Ходовая часть мтз 82 – Конструкция ходовой части трактора МТЗ-80

Содержание

Технические характеристики ходовой части тракторов МТЗ

Ходовая часть передает вес трактора на грунт, служит его опорой и производит передачу крутящего момента от двигателя к движителям, которые преобразуют его в направленное движение и в силу тяги на крюке. По виду ходовая представляет собой тележку и состоит из остова, переднего моста, заднего моста, передних и задних колес.

Остов тракторов МТЗ полурамный (за исключением гусеничных моделей, на них применяется рамная конструкция остова). К нему крепятся все сборочные элементы, которые и приводят трактор в движение. Основными частями остова колесного трактора являются: полурама, корпуса сцепления, задний мост, к нему же крепится коробка передач. В случае наличия редуктора ходоуменьшителя количество скоростей увеличивается в два раза, что позволяет проводить тяжелые работы в оптимальном режиме и оптимизировать затраты горючего.

Передний мост трактора МТЗ

Полурама служит опорой для двигателя и в проеме ее переднего бруса крепится балка переднего моста, который на разных модификациях может быть как ведущим, так и неведущим. На гусеничных тракторах МТЗ применяется рамная конструкция остова, к раме крепятся кронштейны деталей подвески.

Передний мост

Как и в любых колесных тракторах, в технике производства МТЗ передний мост играет роль опоры для передней части полурамы. На него приходится вес двигателя и всех сборочных единиц, смонтированных на переднем полурамном брусе. Также передний мост выполняет направляющую функцию. Он, при помощи рулевого механизма, обеспечивает направленное движение как передних колес, так и всего трактора. На колесные трактора МТЗ устанавливается три типа передних мостов: ведущие (портальные и балочные) и неведущие.

Передний неведущий мост

Неведущий мост типа МТЗ-80 имеет портальную конструкцию, при которой балка и колеса находятся на разных осях. Конструктивно он выполнен из стали в форме литой балки, которая телескопически соединена с выдвижными трубами поворотных цапф, а так же рулевой трапецией. Балка моста имеет соединение с остовом на шарнирах, благодаря чему во время движения она качается относительно остова в вертикальной плоскости с углом качения около 10 градусов. Это сделано для лучшего приспосабливания передних колес к неровностям пути и для уменьшения воздействия этих неровностей на остов трактора. Балка также является подрессоренной двумя цилиндрическими пружинами, через которые нагрузка от остова передается на упорные шариковые подшипники. Они, в свою очередь, через шайбу передают нагрузку валу поворотной цапфы и переднему колесу.

Колея передних колес для такого типа моста может регулироваться в диапазоне от 1250 мм до 1800 мм с интервалами в 50 мм для несимметричного расположения колес и 100 мм для симметричного. Регулировка производится бесступенчато путем изменения расположения выдвижных труб относительно балки моста.

Передний ведущий мост

Ведущий передний мост типа МТЗ-82 может быть двух видов:

  1. балочный;
  2. портальный.

Балочная конструкция подразумевает нахождение балки на одной оси с осями колес, а портальная схожа с конструкцией неведущего моста и состоит из:

  • основной несущей балки,
  • механизма главной передачи,
  • самоблокирующегося дифференциала,
  • конических редукторов.

Устанавливается мост в тот же проем передней части полурамы, что и неведущий. Привод на него осуществляется от коробки передач через раздаточную коробку и последовательно соединенные между собой: промежуточный карданный вал, промежуточную опору с предохранительной муфтой и передний карданный вал.

Передачу крутящего момента от полуосей к управляемым колесам осуществляют конические шестерни. Конструктивно они выполняют роль шарниров равных угловых скоростей, но при такой компоновке радиус поворота колес шарнирами не ограничивается. Благодаря этому радиус разворота тракторов с передним ведущим мостом ненамного превышает аналогичные показатели неведущего моста.

Процесс регулировки колеи передних колес бесступенчатым способом осуществляет винтовой механизм, расположенный на рукавах переднего моста, в диапазоне от 1500 до 1900 мм.

Задний мост

Задний мост колесных тракторов МТЗ производит передачу крутящего момента от вторичного вала коробки передач посредством главной передачи и дифференциала на конечные передачи и полуоси, соединенные со ступицами задних колес. Конструктивно он выполнен в литом чугунном корпусе, к передней части которого крепится КПП, а к задней – редуктор ВОМ, крепление для задней навески, а так же буксирное устройство. Главная передача – это пара конических шестерен со спиральными зубцами. Ведущая шестерня закреплена на шлицах вторичного вала КПП и зафиксирована гайкой, а ведомая крепится к корпусу дифференциала планетарного типа, который служит для распределения крутящего момента между полуосями, с целью их вращения с разной частотой в поворотах и неровных участках дороги.

Сам дифференциал состоит из крестовины, полуосевых шестерен и сателлитов. 4 сателлита закреплены на концах крестовины и пребывают в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями которые, в свою очередь, посредством внутренних шлицов соединены с валами конечных передач и ведущих шестерен.

Автоматическая блокировка дифференциала заднего моста

Для удобства работы в условиях скользкого дорожного покрытия или на пахоте, а также для увеличения тяговых свойств на тракторах МТЗ установлена автоматическая блокировка дифференциала, которая позволяет придавать колесам разные тяговые усилия. Состоит она из трехрежимного крана-датчика, установленного в кабине, в корпусе гидроусилителя руля и фрикционной муфты на левой ведущей шестерне главной передачи, которые соединены маслопроводом.

При повороте крана в кабине трактора происходит подача масла под давлением от гидроусилителя руля. Фрикционная муфта сжимается и объединяет левую ведущую шестерню, левую полуосевую шестерню, блокировочный вал и крестовину, вследствие чего дифференциал блокируется, то есть напоминает одну сплошную ось.

При первом режиме блокировка дифференциала отключена, он функционирует в обычном режиме.

При включенном втором положении осуществляется автоматическая блокировка, зависящая от положения передних колес и включающаяся при их повороте более чем на 13 градусов от прямолинейного движения.

Третий, принудительный режим, подключается только для преодоления серьезных дорожных препятствий, когда угол поворота может быть больше 13 градусов.

Движение со включенной принудительной блокировкой может осуществляться со скоростью не более 10 км/ч.

Передние колеса

Колеса тракторов МТЗ конструктивно состоят из диска, жестко прикрепленного к ободу, на котором монтируется пневматическая шина, передающая нагрузку на грунт. На тракторе МТЗ-80 с неведущим передним мостом диск крепится к ободу путем неразъемного соединения сваркой, а на МТЗ-82 и последующих моделях с ведущими передними мостами устанавливаются колеса, в которых диск закрепляется болтами к кронштейнам, приваренным к ободу. Данная конструкция позволяет производить регулировку ширины колеи передних колес в более широком диапазоне путем перестановки обода относительно диска. Шина состоит из покрышки, придающей шине определенную форму и размер, а так же камеры, которая удерживает воздух.

На различные модели тракторов МТЗ устанавливают разные типы передних шин: на МТЗ-80 устанавливаются шины размера 7,5-20, на трактора модели МТЗ-82 – 11,2-20, такая разница связана с тем, что у последнего передний мост является ведущим, следовательно, для лучшего сцепления с грунтом шина должна быть шире. Для тракторов модели МТЗ-102 используются шины типоразмера 13,6-20, на минитракторах типа МТЗ-320 в основном используются шины размером 7,5-16, а на более крупных тракторах, типа МТЗ-2022 4 тягового класса и МТЗ-3022 5 тягового класса устанавливаются передние шины размерами 420/70R24 и 540/65R30 соответственно.

Задние колеса

Задние колеса являются основными движителями колесных тракторов. На тракторах МТЗ обод задних колес имеет неразъемную конструкцию и приварен к диску, который, в свою очередь, крепится к ступице. С целью повышения прочности на задний диск приваривается усилительное кольцо в месте крепления к ступице. Для уменьшения давления на почву и с целью повышения эффективности использования тракторов на почвах, являющихся рыхлыми и переувлажненными, а так же для минимизации негативных уплотняющих воздействий используются системы сдваивания колес.

Выполняется сдваивание без изменения конструкции трактора и производится путем установки в ступицу более длинных болтов, на которые насаживается внутреннее колесо и фиксируется гайками, затем на них же одевается специальная проставка и так же фиксируется гайками, а внешнее колесо крепится на болты, запрессованные в проставку.

Узкие задник колеса на МТЗ-80

На трактора типа МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливаются основные шины типоразмера 15,5R38 для выполнения специальных работ, а, например, для обработки сахарной и кормовой свеклы могут использоваться более узкие шины 9,5-42.

Для работы с погрузочным и экскаваторным навесным оборудованием и на транспортных работах применяются шины 18,4-30 и 18,4-34, отличающиеся большей грузоподъемностью. На тракторах типов МТЗ-100 и МТЗ-102 устанавливаются задние шины размера 15,5-38, на минитракторах модели МТЗ-320 обычно применяют размер 12,4-16. На трактора 4 тягового класса типа МТЗ-2022 устанавливают шины размера 580/70R42, а на энергонасыщенные трактора 5 тягового класса МТЗ-3022 – 620/70R42.

Гусеницы

Ходовая часть гусеничного трактора, так же как и колесного, представляет собой тележку, но имеет ряд отличий и особенностей. Трактора МТЗ на гусеничном ходу имеют рамную конструкцию остова, которая состоит из двух продольных швеллерных лонжеронов и двух поперечных брусьев, на которых закреплены цапфы, использующиеся для установки кареток с опорными катками. Рама трактора опирается на шесть подрессоренных кареток, на которых установлены катки, перекатывающиеся по беговым дорожкам гусениц. Для того, чтобы гасить колебания, возникающие во время движения, на каждой каретке установлено по одному гидроамортизатору.

На гусеничные тракторы МТЗ устанавливается, в основном, резиноармированная гусеница, состоящая из одного ряда тросов, закладных элементов и нескольких слоев синтетической ткани, образующей вместе с тросами тянущий каркас, на который и передается крутящий момент от ведущих колес путем цевочного зацепления.

Механизм поворота гусеничного трактора

Поворот трактора осуществляется путем задействования гидрообъемного двухпоточного механизма поворота, состоящего из дифференциального механизма поворота, гидрообъемного привода, привода управления и редуктора привода насоса. Механизм поворота конструктивно состоит из суммирующих дифференциалов, которые, по сути, представляют собой трехзвенные планетарные механизмы, состоящие из двух видов шестерен: коронных и солнечных, соединенных сателлитами, которые насажены на полуоси, закрепленные в водилах. Те, в свою очередь, связаны с ведущими звездочками конечных передач.

При прямолинейном движении трактора солнечные шестерни находятся в заторможенном состоянии, сателлиты перекатываются по ним, увлекая за собой водила, от которых происходит передача крутящего момента через полуоси к ведущим звездочкам. При задействовании механизма поворота происходит растормаживание одной из солнечных шестерен, которая начинает вращаться в обратную сторону, вследствие чего передача момента на водило прекращается и гусеница отключается от силовой передачи, но по инерции продолжает вращаться. На вторую гусеницу в это время крутящий момент подается, за счет этого и происходит плавный поворот. При необходимости выполнения крутого поворота, происходит торможение специальным тормозом полуоси.

Остов

Остов трактора имеет вид телеги и служит для крепления элементов ходовой части и деталей трансмиссии и предназначен для переноса веса трактора на грунт и придания ему поступательного движения. На тракторах МТЗ применяется два конструктивных типа остовов: рамные и полурамные. Рамный остов применяется, в основном, на гусеничных тракторах, (МТЗ-1502 и МТЗ-2103), и собирается из продольных швеллерных лонжеронов, соединенных между собой литыми поперечными брусьями. К фланцам данных брусьев крепятся кронштейны цапф кареток. На лонжеронах закрепляются различные упорные кронштейны, к которым крепятся: шаровая опора амортизатора направляющего колеса, поддерживающие ролики и промежуточные звенья амортизирующих устройств.

Полурамная конструкция остова применяется на колесных тракторах и состоит из продольных лонжеронов и литого стального бруса, прикрепленного к ним болтами. К задней части лонжеронов крепятся кронштейны соединения с корпусом сцепления. А на переднем брусе полурамы смонтировано крепление передней опоры двигателя, кронштейны креплений водяного и масляного радиатора, а так же гидроусилитель рулевого управления.

Заводские номера тракторов МТЗ

На Минском тракторном заводе, как и на любом другом, каждому сошедшему с конвейера трактору присваивается уникальный серийный номер. Кроме него, трактор может иметь заводские номера основных агрегатов. Заводские номера кузова и основных агрегатов могут быть указаны на табличках, приклепанных заклепками, или выбиты непосредственно на агрегате. Знать их расположение необходимо в случае покупки трактора, так как данные номера указаны в техническом паспорте транспортного средства и перед покупкой имеется необходимость в сверке, чтобы впоследствии не иметь проблем при постановке трактора на учет.

Расположение серийного номера на кузове трактора

На тракторе МТЗ-80 указываются следующие номера:

  • заводской серийный,
  • двигателя,
  • КПП,
  • заднего моста.

Заводской серийный номер выбит на табличке, прикрепленной заклепками на заднюю стенку кабины, ниже уровня заднего стекла. Также он продублирован на передней части левого лонжерона между болтов.

Расположение заводского номера на правом лонжероне

Номер двигателя следует искать в табличке с правой стороны двигателя, между горловиной для залива масла и центрифугой. Номер КПП обозначен с левой стороны трактора на корпусе самой коробки переключения передач за колесом, а номер заднего моста выбит слева от редуктора вала отбора мощности.

Расположение номера КПП

Трактор МТЗ-82 имеет те же номера, единственное существенное различие — передний мост так же имеет свой номер, поскольку является ведущим.

Расположение заводских номеров аналогично МТЗ-80, за исключением дублирующего заводского номера, который расположен на правом лонжероне. Номер переднего моста находится на поверхности корпуса с правой стороны редуктора.

Минитрактора имеют только два номера, один из которых заводской, а второй — номер двигателя. Заводской номер указывается на табличке, прикрепленной под водительским сиденьем, а номер двигателя обозначен на левой стороне блока цилиндров, снизу.

Сравнительная характеристика ходовой части различных моделей тракторов МТЗ
МодельМТЗ-80МТЗ-82МТЗ-320МТЗ-2022МТЗ-3022
Параметры колеи передних колес, мм1250-18001500-19001260-14101640-21901830-1950
Параметры колеи задних колес, мм1400-16001800-21001250-14001800-25001795-2735
Дорожный просвет, мм462466320540450
Мин. радиус разворота, м3,814,093,75,85
Стандартные размеры шин передних колес7,5-2011,2-207,5-16420/70R24540/65R30
Стандартные размеры шин задних колес15,5R3815,5R3812,4-16580/70R42580/70R42

Поскольку трактора типа МТЗ-1502 являются гусеничными, они не вошли в данную таблицу. Технические характеристики ходовой части у этого трактора следующие:

  • Колея 1600 мм;
  • Ширина гусениц 500 мм;
  • Минимальный радиус разворота 2,2 м;
  • Дорожный просвет 360 мм.

Неполадки ходовой части тракторов МТЗ

Наиболее часто неполадки происходят с шинами тракторов, так как именно они передают вес трактора на землю, испытывают перегрузки при маневрах и пробуксовке. Следовательно, наиболее подвержены износу.

Самой распространенной неполадкой является недержание давления в пневматических шинах, которое может быть следствием негерметичности золотника камеры или прокола. Для начала следует определить, какая конкретно неисправность в данном конкретном случае имеет место: проблема с золотником или прокол.

Диагностика золотника заключается в нанесении на него мыльной пены. Если золотник пропускает воздух, то начнут появляться мыльные пузыри, в этом случае необходимо заменить золотник. Вторая проблема решается путем демонтажа шины, выявления места прокола, заклейки его с помощью резиновой латки и клея, проверки места склейки мыльной пеной или водой на предмет утечек воздуха и монтажа в обратной последовательности.

Также довольно часто встречающейся неполадкой является выход из строя одного или нескольких болтов в ступицах, что может привести к поломкам диска и кронштейнов обода или вывести из строя остальные болты, поэтому вышедший из строя болт необходимо незамедлительно заменить.

Следует также отметить, что для повышения срока эксплуатации шин и поддержания нормальных эксплуатационных характеристик трактора необходимо периодически контролировать давление воздуха в шинах и степень износа протектора. Равномерное истирание протектора в процессе его эксплуатации является нормальным.

Пилообразный износ рисунка протектора является следствием неисправностей ходовых систем: нарушения углов установки колес и параллельности осей.

Односторонний, а так же «пятнистый» зрительный вид износа протектора связан с возможной погнутостью осей, перекосом мостов и деформациями рамы.

Преждевременный износ протектора по центру является следствием повышенного давления воздуха в шине, а по краям – пониженного.

Причины данных видов неравномерного истирания рисунка протектора устраняются путем регулировки и, при необходимости, замены вышеперечисленных узлов и механизмов. Вместе с этим, необходимо следить за тем, чтобы агрессивными для резины веществами, а так же нефтепродуктами не были загрязнены места стоянки и технического обслуживания трактора.

Неполадки переднего ведущего моста и способы их устранения

Трактор МТЗ в целом, и его передний мост в частности, отличаются повышенной надежностью, но абсолютно любой механизм вследствие естественной выработки деталей рано или поздно выходит из строя, поэтому необходимо иметь представление об основных видах неполадок переднего ведущего моста. Одна из самых распространенных проблем – повышение уровня шума при работе моста, который может быть вызван неправильной регулировкой или износом шестерен, износом подшипников дифференциала или недостатком масла в редукторе моста. Данные неисправности устраняются заменой вышедших из строя или износившихся запчастей, а так же ремонтом или заменой редуктора.

При недостаточном уровне масла необходимо выявить причину данной проблемы путем диагностики на наличие протечек, при необходимости заменить уплотнительные резинотехнические изделия в картере переднего моста, а после этого восстановить необходимый уровень масла. Следует также отметить, что периодически необходимо производить диагностику и своевременную замену всех сальников и уплотнительных прокладок переднего моста. Также иногда возникает проблема повышенных колебаний колес при движении. Она устраняется путем регулировки шарниров рулевой тяги передних колес или их заменой, а так же проверкой и, при необходимости, регулировкой сходимости передних колес. Кроме того, необходима проверка затяжки гаек крепления сошки сектора, поворотных рычагов и червяка.

Часто встречающейся проблемой является появление шумов и стуков в районе переднего моста при совершении поворотов, что говорит об износе деталей, или самих шарниров равных угловых скоростей приводов передних колес. Данная неисправность устраняется заменой изношенных деталей.

Еще одной проблемой может явиться отказ включения переднего моста в случае пробуксовки задних колес при движении вперед. Данная неполадка может возникнуть по 4 причинам:

  1. деформация пружин поджимного механизма роликов,
  2. закономерный износ деталей муфты свободного хода,
  3. загрязнение продуктами окисления масла или грязью заклинивающих пазов наружной обоймы муфты свободного хода,
  4. муфта не передает крутящий момент.

Устраняется проблема путем замены изношенных деталей, либо прочисткой и промывкой муфты свободного хода, а так же ее регулировкой на момент 50 – 55 кгс/м.

Неполадки заднего моста и способы их устранения

Главной проблемой эксплуатации заднего моста может явиться повышенный уровень шума внутри его корпуса. Данный факт является свидетельством нарушения зацепа шестерни главной передачи, либо об износе зубьев, шлицов и подшипников конечных передач.

Для начала необходимо проверить уровень масла. Затем с помощью люфтомера произвести диагностику бокового зазора для зубьев силовой передачи. Если показания люфтов более 7 градусов, следует снять кабину и открутить крышку моста с целью регулировки зазоров. Если присутствуют поломки дифференциала либо износ шестерен промежуточных передач, следует их выявить и произвести замену деталей, пришедших в негодность.

Стоит также отметить, что задний мост, как и передний, необходимо периодически диагностировать на наличие протечек масла и вовремя производить замену сальников и резиновых уплотнительных прокладок.

Неполадки ходовой части гусеничных тракторов МТЗ

Поскольку ходовая часть гусеничного трактора работает в очень тяжелых условиях, необходимо особенно тщательно следить за ее состоянием, так как поломки в процессе работы на пахоте устранить чрезвычайно проблематично. Среди наиболее часто встречающихся поломок ходовой части можно выделить так называемый разрыв гусеницы, заключающийся в разрыве пальца, который скрепляет между собой гусеничные траки. Устраняется данная поломка путем замены пальца и регулировкой натяжения гусеничной ленты.

В гусеничном механизме производят регулировку сжатия амортизационной пружины натяжного колеса, зазоры в подшипниках и продольные перемещения осей различных деталей механизма. При регулировке натяжения гусеничной ленты устраняют излишнее провисание свободной ветви гусеницы, которое возникает в процессе эксплуатации вследствие износа соединительных пальцев, проушин звеньев и звездочки и грозит соскакиванием гусеницы при осуществлении поворота. Натяжение осуществляется путем перемещения натяжного колеса вперед, чтобы увеличить натяжение, или назад, для его уменьшения.

При наезде на жесткий предмет основной удар приходится на натяжное колесо, которое принимает его на себя и смягчает, то есть производит минимизацию воздействия этого удара на остов трактора. Для смягчения этих ударов используется амортизационная пружина, которая в момент удара сжимается, производя тем самым отвод натяжного колеса и не допуская его поломки. Регулировка натяжения амортизационной пружины производится гайкой или винтом, вращением которых сжимают или разжимают пружину. Сжатие пружины считается оптимальным, когда она обеспечивает полноценное выполнение своей функции, но при этом не допускает ослабления натяжения гусеничной ленты. Также не следует забывать о периодической диагностике состояния сальников и уплотнительных прокладок заднего моста во избежание протечек масла и, как следствие, недостаточной смазки трущихся и вращающихся деталей, что грозит серьезными поломками.

Таким образом, соблюдение всех правил эксплуатации и проведения регулярного технического обслуживания поможет продлить срок службы всех деталей и механизмов ходовой части как колесных, так и гусеничных тракторов МТЗ и, как следствие, избежать серьезных затрат на ремонт.

traktoramtz.com

Ходовая часть МТЗ-80, 82

По своей конструкции ходовая часть всех модификаций этого трактора сильно напоминает обычную, знакомую каждому человеку телегу.

Основные детали ходовой МТЗ — 80, 82:

  1. Ведущий мост.
  2. Не ведущий мост.
  3. Остовная часть (рама, полурама).
  4. Задние и передние колёса.

Состоящий из множества деталей, остов трактора является основанием для крепления сцепления, мостов (переднего и заднего), коробки передач, соединённых штифтами и болтами. Всё это металлическое богатство предназначено для переноса веса трактора на землю и придания ему же поступательного движения.

Трактор МТЗ — 80 снабжается полурамой с очень хорошими скручивающими свойствами, достаточным запасом жёсткости, сказывающимся на всей работе этого аппарата в целом. В переднем проёме полурамы трактора Беларусь установлен не ведущий мост, снабжённый рукавами, которые посредством редуктора телескопически могут уменьшать или увеличивать колею передних колёс, что благотворно сказывается на разнообразных условиях работы МТЗ — 80.

Главное в ходовой части

Одной из важнейших частей всей ходовой системы, безусловно, можно назвать коробку передач, дающую возможность МТЗ — 80 маневренного соотношения мощности и скорости передвижения, заканчивая максимальной — в 35 км/ч. При этом скромном скоростном режиме машина оснащена коробкой на 22 передачи, из которых 18 передних и 4 задних, что обеспечивает ему высокую плавность хода и тяговитость.

Не ведущий передний мост снабжён амортизаторными подвесками, ибо задний (ведущий) по сути является частью полурамы. При помощи амортизаторов передний мост способен гасить большинство неровностей под колёсами, а также принимать на себя (гасить) удары и тем самым смягчать работу во время движения.

При помощи соединений на клеммах на тракторе установлены задние колёса. Изменяемая колея им тоже доступна. Например, колея передних колёс может регулироваться в пределах ширины от 1200 до 1800 мм, а задних от 1400 до 2100 мм, с той лишь разницей, что передние колёса могут изменять колею поэтапно, с одним шагом в 100 мм.

Прочие особенности ходовой

Для эффективности и повышения тяговитости на агрегатах марки МТЗ — 80 могут быть установлены так называемые сдвоенные колёса, повышающие сцепление с рабочей поверхностью, увеличивающие его возможности в эксплуатации на разных рельефных поверхностях грунта.

Полурама изготавливается из прочной стали и выглядит, как цельный литой брус, с присоединёнными к нему штампованными лонжеронами. К продольным балкам сверху могут крепиться (и крепится) различное оборудование, начиная от радиаторов (масляных и водяных) и заканчивая ГУР рулевого управления.

Основная масса трактора МТЗ — 80 приходится на передние колёса, для чего их амортизаторы снабжаются специальными упорными подшипниками.

mtz-80.ru

Ходовая часть МТЗ-80, 82

По своей конструкции ходовая часть всех модификаций этого трактора сильно напоминает обычную, знакомую каждому человеку телегу.

Основные детали ходовой МТЗ — 80, 82:

  1. Ведущий мост.
  2. Не ведущий мост.
  3. Остовная часть (рама, полурама).
  4. Задние и передние колёса.

Состоящий из множества деталей, остов трактора является основанием для крепления сцепления, мостов (переднего и заднего), коробки передач, соединённых штифтами и болтами. Всё это металлическое богатство предназначено для переноса веса трактора на землю и придания ему же поступательного движения.

Трактор МТЗ — 80 снабжается полурамой с очень хорошими скручивающими свойствами, достаточным запасом жёсткости, сказывающимся на всей работе этого аппарата в целом. В переднем проёме полурамы трактора Беларусь установлен не ведущий мост, снабжённый рукавами, которые посредством редуктора телескопически могут уменьшать или увеличивать колею передних колёс, что благотворно сказывается на разнообразных условиях работы МТЗ — 80.

Главное в ходовой части

Одной из важнейших частей всей ходовой системы, безусловно, можно назвать коробку передач, дающую возможность МТЗ — 80 маневренного соотношения мощности и скорости передвижения, заканчивая максимальной — в 35 км/ч. При этом скромном скоростном режиме машина оснащена коробкой на 22 передачи, из которых 18 передних и 4 задних, что обеспечивает ему высокую плавность хода и тяговитость.

Не ведущий передний мост снабжён амортизаторными подвесками, ибо задний (ведущий) по сути является частью полурамы. При помощи амортизаторов передний мост способен гасить большинство неровностей под колёсами, а также принимать на себя (гасить) удары и тем самым смягчать работу во время движения.

При помощи соединений на клеммах на тракторе установлены задние колёса. Изменяемая колея им тоже доступна. Например, колея передних колёс может регулироваться в пределах ширины от 1200 до 1800 мм, а задних от 1400 до 2100 мм, с той лишь разницей, что передние колёса могут изменять колею поэтапно, с одним шагом в 100 мм.

Прочие особенности ходовой

Для эффективности и повышения тяговитости на агрегатах марки МТЗ — 80 могут быть установлены так называемые сдвоенные колёса, повышающие сцепление с рабочей поверхностью, увеличивающие его возможности в эксплуатации на разных рельефных поверхностях грунта.

Полурама изготавливается из прочной стали и выглядит, как цельный литой брус, с присоединёнными к нему штампованными лонжеронами. К продольным балкам сверху могут крепиться (и крепится) различное оборудование, начиная от радиаторов (масляных и водяных) и заканчивая ГУР рулевого управления.

Основная масса трактора МТЗ — 80 приходится на передние колёса, для чего их амортизаторы снабжаются специальными упорными подшипниками.

mtz-80.ru

Конструкция ходовой части трактора МТЗ-80

Конструкция ходовой части трактора МТЗ-80.

Ходовая часть трактора МТЗ-80 служит опорой и представляет собой тележку, в состав которой входят сборочные единицы и детали, при помощи которых трактор передвигается. Основные элементы ходовой: остов, неведущий мост, передние и задние колеса.

Рис. 1. Остов трактора МТЗ-80.

1 — поперечный брус; 2 — продольный брус; 3 — корпус сцепления; 4 — корпус коробки передач; 5 — корпус заднего моста.

Остов полурамный, служит основанием, на котором объединены все несущие сборочные единицы в одно целое. Остов состоит из полурамы, корпусов сцепления 3 (рис. 1), коробки передач 4, заднего моста 5, соединенных между собой установочными штифтами и болтами.

Спереди остов подрессорен витыми цилиндрическими пружинами, размещенными в шкворнях переднего ведущего или неведущего моста.

Полурама трактора МТЗ-80 состоит из литого стального бруса и двух (левой и правой) штампованных продольных балок (лонжеронов) из листового проката. К задней части балок приварены кронштейны для соединения полурамы с корпусом сцепления.

Передний брус, прикрепленный к продольным балкам болтами, предназначен также для установки ряда сборочных единиц и деталей: передней опоры двигателя, водяного и масляного радиаторов, жалюзи дизеля и гидроусилителя рулевого управления передних колес.

Передний неведущий мост МТЗ-80 служит опорой передней части трактора и обеспечивает (совместно с механизмом рулевого управления) направленное движение передних колес, а следовательно, и всего трактора.

Рис. 2. Передний мост МТЗ-80.

1 — болт; 2 — клеммовые болты; 3 — стопорный штифт; 4 — выдвижная труба: 5,19,22 и 24 — гайки; 6 и 13 — втулки поворотной цапфы; 7 и 8 — кронштейны; 9 — вал поворотной цапфы; 10 — пружина подвески; 11 — упорный подшипник; 12 — опорная шайба; 14 — тарельчатая пружина; 15 — полуось; 16 — защитный козырек; 17 — обод; 18 — диск; 20 — ступица; 21 — колпак; 23 — масленка ступицы; 25 — шаровой палец; 26 — чехол; 27 и 28 — вкладыши: 29 — резьбовая пробка; 30 — втулка: 31 — брус полурамы; 32 — балка моста: 33 — ось качания.

Передний мост состоит из литой стальной балки 32 (рис. 2), телескопически соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора.

Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и соединена с ним с помощью оси качания 33.

Благодаря шарнирному соединению балка переднего моста МТЗ-80 может качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет передним колесам трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов.

От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят штифтом 3.

Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового зажима.

В каждой трубе сделано по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, в одно из которых вставляют штифт, фиксируя размер колеи передних колес.

Колею регулируют изменением взаимного расположения выдвижной трубы и балки моста, перемещая трубу относительно балки.

Поворотная цапфа состоит из вала (шкворня) 9 и полуоси 15 колеса. Вал запрессован в отверстие полуоси и приварен к ней снизу.

Он поворачивается на двух втулках — верхней 6 и нижней 13, размещенных в кронштейне 7 выдвижного кулака. Верхняя втулка запрессована в кронштейн, а нижняя установлена в его отверстие и прикреплена к кронштейну двумя болтами 1.

Балка переднего моста трактора МТЗ-80 подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 1, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков.

Нагрузка от остова трактора через кронштейн 7 и пружину передается на упорный шариковый подшипник 11, который, в свою очередь, через шайбу 12 передает ее валу 9 поворотной цапфы и переднему колесу. При сборке пружины 10 подвески предварительно сжимают и фиксируют гайкой 5 поворотного рычага.

Ступица 20 (рис.2) колеса представляет собой чугунную отливку с фланцем и парной расточкой под подшипники.

Во фланец запрессованы болты для крепления диска колеса. Ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние обоймы которых установлены на полуоси, а наружные — запрессованы в расточки ступицы. Подшипники затянуты гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси.

Между гайкой и подшипником помещена шайба с усом, входящим в паз полуоси, который препятствует вращению шайбы относительно полуоси и тем самым предотвращает отвинчивание гайки при возможных проворачиваниях внутреннего кольца подшипника.

Снаружи ступица колеса МТЗ-80 закрыта штампованным колпаком 21, а с внутренней стороны в расточку ступицы установлена самоподжимная манжета.

Для обеспечения дополнительного лабиринтного уплотнения к полуоси со стороны манжеты приварен защитный козырек 16, охватывающий ступицу снаружи с небольшим зазором.

Колеса с шинами передают вертикальные нагрузки трактора на грунт, а ведущие колеса выполняют также функции движителя, с помощью которого мощность двигателя, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в поступательное движение трактора.

Колесо состоит из обода с жестко прикрепленным к нему диском и пневматической шины, смонтированной на ободе. Обод служит основанием, благодаря которому шина, наполненная воздухом (и жидкостью), передает нагрузку на грунт. Колесо крепят к ступице с помощью диска.

Обод колеса неразъемный. Его изготовляют из стального листа. Углубление в средней части обода сделано для того, чтобы можно было монтировать и демонтировать шины, вдвигая борта покрышки в глубокую часть обода при монтаже и демонтаже.

Как правило, диски приваривают к ободу. В тракторах МТЗ-82 диски передних колес крепятся болтами к кронштейнам, приваренным к ободу.

Такая конструкция позволяет изменять взаимное расположение диска и обода и за счет этого регулировать колею передних колес. Для повышения прочности дисков задних колес, к ним, в месте крепления к ступице, приваривают усилительное кольцо.

Рис. 3. Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, 82.

1 — крышка винта; 2 — болт: 3 — регулировочный винт; 4 — вкладыш ступицы; 5 — ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 — болт; 8 — балластный груз; 9 — обод; 10 — шина; 11 — гайка; 12 — болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы: 14 — сферическая шайба; 15 — шпонка.

Ступица 6 (рис. 3) задних колес закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех болтов 13.

Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси.

Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для работы колею.

Во фланцы ступиц задних (и передних) колес запрессованы болты 7, с помощью которых крепят дис­ки колес.

Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.

Рабочие регулировки деталей ходовой части трактора МТЗ-80,82.

Техническое обслуживание металлической части колес трактора заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных неисправностей. Гайки должны быть затянуты равномерно, с одинаковым усилием.

Фаски конусных гаек должны плотно прилегать к конусным отверстиям диска. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается резьба болтов, что приводит к поломкам диска и болтов.

Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно заменить. Работать на тракторе с неполным числом болтов крепления дисков нельзя, так как это повредит остальные болты и может вызвать поломки диска или кронштейнов обода.

При снятии колес с трактора необходимо перед поддомкрачиванием колес немного отпустить конусные гайки. Окончательно свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.

Перед установкой колес на трактор МТЗ-80, 82 резьбу болтов рекомендуется протереть и смазать солидолом.

Гайки следует затягивать в таком порядке. Навернуть гайки на все болты от руки и затянуть их предварительно при поддомкраченном колесе. Гайки затягивают крест-накрест.

При завертывании гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы совпадали с фасками диска. Окончательно затягивают гайки при опущенном на грунт колесе.

Подшипники ступиц передних колес регулируют при ТО-3 (960-1000 моточасов работы). Однако, если в процессе эксплуатации обнаружатся осевые перемещения колес более 0,5 мм, устранять их надо незамедлительно, так как это приводит к интенсивному изнашиванию шин и подшипников.

Регулировка подшипников ступиц передних колес МТЗ-80, 82.

— поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь (на 1/8 оборота) гайку.

Толкнув колесо, рукой проверить, насколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжеты, выход из строя подшипников.

— затянуть гайку так, чтобы колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение.

— отвернуть гайку так, чтобы ближайшая прорезь на ней совпала с отверстием под шплинт в полуоси.

Провернуть колесо сильным толчком руки оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь. По окончании регулировки зашплинтовать гайку и установить колпак, при необходимости добавить смазку в ступицу.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют по нагреву ступиц колес в работе.

Ощутимый рукой нагрев (до 60-70°С) после 8-10 км пробега указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку следует отпустить на одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступицы при установке новых подшипников или манжет.

Регулировку требуемой ширины колеи направляющих колес МТЗ-82, 80 ведут в следующей последовательности.

— при поднятой передней части трактора ослабляют крепежные болты, вынимают пальцы крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси.

— передвигают сначала один, а затем другой выдвижной кулак, изменяя одновременно длину рулевых тяг вращением трубы передней оси в наконечниках, при отпущенных контргайках, на величину требуемой ширины колеи, после этого закрепляют кулаки в трубе передней оси.

— при установке ширины колеи 1400 мм и более трубы рулевых тяг заменяют удлиненными, которые прикладываются к ЗИП трактора; опустив трактор, проверяют сходимость и при необходимости регулируют ее.

Рис. 1. Регулировка колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1.

1 — винт; 2 — прокладка; 3 — клинья; 4 — крышка (снята.

Ширину колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1 регулируют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 1) в трех интервалах (мм): 1200-1500, 1500-1600, 1600-1800.

Для регулировки ширины колеи поднимают переднюю часть трактора МТЗ-82.1 (или поочередно передние колеса), а задние колеса затормаживают.

При установке колес на ширину колеи 1500-1600 мм вместо 1200-1500 мм (или наоборот) отворачивают гайки крепления обода колеса к диску и поворачивают колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диске.

В зависимости от требуемой ширины колеи устанавливают различное взаимное расположение обода колеса и диска (рис, 2.

Рис. 2. Схема установки передних колес трактора МТЗ-80, 82 на различную колею.

1 — обод; 2 — диск, 3 — болт; 4 — гайка; 5 – кронштейн.

Для получения колеи 1600-1800 мм снимают колеса с дисков и меняют их местами. При этом оставляют направление вращения шины прежним (по стрелке, указанной на боковине.

При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другой изменяют положение крыльев за счет крепления кронштейнов через дополнительные отверстия.

Изменение ширины колеи винтовым механизмом выставляют при снятой крышке 4 (см. рис. 1) и отпущенных клиньях 3 рукавов, чтобы обеспечивалось свободное перемещение корпусов конических пар.

Вращением регулировочного винта 1 с помощью ключа обеспечивают перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой ширины колеи. При этом изменяют также длину рулевых тяг.

На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребляемых размеров колеи (мм): 1350, 1400, 1500, 1600, 1800. После изменения ширины колеи передних колес обязательно регулируют их сходимость.

Для изменения ширины колеи задних колес выполняют следующие операции.

— поднимают домкратом заднюю часть трактора и отворачивают на 2-4 оборота болты крепления вкладыша к ступице одного из колес.

— вращая червяк, перемещают колесо до получения требуемой колеи, после чего болты крепления вкладыша затягивают до отказа.

— устанавливают в требуемое положение второе колесо. Ширина колеи до 1600 мм получается без перестановки колес, свыше 1600 мм колеса переставляют, как показано на рис. 3.

Рис 3. Схема регулировки задних колес тракторов МТЗ-82, 80.

размер А — 1400-1600 мм для шин 15,5-38; 1250-1600 для шин 942; размер В — 1800-2100 мм для шин 15.5-38: 1800-2100 мм для шин 9-42.

Сходимость передних колес должна быть 4-8 мм. Перед поверкой сходимости обязательно проверяют и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг.

Регулировку сходимости передних колес выполняют в следующей последовательности.

— устанавливают трактор на горизонтальную площадку и ставят сошку в среднее положение, для чего поджимают до упора щуп.

— поворачивают рулевое колесо, устанавливают его в положение, когда щуп максимально утоплен.

— проверяют чтобы корпуса конических пар (для тракторов МТЗ-82) или поворотные кулаки (для тракторов МТЗ-80) были выдвинуты на одинаковое расстояние Б (рис, 4) соответственно из корпуса переднего моста и трубы передней оси.

— регулируют левую и правую тяги так, чтобы для обеих тяг расстояние А между шаровыми пальцами было одинаковым.

— при изменении длины рулевых тяг следят, чтобы сошка оставалась в среднем положении (удерживают с помощью рулевого колеса.

— для регулировки длины рулевых тяг задних колес отпускают контргайки и вращением левой и правой труб устанавливают необходимую длину рулевых тяг.

— определяют сходимость колес, для чего замеряют расстояние Г между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте оси колеса) и делают мелом отметку в местах замера.

— проезжают трактором вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замеряют расстояние.

В между метками колес. Разница расстояний при двух замерах определяет необходимую величину сходимости, которая должна быть 4-8 мм. Изменяют сходимость регулировкой длины левой и правой тяг на одинаковую величину.

— снова проверяют установку сошки трактора задних колес тракторов в среднее положение и разность расстояний Г и В.

— законтривают трубы рулевых тяг после окончательной регулировки сходимости колес.

Pиc. 4. Схема регулировки сходимости передних колес.

1, 9 — колеса; 2 — передняя ось; 3, 5, 6 и 8 — контргайки; 4, 7 — трубы рулевых тяг; А — расстояние между шаровыми пальцами; Б — расстояние от корпуса до поворотного кулака; В — расстояние сзади между колесами; Г — расстояние спереди между колесами.

t25-tractor.ru

Детали ходовой части трактора МТЗ-80

_______________________________________________________________________________________________

Детали ходовой части трактора МТЗ-80

Ходовая часть трактора МТЗ-80 служит опорой и представляет собой тележку, в состав которой входят сборочные единицы и детали, при помощи которых трактор передвигается. Основные элементы ходовой: остов, неведущий мост, передние и задние колеса.

Рис. 1. Остов трактора МТЗ-80

1 — поперечный брус; 2 — продольный брус; 3 — корпус сцепления; 4 — корпус коробки передач; 5 — корпус заднего моста;

Остов тракторов МТЗ-80 полурамный, служит основанием, на котором объединены все несущие сборочные единицы в одно целое. Остов состоит из полурамы, корпусов сцепления 3 (рис. 1), коробки передач 4, заднего моста 5, соединенных между собой установочными штифтами и болтами.

Спереди остов подрессорен витыми цилиндрическими пружинами, размещенными в шкворнях переднего ведущего или неведущего моста.

Полурама трактора МТЗ-80 состоит из литого стального бруса и двух (левой и правой) штампованных продольных балок (лонжеронов) из листового проката. К задней части балок приварены кронштейны для соединения полурамы с корпусом сцепления.

Передний брус, прикрепленный к продольным балкам болтами, предназначен также для установки ряда сборочных единиц и деталей: передней опоры двигателя, водяного и масляного радиаторов, жалюзи дизеля и гидроусилителя рулевого управления передних колес.

Передний неведущий мост тракторов МТЗ-80 служит опорой передней части трактора и обеспечивает (совместно с механизмом рулевого управления) направленное движение передних колес, а следовательно, и всего трактора.

Рис. 2. Передний мост МТЗ-80

1 — болт; 2 — клеммовые болты; 3 — стопорный штифт; 4 — выдвижная труба: 5,19,22 и 24 — гайки; 6 и 13 — втулки поворотной цапфы; 7 и 8 — кронштейны; 9 — вал поворотной цапфы; 10 — пружина подвески; 11 — упорный подшипник; 12 — опорная шайба; 14 — тарельчатая пружина; 15 — полуось; 16 — защитный козырек; 17 — обод; 18 — диск; 20 — ступица; 21 — колпак; 23 — масленка ступицы; 25 — шаровой палец; 26 — чехол; 27 и 28 — вкладыши: 29 — резьбовая пробка; 30 — втулка: 31 — брус полурамы; 32 — балка моста: 33 — ось качания

Передний мост состоит из литой стальной балки 32 (рис. 2), телескопически соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора. Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и соединена с ним с помощью оси качания 33.

Благодаря шарнирному соединению балка моста МТЗ-80 может качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет передним колесам трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов. От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят штифтом 3.

Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового зажима.

В каждой трубе сделано по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, в одно из которых вставляют штифт, фиксируя размер колеи передних колес. Колею регулируют изменением взаимного расположения выдвижной трубы и балки моста, перемещая трубу относительно балки.

Поворотная цапфа МТЗ-80 состоит из вала (шкворня) 9 и полуоси 15 колеса. Вал запрессован в отверстие полуоси и приварен к ней снизу.

Он поворачивается на двух втулках — верхней 6 и нижней 13, размещенных в кронштейне 7 выдвижного кулака. Верхняя втулка запрессована в кронштейн, а нижняя установлена в его отверстие и прикреплена к кронштейну двумя болтами 1.

Балка переднего моста трактора МТЗ-80 подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 1, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков.

Нагрузка от остова трактора через кронштейн 7 и пружину передается на упорный шариковый подшипник 11, который, в свою очередь, через шайбу 12 передает ее валу 9 поворотной цапфы и переднему колесу. При сборке пружины 10 подвески предварительно сжимают и фиксируют гайкой 5 поворотного рычага.

Ступица 20 (рис.2) колеса представляет собой чугунную отливку с фланцем и парной расточкой под подшипники.

Во фланец запрессованы болты для крепления диска колеса. Ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, внутренние обоймы которых установлены на полуоси, а наружные — запрессованы в расточки ступицы. Подшипники затянуты гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси.

Между гайкой и подшипником помещена шайба с усом, входящим в паз полуоси, который препятствует вращению шайбы относительно полуоси и тем самым предотвращает отвинчивание гайки при возможных проворачиваниях внутреннего кольца подшипника.

Снаружи ступица колеса МТЗ-80 закрыта штампованным колпаком 21, а с внутренней стороны в расточку ступицы установлена самоподжимная манжета. Для обеспечения дополнительного лабиринтного уплотнения к полуоси со стороны манжеты приварен защитный козырек 16, охватывающий ступицу снаружи с небольшим зазором.

Колеса с шинами передают вертикальные нагрузки трактора на грунт, а ведущие колеса выполняют также функции движителя, с помощью которого мощность двигателя, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в поступательное движение трактора.

Колесо трактора МТЗ-80 состоит из обода с жестко прикрепленным к нему диском и пневматической шины, смонтированной на ободе. Обод служит основанием, благодаря которому шина, наполненная воздухом (и жидкостью), передает нагрузку на грунт. Колесо крепят к ступице с помощью диска.

Обод колеса неразъемный. Его изготовляют из стального листа. Углубление в средней части обода сделано для того, чтобы можно было монтировать и демонтировать шины, вдвигая борта покрышки в глубокую часть обода при монтаже и демонтаже.

Как правило, диски приваривают к ободу. В тракторах МТЗ-82 диски передних колес крепятся болтами к кронштейнам, приваренным к ободу.

Такая конструкция позволяет изменять взаимное расположение диска и обода и за счет этого регулировать колею передних колес. Для повышения прочности дисков задних колес тракторов МТЗ, к ним, в месте крепления к ступице, приваривают усилительное кольцо.

Рис. 3. Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка винта; 2 — болт: 3 — регулировочный винт; 4 — вкладыш ступицы; 5 — ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 — болт; 8 — балластный груз; 9 — обод; 10 — шина; 11 — гайка; 12 — болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы: 14 — сферическая шайба; 15 — шпонка

Ступица 6 (рис. 3) задних колес закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех болтов 13. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для работы колею.

Во фланцы ступиц задних (и передних) колес запрессованы болты 7, с помощью которых крепят дис­ки колес. Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

specsts.ru

Ходовая и рулевое управление колесных тракторов

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Ходовая и рулевое управление МТЗ-82

Остов трактора МТЗ-82 полурамной конструкции. Полурама состоит из переднего бруса и двух лонжеронов. С помощью кронштейнов лонжероны соединяются с корпусом муфты сцепления. На переднем брусе устанавливается передняя опора двигателя, водяной и масляный радиаторы и корпус гидроусилителя руля. В отверстия проушин бруса установлены втулки оси качания переднего моста.

Техобслуживание и ремонт тракторов

Передний мост служит опорой передней части трактора и обеспечивает управление трактором. Передний мост неведущий состоит из литой балки, телескопически соединенной с выдвижными трубами. Балка входит в проушины бруса полурамы и соединена с ним шарнирно осью качания. К выдвижным трубам приварены кронштейны. Поворотная цапфа состоит из вала, запрессованного в отверстие полуоси колеса и приваренного к ней снизу.

Вал поворотной цапфы вращается в двух втулках — верхней и нижней, размещенных в кронштейне. Передняя балка через кронштейн опирается на пружину и упорный подшипник, который через опорную шайбу передает нагрузку валу, поворотной цапфе и переднему колесу. Ступица переднего направляющего колеса устанавливается на полуоси на двух конических роликовых подшипниках.

Затяжка и регулировка подшипников производятся гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси. С внешней стороны подшипники закрыты колпаком, а с внутренней — самоподжимным каркасным сальником и защитным козырьком. Выдвижные трубы имеют по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, за счет выдвижения трубы из балки регулируется размер колеи передних колес.

Колеса трактора МТЗ-82. Направляющее колесо состоит из обода с диском и пневматической шины. С помощью диска колесо крепится к ступице. Ступица заднего ведущего колеса закрепляется на полуоси конечной передачи с помощью шпонки и вкладыша с четырьмя болтами. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком), который входит в зацепление с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк, можно передвигать ступицы вместе с колесом вдоль оси и получать нужную для работы колею. Для повышения сцепления задних ведущих колес с грунтом на дисках колес крепят балансирные чугунные грузы.

Обслуживание ходовой части универсальных тракторов

Подшипники передних колес регулируют через каждые 960 ч работы, для чего:

— снимают колпак, расшплинтовывают гайку;
— затягивают гайку до тугого прокручивания колеса и отвертывают, чтобы прорезь и отверстие под шплинт совпали;
— если колесо проворачивается туго, отпускают гайку еще на одну прорезь и шплинтуют гайку.

Аналогичным образом регулируют подшипники передних колес тракторов Т-25А, Т-16, Т-40, ЮМЗ-6, МТЗ-50.

Проверка давления в шинах. Внутреннее давление в шинах передних колес МТЗ-82 должно быть 1,4-1,7 кгс/см2, задних (12-38) 1, 0-1,4 кгс/см2, в зависимости, от нагрузки на колеса и вида работы. У тракторов ЮМЗ-6 это давление для передних колес 1,4-2,7 кгс/см2, задних 0,8-1,4 кгс/см2. Трактор Т-25А и самоходное шасси Т-16М имеют давление в передних колесах 2,0-2,5 кгс/см2, а задних 1,2-1,5 кгс/см2.

Регулировка сходимости направляющих колес. Сходимость колес проверяют через каждые 240 ч. Нормальное схождение колес должно быть у тракторов МТЗ-82 — 4,8 мм, МТЗ-50 и ЮМЗ-6 — 8-12, Т-40 — 0-4, Т-25А и Т-16М — 1-3 мм. Сходимость колес регулируют путем удлинения и укорачивания поперечных тяг рулевой трапеции переднего моста.

Регулировка колеи трактора

Колея трактора изменяется в зависимости от размеров междурядий обрабатываемых пропашных культур. При работе на транспортных работах трактор устанавливается на наибольшую колею. Колею передних колес трактора МТЗ-82 регулируют в пределах 1200-1800 мм ступенчатым перемещением (через каждые 50 мм) выдвижных труб относительно балки переднего моста, а также за счет изменения положения диска колеса
относительно ступицы или перестановкой колес с одной стороны на другую.

Колея передних колес трактора МТЗ-82 регулируется бесступенчато-винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста. Колея задних ведущих колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 изменяется бесступенчато в пределах 1350—2050 мм перемещением ступицы колес по выступающим концам полуосей заднего моста с помощью червячного механизма и за счет изменения взаимного расположения диска и ступицы и перестановки колес с одного борта на другой при установке колеи более 1600 мм.

Аналогичную регулировку колеи имеют тракторы МТЗ-50, у которых колея изменяется в пределах 1200-1800 мм. У трактора ЮМЗ-6 колея изменяется в пределах 1260-1860 с интервалом 100 мм у направляющих колес и бесступенчато — у задних. У тракторов Т-25А колея регулируется ступенчато от 1100 до 1500 мм за счет поворота диска относительно обода и перестановкой колес.

Регулировка дорожного просвета. У тракторов Т-25А и Т-40 дорожный просвет регулируется у переднего моста поворотом коленчатых фланцев оси переднего колеса и поворотом корпусов бортовых передач относительно заднего моста, в результате чего изменяется не только дорожный просвет, но и база трактора.

Рулевое управление трактора состоит из трапеции рулевого привода и рулевого механизма. Трапецию, как было рассмотрено выше, составляют поворотные рычаги, сидящие на валах цапф, передняя балка и поперечные тяги, соединяющие эти рычаги с сошкой. Привод рулевого механизма передает вращение от рулевого колеса к рулевому механизму и включает в себя рулевое колесо и валы, соединенные между собой карданными шарнирами.

Конструкция рулевого привода предусматривает откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора для обеспечения удобного входа и выхода из кабины трактора. Рулевой механизм представляет собой пару червяк-сектор и гидроусилитель, снижающий усилие на рулевом колесе до 3-5 кгс независимо от условий работы.

Гидроусилитель рулевого управления включает масляный насос шестеренчатого типа, распределитель золотникового типа, гидравлический силовой цилиндр и емкость для масла с фильтром. В корпусе усилителя смонтированы червяк и двухвенцовый сектор, посаженный на шлицы поворотного вала. На нижнем конце вала укреплена сошка. Сектор одновременно входит в зацепление с червяком и рейкой штока, поршня силового цилиндра гидроусилителя.

Червяк установлен в эксцентрической втулке на двух шариковых подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке с небольшим зазором, что позволяет червяку вместе с закрепленным на его хвостовике золотником распределителя перемещаться в осевом направлении и занимать золотнику среднее нейтральное или одно из рабочих положений, соответствующих повороту колес вправо или влево. С обеих сторон золотника установлены упорные подшипники.

Подшипники прижимаются к золотнику гайкой. В сверлениях корпуса распределителя установлены на равном расстоянии по окружности три пары ползунов. Между ползунами поставлены пружины, прижимающие ползуны к внутренним обоймам подшипников. При прямолинейном движении трактора золотник находится в нейтральном положении и удерживается в этом положении ползунами. Масло из насоса подается к центральному пояску золотника.

Так как буртик пояска не перекрывает проточку в корпусе, то масло огибает буртик, перетекая в крайние сливные выточки и далее по трубке через редукционный клапан и фильтр сливается в бак-корпус гидроусилителя (на схеме условно он изображен в виде бака). Давление в силовом цилиндре над поршнем в полости и под поршнем в полости одинаковое.

При повороте трактора, например, вправо вращение от рулевого колеса через рулевой привод передается червяку. Если сопротивление повороту направляющих колес велико, то червяк при вращении, вворачиваясь как винт относительно зубчатого сектора, перемещается вместе с золотником вперед (ход золотника 1,2 мм), преодолевая усилие сжатия пружины. При этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в переднюю сливную выточку.

Одновременно крайний бурт золотника закроет выход масла из полости в нижнюю сливную выточку корпуса распределителя. Масло, подаваемое насосом из средней нагнетательной выточки, по сверлению в корпусе и трубке проходите полость под поршень и давит на поршень. Поршень, перемещаясь вперед вместе со штоком и рейкой, поворачивает сектор, поворотный вал и сошку, а через тяги рулевой трапеции — и направляющие колеса вправо. Как только вращение рулевого колеса прекращается, пружины ползунов переводят золотник в нейтральное положение.

Если усилие на рулевом колесе незначительное (при поворотах на дорогах с твердым покрытием на большой скорости) и осевая сила на червяке меньше сопротивления сжатых пружин ползунов, то поворот рулевого колеса и червяка передается на сектор, поворотный вал и сошку и осуществляется он без участия гидроусилителя. В этом случае золотник находится в нейтральном положении, а масло от насоса в распределителе идет на слив, не воздействуя на поршень.

Нормальное давление масла в системе составляет 20-40 кгс/см2. Однако при работе в тяжелых дорожных условиях (глубокая колея и т. д.) давление в системе увеличивается. Чтобы максимальное давление не превышало 80-90 кгс/см2, в системе установлен предохранительный клапан, перепускающий часть масла на слив, минуя цилиндр. Насос гидроусилителя шестеренчатого типа устроен подобно насосам гидравлической навесной системы.

Автоматической блокировкой дифференциал а (АБД) на тракторах МТЗ-82 управляет датчик, смонтированный в гидроусилителе рулевого управления. Датчик установлен на упоре рейки и состоит из золотника, поворотного крана с маховичком, толкателя и щупа. Давление в гидросистеме автоблокировки 7-9 кгс/см2 поддерживается редукционным клапаном. В положении маховичка «ВКЛ» полость диафрагмы блокирующего устройства дифференциала соединена через дроссельное отверстие крана с напорной магистралью редукционного клапана.

При прямолинейном движении трактора сливной канал датчика перекрыт золотником. Масло через диафрагму сжимает диски муфты сцепления АБД, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи. В этом случае оба колеса трактора вращаются с одинаковой
скоростью.

При повороте направляющих колес на угол 8° и более рейка переместится и толкатель (шарик которого выйдет из углубления рейки) передвинет золотник, который соединит при этом через полость внутреннюю полость крана со сливной магистралью. Давление масла в диафрагме падает, и блокировка дифферециала выключается. Колеса трактора могут вращаться с разной скоростью.

При использовании трактора в хороших условиях автоматическая блокировка выключается, для этого маховичок крана устанавливают в положение «ВЫКЛ», при этом дроссельное отверстие отсоединяется от напорной магистрали, а внутренние полости крана и диафрагмы соединяются со сливной магистралью через отверстие в кране.

Обслуживание рулевого управления сводится к проверке: уровня масла в гидросистеме, состояния резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, сошки поворотных рычагов; к своевременной смазке карданного шарнира рулевого привода, промывке фильтра и замене масла; к проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса. Масляный фильтр промывают после обкатки трактора, а затем через 960 ч работы.

Зацепление сектор-червяк регулируют поворотом эксцентриковой втулки до упора червяка в зубья сектора, при этом не должно быть ощущения заедания, а усилие на рулевом колесе при поддомкраченном переднем мосте должно составлять 3-4 кгс. Регулируют зацепление сектор-червяк при свободном ходе рулевого колеса более 25° и после устранения люфта в шарнирах рулевого привода и подтяжке всех креплений. Аналогичная
регулировка применяется на тракторах МТЗ-50 У тракторов ЮМЗ-6Л зазор между роликом и червяком должен быть не более 0,15 мм, что достигается регулировочным винтом, упирающимся в торец вала сошки.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов

mtz-sibir.ru

Колесные трактора МТЗ-82 Беларус — рейтинг моделей, цены, отзывы, технические характеристики

Сельскохозяйственная техника МТЗ 82 – трактор, который производится на Минском тракторном заводе. Он имеет средней мощности двигатель на 81 л. с. и относится к универсальной технике классификации 1,4. Основное назначение – вспахивание, культивация земельной почвы, сбор огородных культур и транспортировка малогабаритного груза. Но благодаря разнообразию навесного оборудования, спектр применения модификации существенно расширяется.

Технические характеристики

Беларус МТЗ зарекомендовал себя как надежный и производительный трактор универсального типа. Он представляет собой пропашную колесную технику с небольшой водительской кабиной и простой системой управления.

Ходовая часть

Каждый механизм и узел ходовой части трактора МТЗ 82 располагается в прочной полураме изготовленной из стального материала. Помимо всего в конструкции присутствует укрепление лонжеронами. Нужную жесткость обеспечивает надежная промежуточная опора. Передний мост управляемого типа оборудован колесами небольшого размера. Они имеют амортизационную подвеску, в отличие от задних колес.

Трактор МТЗ-82 во многом идентичен своему предшественнику – 80. В отличие от устаревшей модели, он имеет полный привод и довольно скромный аппетит

Что касается особенностей MTZ, то в первую очередь следует выделить телескопический рукав, благодаря которому можно задавать ширину колеи. Ведущий задний мост оснащен колесами с большим радиусом.  Возможность сдваивания колесной системы позволяет улучшить сцепление трактора с дорожным покрытием.

Силовой агрегат

Изначально Беларус 82 оборудовался двухцилиндровым дизельным мотором с маленькой мощностью, составляющую всего 12 л. с. Немного позднее инженеры внесли правки в конструкцию и оснастили технику четырехтактным дизельным движком Д240 и Д243.

Благодаря системе полного привода машина одинаково успешно справляется с работой в любых дорожных и с/х условиях. Все модели рассчитаны на работу с 230 видами дополнительного навесного оборудования. В их числе стогометатели, копновозы, косилки и т.д.

Силовые агрегаты отличаются установкой непосредственного впрыскивания топливной смеси, рабочим объемом в 4,75 л и мощностью 81 л. с. при интенсивности оборотов коленчатого вала 2200 вращений в минуту.

Некоторые модификации оснащены специальной системой, облегчающей холодный запуск – ПЖБ200-Б. Двигатель имеет комбинированное устройство смазки. Первая часть обработки рабочих механизмов осуществляется под давлением, вторая — методом разбрызгивания. Мотор охлаждается жидкостным способом, для этого монтируются масленые или водяные радиаторы.

Характеристики трансмиссии

В модификации установлена коробка передач с 9 скоростными режимами для движения вперед и назад – 2 скорости. Нечетные передачи для передвижения передним ходом и одна задняя воспроизводится при функционировании 1 ступени редуктора. Вторая ступень предполагает запуск четных передних режимов передвижения и второго заднего.

Исходя из этого, становится понятным принцип работы трансмиссии. Для запуска необходимой передачи в первую очередь потребуется подключение соответствующей ступени редуктора. Для того, чтобы механизатор не ошибся, инструкцию по запуску расположили в кабине техники. Только после включения требуемой ступени ручка коробки передач перейдет в нейтральное положение.

Конический дифференциал заднего моста Беларус МТЗ оснащен 4-я сателлитами. Его блокировка осуществляется двумя методами:

  • автоматизированным;
  • принудительным.

Коробка передач подключена к однодисковой замкнутой муфте, а рулевое устройство размещено в подкапотной области и подсоединено к мотору. Руль оборудован гидроусилителем и подключен к коробке передач червячным механизмом.

ВИДЕО: Тест-драйв и обзор колесного трактора МТЗ 82 «Беларус»

Электросхема и гидравлическое устройство

Для исправного и бесперебойного функционирования требуется постоянное напряжение 12 В. Электроэнергия воспроизводится от вмонтированного генератора, работающего от коленчатого вала. Фиксация осуществляется ременной передачей.

Для функционирования с дополнительными навесными устройствами в МТЗ 82 Беларус применяется раздельно-агрегатная гидравлическая система.

В технику можно установить один из трех видов гидравлики, в зависимости от предпочтений водителя:

  • с комбинированным управлением;
  • механическим креплением подвесных устройств;
  • позиционной регулировкой.
Кабина

Водительское место для механизатора выделяется повышенной степенью комфортабельности. Данная модификация реализуется в двух версиях, различных по виду кабины. На устаревшие тракторы МТЗ 82, фото которых предоставлены ниже, монтируется цельнометаллический кузов с меленьким полезным пространством, вмещающим только одно сидение.

Трактор имеет весьма компактные габариты: 3810х2450х1970 мм

В более новые модели устанавливаются большие по размерным параметрам кабины с панорамным видом. Из-за данного аспекта трактор стал больше весить, но на технических характеристиках это сильно не отразилось, кроме улучшенного сцепления с поверхностью дороги.

Место механизатора стало существенно комфортнее, поскольку в тракторе Беларус МТЗ имеется система отопления для работы в холодное время года. Вентиляционное устройство способствует хорошей циркуляции кислорода естественным методом. Переднее и заднее стекло имеет индивидуальные щетки для очистки при загрязнении.

Также следует выделит, что трактор оснащен контролерами баланса, которые исключают вероятность переворачивания.

Краткие технические характеристики и устройство МТЗ:

Параметры

Значение

Масса, т

4

Размерные параметры, см

393х197х280

Диапазон регуляции колеи, см

140-210

Дорожный просвет, см

46,5

Минимальный радиус поворота, м

4,1

Потребление топлива, гр./ч.

162

Объем бака, л

130

Модельный ряд колесных тракторов МТЗ-82 Беларус

«Беларус» производится в нескольких версиях. Каждая модель имеет индивидуальное назначение к применению. Из наиболее востребованных нужно выделить следующие модификации:

МТЗ 82-Р

Техника используется для обработки рисовых полей. Модификация имеет отличительные особенности — увеличенный клиренс и более широкая колесная база. Масса данной версии по сравнению с другими моделями значительно меньше.

82-Р

МТЗ 82-Н

Техника с заниженным центром тяжести предполагает работу на склонах. За счет такого расположения центроида исключается вероятность опрокидывания. Также пользователи отмечают пониженное потребление топлива.

82-Н

МТЗ 82-К

Тракторная машина аналогична предыдущей версии. Отличительная особенность заключается в качающихся бортовых передачах, которые способствуют улучшению устойчивости техники.

82К — крутосклонный универсально пропашной трактор, с полным приводом, бортовыми качающимися редукторами и гидравлической системой

Плюсы и минусы тракторов МТЗ-82

Главное преимущество, объединяющее все модификации, это повышенный уровень маневренности и проходимости. Большинство моделей потребляют минимальное количество топлива при функционировании. Трактор простой в устройстве и управлении, также не требует больших вложений при обслуживании.

Фото навесного оборудования на трактора

Технику можно назвать универсальной, поскольку она успешно используется в различных сферах деятельности в качестве:

  • экскаватора;
  • транспортировщика;
  • бульдозера;
  • копателя;
  • погрузчика.

Недостатки техники могут выявиться в процессе эксплуатации. Например, многие пользователи отметили, что с течением времени на топливном баке образуются трещины, в результате чего появляются утечки горючего. Чрезмерно жесткая подвеска и отсутствие климатической системы ухудшают комфортабельность в кабине. Данные жалобы поступали в большей степени на модификации, собранные на заводе в Елабуге.

ВИДЕО: На что способен МТЗ 82

www.portalteplic.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *