Регулировка клапанов ЯМЗ 238: схема, обороты и инструкция
Несмотря на то, что дизельные двигатели ЯМЗ 238 появились еще в середине прошлого века, они остаются востребованными и сейчас. Сфера применения моторов достаточно широкая. Их устанавливают на грузовики Урал, КАМАЗ, КрАЗ и трактора К-700.
Учитывая высокие нагрузки и температурные перепады, которым подвергаются такие двигатели, необходимость в регулировке их клапанов возникает достаточно часто. Если владелец техники не разбирается в устройстве двигателя, лучше доверить эту работу профессионалам, но в целом, незначительный ремонт можно провести и своими руками.
Содержание:
- Устройство двигателя ЯМЗ 238
- Когда требуется регулировка клапанов?
- Схема регулировки
- Полезные советы
Устройство двигателя ЯМЗ 238
Перед началом ремонта следует разобраться в устройстве газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя ЯМЗ 238. Именно он отвечает за своевременный впуск рабочей свечи в цилиндр и выпуск отработанных газов из камеры сгорания.
Примечание: Особенность ГРМ в том, что система клапанов располагается вверху, распредвал находится внизу, а на передающих коромыслах (рычагах) находится регулировочный механизм.
Основными конструктивными элементами ГРМ являются распределительный вал, толкатели, штанги толкателей, клапаны и коромысла (рисунок 1).
Рисунок 1. Устройство газораспределительного механизма ЯМЗ 238Главным рабочим механизмом системы является распределительный вал. Его кулачки подают передают импульсы на толкатели. Они воздействуют на клапаны, которые возвращаются на исходную позицию с помощью пружин.
Правильная регулировка клапанов ЯМЗ 238 поможет наладить оптимальный режим подачи топлива и полный вывод отработанных газов. Благодаря этому продлевается срок эксплуатации двигателя и достигается оптимальный размер топлива.
Когда требуется регулировка клапанов?
В первую очередь следует учитывать, что двигатели такой мощной техники работают в чрезвычайно сложных условиях.
Вся газораспределительная система двигателя ЯМЗ 238 собрана из элементов, изготовленных из разных металлов. Их состав неоднородный, поэтому после нагрева точность подгонки элементов двигателя искажается, изменяются параметры тепловых зазоров и нарушается изначальная настройка механизма.
Читайте также: Как выбрать культиватор: обзор самых надежных и популярных
В результате возникает характерный стук, который говорит о том, что работа клапанов и всей камеры сгорания нарушилась.
Необходимо помнить, что:
- Увеличенный тепловой зазор ухудшает функционирование камеры сгорания и сокращает рабочий ресурс деталей.
- Небольшой зазор уменьшает герметичность соединения между клапанами. Это не только ухудшает производительность мотора, но может вызвать прогар.
Перед началом ремонтных работ необходимо выключить подачу топлива, повернув скобу кулисы вниз. Она располагается в ко
рпусе регулятора частоты вращения.
Далее двигатель охлаждают до температуры не более +30 градусов, демонтируют клапанную крышку и проверяют усилие затяжки осей коромысел ГРМ. Оптимальный показатель, установленный заводом-изготовителем, составляет 120-150 Нм.
Схема регулировки
После проведения подготовительных работ, переходят к непосредственной регулировке. Для этого необходимо подготовить инструменты: отвертки с широким шлицом, накидной ключ на 17, щуп на 0,25 мм и накидной ключ на 30 (желательно выбирать модель, на котор
ю можно надеть усилитель из трубы).
Универсальная схема регулировки такая:
- Сначала отвинчивают стопорную гайку регулировочного винта и вставляют щуп в образовавшийся зазор.
- Далее начинают вращать регулировочный винт, чтобы достичь оптимальной величины зазора.
- Потом затягивают колпачковую гайку регулировочного винта, удерживая его в неподвижном состоянии с помощью отвертки.
В процессе настройки коромысла выпускных клапанов прижимают к стопорному кольцу, а впускных – к торцу оси (по левой стороне). Если регулируются зазоры по правому ряду цилиндров, манипуляцию проводят в обратном порядке (рисунок 3).
Полезные советы
После завершения настройки мотора повторно проверяют состояние зазоров, далее запускают двигатель и проверяют его работу на слух. Если будет слышен характерный стук, процедуру повторяют.
Регулировка двигателя ЯМЗ-238 — Грузовые автомобили и спецтехника
Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД.
Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр 118–147 Нм (от 12 до 15 кг/см).
Технические требования к затяжке по ОСТ 37.001.031-72.
При регулировке зазоров клапанов и повторной проверке их, коромысла прижать:
— на головке правого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к торцу оси; впускных клапанов – к стопорному кольцу.
— на головке левого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к стопорному кольцу; впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.
Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30 мм.
Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить свободно, а толщиной 0,3 мм – с усилием.
При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4 мм.
Регулировка зазоров в клапанном механизме обуславливается порядком работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 и производится в следующей последовательности:
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота.
В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.
Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано выше.
Регулировка топливной аппаратуры на двигателе ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД:
— Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива.
— Прогреть двигатель до нормального теплового режима.
Рис.14 – Схема регулятора частоты вращения
1 — винт регулировки мощности; 2 — корпус буферной пружины; 3 — гайка колпачковая 4 — болт ограничения максимальной частоты вращения 5 — болт ограничения минимальной частоты вращения
Отвернуть колпачковую гайку и винтом регулировки мощности при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения, установить мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 50 мин-1, которая должна быть (при стандартных условиях по ГОСТ 18509-88) при часовом расходе топлива не более 66 кг/ч;
После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.
В контрольной карте на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.
Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500 грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.
Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.
Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.
Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом, на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.
При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.
Установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 640-660 мин-1, затем ввернуть корпус буферной пружины до устойчивости частоты вращения.
Частота вращения холостого хода должна быть в пределах 650-750 мин-1.
Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями не более ±15 мин-1.
Проверить устойчивость минимальной частоты вращения холостого хода с присоединительным электротормозом после увеличения частоты вращения коленчатого вала до 1200-1300 мин-1 и резком сбросе рычага управления регулятором до упора в болт.
Проверить максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна быть не более 2175 мин-1.
Проверку производить при упоре рычага управления регулятором в болт.
Ограничение мощности двигателей не производить.
После регулировки и предъявительских испытаний опломбировать колпачковую гайку на винте регулировки мощности.
Подтяжку гаек шпилек крепления головок цилиндров производить в порядке согласно руководству по эксплуатации крутящим моментом 216-235 Нм (22-24 кг/см).
Другое FIAT DUCATO Bus (230_) 1.9 TD Panorama/Combinato
1 … all manufacturersALFA ROMEOAUDIBMWCITROËNDAFFIATFORDHONDAHYUNDAIIVECOKIAMANMAZDAMERCEDES-BENZMITSUBISHINISSANOPELPEUGEOTRENAULTROVERSCANIASEATSKODASMARTTOYOTAVOLVOVWABARTHACACURAAEBIAECAEOLUSAGCOAGRALEAIXAMALCATELALEXANDER DENNISALFA ROMEOALLGAIERALPHEONALPINAALPINEAMCAM GENERALAMWANADOLANCHIANDORIAANFINIAPRILIAARMATRACAROARTEGAASHOK LEYLANDASIA MOTORSASKAMASTON MARTINASTRAATALAAUDIAUDI (FAW)AUDI (SAIC)AUSTINAUSTIN-HEALEYAUTOBIANCHIAUTO UNIONAUTOZAMAUVERLANDAVANTIAVIAAVIA (MISA)AYATSBAHMANBAICBAIC HUANSUBAIC-ORVBAIC RUIXIANGBAIC WEIWANGBAIYUNBAJAJ TEMPOBAOJUN (SGMW)BAOLONGBARKASBARREIROSBASAKBAUTZBAWBCSBEDFORDBEIJINGBELARUSBENDEBENELLIBENTLEYBERKHOFBERLIETBERTONEBESTURN (FAW)BETABHARATBENZBIMOTABITTERBIZZARRINIBMCBM TRACTORSBMWBMW (BRILLIANCE)BOGDANBOLWELLBONDBORGWARDBOVABRABUSBRANSONBREDAMENARINIBUSBREMACHBRILLIANCEBRISTOLBUCHERBUELLBUESSINGBUGATTIBUICKBUICK (SGM )BYDCADILLACCADILLAC (SGM)CAGIVACALLAWAYC.
A.MCARBODIESCARLARKYCARRAROCASE IHCATERHAMCATERPILLARCHAMONIXCHANACHANGANCHANGFENGCHANGHECHECKERCHENGLONGCHERYCHEVROLETCHEVROLET (SGM)CHEVROLET (SGMW)CHRYSLERCHRYSLER (BBDC)CHRYSLER (SOUEAST)CHTC AUTOCIIMOCITROËNCITROËN (DF-PSA)CLAASCMCCNJCOMMERCOWINCUMMINSCUPRADACIADADIDAEDONGDAELIMDAEWOODAFDAIHATSUDAIHATSU (FAW)DAIMLERDALLASDATSUNDAYUNDE LOREANDENNISDERBIDERWAYSDESOTODE TOMASODEUTZ-FAHRDFSKDODGEDODGE (SOUEAST)DONGFENGDONGFENG (DFAC)DONGFENG FENGDUDONGFENG XIAOKANGDONGNAN (SOUEAST)DONKERVOORTDORCENDRDRÖGMÖLLERDSDS (CAPSA)DUCATIEAGLEEBROECMEFFAEFFEDIE.GOEICHEREMGRANDENASAENGLONENRANGERERFEUNOSEVERUSFACFAHRFAPFARGOFAUNFAWFAW (HONGTA)FAW (JILIN)FAW (TIANJIN)FEIDIFENDTFENGONFENGSHENFENGXINGFERRARIFERRARI AGRIFIATFIATAGRIFIAT (GAC)FIAT (NANJING)FISKERFODAYFODEN TRUCKSFORCEFORDFORD AFRICAFORD ASIA & OCEANIAFORD AUSTRALIAFORD (CHANGAN)FORD (JMC)FORD OTOSANFORD USAFORLANDFORTAFORTHINGFOTONFPVFREIGHTLINERFSOFUQIFUSO ( MITSUBISHI)GACGALLOPERGARDNERGASGASGAZGEELYGENESISGEOGILERAGINAFGINETTAGIOTTI VICTORIAGLASGLEAGLEGMCGMEGOLDEN DRAGONGOLDONIGONOWGONOW (GAC)GREAT WALLGROZGRUAUGUELDNERGÜLERYÜZGURGELHAFEIHAIMA (FAW)HAIMA (ZHENGZHOU)HANOMAG HENSCHELHANTENGHARLEY-DAVIDSONHATTATHAVALHAWTAIHEIBAOHENGTONGHENSCHELHERCULESHEULIEZHICOMHIGERHILLMANHINDUSTANHINOHMRacingHOBBYCARHOLDENHONDAHONDA (DONGFENG)HONDA (GAC)HONGQIHOREXHSVHUALIHUANGHAIHUASONGHUAYANGHUIZHONGHUMMERHUSABERGHUSQVARNAHYOSUNGHYUNDAIHYUNDAI (BEIJING)HYUNDAI (HUATAI)ICMLIKARUSIMEINBUSINDIGOINEOSINFINITIINFINITI (DFAC)INNOCENTIINOKOMINTERNATIONALINTERNATIONAL HARV.2 … все модели1000, 1972/01 — 1984/121100-1900 (101_), 1950/01 — 1970/12124 (124_), 1966/07 — 1975/07124 купе (124_), 1967/06 — 1976/02124 Familiare (124_), 1967/04 — 1975/03124 Spider (124_), 1966/01 — 1985/11124 Spider (348_), 2016/03 — н/д125 (125_), 1967/07 — 1974/03126 (126_), 1972/09 — 2000/09127 (127_), 1971/06 — 1996/05127 Панорама (127_), 1977/01 — 1986/12128 (128_), 1969/03 — 1984/12128 купе (128_), 1972/03 — 1981/02128 Familiare (128_), 1969/10 — 1982/10128 седан (128_), 1983/03 — 1991/09130 (130_), 1969/06 — 1978/03130 купе (130_), 1971/10 — 1978/03131 (131_), 1974/10 — 1987/03131 Семейный/Панорама (131_), 1975/03 — 1984/12132 (132_), 1972/04 — 1982/12147 (147_), 1976/10 — 1996/12147 Панорама (147_ ), 1980/04 — 1995/121500-2300 (118_), 1962/07 — 1970/121500 кабриолет (116_), 1964/06 — 1967/101900 купе (101_), 1956/01 — 1958/12238 (238_), 1966/09 — 1982/06241 Фургон (241_), 19 лет66/01 — 1979/12242 автобус (242_), 1975/10 — 1982/07242 фургон (242_), 1975/10 — 1982/07400, 1968/01 — 1986/12500 (111_, 101_, 110_), 1957/01 — 1976/01500 (312_), 2007/07 — н/д500 А/Б Берлина (500_), 1936/01 — 1949/12500 С (312_), 2009/09 — н/д500 С Берлина, 1946/09 — 1961 /12500 Estate (101_), 1950/05 — 1966/12500 серия, 1971/01 — 1986/12500e (332_), 2020/10 — н/д500е кабриолет (332_), 2020/10 — н/д500L (351_, 352_) ), 2012/09 г.
— н/д500Х (334_), 2014/09 г. — н/д600 (113_), 1955/03 г. — 19Серия 71/02600, 1971/01 — 1986/1266, 1985/01 — 1999/12700, 1969/01 — 1984/12800, 1969/01 — 1984/12850 (100_), 1964/07 — 1972/10850 купе (100_ ), 1964/07 — 1972/12850 Spider (100_), 1965/10 — 1973/1288, 1989/01 — 1996/1290, 1984/01 — 1994/12900, 1979/01 — 1984/12900 T/E Panorama ( 200_), 1978/01 — 1986/01900 T/E Pulmino (200_), 1978/01 — 1986/0194, 1993/01 — 1996/12ARGENTA (132_), 1977/05 — 1987/03BALILLA 508 седан (508_), 1934/03 — 1937/12BALILLA 508 Седан (508_), 1932/06 — 1934/03BARCHETTA (183_), 1995/03 — 2005/05BRAVA (182_), 1995/10 — 2003/06BRAVO I (182_), 1995/10 — 2001/10BRAVO II (198_), 2006/11 — 2016/12BRAVO Фургон (198_), 2008/03 — 2014/12CAMPAGNOLA (110_), 1974/06 — 1989/10CINQUECENTO (170_), 1991/07 — 1999/07КУПЕ (175_), 1993/11 — 2000/08CROMA (154_ ), 1985/12 — 1996/12CROMA (194_), 2005/06 — 2011/12CROMA Estate Van (194_), 2006/04 — 2011/12DINO Coupe (135), 1967/01 — 1972/12DINO Spider (135), 1966/01 — 1972/12DOBLO фургон/MPV (223_), 2000/11 — н/aDOBLO фургон/универсал (510_, 511_), 2022/06 — н/aDOBLO Bus (263_), 2009/11 — н/дDOBLO Cargo (263_), 2010/02 — н/дDOBLO MPV (119_, 223_), 2001/03 — н/дDOBLO MPV (510_, 511_), 2022/06 — н/дDOBLO Платформа/шасси ( 263_), 2010/02 — н/aDUCATO Bus (230_), 1994/03 — 2005/05DUCATO Bus (244_), 2001/12 — н/aDUCATO Bus (250_), 2006/07 — н/aDUCATO Panorama (280_) , 1982/07 — 1990/08DUCATO Panorama (290_), 1990/01 - 1994/05DUCATO Платформа/Шасси (230_), 1994/03 — 2002/04DUCATO Платформа/Шасси (244_), 2001/12 — н/aDUCATO Платформа/ Шасси (250_), 2006/07 — n/aDUCATO Платформа/шасси (280_), 1982/07 — 1990/08DUCATO Платформа/шасси (290_), 1989/03 — 1994/05Фургон DUCATO (230_), 1994/03 — 2005/05Фургон DUCATO (244_), 2001/12 — н/дФургон DUCATO (250_), 2006/07 — n/aDUCATO Van (280_), 1982/01 — 1991/02DUCATO Van (290_), 1989/03 — 1994/05DUNA (146_), 1987/01 — 1991/12DUNA Weekend (146_), 1987/01 — 2001/10ELBA (146_), 1985/10 — 1997/12F, 1990/01 - 1996/12FIORINO (127_), 1977/10 — 1987/12FIORINO (147_), 1980/01 — 1993/10FIORINO фургон/MPV ( 146_), 1988/01 — н/aFIORINO фургон/универсал (225_), 2007/01 — н/aFIORINO универсал (146_), 1988/01 — n/aFIORINO MPV (225_), 2007/01 — н/aFIORINO Пикап (146_), 1988/01 — 2001/05FIORINO Пикап (147_), 1977/10 — 1989/10FREEMONT (345_), 2011 /08 — пикап FULLBACK (502_, 503_), 2016/01 — GRANDE PUNTO (199_), 2005/06 — фургон GRANDE PUNTO (199_), 2005/10 — 2013/06IDEA (350_), 2003 /12 — н/аIDEA Фургон (350_), 2003/12 — н/а JAGST (770_), 1968/03 — 1971/02L, 1996/01 — 1998/12LINEA (323_, 110_), 2006/10 — н/а MAREA (185_), 1996/05 — 2007/12MAREA Weekend (185_), 1996/09 — 2007/12MULTIPLA (186_), 1999/04 — 2010/06MULTIPLA VAN (186_), 1999/04 — 2010/06PALIO (178_, 171_), 1996/04 — н/дPALIO Weekend (178_, 173_, 373_, 374_, 171_), 1996/04 — н /aPANDA (141_), 1980/03 — 2004/07PANDA (169_), 2003/09 — n/aPANDA (312_, 319_), 2012/02 — n/aPANDA Хэтчбек Фургон (141_), 1986/01 — 2004/02PANDA Хэтчбек-фургон (169_), 2004/03 — n/aPANDA VAN (312_, 519_), 2012/02 — n/aPENNY Estate Van (257_), 1986/01–1990/12PREMIO (146_), 1985/03–1996/ 12ПУНТО (176_), 1993/09 — 1999/09ПУНТО (188_), 1999/09 — 2012/07PUNTO (199_), 2012/01 — n/aPUNTO Convertible (176_), 1994/04 — 2000/06PUNTO EVO (199_), 2008/07 — n/aPUNTO EVO Hatchback Van (199_), 2009 /03 — 2012/02PUNTO Hatchback Van (188_), 2000/02 — 2010/12PUNTO Hatchback Van (199_), 2008/04 — n/aPUNTO Van (176_), 1996/04 — 2000/02QUBO (225_), 2008/ 02 — n/aREGATA (138_), 1983/09 — 1995/08REGATA Weekend (138_), 1983/06 — 1995/08RITMO (138_), 1978/01 — 1988/12RITMO Convertible (138_), 1979/10 — 1989/ Автобус 07SCUDO, 2022/01 — n/aАвтобус SCUDO (220_), 1996/02 — 2006/12SCUDO Bus (270_, 272_), 2007/01 — 2016/03SCUDO Платформа/шасси, 2022/01 — n/aSCUDO Платформа/шасси (220_), 1996/09 — 2006/12SCUDO Платформа/шасси ( 270_, 272_), 2007/01 — 2016/03Фургон SCUDO, 2022/01 — n/aSCUDO Фургон (220_), 1996/02 — 2006/12SCUDO Фургон (270_, 272_), 2007/01 — 2016/03SEDICI (189_) .