Анализ объемов производства сельскохозяйственных тракторов за последнее десятилетие выполнен по двум пятилетним периодам: 2000–2004 и 2005–2009 гг. В приводимых ниже данных указаны объемы производства только тракторов с.-х. назначения, т. е. из общих объемов производства исключены промышленные, трелевочные, лесохозяйственные тракторы и тракторные агрегаты для коммунального городского хозяйства. Поэтому данные таблицы, где обозначено суммарное производство («Всего»), относятся только к с.-х. тракторам и не отражают полного объема производства тракторов на этих предприятиях. В пятилетний период 2000–2004 гг. основными производителями с.-х. тракторов оставались пять тракторных заводов, имеющих полный законченный производственный цикл. В конце этого пятилетнего периода к ним присоединились шесть заводов, ранее не специализировавшихся на производстве тракторов. Производство с. -х. тракторов на традиционных тракторных заводах было специализировано на выпуске тракторов основных тяговых классов. ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» выпускает колесные тракторы тягового класса 0,6, ОАО «Липецкий тракторный завод» – колесные тракторы тягового класса 0,9, ОАО «Волгоградский тракторный завод» – гусеничные тракторы класса 3, ОАО «Алтайский тракторный завод» – гусеничные тракторы класса 4, ЗАО «Петербургский тракторный завод» – колесные тракторы класса 5. Введение новой экономической политики и новых форм хозяйственной деятельности привело к преобразованию тракторных заводов в самостоятельные акционерные общества различного типа. В 2003 г. некоторые предприятия были объединены в организованный концерн «Тракторные заводы». В этот концерн вошли три завода по производству с.-х. тракторов – Владимирский, Липецкий и Волгоградский. Поскольку к этому периоду из числа союзных тракторных заводов вышли Минский, Харьковские, Ташкентский, Кишинёвский, Павлодарский тракторные заводы, образовались «белые пятна» в российском производстве тракторов класса 1,4, колесных тракторов класса 3, гусеничных тракторов класса 2. Поэтому ряд российских предприятий предприняли попытки организовать производство тракторов этих классов. Так, ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» приступило к сборке тракторов ТТЗ-80, ЗАО «Тихвинский тракторный завод», вышедшее из состава ЗАО «Кировский завод», начало выпуск тракторов К-700, ОАО «Омсктрансмаш» освоило производство тракторов ЗТМ-62, ФГУП «Уралвагонзавод» приступило к выпуску тракторов РТМ-160, а ОАО «Елабужский автозавод» начало сборку тракторов МТЗ-82 и МТЗ-1221. Однако годовые объемы производства этих тракторов не превышали 100…150 ед. Исключение – ОАО «Елабужский автозавод», годовой объем производства которого составил от 350 до 520 машин в год.Тем не менее в период 2000–2004 гг. российские тракторные заводы работали недостаточно стабильно. Владимирский моторо-тракторный завод снизил годовой объем производства с.-х. тракторов в 2004 г. по сравнению с 2000 г. на четверть, Липецкий тракторный – на 80%, Волгоградский тракторный – на 53%, Алтайский тракторный – на 62%, Петербургский тракторный завод – на 31%. Второй пятилетний период 2005–2009 гг. необходимо разделить на два этапа: первый трехлетний этап 2005–2007 гг. и второй 2008–2009 гг. Если первый этап можно рассматривать как стабилизировавшийся и характеризующийся некоторым ростом объема производства, то второй этап, особенно результаты 2009 г., следует рассматривать как итог глубокого кризиса. На первом этапе 2005–2007 гг. вырос на 41% объем производства тракторов на Владимирском моторо-тракторном заводе, особенно новых серий ВТЗ-2032 и ВТЗ-2048 (рост на 54%) и самоходных шасси (рост около 40%). На Волгоградском тракторном годовой выпуск тракторов снизился на 24%, но при этом стабилизировался выпуск гусеничного энергонасыщенного трактора ВТ-150 (на уровне 850 ед. в год). За это же время упал более чем втрое объем выпуска тракторов на Алтайском тракторном заводе, который был близок к признанию его банкротом. Липецкий тракторный увеличил производство в 5 раз. Петербургский тракторный стабилизировал годовое производство тракторов на уровне 730 ед. с долей 78% тракторов серии К-744Р и долей 22% колесных тракторов новой серии К-3180АТМ тягового класса 3. Второй этап 2008–2009 гг. характеризуется резким падением объемов производства тракторов (особенно в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Если в 2008 г. объем производства тракторов на Владимирском тракторном заводе по сравнению с 2007 г. снизился вдвое, то за 2009 г. произошло дальнейшее падение выпуска в 2,3 раза (по сравнению с 2008 г.). На Волгоградском тракторном за этот же период снижение производства составило 10%, а в 2009 г. дальнейшее снижение составило 86% (т. е. почти в 7 раз). Объем производства тракторов на Алтайском тракторном заводе в 2008 г. снизился на 23%, а в 2009-м этот объем упал в 15 раз (по сравнению с 2008 г.). Аналогичное положение сложилось на Липецком тракторном: падение в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) на 11%, а в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) – на 88%, т. е. в 8,5 раза. Петербургский тракторный завод в 2008 г. практически сохранил объем производства на уровне 2007 г., а в 2009 г. падение по сравнению с уровнем 2008 г. составило 2,1 раза. Потрясение не миновало и Елабужский автозавод, когда объем сборки в 2008 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 1,6 раза, а 2009 г. ознаменовался падением производства в 5 раз по сравнению с 2008 г. В орловском ЗАО «Трактормаш» объем сборки харьковских тракторов за период 2007–2009 гг. Практически к концу 2009 г. прекратился выпуск тракторов на липецком предприятии «Строймаш». Несмотря на рост в 24% в 2008 г. производства (сборки) колесных тракторов классов 3 и 5 в ЗАО «Агротехмаш», в 2009 г. падение выпуска составило 23%. На Камском автозаводе в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) производство сократилось вдвое. Исключением из этого списка предприятий стал Саранский экскаваторный завод, на котором объем сборки белорусских тракторов вырос в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) в 4,2 раза, а в 2009-м (по сравнению с 2008 г.) – на 8%. В 2008–2009 гг. стали организовывать производство тракторов на следующих предприятиях: ОАО «Ростсельмаш» организовало сборку семи моделей колесных тракторов VERSATILE высокой единичной мощности – от 250 до 535 л.с., на совместном предприятии «СиЭнЭйч-КАМАЗ Индустрия» велась сборка двух моделей колесных тракторов Т-8050 и Т-9040 мощностью 325 и 434 л.с., в ООО «САМЕ ДОЙТЦ-ФАР Рашша Агрикалчурал Машинери» – сборка трех моделей колесных тракторов мощностью 165…480 л. Объемы производства с.-х. тракторов за период 2007–2009 гг. приведены в таблице, а доли основных производителей в суммарном объеме выпуска за этот период отражает диаграмма. Сравнивая объемы производства с.-х. тракторов за два рассмотренных пятилетних периода, можно отметить следующее. За 2005–2009 гг. значительную долю занял ЕлАЗ – 25,6%, вторую позицию с долей 19% каждый заняли Саранский экскаваторный и Владимирский моторо-тракторный заводы, причем последний сохранил ту же долю, что и в период 2000–2004 гг. Волгоградский тракторный снизил свою долю с 32% в период 2000–2004 гг. до 14,2% в 2005–2009 гг. Существенно снизились доли Липецкого тракторного завода (с 26% в 2000–2004 гг. до 6,3% в 2005–2009 гг. ), а также Алтайского тракторного (с 11% в 2000–2004 гг. до 1,8% в 2005–2009 гг.). Петербургский тракторный завод сохранил свою долю за эти периоды на уровне 8%.Приведенные для сравнения данные об объемах производства за 10 месяцев 2010 г. говорят о том, что по сравнению с 2009 г. улучшается положение на Владимирском моторо-тракторном заводе, Елабужском автозаводе, в ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Смолспецтех». На других предприятиях положение с увеличением объемов производства остается сложным, особенно это относится к ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Алтайский тракторный завод», ОАО «Липецкий тракторный завод». В настоящей публикации использовались данные ОАО «АСМ-Холдинг», ЗАО «Трактор», ОАО «Росагромаш», а также некоторых заводов-производителей.
|