Ац 40 131 ттх – АЦ-40 (131) мод. 137 — Википедия

АЦ-40(130) модель 63Б — wiki-fire.org

Показатели экономного использования топлива


Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси ЗИЛ-130 с так называемой «камазовской» тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько минут, в связи чем увеличилось время выезда по тревоге… С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

Пожарный автомобиль АЦ-40(130)-63Б оснащается:

Двигатель

Двигатель автомобиля — четырёхтактный, жидкостного охлаждения, бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10, номинальной мощностью 110 кВт — установлен перед кабиной под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Для подвода воздуха к двигателю в капоте оборудован воздушный канал, соединяющийся гофрированным патрубком с воздушным фильтром ВМ-16 или ВМ-21 инерционно-масляного типа (с масляной ванной и смоченными маслом фильтрующими элементами), имеющим патрубок отбора воздуха в компрессор тормозной системы.

Шасси

Конструкция базового шасси использует в качестве несущей системы лонжеронную клёпаную раму с лонжеронами переменного швеллерного сечения, штампованными из стальных нормализованных полос толщиной 6.35 мм. Материал лонжеронов — сталь 30Т (низколегированная марганцовистая сталь с добавкой 0.08 .. 0.15% титана). Лонжероны соединены между собой пятью штампованными поперечинами из стали 20 с толщиной стенки профиля 5.5 мм, задняя часть рамы усилена раскосами. В зоне контакта с центральным буфером передних рессор и над балкой заднего моста лонжероны снабжены усилительными вставками. В передней части на удлинителях рамы установлен буфер с закреплёнными на нём буксирными крюками. Трансмиссия автомобиля включает в себя фрикционное сухое однодисковое сцепление, механическую трёхвальную синхронизированную коробку передач схемы 5 + 1 и двухвальную карданную передачу с промежуточной опорой. Задний ведущий мост автомобиля выполняется либо с двухступенчатой главной передачей, либо с одноступенчатой гипоидной.

Подвеска колёс — зависимая, на продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двойного действия в подвеске передней оси и подрессорниками в задней подвеске. Крепление передних концов рессор — фиксированное, при помощи кованого отъёмного ушка; крепление задних концов рессор — со скользящей опорой. Крепление обоих концов подрессорников — скользящее.

Колёса автомобиля — дисковые, с бортовыми и разрезными замочными кольцами. Размер обода 7,0-20, размер шин 260-508. Ошиновка колёс задней оси выполнена двускатной.

Рулевой механизм имеет передачу винт — шариковая гайка — поршень-рейка — зубчатый сектор, оборудован встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя — пластинчатый, двойного действия, с клиноременным приводом от коленчатого вала двигателя.

Тормозная система на автомобилях раннего выпуска — с пневматическим одноконтурным приводом рабочих тормозов и трансмиссионным стояночным тормозом с механическим приводом; на автомобилях позднего выпуска — с раздельным пневматическим приводом на тормозные механизмы переднего и заднего мостов и пружинными энергоаккумуляторами задних тормозных камер (стояночная тормозная система использует тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста). Колёсные тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком. Компрессор — одноступенчатый, двухцилиндровый, объёмом цилиндров 215 см

3, с клиноременным приводом от двигателя.

Насосная установка

Автомобиль оснащался пожарными насосами ПН-40УА, а позже ПН-40УВ. Производительность насосных установок данного типа составляет 40л/с, создаваемый напор — 100м. Так же, зачастую при капитальном ремонте в конце 1990-х годов, на АЦ-40(130)63Б ставились более современные насосы — такие как НЦПН-40/100.

В середине 1980-х г., специально для Московского гарнизона Пожарной охраны, была выпущена партия АЦ-40(130)-63Б оснащённых немецким комбинированным насосом Magirus P516H со ступенями нормального и высокого давления.

Прочее

АЦ-40(130)-63Б с рукавной катушкой

АЦ-40(130)-63Б с рукавной катушкой


Все АЦ-40(130)-63Б имели штатное крепление для рукавной катушки РК-4А. Но на практике её вывозили не часто.

wiki-fire.org

Пожарная автоцистерна ац-40(131)-137а

Устройство АЦ-40(131)-137А и отличительные особенности в сравнении с АЦ-40(130)-63Б.

  1. Базовые шасси — ЗИЛ-131.

2. Двигатель с измененной системой выпуска газов дополнительного охлаждения.

3. Кабина водителя и боевого расчета.

4. Кузов с отсеками.

5. Цистерна для воды ( Vв=2400л ).

6. Бак для пенообразователя ( Vп.о.=170л ).

7. Насосная утановка:

— центробежный насос ПН-40УВ;

— пеносмеситель ПС-5;

— вакуумная система – ГВА;

валом и КОМ-68Б.

— водопенные коммуникации.

8. Дополнительные системы.

Отличия:

Ац-40(131)-137а ац-40(130)-63б

ЗИЛ – 131 ЗИЛ – 130

Vв=2400лVв=2360л

Vп.о.=170лVп.о.=150л

Теплообм. на дв. и Теплообм. на дв.

орошение топл. бака

Дист.упр. клапанами Ручное

Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникации.

Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникации предназначено для осуществления подачи огнетушащих средств через лафетный ствол в движении.

Пневмосистемауправления состоит:

— калонка управления

— клапана: ДУ-32,ДУ-80(2шт),распределительный.

— разобщительный кран.

ограничительный клапан

-рессивер тормозной системы

-гидрозамедлитель

Пневмовентиль Ду-32

Ду-32 предназначен для дистанционного (ручного) открывания линии с пенобака.

Устройство: 1- корпус; 2- золотник; 3- кольцо; 4- штуцер; 5- поршень; 6- маховик; 7- шпиндель; 8- пружина; 9- цилиндр; 10- кольцо; 11- шток.

Пневмовентиль Ду-80

Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) открывания линии из цистерны в насос.

Устройство: 1- корпус; 2- штуцер; 3,4- кольцо; 5- поршень; 6- цилиндр; 7- маховик; 8- крышка; 9- пружина; 10- шпиндель; 11- шток; 12- золотник.

Пневмовентиль Ду-80

Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) заполнения водой цистерны и подачи огнетушащего вещества к лафетному стволу.

Устройство: 1- маховик; 2- шпиндель; 3 — крышка;,4- пружина; 5, 9- гайка; 6- цилиндр; 7, 10- кольцо; 8- поршень; 11- проставка; 12- пробка; 13- шток; 14- золотник; 15- корпус коллектора насоса.

Чтобы избежать гидравлического ударана насосе управление пневмовентилем осуществляется черезгидрозамедлитель.

Устройство:1- трубопровод; 2- золотник; 3- пружина; 4- седло; 5- обратный клапан в сборе; 6- щуп; 7- контргайка; 8- перегородка; 9- корпус; 10- пробка; 11- бачок масляный.

Распределительный клапан предназначен для подачи воды в цистерну или на лафетный ствол.

Устройство:

1- патрубок; 2,4- седло; 3- заслонка; 5- корпус; 6- манжета; 7- гайка; 8- цилиндр; 9- кольцо уплотнительное; 10- диск; 11- крышка; 12- пробка; 13- масленка.

Колонка управления с золотниками установлена в кабине боевого расчета для управления клапанами Ду-32, Ду-80 и распределительным, с целью подачи воды или ВМП через лафетный ствол, как в стационарном режиме так и при движении.

Разобщительный кран предназначен для отключения пневмосистемы управления клапанами (находится за сиденьем командира отделения).

Ограничительный клапанпредназначен для поддержания необходимого давления в пневмосистеме тормозов (при не герметичности системы управления клапанами).

Схема водопенных коммуникаций.

Особенности эксплуатации пневмосистемы:

  • давление в пневмосистеме тормозов не менее 5,5 атмосфер

  • предварительная подготовка Ду-32 иДу-80 (выбор свободного хода)

  • возможность ручного управления за исключением распределительного клапана

  • особое внимание при техническом обслуживании уделять герметичности коммуникаций.

studfiles.net

АЦ-40(131)-137А (Start Scale Models): diecast43


АЦ-40(131)-137 на шасси ЗиЛ-131 — вторая по значимости пожарная машина позднего СССР наравне с АЦ-40(130)-63Б: её видели и помнят все, да и на дорогах эти автомобили до сих пор встречаются — модель 137А до сих пор стоит на боевом дежурстве во многих частях. SSM изготовили эту модель летом 2014 года и единственная «жизненная» окраска «Казань» моментально, чуть ли не за полчаса разлетелась по коллекциям, несмотря на множество мелких недочётов, среди которых и отсутствующий фаркоп, и забытая расшивка по левому борту кабины, и множество неверно окрашенных деталей. Неделю назад в продаже появился дополнительный тираж АЦ-40 (131) 137А, хотя точнее его назвать изданием исправленным и дополненным. Дополненным в том числе и новыми недочётами.

Прилукский завод выпустил установочную партию АЦ-40(131)-137 в 1969 году, а незначительно модернизированная машина с индексом 137А появилась в 1983-м. Судя по отсутствию ручек управления лафетным стволом, люка и прямому трубопроводу к стволу, костромские товарищи изготовили модель именно такого автомобиля, хотя производитель не уточняет, что сделал — АЦ-40(131) и всё тут.

Благодаря подробнейшему просветительскому посту коллеги aleksey_delfinn , мы в подробностях можем разобраться в наименованиях и назначении оборудования советских пожарных автомобилей. Сам автомобиль АЦ-40(131)-137 по мнению профессионалов был вполне удачным, хотя в процессе эксплуатации, как и всякая советская техника, начинал разваливаться — отказывали системы дистанционного управления (хорошо, что они изначально были продублированы ручным управлением), через пару лет разваливались волнорезы внутри цистерны, её крепления приходилось переваривать, а саму цистерну приходилось менять через 3-4 года интенсивной эксплуатации. Элементы кузова провисали, задевая за колёса, дверцы отсеков начинали произвольно открываться, а сам кузов пожирала коррозия — никакого дренажа для воды в сложном кузове предусмотрено не было. Страда и электропроводка. В сравнении с ПМЗ-27А эта пожарная машина была огромным шагом вперёд — по комфорту, удобству, оснащению (хотя находились критики, говорившие, что шасси ЗиЛ-131 уступает по проходимости старому ЗиЛ-157), но оборудование и арматура вели отсчёт своей истории ещё с довоенных времён. Интересующиеся собиратели могут прочитать подробнейшую историю пожарной техники и АЦ-40(131)-137 в частности в книге А.В. Карпова «Краеугольный камень» — это недорогое и обязательное дополнение к коллекции пожарных автомобилей в масштабе 1:43.

Модель «Кострома» в сравнении с вариантом по имени «Казань» претерпела ряд мелких изменений в окраске, приблизивших машину к реальности — опоры под подножками стали серебристыми, откидывающие подножки — чёрными, появился фаркоп. В итоге вид сзади у машины значительно улучшился. Номерными же знаками модель почему-то обделили и заднюю фару не установили.

Завидуйте, владельцы прошлогодних раритетов — фаркоп!

Толстоватые решётки на фарах и отсутствие номеров несколько омрачают впечатление от модели. Интересно, что АЦ-40(130)-63Б в переиздании «Москва» получила номерные знаки, которых не было у первой модели «Шарья».

В пакетике, приклеенном к подиуму модели, — крюк штурмовой лестницы. Костромские в этот раз немного сэкономили на боксе — модель в сборе чуть не влазила в имеющийся, поэтому крюк собирателям надлежит приклеить самостоятельно. Правда после этого модель уже не влезет в бокс и годна только к установке на полку.

А это — основной недостаток перевыпущенной модели, без них костромские «производители» ни одной модели не делают: ветровое стекло машине досталось от ЗиЛ-130 — 131-ой модели положена перемычка посередине:

Модель автомобиля: 1984 АЦ-40(131)-137А УПЧ Кострома
Наименование модели: АЦ-40(131) Кострома

Производитель: Start Scale Models
Дата выпуска:  17 сентября 2014 года
Каталожный номер: SSM1139
Серия:

Тираж: нет данных
Краткое мнение: исправленное и дополненное
Субъективная оценка: 9/10

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/404061.html
Навигатор по журналу

diecast43.livejournal.com

АЦ-40 (131) мод. 137 Википедия

АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя. Самый распространенный тип пожарного автомобиля на территории бывшего СССР, который до сих пор можно встретить практически во всех городах и сельских районах на пространстве СНГ. Силуэт именно этой машины стал настолько узнаваем, что его стилизованное изображение часто используется в пожарной атрибутике или на плакатах противопожарной пропаганды.

Машинами этого типа с начала 1970-х годов комплектовались городские и сельские пожарные части, ведомственные пожарные части, пожарные подразделения в войсковых частях, пожарно-химические станции лесной охраны, аэродромы, морские и речные порты. За счет высокой проходимости базового шасси машина получилась универсальной, способной добраться до очага пожара даже по бездорожью или в условиях снежных заносов на дорогах и во дворах. Удачной оказалась и конструкция пожарной надстройки, которая обладала сравнительно простой и ремонтопригодной (даже в условиях сельских пожарных частей) конструкцией, достаточно удачным насосом, продуманным расположением пожарного вооружения, лафетным стволом.

Были у машины и недостатки: прежде всего невысокие динамические характеристики, перегрев двигателя при работе насоса (поэтому для машин, поставляемых в жаркие регионы СССР было предусмотрено дополнительное охлаждение водой, подаваемой из цистерны или гидранта), большая посадочная высота, которая затрудняла быстрый выход боевого расчета из кабины и приводила к травмам.

Выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1970 по 1984 годы (опытный образец собран в 1968 году там же). С 1984 года выпускается модификация АЦ-40 (131) модель 137А, с увеличенным на 100 литров объёмом цистерны и управлением лафетным стволом из кабины. В 1983 году также выпущен опытный образец машины АЦ-40/3 (131) модель 137А-01 с комбинированным насосом ПНК-40/3 с катушкой и стволом высокого давления. В серию эта модификация не пошла.

Автомобили этого типа до сих пор массово эксплуатируются. Даже в пожарных частях, которые получили новую технику, АЦ-40 (131) мод. 137 продолжают службу в качестве резерва. Множество машин 1980-х годов выпуска стоят еще законсервированными с завода. Тем не менее МЧС России производит постепенный вывод из эксплуатации этих автомобилей. Из крупных городов хорошо сохранившиеся машины передаются в сельские пожарные части, где зачастую заменяют вышедшие из строя однотипные. Передаются машины и добровольной пожарной охране.

В Казахстане и Узбекистане по причине дефицита запчастей для шасси ЗиЛ и их высокой степени износа, пожарная надстройка 137-ой модели переставляется на другие шасси (чаще всего корейские или китайские) и продолжает службу.

Тактико-технические характеристики[1][ | ]

Пожарный насос:

  • модель — ПН-40УВ
  • тип — центробежный одноступенчатый
  • подача, л/сек — 40
  • напор, м — 100
  • частота вращения, об/мин — 2700
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель:

  • тип — водоструйный эжектор
  • производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат:

  • тип — газоструйный или воздушный эжектор
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги:

  • газовая или электрическая сирена

Вместимость, л:

  • цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137 А)
  • бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол:

  • модель — ПЛС-П20
  • расход воды, л/сек — 19
  • кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг:

  • на передний мост — 2980
  • на заднюю тележку — 8170

Примечания[ | ]

  1. ↑ T. Ильина Л. Д. «Пожарные автомобили и мотопомпы.» Отраслево

ru-wiki.ru

Пожарная автоцистерна (6Х6) АЦ-40 (131)-137А

Пожарная автоцистерна (6Х6) АЦ-40 (131)-137А

Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131)-137 на полноприводном шасси ЗИЛ-131 была призвана заменить предыдущую модель пожарной машины повышенной проходимости ПМЗ-27 (ЗИЛ-157).

Усовершенствованная модификация АЦ-40 (131)-137А производилась в Прилуках в течение нескольких лет в середине 80-х годов. Внешне машина отличалась от базовой модели лафетным стволом без рукоятки ручного управления (ствол стал управляться из кабины водителя) и, соответственно, отсутствием люка ствольщика в крыше кабины боевого расчёта.


Полноприводная АЦ-40 (131) и её предшественник ПМЗ-27.

• Базовая модель: АЦ-40 (131)-137
• Годы выпуска: 1969–1984
• Модификация: АЦ-40 (131)-137А (1983–1985 годы)
• Предприятие-изготовитель: Прилукский завод противопожарного оборудования
• Расчёт: 7 человек
• Мощность двигателя: 150 л. с.
• Вместимость цистерны: 2500 л воды, 150 л пенообразователя
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Модель 1/43: SSM SSM1139 АЦ-40 (131), УПЧ г. Кострома

aleksey-delfinn.livejournal.com

Василиса ЯВИКС — интеллектуальная поисковая система. Завтра уже здесь!

АЦ-40 (131) модель 137  — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131 . Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя. Самый распространенный тип пожарного автомобиля на территории бывшего СССР, который до сих пор можно встретить практически во всех городах и сельских районах на пространстве СНГ. Силуэт именно этой машины стал настолько узнаваем, что его стилизованное изображение часто используется в пожарной атрибутике или на плакатах противопожарной пропаганды.

Машинами этого типа с начала 1970-х годов комплектовались городские и сельские пожарные части, ведомственные пожарные части, пожарные подразделения в войсковых частях, пожарно-химические станции лесной охраны, аэродромы, морские и речные порты. За счет высокой проходимости базового шасси машина получилась универсальной, способной добраться до очага пожара даже по бездорожью или в условиях снежных заносов на дорогах и во дворах. Удачной оказалась и конструкция пожарной надстройки, которая обладала сравнительно простой и ремонтопригодной (даже в условиях сельских пожарных частей) конструкцией, достаточно удачным насосом, продуманным расположением пожарного вооружения, лафетным стволом.

Были у машины и недостатки: прежде всего невысокие динамические характеристики, перегрев двигателя при работе насоса (поэтому для машин, поставляемых в жаркие регионы СССР было предусмотрено дополнительное охлаждение водой, подаваемой из цистерны или гидранта), большая посадочная высота, которая затрудняла быстрый выход боевого расчета из кабины и приводила к травмам.

Выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1970 по 1984 годы (опытный образец собран в 1968 году там же). С 1984 года выпускается модификация АЦ-40 (131) модель 137А, с увеличенным на 100 литров объёмом цистерны и управлением лафетным стволом из кабины. В 1983 году также выпущен опытный образец машины АЦ-40/3 (131) модель 137А-01 с комбинированным насосом ПНК-40/3 с катушкой и стволом высокого давления. В серию эта модификация не пошла.

Автомобили этого типа до сих пор массово эксплуатируются. Даже в пожарных частях, которые получили новую технику, АЦ-40 (131) мод. 137 продолжают службу в качестве резерва. Множество машин 1980-х годов выпуска стоят еще законсервированными с завода. Тем не менее МЧС России производит постепенный вывод из эксплуатации этих автомобилей. Из крупных городов хорошо сохранившиеся машины передаются в сельские пожарные части, где зачастую заменяют вышедшие из строя однотипные. Передаются машины и добровольной пожарной охране.

В Казахстане и Узбекистане по причине дефицита запчастей для шасси ЗиЛ и их высокой степени износа, пожарная надстройка 137-ой модели переставляется на другие шасси (чаще всего корейские или китайские) и продолжает службу.

Тактико-технические характеристики

Пожарный насос:

  • модель — ПН-40УВ
  • тип — центробежный одноступенчатый
  • подача, л/сек — 40
  • напор, м — 100
  • частота вращения, об/мин — 2700
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель:

  • тип — водоструйный эжектор
  • производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат:

  • тип — газоструйный или воздушный эжектор
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги:

  • газовая или электрическая сирена

Вместимость, л:

  • цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137 А)
  • бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол:

  • модель — ПЛС-П20
  • расход воды, л/сек — 19
  • кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг:

  • на передний мост — 2980
  • на заднюю тележку — 8170

Примечания

  1. T. Ильина Л. Д. «Пожарные автомобили и мотопомпы.» Отраслевой каталог./Москва: ЦНИИТЭстроймаш, 1989, Страницы 24 — 28.

Ссылки

yavix.ru

АЦ-40 (131) мод. 137 Википедия

АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя. Самый распространенный тип пожарного автомобиля на территории бывшего СССР, который до сих пор можно встретить практически во всех городах и сельских районах на пространстве СНГ. Силуэт именно этой машины стал настолько узнаваем, что его стилизованное изображение часто используется в пожарной атрибутике или на плакатах противопожарной пропаганды.

Машинами этого типа с начала 1970-х годов комплектовались городские и сельские пожарные части, ведомственные пожарные части, пожарные подразделения в войсковых частях, пожарно-химические станции лесной охраны, аэродромы, морские и речные порты. За счет высокой проходимости базового шасси машина получилась универсальной, способной добраться до очага пожара даже по бездорожью или в условиях снежных заносов на дорогах и во дворах. Удачной оказалась и конструкция пожарной надстройки, которая обладала сравнительно простой и ремонтопригодной (даже в условиях сельских пожарных частей) конструкцией, достаточно удачным насосом, продуманным расположением пожарного вооружения, лафетным стволом.

Были у машины и недостатки: прежде всего невысокие динамические характеристики, перегрев двигателя при работе насоса (поэтому для машин, поставляемых в жаркие регионы СССР было предусмотрено дополнительное охлаждение водой, подаваемой из цистерны или гидранта), большая посадочная высота, которая затрудняла быстрый выход боевого расчета из кабины и приводила к травмам.

Выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1970 по 1984 годы (опытный образец собран в 1968 году там же). С 1984 года выпускается модификация АЦ-40 (131) модель 137А, с увеличенным на 100 литров объёмом цистерны и управлением лафетным стволом из кабины. В 1983 году также выпущен опытный образец машины АЦ-40/3 (131) модель 137А-01 с комбинированным насосом ПНК-40/3 с катушкой и стволом высокого давления. В серию эта модификация не пошла.

Автомобили этого типа до сих пор массово эксплуатируются. Даже в пожарных частях, которые получили новую технику, АЦ-40 (131) мод. 137 продолжают службу в качестве резерва. Множество машин 1980-х годов выпуска стоят еще законсервированными с завода. Тем не менее МЧС России производит постепенный вывод из эксплуатации этих автомобилей. Из крупных городов хорошо сохранившиеся машины передаются в сельские пожарные части, где зачастую заменяют вышедшие из строя однотипные. Передаются машины и добровольной пожарной охране.

В Казахстане и Узбекистане по причине дефицита запчастей для шасси ЗиЛ и их высокой степени износа, пожарная надстройка 137-ой модели переставляется на другие шасси (чаще всего корейские или китайские) и продолжает службу.

Тактико-технические характеристики[1]

Пожарный насос:

  • модель — ПН-40УВ
  • тип — центробежный одноступенчатый
  • подача, л/сек — 40
  • напор, м — 100
  • частота вращения, об/мин — 2700
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель:

  • тип — водоструйный эжектор
  • производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат:

  • тип — газоструйный или воздушный эжектор
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги:

  • газовая или электрическая сирена

Вместимость, л:

  • цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137 А)
  • бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол:

  • модель — ПЛС-П20
  • расход воды, л/сек — 19
  • кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг:

  • на передний мост — 2980
  • на заднюю тележку — 8170

Примечания

  1. ↑ T. Ильина Л. Д. «Пожарные автомобили и мотопомпы.» Отраслевой каталог./Москва: ЦНИИТЭстроймаш, 1989, Страницы 24 — 28.

Ссылки

wikiredia.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *