КПП на Т 150: схема переключения
Трактор Т150 – настоящий ветеран. Он выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и является очень популярным на всём постсоветском пространстве. В движение данное транспортное средство приводится дизельным безнаддувным шестицилиндровым двигателем ЯМ3-236 мощностью 170 л.с. КПП на Т 150 – собственного производства. Она является единым целым с мотором. Агрегат установлен на раме.
Что необходимо знать о работе коробки передач
На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.
Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.
Коробка передач трактора Т-150
Схема переключения режимов
На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.
Устройство КПП
В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.
Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.
Схема КПП
Типичные проблемы и способы устранения
В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.
Основные неисправности таковы:
- для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
- педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
- при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
- переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
- передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
- пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
- если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.
Заключение
Коробка передач, которая устанавливается на трактор Т150, разработана и сконструирована именно с учётом особенностей работы на тяжёлой гусеничной технике. Такое устройство коробки передач позволяет обеспечить хорошую ремонтопригодность. Тем более что данный трактор выпускается уже несколько десятков лет (с небольшими изменениями), он хорошо известен как водителям, так и механикам. Запчастей для этого механизма повсюду множество, они стоят адекватных денег.
Учитывая минимум электроники (а точнее – полное её отсутствие), сборка КПП Т 150К не составит труда для опытного мастера.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вконтакте
Google+
traktoramira.ru
Ремонт компонентов гидросистемы КПП трактора Т-150К
_______________________________________________________________________________________________
Ремонт компонентов гидросистемы КПП трактора Т-150К
В гидравлическую систему КПП Т-150 входят (рис. 34): гидравлический насос 8, заборный фильтр 7, фильтр 6 линии нагнетания, перепускной распределитель с предохранительным клапаном, распределитель переключения передач с перебросными клапанами, гидроаккумулятор 4, радиатор 3, заливной фильтр 2, бак 10 с предохранительным клапаном радиатора шланги и трубопроводы 1.
Рис. 34. Гидросистема коробки передач Т-150
1 — трубопроводы, 2— заливной фильтр; 3—радиатор; 4—гидроаккумулятор; 6—перепускной раапределитель, 6 — фильтр линии нагнетания; 7 — заборный фильтр; 8 —гидравлический насос, 9 — распределитель; 10 — бак.
Гидравлический насос (рис. 35) односекционный шестеренный. При переключении подвижной шестерни раздаточной коробки рычагом переключения ВОМ насос может получать вращение от колес трактора через приводные шестерни раздаточной коробки, так же как насос рулевого управления.
Рис. 35. Насос гидросистемы коробки передач Т-150
1—заборный фильтр; 2—корпус насоса; 3 — крышка верхняя; 4—крышка нижняя; 5—шестерня ведущая; 6 — втулки; 7 — ведомая шестерня; 8 — крышка нижняя раздаточной коробки; 9— ось шестерни ведомой; 10— валик вертикальный.
Распределитель переключения передач (рис. 36) кранового типа направляет поток масла в одну из четырех гидроподжимных муфт в зависимости от положения его золотника 2. Изменением положения золотника 2 изменяется скорость движения трактора.
Распределитель установлен на хвостовике вторичного вала 13 коробки передач и прикреплен к передней стенке ее корпуса. Усилие пружины 6, а следовательно, и усилие, необходимое для переключения передач, регулируют винтом 9.
Золотник 2 и сектор 3 должны быть установлены строго по меткам, которые нанесены на впадине зубчатого венца золотника и на среднем зубе сектора.
Рис. 36. Распределитель переключения коробки передач Т-150К
1 — корпус; 2 — золотник, 3 —сектор; 4—роликовый фиксатора 5—направляющая фиксатора; 6 —пружина, 7 — колпачок; 8 — контргайка; 9—винт регулировочный; 10— крышка боковая, 11 — перебросные клапаны; 11—пробки-ограничители; 13—вторичный вал.
В расточках боковой крышки 10 расположены перебросные клапаны 11 плунжерного типа, которые в сочетании с гидроаккумулятором позволяют переключать передачи на ходу, под нагрузкой, без разрыва потока мощности.
Рис. 37. Перепускной распределитель КПП Т-150
1 — контргайка; 2 — колпачок; 3—винт регулировочный; 4—пружина; 5—перепускной клапан; 6—втулка; 7—корпус; 8—пружина; 9— направляющая клапана; 10 — предохранительный клапан; 11— седло клапана; А и Б — проточки.
Перепускной распределитель золотникового типа во время работы трактора постоянно поддерживает в системе рабочее давление 0,95—1,05 МПа (9,5—10,5 кгс/см2) независимо от числа оборотов дизеля и производительности насоса. Установлен он на верхней крышке корпуса коробки передач.
Перепускной распределитель Т-150 состоит из корпуса 7 (рис. 37) с запрессованной в него втулкой 6 и подпружиненного перепускного клапана 5.
Масло, подведенное к проточке А, через радиальное и осевое сверление в клапане 5 попадает под его торец, поднимает его, сжимая пружину 4, и образует масляную подушку под торцом клапана.
Между большим цилиндрическим пояском приподнятого клапана 5 и кромкой проточки Б образуется щель для слива масла из проточки А. Величина щели автоматически изменяется.
При увеличении потока масла, вызванного повышением производительности насоса при увеличении частоты вращения коленчатого вала, щель увеличивается, а при уменьшении потока масла — уменьшается. Этим обеспечивается поддержание в проточке А давления 1,0±0,05 МПа (10±0,5 кгс/см2), отрегулированного винтом 3.
Для предохранения гидросистемы КПП Т-150К от разрушения в случае залегания перепускного клапана 5 в корпусе 7 установлен шариковый предохранительный клапан 10, отрегулированный на давление 1,65—2,3 МПа (16,5—23 кгс/см2).
Рис. 38. Гидроаккумулятор Т-150
1 — корпус, 2 — поршень; 3, 4 — пружина; 5 — днище, 6 — уплотнительное кольцо; 7 — крышка.
Пружино-гидравлический аккумулятор (гидроаккумулятор рис. 38) емкостью 160 см3 в момент переключения поддерживает в выключаемой муфте давление 0,50—0,88 МПа (5,0—8,8 кгс/см2).
Аккумулятор прикреплен к правой стенке корпуса коробки передач и сообщается через перебросные клапаны с гидроподжимными муфтами. Гидроаккумулятор КПП Т-150 состоит из корпуса 1 с установленным в нем поршнем 2.
Поршень поджат пружинами 3 и 4. При подаче к аккумулятору рабочей жидкости под давлением поршень перемещается, преодолевая усилие пружин, и аккумулятор наряжается.
Рис. 39. Фильтр линии нагнетания гидросистемы КПП Т-150
1 — крышка, 2 — корпус; 3 — фильтрующие элементы; 4 — пружина, 5 — предохранительный клапан, 6 — пружина; 7 — поршень; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — шайба; 10 — скоба.
Масло, засасываемое гидравлическим насосом из раздаточной коробки, проходит через заборный фильтр 1 (рис. 35), где предварительно очищается.
Тонкая очистка масла происходит в фильтре линии нагнетания, установленном на верхней крышке корпуса коробки передач Т-150К. Фильтр состоит из корпуса 2 (рис. 39), закрытого крышкой 1.
В корпусе установлен набор сетчатых фильтрующих элементов 3, надетых на перфорированную трубку и поджатых в осевом направлении пружиной 6. Пружина сжата скобой 10, навинченной на стяжную шпильку. Скобу навинчивают до тех пор, пока шайба 9 не станет заподлицо с торцом поршня 7.
Масло, подаваемое насосом, поступает через крышку 1 в корпус 2. Проходя через фильтрующие элементы, оно очищается от посторонних частиц и по центральной трубе проходит в расположенную в крышке полость фильтрованного масла. Эта полость отделена от полости нефильтрованного масла поршнем 7 с резиновым уплотнительным кольцом 8.
Набор фильтрующих элементов 3 снабжен шариковым предохранительным клапаном 5, отрегулированным на давление открытия 0,3—0,35 МПа (3—3,5 кгс/см2), который предназначен для перепуска масла в систему в случае чрезмерного загрязнения фильтра.
В переднем брусе рамы трактора Т-150К установлен цилиндрический бак 10 (рис 34) емкостью 22 дм2 (л), который служит для увеличения емкости системы. Гидравлическую систему заправляют через сетчатый заливной фильтр 2, закрепленный на правой стойке водяного радиатора.
Для контроля уровня масла в коробке передач имеется масломерное стекле, расположенное с правой стороны раздаточной коробки. Масляный радиатор 3 (рис. 34) служит для охлаждения масла в теплое время года.
Во время работы агрегаты гидравлической системы могут находиться в следующих положениях:
Передача включена — Золотник 24 (рис. 40) распределителя установлен в одном из четырех фиксированных положений. Насос 12 засасывает масло из корпуса раздаточной коробки и через фильтр 14 подает его к распределителю 23.
Золотник 24 распределителя направляет масло в соответствующую его положению кольцевую проточку и через связанное с ней сверление во вторичном валу 22 КПП Т-150 к одной из четырех гидроподжимных муфт 16, 17, 20 или 21 одного из трех диапазонов.
При включении цервой передачи золотник направляет масло к муфте 20 этой передачи масло сдвигает поршень 19, который зажимает фрикционные диски 18, и передача включается. Остальные муфты 16, 17 и 21 в это время сообщены со сливом.
Одновременно клапан 8 (I и III передачи) под давлением масла перемещается и открывает проход для масла под клапан 10. Клапан 10, перемещаясь, открывает маслу путь к гидроаккумулятору 9 для зарядки. Давление масла в гидроподжимных муфтах поддерживается перепускным распределителем 6.
Под действием давления, развиваемого насосом, клапан распределителя открывается и масло идет на слив. При этом часть сливаемого масла поступает под торец вторичного вала 22 и по центральному сверлению подается на смазку деталей коробки передач Т-150.
Остальное масло направляется к предохранительному клапану 2 радиатора 3. В случае повышенной вязкости масла в зимнее время клапан 2 открывается и масло, минуя радиатор, сливается в бак 1.
В теплое время года, когда температура масла повышается, а вязкость понижается, клапан 2 не открывается и масло перед сливом в бак 1 проходит через радиатор 3, где охлаждается. Из бака масло поступает в корпус раздаточной коробки и к центральному сверлению ее первичного вала или смазки металлокерамической втулки и подшипников.
Рис. 40. Схема гидравлической системы коробки передач Т-150
Переключение передачи. Для переключения передачи переводят золотник 24 в положение включения необходимой передачи. На рис. 40 показано положение узлов гидросистемы КПП Т-150К при включении II передачи (перед этим была включена I передача).
При этом масло через золотник, кольцевую проточку и сверление вала
22 направляется в гидроподжимную муфту 17 II передачи и включает эту
передачу.
Одновременно масло подастся под торец перебросного клапана 11 (II и IV передач) и, перемещая его, подводится под торец клапана 10 с противоположной стороны относительно торца при включении первой передачи.
Пока давление масла, подводимого к включенной муфте, не превышает давления, создаваемого гидроаккумулятором, он, постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотника, поддерживает давление в отключенной муфте. Этим создается перекрытие передач, что обеспечивает передачу мощности выключенной передачи до полного включения включаемой передачи.
Когда давление во включаемой передаче превысит давление, создаваемое гидроаккумулятором Т-150, клапан 10 сдвигается и отсоединяет гидроаккумулятор от муфты выключенной передачи.
Под действием разжимных пружин поршень этой передачи отходит от дисков и передача выключается полностью. Гидроаккумулятор соединяется с магистралью включенной передачи и заряжается.
Переключение остальных передач без разрыва потока мощности происходит аналогично. Золотник имеет четыре пары дроссельных отверстий, что позволяет производить переключение передач с перекрытием не только на смежную передачу, но и через одну или две внутри диапазона.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru
Ремонт КПП трактора Т-150к и Т-150 в Старом Осколе
От правильного функционирования КПП в целом зависит работоспособность всего трактора, поэтому ремонт и обслуживание КПП является достаточно важным моментом.
Давайте рассмотрим наиболее частые неисправности, а также варианты их решения, которые могут возникать у КПП трактора Т-150К.
1. В коробке передач нельзя включить диапазоны.
1.1. Одной из причин данной неполадки является, нарушение регулировки длинны тяги блокировки, что происходит износом дисков муфты сцепления.
Решение: регулировка длинны тяги трактора (используется гаечный ключ 17 на 19).
1.2. Ещё одной причиной невозможности включения диапазонов является ситуация, когда в приводе карданного вала переднего моста появляется течь масла через сальники вала забоины или риски на рабочей поверхности вала.
Решение: не разбирая раздаточную коробку вывернуть пробку с магнитом и слить масло и отсоединить крышки, достать вал. Далее необходимо внимательно осмотреть состояние рабочих поверхностей вала и сальника. В случае необходимости произведите замену сальника (для произведения работ понадобиться гаечные ключи 12 на 14, 22 на 24, 32 на 36 и ключ торцовый 70).
2. В раздаточной коробке прослушивается повышенный шум.
Причиной шума может быть разрушенная металлокерамическая втулка ведущей шестерни рабочего ряда.
Решение: разобрать раздаточную коробку, заменить шестерню вместе с втулкой (используется гаечный ключ 17 на 19 и ключ торцовый 70).
3. На всех передачах наблюдается пониженное давление масла и меняется при изменении оборотов дизеля.
3.1. Пониженный уровень масла в раздаточной коробке.
Решение: проверка уровня масла, в случае недостачи производится долитие масла. Масло доливается, до середины масломерного стекла раздаточной коробки (необходим гаечный ключ 17 на 19, а также шланг нагнетатель для масла).
3.2. Загрязнён заборный фильтра насоса.
Решение: снимите нижнюю крышку раздаточной коробки, после чего отсоединяется заборный фильтр.
Далее от промывается и закрепляется на крышке, после чего крышка ставится на своё место (вам понадобиться гаечный ключ 12 на 14 и ключ торцовый 14 на 17).
3.3. Неисправный насос.
Решение: замена насоса, для этого снимите нижнюю крышку раздаточной коробки и замените насос, после чего поставите крышку с насосом на место (используется ключ торцовый 14 на 17.
3.4 Нарушена герметичность соединений трубопроводов и прокладок.
Решение: прежде всего снимите нижнюю крышку раздаточной коробки, после чего произведите замену насоса. После замены крышка с насосом ставится на исходное место (используется торцовый ключ 14 на 17).
3.5. Разрушено уплотнительное кольцо гидравлического аккумулятора.
Решение: снимите аккумулятор трактора, разберите его, замените кольцо (используются ключ торцовый 14 на 17 и три болта М10 на 110 с гайками).
3.6. Залегает клапан перепускного распределителя.
Решение: снимите распределитель, открутите пробку, откручивая при этом колпачок и винт, достаньте клапан и промойте его детали. Если понадобится замените резиновые кольца, а также разберите после чего промойте фильтр линии нагнетания (используются ключ торцовый 14 на 17, а также гаечный ключ 41 на 46).
3.7. Пружина клапана перепускного распределителя имеет усадку.
Решение: снимается и регулируется колпак. Регулировка происходит при помощи специального регулировочного винта. Регулировку необходимо проводить при работающем дизеле. При этом необходимо внимательно наблюдать за показаниями манометра гидравлической системы коробки передач. Нормой считается давление 1 +- 0,05 МПА (10+- 0,5 кгс/см 2) (используется отвёртка и гаечный ключ 22 на 24).
4. На одной или двух передачах пониженное давление масла и меняется при изменении оборотов дизеля.
4.1. Разрушены уплотнительные кольца поршня гидроподжимной муфты.
Решение: разбор коробки передач трактора, замена кольца поршня муфты, именно той передачи, на которой давление масло понижено или отсутствует (понадобится весь набор тракторных ключей, а так же отвёртка, пассатижи и молоток).
4.2. Залегают перебросные клапаны.
Решение: снимите боковую крышку распределителя, разберите её, открутите пробки, достаньте пребросные клапаны и тщательно промойте их (для проведения работ используется ключ торцовый 14 на 17).
4.3. Заклинивает гидравлический аккумулятор.
Решение: при данной неисправности поможет замена аккумулятора трактора (ключ торцовый 14 на 17).
5. Замедленное включение передач при их переключении.
Проблема замедленного переключения наблюдается при загрязнении заборного фильтра насоса.
Решение: снимите нижнюю крышку раздаточной коробки и отсоедините заборный фильтр, после чего промойте и закрепите его на крышки, после чего поставьте его на место (используется ключ торцовый 4 на 17 и гаечный ключ 27 на 30).
6. Нарушение чёткой фиксации передачи трактора (Т-150К).
Причиной нарушения чёткой фиксации передач может служить ситуация, когда пружина фиксатора распределителя получила усадку или была нарушена её регулировка.
Решение: регулировка пружины при помощи регулировочного винта (используется гаечный ключ 27 на 30 и отвёртка).
Неисправности КПП трактора Т-150К лучше всего диагностировать и тем более устранять в специализированных автосервиса.
Одним из таких автосервисов является ТРАКСЕРВИС.
По всем вопросам ремонта и обслуживания тракторов и другой техники обращайтесь к специалисту нашего автосервиса.
Белгородская область, г.Старый Оскол, Юго-Западный промрайон
www.expert-servise.ru