Зил характеристики – ЗИЛ-130: технические характеристики

Содержание

133 - технические характеристики, модификации, фото, видео

Интересное порождение от «ЗИЛ-130». Грузовик, седельный тягач, машина сельско-городских нужд и многое другое – всё это «ЗИЛ-133» и его модификации. Автомобиль, произведенный в Москве, даже засветился на Олимпийских играх в 80-х годах прошлого века. Любому автолюбителю будет интересно ознакомится с историей и возможностями этого силовика. Весь модельный ряд ЗИЛ.

Содержание: [показать]

История автомобиля

Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.

Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.

Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.

Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.

Кабина и кузов

Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.

Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура производителя «ЗиЛ». Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворота и основной свет спереди.

Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.

Внутри все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.

Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.

Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.

Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон.

Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса. Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности.

Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.

Технические характеристики

При максимальных нагрузках как тягачи, так и грузовики с платформой могут двигаться на приличной скорости, сохраняя при этом вменяемое управление.

Моторы, работающие на бензине и на дизеле производства заводов ЗИЛ и КамАЗ, демонстрируют до сих пор отличные качества в мощности и экономии в использовании. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

Технические характеристики
ИменованияЗИЗ-133Г1ЗИЛ-133ГЯЗИЛ-133Г40ЗИЛ-ММЗ-4516
Годы производства1975-19781979-19921992-19991993-2002
Тип двигателяЗИЛ-130КамАЗ-740.10ЗИЛ-645
Количество цилиндров8
Расположение цилиндровПродольно V-образно под углом 90о
Количество клапанов на цилиндр2*1
Объем в см35 96610 8508 743
Мощность в лошадиных силах150210185
Максимальный крутящий момент в ньютон метрах402637510
Степень сжатия6,51718,5
Рабочее топливоБензин А-80Дизель
Объем бака для топлива125+125 литров170 литров
Максимальная скорость80 км/ч
ОхлаждениеЖидкостное

Трансмиссия

Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления.

Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления.

Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

Трансмиссия
ИменованияЗИЗ-133Г1ЗИЛ-133ГЯЗИЛ-133Г40ЗИЛ-ММЗ-4516
Годы производства1975-19781979-19921992-19991993-2002
Тип КППМеханика
Количество ступеней599
Тип сцепленияОднодисковое сухое фрикционное

Тормозная система

Весь механизм тормозов состоит из четырех элементов.

  1. Рабочая система – основные тормоза, работающие на воздухе. Торможение задних и передних колес разделено. Управление производится посредством педали тормоза в кабине и тормозным краном посредством специальных рычагов;
  2. Стояночный тормоз – цель обеспечить неподвижность на горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Система также работает пневматически через специальный краник. Тормозные камеры оснащены специальными энергоаккумуляторами, которые не дают заднему мосту допустить движение колес;
  3. Вспомогательная система – актуальна при частом торможении. Снимает часть нагрузки с основных тормозов посредством торможения двигателем. Наличие этого элемента продлевает срок службы всех тормозов вместе;
  4. Запасная система – служит для торможения автомобиля в случае отказа основных тормозов. Иначе называется аварийной. Для управления ею используется кран стояночной системы, который приводит в действие энергоаккумуляторы.

Для контроля всех систем в машине предусмотрена звуковая и световая индикация.

Шасси и подвеска

Рама состоит из двух лонжеронов штампованного типа, которые соединяются посредством поперечин. Последние играют важную роль в поведении рамы. Жесткость обеспечивается особенным строением первого, четвертого и пятого поперечных соединений.

Это важно, так как на первой установлены опоры для двигателя и некоторых других рабочих элементов; на третьей поперечине – лонжероны рамы; четвертая представляет собой две идентичные половины швеллерного сечения; на пятой – тягово-сцепное устройство.

Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.

ИменованияЗИЗ-133Г1ЗИЛ-133ГЯЗИЛ-133Г40ЗИЛ-ММЗ-4516
Годы производства1975-19781979-19921992-19991993-2002
Шины260-508Р
Материал дисковСталь
Тип передних дисков7J × 20

260/51 R20

Тип задних дисков7J × 20

260/51 R20

Колеса производились вместе с автомобилями на заводе имени Лихачева в Москве.

Размеры автомобиля 
ИменованияЗИЗ-133Г1ЗИЛ-133ГЯЗИЛ-133Г40ЗИЛ-ММЗ-4516
Годы производства1975-19781979-19921992-19991993-2002
Длина9 000 мм9 040 мм9 037 мм
Ширина2 500 мм
Высота2 345 мм3 358 мм2 700 мм
Погрузочная высота1380 мм
Колесная база3 710 мм4 620 мм4 610 мм
Передняя колея1 835 мм1 848 мм
Задняя колея1 850 мм1 840 мм
Клиренс250 мм230 мм
Грузоподъемность
ИменованияЗИЗ-133Г1ЗИЛ-133ГЯЗИЛ-133Г40ЗИЛ-ММЗ-4516
Годы производства1975-19781979-19921992-19991993-2002
Снаряженная масса6 875 кг7 610 кг7 475 кг8 600 кг
Полная масса15 175 кг17 835 кг17 700 кг18 600 кг

Модификации

  • Первый опытный образец «сто тридцать третьего» индексировался «133В». Машина увидела свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль был выпущен тиражом, не слишком превышающим своего родителя.
  • «ЗИЛ-133Н» в очередной раз пробная версия для испытаний. Произведен автомобиль в 1968 году.
  • ЗИЛ с удлиненной базой и способностью тянуть за собой прицеп получил маркировку «133Г». Борта кузов в этой версии откидывались со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления сходили с конвейера до 1987 года серийно.
  • Вышеупомянутая модель подверглась изменениям образовав грузовик с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата было в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность была равна 8 тоннам.
  • «ЗИЛ-133Г2» полностью аналогичная копия «133Г1» с увеличенной грузоподъемной силой до 10 тонн.
  • Не обошлось и без строительных модификаций. Автокран «ЗИЛ-133ГЯ» стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для воплощения модификации в жизнь провели целый ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с шасси, приспособленным под установку крана «КС-3575А», довершал это силовой агрегат КамАЗ-740. Так и выпускали до 1992 года.
  • «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ – загрузчик минеральных удобрений. Производство шло с 1979 до 1992 года.
  • На той же базе выпускали «ЗСА-7» — загрузчик сеялок автомобильный. Сойдя с конвейера первый раз в 1979 году, выпускался следующие 13 лет.
  • Очередной опытной версией для улучшения автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сходил с конвейера в годы 1980-1984.
  • Специально для Олимпиады в 1980 году завод имени Лихачева предоставил автомобиль для транспортировки лошадей – «ТС-5982». Фургон поставили на шасси «ЗИЛ-133Г». Внешне машина привлекательна. Поле проведения спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
  • Могучий опытный образец «ЗИЛ-Э133ВЯТ» из 1982 года существенно отличался от своих собратьев. У данного седельного тягача был дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбонаддувом. Кабина использовалась ЗИЛ-133ГЯ, только была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь обновить грузовик, в кабину было добавлено спальное место, что несло революционный характер в автопромышленности тех времен.
  • В период с 1991 по 1992 год производился ЗИЛ-133ГМ в качестве образца для опытов.
  • В 1992 году «Смоленский завод КДМ» стал производить «ЗИЛ-133Г4» для уборки улиц. В их число входили снегоуборочные, посыпочные и пылесбивающие машины. Производится до настоящего времени.
  • «ЗИЛ-133Г40» с удлинённой базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для транспортировки различных грузов. Серийно производился с 1992 по 1999 год.
  • Параллельно с предыдущей версией с конвейера сходила база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Применение находит в соответствующих сферах.
  • На заводе имени Лихачёва в период 1992-99 производили седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
  • Очередной седельный тягач, но уже нового поколения – «ЗИЛ-133ВЯ», начал производится в 1995, и с успехом выполняет поставленные задачи до сих пор.
  • На базе «ЗИЛ-133» производился не менее популярный грузовик «ЗИЛ-ММЗ-4516». Период производства 1993-2002 годы.

Плюсы и минусы

В ряд положительных качеств входит экономичная эксплуатация. Для ремонта автомобиля не требуется больших затрат, включая замену деталей. При закупке комплектующих покупателю легко ориентироваться в назначении элементов, так как они разделены на соответствующие подгруппы. Всё для замены можно приобрести у официального дилера, что добавляет гарантии качества. Если планируется массовый ремонт или покупатель является постоянным клиентом — обусловлена система скидок, что определенно притягивает.

Отрицательно машина «ЗИЛ-133» ведет себя в условиях абсолютного бездорожья или в заснеженную погоду. Несмотря на это, при любых погодных условиях грузовики верно выполняют свою работу. Негативное впечатление также оставляет шумоизоляция салона и качество обработки внешних элементов машин. Так или иначе, это можно списать на мелкие недостатки.

Подводим итоги

Продукция «ЗИЛ» советского производства плавно переросла в современную автопромышленность именно посредством «сто тридцать третьей» модели. Ее модификации не использовались в единицах структур, а остальные полным ходом даже до сих пор используют этого грузовичка.

Несмотря на применение унификаций и небольшой тираж модель «133» занимает достойное место в истории. В последствии объединившись с ЗИЛ-130 производились упрощенные версии машин.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ-133 фото

Тест драйв

Видео обзор

all-auto.org

технические характеристики двигателя, компрессора, грузоподъемность, вес, габариты, модификации

В далеких 60-х годах с конвейера автомобильного завода им. Сталина сошел первый ЗИЛ-130, который до сих пор выпускается, но уже под названием АМУР 53131.

Технические характеристики ЗИЛ-130 самосвал для того времени были современными.

Это первый автомобиль из серии с гидроусилителем руля и синхронизированной КПП.

Технические характеристики самосвала

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-130 превзошли все ожидания. Появился стеклоомыватель, подогрев двигателя перед запуском, кабина стала трехместной. Автомобиль стал более комфортным.

Двигатель

Двигатель на ЗИЛ-130 представляет собой v-образную, восьмицилиндровую, 4-х тактную «ЛОШАДКУ». Рабочий объем двигателя ЗИЛ-130 – почти 6 литров, что при его довольно массивных габаритах очень экономно.

Изначально двигатель является карбюраторного типа, верхнеклапанный предназначался под ДТ, но спустя 10 лет эксплуатации начали выпуск и под природный газ.

Таблица 1 — Технические характеристики двигателя ЗИЛ-130
Название ЗИЛ-130
Расположение Продольно, спереди
Система питания Карбюратор
Цилиндры, шт. 8
Клапаны, шт. 2
Объем, л 5,99
Мощность, л.с. 150
Частота вращения, об/мин. 3200
Охлаждение Жидкостно-воздушное

КПП

Улучшенная синхронизированная заднеприводная коробка передач (КПП) ЗИЛ-130 с косозубыми шестеренками постоянного зацепления. Крутящий момент передается на задний мост, что даёт более эффективное сцепление с асфальтированной дорогой или грунтовым покрытием.

Таблица 2 — Устройство КПП ЗИЛ-130
Коробка скоростей Механическая
Количество скоростей 5
Привод Заднеприводная

Кузов

В зависимости от модификации были кузова с боковой и с задней разгрузкой. Высота кузова была такой же, как высота железнодорожного вагона, что упрощало погрузку и выгрузку товара.

Объем кузова ЗИЛ-130 – 5 м. куб, а площадь платформы – 8,7 м. кв. Благодаря тому, что объем кузова у самосвала ЗИЛ-130 достаточно большой, его иногда использовали и в сельском хозяйстве, для перевозки рабочих.

Тормозная система

Передние, задние и стояночный тормоза стандартные, колодочные, барабанного типа. С помощью пневматики приводятся в действие.

МТЗ 82 технические характеристики: описание, цены, видео.

Татра 815 отзывы владельцев можно прочитать, перейдя по ссылке.

Компрессор

Весь воздух находится в специальном баллоне под давлением, которое производит компрессор ЗИЛа-130. КПД компрессора на ЗИЛ-130 — 220 л/мин. при 2000 оборотах.

Электропитание

Электрооборудование ЗИЛ-130 однопроводное. Питание осуществляется от аккумулятора напряжением 12 вольт при токе 90 А/ч.

Габариты и грузоподъемность

Рисунок — Чертеж габаритных размеров грузового автомобиля ЗИЛ-130

В таблице 3 описаны габариты самосвала.

Таблица 3 — Габариты ЗИЛа-130
Длина, мм 6675
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2400
Колесная база, мм 3800

Снаряженный вес ЗИЛ-130 – 9,360 т, а масса не загруженного тяжеловеса ЗИЛ-130 – 4,3 тонны. Грузоподъемность самосвала ЗИЛ-130 менялась в зависимости от модели и габаритов груза.

Изначально максимальная грузоподъемность была 4 тонны, но потом достигла отметки 6 тонн. Предельная нагрузка на переднюю ось – 2,625 т, а на заднюю – 7,9 тонн соответственно.

Модификации грузового автомобиля

Спустя несколько лет завод выпустил модификации ЗИЛ-130.
Всего было выпущено 5 видов:

  • ЗИЛ-130А – бортовой тягач;
  • 130Б – самосвал;
  • 130В – седельный тягач;
  • 130ВТ – с усиленным задним мостом;
  • ЗИЛ-130Г – бортовой длиннобазный с платформой.

Последняя работала с прицепом.

Технические характеристики автокрана

Фото автокрана на базе ЗИЛ-130.

На базе шасси самосвала ЗИЛ-130 сконструирован автокран КС-2561Д и КС-2561ДА. Модифицированное шасси является троссионным с фиксируемой тягой и откидными выносными опорами.

Это «ДЕТИЩЕ» оснащено опорно поворотным механизмом роликового или шариковым двухрядного типа. Стрела в виду своей монолитности решетчатая, ибо выдвижной функции она не имеет.

Таблица 4 — Технические характеристики автокранов на базе ЗИЛ 130 КС-2561Д и КС-2561ДА. 
Базовый автомобиль ЗИЛ-130
Мощность шасси базы, кВТ 110
Стрелочная установка  —
основная невыдвижная стрела
сменная с удлиненной стрелой, с удлиненной стрелой и гуськом
Длина основной стрелы, м 8
Вылет, м 3,3-7
Грузоподъемность, т 1,6
Скорость подъема/опускания груза 0,2-5,3
Частота вращения, об/мин 0,3-2,5
Длина, м 10,6
Высота, м 3,65
Ширина, м 2,5
Вес, т 8,8

Преимуществом автокранов на базе ЗИЛ-130 заключается в том, что максимальная высота подъема стрелы – 15 метров. Так что этот «Коллос Родосский» с лёгкостью поднимает груз на уровень 3 — 4-го этажа.

Liebherr кран, описание модельного ряда.

Читайте про минитрактор Гарден Скаут Т 12 отзывы в статье, нажав на ссылку.

Хотите узнать, как сделать самодельный вездеход на гусеницах своими руками?

Вывод

Выпущенный в 1957 году ЗИЛ-130 стал популярным среди грузовых автомобилей, в связи с надежностью и универсальностью. А большое количество модификаций позволило расширить его применение в сельской, коммерческой и даже в военной сфере.

spectechzone.com

обзор, технические характеристики и отзывы

ЗИЛ-130 – это легендарный советский грузовик, который начали создавать в послевоенные годы. Машина заменила предшественника под индексом 164, основное предназначение – сельскохозяйственная сфера и строительные работы. Авто окрашивалось преимущественно в синие и белые колеры, хотя до этого все модификации были цвета хаки, поскольку предназначались в основном для военных целей. До 1962 года модификация производилась под маркой ЗИС-150. До 90-х годов прошлого столетия выпуск осуществлялся в Москве, затем мощности были перенесены в Новоуральск. Второе наименование авто – «Амур». Изучим особенности и возможности данного транспортного средства.

Основные параметры

Ниже приведены характеристики ЗИЛа-130:

  • Нагрузка полезная – 5 тонн.
  • Аналогичный показатель на седло – 5,4 т.
  • Вес груженого полуприцепа – 8 т.
  • Снаряженная масса грузовика – 9,5 т.
  • Показатель нагрузки на переднюю/заднюю ось – 2,12/2,18 т.
  • Длина/ширина/высота – 6,67/2,5/2,4 м.
  • Дистанция от задней части кабины до фронтальной оси – 1,64 м.
  • Аналогичное расстояние до переднего буфера – 1,07 м.
  • Колесная база – 3,8 м.
  • Погрузочная высота – 1,45 м.
  • Внутренняя дина/ширина/высота платформы – 3,75/2,32/0,57 м.
  • Колея задних/передних колес – 1,79/1,8 м.
  • Промежуток от дорожного покрытия до опорной плоскости седла – 1,24 м.

Эксплуатационные показатели

Грузовик ЗИЛ-130 развивает максимальную скорость до 90 километров в час. Тормозной путь автомобиля с полным весом без прицепа при 30 км/ч на горизонтальной площадке (сухой асфальт) составляет 11 метров. Контрольный расход горючего – 28 литров на 100 км при полной нагрузке. Радиус поворота в максимально удаленной точке – 8,9 м. Клиренс – 27 сантиметров. Угол рассеивания света спереди и сзади – 38/27 градусов.

Двигатель ЗИЛа-130

Автомобиль оснащается четырехтактным V-образным силовым агрегатом с карбюратором и верхним размещением клапанов. Восемь цилиндров расположены под прямым углом по отношению друг к другу. Ход поршня – 95 мм. Рабочий объем цилиндров составляет шесть литров при компрессии с индексом 6.

Далее указаны прочие параметры двигателя ЗИЛ-130:

  • Мощность номинальная – 150 лошадиных сил.
  • Оборотистость – 3200 вращений в минуту.
  • Нумерация цилиндров – ведется от вентилятора мотора.
  • Сухая масса агрегата с сопутствующими элементами (сцеплением, коробкой передач, насосом, компрессором и стояночным тормозом) – 640 кг.
  • Материал блока цилиндров – чугунный узел с легкосъемными вставными сырыми гильзами.
  • Уплотнение – резиновые кольца в нижней части.
  • Головки элементов – из алюминиевого сплава с вставными седлами.
  • Поршневая группа – овальной формы, из алюминиевого состава со стальными пустотелыми плавающими пальцами. Кольцевые детали – компрессионные с хромированными вставками, одно из них является маслосъемным.

Прочие элементы силовой установки

Дизель ЗИЛа-130 имеет стальные взаимозаменяемые вкладыши на шатунах, а также кованый пятиопорный коленчатый вал с канавами для смазки и грязевыми уловителями. Чугунный маховик оснащен зубчатым венцом для запуска силовой установки. Распределительный вал также сделан из стали, имеет пять опор.

Фазы газораспределения:

  • Открытие и закрытие впускного клапана – 31 и 81 градус до верхней и после нижней мертвой точки.
  • Аналогичные показатели выпускного клапана – 67/47 гр. (до н.м.т и после в.м.т.).

Привод распредвала оснащен шестеренками с косыми зубцами, ведомый элемент сделан из чугуна. Верхние клапаны находятся наклонно в одном ряду. Они активируются при помощи коромысел, штанг и толкателей. Выпускные аналоги оборудованы жаростойкой наплавкой, пустотелые, снабжены приспособлением для принудительного проворачивания во время работы.

Толкатели – стальные, механические с чугунной наплавкой. Механизм оборачивания выпускного клапана – шарикового типа с принудительным принципом действия. Отводящий газопровод сделан из алюминиевого сплава, оборудован водяной рубашкой, находится между головками блока с каждой стороны мотора.

Смазочная система

Этот блок автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой смешанный механизм, работающий путем разбрызгивания жидкостных масс под давлением с охлаждением в радиаторе. Масляная помпа шестеренчатого типа имеет пару секций, размещена справа возле блока цилиндров. Верхний отсек насоса служит для подачи масла через фильтр в основную систему обслуживания двигателя. Нижняя секция направляет жидкость в радиатор, перепускной клапан отрегулирован на 1,2 кгс/кв.м.

Фильтр для масла – центробежный элемент с центрифугой (имеет реактивный принцип работы). Радиатор этой системы является трубчатой конструкцией с воздушным охлаждением, монтируется перед жидкостным аналогом. Вентиляция картера осуществляется принудительно, посредством отвода газов через специальный клапан.

Питание

ЗИЛ-130 имеет следующие особенности системы питания:

  • Подача горючего – принудительного типа с диафрагменным герметичным насосом.
  • Используемый бензин – А-76 (или дизельное топливо).
  • Тип помпы – Б-10 с ручной подкачкой (основной процесс в нормальном режиме выполняется автоматически).
  • Вид подогрева топливовоздушной смеси – специальная рубашка на впускном подающем патрубке.
  • Резервуар для топлива – вмещает 170 литров, установлен на левом лонжероне под платформой.
  • Щелевой магистральный топливный фильтр расположен на кронштейне бензобака.
  • Фильтр тонкой очистки – керамический.
  • Аналог в топливном резервуаре – сетчатого типа.
  • Карбюратор – двухкамерный блок с ускорительным насосом и экономайзером (К-88А).
  • В устройстве ЗИЛа-130 предусмотрен трубчато-ленточный радиатор, а также воздушный фильтр с двумя степенями очистки.
  • Избыточное давление на радиаторном клапане – 1 кгс/кв.м.
  • В термостате имеется твердый наполнитель с водяной рубашкой охлаждения.
  • Жалюзи – вертикальные, створчатые, корректируются из кабины.
  • Водяной насос – центробежный с приводом от основного вала.
  • Вентилятор – оборудован шестью изогнутыми лопастями.

Трансмиссионный узел

Сцепление ЗИЛа-130 находится на ведомом диске, представляет собой однодисковый сухой блок с демпфером пружинного типа. Фрикционные накладки сделаны из асбестового состава. Коробка переключения передач – механической конфигурации на пять передних и одну заднюю скорость (с парой инерционных синхронизаторов). Передаточные числа – 7,44/4,1/2,29/1,47/1,0/7,09.

Карданные шарниры установлены в количестве трех штук на игольчатых подшипниках. Валы этой системы имеют промежуточную опору на раме.

Подвеска и мосты

Передний узел подвески самосвала ЗИЛ-130 (дизель) спереди на оси имеет половинчатые эллиптические рессоры, концы которых фиксируются при помощи съемных пальцев и ушей. Задние края элементов – скользящего типа. Амортизаторы автомобиля – гидравлические телескопы с двусторонним действием (монтируются на передней подвеске).

Рамная часть – штампованная, с заклепками и лонжеронами швеллерной конфигурации, соединенными при помощи поперечин. Для использования прицепного устройства предусмотрено буксирное приспособление в виде крюка с защелкой. Картер заднего моста – штампованный, сварной, сделан из стали. Главная передача узла двойного вида с двумя коническими шестернями, которые обеспечивают главное передаточное число передачи в формате 6,32.

Полуоси автомобиля – полностью разгруженные, балка передней оси самосвала ЗИЛ-130 имеет двутавровое сечение с развалом колес в районе одного градуса. Прочие характеристики рассматриваемой системы:

  • Разность между колесными ободами и оси колеса – 2-5 мм.
  • Наклон шкворня в поперечном сечении – 8 градусов.
  • Рулевое управление расположено в общем картере, рабочая пара включает в себя винт с гайкой, а также рейку и шарнир с зубчатой передачей.
  • Передаточное число руля – 20.
  • Поперечные рулевые тяги – шарнирного типа, продольные элементы – регулируемого типа.

Тормоза и контрольные приборы

В тормозной системе грузовика ЗИЛ-130 можно отметить такие моменты:

  • Рабочие элементы – барабанный колодочный привод на всех колесах.
  • Стояночный тормоз – барабан, агрегирующий с трансмиссией.
  • Компрессор ЗИЛа-130 – воздушный прибор с парой цилиндров и жидкостным охлаждением.
  • Материал изготовления поршней нагнетательного приспособления – алюминиевый сплав с плавающими кольцами.
  • Привод компрессора ЗИЛ-130 оснащен ремнем шкива от водяного насоса.
  • Смазка механизма осуществляется путем разбрызгивания под давлением.
  • Тип регулятора – шариковое устройство.
  • Баллоны воздуха – 2 штуки по 20 литров.

Среди контрольных приборов присутствуют следующие приспособления:

  • Спидометр со стрелкой и указателем пройденного километража.
  • Мембранный указатель наличия масла в картере.
  • Индикатор температуры до 120 градусов (электрического типа).
  • Амперметр, датчик уровня горючего.
  • Двухстрелочный манометр, отвечающий за показания давления в воздушных баллонах и тормозных камерах.

Кабина и платформа

Самосвал ЗИЛ-130 (дизель) оборудуется цельнометаллической трехместной кабиной с панорамным остеклением. Отопление рабочего водительского места осуществляется из системы охлаждения силового агрегата. Корректировка подачи теплого воздуха осуществляется при помощи рукоятки заслонки обогревателя на щитке приборной панели.

Вентиляция производится через опускающиеся дверные стекла и поворотные форточки, а также посредством люка на крыше. Сидение водителя регулируется, пассажирские кресла – нет. Подушки «сидушек» сделаны из губчатой резины. Очиститель стекла – с парой щеток на пневматическом ходу. Обмыв «лобовика» путем срабатывания водяного устройства с двумя распылителями. Основная платформа сделана из дерева с тремя бортами.

Экстерьер

Основные характеристики ЗИЛа-130 преимущественно зависели от модификации автомобиля. Самыми популярными моделями стали самосвалы и полуприцепы. Пик производства машин приходится на 1966-77 год. На стандартной платформе также изготавливались пожарные машины, цистерны и фургоны. Эффективность и маневренность данного автомобиля подтверждается в городских условиях из-за маленького для грузовика радиуса разворота, который составляет 7 метров. При грузоподъемности 3 тонны, само транспортное средство весит около 4-х т.

Также авто можно использовать для транспортировки дополнительного прицепного устройства массой до 8-ми тонн. Внешность советского грузовика для своего времени была вполне перспективной. Как уже было отмечено в статье, основные цвета – белый и голубой колер. На схеме ЗИЛа-130 видно, что он получил обтекаемые крылья и панорамное стекло. Кроме того, в кабине предусмотрены открывающиеся боковые стекла и люк на крыше.

Кузовная часть

Кузов в стандартном исполнении поставлялся с откидным задним бортом, относился к грузопассажирской категории. По бокам имелись решетки со скамейками откидывающегося типа. На них могло поместиться до 16 человек. Кроме того, предусматривалась возможность монтирования сидения, рассчитанного на 8 пассажиров.

В штатной модификации предусмотрен тент с дугами, который можно установить в любое время. Высота погрузки идентична аналогичному показателю в железнодорожных вагонах. Это существенно облегчает процесс погрузки и разгрузки.

Интерьер

Рулевое приспособление рассматриваемого грузовика представляет собой винт со специальной шарообразной гайкой вместе с поршневой рейкой. Гидравлический усилитель – встроенного типа. Кабина на три места размещена непосредственно за силовой установкой. Водительское кресло регулируется по высоте, длине и углу наклона спинки.

К основным опциям относится обогреватель, очиститель стекол с парой «дворников», приспособление для обмывания «лобовика». Для 60-х годов минувшего столетия эргономические показатели грузовика были на высшем уровне. Панель приборов и контрольные приспособления расположены удобно для водителя. Один из запоминающихся элементов – решетка радиатора. В крыше предусмотрен один или пара вентиляционных люков. В свое время грузовик стал настоящим прорывом в советском автомобилестроении.

Механизмы регулировки и контроля

Наряду с практичной коробкой ЗИЛ-130 оснащался пусковым подогревателем. Это устройство жидкостного типа, работающее на топливе, аналогичном тому, которое заправляется для основного хода. Вместимость резервуара для этого узла составляет 2 литра, производительность – порядка 14 тысяч килокалорий в час. Воспламенение горючего в котле происходит за счет свечи накаливания, предел потребляемой мощности механизма – 42 Вт.

Ниже приведен перечень контрольно-измерительных параметров указанной машины для разных узлов:

  • Зазор между коромыслом мотора и стержнем клапана (в районе впускного и выпускного клапана на холодном «движке») – 0,25-0,3 мм.
  • Аналогичный параметр между контактами прерывателя – 0,3-0,4 мм.
  • Расстояние от одного до другого электрода свечей зажигания – 0,8-1,0 мм.
  • Показатель давления масла на прогретом моторе (скорость – 40 км/ч на прямой передаче) – 2,4 кгс/кв.см.
  • Минимальное/максимальное давление для пневматического привода – 6/77 кгс/кв.см.
  • Усиления для прогиба ремня привода компрессора – 5-8 кгс/мм.
  • Показатель хода педали тормоза при установке комбинированного/одинарного крана – 60/30 мм.
  • Ход штоков тормозных отсеков спереди/сзади – 25/30 мм.
  • Перемещение педали сцепления – 35-50 мм.

Интересные факты

Сухой вес авто ЗИЛ-130 в классическом исполнении составляет 4 тонны.

Указанный выше расход горючего ориентирован на полностью обкатанную и исправную машину. При этом езда осуществляется на пятой скорости, замер производится в сухую и теплую погоду на ровном участке дороги с асфальтовым покрытием. Температура хладагента не должна превышать 95 градусов по Цельсию. Контрольный расход не считается эксплуатационной нормой, а служит для определения технических параметров транспортного средства.

Углы газораспределяющих фаз на зазоре между стержнем клапана и коромыслом не должны превышать 0,3 мм.

Некоторые модели грузовика оснащаются четырехрядным радиатором.

Шасси самосвала ЗИЛ-130 имеет жесткую бункерную петлю без полимерного амортизатора.

На седельном тягаче монтируется воздушный звуковой сигнал.

Модификация под индексом 130-Г оснащена пятью откидывающимися бортами.

За отдельную плату допускается установка дополнительного оборудования, характерного для такого класса автомобилей.

Отзывы потребителей

Владельцы утверждают, что ЗИЛ-130, цена которого варьируется от двух тысяч долларов на вторичном рынке, является незаменимым грузовиком не только на сельхозработах, но и в строительстве или коммунальном хозяйстве. К преимуществам машины пользователи относят неприхотливость, достаточную грузоподъемность и ремонтопригодность. Существенным минусом является отсутствие должного комфорта по сравнению с современными аналогами, однако, этот недостаток с лихвой компенсируется низкой стоимостью. Кроме того, рассматриваемый автомобиль можно усовершенствовать путем увеличения кабинного пространства, замены силового агрегата на более мощный аналог и прочими стандартными способами. На подобную модернизацию не потребуется много финансов, однако результат будет налицо.

Вывод

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 начали производить еще при советском режиме. Выпуск автомобилей (с определенной модернизацией) продолжался несколько десятков лет. Только этот фактор говорит о его надежности, практичности и экономичности. Для своего времени машина получилась весьма удачно. Примечательно то, что указанный грузовик выпускался в самых различных модификациях, включая самосвалы, бортовые версии, специальные транспортные средства и узкоспециализированные автомобили. В общем, не зря ЗИЛ-130 относится к лучшим среднетоннажникам советской эпохи.

fb.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *