Урал-63704 «Торнадо-У»
В 2015 году УралАЗ представил два новых грузовика на базе единого шасси, отличающиеся некоторыми особенностями конструкции. На выставках «Армия-2015» и Russia Arms Expo 2015 были показаны автомобили семейства Урал-63704-0010 «Торнадо-У»: «обычный» грузовик повышенной проходимости, и аналогичная машина с новой кабиной, способной защитить экипаж от пуль и осколков.
Оба варианта с разными кабинами построены на базе одного шасси Урал-63704-0010, что сказывается на их характеристиках и предназначении. Обе машины предназначены для вооружённых сил – для перевозки грузов и личного состава, для буксировки оружия, транспортных или специальных прицепов.
Содержание
1. Особенности и место грузовиков Урал-63704 «Торнадо-У» в линейке моделей завода
2. Описание и известные цифры технических характеристик
3. Двигатель и трансмиссия Урал-63704 «Торнадо-У»
4. Кабина Урал-63704 «Торнадо-У»
5. По поводу названия
6. Новые Урал-63704 «Торнадо-У» сразу же задействовали в вооружённых конфликтах
За счёт колёсной формулы 6х6 обеспечивается максимально возможная проходимость в различных сложных и экстремальных условиях работы. Две машины «Торнадо-У» отличаются только конструкцией кабины. Максимальная унификация облегчает и производство, и эксплуатацию такой техники.
Буква У значит «Урал», поскольку над техникой данного класса также работают и на КамАЗе.
Особенности и место грузовиков Урал-63704 «Торнадо-У» в линейке моделей завода
Урал-М – он стал основой для нового семейства армейских грузовиков «Мотовоз-М» – с колёсными формулами 4х4 и 6х6 (обе модели – с кабиной Некст), а также ещё и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» решено было делать и бронированными тоже: такие бронемашины носят общее название «Ратник». Но грузоподъёмность Урал Некст / Урал-М – не больше 12,5 тонн, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.
А вот «Урал Торнадо-У» – это грузовик из более тяжёлой весовой категории. Создатели называли его альтернативой КрАЗам, поскольку по характеристикам он сравним с кременчугскими вездеходами: грузоподъемность – 16 тонн, полная масса – все 30 тонн. Но мощность двигателя гораздо выше: 440 л.с.
Такие машины стали аналогами уральских «Тайфунов», только менее сложными и дорогими. Ведь у «Тайфунов» – независимая подвеска, коробка-«автомат», масса электроники… А у «Торнадо» – традиционное шасси и коробка-«механика».
Но что у него за шасси? Ведь сам УралАЗ не выпускал столь грузоподъёмных мостов! На самом деле, машину построили на базе гражданского бескапотного Урала-6370. Мосты применили венгерские Raba (RABA MAXS), двигатель – ЯМЗ-652 (лицензионный Renault dCi 11 со впрыском Коммон Рэйл), сцепление – немецкое, от компании Sachs, коробка передач (ZF 16S 2220 TD) и раздатка (ZF VG2000) – от германской компании ZF (Zahnrad Fabrik, Friedrichshafen). Как показала практика, подобное широкое применение импортных агрегатов на российской оборонной технике, под многолетнюю пустую болтовню про «импортозамещение» – неоправданно.
Описание и известные цифры технических характеристик
Грузовики «Торнадо-У» имеют типичную для классических машин завода «Урал» капотную компоновку. В передней части рамы устанавливается двигатель, позади которого располагается кабина экипажа. Позади кабины предусматривается место для установки грузовой платформы с тентом, кузовов или фургонов различных типов.
Трёхосное полноприводное шасси Урал-63704-0010 позволяет транспортировать грузы весом до 16 т. При этом полная масса машины может достигать 30 т. При необходимости грузовик способен буксировать прицеп общей массой до 12 т. Во время эксплуатации с полной массой нагрузка распределяется по осям следующим образом: на передний мост приходится 7,5 т, на заднюю тележку – 22,5 т.
Ходовая часть Урал-63704 «Торнадо-У» имеет зависимую подвеску на листовых рессорах. Используются колёса с шинами размера 16.00R20, приспособленные для применения на бездорожье. Имеется двухконтурная пневматическая тормозная система с функцией ABS. Миасский завод окончательно ушёл в данных моделях от пневмогидравлической тормозной системы в пользу чистой пневматики.
Благодаря сравнительно мощному двигателю грузовик «Торнадо-У» может развивать скорость до 100 км/час. Топливные баки ёмкостью не менее 420 литров обеспечивают запас хода на уровне 1000 км. Также обеспечивается подъём на склон в 60 процентов, и преодоление брода глубиной до 1,8 метра.
Хотя «Торнадо-У» вышел существенно тяжелее привычных всем «Уралов», конструкторы сделали все, чтобы сохранить высокий уровень его проходимости. Они применили двухступенчатую раздатку с блокируемым дифференциалом, а также ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту.
К помогающим повышенной проходимости качествам относят также обеспеченный установкой редукторов в мостах дорожный просвет в 400 мм и колеса большого диаметра с шинами с «зубастым» рисунком протектора размерности 16. 00R20.
Двигатель и трансмиссия Урал-63704 «Торнадо-У»
Базовое шасси двух новых грузовиков оснащается рядным шестицилиндровым четыёхтактным дизельным двигателем ЯМЗ-652 (он же Renault dCi 11) мощностью 440 лошадиных сил. Расход дизельного топлива – 52 литра на 100 км пути.
Двигатель оснащён турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR). Топливная система – аккумуляторного типа. Система обеспечивает давление впрыска 1600 бар.
Рабочий объём двигателя ЯМЗ-652 составляет 11,12 литра. Диаметр цилиндра – 123 мм, ход поршня – 156 мм. Габаритные размеры мотора: длина 1286 мм, ширина 955 мм, высота 1136 мм. Масса двигателя ЯМЗ-652 составляет 970 кг.
Масса двигателя вместе с коробкой переключения передач и сцеплением равна 1338 кг.
С двигателем соединяется 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF 16S 2220 TD, после которой крутящий момент поступает на двухступенчатые раздаточные коробки ZF VG2000 с блокируемым межосевым дифференциалом.
Все мосты оснащаются центральными и колесными редукторами. Кроме того, средний мост имеет блокировку межколесного дифференциала и межосевую блокировку. В конструкции заднего моста предусмотрена только блокировка межколёсного дифференциала.
Кабина Урал-63704 «Торнадо-У»
Кабина у этого грузовика каркасно-панельная. При этом часть наружных панелей – двери, капот, крыша – выполнены из композитов. Однако предусмотрена и установка КДЗ – комплекса дополнительной защиты из бронированных панелей. Вход в кабину высокий, но есть и подвесная ступенька, и ручка в дверном проёме. В салоне кабины – три места, а водительское сиденье – подрессоренное. Кабина также оборудована системами вентиляции, отопления и кондиционирования.
Хороший обзор из кабины обеспечивается крупным лобовым стеклом без переплетов и боковыми окнами в дверях. Дополнительное удобство работы экипажа обеспечивается подножками под дверями и оригинальным расположением рычагов открывания дверей. Ввиду высокого расположения кабины рычаги находятся в нижней части дверей.
В варианте с бронированной кабиной, вместо базовой каркасно-панельной кабины грузовик получает броневой модуль с набором необходимого оборудования. По своим габаритам и форме бронированная кабина почти не отличается от своего незащищённого предшественника. Так, самые заметные внешние отличия заключаются в иных рамах стекол в дверях, а также в наличии центрального переплета на лобовом стекле. Кроме того, необходимо отметить наличие круглого люка на крыше кабины. В остеклении дверей имеются амбразуры с заслонками для использования личного стрелкового оружия.
За счет применения броневых панелей, обеспечивается защита 2-го класса. Экипаж защищён от обычного стрелкового оружия, осколков и подрыва взрывного устройства под колесом. Грузовик «Торнадо-У» может получить набор дополнительных модулей бронирования. Комплект таких средств позволит доводить баллистическую защиту машины до 4-го класса.
Двигатель грузовика также может быть защищён бронекапсулой, а под днищем может быть смонтирована противоминная защита. Таким образом, от обстрела из стрелкового оружия и подрыва защищаются не только экипаж и самые важные с точки зрения подвижности агрегаты и узлы, но также и топливный бак.
Два варианта машины Урал-63704 «Торнадо-У» отличаются по предлагаемым для них ролям. Грузовик с каркасно-панельной кабиной, по задумке авторов проекта, должен работать на удалении от зоны боевых действий, где техника не подвергается постоянным и серьёзным рискам.
Автомобиль с бронированной кабиной, в свою очередь, предлагается для использования в зонах со сложной обстановкой, где существует риск нападений из засад и диверсий с применением взрывных устройств. В таком случае машина должна обеспечить выживание экипажа и возможность выхода из-под обстрела.
По поводу названия
В России некоторые военно-промышленные разработки обладают похожими названиями. Только «Тайфунов» в настоящее время существует три: бронемашины повышенной защищенности класса MRAP (с защитой от мин и самодельных взрывных устройств) — КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (литеры «У» и «К» в названии обозначают соответственно «Урал» и «КамАЗ»), а также полноценный бронетранспортер КамАЗ-63969 Тайфун.
С «Торнадо» ситуация не менее разноплановая. На вооружении армии России в настоящее время состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Это модернизированные ещё советские РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм и РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм (соответственно литеры «Г» и «С» означают названия данных систем).
РСЗО «Град» было смонтировано на шасси грузового автомобиля Урал-4320, которое было создано ещё в 1977 году. Попытки заменить шасси на более современное предпринимались ранее неоднократно. К примеру, в Белоруссии РСЗО БМ-21 «БелГрад» была построена на базе собственного белорусского шасси МАЗ-6317.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что новое шасси оригинальной конструкции от Уральского автомобильного завода и получило унифицированное название «Торнадо-У», поскольку оно может использоваться, и уже используется, в качестве шасси для РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».
Новые Урал-63704 «Торнадо-У» сразу же задействовали в вооружённых конфликтах
Российская армия весной 2022 года задействовала грузовики Урал-63704 «Торнадо-У» в специальной военной операции против украинских националистов. Характерной отличительной особенностью этих грузовиков из Миасса, замеченных на Украине, является наличие расположенной на крыше кабины защищённой установки с 7,62-мм пулемётом ПКМ. Турель на крыше кабины — не самодельная, а вполне заводская.
Также на Украине были замечены Урал-63704 «Торнадо-У» со скорострельной 23-мм зенитной пушкой ЗУ-23-2. Это прозванное в войсках «рогаткой» орудие может доставать цели на высоте в 1 500 метров и на дальности до 2 500 метров. С его помощью можно уничтожать самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты, а также живую силу противника, его автомобильную и лёгкую бронированную технику.
Известно, что их также опробовали в Сирии. В 2021 году несколько автомобилей Урал-63704 «Торнадо-У» на российской авиационной базе Хмеймим принимали участие в параде, посвященном 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.
По словам полковника Андрея Колуткова, начальника научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ЦНИИ Минобороны России, «грузовой автомобиль повышенной грузоподъёмности «Торнадо-У», разработанный автомобильным заводом «Урал», в варианте с бронированной кабиной, успешно прошёл сложные испытания в Арктике.
Урал-63704 «Торнадо-У» с гаубицей «Гиацинт» на Украине
Всё это правильно: обычные армейские «Уралы», при всех их достоинствах, уже давно и порядочно устарели. Запоздало, но всё же был взят курс на разработку и внедрение в их конструкцию отечественных компонентов, взамен импортных.
Урал-63704 «Торнадо-У» — такой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась сугубо для Российской Армии, а никак не для продажи на «гражданке».
«Торнадо» для «Арматы»: на чем будут возить новую тяжелую бронетехнику
№1
Байкал57
27. 05.2018 08:48
«Армата» подтянула «Уралы» еще на 50 лет, с бронекабиной.
Начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны А.Шевченко сообщил, что с 2018 года на замену машинам «Камаз» и «Урал» начнут поступать новейшие автомобили семейства «Торнадо». Сегодня автомобиль превращается в машину, которая должна гарантированно защищать жизнь водителя, есть решение Генерального штаба о начале переоснащения этими автомобилями тактического звена войск.
https://vz.ru/news/2018/5/26/924697.html
«Урал» весь Военный Мир любит, с толку сбили «Камазами» всех за 20 лет, лесовоз, млин.
+2
Сообщить
№2
Геннадий Гущин
27.05.2018 19:39
Цитата, Байкал57 сообщ. №1
«Урал» весь Военный Мир любит, с толку сбили «Камазами» всех за 20 лет, лесовоз, млин.
Грузовые автомобили разные нужны. Нельзя такую крупную армию, как российскую, одними «Уралами» или одними «КамАЗами» оснащать. КамАЗ-5320 изначально разрабатывался с учётом армейских требований. И первой модификацией армейского КАмАЗа модели 5320 была не мобильная военная лесопилка ЛРВ, а грузовой автомобиль с прицепом ГКБ-8350, поступившим в армию в 1977 году. Так что, КамАЗы в армии не 20, а 40 лет уже. Наиболее распространённой армейской техникой на шасси КамАЗ-5320 были топливозаправщики. Поэтому их не «лесовозами», а «топливовозами» правильнее называть.
Сообщить
№3
Сергей-82
27.05.2018 19:50
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №2
И первой модификацией армейского КАмАЗа модели 5320 была не мобильная военная лесопилка ЛРВ, а грузовой автомобиль с прицепом, поступившим в армию в 1977 году. Так что, КамАЗы в армии не 20, а 40 лет уже.
Простите конечно,но по опыту(не только моего,а так сказать общепризнанного) эксплуатации КамАЗов и Урала на Северах ,КамАЗы тихо сопят в сторонке и по бездорожью и по простоте эксплуатации.
Сообщить
№4
Геннадий Гущин
27.05.2018 20:39
Цитата, Сергей-82 сообщ. №3
Простите конечно,но по опыту(не только моего,а так сказать общепризнанного) эксплуатации КамАЗов и Урала на Северах ,КамАЗы тихо сопят в сторонке и по бездорожью и по простоте эксплуатации.
КамАЗы конструктивно сложнее «Уралов», поэтому и их эксплуатация сложнее и в некоторых случаях надёжность ниже. Но это не означает, что нужно все КамАЗы на «Уралы» заменять. Армии нужны и капотные и бескапотные грузовики. Если бы «Урал» производился в бескапотных модификациях, тогда можно было бы теоретически рассуждать о их замене КамАЗов. И то, такой монополизм вряд ли пойдёт армии на пользу. Но бескапотный «Урал», скорее всего, имел бы те же проблемы, что и КамАЗы. Поэтому Министерство обороны планирует закупать «Торнадо» и у КамАЗа и у «Урала».
Сообщить
№5
BorSch
27.05.2018 22:04
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
такой монополизм вряд ли пойдёт армии на пользу
Американская армия вроде не жалуется на монополизм:
Кстати, прикольное фото, это тоже Ошкош, закамуфлированный под РЛС 92Н2Е ЗРС С-400:
+1
Сообщить
№6
Leron
27.05.2018 22:19
Цитата, Байкал57 сообщ. №1
так то камазы в основном идут в ВДВ (габарит все же играет роль ), ракетно артиллерийские части и ПВО ( машины с квадратным по сечению тентом ) и в связь. А уралы в мотострелковые части. Их развели все же по войскам. Камазам предстоит все же где в тылу работать. Уралы больше для передовой.
Может я и ошибаюсь, но сколько эшелонов повидал различных. Эти два грузовика распределились так)
Сообщить
№7
Геннадий Гущин
28.05.2018 02:25
Цитата, BorSch сообщ. №5
Американская армия вроде не жалуется на монополизм:
А чего им возмущаться, если нужные лоббисты от армии и КМП в доле? Между тем, стоимость грузовика HEMTT в базовой комплектации без наворотов начинается от 135000 долларов. А грузовики и тягачи LVSR доходят до 450000 долларов. Правда, в стоимость входит ряд опций по послепродажному обслуживанию. Кстати, Oshkosh производит и капотные и бескапотные грузовики для армии США, а бескапотных «Уралов» нет.
Цитата, Leron сообщ. №6
Камазам предстоит все же где в тылу работать. Уралы больше для передовой.
И «Торнадо-У» и «Торнадо-К» имеют бронирование кабины и противоминную защиту. Они оба могут применяться в прифрнтовой зоне. А на передовой даже MRAP нечего делать. Там БМП и БТРы нужны.
Сообщить
№8
Сергей-82
28.05.2018 04:51
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №4
Если бы «Урал» производился в бескапотных модификациях, тогда можно было бы теоретически рассуждать о их замене КамАЗов.
+2
Сообщить
№9
BorSch
28.05.2018 07:28
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №7
стоимость грузовика HEMTT в базовой комплектации без наворотов начинается от 135000 долларов. А грузовики и тягачи LVSR доходят до 450000 долларов. Правда, в стоимость входит ряд опций по послепродажному обслуживанию.
1. Вы считаете это дорого для подобных машин?
3. Откуда информация о ценах Oshkosh, почему не указываете источник?
2. Сколько стоит шасси БАЗ-69096?
Цитата, Геннадий Гущин сообщ. №7
Кстати, Oshkosh производит и капотные и бескапотные грузовики
Разве не в разных классах грузоподъемности и предназначения? Зоопарк они у себя не разводят.
Сообщить
№10
Геннадий Гущин
30.05.2018 04:04
Цитата, Сергей-82 сообщ. №8
Я знаю, что Уральский автозавод поставляет в армию бескапотные грузовики, причём с советских времён. Я имел в виду, что именно в линейке «Торнадо-У» все модификации грузовиков капотные, хотя и созданы на основе бескапотного армейского «Урал-6370». Извиняюсь, если неточно высказался. КамАЗ тоже производит капотные грузовики, но свои «Торнадо-К» они изготовили в бескапотной версии. Поэтому и будет Минобороны закупать и те и другие.
Цитата, BorSch сообщ. №9
1. Вы считаете это дорого для подобных машин?
Для HEMTT в базовом варианте с не бронированной кабиной дороговато.
Цитата, BorSch сообщ. №9
3. Откуда информация о ценах Oshkosh, почему не указываете источник?
В Википедии названа стоимость HEMTT в базовой комплектации в 135000 долларов. Правда источник не указан, и на англоязычной странице информация не дублируется. На сколько она точная, не берусь судить. https://fr.wikipedia.org/wiki/Heavy_Expanded_Mobility_Tactical_Truck
Тут упоминается контракт от 2009 года на закупку 130 HEMTT A4 за 40 миллионов. Правда, не зная деталей контракта делить стоимость на число машин не слишком корректно. http://www.army-guide.com/eng/product4280.html
Здесь ещё ряд контрактов приведён, но тоже без подробностей. https://en.wikipedia.org/wiki/Heavy_Expanded_Mobility_Tactical_Truck
Тут упоминали контракт на закупку LVSR для КМП США.
https://vpk.name/news/65106_morskaya_pehota_ssha_kupila_u_oshkosh_210_tyagachei_i_gruzovikov.html
Отчёт Пентагона по инспекции программ закупок и обслуживания грузовиков от 2015 года. Здесь тоже нет стоимости отдельных образцов, но есть общие затраты по годам и упоминания о проблемах, выявленных в отчётности обслуживания закупленных грузовиков, на основе которых можно получить некоторое представление, что входит в обслуживание по базовым контрактам, а что контрактуется отдельно, в том числе не у производителя. https://media.defense.gov/2015/May/05/2001713501/-1/-1/1/DODIG-2015-116.pdf
Цитата, BorSch сообщ. №9
2. Сколько стоит шасси БАЗ-69096?
Стоимость чистого шасси БАЗ-69096 без оборудования не попадалась. Специальные машины на этом шасси могут и более полумиллиона долларов стоить, но сколько из этой стоимости приходится на сам грузовик не известно.
Цитата, BorSch сообщ. №9
Разве не в разных классах грузоподъемности и предназначения? Зоопарк они у себя не разводят.
Обычно в разных. Армия США в последнее время больше к бескапотным грузовикам склоняется. Но и капотные закупают. А на счёт зоопарка, у США ещё фирма Stewart & Stevenson есть. Не то, чтобы они успешно с Oshkosh конкурировали, но иногда проталкивают в армию свои проекты. И дублирующее производство грузовиков FMTV они наладили. Так что, Oshkosh не монополист.
Сообщить
Разработка российского грузовика «Урал Торнадо-У» находится на завершающей стадии | оружие оборонная промышленность военные технологии Великобритания
- оружие оборонная промышленность военная техника Великобритания
- Опубликовано
Разработка перспективного грузовика «Торнадо-У» подошла к завершающей стадии, сообщает газета «Красная Звезда» Минобороны России. Новый военный грузовик повышенной проходимости и грузоподъемности «Торнадо-У» был представлен на международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Шасси военного грузовика Урал-63704-0011 Торнадо-У 6х6 на выставке «Оружие России 2015». Специалисты Главного автобронетанкового управления провели контрольные испытания в условиях запыленной и гористой местности. В настоящее время проводится анализ собранной информации. По предварительным оценкам, автомобиль «Торнадо-У» показал себя с хорошей стороны.
Техническое задание, выданное дирекцией, официально заложило основу для начала разработки автомобиля повышенной грузоподъемности. МО скрупулезно сформировало и перечислило требования к автомобилям этого класса, указав требуемую мощность двигателя, скорость, грузоподъемность, уровень защиты и соответствие действующим стандартам и другим официальным документам. Начальник Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Александр Шевченко подписал решение о разработке автомобилей.
Урал-63704-0011 Торнадо-У на базе трехосного грузового шасси с плоским кузовом, предназначенный для перевозки вооружения, военной техники и грузов, а также буксировки транспортных и специальных полуприцепов привлек внимание специалистов и посетителей. Грузовик имел полную массу до 30 т и грузоподъемность до 16 т. Он мог перевозить полуприцеп массой 12 т. Машина оснащалась дизельным многотопливным двигателем мощностью 440 л.с. что обеспечивало максимальную скорость 100 км/ч.
Министерство обороны высоко оценило представленный автомобиль и инициировало изучение соответствующих предложений. В результате грузовик прошел испытания в различных климатических зонах, начиная от пыльных гор и заканчивая низкими температурами. Ни в одной вооруженной силе мира нет на вооружении грузовика, который можно успешно использовать в жарком и экстремально холодном климате, в пыльных и снежных погодных условиях и в гористой местности на высоте до 4000 м. Однако российские военные могут стать первыми, кто получит такую машину.
Предварительные испытания прототипов завершены, и специальная комиссия должна подвести итоги проделанной работы. Затем Минобороны приступит к госиспытаниям, запланированным на начало 2018 года. Как сообщает «Красная Звезда», выговора грузовик не получил, а заявленные характеристики подтвердились.
Газета приводит критическое мнение, согласно которому грузовик приводится в движение двигателем недостаточной мощности. Однако это бездоказательное утверждение. Несколько лет назад Минобороны приняло на вооружение большегрузный автомобиль Урал-63704, предназначенный для перевозки бронетехники. Автопоезд имеет максимальную массу 65 т, и военные эксплуатируют его безупречно. Урал-63706 «Торнадо-У» унаследовал агрегатную базу кузова-тягача массой 30 т. Таким образом, вышеуказанное обвинение подлежит доказыванию, заключает газета «Красная звезда».
© Copyright 2017 ТАСС. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.
семейство «Автомобиль» и «Торнадо»
«Урал Торнадо-У». Фото: autoreview.ru
Трудное десятилетие
Грузовики семейства «Урал» изначально разрабатывались для военных, о чем уже неоднократно говорилось, и это во многом осложнило выживание завода после распада СССР. Основной конкурент, КАМАЗ, мог предложить покупателям более широкий ассортимент продукции, включая дальнобойщики, что в Миассе не заладилось. Кроме того, специфические работы почти исключительно на оборону оставили след на уровне машиностроительного завода, многие решения не подходили для гражданского применения. Например, на четырехколесном гиганте «Урал-5323-20» в 90-х годов использовалась для русской армии извозчик из Набережных Челнов. Этот салон уже устарел и, в случае с этим аппаратом, гражданскому сектору о больших продажах и мечтать не приходилось. Так появился гигант 8х8 «Урал-5323-22» с кабиной от итальянского IVECO. Однако это мало помогло массовому заводу, объемы производства упали с советских 30 тыс. автомобилей в год до 5,4 тыс. В итоге в 1998 г. на «УралАЗе» ввели внешнее управление, что, как ни странно, дает: фабричные рабочие для увеличения производства.
«Урал» с ЗРК «Панцирь-С1». Фото: pvo.guns.ru
Все это время Минобороны закупало грузовики относительно небольшими партиями и особого стимула к дальнейшей модернизации военной линейки не было. Тем не менее, работа была проведена. Все семейство «Урал-4320» получило собственное название «Клейнлокомотив», что собственно и относится к маленькому маневровому тепловозу. Было ли принято решение об этом названии из соображений секретности, неизвестно, но оно получилось громким и оригинальным. На КАМАЗе, Урале одновременно с «рельсовыми мототягачами» существовала и существует по сей день аналогичная линейка «Мустанга». «Уральско-рельсовые мототягачи» были двух-, трех- и четырехосными и оснащались в основном различными дизелями Ярославского моторного завода. Линейка грузовиков широко экспортировалась в Африку, Юго-Восточную Азию и Южную Америку. А в конце 1994 «Урал-5323.4» едва не стал мобильной базой для всемирно известного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-С1». Машина была оснащена дизельным двигателем КАМАЗ-7406 мощностью 260 л.с. Долгое время считалось, что грузовик «Урал» должен нести оборону, но в итоге победил завод в Набережных Челнах, и теперь первая ассоциация с « «Панцирь-С1» был автомобилем КАМАЗ. Но большие «Уралы» до сих пор поставляются в войска, в частности, модель 53236 редакцию звеньев понтонного парка ПМП. В настоящее время Урал приостановлено, он собирает понтонные парки своей техники – нишу отдал КАМАЗ.
«Урал-5323». Фото: wikipedia.org
«Урал-4320», поставленный на рельсы по системе УКХ (универсальный комбинированный курс). В этом облике автомобиль соответствует названию «Транспортное средство». Фото: mpark.pro
Однозначно на руках производителей из Миасса и Набережных Челнов оказалась потеря для российской армии производства украинских КрАЗов. Нишу тяжеловозов стали занимать отечественные четырехосные модели. Почему не удалось создать в 90-е годы трехосную полноприводную модель грузоподъемностью более 7 тонн? Понятно, что машины 8х8 гораздо дороже и сложнее, хотя и выигрывают в проходимости. Все дело в отсутствии подходящих мостов для столь тяжелой техники. Нет, конечно, они были, например, такие агрегаты предлагались венгерской рабой, но военным по понятным причинам она не подходила. Здесь также необходимо было увеличить пропускную способность дополнительных мостов. Получилось неплохо: «Урал-5323» выдерживает 10 тонн, а младший трехосный 4320-31 с твердым покрытием — на четыре тонны меньше. Недостаток «тяжелых» отечественных мостов на «УралАЗах» частично решили только в последние годы.
Вводить в заблуждение
Проблемы с «Уралами» и КАМАЗами в последние пять-шесть лет стали возможными благодаря западным санкциям в связи с защитой продукции заводов. И если для военной техники они особо не страшны, то для гражданской продукции без иностранных моторов, коробок передач и прочих мелочей не обойтись. В этом плане нет ничего страшного: в мире остались крупные бренды, полностью полагающиеся на комплектующие собственного производства. Изящно решили эту проблему в ПАО «КАМАЗ», когда перевели всю военную линейку техники под дочерний бренд ОАО «Ремдизель», или РД. Сейчас нет концепции нового армейского КАМАЗ «Мустанг» М – только «Ремдизель». На официальном сайте также упоминается об армейском заводе в Набережных Челнах. До недавнего времени «УралАЗ» входил в состав «Группы ГАЗ», глава которой Олег Дерипаска в 2018 году попал под санкции Минфина США. И дополнительные проблемы с США в связи с активом, работающим на благо Минобороны РФ, ему действительно были не нужны. Поэтому Дерипаска провел продажу «Автомобильного завода «Урал» «Объединенной машиностроительной группе» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева9.0013
«Торнадо-У», в котором не все комплектующие отечественные. Но в Миассе над этой проблемой работают. Фото: autoreview.ru
В итоге образовал компанию, которая, помимо завода в Миассе, вошла в состав Ярославского моторного завода и СП «РМ-Терекс», объединившего предприятия Тверского экскаваторного, Брянского Арсенал, «Челябинские строительные и дорожные машины» и «Заволжский завод гусеничных тракторов». Так «Группа ГАЗ» защитилась от международных санкций, которые могут остановить конвейер АВТОВАЗа. Автозавод, работающий в российской армии, тоже защищен от гнева Запада. Не думайте, что такие кульбиты возможны только в России — немецкий бундесвер MAN уже несколько лет поставляет грузовики под маркой Rheinmetall. Опасаясь чрезмерно либерального мира современного бизнеса, немцы построили совместное предприятие RMMV (Rheinmetall MAN Military Vehicles), и даже не в Германии и Австрии, чтобы полностью замести следы военной продукции. Свой боевой французский Renault Trucks Defense по аналогии с немцами переименовал в Eyewash Arquus («Конь»).
«Урал-4320-0811-31». Фото: mpark.pro
Аэродромный кондиционер АК 1,0-30-1-1У. Фото: mpark.pro
Автобус Банг фургон-5350.1-11. Фото: mpark.pro
Мастерская по ремонту сантехники (бронеавтомобилей) МРГ-БТМ.1 Фото: mpark.pro
Некоторое время назад складывалось впечатление, что военная продукция из Миасса постепенно вытесняется бескапотной техникой КАМАЗ. Это могло поставить оборонное ведомство в незавидное положение, когда все машины от тактического до оперативного звена зависят от одного завода. А вот если опять моторный цех сгорит как в 90 лет? Тем более, что грузовики имеют определенное преимущество перед грузовиками на переднем крае военно-тактического уровня. В настоящее время эта ситуация не изменилась: Минобороны закупает «Уралов» даже меньше, чем в начале 2000-х годов.
Главное — не заблудиться
Сейчас в производственной линейке «Уралов» военного назначения значатся четыре семейства: «Клейнлокомотив», «Мотор-М», «Торнадо-У» и «Тайфун-У». . Стоит отметить, что бронированный «Урал-63095 Тайфун-У» так и попал в российскую армию, по-видимому, достаточно мысли о закупке редителя «Тайфун К639».68″. А вот более крупный МРАП «Урал-63099 «Тайфун» в приличном объеме (до 200 машин в год) поставляется в войска. Во многом причиной тому стала практически полная локализация: от иностранного остались только лебедка и стартер. Даже пуленепробиваемые шины приспособили к выпуску на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Среди защищенных машин попроще в Миассе также закупили «Урал-ВВ», правда, заказчиком является только Асгардия. В настоящее время мы прорабатываем вариант покупки «Урал-ВП» для российской военной полиции. Постепенно угасающий спрос со стороны военных в Миассе в 2018 году пытались поднять бронеавтомобиль «Урал-5309».9». Это облегченный двухосный вариант МРАП «Урал-63099 «Тайфун», но в армии о судьбе «малыша» мало что известно.МРАП «Урал-53099 «Тайфун». Фото: twower.livejournal.com
Классика же «легкорельсового мототягача» первого поколения в России в ближайшие пару лет сойдет, очевидно, со сцены – ведь ,кабина уже достаточно устарела и не особо подготовлена к бронированию.Самый большой трехосный «из рельсовых мототягачей» это «Урал-4320-0811-31» на длинной раме I и обычном бортовом корпусе, аэродромном и воздушном кондиционер АК 1,0-30-1-1У, а штатный КУНГ МШ-5350. 1 штатный с таким же прицепом ПШ4М.Кунг в сегодняшнем прочтении выступает К5350.1-11, а его пассажирский автобусный вариант — Банг-5350.1-11.В целом , как всегда в лучших традициях отечественной школы именования военной техники.
«Мотор-М» для Росгвардии. Фото: ria.ru
«Урал-ВП» — для облегченных MRAP военной полиции. Фото: mpark.pro
Различия между «Торнадо-У» и «Мотор-М» едва заметны. Между тем, машина другого класса. Фото: twower.livejournal.com
Самое сложное в истории современного «Урала» — не запомнить все аббревиатуры и научиться различать технику семейства «Торнадо-У» (не путать с одноименный MRAP от «Ремдизель») и «Мотор-М». Напомним: грузовики Урал-63706-0011 «Торнадо-У» — это большегрузные машины из Миасса, своего рода прямые заменители украинских КрАЗов. Полная масса может достигать 32 тонн при грузоподъемности 12,5 тонн. Машина собрана вокруг «мирного» и бескапотного «Урала-6370», а это значит, что мосты у «Торнадо-У» на венгерские (как вариант — китайские), мотор, правда, и 440-сильный двигатель ЯМЗ- 652, но производится по французской лицензии и представляет собой дизельный двигатель с системой впрыска Common Rail Renault dCi 11.