Автоцистерна на базе ЗИЛ 131
АЦ — 4 — 131
Автоцистерна вместимостью 4 куб.м. на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Цистерна принята на снабжение в 1971 году.
НАЗНАЧЕНИЕ:
Предназначена для транспортирования и временного хранения жидкости.
ПРОИЗВОДСТВО:
Производилась Реутовским заводом строительного оборудования
МОДИФИКАЦИИ:
АЦ-4-131М
ОПИСАНИЕ:
Автоцистерна АЦ-4,0-131 выполнена на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает: цистерну, кабину управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему контроля налива жидкости, электрооборудование, запасной инструмент и принадлежности.
Цистерна стальная, калиброванная и является мерой полной вместимости. Оборудование цистерны включает: горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью цистерны является низкая горловина, в связи с чем для компенсации температурного расширения перевозимых жидкостей предусмотрен компенсационный бачок.
Для контроля количества находящейся в цистерне жидкости имеется механический указатель уровня.
Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобиле-цистерне, позволяет контролировать предельный уровень налива жидкости с получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного перегрева охлаждающей жидкости и аварийного падения давления масла, подсветку колеи автомобиля и освещение кабины управления.
Автомобиль-цистерна оборудован комплектом запасных частей, инструментом, принадлежностями и противопожарным оборудованием.
Гидравлическая система АЦ-4,0-131 включает: насос СВН-80; перепускной клапан; всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы; фильтр предварительной очистки; задвижки и вентили. Управляют ею вручную с помощью механической передачи.
Насос прикрепляют к поддону кабины управления. Режим работы насоса изменяют ручным приводом газа, устанавливаемым в ящике с левой стороны автомобиля-цистерны. Для контроля частоты вращения, определения суммарной наработки насоса в часах и дистанционного управления сливом жидкости насос дорабатывают.
Трубопроводы всасывающий и напорный служат для заполнения цистерны и выдачи из нее жидкости как своим насосом, так и посторонними перекачивающими средствами. Приемо-выдающие патрубки этих трубопроводов выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. Фильтр предварительной очистки устанавливают в отстойнике цистерны и прикрепляют к напорно-всасывающей трубе. Сливной трубопровод предназначен для слива жидкости из цистерны самотеком.
На АЦ-4,0-131 можно выполнять следующие сливо-наливные операции:
— заполнение цистерны и слив из нее жидкости своим насосом;
— заполнение цистерны и слив из нее жидкости посторонними перекачивающими средствами;
— перекачку жидкости, минуя цистерну;
— слив жидкости из рукавов в цистерну и выдачу жидкости из цистерны через раздаточные краны.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Шасси: ЗИЛ-131
Габаритные размеры, мм: 6856х2455х2480
Вес, кг:
— без загрузки: 7060
— с загрузкой: 10365
Эксплуатационная емкость цистерны, л: 4100
Производительность раздаточной системы, л/мин: 500
Насос, тип: СВН-80
Привод насоса: от двигателя автомобиля
Рукава:
— приемные (диаметр, длина, количество): 75х3х3
— раздаточные ( — « — ): 38х9х2
Раздаточный кран, тип: АК-38
Время заполнения цистерны своим насосом, мин: 12
Время слива жидкости самотеком, мин: 10
Обслуживающий персонал, чел.:
Автомобиль-цистерна АЦ-4,0-131:
1 — подготовленное шасси; 2 —кабина управления; 3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — задний буфер; 8 — цепь заземления; 9 — заднее крыло; 10 — ящик рычага управления газом; 11 — ящик ЗИП; 12 — запасное колесо; 13 — огнетушитель; 14 — глушитель.
Цистерна изготовлена из стали Ст. 3 с последующим нанесением антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность.
navodu.ru
АЦ-40 (131) мод. 137 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя. Самый распространенный тип пожарного автомобиля на территории бывшего СССР, который до сих пор можно встретить практически во всех городах и сельских районах на пространстве СНГ. Силуэт именно этой машины стал настолько узнаваем, что его стилизованное изображение часто используется в пожарной атрибутике или на плакатах противопожарной пропаганды.
Машинами этого типа с начала 1970-х годов комплектовались городские и сельские пожарные части, ведомственные пожарные части, пожарные подразделения в войсковых частях, пожарно-химические станции лесной охраны, аэродромы, морские и речные порты. За счет высокой проходимости базового шасси машина получилась универсальной, способной добраться до очага пожара даже по бездорожью или в условиях снежных заносов на дорогах и во дворах. Удачной оказалась и конструкция пожарной надстройки, которая обладала сравнительно простой и ремонтопригодной (даже в условиях сельских пожарных частей) конструкцией, достаточно удачным насосом, продуманным расположением пожарного вооружения, лафетным стволом.
Были у машины и недостатки: прежде всего невысокие динамические характеристики, перегрев двигателя при работе насоса (поэтому для машин, поставляемых в жаркие регионы СССР было предусмотрено дополнительное охлаждение водой, подаваемой из цистерны или гидранта), большая посадочная высота, которая затрудняла быстрый выход боевого расчета из кабины и приводила к травмам.
Выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1970 по 1984 годы (опытный образец собран в 1968 году там же). С 1984 года выпускается модификация АЦ-40 (131) модель 137А, с увеличенным на 100 литров объёмом цистерны и управлением лафетным стволом из кабины. В 1983 году также выпущен опытный образец машины АЦ-40/3 (131) модель 137А-01 с комбини
ru.wikipedia.org
Коленчатый вал |
Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями |
Маховик |
Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера |
Распределительный вал |
Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения: |
|
открытие впускного клапана |
31° до ВМТ |
закрытие впускного клапана |
83° после НМТ |
открытие выпускного клапана |
67° до НМТ |
закрытие выпускного клапана |
47° после ВМТ |
Привод распределительного вала |
Парой косозубых шестерен. Ведомая шестерня чугунная |
Клапаны |
Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы |
Толкатели |
Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
Коромысла клапанов |
Стальные, с бронзовой втулкой |
Смазочная система |
Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе |
Масляный насос |
Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный |
Фильтр очистки масла |
Центробежный с реактивным приводом ротора |
Масляный радиатор |
Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
Вентиляция картера |
Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину) |
Система питания |
Принудительная подача топлива |
Топливный бак |
Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне |
everest-autokam.ru