воды в цистерне – 2100 литров, запас пенообразующего состава – 150 литров. Автоцистерны комплектовались переносной мотопомпой МП 800А, трехколенной лестницей и прочим оборудованием. Напор воды обеспечивался с помощью насоса модели ПН 30КФ мощностью 30 л/сек., однако встречаются машины поздних выпусков с насосом мощностью 40 л/сек. Таким был вариант АЦ30(130)63А, который оснащался 40-литровым насосом ПН 40У с увеличенной производительностью (именно об этом говорила литера «А» в обозначении модели). Завод в Прилуках ставил такой насос на весь ассортимент выпускаемой продукции с конца 60-х. Дальность сплошной струи воды достигала 100 метров, при использовании лафета она сокращалась до 60 метров.
Привод насоса осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности. Число оборотов двигателя пожарного ЗИЛа могло регулироваться из насосного отделения.
Технические характеристики
Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:
- Мощность мотора — 110 л. с.
- Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
- Длина напорных рукавов — 348 м.
- Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
- Производительность насоса — 40 л/с.
- Напор — 100 м.
- Число ручных стволов — 6 шт.
- Запас напорных рукавов — 18 шт.
- Топливный бак — 150 л.
- Расход топлива на 100 км — 41,5 л.
- длина — 7680 мм;
- ширина — 2500 мм;
- высота — 2780 мм.
- Объем цистерны — 2400 л.
- Емкость пенобака — 150 л.
- Мощность двигателя — 150 л. с.
- Наибольшая скорость — 80 км/ч.
- Емкость топливного бака — 170 л.
- Объем тушения — 125 м³.
- Подача насоса — 40 л/с.
- Напор — 100 м.
- Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
- Расход горючего на 100 км — 40 л.
Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.
Общие сведения
Многие годы завод ЗИЛ являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей в СССР. Завод выпускал два типа грузовиков – ЗИЛ-130 с задним приводом и ЗИЛ-131 с полным приводом. Именно эти два шасси чаще всего использовали для создания спецтехники.
Следует отметить, что шасси с задним приводом использовалось для постройки машин-цистерн, а более устойчивое и универсальное шасси с полным приводом – для выдвижных автомобильных лестниц.
Пожарные автоцистерны предназначены не только для тушения очагов пожара в различных условиях, но и служат для доставки пожарного расчета. На борту машины имеется запас воды и пенообразователя, а также насосная установка с возможностью подачи воды из открытых водоёмов.
Автоцистерна пожарная ац 40 130
Пожарная автоцистерна изготавливается на базе грузовых автомобилей ЗИЛ, на платформу которых устанавливается специальное оборудование.
Автомобильная база ЗИЛ неприхотлива в эксплуатации и обслуживании. Также автоцистерну можно использовать в разных климатических условиях, за счет маневренности она ставиться в необходимом положении, компактность позволяет тушить пожар в городских условиях, где свободное пространство ограничено.
Ремонт автомобиля ЗИЛ обходится недорого, а обслуживание может проводиться штатными механиками.
Распространенной маркой считается пожарная машина ЗИЛ 130. Было выпущено 10 моделей этих авто. Популярной моделью считается ЗИЛ ац 40 130 63б. Это усовершенствованный вариант модели 63А. В новой модели напорные патрубки разместили внутри надстройки. Эта марка оборудована цистерной объемом 2360 л и дополнительным баком для пенообразователя. Кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию с 2 рядами посадочных мест. На крыше размещаются пеналы, в которых хранятся пожарные рукава. Быстрый выход пожарных из машины обеспечен 4 дверьми кабины.
Специализированное оборудование размещается в отсеках кузова. В задней части автомобиля находится центробежный насос.
Задние колеса ац 40 130 63б выполнены в двухскатной комплектации, что обеспечивает устойчивость на дороге и высокую проходимость автоцистерны. Для проезда по сельской местности можно установить арочные шины. Имеется гидроусилитель руля.
Изменения были внесены и в шасси. Автоцистерна выпускалась с тормозной системой грузовых машин КАМАЗ. В связи с тем, что требовалось заполнить воздух в тормозную систему, выезд автоцистерны задерживается.
Двигатель 4-х тактный, бензиновый, v-образный, установлен перед кабиной. Воздух к двигателю подводится по воздушному каналу, который соединяется с воздушным фильтром гофрированным патрубком.
В 1980-х годах была произведена партия машин, оборудованных немецким насосом Magirus P516H.
Пожарная автоцистерна камаз
В данном автомобиле на шасси КАМАЗ имеется всё необходимое оборудование и приспособления для тушения огня. В системе используется насос 40 УВ. Это простейшая конструкция зарекомендовала себя очень надежной на протяжении многих лет. В этой машине отсутствует пневматика и электроника. Установлен вакуумный насос, который может работать как в автоматическом режиме, так и в ручном. Датчики уровня и заполнение идет как от пожарного гидранта, так и от внешнего источника, водоема, и так далее. Подача осуществляется как из цистерны, так и из пожарного гидранта, может использоваться в качестве перекачивающей станции, если очаг возгорания находится далеко. Используются задвижки только ручные, то есть, нет пневматических клапанов, которые бы замерзали в зимний период, это важно, так как пожарные машины используются также и в зимний период. Насосный отсек также оснащен дополнительным обогревом, чтобы в холодный период при низких температурах он не замерзал. Благодаря подогреву не замерзают также насосы, патрубки, гайки, задвижки. Также на машине размещен пенобак для тушения возгорания пеной, если будет такая необходимость. Емкость цистерны составляет 3,2 куб. метра, для перевозки воды.
Пожарная автоцистерна ац 40 – это превосходное решение для тушения пожаров в городских условиях, длина автомобиля составляет всего 7,2 метра, ширина 2,5 метра. Чтобы приобрести эту полностью укомплектованную пожарную машину, обращайтесь к нам по телефону.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Технические характеристики
В 1968 году была разработана модель ац 40 131, выполненная на базе грузового автомобиля ЗИЛ. За время производства машины модернизировались и усовершенствовались. Все изменения улучшали различные качества авто.
Технические характеристики и описание ЗИЛ 131 :
- тип используемого шасси — ЗИЛ 131;
- колесная формула — 6*6;
- конфигурация колес односкатная;
- карбюраторный тип двигателя;
- мощность двигателя — 110 кВт, 150 л.с.;
- 7 посадочных мест;
- вес снаряженного автомобиля — 11050 кг;
- водопенная система тушения;
- вместимость цистерны — 2400 литров;
- вместимость пенообразователя — 150 литров;
- тип лафетного ствола — ПЛС-П 20 с пенной насадкой;
- время непрерывной подачи пены — 20 л/с;
- ручное управление лафетным стволом;
- дальность подачи водяной струи — 50 м, пенной струи — 60 м;
- насосный отсек обогревается выхлопными газами;
- имеется место для радиостанции.
- максимальная скорость — 80 км/ч;
- электрическая или газовая сирена;
- пожарный насос П Н 40 УВ.
Henkofholland mastermodelling военная техника в масштабе 1/72-1/76
Henkofholland mastermodelling военная техника в масштабе 1/72-1/76Нажмите на картинку
Комплекты анонсированных комплектов 2017
Комплект 1287авд — Пожарная машина АЦ-40 (Зил-130) 63Б
Оригинальный автомобиль в Харькове, фото Сергея Шумилина
Модель Игоря Сазонова
Комплект 1288авд — Автоцистерна пожарная машина АС-4- (Зил-131) — 137А
Модель Игоря Сазонова
Модель, построенная Матиасом Мутом
Комплект 1289авд — Подметально-пылеулавливающая машина АКПМ-3 (130)
Сборная модель Игоря Сазонова
Построенные модели Матиаса Мута
Рисунок 2 — Уборочная машина АКПМ-3 в автоцистерне АТСУ для пожарных
Комплект 1290авд — Амур-331350 Грузовик
Построенная модель Матиаса Мута
Комплект 1291авд — Станция Маяк Аэропорт АПМ-90М (Зил-130)
Сборная модель Игоря Сазонова
Построенная модель Маттиса Матта
Комплект 1292авд — Снегоочистители роторные ДЭ-210 (Зил-131)
Построенная модель Игоря Сазонова
Построенная модель Матиаса Мута
Комплект 1293авд — Пожарная наносная станция ПНС-100 (Зил-131) — (Зил-131А)
Модель, построенная Матиасом Мутом
Комплект 1294авд — Командный пункт СКП-11 (Зил-130)
Сборная модель Игоря Сазонова
Построенная модель Удо Бауэра
Построенная модель Матиаса Матта
Комплект 1295авд — Униформа отопителя двигателя ТПК-350 (Зил-131)
Сборная модель Игоря Сазонова
Построенная модель Матиаса Матта — (версия NVA)
Комплект 1296авд — Бортовой автомобиль ЗИЛ-130
Сборная модель Игоря Сазонова
Построенная модель Матиаса Матта
Для «KFS-miniatures.