Зил бычок кпп схема: Технические характеристики КПП ЗИЛ-5301

Содержание

Технические характеристики КПП ЗИЛ-5301

На автомобилях  ЗИЛ и их модификациях установлена механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами (рис.1).

1 -  первичный вал: 2, 21, 30 и 45 - подшипники: 3, 28, 31 и 47 - стопорные кольца; 4 - крышка заднего подшипника первичного вала: 5 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 - зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 38 - зубчатая пара третьей передачи: 9 - головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода': 10 - вилка переключения второй и третьей передач; 11 - крышка коробки передач:12 - установочная втулка; 13 - шарик фиксатора: 14 - пружина фиксатора; 15 - штифт замочного устройства стержней переключения передач: 16 • шарик замочного устройства: 17 - синхронизатор второй и третьей передач: 18 и 34 - зубчатая пара второй передачи: 19 - вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 • зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 - червяк привода спидометра; 23 и 59 - шестерни привода спидометра: 24 - крышка подшипника вторичного вала; 25 - фланец с отражателем; 26 - гайка фланца вторичного вала;27 и 51 - манжеты; 29 - гайка промежуточного вала; 32 - картер коробки передач; 33 - вторичный вал; 35, 39 и 41 опорные шайбы; 36 и 42 - замочные кольца; 37 - зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 43 -промежуточный вал; 44 - шестерня постоянного зацепления: 46 - заглушка; 48 - прокладка; 49 • блокирующий палец: 50и 53 - роликовые подшипники: 52 - стопорная пластина; 54 и 67 - пружины; 55 - ось блока зубчатых колес передачи„ заднего хода; 56 - блок зубчатых колес передачи заднего хода; 57 - пробка контрольно-заливного отверстия; 58 -крышка люка отбора мощности: 60 - сливная пробка с магнитом; 61 - сапун: 62 - предохранитель выключения первой а. передачи и передачи заднего хода; 63 - ось промежуточного рычага; 64 - картер наконечника рычага переключения 1= передач: 65 - фиксатор рычага: 66 - чехол рычага переключения передач; 68 - наконечник рычага переключения  передач: 69 • промежуточный рычаг; 70 - сухарь промежуточного рычага; 71 - стержень переключения первой передачи 5 и передачи заднего хода; 72 - шток переключения четвертой и пятой передач; 73 - шток переключения второй и третьей передач: 74 - штуцер вала привода спидометра; 75 - рычаг переключения передач; 76 – шпонка

Применение синхронизаторов в коробке передач облегчает управление автомобилем, обеспечивает бесшумность включения передач и повышает долговечность зубчатых муфт шестерен.

Следует иметь в виду, что в коробках передач установлены червяк 22 и шестерня 59 привода спидометра, рассчитанного на определенное передаточное число в заднем мосту.

Тип коробки механическая с пятью передачами для движения вперед и одной назад

Передаточные числа:

- первая передача 6,45

- вторая передача 3,56

- третья передача 1,98

- четвертая передача 1,275.

- пятая передача 1,00 (прямая)

- задний ход 6,15

Максимальный крутящий момент, передаваемый коробке передач, Н.м 410

Переключение передач механическое, качающимся рычагом, установленным на крышке коробки

Отбор мощности. От блока шестерен заднего хода

Максимальная мощность коробки отбора мощности, кВт (л.с.) 22,08 (30)

Возможные неисправности коробки передач

Причина неисправности Метод устранения

Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включаются со скрежетом

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») - Отрегулировать свободный ход муфты подшипника выключения сцепления

Включение передач с ударом и скрежетом

Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки - Заменить синхронизаторы

Самовыключение передач на ходу

Неполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износа пазов вилок или ослабления крепления вилок и рычагов - Устранить неисправности, заменить изношенные детали

Передачи не включаются

Разрушение подшипников шестерен ведомого вала поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов - Заменить неисправные детали - Заменить синхронизаторы

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

Износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников - Заменить неисправные детали.

Течь масла из коробки передач

Износ манжет или потеря ими эластичности

Повышенное давление в картере коробки нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям - Заменить манжеты

Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки

Снятие, разборка коробки передач ЗИЛ-5301

При снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала

Отвернуть болты крепления ПГУ к кронштейну, отсоединить толкатель от рычага вилки сцепления и, не разъединяя трубопопроводы, закрепить ПГУ на автомобиле так, чтобы не повредить трубопроводы.

Снять картер с рычагом переключения передач.

Отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданный вал, отсоединить вал спидометра.

Рис. 5-2. Снятие коробки передач с автомобиля с помощью домкрат-тележки

Рис. 5-3. Подвеска для транспортировки коробки передач

Рис. 5-4. Приспособление для сборки и разборки коробки передач

Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа.

Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять ее при помощи домкрат-тележки со специальным съемником 32П-1270 (рис.5-2).

Сняв коробку передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой.

Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из сливного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи.

С помощью подвески (рис. 5-3) зацепить коробку, поднять ее подъемником и установить на приспособление (рис. 5-4) для разборки и сборки коробок передач.

Установка коробки передач на автобус осуществляется в последовательности, обратной ее снятию.

РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Для снятия и разборки картера наконечника рычага переключения передач вывернуть предохранитель включения первой передачи и заднего хода

Отвернуть четыре болта крепления картера, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.

Отвернуть гайку с наконечника, снять рычаг и вынуть шпонку.

Закрепить картер наконечника рычага в тиски, направив наконечник вниз.

Отвернуть гайку 3 (рис. 5-5) крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось 4 с промежуточным рычагом.

Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель.

Вынуть из картера пружину 5, снять опору 6 рычага, вынуть рычаг 10 в сборе и фиксатор 7 рычага.

Снятие и разборка механизма переключения передач

Отвернуть болты крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента.

Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении (рис. 5-6), в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.

Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке.

Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках 9, 10, и 11 (рис. 5-7), отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока.

С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпрессовать заглушку из гнезда.

Рис. 5-5. Узел картера наконечника рычага переключения передач: 1 -  сухарь промежуточного рычага: 2- промежуточный рычаг включения первой передачи и передачи заднего хода; 3 - гайка оси; 4 - ось рычага; 5- пружина рычага; 6 - опора рычага; 7 - фиксатор рычага: 8 - картер рычага: 9 - защитный чехол; 10 - наконечник рычага переключения передач

Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой. Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.

Снятие и разборка первичного вала

Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе.

Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.

Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съемника 40П-5019 (рис. 5-8) и снять вал с подшипником в сборе.

(Обычно первичный вал спрессовывается легко без съемника , с помощью двух отверток)

Снять замочные кольца 2 (рис. 5-9) и спрессовать подшипник с помощью приспособления.                

Снятие и разборка вторичного вала.

Застопорив воротком шестерню первой передачи, отвернуть гайку фланца вторичного вала, спрессовать фланец.

Отвернуть болты крепления крышки вторичного вала и снять крышку с прокладкой.

Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка.

Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала (рис.5-10), вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами (рис. 5-11,а).

Снять с вала синхронизатор 1 четвертой и пятой передач, шестерню 12 первой передачи.

Снять при помощи двух отверток ( замочное кольцо 2  крепления шестерни четвертой передачи.

Снять упорную шайбу 3 вместе с шестерней 4 четвертой передачи и стальную втулку 5 вместе со стопором, упорную шайбу 6 и шестерню 7 третьей передачи, синхронизатор 8 второй и третьей передач.

Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи.

Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизаторы без необходимости разбирать не следует.

Снятие и разборка промежуточного вала и блока шестерен заднего хода

Отвернуть болт крепления стопора оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока. Для выпрессовки оси 55   блока шестерен заднего хода применяют съемник модели И.803.20.00 (рис. 5-13).

Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала,снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника.

Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника.

Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала.

Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника со вторичного вала (рис. 5-10).

Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную (рис. 5-14).

Вынуть наружное кольцо подшипника промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо.

Для разборки промежуточного вала спрессовать внутреннее кольцо подшипника с роликами, снять замочное кольцо 1 (рис. 5-15), спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов.

Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления(рис. 5-16) или с помощью подкладок на прессе. Последние две шестерни 6 заднего хода и 7 второй передачи надо спрессовать вместе.

Рис. 6-2. 1 -  синхронизатор четвертой и пятой передач;2 и 9 - замочные кольца: 3,  10 - упорные шайбы;4 - шестерня четвертой передачи: 5 - втулка шестерни .четвертой передачи: 7 - шестерня третьей передачи:8 - синхронизатор второй  и третьей передач:11 - шестерня второй передачи; 12 - шестерня первой передачи:13 - вторичный вал, блок шестерен, два роликовых подшипника и распорная втулка

Рис. 5-15. Промежуточный вал коробки передач в сборе1 -  замочное кольцо; 2 – шестерня постоянного зацепления; 3 - распорная втулка: 4 - шестерня четвертой передачи: 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня заднего моста:7 -шестерня второй передачи: 8 - шпонка; 9 - зубчатый венец первой передачи; 10 - вал

Рис. 5-73. Съемник модели И803.20.00 оси блока шестерен заднего хода

ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Картер коробки передач литой из серого чугуна марки СЧ24 ГОСТ 1412-85.

После снятия с картера коробки передач сопряженных с ним деталей необходимо внимательно проверить состояние привалочных поверхностей, отсутствие трещин и величину износа отверстий под подшипники, указанных в табл.5-1.

Трещины и пробоины в картере коробки передач являются браковочным признаком.

При износе отверстий под подшипники сверх допустимых размеров картер коробки передач подлежит замене.

Повреждение резьбы в отверстиях картера допускается в пределах не более двух ниток.

Биение переднего и заднего торцов картера относительно общей оси отверстий под подшипник вторичного вала допускается в пределах 0,08...0,15 мм.

Диаметры отверстий в картере промежуточного и вторичного валов и отклонение от общей плоскости, проходящей через них, не должны превышать 0,07...0,12мм на всей длине картера.

Неплоскостность остальных привалочных поверхностей картера коробки передач должна быть в пределах 0,15...0,30 мм.

Первичный вал с зубчатым венцом, шестерни постоянного зацепления и шлицевым отверстием.

Первичный вал изготовляется из стали 25ХГМ, глубина нитроцементованного слоя -0,6...0,8 мм, твердость поверхностного слоя - НРСэ 61...66, твердость сердцевины - НВСэ37...46.

При износе шеек и шлицев вала сверх размеров, допустимых без ремонта, первичный вал следует заменить.

Изношенные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Биение внутреннего отверстия нового первичного вала относительно шеек под подшипники допускается не более 0,02 мм.

При наличии изгиба или скручивания вал подлежит замене.

Зубья шестерни первичного вала не должны иметь трещин.

Незначительные забоины, заусеницы и сколы по торцам зубьев следует зачистить.

Вторичный вал  изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,8... 1,1 мм, твердость поверхностного слоя-НВСэ 61 ...66, твердость сердцевины - НРСэ 37...46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм.

Применение шеек с выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Шестерни вторичного вала.Биение торцов шестерен коробки передач допускается не более 0,05 мм.

При наличии на шестернях трещин, больших износов зубьев и шлицев шестерни следует заменить.Незначительные сколы на торцах зубьев следует зачистить. Сколы на рабочей поверхности не допускаются.

Синхронизаторы коробки передач

Каретки синхронизаторов изготовлены из стали 25ХГТ, глубина нитроцементации 0,7...0,9 мм, твердость поверхностного слоя НРСэ 61 ...66, твердость сердцевины НЯСэ 37...46.

Конусные кольца - латунные, штампованные.

При наличии износов деталей и потере упругости пружин синхронизатор следует заменить в сборе. Для нового синхронизатора допускается торцовое и радиальное биение каретки до 0,1 мм.

Промежуточный вал. Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,8... 1,1 мм, твердость поверхностного слоя - НЯСэ 58..61, твердость сердцевины - НРСэ 35...45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм.

Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Шестерни промежуточного вала

Основные параметры шестерен промежуточного вала приведены в табл. 5-7. Требования к ремонту шестерен промежуточного вала аналогичны требованиям к шестерням вторичного вала.

Блок шестерен и ось блока шестерен заднего хода.Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,5...0,8 мм, твердость поверхностного слоя -НРСэ 58...61, твердость сердцевины - НРСэ 37...46.

Требования к ремонту блока шестерен аналогичны требованиям к ремонту шестерен вторичного и промежуточного валов.

Крышка картера коробки передач с механизмом переключения передач

На крышке коробки передач не допускаются трещины и сколы.

При износе отверстий в крышке под стержни переключения передач крышку следует заменить или отремонтировать постановкой втулок.

Погнутость стержней переключения передач допускается не более 0,1 мм. Погнутые стержни могут быть отремонтированы правкой.

Стержни переключения передач, изношенные сверх допустимых размеров,следует заменить или восстановить хромированием с последующей обработкой.

Износ пазов в стержнях под фиксаторные шарики допускается такой, при котором просвет между профильным шаблоном и пазом не превышает 0,6 мм.

При превышении указанного допуска штоки следует заменить.

При наличии трещин и обломов на вилках, головках и рычаге переключения передач их следует заменить.

Погнутые вилки и рычаги переключения передач могут быть отремонтированы правкой.

При износе лапок вилки переключения сверх допустимого размера вилки следует заменить.

При износе паза в вилках и головке под рычаг переключения передач, износе отверстий в вилках и головке под стержень переключения передач их следует заменить.

При износе канавки под фиксатор рычага переключения передач рычаг следует заменить.

Электросхема ЗИЛ бычок opex.ru

Array
(
    [DATE_ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 10:30:00
    [~DATE_ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 10:30:00
    [ID] => 509711638
    [~ID] => 509711638
    [NAME] => Электросхема ЗИЛ бычок
    [~NAME] => Электросхема ЗИЛ бычок
    [IBLOCK_ID] => 33
    [~IBLOCK_ID] => 33
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => 

Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах. Производство моделей 5301 на заводе имени Лихачева началось с середины девяностых годов, в то время предприятие специализировалось на изготовлении техники с грузоподъемностью до трех тонн.

Специалисты не стали экспериментировать и придумывать необычные дополнения. Была установлена классическая электрическая схема ЗИЛ 5301 «Бычок», которая не требует соблюдения особых мер эксплуатации. А многие опытные водители и электрики при необходимости могут самостоятельно осуществить ремонт ее элементов без применения специального оборудования. Но все же стоит рассмотреть конструктивные особенности грузовика и основные элементы механизма.

Предыстория

История производства грузового автомобиля ЗИЛ «Бычок» или 5301 достаточно интересная. В 1992 на заводе имени Лихачева отсутствовали проекты транспортных средств класса с показателем грузоподъемности в 3 тонны. По этой причине предприятие приняло решение взять за основу уже проверенные проекты и разработки от Daimler-Benz AG.

В 1993 году предприятие выпустило опытный экземпляр данной модели. В его основе были использованы основные элементы, силовые агрегаты от техники Mercedes–Benz T2. Но отечественные инженеры рассмотрели особенности устройства и механизма немецких авто, и смогли переделать их так, чтобы они соответствовали запросам российских водителей, могли выдерживать дороги, а также смоли подстроится под реалии рынка.

В 1996–1997 годах компания изготовила модульную платформу кузова с цельнометаллической основой, ее использовали для фургонов, которые состояли из двух, трех, четырех секций, а их вместимость была до 20,5 м3. Небольшие габариты, низкая высота погрузки — все это помогло создать варианты для грузопассажирских перевозок с кабиной из 6 мест и небольшим отсеком для груза.

На начальном этапе «Бычок» оборудовался движками с дизельным ММЗ Д–245.10, ММЗ Д–245.9 и ММЗ Д–245.12С, все они относятся к нулевому экологическому классу. Но в 2005 году производитель решил внести изменения, он стал дополнять грузовики мотором ММЗ Д–245.9 Е2. А уже в 2008 году начали применять ММЗ Д–245.9 Е3.

Особенности электрооборудования

На грузовиках ЗИЛ «Бычок» предусмотрена классическая схема электрооборудования, которая осуществляет полноценное функционирование всех основных узлов и двигателя. Она не требует особой эксплуатации, имеет длительный срок службы.

Схема электропроводки ЗИЛ «Бычок» обладает основными особенностями:

  • Изначально применялась однопроводная электросхема ЗИЛ 5301. В качестве второго провода используется металлический кузов;
  • Работа электрооборудования осуществляется с напряжением в 12 В;
  • Для работы стартерных агрегатов требуется напряжение в 24 В. Для этого потребуется установка второго аккумулятора;
  • Для защиты основных цепей используются плавкие предохранители;
  • Вся электросхема автомобиля ЗИЛ «Бычок» имеют основу от электропроводки модели грузовиков 4331.

Cхема электропроводки ЗИЛ 5301

  1. передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;
  2. фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;
  3. электропривод корректора фар ЭПКО22;
  4. противотуманные фары ФГ 152-АБ;
  5. электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;
  6. боковые передние маркерные фонари 43.3731;
  7. фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
  8. выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;
  9. датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;
  10. датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;
  11. электромагнит отключения подачи топлива;
  12. свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;
  13. генератор 2022.3771;
  14. боковые передние маркерные фонари 43.3731;
  15. фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
  16. датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;
  17. датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;
  18. датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;
  19. датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;
  20. электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;
  21. подкапотные лампы ПД308-А;
  22. нагреватели зеркал;
  23. электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;
  24. электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;
  25. передние контурные фонари 36.3731;
  26. трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;
  27. электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;
  28. пусковой контактор стартера 59.3747;
  29. выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;
  30. датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
  31. датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
  32. регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;
  33. стартер 20.3708 или СТ142Н;
  34. подкапотные лампы ПД308-А;
  35. соединительные клеммы;
  36. выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;
  37. соединительные клеммы.

Автомобиль ЗИЛ 5301 или «Бычок» оснащается генератором переменного тока 1652.3701 . Также в него устанавливается 2 аккумулятора 6СТ–110ТР.

Несмотря на постоянные изменения концепции, оснащение автомобиля ЗИЛ 5301 новыми узлами, силовыми агрегатами электрическая схема осталась прежней. В новых моделях также применяется классическое электрооборудование, которое работает с напряжением 12 В, а стартер от 24 В. Это намного облегчает процесс эксплуатации и ремонт грузовых автомобилей.

Технические параметры

Для производства грузовых автомобилей марки ЗИЛ 5301 использовали разные модели двигателей, но особой популярностью среди водителей пользуются агрегаты 1999 года, а именно ММЗ Д–245.12С с классом Евро–2.

Позже в 2001 году грузовые средства стали оснащаться улучшенными моторами модели ММЗ Д-245.9. Движки имеют более современную модификацию. В них предусмотрен регулятор показателей воздушного давления, турбонадув, интеркулер. Максимальная мощность движка составляла 136 лошадиных сил. С 2008-го года используется движок Д245.9.

В таблице ниже можно рассмотреть главные технические показатели двух моделей.

Критерии   ММЗ Д–245.12С     ММЗ Д245.9  
Количество цилиндров в устройстве 4 4
Размер диаметра отверстия в цилиндрах 1,10 см 1,10 см
Ход поршня 1,25 см 1,25 см
Показатель объема 4,75 л 4,75 л
С какой степенью происходит сжатие 15,1 15,1
Уровень мощности в лошадиных силах 108,8 136
Показатель мощности в кВт 80 100
Используемое топливо Бензин Дизель
Максимальные показатели скорости, которые указываются в документах  95 км/ч 95 км/ч

Обновленный двигатель Д245.9 считается более мощным и экономичным. Дизельное топливо расходуется равномерно, водители подтверждают, что на 100 км хватает 12 литров дизеля. А вот для бензиновых моторов требует больше топлива – на 100 км расход может доходить до 15-17 литров. Модели двигателей ЗИЛ

Особенности ходовой части и трансмиссии

Для изготовления грузовика марки ЗИЛ 5301 производитель использовал грузовое транспортное средство от известной немецкой компании Mercedes. Производитель установил в ТС раму с лестничной конструкцией, она была дополнена лонжерами со швеллерным сечением. Готовая конструкция вышла прочной, с высокой устойчивостью. При лобовом столкновении не складывалась и сминалась. На передней области авто предусмотрено устройство для буксирования.

Особое внимание стоит уделить особенностям ходовой части:

  • Передняя подвеска установлена на 2 рессорах с полуэллиптической конструкцией. Которые имеют скользящие задние концы и 2 амортизатора;
  • Задняя подвеска зафиксирована на 2 основных и 2 дополнительных рессорах с полуэллиптической конструкцией;
  • Варианты в базовом исполнении имеют в комплекте диски штампованного типа 6.5Jx16h3. Они изготовлены из металлического сплава с высокой прочностью, поэтому могут выдержать повышенные нагрузки без деформаций.

Согласно электросхеме автомобиля «Бычок» установлена механическая коробка передач с 3–ходовым и 5–ступенчатым устройством. Карданная передача имеет открытый тип, в ней имеется опорный элемент промежуточного типа, скользящее соединение шлицевого типа.

Производитель установил трансмиссию с гипоидной главной передачей, у нее имеется передаточное число в 3,273, предусмотрен дифференциал с шестеренчатым устройством. Ведущий мост имеет одноступенчатую конструкцию. Сцепление производится при помощи однодисковой фрикционной системы, в которой пружинные компоненты расположены в периферийном соотношении.

Устройство тормозной системы

Все модификации ЗИЛ 5301 «Бычок» оборудуются похожими тормозными системами, которые можно рассмотреть по электрической схеме. В них используется пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Первый контур осуществляет торможение правых передних и задних левых колес. Второй контур применяется для торможения остальных колес.

Если возникают проблемы с контурами, выходят из строя, то применяется экстренное торможение при помощи гидравлической системы. В передней части задействуются дисковые тормозные компоненты, а сзади – элементы барабанного типа. Конструкция заднего моста дополнена механизмами с тормозным устройством, где предусмотрен автоматический регулятор для усиления торможения.

Все эти компоненты в схеме обеспечивают высокую безопасность при управлении грузовым средством, при возникновении опасных ситуаций срабатывают дополнительные компоненты. Чтобы грузовик не тронулся с места при стоянке, используется стояночный тормоз. У него имеется привод, который выводится на колодки колес в задней оси. Последние модели оборудуются ABS.

Грузовые автомобили ЗИЛ 5301 «Бычок» считаются универсальными средствами. Их применяют для грузоперевозок разных изделий, подходят даже для транспортировки пищевой продукции. По этой причине они востребованные среди многих торговых компаний, которые занимаются доставкой. Но, несмотря на популярность и удобство эксплуатации у данной техники имеются отрицательные особенности – шумная работа двигателя, низкое качество резины на шинах, которая рвется даже при небольших нагрузках, проблемный запуск мотора при морозах. Однако преимуществ у ТС намного больше, «Бычок» не имеет аналогов на отечественном рынке, поэтому относится к востребованной технике для грузоперевозок с массой до 3 тонн.

[~DETAIL_TEXT] =>

Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах. Производство моделей 5301 на заводе имени Лихачева началось с середины девяностых годов, в то время предприятие специализировалось на изготовлении техники с грузоподъемностью до трех тонн.

Специалисты не стали экспериментировать и придумывать необычные дополнения. Была установлена классическая электрическая схема ЗИЛ 5301 «Бычок», которая не требует соблюдения особых мер эксплуатации. А многие опытные водители и электрики при необходимости могут самостоятельно осуществить ремонт ее элементов без применения специального оборудования. Но все же стоит рассмотреть конструктивные особенности грузовика и основные элементы механизма.

Предыстория

История производства грузового автомобиля ЗИЛ «Бычок» или 5301 достаточно интересная. В 1992 на заводе имени Лихачева отсутствовали проекты транспортных средств класса с показателем грузоподъемности в 3 тонны. По этой причине предприятие приняло решение взять за основу уже проверенные проекты и разработки от Daimler-Benz AG.

В 1993 году предприятие выпустило опытный экземпляр данной модели. В его основе были использованы основные элементы, силовые агрегаты от техники Mercedes–Benz T2. Но отечественные инженеры рассмотрели особенности устройства и механизма немецких авто, и смогли переделать их так, чтобы они соответствовали запросам российских водителей, могли выдерживать дороги, а также смоли подстроится под реалии рынка.

В 1996–1997 годах компания изготовила модульную платформу кузова с цельнометаллической основой, ее использовали для фургонов, которые состояли из двух, трех, четырех секций, а их вместимость была до 20,5 м3. Небольшие габариты, низкая высота погрузки — все это помогло создать варианты для грузопассажирских перевозок с кабиной из 6 мест и небольшим отсеком для груза.

На начальном этапе «Бычок» оборудовался движками с дизельным ММЗ Д–245.10, ММЗ Д–245.9 и ММЗ Д–245.12С, все они относятся к нулевому экологическому классу. Но в 2005 году производитель решил внести изменения, он стал дополнять грузовики мотором ММЗ Д–245.9 Е2. А уже в 2008 году начали применять ММЗ Д–245.9 Е3.

Особенности электрооборудования

На грузовиках ЗИЛ «Бычок» предусмотрена классическая схема электрооборудования, которая осуществляет полноценное функционирование всех основных узлов и двигателя. Она не требует особой эксплуатации, имеет длительный срок службы.

Схема электропроводки ЗИЛ «Бычок» обладает основными особенностями:

  • Изначально применялась однопроводная электросхема ЗИЛ 5301. В качестве второго провода используется металлический кузов;
  • Работа электрооборудования осуществляется с напряжением в 12 В;
  • Для работы стартерных агрегатов требуется напряжение в 24 В. Для этого потребуется установка второго аккумулятора;
  • Для защиты основных цепей используются плавкие предохранители;
  • Вся электросхема автомобиля ЗИЛ «Бычок» имеют основу от электропроводки модели грузовиков 4331.

Cхема электропроводки ЗИЛ 5301

  1. передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;
  2. фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;
  3. электропривод корректора фар ЭПКО22;
  4. противотуманные фары ФГ 152-АБ;
  5. электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;
  6. боковые передние маркерные фонари 43.3731;
  7. фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
  8. выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;
  9. датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;
  10. датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;
  11. электромагнит отключения подачи топлива;
  12. свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;
  13. генератор 2022.3771;
  14. боковые передние маркерные фонари 43.3731;
  15. фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
  16. датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;
  17. датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;
  18. датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;
  19. датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;
  20. электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;
  21. подкапотные лампы ПД308-А;
  22. нагреватели зеркал;
  23. электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;
  24. электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;
  25. передние контурные фонари 36.3731;
  26. трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;
  27. электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;
  28. пусковой контактор стартера 59.3747;
  29. выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;
  30. датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
  31. датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
  32. регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;
  33. стартер 20.3708 или СТ142Н;
  34. подкапотные лампы ПД308-А;
  35. соединительные клеммы;
  36. выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;
  37. соединительные клеммы.

Автомобиль ЗИЛ 5301 или «Бычок» оснащается генератором переменного тока 1652.3701 . Также в него устанавливается 2 аккумулятора 6СТ–110ТР.

Несмотря на постоянные изменения концепции, оснащение автомобиля ЗИЛ 5301 новыми узлами, силовыми агрегатами электрическая схема осталась прежней. В новых моделях также применяется классическое электрооборудование, которое работает с напряжением 12 В, а стартер от 24 В. Это намного облегчает процесс эксплуатации и ремонт грузовых автомобилей.

Технические параметры

Для производства грузовых автомобилей марки ЗИЛ 5301 использовали разные модели двигателей, но особой популярностью среди водителей пользуются агрегаты 1999 года, а именно ММЗ Д–245.12С с классом Евро–2.

Позже в 2001 году грузовые средства стали оснащаться улучшенными моторами модели ММЗ Д-245.9. Движки имеют более современную модификацию. В них предусмотрен регулятор показателей воздушного давления, турбонадув, интеркулер. Максимальная мощность движка составляла 136 лошадиных сил. С 2008-го года используется движок Д245.9.

В таблице ниже можно рассмотреть главные технические показатели двух моделей.

Критерии   ММЗ Д–245.12С     ММЗ Д245.9  
Количество цилиндров в устройстве 4 4
Размер диаметра отверстия в цилиндрах 1,10 см 1,10 см
Ход поршня 1,25 см 1,25 см
Показатель объема 4,75 л 4,75 л
С какой степенью происходит сжатие 15,1 15,1
Уровень мощности в лошадиных силах 108,8 136
Показатель мощности в кВт 80 100
Используемое топливо Бензин Дизель
Максимальные показатели скорости, которые указываются в документах  95 км/ч 95 км/ч

Обновленный двигатель Д245.9 считается более мощным и экономичным. Дизельное топливо расходуется равномерно, водители подтверждают, что на 100 км хватает 12 литров дизеля. А вот для бензиновых моторов требует больше топлива – на 100 км расход может доходить до 15-17 литров. Модели двигателей ЗИЛ

Особенности ходовой части и трансмиссии

Для изготовления грузовика марки ЗИЛ 5301 производитель использовал грузовое транспортное средство от известной немецкой компании Mercedes. Производитель установил в ТС раму с лестничной конструкцией, она была дополнена лонжерами со швеллерным сечением. Готовая конструкция вышла прочной, с высокой устойчивостью. При лобовом столкновении не складывалась и сминалась. На передней области авто предусмотрено устройство для буксирования.

Особое внимание стоит уделить особенностям ходовой части:

  • Передняя подвеска установлена на 2 рессорах с полуэллиптической конструкцией. Которые имеют скользящие задние концы и 2 амортизатора;
  • Задняя подвеска зафиксирована на 2 основных и 2 дополнительных рессорах с полуэллиптической конструкцией;
  • Варианты в базовом исполнении имеют в комплекте диски штампованного типа 6.5Jx16h3. Они изготовлены из металлического сплава с высокой прочностью, поэтому могут выдержать повышенные нагрузки без деформаций.

Согласно электросхеме автомобиля «Бычок» установлена механическая коробка передач с 3–ходовым и 5–ступенчатым устройством. Карданная передача имеет открытый тип, в ней имеется опорный элемент промежуточного типа, скользящее соединение шлицевого типа.

Производитель установил трансмиссию с гипоидной главной передачей, у нее имеется передаточное число в 3,273, предусмотрен дифференциал с шестеренчатым устройством. Ведущий мост имеет одноступенчатую конструкцию. Сцепление производится при помощи однодисковой фрикционной системы, в которой пружинные компоненты расположены в периферийном соотношении.

Устройство тормозной системы

Все модификации ЗИЛ 5301 «Бычок» оборудуются похожими тормозными системами, которые можно рассмотреть по электрической схеме. В них используется пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Первый контур осуществляет торможение правых передних и задних левых колес. Второй контур применяется для торможения остальных колес.

Если возникают проблемы с контурами, выходят из строя, то применяется экстренное торможение при помощи гидравлической системы. В передней части задействуются дисковые тормозные компоненты, а сзади – элементы барабанного типа. Конструкция заднего моста дополнена механизмами с тормозным устройством, где предусмотрен автоматический регулятор для усиления торможения.

Все эти компоненты в схеме обеспечивают высокую безопасность при управлении грузовым средством, при возникновении опасных ситуаций срабатывают дополнительные компоненты. Чтобы грузовик не тронулся с места при стоянке, используется стояночный тормоз. У него имеется привод, который выводится на колодки колес в задней оси. Последние модели оборудуются ABS.

Грузовые автомобили ЗИЛ 5301 «Бычок» считаются универсальными средствами. Их применяют для грузоперевозок разных изделий, подходят даже для транспортировки пищевой продукции. По этой причине они востребованные среди многих торговых компаний, которые занимаются доставкой. Но, несмотря на популярность и удобство эксплуатации у данной техники имеются отрицательные особенности – шумная работа двигателя, низкое качество резины на шинах, которая рвется даже при небольших нагрузках, проблемный запуск мотора при морозах. Однако преимуществ у ТС намного больше, «Бычок» не имеет аналогов на отечественном рынке, поэтому относится к востребованной технике для грузоперевозок с массой до 3 тонн.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах.

[~PREVIEW_TEXT] =>

Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 28.10.2020 17:31:44 [~TIMESTAMP_X] => 28.10.2020 17:31:44 [ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 10:30:00 [~ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 10:30:00 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/elektroskhema-zil-bychok/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/elektroskhema-zil-bychok/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => elektroskhema-zil-bychok [~CODE] => elektroskhema-zil-bychok [EXTERNAL_ID] => 509711638 [~EXTERNAL_ID] => 509711638 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_META_KEYWORDS] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_META_DESCRIPTION] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_PAGE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Электросхема ЗИЛ бычок [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_META_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок | ЗИЛ бычок схема электрооборудования | Opex.ru [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Электрическая схема ЗИЛ 5301 бычок, схема электропроводки ЗИЛ бычок - консультации специалистов по ремонту и выбору запчастей. Широкий ассортимент запчастей для грузовых автомобилей любых марок, тракторной и спецтехники. Осуществляем доставку по Москве, области и в регионы. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок ) [FIELDS] => Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 20.10.2020 10:30:00 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 33 [~ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [~TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => N [~RSS_ACTIVE] => N [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 10 [~RSS_FILE_LIMIT] => 10 [RSS_FILE_DAYS] => 7 [~RSS_FILE_DAYS] => 7 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 2 [~VERSION] => 2 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.opex.ru [~SERVER_NAME] => www.opex.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок [ELEMENT_CHAIN] => Электросхема ЗИЛ бычок [BROWSER_TITLE] => Электросхема ЗИЛ бычок | ЗИЛ бычок схема электрооборудования | Opex.ru [KEYWORDS] => Электросхема ЗИЛ бычок [DESCRIPTION] => Электрическая схема ЗИЛ 5301 бычок, схема электропроводки ЗИЛ бычок - консультации специалистов по ремонту и выбору запчастей. Широкий ассортимент запчастей для грузовых автомобилей любых марок, тракторной и спецтехники. Осуществляем доставку по Москве, области и в регионы. ) [IMAGES] => Array ( ) [FILES] => Array ( ) [VIDEO] => Array ( ) [LINKS] => Array ( ) [BUTTON] => Array ( [SHOW_BUTTON] => [BUTTON_ACTION] => [BUTTON_LINK] => [BUTTON_TARGET] => [BUTTON_JS_CLASS] => [BUTTON_TITLE] => ) )

Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах. Производство моделей 5301 на заводе имени Лихачева началось с середины девяностых годов, в то время предприятие специализировалось на изготовлении техники с грузоподъемностью до трех тонн.

Специалисты не стали экспериментировать и придумывать необычные дополнения. Была установлена классическая электрическая схема ЗИЛ 5301 «Бычок», которая не требует соблюдения особых мер эксплуатации. А многие опытные водители и электрики при необходимости могут самостоятельно осуществить ремонт ее элементов без применения специального оборудования. Но все же стоит рассмотреть конструктивные особенности грузовика и основные элементы механизма.

История производства грузового автомобиля ЗИЛ «Бычок» или 5301 достаточно интересная. В 1992 на заводе имени Лихачева отсутствовали проекты транспортных средств класса с показателем грузоподъемности в 3 тонны. По этой причине предприятие приняло решение взять за основу уже проверенные проекты и разработки от Daimler-Benz AG.

В 1993 году предприятие выпустило опытный экземпляр данной модели. В его основе были использованы основные элементы, силовые агрегаты от техники Mercedes–Benz T2. Но отечественные инженеры рассмотрели особенности устройства и механизма немецких авто, и смогли переделать их так, чтобы они соответствовали запросам российских водителей, могли выдерживать дороги, а также смоли подстроится под реалии рынка.

В 1996–1997 годах компания изготовила модульную платформу кузова с цельнометаллической основой, ее использовали для фургонов, которые состояли из двух, трех, четырех секций, а их вместимость была до 20,5 м3. Небольшие габариты, низкая высота погрузки — все это помогло создать варианты для грузопассажирских перевозок с кабиной из 6 мест и небольшим отсеком для груза.

На начальном этапе «Бычок» оборудовался движками с дизельным ММЗ Д–245.10, ММЗ Д–245.9 и ММЗ Д–245.12С, все они относятся к нулевому экологическому классу. Но в 2005 году производитель решил внести изменения, он стал дополнять грузовики мотором ММЗ Д–245.9 Е2. А уже в 2008 году начали применять ММЗ Д–245.9 Е3.

На грузовиках ЗИЛ «Бычок» предусмотрена классическая схема электрооборудования, которая осуществляет полноценное функционирование всех основных узлов и двигателя. Она не требует особой эксплуатации, имеет длительный срок службы.

Схема электропроводки ЗИЛ «Бычок» обладает основными особенностями:

Автомобиль ЗИЛ 5301 или «Бычок» оснащается генератором переменного тока 1652.3701 . Также в него устанавливается 2 аккумулятора 6СТ–110ТР.

Несмотря на постоянные изменения концепции, оснащение автомобиля ЗИЛ 5301 новыми узлами, силовыми агрегатами электрическая схема осталась прежней. В новых моделях также применяется классическое электрооборудование, которое работает с напряжением 12 В, а стартер от 24 В. Это намного облегчает процесс эксплуатации и ремонт грузовых автомобилей.

Для производства грузовых автомобилей марки ЗИЛ 5301 использовали разные модели двигателей, но особой популярностью среди водителей пользуются агрегаты 1999 года, а именно ММЗ Д–245.12С с классом Евро–2.

Позже в 2001 году грузовые средства стали оснащаться улучшенными моторами модели ММЗ Д-245.9. Движки имеют более современную модификацию. В них предусмотрен регулятор показателей воздушного давления, турбонадув, интеркулер. Максимальная мощность движка составляла 136 лошадиных сил. С 2008-го года используется движок Д245.9.

В таблице ниже можно рассмотреть главные технические показатели двух моделей.

Обновленный двигатель Д245.9 считается более мощным и экономичным. Дизельное топливо расходуется равномерно, водители подтверждают, что на 100 км хватает 12 литров дизеля. А вот для бензиновых моторов требует больше топлива – на 100 км расход может доходить до 15-17 литров. Модели двигателей ЗИЛ

Для изготовления грузовика марки ЗИЛ 5301 производитель использовал грузовое транспортное средство от известной немецкой компании Mercedes. Производитель установил в ТС раму с лестничной конструкцией, она была дополнена лонжерами со швеллерным сечением. Готовая конструкция вышла прочной, с высокой устойчивостью. При лобовом столкновении не складывалась и сминалась. На передней области авто предусмотрено устройство для буксирования.

Особое внимание стоит уделить особенностям ходовой части:

Согласно электросхеме автомобиля «Бычок» установлена механическая коробка передач с 3–ходовым и 5–ступенчатым устройством. Карданная передача имеет открытый тип, в ней имеется опорный элемент промежуточного типа, скользящее соединение шлицевого типа.

Производитель установил трансмиссию с гипоидной главной передачей, у нее имеется передаточное число в 3,273, предусмотрен дифференциал с шестеренчатым устройством. Ведущий мост имеет одноступенчатую конструкцию. Сцепление производится при помощи однодисковой фрикционной системы, в которой пружинные компоненты расположены в периферийном соотношении.

Все модификации ЗИЛ 5301 «Бычок» оборудуются похожими тормозными системами, которые можно рассмотреть по электрической схеме. В них используется пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Первый контур осуществляет торможение правых передних и задних левых колес. Второй контур применяется для торможения остальных колес.

Если возникают проблемы с контурами, выходят из строя, то применяется экстренное торможение при помощи гидравлической системы. В передней части задействуются дисковые тормозные компоненты, а сзади – элементы барабанного типа. Конструкция заднего моста дополнена механизмами с тормозным устройством, где предусмотрен автоматический регулятор для усиления торможения.

Все эти компоненты в схеме обеспечивают высокую безопасность при управлении грузовым средством, при возникновении опасных ситуаций срабатывают дополнительные компоненты. Чтобы грузовик не тронулся с места при стоянке, используется стояночный тормоз. У него имеется привод, который выводится на колодки колес в задней оси. Последние модели оборудуются ABS.

Грузовые автомобили ЗИЛ 5301 «Бычок» считаются универсальными средствами. Их применяют для грузоперевозок разных изделий, подходят даже для транспортировки пищевой продукции. По этой причине они востребованные среди многих торговых компаний, которые занимаются доставкой. Но, несмотря на популярность и удобство эксплуатации у данной техники имеются отрицательные особенности – шумная работа двигателя, низкое качество резины на шинах, которая рвется даже при небольших нагрузках, проблемный запуск мотора при морозах. Однако преимуществ у ТС намного больше, «Бычок» не имеет аналогов на отечественном рынке, поэтому относится к востребованной технике для грузоперевозок с массой до 3 тонн.

КНИГА ЗИЛ 5301 БЫЧОК И АВТОБУС ДИЗЕЛЬ, КАТАЛОГ З/Ч, ЦВЕТНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ. РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ И АВТОБУСА. АТЛАСЫ АВТОМОБИЛЕЙ

Описание

  • Издательство: Атласы автом.
  • ISBN: 5-9545-0024-Х
  • Число страниц: 464
  • Формат: А4
  • Переплет: Мягкий
  • V диз дв: 4.75

Книга ЗИЛ 5301 Бычок и автобус с дизелоьным 4.75 л двигателем, каталог запчастей, цветные электросхемы. Руководство по ремонту и эксплуатации грузового автомобиля и автобуса.

Данное Руководство является самым полным изданием по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию семейства автомобилей и автобусов АМО ЗИЛ на базе автомобиля ЗИЛ-5301.

В книге приведены технологии технического обслуживания автомобилей и автобусов, разборки, сборки и регулировки агрегатов и систем, необходимый для этого инструмент и приспособления.

Книга содержит Каталог деталей и сборочных единиц.

Книга предназначена для инженерно-технических работников центров и станций технического обслуживания и ремонта автобусов, водителей и владельцев автобусов АМО ЗИЛ.

Содержание :
Глава 1. Основные сведения и характеристики..........3
Основные сведения об автомобилях..........3
Основные сведения об автобусах и фургоне..........6
Маркировка автомобилей и автобусов..........8
Требования безопасности и предупреждения..........9
Глава 2. Эксплуатация автомобиля..........11
Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы..........11
Особенности эксплуатации автомобиля..........17
Техническое обслуживание..........23
Горючесмазочные материалы и эксплуатационные жидкости..........32
Глава 3. Дизель и его системы..........36
Предремонтная диагностика дизеля и средства диагностики..........38
Демонтаж и разборка силового агрегата..........49
Требования к деталям и узлам дизеля..........52
Смазочная система..........67
Система охлаждения..........74
Сборка дизеля..........77
Обкатка и испытание дизеля..........83
Система питания..........85
Система питания дизеля воздухом..........99
Техническое обслуживание дизеля..........102
Жидкостной подогреватель дизеля.......... 105
Глава4. Сцепление..........114
Общие сведения.......... 114
Снятие и разборка сцепления.......... 116
Сборка и установка сцепления.......... 122
Привод выключения сцепления.......... 124
Глава 5. Коробка передач..........131
Снятие и установка коробки передач...........133
Разборка коробки передач.......... 133
Проверка Деталей коробки передач.......... 136
Сборка коробки передач.......... 143
Глава 6. Карданная передача.......... 145
Снятие и разборка карданной передачи.......... 145
Требования кдеталям карданной передачи.......... 148
Сборка и установка карданной передачи..........150
Глава 7. Ведущий мост.......... 152
Регулировка главной передачи.......... 154
Демонтаж и разборка заднего моста.......... 157
Сборка заднего моста.......... 158
Глава 8. Передняя ось..........162
Диагностика состояния передней оси.......... 162
Демонтажи разборка передней оси.......... 166
Проверка и ремонт деталей передней оси.......... 168
Сборка передней оси.......... 170
Ремонт продольной и поперечной рулевых тяг.......... 171
Глава 9. Рама.......... 174
Глава 10. Подвеска и колеса..........177
Передняя и задняя подвески.......... 177
Колеса и шины.......... 188
Глава 11. Рулевое управление..........192
Проверка, диагностирование и регулировка рулевого управления.......... 192
Разборка рулевого управления.......... 197
Сборка рулевого механизма..........207
Глава 12. Тормоза...........216
Диагностирование, проверка и обслуживание тормозов..........218
Рабочие тормоза..........224
Аппараты гидравлической системы привода тормозов..........229
Аппараты пневматической системы привода тормозов..........237
Привод стояночной тормозной системы..........255
Глава 13. Электрооборудование..........256
Диагностирование и проверка системы электрооборудования..........256
Аккумуляторная батарея..........259
Генератор.......... 262
Регулятор напряжения..........268
Стартер..........269
Приборы и предохранители..........272
Освещение и световая сигнализация..........274
Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла..........279
Звуковой сигнал..........280
Отопитель..........281
Глава 14. Кузов и кабина..........283
Техническая характеристика..........283
Разборка элементов кабины и оперения..........284
Ремонт кузова автобуса..........290
Ремонт платформы автомобиля..........300
Ремонт кузова автомобиля..........301
Монтаж спальных полок на автомобилях, Оборудованных удлиненной кабиной..........303
Приложения..........305
Каталог деталей и сборочных единиц..........311

Свойства
  • Артикул