Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.
Способы укладки асфальта
Холодное асфальтирование
При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.
Горячее асфальтирование
При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов. Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.
Этапы укладки асфальта
1. Разрабатывается проектно-сметная документация
Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:
- размер участка,
- объемы работ,
- предварительная стоимость.
Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.
Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.
2. Земляные работы
Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.
Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.
Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.
Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.
Нужна спецтехника?
Хотите купить песок или щебень с доставкой?
Звоните сейчас и получите скидку 8 800 300-43-20
3. Подготавливается основание
На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:
- Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
- Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
- Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.
Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.
Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.
Схема правильного дорожного «пирога»
4. Укладка асфальта
Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).
При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.
ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011
Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.
Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.
Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF
Техника для асфальтирования
На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:
Бульдозер
Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.
Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:
- чтобы подготовить грунтовое основание,
- чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
- для подготовки дорожного основания к асфальтированию.
Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.
Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.
Погрузчик
Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение
– поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.
Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:
- бульдозерными отвалами,
- ковшом,
- скреперными рабочими органами и пр.
Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр.
Грейдер
Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.
Асфальтобетоноукладчик
Асфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.
Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!
Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.
Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.
Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.
Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Видео – Правильная технология укладки асфальта
Видео – Современные технологии асфальтирования
Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны
Технология укладки асфальта (дорожного покрытия) — ГНБ «Кузнецк» — горизонтально направленное бурение.
Благоустройство территории – дело серьезное. И хотя почти наверняка заниматься укладкой асфальта у вас во дворе или на производстве будут специалисты-асфальтировщики, вам как хозяину-заказчику будет полезно знать основные принципы и этапы работы по благоустройству с тем, чтобы оценить профессиональный уровень ваших подрядчиков и чтобы просто ориентироваться в процессе.
- Дизельный генератор 30-50 кВт
Итак, начинается все с разметки или разбивки территории – нужно определить, где будет лежать асфальт, где будут стоять бордюры, где и как будет устроен сток и сбор дождевых вод. Нужно также с самого начала определиться с составом асфальтобетонного покрытия. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания и количество слоев асфальта. Если на благоустраиваемой территории ожидаются лишь пешеходные нагрузки и эпизодическое движение легкового транспорта (тротуары, дворовые территории, парковки), то можно ограничиться щебеночным основанием толщиной 10 – 15 см и одним слоем асфальта 4 – 5 см.
Если же движение транспорта будет систематическим и возможно даже движение тяжелых грузовиков (участки автодорог, АЗС, промышленные территории), то щебеночное основание должно быть 25 – 35 см, асфальт в 2 – 3 слоя.Непосредственно работы начинаются с устройства, так называемого земляного корыта. Новое асфальтобетонное покрытие, как правило, должно быть на одном уровне со всей остальной поверхностью, поэтому все слои щебня и асфальта должны уйти вглубь. Поэтому по всей территории осуществляется выбор грунта на глубину, равную совокупной толщине будущего покрытия. После того, как был выбран грунт, дно корыта желательно уплотнить, для этого пройтись по нему катком дорожным или виброплитой.
Следующим этапом благоустройства является устройство щебеночного основания. Если у вас основание будет 10 – 15 см, то для него обычно берут щебень фракции 20-40 мм. Более серьезное основание рекомендуется сделать двух- трехслойным. Для нижнего слоя берется крупный щебень фракции 40-70 мм. Функция этого слоя – дренаж воды в случае подъема грунтовых вод. Для второго слоя берется щебень фракции 20-40 мм, он служит для более равномерного распределения нагрузки на основание. Для третьего слоя щебеночного основания необходим щебень фракции 5-20 мм. В зависимости от толщины, он выполняет ряд функций. Если его толщина 2-5 см, то здесь можно говорить о расклинцовке верхней части. При толщине третьего слоя до10 см речь идет уже не только о расклинцовке, но и опять же о равномерном распределении нагрузки на все основание. При укладке каждый слой щебня необходимо тщательно уплотнять катком. По одному месту каток должен пройти 5-6 раз.
В случае устройства асфальтобетонного покрытия, предназначенного для высоких нагрузок, для уплотнения основания, а затем и асфальтобетона, нужно использовать катки 6-10 т и выше. Для меньших нагрузок достаточно катков 2-4 т. Следует помнить, что у современных катков функция вибрации значительно повышает способность к уплотнению (примерно в 3-4 раза!). Также в труднодоступных местах для уплотнения возможно применение виброплит, вибротрамбовок. Для повышения качества уплотнения основание следует увлажнять. На крупных объектах для этого используют поливальные машины.
На этапе устройства основания по всей асфальтируемой территории должен быть задан уклон в том направлении, где планируется сбор дождевой воды. Обычно задают уклон 5-10 мм на 1 м. Для выведения уклона, контроля толщин слоев щебня и асфальтобетона используют нивелиры.
Перед укладкой асфальта необходимо также, если предусмотрено, установить бордюры, провести ливневую канализацию, построить или отремонтировать канализационные или дренажные колодцы, установить или поднять люки и пр.
После того, как подготовительные работы проведены, можно приступать непосредственно к асфальтированию. Толщина асфальтобетонного покрытия так же, как и толщина щебеночного основания, зависит от интенсивности планируемой эксплуатации. Для придомовой территории обычной жилой многоэтажки, где движение фур не планируется, можно прекрасно обойтись одним слоем мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Для более серьезных условий необходимо уложить два слоя асфальта – нижний слой из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, а верхний – из мелкозернистого тоже 4-5 см. Третий слой асфальта снимет все вопросы о прочности будущего покрытия (конечно, случай взлетно-посадочных полос мы сейчас не рассматриваем).
Готовая асфальтобетонная смесь на объект доставляется самосвалами. В зависимости от марки самосвала он способен привезти от 7 до 20 т асфальта. Из 1 т асфальта получается в среднем 10 м2 асфальтобетонного покрытия толщиной 4 см. Итак, асфальт привозят, затем вручную или с помощью специальных машин – асфальтоукладчиков – распределяют по заданной территории, разравнивают, планируют и уплотняют с помощью катков, виброплит, трамбовок.
Для сцепления асфальта с асфальтом (верхний и нижний слой, старый и новый асфальт) используют битум. Так называемый розлив вяжущих материалов осуществляется по имеющемуся асфальту перед укладкой свежего.
Процесс укладки асфальта является довольно метеозависимым.
И в заключение добавим, что при соблюдении выбранного режима эксплуатации качественно уложенное асфальтобетонное покрытие прослужит 7-10 лет.
Метки: асфальт, технология, укладка
Engineering — National Asphalt Pavement Association
Home
Expertise
Engineering
В Соединенных Штатах проложено более 2,7 миллиона миль дорог и автомагистралей с твердым покрытием, и 94% из них покрыты асфальтом. Многие из них представляют собой асфальтовые покрытия на всю глубину; другие представляют собой асфальтовые покрытия, используемые для восстановления характеристик изнашивающихся бетонных покрытий.
В стране насчитывается около 3500 асфальтовых заводов или по крайней мере по одному в каждом избирательном округе. Каждый год эти заводы производят в общей сложности около 400 миллионов тонн материала для асфальтового покрытия на сумму более 30 миллиардов долларов. Промышленность поддерживает занятость более 400 000 американцев в секторах производства асфальта, щебня и дорожного строительства. Материал асфальтового покрытия представляет собой точно спроектированный продукт, состоящий примерно из 95 процентов камня, песка и гравия по весу и около 5 процентов асфальтового вяжущего, нефтепродукта.
Асфальтовые покрытия доставляют нас из дома на работу и в школу. Это дает нам доступ к медицинской помощи и экстренной помощи. Он переносит нас в места отправления культа, отдыха и покупок. С современными системами инвентаризации «точно в срок» шоссе — это склад, а производители и розничные продавцы полагаются на грузовики, чтобы доставлять товары к ним вовремя.
Пластик в асфальте
Активно выступая за ответственную переработку отходов, NAPA работает вместе с производителями асфальтовых покрытий, чтобы улучшить возможность повторного использования пластика в асфальтовых покрытиях. Узнать больше.
ПЛАСТИКИ В АСФАЛЬТЕ
Программа технологии асфальтобетонного покрытия аэропортов (AAPTP)
25 сентября 2020 года NAPA подписало соглашение о сотрудничестве с Федеральным авиационным управлением (FAA) для управления инициативой в области исследований и передачи технологий стоимостью 3,5 миллиона долларов. Программа технологии асфальтобетонных покрытий в аэропортах (AAPTP) предназначена для продвижения нескольких приоритетных областей, связанных с асфальтовыми покрытиями и связанными с ними асфальтовыми материалами. В марте 2021 года FAA выделило NAPA дополнительные 3 миллиона долларов на дальнейшую работу по программе.
ПРОГРАММА ТЕХНОЛОГИИ АСФАЛЬТОВОГО ПОКРЫТИЯ В АЭРОПОРТАХ
Обучение и образование
Обучение сотрудников показывает им, что вы цените их вклад и что ваша компания инвестирует в их будущее. Исследования показывают, что работники с вовлеченными менеджерами остаются в своей компании и работают более продуктивно. NAPA предлагает множество возможностей для обучения, чтобы расширить ваши знания об асфальтной промышленности.
ОБУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
РЕСУРСЫ
Нужен ли вам инструмент для завершения проектирования дорожного покрытия для проекта проектирования и строительства или вам просто нужно знать, когда ваши катки должны быть готовы к уплотнению свежеуложенного асфальтового покрытия, NAPA сотрудничает с экспертами в области технологий для разработки инструментов, которые могут помочь с критическими задачами.
РЕСУРСЫ
Инженерные контакты
Дж. Ричард Уиллис, доктор философии.
Вице-президент по проектированию, исследованиям и технологиям
Бретт Уильямс
Директор по инженерно-технической поддержке
Технология укладки асфальта 2019 — DEStech Publishing Inc. -Индуцированные повреждения поверхности дорожного покрытия: растрескивание блоков и растрескивание блоков
МАЙКЛ Д. ЭЛВАРДАНИ, ГЕЙЛ КИНГ, ЖАН-ПАСКАЛЬ ПЛАНШ, КАРОЛИНА РОДЕЗНО, ДОНАЛЬД КРИСТЕНСЕН, РЭЙ С. ФЕРТИГ III, КАЙЛ Т. КУН и ФЕЙЗАЛ Х. БХУЙЯН 900 03
Анализ испытания на растяжение с двойным надрезом и испытания на восстановление при множественном напряжении Способность прогнозировать усталостные характеристики HMA
МАЙК АУРИЛИО, АЛИ КАБУР, ПЕТР МИХАЙЛЕНКО и ХАССАН БААДЖ
Оценка недавно разработанных систем оценки характеристик для остатков эмульсии
ЭНДРЮ ХАНЦ, Р. МАЙКЛ АНДЕРСОН, КОДРИН ДАРАНГА, БРЕТТ ЛАМБДЕН и МЭРИ РАЙАН
Пятнадцать лет теплой асфальтобетонной смеси в Соединенных Штатах: общие результаты применения теплой асфальтобетонной смеси при различных температурах испытаний
КАРЛ В. ПИТТМАН, РАБИА В. БАЗУХЭЙР, ИЗААК Л. ХОВАРД и ДЖЕЙМС МАЙКЛ ХЕМСЛИ-МЛАДШИЙ.
Состояние практики использования липких покрытий для микроповерхностей: обзор
МЮНИР Д. НАЗЗАЛ, ЛУАЙ МОХАММАД, АЛА АББАС, САН СУ КИМ, ЭРИК БИЛ и ПЕРРИ РИКЧАРДИ
900 19 Superpave5: взаимосвязь между воздушными пустотами на месте и старением асфальтового вяжущего
ДЖЕРАЛЬД ХУБЕР, ДЖЕЙСОН ВЕЛИНСКИЙ, КРИСТОФЕР КЭМПБЕЛЛ, ДЖИМ ПАДЖЕТТ, ДЖЕФФРИ РОУ, МЭТЬЮ БИСОН и СОНГВАН ЧО
Теплая асфальтобетонная смесь (WMA) для покрытий аэропортов — сопоставление результатов лабораторных испытаний с характеристиками при ускоренных испытаниях покрытия (APT) Использование метода оценки фрикционных свойств уплотненных асфальтобетонных смесей
REBECCA S. MCDANIEL, AYESHA SHAH and KAROL KOWALSKI
Оценка увеличения использования РАП с вяжущим для мягкого первичного асфальта
ДЖОН Д’АНДЖЕЛО, БРЕТТ ЛАМБДЕН и РАДЖ ДОНГРЕ
Оценка эффективности холодного ресайклинга асфальтовых смесей на месте, приготовленных с использованием различных рециклинговых агентов, процессов отверждения и уровней уплотнения
AHMED SAI DI, AYMAN ALI, YUSUF MEHTA, BEN C. COX, WADE LEIN and XIE ZHAOXING
Разработка программы технических характеристик асфальтобетонных покрытий
MIRKAT OSHONE, JO SIAS, LESLIE MYERS MCCARTHY, DAVID J. MENS ЧИНГ и ЭШАН В. ДЕЙВ
Расчет сбалансированной смеси Чувствительность к производственным допускам и источнику связующего Оптимизация содержания с использованием теста на полукруговой изгиб и расчета сбалансированной смеси
XUAN CHEN, MANSOUR SOLAIMANIAN и SCOTT M. MILANDER
Взаимосвязь между показателями усталостной прочности смеси и свойствами асфальтового вяжущего
DONALD W. CHRISTENSEN и NAM TRAN
Влияние модификации высоким содержанием полимеров на эксплуатационные характеристики асфальтовых смесей
JHONY HABBOUCHE, ELIE Y. HAJJ, PETER E. SEBAALY и MURUGAIYAH PIRATHEEPAN 900 03
Влияние типа модификатора резиновой крошки и температуры смешивания на свойства асфальтового вяжущего и смеси
КУПЕР МЛАДШИЙ. и ГЕЙЛОН Л. БАУМГАРДНЕР
Последние достижения в переработке резины для наземных шин в дорожном покрытии Среднего Запада
ПУНИАСЛОК РАТ, ХАМЕД МАДЖИДИФАРД, БЕНАМ ДЖАХАНГИРИ
и УИЛЬЯМ Г. БУТТЛАР
90 019 Разработка надежного подхода к моделированию для прогнозирования и оптимизации характеристик дорожного покрытия
ПАРНИАН ГАСЕМИ, МОХАМАД АСЛАНИ, ДЕРРИК К. РОЛЛИНЗ и Р. КРИС УИЛЬЯМС
Руководство по выбору материалов компонентов и инструменты оценки для смесей вяжущих и смесей с высоким содержанием вторичного сырья s Контент и агенты по переработке
ЭМИ ЭППС МАРТИН, ФАВАЗ КАСИР, ЭДИТ АРАМБУЛА-МЕРКАДО, АКАШ БАДЖАЙ, ДЖО СИАС, ЭЛИ ХАДЖ, НАТАН МОРИАН и ЧИБУИКЕ ОГБО
Оценка и сравнение испытаний на растрескивание для метода сверху вниз Трещиностойкость асфальтовых смесей
CHEN CHEN, NATHAN D. MOORE, RANDY C. WEST, FAN YIN и ADAM J. TAYLOR
Оценка влияния размера заполнителя на динамический модуль с использованием анализа шкалы серого
SADIE E.