Зил 131 шасси вес: ЗИЛ-131: технические характеристики базовой модели, особенности эксплуатации

Удивляющий и сегодня ЗИЛ 131 – достойный наследник славного предка

Ещё в 1966 году свет увидел новый, во многом нарисованный с чистого листа, ЗИЛ 131. И как водится, автомобиль во всём превосходил своего заслуженного, именитого предшественника, ЗИЛ 157. Например, ему не достались пять карданных валов, передававших крутящий момент с мотора на все три ведущих моста – спорное решение, ставшее слабым местом в конструкции «Захара».

Для кого предназначался грузовик?

Ответ очевиден: конечно, для армии. Более того, изначально вообще не предполагалось использовать ЗИЛ 131 нигде, кроме как в Вооружённых Силах. Поэтому внедорожник с установленным навесным оборудованием, вроде лебёдки, лавочек в кузове, светомаскировочных накладок на фронтальные фары или экранированной проводки, никуда не поставлялся.

Но так продолжалось недолго. В стране, где дорог часто просто нет, а есть только направления, грузовиков с приводом только на заднюю ось оказалось недостаточно. Вот поэтому спустя всего четыре с небольшим года ситуация кардинально изменилась. И львиная доля ЗИЛов, лишившись необходимой армейской атрибутики, получила гражданские номера. Они стали не просто надёжными «проходимцами», а гарантом, что точно доедете из пункта А в пункт Б, где бы он не находился. Решение обеспечить этими грузовиками все сферы народного хозяйства сделало автомобиль таким массовым: с учётом модернизации в 1987 году более миллиона этих автомобилей покинули ворота сборочных заводов в Москве и на Урале.

«Младший брат», моноприводный ЗИЛ 130

Ставить знак равенства между этими двумя грузовиками никто не собирается: слишком разное предназначение того, в каких сферах они использовались. Хотя именно он, появившийся за три года до дебюта сто тридцать первого, стал не только самым массовым грузовиком в СССР, но и основой для проектирования наследника – надёжного, проверенного временем, выпускавшегося много лет, но безвозвратно устаревшего 157.

Проходимость

Уже было сказано выше: феноменальная. И утверждения, что она на уровне гусеничной техники, кажутся сказкой ровно до того момента, как увидите первый раз видео, где полностью стоковый ЗИЛ 131, на штатной резине, выбирается из такого грязевого месива, где застревает даже бульдозер.

Покрышки – предмет особой гордости создателей этого авто. Они не только имеют «зубастый» протектор с особым рисунком и глубоким ламелями: сами шины восьмислойные.

Кроме того:

  • только передний мост сделан отключаемым;
  • задние колёса выполнены односкатными, все одного размера;
  • в шинах регулируется давление в широком диапазоне, нужно лишь перед поездкой по бездорожью открыть краны на колёсах;
  • мосты полностью новые: в них заложен значительный запас прочности, позволяющий даже полностью гружёной машине ехать вне зависимости от того, что под колёсами;
  • большая температурная вилка, в которой работает этот автомобиль без каких-либо проблем: от минус 65 до плюс 55. В жарких странах и на Крайнем Севере они просто ездят.

Наконец, клиренс, геометрия, передний/задний свесы – всё это говорит об одном: в опытных руках он может всё.

Характеристики и размеры

Все нижеприведённые цифры применимы к обычному, тентованному ЗИЛ 131, хотя существовала не одна версия авто, а на его базе были созданы самые разные спецмашины, о которых ниже.

Его:

  • Длина немногим более семи метров.
  • Используемые шины – диаметром 20 и высотой профиля 12 дюймов.
  • Минимальный дорожный просвет под мостами – 33/35/35 сантиметров.
  • Высота кузова – три метра. По кабине – на полметра ниже.
  • Размеры грузовой платформы – 2,3 на 3,6 метра. Погрузочная высота до неё – 1,5.
  • Ширина колеи у всех трёх мостов, как уже было сказано выше, одинаковая: 182 сантиметра.
  • Радиус разворота на твёрдом покрытии с отключенным мостом – немногим более 10 метров.
  • Угол переднего съезда 45 градусов, штатная лебёдка снижала его до 36. Задний – достойные 40 градусов.
  • Общая масса неснаряжённого авто – 5,3 тонны. Со всеми жидкостями плюс 800 килограмм, а ещё 200 весит штатная лебёдка, устанавливаемая перед передним бампером.
  • Допустимая масса прицепа, разрешённого для эксплуатации с ЗИЛ 131 – 6,5 тонн. Но если эксплуатировать автомобиль на грунте, эта цифра уменьшается до 4.
  • Распределение нагрузки по осям на незагруженном автомобиле практически идеальное: 27/33 для передних/задних колёс. А вот при полной загрузке на заднюю тележку приходится вдвое больше.
  • Наконец, паспортная грузоподъёмность 5 тонн, и это на твёрдом покрытии. А если под колёсами окажется грунтовка, а тем более жидкая грязь, она снижается до 3,5. Но как показывает практика, и с большим весом машина едет как по рельсам.

За всеми этими цифрами стоит главное: ЗИЛ 131 получился очень удачным. Вот поэтому многие списанные с консервации грузовые внедорожники получили вторую жизнь, как по своему прямому назначению, так и стали служить любителям экстремального отдыха: охоты, ледовой рыбалки и прочего.

Кабина

Она никогда не была сильным местом ЗИЛ 131. Капотной компоновки, без какой-либо отделки – только окрашенная, нет спальника или даже полки за спинками сидений. Аскетичность во всём. Но тут же необходимо вспомнить год создания грузовика, а также для кого именно он предназначался, и всё становится на свои места.

Рассчитана она на троих: для пассажиров сдвоенное сиденье и отдельное, оснащённое простейшими регулировками, для водителя. Вот только отсутствие хоть какого-то профиля плюс наполнитель, губчатая резина, вынуждали водителей менять их при первом удобном случае. В противном случае дальняя дорога или даже обычная 8-часовая смена превращались в пытку.

Вентиляция в салоне осуществлялась через опускаемые окна или приоткрываемые поворотные форточки. Всё зависело от температуры на улице – ничего необычного. А вот за печку создатели услышали массу благодарностей. Она работала напрямую от системы охлаждения мотора, после запуска даже в самый лютый мороз внутри было очень жарко, в том числе и благодаря центробежному вентилятору, нагоняющему тепло весьма быстро.

Рама

Выполнена со значительным запасом прочности: есть немало примеров, что машина со значительным перегрузом «садилась на брюхо», и не происходило ничего. Нагрузка, перераспределяемая на две точки, никак не сказывалась на геометрии: её просто сдёргивали другим грузовиком, и машина продолжала эксплуатироваться, как ни в чём не бывало.

Она не сварная, а клёпанная. Это ещё один плюс к живучести. Сама конструкция штампованная такими же поперечинами и лонжеронами швеллерного типа. Спереди два буксировочных крюка, на неё же устанавливается лебёдка. Сзади буксировочный крюк только один, монтируемый через резиновый амортизатор.

Используемые моторы

Машина проектировалась и создавалась в те времена, когда топливо стоило копейки в прямом смысле этого слова. При этом абсолютное большинство из них так никогда и не оказывалось в частных руках.

Вот только по современным меркам расход более 50 литров на 100 км пробега, низкосортного, но всё же бензина, воспринимается как из ряда вон выходящая прожорливость. Отчасти это компенсируется двумя одинаковыми баками, общей вместимостью 350 литров, обеспечивающими запас хода более 600 километров. Но всё равно это невероятно много.

Моторов, которые могли быть под капотом сто тридцать первого, совсем мало. И самый массовый из них – классический бензиновый агрегат:

  • объём мотора – 6 литров;
  • питание – карбюраторное;
  • степень его сжатия – всего 6,5;
  • конструкция – V8 с углом развала 90 градусов;
  • верхнеклапанный (по 2 на цилиндр) жидкостного охлаждения;
  • сами цилиндры практически с «квадратным» ходом: 95 мм и диаметром 100 мм;
  • мощность небольшая – только 150 лошадиных сил, а тяга более чем достаточная – 410 Нм: не всякий дизельный агрегат похвастается такими же характеристиками.

Начиная с 1986 года, он был модернизирован: такие ЗИЛ 131 получили приставку «Н» в названии. Сам блок остался тем же, а изменилась:

  • Степень сжатия. Она возросла до отметки 7,1.
  • Головками блоков, в которых впускные каналы стали винтообразными.

Всё это позволило заливать в баки более высокооктановое топливо, сделав автомобиль экономичнее. А значит, увеличить запас хода: вместимость баков осталась неизменной.

Наконец, в конце 80-х годов прошлого века стали предприниматься попытки взамен бензинового агрегата имплантировать под капот вездехода дизельные. Минский турбированный Д-245.20, схожий по характеристикам Ярославский ЯМЗ-236 или даже импортный Caterpillar, нашедший затем применение на многих отечественных машинах/спецтехнике.

Применяемая трансмиссия

На все модели ЗИЛ 131 устанавливалась единая коробка передач: пятиступенчатая, механическая, с напольным рычагом переключения. Она оснащалась двумя синхронизаторами (о двойном выжиме сцепления можно позабыть) между второй-третьей и четвёртой-пятой ступенями.

Подключается передний мост электропневматическим клапаном автоматически, как только в раздаточной коробке включается пониженная передача. Она двухступенчатая, с отношением 2 к 1, и прямая, 1 к 1. Сцепление сухое, однодисковое, с накладками с двух сторон.

Вся конструкция максимально простая и надёжная, опытные автослесаря скажут, что ломаться там нечему. А если всё же это случится, то ремонтируется она даже в обычной мастерской.

Тормоза и руль

Рулевая колонка простая и незамысловатая, составляет единое целое с рулевым механизмом: винт с гайкой на шарнирах и зубчатая рейка. Как и полагается, механизм оснащен гидравлическим усилителем, без которого поездка даже на небольшие расстояния превращается в пытку: колёса очень тяжёлые. Конструктивно он соединён шкивом с коленвалом, поэтому если не запустить мотор, усилитель не работает. А вот регулировок нет никаких: опять же, вспомните год, когда проектировался автомобиль.

Тормоза, учитывая собственную массу автомобиля, а также расчётный вес перевозимого/буксируемого груза, выполнены с запасом: со скорости 50 км/ч до полной остановки автомобиль проходит всего 29 метров. И это на грунте. На асфальте, уже с 60 километров в час до нуля, машина проедет немногим более 25.

Их конструкция барабанного типа, по две колодки в каждом. Устанавливаются на все колёса, а их конструкция для переднего моста/задней тележки идентична. Привод – гидравлический, без распределения тормозного усилия по осям/колёсам.

Площадь всех накладок – немногим меньше 5 квадратных метров: учитывая совсем не дорожную штатную резину, даже на асфальте тормоза ЗИЛ 131 понятные и предсказуемые: дозировать усилие совсем не сложно. Плюс, останавливался он как вкопанный.

Ручной тормоз также не стал открытием: отдельной рукояткой блокируются не штатные тормозные колодки, а трансмиссия. Отдельный кулак, устанавливаемый на её валу, переводом ручки разжимается и не даёт провернуться.

Подвеска

Она, как это и должно быть, выполнена на подобной технике, на продольных рессорах, обеспечивающей отличное сочетание надёжности и проходимости. Правда, в ущерб комфорту: некоторые водители, несмотря на заднюю тележку вместо одной оси, жаловались, что полностью пустой ЗИЛ 131 на извилистой дороге начинал «козлить».

Передняя

Листы рессор установлены скользящими. Так, при помощи ушек и скрепляющих их пальцев спереди они жёстко закреплены на кузове. А вот задние концы двигаются вперёд/назад, обеспечивая водителя и тех, кто едет в кабине, сносным комфортом.

В подвеске есть не только упругие элементы, но и пара (по одному на каждое колесо) амортизаторов двустороннего действия, гидравлические, телескопические.

Задняя

Подвеска под задней тележкой также жёстко закреплена с одной стороны, а сзади сделана «скользкой». Она рассчитана под грузы и более внушительный вес, поэтому гидравлических амортизаторов в ней нет: её балансировка осуществляется благодаря реактивным тягам и полуэллиптическому профилю листов.

Мосты и колёса

Штатные покрышки с камерами устанавливаются на штампованные диски без вентиляционных отверстий, а их крепление осуществляется благодаря восьми шпилькам. Даже в таких мелочах заметно: конструкция ЗИЛ 131 выполнена со значительным запасом прочности в прицеле на особенности его эксплуатации.

Используемые на грузовике мосты – предмет особой гордости проектировщиков. Они:

  • неразрезные;
  • из двух полностью сварных половинок;
  • крышка и фланцы к ним также приварены;
  • каждый выполнен исключительно из штампованных деталей.

Конструкция привода 6х6, в ней четыре карданных вала, каждый на игольчатых подшипниках. Очень прочная конструкция, сочетающая простоту, надёжность и проходимость.

Электрооборудование

Компонентов, входящих в его состав, минимум: ещё раз вспомним, для кого был спроектирован автомобиль. Приборы исключительно механические, а к узлам, вроде фар, габаритов или поворотников, идут экранированные провода. Правда, на гражданских сто тридцать первых они лишились защиты.

Кроме того, в автомобиле:

  • использован основной генератор повышенной мощности;
  • система зажигания, не боящаяся попадания воды или грязи, на ЗИЛ 131 выполнена бесконтактной, с отдельным коммутатором;
  • наконец, использовался дополнительный генератор, позволявший своим ходом, не теряя в динамике/мощности, ехать более суток.

Поэтому репутацию неубиваемого ЗИЛ 131 получил абсолютно заслужено.

Модификации авто

Основная модификация ЗИЛ 131, тех, что было выпущено больше всего, с деревянным кузовом и бортом, открываемым назад. Для установки тента были использованы съёмные дуги металлической оковки, на которые закреплялся тент. А между кузовом и кабиной вертикально устанавливалось два запасных колеса.

Сам кузов грузопассажирский, рассчитан на 16 бойцов в полной амуниции. Скамейки складные, расположены вдоль бортов. А чтобы увеличить их численность, была предусмотрена дополнительная съёмная скамейка посредине ещё на восьмерых.

Но это классический ЗИЛ 131, предназначавшийся для поставок в Вооружённые Силы в качестве многоцелевого грузового автомобиля. Тогда как на его базе выпускались модификации:

  • С литерой А в конце, предназначенная для гражданского применения. Отличия от базового грузовика минимальны:
    • машина лишилась фары-искателя;
    • используемая проводка была неэкранированной;
    • средняя съёмная скамейка не была предусмотрена совсем;
    • плюс окрашивалась в другие, гражданские цвета, но так было не всегда.

Всё это было сделано с одной целью: в случае необходимости быстро и с минимальными затратами поставить такие машины в строй.

  • Седельный тягач. В нем изменения были более существенными:
    • за счёт уменьшенного заднего свеса (была изменена рама) машина вышла короче;
    • плюс было смонтировано универсальное седло: теперь грузовик мог буксировать самые разные прицепы как гражданского, так и военного назначения.

Вес прицепа был ограничен 10-ю тоннами по грунту и 12-ю – по асфальтированной дороге.

  • ЗИЛ 131 с приставкой Д в конце – это самосвал. С кузовом, откидывающимся только назад, возможности применения машины, которая проедет везде, значительно возрастали. При этом такое же название получила модель, оснащавшаяся дизелем Caterpillar и выпускавшаяся в очень ограниченных количествах.
  • Конечно, было произведено несколько версий грузовика для холодных и очень холодных условий эксплуатации. Так все С, АС, ВС могли иметь в зависимости от требований:
    • специальную окраску;
    • автономный отопитель, работавший не от мотора;
    • штатные противотуманные фары, светившие отменно в любую непогоду;
    • боковые стёкла дверей были глухими без механизма опускания/поднимания;
    • дополнительную теплоизоляцию: как кабины, так и отсека, где устанавливался аккумулятор;
    • все внешние резиновые элементы делались устойчивыми к морозу: даже в -65 они не трескались и не рассыпались.

И непременно получали двойное остекление кабины: без этого ни одна модель ЗИЛ 131 не получала заветную букву «С» в названии.

  • Наконец, немало машин было создано специально для эксплуатации в тропическом или пустынном климате, «банановых республиках» и остальных странах, где +50 за окном 12 месяцев в году – норма: все они получили букву Х в названии.

Плюс все модели грузовика, в названии которых присутствует литера Н, созданы на базе модернизированного/оснащавшегося дизельным силовым агрегатом, классического ЗИЛ 131.

Спецверсии грузовика

При этом ЗИЛ 131 стал основой для создания самых разных версий этого «проходимца»:

  • Пожарная машина. Постепенно заменяемая на новые образцы АЦ-40 стала тем самым символом настоящего борца с огнём, которое дорисовывает наше воображение, стоит произнести номер 101. Она не только доставляет пожарный расчёт из 7 человек к месту пожара, но и дополнительно везёт 2,5 кубометра воды плюс 170 литров пенообразователя.
    И конечно, на борту есть всё необходимое оборудование для тушения огня.

  • Аэродромные тягачи/передвижная техника на базе ЗИЛ 131, необходимые для запуска двигателей самолётов. Генераторы на базе этого автомобиля, позволяющие запитать самую разную авиатехнику от небольших истребителей до больших пассажирских лайнеров, используется в аэропортах и на военных авиабазах.
  • Топливо- и маслозаправщики. Они, в отличие от аэродромной техники на шасси ЗИЛ 131, используются повсеместно. Но особенно там, куда менее проходимая техника просто не доедет: в карьерах, непролазной тайге или на жарком юге, где зыбучие пески – норма.
  • Автоцистерны, предназначенные под всевозможные жидкости. На автомобиль устанавливалось два варианта, объёмом 4,0 и 4,3 кубометра. Эта техника также, имела двойное назначение – для армии и народного хозяйства.
  • Были изготовлены КУНГи для установки на него: именно такие модели приобретают те, кто затем переделывает ЗИЛ под своё хобби. Классический К-131 и его модернизированная версия отличаются совсем незначительно. Они могли быть основой как для авторемонтной мастерской для различной техники, а могли стать передвижным командным пунктом. Это зависело от целей. Кроме того, они могли предназначаться для перевозки личного состава: в зависимости от обмундирования/снаряжения/времени года, один ЗИЛ 131 вмещал до 40 человек. А чтобы защитить тех, кто внутри, КУНГ оснащался установкой, подающий внутрь исключительно очищенный и обеззараженный воздух.

  • А вот бурильно-крановая установка с глубиной бурения 3, а после модернизации – 5 метров, устанавливалась исключительно на модернизированную версию. Грузовик без буквы Н в названии для этого не был приспособлен.

Наконец, ещё на этапе создания опытных образцов был предложен ЗИЛ 132 с арочными или нет шинами. А также расположением среднего моста посредине, а не как часть задней тележки. Это были варианты для тех мест, где проходимости обычного сто тридцать первого было недостаточно. Но дальше проектов, разработок и тестовых экземпляров, на которых обкатывались предлагаемые решения, дело не пошло: он получался дорогим и ненадёжным.

Минусы грузовика

У ЗИЛ 131 они также есть:

  • шумность: при езде с крейсерской скоростью 60 км/ч водитель не слышит пассажира;
  • комфорт равен нулю: жёсткие сиденья, в ней трясёт, а отделка совсем спартанская;
  • железо кабины тонкое и гниёт от используемых реагентов на наших дорогах;
  • слабый обзор, как вперёд, так и через штатные зеркала;
  • непомерный расход бензина плюс отсутствие дизеля.

Для поездок по дорогам вы точно выберете другой грузовик. Но там где их сменяют направления, а под колёсами будет невесть что, достойных конкурентов ЗИЛ 131 найдётся немного.

122-мм реактивная система залпового огня БМ-21

122-мм реактивная система залпового огня БМ-21

ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС

Сакр-18 [Египет]
122-мм реактивная система залпового огня 122-мм 40-трубная реактивная система залпового огня «Град » («Град») с дальностью стрельбы до 20 км была принята на вооружение Российской Армии в 1919 г.63 [и первоначально обозначался на Западе как M1964]. БМ-21, несомненно, является наиболее широко используемой РСЗО в мире. Успешное использование системы «Град» в локальных конфликтах различной интенсивности в течение трех десятилетий привело многие страны к разработке подобных систем. Пусковая установка со вспомогательным оборудованием именуется комплексом 9К51. Эта 40-зарядная пусковая установка имеет четыре яруса по десять труб, установленных на шасси грузовика.

БМ-21 можно отличить от других реактивных систем залпового огня по 40-трубной пусковой установке с прямыми углами (4 ряда по 10 трубок), которая часто закрыта защитным полотном. Он смонтирован на шасси грузового автомобиля Урал-375Д 6х6, которое имеет характерную конструкцию крыла и запасное колесо в задней части кабины. БМ-21 также является единственной известной советской реактивной установкой без противовзрывных щитков на кабине водителя. Однако материал, используемый в окнах кабины и ветровом стекле, достаточно прочен, чтобы выдерживать избыточное давление и другие воздействия, связанные со стрельбой 122-мм реактивными снарядами.

БМ-21 может управляться и стрелять из кабины или вести огонь дистанционно на расстоянии до 60 метров с помощью тросового комплекта. Пусковая установка перемещается вперед к кабине для передвижения, а для стрельбы используются два стабилизирующих домкрата в задней части машины. Специальный электрический генератор питает пусковую установку. Стрелковое устройство 9В170 устанавливается в кабине, но запуск ракет может осуществляться с помощью дистанционно-пускового устройства с кабелем длиной 64 метра. Этот MRL может запустить все ракеты за 6 секунд или запустить каждую по отдельности и перезарядить за 5 минут. Он может запускать 40 ракет или любую их часть с фиксированным интервалом в 0,5 секунды. Одиночные ракеты можно запускать вручную с любым желаемым интервалом. Экипаж из пяти человек может перезарядить пусковую установку за 8 минут.

БМ-21 выпускает «9-футовую ракету» с дальностью 20 380 метров. Каждая пусковая труба имеет канавки для придания ракете медленного вращательного движения. Однако ракета в первую очередь стабилизирована оперением. Такое сочетание спиновой и оперенной стабилизации обеспечивает кучность стрельбы на дальности до 16 километров. БМ-21 и другие 122-мм реактивные установки могут запускать все 122-мм реактивные снаряды, разработанные для советских 122-мм пусковых установок (включая те, которые могут достигать дальности от 30 000 до 36 000 метров). 122-мм реактивные снаряды с оперением могут доставлять осколочно-фугасные, химические или зажигательные боеголовки на расстояние более 20 километров, а более новые осколочно-фугасные и грузовые ракеты — на расстояние до 30 километров. При взрыве боеголовка производит сильное осколочное действие и ударную волну.

Благодаря большому объему огня и большой площади поражения БМ-21 хорошо подходит для использования против войск на открытой местности, для использования в артиллерийских приготовлениях и для доставки химических концентраций. Один залп из дивизиона БМ-21 составляет 720 выстрелов. Поскольку это оружие имеет большую круговую вероятную площадь (КВО), оно не подходит для атак по точечным целям.

Автомобиль Урал-375Д имеет максимальную скорость по шоссе 75 км/ч, запас хода 750 км и исключительную проходимость.

Ракеты всегда должны запускаться, когда машина припаркована под углом к ​​цели, чтобы избежать повреждения незащищенной кабины взрывной волной.

БМ-21 поступила на вооружение в 1964 г. в качестве замены 140-мм (16- и 17-зарядных) реактивных установок БМ-14 и в настоящее время является наиболее широко используемой на грузовиках реактивной установкой в ​​войсках Варшавского договора. Впереди редко можно увидеть более тяжелые реактивные установки, включая 200-мм (4 выстрела) БМД-20, 240-мм (12 выстрелов) БМ-24 и 250-мм (6 выстрелов) БМД-25. -линейные единицы. Хотя ракеты БМ-21 меньше по калибру, чем предыдущие модели, боевая часть равна боевой части 140-мм ракеты, а дальность превышает таковую у более старых 140-мм и 240-мм моделей. Из-за меньшего калибра своих ракет БМ-21 также может запускать большее количество ракет, чем более ранние модели, что делает его особенно полезным для ведения огня по площади и ведения массированного внезапного огня. БМ-21 входит в состав реактивного дивизиона каждой мотострелковой и танковой дивизии. Он также использовался в фронтовой и армейский, где в некоторых частях заменен на 220-мм реактивную (16-зарядную) БМ-27.

ВАРИАНТЫ
  • БМ-21В : 12-зарядная пусковая установка (V означает воздушнодесантии — Воздушно-десантная — обозначение НАТО M1975) система была разработана для использования воздушно-десантными составными артиллерийскими дивизионами. БМ-21В стреляет той же ракетой, что и БМ-21 и БМ-21-1.
  • БМ-21Б: Российская 36-ствольная РСЗО на шасси ЗИЛ-131 с колесной формулой 6х6.
  • Град-П: Российский 1-зарядный реактивный гранатомет
  • 9А51 Прима: Российская 50-ствольная РСЗО на шасси ЗИЛ-131 с колесной формулой 6х6.
  • BM-11: Северокорейская 30-трубная версия
  • Тип 81: китайская версия 40-железнодорожный вариант
  • Сакр-18: Египетская 40-ствольная 122-мм РСЗО на базе советской БМ-21. Он имеет дальность действия 20 км с кассетным боеприпасом массой 23 кг.
  • RM-70: Чехословацкая 40-трубная версия — Чехословацкая армия представила эту новую версию с пусковым устройством БМ-21, установленным на модифицированном 10-тонном грузовике TATRA 813 (8×8) в 1919 году. 72. Хотя базовая пусковая установка почти идентична советской БМ-21, транспортная машина совершенно другая. Примечательны бронированная кабина и возможность перевозки дополнительных 40 ракет. Перезарядка из 40 дополнительных ракет расположена между пусковой установкой и бронекабиной, что позволяет сократить время перезарядки до 1,5–3,0 минут. Хотя эта комбинация больше и тяжелее, чем советская БМ-21 на грузовике Урал-3750, она имеет такую ​​же скорость движения по шоссе и аналогичный запас хода (600 км). Это также обеспечивает большую тактическую гибкость благодаря дополнительному запасу ракет. Этот вариант, известный как М-70, поступил на вооружение по крайней мере в Чехословакии и Восточной Германии.
Альтернативные обозначения БМ-21 ГРАД (Град) РСЗО
Дата введения 1963
Распространение Не менее 50 стран
Описание
Экипаж 5 (8 с комплексом 9К51)
Шасси/каретка Урал 375-Д 6×6 колесный
Боевая масса (т) 13,7
Общая длина шасси (м) 7,35
Высота Габаритная (м) 3,09
Ширина Габаритная (м) 2,40
Автомобильная производительность
Тип двигателя ЗИЛ 375, 180 л. с., водяного охлаждения, бензиновый двигатель V-8
Запас хода (км) 450 км
Скорость (км/ч)
Макс Роуд 75
Макс. для бездорожья 35
Кросс-кантри ИНА
Max Swim Н/Д
Глубина брода (м) Неподготовленный 1,5
Время установки (мин) 3
Время смещения (мин) 2
Радио Р-123М
Защита
Броня спереди (мм) Нет
Сторона брони (мм) Нет
Броня Крыша (мм) Нет
Самозатачивающееся лезвие Нет
Система защиты от ОМП
Дымовое оборудование
ВООРУЖЕНИЕ
Пусковая установка
Калибр, Тип, Наименование 122-мм, 9П132
Количество трубок 40 (4 ряда по 10 трубок)
Скорость запуска
Время полного залпа 40 выстрелов за 20 секунд
Интервал одиночной ракеты 0,5 секунды на ракету
Тип погрузчика Ручной
Время перезарядки 10 минут
Привод пусковой установки Электрический
Траверса ()
Слева 102
Справа 70
Всего 172
Высота () (-/+) — 0/+55
ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ
Стрельба с закрытых позиций Панорамный телескоп ПГ-1М (ПАНТЕЛ)
Коллиматор К-1
Компьютер управления огнем Нет
Система определения местоположения Нет
БОЕПРИПАСЫ ОСНОВНОГО ВООРУЖЕНИЯ
Калибр, тип, наименование
122-мм осколочно-фугасный снаряд 9М22У
Дальность стрельбы с закрытых позиций (м)
Минимальный диапазон 5000
Максимальный диапазон 20 380
Масса БЧ (кг) 18,4 (М21ОФ)
Длина ракеты (м) 2,87
Максимальная скорость INA
Тип взрывателя МРВ-У (ПД)
122-мм осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф
Дальность стрельбы с закрытых позиций (м)
Минимальный диапазон 1500
Максимальный диапазон 15 000
Масса боевой части (кг) 21,0
Длина ракеты (м) 2,87
Максимальная скорость INA
Взрыватель Тип МРВ-У (ПД) или АР-6 (бесконтактный)
122-мм осколочно-фугасный тип 90А (китайский)
Дальность стрельбы с закрытых позиций (м)
Минимальный диапазон 12 700
Максимальный диапазон 32 700
Масса боевой части (кг) 18,3
Длина ракеты (м) 2,75
Максимальная скорость INA
Тип взрывателя PD
Другие типы боеприпасов Дымовые, зажигательные, химические, радиопомехи, Освещение, Противотанковые мины, Противопехотные мины

Источники и методы



ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
http://www. fas.org/man/dod-101/sys/land/row/bm-21.htm
Поддерживается Робертом Шерманом
Первоначально создано Джоном Пайком
Обновлено, суббота, 19 июня 1999 г., 6:37:33.

Список российского артиллерийского арсенала, который может нанести ущерб городам Украины

Прошло уже больше недели после вторжения России в Украину, и в ближайшее время нет никаких признаков завершения, поскольку силы Кремля встречают упорное сопротивление и все чаще прибегают к обстрелам городов, чтобы попытаться добиться значительных успехов. В такой обстановке мы, скорее всего, увидим только эскалацию применения русскими артиллерии. В то время как силы Москвы потерпели неудачу во многих областях, артиллерийские возможности российской армии не что иное, как ужасающие. Вот полное изложение многих систем, находящихся в распоряжении России, и все они в настоящее время развернуты на поле боя в Украине.

Еще с советских времен артиллерия играла центральную роль в военной доктрине Кремля, и она по-прежнему необходима для наступательных операций современных российских вооруженных сил. Вызывает тревогу тот факт, что многочисленные сообщения до сих пор подчеркивали явно неизбирательное применение российскими наступательными вооружениями, в том числе артиллерийскими снарядами, среди гражданского населения, что в результате привело к предсказуемым разрушениям. Если артиллерия начнет более широко использоваться в этих сценариях, неизбежно, что такие инциденты будут только множиться. Другими словами, у России есть возможность обрушить ужасающие заграждения на гражданские районы, вызывая разрушения в Европе, подобных которым мы не видели со времен Второй мировой войны.

Конечно, артиллерия нужна не только для подавления сопротивления в осажденных городах. Тем не менее, характер конфликта до сих пор и тот факт, что российская авиация, по-видимому, оказала ограниченное влияние на наземную войну, дает возможность того, что боевые действия вот-вот вступят в новую фазу, в которой будут преобладать артиллерийские обстрелы. В частности, украинская столица Киев, которая стала бы ключевым призом, если бы Москве удалось ее захватить, может оказаться под еще более ожесточенными артиллерийскими обстрелами.

Поскольку Россия уже собрала огромное количество артиллерийских систем на Украине, Зона боевых действий профилировала системы, которые до сих пор были идентифицированы как активные в операции вторжения.

Самоходная и буксируемая артиллерийская установка

2С7 «Пион»/2С7М «Малка»

Разрабатываемая в конце 1960-х гг. орудие на гусеничном шасси с цельносварной стальной броней. Проект был разработан Кировским заводом, который также производил основной боевой танк Т-64.

Первоначально известный как «Пион» (в России пион, разновидность цветка), 2С7 поступил на вооружение СССР примерно в 1975 году, и, по оценкам, было произведено более 1000 экземпляров. За оригинальной моделью последовала улучшенная 2С7М «Малка», в которой были изменены шасси, двигатель, система загрузки боеприпасов и система управления огнем.

Модернизированная самоходная артиллерийская установка 2С7М «Малка»., Пресс-служба Ростеха/ТАСС через Getty Images

В целом шасси 2С7 разделено на четыре отсека: водительский, силовой, экипажный и задний, и вмещает семь членов экипажа, вместе с местом для переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Машина имеет передний бульдозерный отвал, позволяющий закапываться на собственную огневую позицию, и пространство для отдачи сзади для обеспечения устойчивости.

Пушка 2С7 или 2С7М с маркировкой «Z», нанесенной на многие российские машины, участвовавшие в вторжении в Украину: дальность 23 мили. В машине перевозится четыре снаряда (увеличено до восьми в 2С7М), а в сопровождающих машинах находится больше боеприпасов, которые затем доставляются с помощью ручных тележек.

Основные типы боеприпасов включают осколочно-фугасные, осколочно-фугасные/реактивные (дальность 30 миль), бетонобойные и тактические ядерные снаряды.

Система обращения с боеприпасами обеспечивает скорострельность два выстрела в минуту, у 2С7М увеличена до 2,5 выстрелов в минуту.

Как и большинство военных машин советской разработки, 2С7 оснащен системой защиты от ядерного, биологического и химического оружия.

Как и Россия, 2С7 состоит на вооружении и Украины.

2С19 Мста-С

Разработанная в 1980-х годах, «Мста» должна была заменить более ранние советские 152-мм самоходные артиллерийские установки 2С3 и 2С5 и сохранила боеприпасы того же калибра. Новая система была развернута незадолго до распада Советского Союза, при этом каждая батарея обычно имела шесть орудий. Всего в каждом полку обычно было три батареи.

Самоходная гаубица «Мста-С» во время боевых учений войск Южного военного округа на полигоне Молькино., Виталий Тимкив/ТАСС via Getty Images

К 2020 году около 600 единиц самоходной артиллерийской установки «Мста-С». Считалось, что S были завершены, в них использовалось шасси, заимствованное у основных боевых танков, включая подвеску и ходовую часть Т-80 и дизельную силовую установку от Т-72.

Машина состоит из отделения водителя в передней части, башни в центре и силовой установки в задней части. В составе экипажа пять человек. Оборонительное вооружение состоит из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета на крыше.

Передний бульдозерный отвал используется для подготовки огневых позиций и расчистки препятствий.

На втором видео показана российская бронеколонна, атакованная украинскими войсками, в том числе две явно брошенные 2С19 Мста-С:

Основное орудие — 2А64, стреляющее осколочно-фугасным снарядом на расстояние 15 миль. . Другие боеприпасы включают в себя осколочный снаряд, увеличивающий дальность действия до 18 миль, суббоеприпасы с осколочно-фугасными противотанковыми (кумулятивными) бомбами, снаряд радиоэлектронной борьбы, дымовой снаряд и снаряд с лазерным наведением «Краснополь». Последняя наводится на цель в конечной фазе с помощью установленного на треноге лазерного целеуказателя. Скорострельность составляет от семи до восьми выстрелов в минуту. Всего боезапас составляет 50 выстрелов, а перезарядка пушки может производиться во время стрельбы с помощью конвейерной системы в задней части башни.

В варианте 2С19М точность и быстродействие орудия повышены за счет добавления автоматической системы управления огнем пушки, САУ, с баллистическим вычислителем, системой спутниковой навигации и системой автоматической наводки орудия .

2С19 Мста-С находится на вооружении как России, так и Украины.

2А65 Мста-Б

Близким к Мста-С (где S означает самоходный) является буксируемый вариант той же 152-мм пушки/гаубицы, 2А65 Мста-Б. Он стреляет теми же типами боеприпасов, что и «Мста-С», и может доставить осколочно-фугасный снаряд на расстояние до 15 миль.

Боевая машина 2А65 «Мста-Б» во время учений в Ростовской области в начале этого года. , Пресс-служба Минобороны России через AP

2С3 Акация

2С3 Акация возникла в 1967 году в связи с потребностью в новой 152-мм самоходной артиллерийской установке для Советской Армии.

Основное орудие 2А33 представляет собой вариант буксируемой артиллерийско-гаубичной части Д-20 и использует те же боеприпасы, а гусеничное шасси основано на шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг» (SA-4 Ganef). , но с более мощным дизелем и модернизированной подвеской.

САУ 2С3 «Акация» на учениях., Министерство обороны России

Поступление на вооружение последовало примерно в 1971 году, и первоначально 2С3 развертывалась на базе 18 танковых дивизий и 18 мотострелковых дивизий. Батарея обычно состоит из шести 2С3, по три батареи в каждом полку.

Объем производства 2С3 огромен: считается, что было произведено около 10 000 экземпляров.

Базой 2С3 является машина с тремя отделениями: место водителя, силовая установка и башня в задней части. На цельносварной стальной броневой башне для самообороны установлен 7,62-мм пулемет.

Шахматный отвал обычно устанавливается в передней части корпуса для подготовки огневой позиции.

В задней части корпуса имеется место для боекомплекта на 33 выстрела, а на модернизированных 2С3М и 2С3М1 можно разместить еще 12 снарядов. Обычно дополнительные боеприпасы перевозятся на грузовике 6×6 и загружаются через люк в башне 2С3. Два переносчика боеприпасов в подвозчике боеприпасов поддерживают экипаж из четырех человек в самой 2С3.

Основным боеприпасом является осколочно-фугасный снаряд с максимальной дальностью 11,5 миль. Можно стрелять широким спектром других боеприпасов, в том числе осколочно-фугасными противотанковыми (кумулятивными), осколочно-фугасными реактивными снарядами, бронебойными, осветительными, дымовыми, зажигательными, стрелковыми, разбрасываемыми минами и Краснополем с лазерным наведением. снаряд.

Несмотря на введение 2С19 «Мста-С», 2С3 остается широко распространенной на вооружении России, о чем свидетельствует ее появление в украинском конфликте. Украина также использует 2С3.

2С1 «Гвоздика»

122-мм самоходная артиллерийская установка времен холодной войны 2С1 «Гвоздика» создавалась одновременно со 152-мм 2С3.

Комплекс сочетает в себе орудие на базе 122-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-30 и гусеничное шасси на базе многоцелевой бронированной гусеничной машины МТ-ЛБ.

Самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» во время имитационных контртеррористических учений Балтийского флота., Виталий Невар/ТАСС через Getty Images

2С1 впервые поступила на вооружение Советского Союза примерно в 1972 году, и считается, что было построено более 100 000 экземпляров. до 1991 года, когда производство было прекращено. В советское время 2С1 выпускались на базе 36-й артдивизии и 36-й мотострелковой дивизии, а танковых дивизий было 72. Первоначально в каждом дивизионе 2С1 было три батареи по шесть орудий в каждой.

Цельносварной стальной корпус состоит из трех отсеков: отсека водителя, силового агрегата и башни в кормовой части. Экипаж из четырех человек на самой машине поддерживается двумя заряжающими боеприпасы, которые находятся на машине подвоза боеприпасов.

Помимо того, что 2S1 является амфибией, у него есть несколько других новых особенностей, в том числе уровни подвески, которые можно изменять для облегчения транспортировки в грузовом отсеке самолета, и два различных варианта гусениц, причем более широкие доступны для движения по болотистой или заснеженной местности.

Основное орудие 2А31 способно вести постоянную скорострельность от пяти до восьми выстрелов в минуту, машина несет 40 снарядов: обычно 32 осколочно-фугасных, шесть дымовых и два осколочно-фугасных противотанковых/плавниковых снаряда. стабилизированный. Стандартный осколочно-фугасный снаряд может быть выпущен на дальность 9,5 миль. Другие варианты боеприпасов включают листовки, осколочно-фугасные / реактивные (дальность 13,5 миль), бронебойно-фугасные, флешетные и осветительные. Другим вариантом является снаряд «Китолов-2» с лазерным наведением, который во многом аналогичен описанному выше «Краснополю».

Хотя российские военные, по-видимому, планировали поэтапный отказ от артиллерийских орудий калибра 122 мм, а прямая замена 2С1 не была разработана, эта система по-прежнему используется сегодня наряду с более современной 152-мм артиллерийской установкой 2С19.

2С1 был построен в Харькове и также широко распространен на вооружении Украины.

Буксируемая гаубица Д-30, которая обеспечивает вооружение 2С1 «Гвоздика», также появилась у российских сил на Украине:

Самоходные минометы

2С4 Тюльпан

Самоходный миномет 2С4 Тюльпан (Тюльпан) впервые поступил на вооружение Советской Армии примерно в 1975 году. Всего было изготовлено около 400 экземпляров этого миномета.

Хотя ранее поступали сообщения о том, что 2С4 выводится из эксплуатации в России, из-за ее ограниченной дальности и низкой скорострельности, очевидно, что она все еще находится на вооружении, вероятно, в настоящее время в основном использует снаряд с лазерным наведением «Смельчак».

Самоходный миномет 2С4 Тюльпан во время тактических учений артиллерийских подразделений Восточного военного округа на Сергеевском полигоне в 2017 г., Юрий Смитюк/ТАСС через Getty Images

В 2С4 используется адаптированное гусеничное шасси от зенитно-ракетного комплекса «Круг» (SA-4 Ganef), но с более мощным дизельным двигателем и модернизированной подвеской.

Система управляется экипажем из четырех человек на самой машине, еще пять солдат перевозятся на машине поддержки, обычно на грузовике с колесной формулой 6×6 или многоцелевой бронированной гусеничной машине МТ-ЛБ.

Гладкоствольный миномет 2Б8, перевозится на верхней части корпуса в горизонтальном положении вместе с большой опорной плитой. Два магазина барабанного типа внутри цельносварного стального бронекорпуса вмещают 40 минометных мин.

Машина оснащена передним бульдозерным отвалом, позволяющим окапываться на своей огневой позиции, и 7,62-мм пулеметом для самообороны.

Двумя основными типами минометных бомб являются обычные осколочно-фугасные с максимальным радиусом действия 6 миль и осколочно-фугасные — реактивные (с радиусом действия 11 миль).

Снаряд с лазерным наведением «Смельчак» был разработан в 1980-х годах и имеет максимальную дальность 9,7 мили. Он работает совместно с передовым артиллерийским наблюдателем и наводится на цель на конечном этапе с помощью лазерного целеуказателя.

2С23 «Нона-СВК»

Эта 120-мм самоходная артиллерийская установка-миномет — одна из самых современных артиллерийских орудий, развернутых и поступивших на вооружение в самом конце советской эпохи, хотя первоначально в небольшом количестве.

120-мм минометные боеприпасы, используемые в 2С23, также используются на двух различных шасси гусеничных боевых машин 2С9 «Нона-С» и 2С31, а также на буксируемой 2Б16 «Нона-К».

Образцы самоходного миномета 2С23 «Нона-СВК» на репетиции военного парада в честь Дня Победы., Кирилл Кухмар/ТАСС через Getty Images

Управляемая экипажем из четырех человек, 2С23 базируется на модифицированном шасси БТР-80 с колесной формулой 8х8, полностью амфибийного бронетранспортера с минометом, установленным в башне над носовой частью корпуса. Обычно 2С23 используется мотострелковыми дивизиями, наряду с БТР, а также морской пехотой.

120-мм 2А60 — это нарезное орудие-миномет, которое также может использоваться для стрельбы прямой наводкой, а для самообороны имеется 7,62-мм пулемет.

Всего в цельносварном стальном бронекорпусе машины размещено 30 минометных выстрелов, включая осколочно-фугасные с максимальной дальностью 5,5 миль, реактивные осколочно-фугасные (с дальностью 8 миль) и осколочно-фугасный противотанковый оперенный стабилизатор (HEAT). Снаряд с лазерным наведением, известный как Китолов-2М, также, вероятно, будет доступен.

2С9 «Нона-С»

Еще одна 120-мм САУ-миномет 2С9 «Нона-С» впервые появилась в начале 1980-х годов и предназначался для использования в качестве десантно-штурмовой машины. Таким образом, он может обеспечивать обычную артиллерийскую поддержку, заменяя буксируемые минометные и гаубичные системы, а также в качестве противотанкового средства для стрельбы прямой наводкой.

Несмотря на свое бортовое происхождение, 2С9 также используется в регулярных сухопутных войсках и морской пехоте, и считается, что было произведено около 1000 экземпляров.

Стрельба из самоходных минометов 2С9 «Нона-С» во время учений батальона Тихоокеанского флота ВМФ России на полигоне Клерк., Юрий Смитюк/ТАСС через Getty Images

Шасси, используемое в 2С9, основано на алюминиевом корпусе плавающей боевой машины десанта БТР-Д и имеет экипаж из четырех человек. Корпус разделен на три отсека: отсек управления, боевой отсек и силовой агрегат. Имеется бортовое хранилище на 25 выстрелов 120-мм боеприпасов к казнозарядному миномету 2А51, который может производить от шести до восьми выстрелов в минуту. Доступны те же варианты минометных выстрелов, что и для 2С23 «Нона-СВК», плюс белый фосфорный и дымовой. Со стандартными осколочно-фугасными боеприпасами цели могут быть поражены на расстоянии 5,5 миль, увеличенном до 8 миль с использованием реактивных осколочно-фугасных снарядов.

2С9 можно транспортировать по воздуху на самолетах Ил-76, а также сбрасывать с высоты от 300 до 1500 м.

И Россия, и Украина используют 2С9.

Реактивные системы залпового огня

БМ-30 «Смерч»

Самая мощная реактивная система залпового огня (РСЗО) на вооружении России — БМ-30 «Смерч», разработанная в конце 1970-х годов и впервые идентифицированная западной разведкой в 1983 г.

Обычно Смерч развертывается бригадами по четыре батальона, в каждом из которых 12 9Пусковые установки А52 на базе шасси МАЗ-543М с колесной формулой 8х8, каждая из которых несет по 12 стволов для 300-мм реактивных снарядов, которые могут запускаться индивидуально или залпами.

Ракета-носитель 9А52 для системы БМ-30 «Смерч», на параде., Виталий В. Кузьмин/Wikimedia Commons

Помимо 12 пусковых установок, полный дивизион также включает в себя различные блоки системы боевого управления на КамАЗ-4310 с колесной формулой 6х6. шасси, ремонтно-эксплуатационные подразделения на шасси ЗИЛ-131 6х6, метеостанции также на шасси ЗИЛ-131, машины топографии на шасси ГАЗ-66 4х4. Перезарядка боеприпасов осуществляется транспортно-заряжающими машинами, в том числе на шасси МАЗ-543М, по 12 выстрелов и краном в каждой.

Максимальная дальность 300-мм реактивных снарядов составляет 43,5 мили, а различные типы включают унитарные осколочно-фугасные суббоеприпасы (с 72 оперенными осколочно-фугасными снарядами, 646 кумулятивно-осколочными снарядами), топ -ударные противотанковые (с пятью боевыми элементами с инфракрасным наведением или 20 осколочно-фугасными противотанковыми боевыми элементами), противотанковые минные (с 25 отдельными минами) и термобарические. Существует также беспилотный летательный аппарат Р-90 «Типчак», который может работать на расстоянии до 43 миль и оставаться на месте в течение 20 минут.

Также доступно другое семейство ракет серии 9М55, предлагающее аналогичную полезную нагрузку, но увеличенную дальность до 56 миль. Есть данные, что «Смерч» использует боеприпасы серии 9М54 и в Украине. Этот боеприпас был разработан для РСЗО нового поколения «Торнадо-С», и хотя пока нет никаких признаков того, что он был развернут в Украине, его 300-мм управляемые снаряды также совместимы с более ранним «Смерчем».

БМ-27 Ураган

Стреляя 220-мм реактивными снарядами, БМ-27 «Ураган» является средней по массе РСЗО на вооружении России и используется с середины 1970-х годов, заменив более старые 240-мм и 200-мм системы.

«Ураган» изначально проектировался как высокомобильный и состоит из 16-зарядной пусковой установки на модифицированном шасси ЗИЛ-135ЛМ с колесной формулой 8×8. Ракеты могут запускаться индивидуально или залпами.

Российская РСЗО БМ-27 «Ураган» во время учений «Восток-2018» на полигоне Цугол., Вадим Савицкий/ТАСС via Getty Images

Помимо пусковых машин, в состав полного дивизиона «Ураган» входит также машина командира на шасси БТР-80 с колесной формулой 8х8, машина начальника штаба на шасси Урал-4320 с колесной формулой 6х6, три машины командира батареи на БТР-80 шасси и три автомобиля старших офицеров батареи на шасси Урал-4320. Дополнительные ракеты доставляются транспортно-заряжающими машинами, также на базе шасси ЗИЛ-135ЛМ, причем на каждую пусковую установку обычно приходится одна или две.

По крайней мере пять типов ракет были идентифицированы как используемые Ураганом. Они имеют максимальную дальность 22 мили и включают осколочные суббоеприпасы (с 30 бомбами), термобарические, кассетные боеголовки (с девятью или 24 противотанковыми минами).

Ураган эксплуатируется как в России, так и в Украине.

БМ-21 «Град»

Пожалуй, самой известной российской РСЗО является «Град», название которой стало известно во время долгой советской войны в Афганистане и снова во время кампаний в Чечне. Впервые система была развернута примерно в 1963 году.

Стрельба 122-мм реактивными снарядами «Град» состоит из пусковой установки на 40 выстрелов на шасси грузового автомобиля Урал-375Д (БМ-21) с колесной формулой 6х6 или на 36 снарядов на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-131 с колесной формулой 6х6. (БМ-21б Град-1).

A Российская БМ-21 Град., Виталий В. Кузьмин/Wikimedia Commons

Полная система «Град» включает в себя пусковые установки БМ-21, машины снабжения боеприпасами, а также ряд различных ракет, которые можно запускать по отдельности или группами. залпы из кабины или дистанционно по 60-метровому кабелю. Максимальная дальность полета ракет составляла 13 миль.

Град-1 с его 36 ракетными установками разрабатывался как система полкового уровня, в отличие от первоначального Града дивизионного уровня, и был принят на вооружение с середины 1970-е годы.

«Град-1» имеет несколько иной состав системы: к пусковым установкам БМ-21 присоединяются транспортные машины и машины пополнения боеприпасов. Основной ракетой является осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф, но другие варианты включают зажигательные, сигнальные, дымовые и противотанковые мины.

Еще одна недавняя модернизация БМ-21, «Торнадо-Г», которая внешне похожа, но вооружена новыми ракетами с увеличенной дальностью полета и более мощными боеголовками, также, по-видимому, появилась в украинском конфликте:

Опять же, оригинальные версии БМ-21 находятся на вооружении России и Украины, последняя, ​​как сообщается, также эксплуатирует некоторые «Грады» на более современном шасси КрАЗ-6322 с колесной формулой 6х6.

ТОС-1А

Уникальной категории российской артиллерии соответствует ТОС-1А, который в России классифицируется как «тяжелый огнемет», но на самом деле представляет собой уникальный тип реактивной системы залпового огня на базе Т -72 шасси танка и стрельба термобарическими ракетами.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *