ЗИЛ-131 технические характеристики, двигатель и расход топлива, коробка передач, устройство и фото
Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.
История автомобиля
В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.
Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.
Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.
Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.
За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.
В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.
Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Технические характеристики
| Двигатель | ЗИЛ-5081 |
| Количество цилиндров | 8 |
| Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
| Количество тактов | 4 |
| Диаметр цилиндра | 100 мм |
| Ход поршня | 95 мм |
| Объем двигателя | 5,97 л |
| Степень сжатия | 6,5 |
| Мощность в киловаттах | 110,3 |
| Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
| Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
| Максимальная скорость | 85 км/ч |
| Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
| Тип охлаждения | Жидкостное |
| Тип топлива | Бензин А-76* |
| Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
| Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Трансмиссия
| Тип сцепления | 24 |
| Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
| Количество ступеней | |
| Синхронизаторы | |
| Тип раздаточной коробки | |
| Передаточное число раздаточной коробки | |
| Первая ступень | 2,08:1 |
| Вторая ступень | 1:1 |
| Тип главной передачи | Двойная |
| Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
| Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Габариты
| Размеры автомобиля | |
| Длина | 7 040 мм |
| Ширина | 2 500 мм |
| Высота | 2 480 мм |
| Размеры платформы | |
| Длинна | 3 600 мм |
| Ширина | 2 322 мм |
| Высота | 346 мм |
| Высота с учетом тента | 569 мм |
| Погрузочная высота | 1 430 мм |
| Колесная база | 3 350 мм |
| Дорожный просвет | 330 мм |
| Передняя колея | 1 820 мм |
| Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
| Колесная база | 6х6 |
| Наружный радиус поворота | 10,2 м |
| Размер шин | 12,00-12 |
| Преодолеваемый брод | 1,4 м |
| Преодолеваемый подъем | 30о |
| Длинна лебедки | 50 м |
| Грузоподъемность | |
| По шоссе | 5 000 кг |
| По грунту | 3 500 кг |
| Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
| Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
Колесная формула

Грузоподъемность
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Устройство
Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.
Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.
ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.
Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.
Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.
В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.
Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.
Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.
Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.
Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.
Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.
Модификации
- ЗИЛ-131 – базовая модификация;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
- ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
- ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
- ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Количество отзывов Оставить отзывСпециальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.
Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзывspectekhnika.info
| 1966–1986 | |
| основные | |
|---|---|
| расположение руля | слева |
| количество дверей | 2 |
| количество мест | |
| всего | |
| конструкция | рамная |
| геометрия | |
| габариты | |
| длина | 6 900 мм |
| ширина | 2 500 мм |
| высота | 2 975 мм |
| колёсная база | 3 975 мм |
| колея | |
| передняя | 1 820 мм |
| задняя | 1 820 мм |
| дорожный просвет | |
| стандарт | 330 мм |
| масса | |
| снаряженная | 6 135 кг |
| полная | |
| двигатель | |
| название | ЗиЛ-130 |
| тип | Поршневой |
| расположение | спереди, продольно |
| система питания | карбюратор |
| материал блока | чугун |
| цилиндры/клапаны | V8/2 |
| объем | 5 966 см³ |
| мощность | |
| мощность | 150 л.с. |
| в диапазоне от | 3 200 об/мин |
| крутящий момент | |
| крутящий момент | 402 Нм |
| в диапазоне от | |
| в диапазоне до | 1 800 об/мин |
| степень сжатия | 6,5 |
| топливо | А-80 |
| турбонаддув | нет |
| охлаждение | жидкостное |
| трансмиссия | |
| привод | полный |
| коробка передач | МКПП 5 |
| сцепление | Однодисковое, сухое |
| подвеска и рулевое управление | |
| передняя подвеска | |
| стабилизатор поперечной устойчивости | нет |
| тип передней подвески (уст.) | Зависимая |
| тип задней подвески (уст.) | |
| динамические характеристики | |
| максимальная скорость | 80 км/ч |
| эксплуатационные характеристики | |
| объем топливного бака | 170+170 л |
| расход топлива | |
| Неустановленный метод | |
| на трассе | 40 л/100км |
| Система «старт-стоп» | нет |
| грузоподъемность | 5 000 кг |
| масса буксируемого прицепа | 4 000 кг |
| разворот | |
| диаметр | 20,4 м |
| тормозная система | |
| передние тормоза | |
| тип | барабанные |
| задние тормоза | |
| тип | барабанные |
| колёса и диски | |
| материал дисков | сталь |
| передние | ?J × 20 ???/?? R20 |
| задние | ?J × 20 ???/?? R20 |
| место производства | Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР |
www.autowp.ru
автомобиль зил-131 в работах на ЧАЭС и при ликвидации аварии
ЗИЛ-131 — автомобили применявшиеся для работ по ликвидации последствий аварии (ЛПА) в зоне отселения Чернобыльской АЭС
Краткая история грузового автомобиля ЗИЛ-131.
ЗИЛ-131 выпускался автомобильным заводом имени Лихачева с 1981 года. Кузов автомобиля – деревянная платформа с задним открывающимся бортом, боковые борта снабжены надставными решетчатыми бортами и откидными скамейками. Борта имеют гнезда для установки дуг тента. Кабина автомобиля ЗИЛ-131 трехместная, цельнометаллическая.
Применение ЗИЛ-131 в период ликвидации аварии на ЧАЭС
ЗИЛ-131 использовался для перемещения и доставки грузов на площадки временного складирования в районе сел Янов, Залесье и города Припять.
Описание и техническая характеристика ЗИЛ-131
| Параметр | Характеристика |
| Грузоподъемность, кг | 5000 (по грунту 3500) |
| Допустимая масса буксируемого прицепа, кг | 6500 (по грунту 4000) |
| Собственная масса, кг | 6460 |
| В т. ч. на переднюю ось | 2900 |
| » тележку » | 3560 |
| Полная масса, кг | 10185 |
| В т. ч. на переднюю ось | 306 |
| » тележку » | 7125 |
| Дорожные просветы, мм: | |
| под передней осью | 330 |
| » задней » | 355 |
Радиус поворота, м: | |
| по оси следа внешнего переднего колеса | 10,2 |
| наружный габаритный | 10,8 |
| Максимальная скорость, км/ч | 80 |
| Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м | 12 |
| Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км | 40 |
| Масса агрегатов, кг: | |
| двигатель с оборудованием и сцеплением | 500 |
| коробка передач | 120 |
| раздаточная коробка | 108 |
| карданные валы | 62 |
| передний мост | 305 |
| средний мост | 300 |
| задний мост | 300 |
| рама | 450 |
| кузов | 625 |
| кабина | 300 |
| колесо в сборе с шиной | 125 |
| радиатор | 22 |
Литературные источники:
Краткий автомобильный справочник. Издание восьмое, переработанное и дополненное. Москва. Из-во «Транспорт». — 1979.
chornobyl.in.ua
