ЗИЛ-131 — вездеход семилетки | АвтоКлуб ЗиЛ 131
27 января 1959 года начал свою работу ХХI внеочередной съезд КПСС. Рабочие, колхозники, инженеры, техники, общественные и государственные деятели, представители науки и 72 коммунистических и рабочих партий мира заполнили Кремлевский дворец. Среди них был и делегат от Автомобильного завода имени Лихачева — его директор А.Г. Крылов. Съезд принял 7-летний план развития народного хозяйства, открывший новую страницу в отечественном автомобилестроении. Задачи, поставленные ХХI съездом, стали предметом обсуждения коллективом автозаводцев, а главным вопросом, который предстояло решить коллективу ЗИЛа, — это безостановочно перейти на производство более совершенного грузового автомобиля «ЗИЛ-130» и его внедорожной модификации «ЗИЛ-131».
Все попытки модернизировать «ЗИС-151» — опытные автомобили «ЗИС-128», «ЗИС-151 Г», серийные модели «ЗИЛ-157», «157 К», «157 В» и «157 КВ» — по существу, являлись все тем же полностью устаревшим к началу 60-х американским «интернэйшнлом».
А. Новиков
По теме:
ЗИЛ-4334 – дизельная замена военному грузовику 131-ой модели
Советские военные грузовики поражают воображение своей проходимостью. Некоторые из них до сих пор выпускаются, пройдя через ряд рестайлингов и лишившись главного недостатка – умопомрачительного расхода бензина.
Достаточно вспомнить УРАЛ-4320 и Садко NEXT. Если последний внешне уже не напоминает ГАЗ-66, то второй почти не изменился. Это и хорошо – в условиях экономических санкций этот грузовик можно выпускать без особых проблем.
Есть еще один замечательный автомобиль – ЗИЛ-131. Его главный недостаток в современных реалиях – это расход топлива. По документации он около 40 литров по трассе, что, согласитесь, немало. На бездорожье этот показатель может вырасти и до сотни. Это уже ни в какие ворота не лезет.
ЗИЛ-131 не отличается экономичностью. Фото: Youtube.com
Если бы Завод имени Лихачева поставил на ЗИЛ-131 дизельный двигатель, тогда грузовик мог бы получить вторую жизнь. А ведь такая попытка действительно была. Более того – конструкторы даже выпустили новую модель, ставшую серийной. Это ЗИЛ-4334.
Только знают о нем мало, так как производство стартовало в середине 1990-х, после развала Советского Союза. Несмотря на то, что грузовик выпускался более 20 лет, собрали их немного. Армия в те годы новую технику не закупала, да и дела у Завода имени Лихачева шли не очень хорошо.
История модели
Разработка ЗИЛ-4334 началась в 1980-х. Перед этим Уральский автомобильный завод выпустил свой знаменитый Урал-4320. Военным новая машина сразу понравился – им давно хотелось получить экономичный грузовик с мощным дизельным мотором.
Понимая, что армии «уничтожители бензина» не нужны, а гражданским и подавно, в конструкторском бюро ЗИЛ задумались о выпуске своего автомобиля. Старый грузовик был во всем идеален, кроме бензинового мотора.
Характерной агрессии в облике военного грузовика уже нет. Фото: Youtube.com
Работы по выпуску автомобиля повышенной проходимости затянулись – это связано с горбачевской перестройкой и переходом на самоокупаемость. Пока встраивались в систему – было не до новых разработок.
Первый образец дебютировал в 1990 году. Для его создания использовали шасси ЗИЛ-131 и современную кабину от «гражданского» 4331.
Из-за проблем, связанных с развалом СССР, первые небольшие партии автомобилей появились только в 1994 году. Грузовик выпускали сразу в двух версиях – бортовой и шасси. Последняя предназначалась для спецоборудования, как военного, так и гражданского.
Под капотами у новых грузовиков были установлены дизельные двигатели ЗИЛ-6451.
Да, в те годы Завод Лихачева еще имел производство полного цикла. Такому не страшны были никакие экономические санкции, но увы – предприятие погубило недальновидное руководство и алчные застройщики, позарившиеся на дорогой земельный участок.
Видя, что ЗИЛ-4334 не пользуется спросом, завод решил провести рекламную акцию в духе СССР. В 2000 году три грузовика были отправлены в кругосветный пробег через Дальний Восток, США и Европу. Автомобили смогли пройти 45 000 км, доказав свою надежность. К сожалению, зарубежные клиенты ЗИЛ-4334 не заинтересовались – гражданским такой грузовик не нужен, а военные имели своих поставщиков и контракты.
За счет дизельного двигателя, проходимость у ЗИЛ-4334 выше, чем у его предшественника. Фото: Youtube.com
В 2002 году появились новые дизельные моторы, соответствующие экологическому классу Евро-2/3. Была версия автомобиля с американским двигателем Caterpillar – этот грузовик получил удлиненную кабину. Там было предусмотрено спальное место для водителя.
Внешность
Получив кабину от гражданской модели, новый военный грузовик утратил часть своей брутальности. Зато обслуживать его стало проще – крылья и капот от 4331 были выполнены в виде единой откидывающейся конструкции.
Кабина у ЗИЛ-4334 трехместная, как и у 131 модели. Ее сделали более комфортной за счет установки гидравлического амортизатора. Теперь водитель с пассажирами не так болтались по кабине во время езды по бездорожью. Конечно, от тряски полностью это не спасало, но разница с ЗИЛ-131 чувствуется.
Водительское сиденье регулируется в нескольких направлениях, есть даже настройка его жесткости. Получается, что военный автомобиль можно было подогнать под физические параметры каждого человека.
Кадр из кругосветной экспедиции. Фото: Youtube.com
Спереди у ЗИЛ-4334 предусмотрено место под лебедку, способную выдавать тягу до пяти тонн. Она с волновым, а не червячным редуктором.
В надежде на зарубежные продажи, кабина грузовика получила усовершенствованные вентиляционную, отопительную системы и шумоизоляцию. Даже боковые зеркала имеют подогрев, что вообще для российского автопрома несвойственно.
Двигатель
На военный грузовик устанавливали разные моторы, но основным считается ЗИЛ-6451. Это дизельный силовой агрегат, созданный для военных. Мотор является дефорсированной версией 645 двигателя.
Мощность ЗИЛ-6451 составляет 170 л. с. при объеме в 8,74 литра. Самая главная особенность мотора – это многотопливность.
Это идеальный вариант для армии, так как его можно заправлять:
✅ Дизелем
✅ Бензином
✅ Керосином
✅ Смесью из вышеперечисленных видов топлива
Понятно, что основным горючим должно выступать ДТ, но в случае необходимости автомобиль был всегда на ходу.
Скорость грузовика – 90 км/ч. Заявленный расход дизельного топлива – 32 литра.
Этот двигатель разрабатывали специально для военных. Фото: Youtube.com
Специально для беспроблемного запуска мотора в зимнее время устанавливался подогреватель. Он подключен к основной топливной системе.
ТТХ модели
ЗИЛ-4334 оснащался пятиступенчатой коробкой передач. Четыре из них были с синхронизаторами.
Предусмотрен отбор мощности для работы специального оборудования, вроде лебедки. Кстати, включить ее не так-то просто – нужно поднять коврик, вставить трубу в прорезь пола, а потом уже тянуть что-то.
Кстати, армейские и гражданские модификации ЗИЛ-4334 собирались по-разному. Для военных автомобиль получал на заводе дополнительную гидроизоляцию проводки и ряда подкапотных агрегатов. За счет этого грузовик может преодолевать водные преграды до 1,4 метра. Гражданские модификации рекомендовали не «топить» на глубине свыше 90 см.
Подвеска ЗИЛ-4334. Фото: Youtube.com
Раздатка двухступенчатая, она жестко подключает переднюю ось. Все мосты имеют принудительную блокировку. Колесная формула – 6х6.
Проходимость ЗИЛ-4334 обеспечивается подвесками и специфическими шинами «елочкой». Система подкачки позволяет передвигаться не только по размокшей пашне, но и по болотам. Если автомобиль будет использоваться в зоне боевых действий, он сможет ехать даже с простреленными шинами. Система подкачки способна работать в бесперебойном режиме на ходу.
Модельный ряд
Дизельных двигателей на все ЗИЛ-4334 не хватало, поэтому на заводе делали еще и карбюраторные модификации. В 2007 году от многотопливного ЗИЛ-6451 отказались.
Автомобиль для пожарных. Фото: Youtube.com
Предприятие начало использовать силовые агрегаты от сторонних производителей и свои бензиновые двигателями. Это была мера вынужденная — все понимали, что с таким расходом бензина грузовик проигрывает Уралу.
Модификации:
✅ Бортовые с дизельными и карбюраторными моторами
✅ Такие же шасси для спецоборудования
✅ Пожарный АР-2-61ВР
✅ Цистерна АЦ-3,0-40-3ВР
К сожалению, спросом грузовик не пользовался – у потенциальных покупателей просто не было средств.
ЗИЛ-4334 так и не стал заменой 131 модели. Сейчас в продаже найти этот грузовик проблематично. На момент написания статьи, на самых популярных сайтах такой машины даже не нашлось.
Притворись Путиным в собственном российском грузовике
Автор Софи Смит
Автомобильные аукционы Восточной Англии. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
Как вы представляете себе образ Путина, хмурого и мускулистого в кабине крепкого российского армейского грузовика?
Что ж, вы можете, если у вас есть лишние 10 000 фунтов стерлингов и место для парковки грузовика.
Для East Anglian Motor Auctions в Уаймондхеме автомобиль советской эпохи будет продан с молотка на следующем аукционе заводов и машин, который состоится в четверг, 6 сентября.
Грузовик 1978 года выпуска, ласково известный как ЗИЛ 131, является универсальной машиной общего назначения. Грузовик имеет шесть колес и весит три с половиной тонны.
Дамиан Томас из East Anglian Motor Auctions охарактеризовал грузовик как «особенно редкую и интересную модель», добавив: «Если переоборудовать, это будет невероятный кемпер, способный преодолевать самую сложную местность».
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
Тристрам Белемор-Смит, аукционист, сказал: «Мы получили его, потому что парень пришел с улицы и забронировал его. Это первое, что было для меня.
«Я думаю, что это составит около 8-10 000 фунтов стерлингов».
Ричард Мур из компании Richard Moore Engineering в марте занимается продажей российской военной техники.
Он сказал: «Это довольно необычно найти на британском аукционе. В стране их несколько, наверное, 100 или около того, и 95 процентов происходят отсюда, что означает, что они были привезены некоторое время назад.
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
«Сколько они будут стоить, судить довольно сложно, они могут стоить 3 000 или 12 000 фунтов — это зависит от того, сколько люди готовы платить.
«Один факт, который приходит на ум, это то, что он расходует семь миль на галлон бензина».
Г-н Мур добавил: «ЗИЛы были хлебом с маслом для вооруженных сил Советского Союза. Таких грузовиков было построено около миллиона. Когда холодная война закончилась, Советы оставили большую часть своего оборудования в частях Восточной Европы. Этот, вероятно, прибыл из Чехословакии.
— С радиоблоком, устройством радиоглушения и антенной на крыше его, вероятно, использовали для подачи сигналов. Существует около 40 различных вариантов, основанных на одном и том же типе грузовика для разных целей.
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
«Все они имели одинаковую форму, поэтому могли проходить через туннели в поездах».
Для получения дополнительной информации об автомобиле обращайтесь в аукционный дом East Anglian Motor Auctions по телефону 019. 53 859180 или по электронной почте [email protected]
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
Комментарии
Присылайте свои новости и фотографии
Загрузка…
6×6-шасси — Google Такой
AlleBilderShoppingVideosMapsNewsBücher
suchoptionen
Bilder
Alle anzeigen
Alle anzeigen
GSPEED G-6X6 Шасси для нестандартных сборок 6×6, углеродное волокно (рельсы) …
www.rc-hp.de › GSPEED-G-6X6-Chassis-for-custom-6×6-builds -carbon-fi…
116,69 € Auf Lager
RC-HP — Специальный магазин для Crawler GSPEED G-6X6 Шасси для нестандартных сборок 6×6, углеродное волокно (только рельсы)
Комплект шасси KingKong RC CA30, ЗИС/ЗИЛ-151 6×6, 1:12 — Lili-Modellbau
www. lili-modellbau.de › … › KingKong RC Trucks
459,90 € Auf Lager
6×6 Antrieb — 1,7 «Aluminiumräder und Gummireifen — Blattfedern vorne und hinten — Aluminiumchassis und Stoßstange — Kompaktes Getriebe
GSPEED G -6X6 Шасси для нестандартных сборок 6×6, карбон (рейлинги . ..
primerc.de › gspeed-g-6×6-шасси-для-индивидуальных-6×6-сборок-сборок из углеродного волокна…
104,95 €
GSPEED G-6X6 Шасси для нестандартных сборок 6×6 , углеродное волокно (только рельсы) 104,95 € *. включая MwSt. zzgl. Versandkosten. Dieser …
Внедорожное шасси 6×6 — Paul Nutzfahrzeuge
paul-nutzfahrzeuge.de › …
Общий вес: 17000 кг · Ширина автомобиля: 2300 мм (в зависимости от шин) · Колесная база: 3900/1400 мм · Спиральные пружины для вездеходной мобильности · Полный привод …
1:14 6×6 шасси, полностью собранное для AROCS — thicon-models
www.thicon-models.com › rc-models › truck › 1_14-6×6- шасси в сборе. ..
2.149,00 €
Полностью собранное шасси 6×6, подходящее для TAMIYA Arocs. Каркас и многие навесные элементы изготовлены из нержавеющей стали. Мосты 6×6 с внешним планетарным редуктором …
1:14 6×6 шасси для VOLVO с выхлопной системой — thicon-models
www.thicon-models.com ›rc-models ›грузовики ›1_14-6×6-шасси-for-volv… 00 €
Полностью собранное шасси 6×6 с блокируемыми мостами и механической коробкой передач. Рама и многие навесные элементы изготовлены из алюминия и нержавеющей стали.
Lesu LKW Шасси 6×6 для Tamiya 1:14 Scania — SCM-Modellbau
www.scm-modellbau.com › LKW und Anhänger
1.290,90 € Auf Lager
Высококачественные и дополнительные детали шасси Allrad 6×6 для Tamiya LKW 1:14 Scania. Rahmenprofile, Traversen aus Metall. Kotflügel, Kabine und Anbauteile …
Lesu 1:14 US-6×6-Chassis for King Hauler ohne Fahrerhaus
www.ttm-shop.de › thicon-1_14 › thicon_scaleclub_lesu_jx-modelle › лесу.