Автомобиль правительственный зил – ЗИЛ-117 — Википедия

Содержание

ЗИЛ-41047 – последний российский лимузин, выпущенный на Заводе имени Лихачёва

В 2012 году с конвейера Завода имени Лихачёва сошёл последний российский лимузин, изготовленный по заказу украинского президента. Это был самый последний официальный российский лимузин, который завершил славную историю правительственных автомобилей, выпускаемых на данном предприятии. Все остальные лимузины, которые были выпущены после 2010 года, официально к ЗИЛ не имеют отношения, так как их производством занимались на МСЦ-6 АМОЗИЛ.

Правительственный лимузин ЗИЛ-41047: общая информация

Разработка легкового автомобиля нового поколения была начата в 1985 году. Новый ЗИЛовский лимузин должен был сменить на конвейере старую модель ЗИЛ-41045. Новая модификация получила следующие отличия от предыдущей модели:

  • Передние фары получили прямоугольную форму;
  • Решётка радиатора получила новый дизайн;
  • Поворотники переместились на торцы крыльев автомобиля.

Машины должны были эксплуатироваться в правительственных кортежах и принимать участие в транспортировке важных политических деятелей из зарубежных стран. В 2002 году был выпущен последний экземпляр ЗИЛ-41047 в классическом кузове типа лимузин, который предназначался для президента Казахстана.

Следующим вариантом ЗИЛ-41047 стал автомобиль в кузове фаэтон, который разрабатывали специально для участия в военных парадах на Красной площади. В 2009 году этот автомобиль не приняли, сославшись на слишком большой короб тента. Вместо него выбрали модель «41041 АМГ» производства компании «Атлант-Дельта».

Последняя модель лимузина ЗИЛ-41047 в кузове типа фаэтон была собрана в 2012 году для президента Украины Януковича.

Технические характеристики ЗИЛ-41047

ТТХ последнего советского лимузина выглядели следующим образом:

  • Машина рассчитана на 7 человек;
  • Длина лимузина – 6 300 мм;
  • Высота — 1 500 мм;
  • Ширина – 2 100 мм;
  • Вес машины составляет 3 900 кг;
  • Двигатель восьмицилиндровый, имеет объём 7,7 литра;
  • Мощность машины составляет 315 л.с.;
  • Коробка передач автоматическая;
  • Максимальная скорость лимузина – 190 км/ч;
  • До 100 км/ч машина может разогнаться за 12 секунд;
  • Расход бензина по паспортным данным составляет около 22 литров на 100 км;
  • Топливный бак вмещает в себя 120 литров топлива.

Конвейерная сборка ЗИЛ-41047 подразумевала полностью ручную работу по изготовлению каждого отдельно взятого экземпляра. Как и предыдущие модели лимузинов производства Завода имени Лихачёва, машина имела мощную сварную раму. Она и обеспечивала автомобилю такой вес. Конструкция рамы включает в себя лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Это позволило обеспечить лимузину высокую устойчивость на трассе.

Мотор лимузина ЗИЛ-41047 является главной гордостью модели. Восьмицилиндровый мотор объёмом 7,7 литров способен разогнать машину до 100 км за 13 секунд. При этом он обладает огромной тягой. Бензин, который нужно заливать в бензобак правительственного премиум-автомобиля, должен быть не ниже марки АИ-95.

Машина имеет задний привод, а её карданная передача — две ступени. В основе заднего ведущего моста лежит балка с высокой жёсткостью. В автомобиле имеется гидроусилитель руля. Рулевая колонка регулируется в нескольких положениях. Это сделано не столько из-за заботы о водителе, сколько из-за необходимости – водительское место не слишком просторное, поэтому для удобства посадки ему приходится её поднимать.

Тормозная система имеет следующие особенности:

  • Все колёса оснащены дисковыми тормозами с вентилируемыми дисками;
  • Имеется система автоматической регулировки зазора;
  • Привод гидравлический представлен вакуумным усилителем, который работает в паре с двумя гидровакуумными усилителями.

Тормозная система двухконтурная.

Кузов лимузина ЗИЛ-41047 сварной и цельнометаллический. Особенностью семейства лимузинов ЗИЛ-41047 является то, что все кузовные детали делались вручную профессиональными кузовщиками. После изготовления они подгоняются вручную друг к другу. Для точной подгонки деталей использовался метод наплавления олова, после чего кузов шлифовался и отправлялся в покрасочную камеру. В результате этого кузовные детали уникальны, и при установке на кузов другого экземпляра могли иметь большие зазоры.

Салон у лимузина имеет четыре двери. Внутри находятся три ряда сидений. Первый ряд предназначен для водителя и личного охранника. Второй и третий ряд предназначается для пассажиров. Пассажирскую часть салона можно отделить от первого ряда сидений специальной звуконепроницаемой прозрачной перегородкой. Она опускается за счёт встроенного электропривода.

Звукоизоляция салона находится на высшем уровне. При движении лимузина пассажиры могут переговариваться даже вполголоса. Все стёкла ЗИЛ-41047 детермальные, они обеспечивают защиту от жары и холода. Салон отделан в лучших традициях лимузин-класса. Передний ряд сидений обшит натуральной кожей, а задние имеют обивку из высококачественного велюра. Система кондиционирования зонная, отдельная для водителя и для пассажиров.

Внешний вид ЗИЛ-41047 и особенности его салона

Самое первое, что бросается в глаза при первом взгляде на лимузин ЗИЛ-41047 – это огромные размеры машины. За счёт этого лимузин стал самым длинным серийным автомобилем в мире в своё время. Качество покраски ЗИЛ-41047 совершенно не соответствует распространённому мнению о покраске советских и российских машин. Даже старые автомобили, которые сохранились в правительственных гаражах, поражают качеством лакокрасочного покрытия. На заводе каждую машину красили в 9-15 слоёв, причём каждый из них подвергался полному процессу сушки, после чего полировался.

Передние фонари получили прямоугольную форму. Они получили омыватели и очистители, для того чтобы качество освещения было на самом высоком уровне в любую погоду. Чтобы реализовать идею с фарами, пришлось обращаться к немецкому производителю БОШ. Наконец убрали поворотные форточки на передних стёклах, а зеркала заднего вида стали крепиться в углах передних стёклах. Парадный экземпляр получил специальные резиновые заглушки на передних крыльях. Туда крепятся кронштейны с флагами. Крышка бензобака находится под задним номером.

В салоне имеются вставки из редких пород дерева. Главным недостатком отделки салона является использование в нём низкокачественных пластиковых элементов. В новых автомобилях они смотрелись достойно, но в настоящее время пластик коробится. Между креслами водителя и переднего пассажира имеется массивная панель, под которой хранится различное специальное оборудование.

Бронированные версии ЗИЛ-4105

После того, как на Леонида Ильича Брежнева было совершено покушение в 1969 году, было решено правительственные лимузины бронировать. На базе ЗИЛ-41047 было построено 14 бронеавтомобилей, получивших индекс ЗИЛ-4105.  Несмотря на новое название, данные машины ничем не отличались от стандартных лимузинов данной модели, кроме веса, который превышал 5 тонн. В некоторых документах говорится, что для шести из 14 бронемашин использовались бронекапсулы от ЗИЛ-41045.

В начале 1990-х годов три бронеавтомобиля на базе ЗИЛ-41047 были проданы в Германию. Там один из них подвергли масштабным испытаниям, заключающимся в массированном обстреле из стрелкового оружия различного вида. После этого, два оставшихся бронированных лимузина отправили в правительственный гараж. Однако, огромный вес машины создал проблемы в эксплуатации данных автомобилей. Подвеска и тормозная система оказалась неподготовленной для этого. Машины отправили на Завод имени Лихачёва для доработки. В результате этого появилась новая модификация, получившая индекс ЗИЛ-41053.

Бронированная версия советского лимузина имела следующие характеристики:

  • Толщина брони составила 8,5 мм;
  • Броня легко выдерживала прямое попадание пули с термостойкий сердечником, калибра 7,62 мм;
  • Броня также выдерживала прямое попадание из винтовки СВД;
  • Нижняя и верхняя броня выдерживала взрывы гранат на крыше и под днищем лимузина;
  • Бронированные стёкла также выдерживали прямое попадание пуль из пистолетов, автоматов и винтовок.

Уровень защищённости бронированного лимузина, собранного на базе ЗИЛ-41047, превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги этого класса.

Основные модификации на базе ЗИЛ-41047

На базе последнего советского и российского лимузина было разработано несколько модификаций:

  • ЗИЛ-41041 – короткобазная версия, в которой было всего два ряда кресел. Она рассчитывалась на пять человек;
  • ЗИЛ-41042 — специальная медицинская модификация. Использовалась для доставки первых лиц государства в больницы и госпитали;
  • ЗИЛ-4105 – бронированная модификация, вес которой был более 5 тонн;
  • ЗИЛ-4107 – машина, оборудованная специальным связным оборудованием;
  • ЗИЛ-41052 – бронированная версия, доработанная на основе модели 4105;
  • ЗИЛ-41053 – специально доработанная модификация для правительства Германии;
  • ЗИЛ-41072 – специальная модификация под кодовым названием «Скорпион». Разрабатывалась специально для службы охраны высших государственных чинов;
  • ЗИЛ-410441 – модель с кузовом типа фаэтон.

На протяжении последнего десятка лет в народе ходили слухи, что Завод имени Лихачёва занимается разработкой нового правительственного лимузина, но закрытие завода и постепенный снос его корпусов поставили жирную точку в истории лимузинов ЗИЛ.

comp-pro.ru

технические характеристики (ТТХ), модификации, применение, советский лимузин, правительственный

Во времена существования СССР заводом имени Лихачёва производились машины представительского класса. Во времена руководства Сталина это были тяжелые и бронированные лимузины ЗиС, созданные на основе американских машин “Паккард”.

В хрущёвские времена появился более лёгкий и современный лимузин ЗиЛ-111, выполненный в популярном тогда “аэростиле”. С приходом к власти Брежнева в правительственном автопарке появилось ещё несколько моделей ЗИЛ, отличительной чертой которых стал более строгий “угловатый” дизайн. И вершиной этой линейки стал герой данной статьи –ЗиЛ-4104, в 1978 году пришедший на замену предыдущим моделям.

История создания

В 60-х годах 20-ого века в мировом автомобилестроении наметилась очередная смена моды: так популярный в 50-х плавниковый стиль начал уступать место более угловатым и строгим очертаниям в облике автомобиля. И эти перемены затронули не только американскую и европейскую промышленность, но и конструкторское бюро советского завода ЗиЛ.

Производимый до этого правительственный лимузин ЗиЛ-111 начал морально устаревать, и необходимо было разрабатывать замену. И дело было не только в устаревшей внешности – техническую составляющую также необходимо было улучшать, чтобы обеспечить максимальный комфорт передвижения советских высокопоставленных лиц.

Так или иначе, в начале 1960-х годов в конструкторском бюро ЗиЛа закипела работа над созданием нового лимузина, получившего обозначение ЗиЛ-114.

Дизайн автомобиля претерпел серьёзные изменения по сравнению с предшественниками – формы лимузина стали угловатыми и более чёткими, оформление кузова стало более строгим.

Но прогресс не стоит на месте, и в середине 70-х годов главному правительственному авто снова потребовалась модернизация, хоть и не такая кардинальная.

Новый лимузин ЗиЛ решено было делать на базе 114-ой модели, доработав по большей части внешний вид, и улучшив трансмиссию автомобиля. Работы по нему начались в начале 70-х годов, в 1974-м был готов пластилиновый макет, а в 1978-м новые лимузины уже поступили в производство. Изначально новая модель носила индекс ЗиЛ-115, но в серию пошла под индексом 4104.

Конструкция и технические характеристики ЗиЛ 4104

Новый лимузин ЗиЛ-4104 в первую очередь претерпел изменения во внешности – она хоть и осталась такой же угловатой, как у 114-ого, но облик автомобиля стал иным.

Габариты ЗиЛ-4104:

  • Длина: 6300 мм.
  • Габаритная ширина: 2080 мм.
  • Ширина колёсной базы: 1643 мм.
  • Высота: 1500 мм.

Главное изменение – решётка радиатора, она стала более массивной и вытянутой, подобно американским авто того времени. Спереди изменилось положение световых приборов, стал иным бампер. По бокам авто ЗиЛ-4104 появились хромированные молдинги, были установлены новые зеркала. Задние фонари и бампер также претерпели изменения. В целом автомобиль стал выглядеть эффектнее за счёт большой решетки радиатора и большего количества хромированных элементов, но при этом не утратил своей строгости.

Салон машины ЗиЛ-4104 заслуживает особого внимания, ведь делался он для первых лиц государства. Материалы изготовления интерьера шикарные – велюровый салон с вставками из дерева. Правда, передние сидения поскромнее – из обычной черной кожи. Да и сами места спереди не очень удобны: мало места для ног и руль мешает выходу из машины – водителю приходится откидывать его. Но эта машина делалась не для передних пассажиров, так чего им расслабляться.

Торпедо на ЗиЛ-4104 пластиковое со вставками из натурального дерева. Приборы обычные стрелочные, ничего особого на первый взгляд нет. Водителя и пассажира разделяет широкий тоннель, в котором расположен селектор КПП. Из дополнительного оборудования имелось радио, магнитофон, часы, электростеклоподъёмники и дефлекторы обдува стёкол.

В задней части салона ЗиЛ-4104 материалы изготовления те же, только сидения тут уже велюровые, в тон салону.

Напольный ковёр сделан с необычным узором из пятен желтого цвета – и на это есть причина: изначально он был серого цвета, но вскоре был замёнен, так как часто пачкался хорошей обувью пассажиров – она оставляла на нём желтые пятна.

Пассажирские сидения лимузина ЗиЛ-4104 довольно просторные, с широким подлокотником в центре. Также они регулируются по углу наклона – пассажиры могут ехать в полулежащем положении. Перед задним диваном находятся еще 2 складных сидения, увеличивающие количество мест до 7, но при их раскладывании у задних пассажиров места становится меньше, но обычно в таких машинах не ездили по 7 человек.

В задней части также есть дополнительный пульт управления радиоприёмником – он расположен в подлокотнике правого пассажира и связан с передним приёмником, то есть, если задний пассажир переключает волну или громкость, это происходит и на переднем приёмнике. В подлокотнике левого пассажира лимузина ЗиЛ-4104 расположен телефон. Также тут присутствуют электроприводы стёкол и перегородки, по центру салона также есть часы.

Сердцем лимузина ЗиЛ-4104 стал V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 315 л.с и объёмом 7,7 литров. Двигатель способен развивать 608 Н*м крутящего момента, благодаря которым ЗиЛ имеет хорошую динамику разгона.

Система питания двигателя ЗиЛ-4104 состоит из 4-камерного карбюратора К-259, сделанного на основе американских образцов. Для большей надежности и безопасности в двигатель внедрено много дублирующих узлов – дублирована электрическая цепь системы зажигания, установлены 2 бензонасоса и 2 аккумулятора.

Двигатель ЗиЛ-4104 питается бензином марки АИ-95 – в Советском Союзе он назывался “Экстра” и не поступал в свободную продажу. Расход у двигателя немалый – 20-30 литров на сотню, в зависимости от стиля езды.

На лимузине ЗиЛ-4104 установлена автоматическая трёхступенчатая планетарная коробка передач.

Хоть ступеней у КПП всего три, третья передача настроена на широкий диапазон скоростей, и дискомфорта на высоких скоростях не ощущается.

Кузов ЗиЛ-4104 стоит на мощной сварной раме необычной формы – передняя часть рамы плоская, а задняя часть выгнута и приподнята относительно земли. Передняя подвеска — независимая с поперечными рычагами и телескопическими амортизаторами. Подвеска заднего моста – рессорная.

Тормозная система на ЗиЛ-4104 гидравлическая, с двумя независимыми контурами, каждый из которых связан со всеми колесами. Из-за этой особенности на тормозном диске ЗиЛ-4104 установлено по два суппорта. Сами тормоза установлены дисковые на всех колёсах.

Колёса у лимузина ЗиЛ-4104 со сварными дисками 16-ого радиуса. Шины – 245/75R16 “Гранит” особой конструкции, эти шины выдерживали до семи проколов. Это достигалось за счёт жесткой боковины – будучи разгерметизированной, шина не проминалась и выдерживала вес авто. Также для повышения пулестойкости шины накачивали специальным гелем.

Модификации ЗиЛ 4104

Несмотря на малый тираж данного авто, на его базе было создано довольно много модификаций. Связано это с различными правительственными нуждами, с которыми обычный лимузин ЗиЛ-4104 не справлялся.

ЗиЛ-41041 – укороченная версия лимузина, предназначавшаяся для сопровождения, по сути – наследник 117-ого ЗиЛа.

ЗиЛ-41042. Медицинская модификация в кузове универсал, предназначенная для перевозки важных пассажиров в больницу. Такие модификации уже были на шасси ЗиЛ-114, но обновление базовой модели потребовало и новых медицинских машин. Стоит отметить, что эта модификация использовалась по назначению не так уж и редко, в связи с тем, что средний возраст высших политработников в союзе давно перевалил за 60.

ЗиЛ-41043. Этот автомобиль вёз на себе систему радиотелефонной подвижной связи для переговоров с различными командными объектами и другими службами.

ЗиЛ-41044. Парадная версия автомобиля с кузовом типа фаэтон. Этот ЗИЛ имел укороченную базу, 2 двери вместо четырёх, а вместо сидения была установлена тумба с поручнем. Окрашивались такие лимузины в серый цвет, соответствующий оттенку генеральской шинели.

ЗиЛ-41045. Это, по сути, рестайлинг обычного 4104. Изменения в нём по большей части внешние: изменилась решётка радиатора, вместо круглых передних фар были установлены квадратные, были перенесены боковые молдинги, и ещё несколько мелких изменений. Выпускался обновленный лимузин с 1983 по 1985 год.

ЗиЛ-41046. Ещё один автомобиль спецсвязи. На него устанавливалась улучшенная система связи “Кавказ”.

ЗиЛ-41047. Очередное обновление классического ЗиЛа, появившееся в 1985 году. У лимузина снова были изменены фары и решётка, у передних стёкол убрали треугольные форточки, изменилась форма зеркал.

ЗиЛ-41072. Предназначался для правительственной охраны. Изменения коснулись лишь салона: появились поручни для удобного ведения огня, также был оборудован люк в крыше. С 1989 года собрали 8 таких лимузинов ЗиЛ.

Также производились бронированные модификации ЗиЛ. Такие машины строились на базе моделей 4104, 41045 и 41047, и представляли собой бронекапсулу, вокруг которой потом собирался автомобиль. Стёкла такого автомобиля заменялись на более прочные, ставился также новый бензобак, который мог затягивать пулевые пробоины для препятствия возгоранию.

Всего было собрано 14 бронеавтомобилей в различных кузовах.

Также в 90-х годах на заводе ЗиЛ пробовали устанавливать импортную навесную броню, но из-за её тяжести подвеска лимузина быстро выходила из строя, и от этой затеи отказались.

Сравнение с аналогами

Сравним ЗиЛ 4104 с лимузинами-конкурентами, использовавшимися в то время в США и Великобритании. Президент США Рональд Рейган с 1983 передвигался на спецверсии лимузина Cadillac Fleetwood. Королева Великобритании на тот момент передвигалась на лимузине Rolls-Royce Phantom VI, выпущенным специально для неё в 1978 году.

 ЗиЛ 4104Cadillac Fleetwood (1983)Rolls-Royce Phantom VI (1978)
ДвигательV8, 7.7 л., 315 л.с.V8, 350-400л.с. (по разным источникам)V8, 6,2 л., 200-220 л.с. (точных данных нет)
Разгон до 100 км/ч13 секунднет данных13.5 секунды
Коробка передачАКПП трёхступенчатаяАКПП четырёхступенчатаяАКПП четырёхступенчатая
Длина6,3 м.6,2 м.6,7 м.

Как видно из таблицы, по мощности двигателя ЗиЛ-4104 уступает “Кадиллаку”, но значительно обходит “Роллс-Ройс”. У всех лимузинов стоят автоматические коробки, но у западных собратьев на одну ступень больше. По габаритам лидирует “Роллс-Ройс”, который сильно расширили для комфорта королевы.

ЗиЛ-4104 на службе

За время использования лимузинов ЗиЛ-4104 в Гараже Особого Назначения, этот автомобиль возил многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, пересевшим на новый ЗИЛ, был Леонид Ильич Брежнев – начиная с 1978 и до конца своего нахождения в должности он передвигался на модели ЗиЛ-4104.

Следующие за Брежневым Ю.В.Андропов и К.У.Черненко ездили уже на обновленной версии лимузина ЗиЛ, носившей индекс 41045. Для пришедшего к власти в 1985 году Михаила Горбачёва выпустили новую модификацию ЗИЛ-41047, на которой он проездил до ухода с поста главы государства.

Первый президент России Борис Ельцин первоначально также пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позднее он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman выпущенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.

Помимо генсеков, лимузины ЗиЛ-4104 развозили также различных важных чиновников, партработников, министров.

Также на них передвигалась и охрана, сопровождающая важных персон. Также ЗиЛ активно использовались на парадах.

Интересные факты

На появление новой линейки лимузинов ЗиЛ-4104 мог повлиять и новый генсек партии – Леонид Ильич Брежнев, который славился страстью к автомобилям, и к моменту вступления в должность имел большую коллекцию иностранных авто.

Интересный факт про кузовные панели лимузина ЗиЛ-4104 – их изготавливали с применением технологии оплавки свинцом: после сварки на них наплавляли слой свинцового сплава, который затем рихтовался специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения – но это лишь заблуждение, в действительности кузов оплавляли свинцом лишь для придания идеального внешнего вида поверхности и исключения дефектов.

Специально для Л.И.Брежнева салон лимузина ЗиЛ-4104 сделали с красным велюром и золочёными ручками. Для этого кузов авто даже вывозили в Англию, так как в СССР таких технологий не было. Но по большей своей части все салоны ЗиЛов были однотипные – это делалось для упрощения подмены авто на другой по каким-либо причинам. Так пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.

Примечательно, что парадная версия лимузина ЗиЛ-41044 окрашивалась только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, принимавший машины, лично прикладывал рукав своей шинели к машине и сравнивал оттенок. Салон в парадном ЗиЛ был выполнен из желто-рыжей кожи – так решил министр обороны Д.Ф. Устинов.

Лимузин ЗиЛ-4104 верно прослужил стране Советов до самого её заката, после чего был незаслуженно забыт – чиновники “нового” мира предпочитали зарубежные “Мерседесы” и “Ролс-Ройсы”, а не отечественные авто.

Но завод какое-то время продолжал выпуск лимузинов серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже наполовину пустующему заводу пришёл заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов – их собрали из оставшихся кузовов.

В 2013 году производство на заводе имели Лихачёва остановилось окончательно. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех по сборке лимузинов сохранился и стал отдельной фирмой ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» – в нём продолжается сборка и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.

Хотелось бы верить, что производство правительственных автомобилей в нём возобновится, но скорее всего лимузины ЗиЛ скоро окончательно уйдут в историю, став ещё одним памятником автомобилестроения безвозвратно ушедшей эпохи.

Видео

warbook.club

Avtostarevchik › Блог › Неизданное/Как могли выглядеть модели ЗиЛа XXI века (часть III). Последний лимузин ЗиЛ-4112Р 2006-2012 года+видео

Вторая часть тут!

Что же творилось в 2000-х годах в когда то засекреченном цеху №6 , а именно производителе легендарных правительственных лимузинов ЗиЛ? Ведь последний лимузин этого типа ЗиЛ-41047 был выпущен для президента Казахстана в 2002 году.
С распадом СССР на карте мира появились Россия и другие новые государства. Не могли не сказаться общественные изменения и на правительственных лимузинах, обслуживающих первых лиц в государстве. С 1995—1996 года тогдашний президент РФ Борис Ельцин пересел на бронированный на заводе-производителе специально для него удлинённый Mercedes 600 Pullmann. Однако с 2004 по 2006 года в умах руководства страны возобладала идея о том, что президент великой и высокотехнологичной державы должен перемещаться на лимузине отечественного производства, который олицетворял бы собой технологическую мощь страны и гений её инженеров. Так в 2004 году компании «АМО ЗиЛ» (Завод имени Лихачёва) и ЗАО «Депо-Зил» открыли совместный проект по производству нового поколения правительственных лимузинов под изначальным названием «Монолит». Как и ранее модели был присвоен индекс 4112.
Внешний вид ЗиЛ-4112 , а также его эмблему на конкурсной основе разработал московский дизайнер Гера Калитин. Работу над созданием нового правительственного ЗиЛа возглавили Сергей Соколов и Сергей Рожков. В декабре 2011 года Сергей Рожков скончался, так к цифровому индексу модели была добавлена буква Р в конце названия марки, которую заложили в честь ознаменование вклада Рожкова в разработку автомобиля. В 2012 году первый автомобиль ЗИЛ-4112Р был завершён и увидел свет.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

По словам Сергея Соколова в интервью «Известиям», в модели ЗиЛ-4112Р конструкторы хотели показать преемственность машины и продолжить линейку лимузинов представительского класса, на которых ездили первые лица страны. Планировалось изменить дизайн, эргономику салона, ходовые качества, а также системы охлаждения и питания. Почти ни одна деталь в новом авто не совпадает со старой. В «Депо-Зил» оценили свой лимузин как стоящий на одном уровне или даже чуть выше, с лимузинами от Maybach и Rolls-Royce по ходовым и пользовательским качествам.
Новый ЗиЛ-4112Р представлял собой не модификацию ЗИЛ-41047, а совершенно новый автомобиль, наследующий при этом черты своих предшественников, такие, как исключительные комфорт, красоту обводов, плавность хода и царственную стать на фоне мощи и уверенности. По сравнению с предшественником колёсная база нового лимузина увеличена на 200 мм, при этом сама машина укоротилась в длине на 110 мм. От старой рамы остались только передние и задние элементы, а от старого кузова были интегрированы в новый лишь капот и дверные ручки, все остальные компоненты были разработаны заново, от карбоновых бамперов до раскрывающихся друг навстречу другу уникальных задних дверей c безопасными замками оригинальной конструкции и интегрированными в них элементами жесткости, позволяющими обойтись без средних стоек.
В машине установлен мотор ЗиЛ-4104 с алюминиевым литым блоком цилиндров, классической компоновки V8, объёмом 7,7 литра, степенью сжатия 9,3 и углом развала 90 градусов. В двигателе использованы инжектор с многоточечным впрыском и распредвалы с верхним расположением, в результате чего он стал намного эластичнее своей карбюраторной версии и развивает около 400 л. с. мощности при оборотах в минуту 4400-4600 и 450 фунтов на фут крутящего момента при оборотах в минуту 2500—2700. Из новшеств здесь были применены оригинальной конструкции дроссельная заслонка, система охлаждения с двумя электровентиляторами и бесконтактное электронное распределение зажигания. Система выхлопа имеет 4 каталитических нейтрализатора и соответствует стандарту Евро-4.

Полный размер

С мотором агрегатируется пятиступенчатая планетарная автоматическая трансмиссия серии Allison 1000. Передняя подвеска независимая торсионная, задняя — зависимая на полуэллиптических рессорах, и та и другая идут на двойных телескопических амортизаторах и снабжены стабилизаторами. Рулевое управление типа «винт-гайка», с гидроусилителем руля, но предусмотрен и вариант с реечным рулевым механизмом. Тормоза двухконтурные дисковые вентилируемые с антиблокировочной системой и системой курсовой устойчивости; парковочный тормоз барабанный. На прототипе стояли шины размерностью 20 дюймов.
Оригинальные задние двери были не просто спроектированы таким образом дабы открывать доступ в роскошный салон в который пассажир не просто садился, а входил или выходил, но еще и исполняли роль защиты важного пассажира в открытом положении (в бронированном варианте лимузина конечно) и закрывались нажатием кнопки!

Само же убранство обладало всеми атрибутами роскоши, салон оснащён :двойным раздельным климат-контролем (разделение идёт при помощи плоской струи воздуха посередине вдоль пассажирского салона) ;баром ;холодильником ;воздушными подушками безопасности ;электроприводами шторок и сидений ;в опускающийся сегмент перегородки отделяющей салон пассажиров от водительского отделения вмонтирован жидкокристаллический телевизор, который при помощи наружных камер может отображать обстановку царящую вокруг лимузина

Полный размер

Полный размер

Полный размер

При отделке салона применена натуральная кожа бежевого цвета и ценные сорта дерева. По традиции в пассажирском салоне 4 пассажирских сиденья, из них 2 — основные и два — дополнительные, с электроприводом раскладывающиеся, сиденья расположены по схеме pullman, два лицом по ходу машины, 2 — против. Дополнительные сиденья это по сути страпонтены нового поколения, которые в сложенном состоянии исполняют роль своеобразной тумбы красиво вписанной в интерьер, а при нажатии кнопки превращаются в полноценные кресла

Основные же кресла снабжены множеством электро-регулировок, при помощи которых высокопоставленный пассажир может занять полу лежачее положение для отдыха.
Багажное отделение было отделано той же кожей бежевого цвета что и салон. Под полом имелась полноразмерная запаска, спрятанная в специальную нишу багажника без уменьшения объёма последнего

Полный размер

Полный размер


Блок климатической установки для автомобиля был создан в Нижнем Новгороде. Разработчикам была поставлена задача разделить задний салон на зоны с разной температурой. Задача была решена с помощью «люстры», создающей невидимую, но эффективную воздушную завесу. Разница в температуре в контролируемых зонах составляет до шести градусов Цельсия. Ни в одной другой машине, по информации ЗиЛовцев, такого не было. «Мерседесы» и «Майбахи» являются многозонными условно, потому что воздух в салоне у этих лимузинов все равно перемешивается. На эту оригинальную систему климат-контроля производители лимузина получили патент!
Был оформлен также патент на конструкцию «дверного узла». На большинстве лимузинов передняя и задняя двери разделены сплошной стенкой достаточной длины. Многие производители заинтересованы были бы заменить её на еще одну, среднюю дверь, так, чтобы средняя и задняя дверь распахивались в разные стороны, и чтобы между ними не было стойки и оставался только широкий, длиной приблизительно два метра, дверной проем. Но желания не совпадают с возможностями, так как при этом не удается обеспечить необходимую жесткость кузова. А у ЗиЛовцев это получилось: благодаря «умной» системе замков в закрытом состоянии средняя дверь встраивается в силовую структуру кузова и превращается, таким образом, в среднюю стойку. Некоторые производители уже тогда просили продать им эту технологию.
Что касаемо рабочего места водителя, то в отечественных правительственных "членовозах" это словосочетание всегда принимало буквальный смысл. Ведь даже человеку среднего роста и комплекции будет не очень комфортно управлять ЗиЛ-3112Р, ведь все полезное пространство шести с лишним метровой машины было по традиции отдано задним важным пассажирам. Усугубляет положение отсутствие регулируемой рулевой колонки, хотя раньше у предыдущей модели оно было. Зато новый правительственный лимузин обзавелся новой полезной функцией — отображением маршрутной информации на лобовое стекло

Полный размер

Моментальные показания :спидометра, тахометра и прочая информация — отображалась на ветровое стекло во время движения

Полный размер

Для связи с пассажирами и отображения прочей информации, служил монитор

Полный размер


На ходу новый лимузин классический вальяжный и плавный правительственный ЗиЛ, по традиции не смотря на огромные размеры — Д/Ш/В-6230мм./2086мм./1500мм., и весе 3800-4360 кг. Клиренс —
170мм., колесная база — 4080,колея передняя/задняя — 1663мм./1643мм.


В декабре 2012 года одна известная газета сообщила, что президент России Владимир Путин забраковал отечественный лимузин ЗиЛ-4112Р для первых лиц. По данным издания, глава государства опробовал машину и нашел в ней ряд недостатков. Однако позже эту информацию опровергла пресс-служба Кремля.
Хотя даже тест-драйв "Первого канала" показал — что недоработки у автомобиля все же были, и весомые. Ведь отказавшие в сырую погоду из за "вылетевшего" предохранителя стеклоочистители, или недоработанный обдув ветрового стекла — подобные "мелочи" для такого автомобиля просто недопустимы.


Новый правительственный лимузин так и остался в единственном выпущенном экземпляре автомобиля прототипа. Хотя как заявлял один из инвесторов проекта — арабские заказчики были готовы покупать подобный эксклюзив, но как и Российское правительство, видимо отказались финансировать проект заказами.
Впоследствии последний правительственный лимузин ЗиЛ-4112Р, был выставлен на торгах американского аукциона по продаже эксклюзивных и антикварных автомобилей — Hemmings

Заявленная цена машины с пробегом всего 143 километра, составила — 1200000$. Ходили слухи что ее забронировал сам Путин, но потом их конечно опровергли.

Заключительная часть тут!

Последний правительственный седан нового поколения полностью созданный Заводом имени Лихачева не пошедший в серию! — ЗиЛ-4102 1988 года

www.drive2.ru

Советский F класс — DRIVE2

Советские автомобили высшего класса — вершина советского автомобилестроения. Если бы мы не просрали страну, сегодня бы по улицам наших городов ездили приемники этих автомобилей! Мне гораздо приятнее было бы видеть их, чем сплошной импорт! А вам? Наверное вам нравится Мерседес? БМВ? Посмотрите на те самые автомобили которые могли бы иметь продолжение, как его имеют многие иностранные автомобильные бренды.

ЗИС-101 — советский семиместный представительский автомобиль с кузовом «лимузин», выпускавшийся на Заводе им. Сталина (Москва) в 1936—1941 годах. За всё время производства было выпущено 8 752 автомобиля, из них около 600 — модернизированной модели ЗИС-101А. Двигатель рядный, 8-цилиндровый. ЗИС 101, 5.7л, 110л.с

Полный размер

ЗИС-101

ЗИС-110 — легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый советский послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 году, сменив на конвейере ЗИС-101, и закончилось в 1958 году, когда его в свою очередь заменил ЗИЛ-111. 26 июня 1956 г. завод получил имя И. А. Лихачёва, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-110. Всего выпущено 2072 экземпляра всех модификаций. Двигатель рядный, 8-цилиндровый ЗИС-110, 6л, 140 л.с

Полный размер

ЗИС-110

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.) Предшественник «Чайки» ГАЗ-13. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры — на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций. Двигатель ГАЗ-12, 3.5л, 90 л.с

Полный размер

ГАЗ-12 ЗИМ

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели. Двигатели V8: (ЗМЗ-13) 5.5л, 195 л.с и (ЗМЗ-13Д) 5.5л, 215 л.с.

Полный размер

ГАЗ-13 ЧАЙКА

ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1958 по 1967 год.Всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций. Двигатель V8, ЗИЛ-111, 6л, 200 л.с.

Полный размер

ЗИЛ-111

ЗИЛ-111Г — Ориентирование на переменчивую американскую автомобильную моду пятидесятых годов, которая характеризовалась вызывающими размерами, обилием хромированного декора, многоцветной окраской, мощными двигателями и очень быстрым (раз в два-три года) обновлением модельного ряда, сделало ЗИЛ-111 морально устаревшим уже к началу шестидесятых годов, что обусловило насущную необходимость спешной модернизации автомобиля, бывшего «лицом» отрасли и государства.

Результатом модернизации стал ЗИЛ-111Г. Он имел впервые применённую на советском автомобиле четырёхфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

Полный размер

ЗИЛ-111Г

ЗИЛ-114 — советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Выпускался Заводом имени Лихачёва с 1967 по 1978 годы.Всего было собрано 113 экземпляров.
В начале 1960-х годов автомобильный дизайн, прежде всего американский, считавшийся одним из ведущих, стал стремительно меняться. В моду начал входить строгий стиль, автомобильные кузова стали более угловатыми. Выпускавшийся для первых лиц страны лимузин ЗИЛ-111Г начал морально устаревать. Поэтому в это время началась работа над новой моделью лимузина, получившего обозначение ЗИЛ-114. Во внимание были взяты лучшие тенденции дизайна среди автомобилей высшего класса того времени. Первый опытный образец был построен в 1965 году. Со следующего года началась сборка новых автомобилей на заводе, а в 1968 году ЗИЛ-114 полностью занял производство легковых представительских автомобилей ЗИЛа. В 1971 году автомобиль был несколько модернизирован. Внешние изменения коснулись в основном оформления передней части кузова, дизайн был унифицирован с дизайном седана ЗИЛ-117. Двигатель ЗИЛ-114, V8, 6л, 300л.с.

Полный размер

ЗИЛ-114

ЗИЛ-4104 — автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации. В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗИЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешние отличия от базовой модели, технически все модели серии были одинаковыми.
Двигатель ЗИЛ-4104, V8, 7.7л, 315 л.с

Полный размер

ЗИЛ 4104 (ЗИЛ 115)

ЗИЛ-117— советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан. Преемник — ЗИЛ-41041 (1986—2000). ЗИЛ-117 был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы. Несмотря на сокращение длины и колёсной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному имиджу легковых ЗИЛ-ов. Внешне ЗИЛ-117 отличался также иным оформлением передней части кузова. Помимо чёрного, автомобиль окрашивали в тёмно-синий и тёмно-вишневый цвета. Двигатель ЗИЛ-114 V8, 7л, 300л.с.

Полный размер

ЗИЛ-117

ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.Всего было изготовлено около 1 120 автомобилей этой модели. Двигатель (ЗМЗ-14) V8, 5.5л, 220 л.с

Полный размер

ГАЗ-14 ЧАЙКА

ЗИЛ-4102. Этот автомобиль разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить "устаревший" пятиместный седан ЗИЛ-41041. В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их "Мишка" и "Райка". Планировалось, что на базе этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут. Несмотря на то, что в качестве "образца" брался Rolls-Royce, дизайн экстерьера и интерьера был выполнен с оглядкой на американские автомобили. Автомобиль очень похож на Cadillac Fleetwood Limousine 1985 года: низкая плечевая линия, плоские фары и молдинги по бокам. При взгляде сбоку форма окон напоминает модели Volvo 760 тех лет. Неудивительно, ведь в Союзе шведские автомобили были в почете. По сравнению со своим монументальным предшественником ЗИЛ-41041, новый седан смотрелся "демократичнее". Двигатели ЗИЛ-4104, V8, 7.7л, 315 л.с

Полный размер

ЗИЛ-4102

ЗИЛ-41045 — автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин.
В 1982 году умер Леонид Ильич Брежнев и его на посту руководителя государства сменил Юрий Владимирович Андропов. По сложившейся традиции новый Генеральный секретарь ЦК КПСС должен был иметь новый автомобиль, но в связи с тем, что переход на новый модельный ряд (ЗИЛ-4104) был осуществлён в 1978 году, на ЗИЛе решили просто ограничиться обновлением внешнего вида автомобиля, учитывающим последние тенденции в автомобильном дизайне. Убрали хромированные накладки с колёсных арок, молдинг, идущий по порогу, перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов. Обновленный лимузин, получивший обозначение ЗИЛ-41045, выпускался с 1983 по 1985 годы, до очередной смены Генерального секретаря ЦК КПСС, после чего был заменён очередной модернизированной версией, получившей индекс ЗИЛ-41047.
Двигатель ЗИЛ-4104, 7.7л, 315 л.с

Полный размер

ЗИЛ-41045

ЗИЛ-41047 — легковой автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин.
В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году было начато производство ЗИЛ-41047, пришедшего на смену модели ЗИЛ-41045. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Ранее, с 1976 по 1983 год, выпускалась модель ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-115) с модификациями, затем в период с 1983 по 1985 год — ЗИЛ-41045 с модификациями; обе модели отличались фарами круглой формы и рядом других технических параметров. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год. Двигатель ЗИЛ-4104, 7.7л, 315 л.с

Полный размер

ЗИЛ-41047


Полный размер

ЗИЛ-41047 и Mersedes S-class

www.drive2.ru

Знаковые правительственные автомобили для Генсеков СССР — DRIVE2

Отечественные автомобили для Генсеков

В Интернете были опубликованы первые фотографии макетов автомобилей, разработанных компанией Marussia для кортежа Президента России и других российских чиновников высшего ранга. Впервые после многих лет первые лица государства пересядут на машины отечественного производства. И сегодня мы расскажем про наши автомобили, созданные специально для руководителей страны от сталинских времен до современности.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина.

Владимир Ильич Ленин любил всякие автомобили, но ездил в основном на иностранных машинах, таких как Turcat-Mery 28 и Rolls Royce Silver Ghost – отечественный автопром был уничтожен войной и послевоенной разрухой. А потому первым руководителем советского государства, пересевшим на российский автомобиль, стал Иосиф Виссарионович Сталин. По его заказу на автозаводе ЗИЛ в Москве было создано шикарное авто ЗИЛ-101, которое стало любимой машиной «вождя народов» на многие годы. Машина обладала передовыми на тот момент характеристиками – системой отопления в салоне, встроенным радиоприемником, а также вакуумными усилителями сцепления и тормозов.

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль.

ЗИС-101 прослужил главным правительственным авто почти десять лет, до 1945 года, когда на смену ему пришел автомобиль ЗИС-110. Изначально эту машину планировалось создать на основе американской Packard 180, но в силу определенных конструктивных особенностей последней некоторые решения были заимствованы от Buick Limited 90 L. В результате появился автомобиль ЗИС-110 и его специальная правительственная версия ЗИС-110Б (бронированная), на котором ездил не только Сталин, Хрущев и другие советские руководители, но и китайский Великий Кормчий Мао Цзе Дун, северокорейский лидер Ким Чер Ир, а также албанец Энвер Ходжа.

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов.

ЗИС-110 устарел всего за несколько лет. Построенный с дизайном еще довоенной эпохи, к началу пятидесятых годов он выглядел динозавром на фоне послевоенных авто. А потому в 1959 году был представлен новый автомобиль для высшего руководства страны – ЗИЛ-111 (автозавод в 1956 сменил имя со Сталина на Лихачева). В техническом плане он мало отличался от предшественника, зато выглядел куда более современно. Во время визита в 1963 году в Москву такую машину получил в подарок Фидель Кастро. ЗИЛ-111 стал первым советским авто, для которого были предусмотрены также открытые модификации, специально созданные для парадов.

ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»

ГАЗ-13 – прародитель семейства Чайка.

Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» — серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции.

ЗИЛ-114 был основным правительственным лимузином СССР в конце шестидесятых – начале семидесятых годов двадцатого века. Первые автомобили этого поколения сошли с конвейера в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а всего было изготовлено лишь 113 экземпляров ЗИЛ-114 для самых высших руководителей СССР. В 1971 году на основе этого авто была выпущена более «простая» его версия – ЗИЛ-117 для чиновников рангом пониже.

ГАЗ-14 – «Чайка» номер два

ГАЗ-14 – Чайка номер два.

Всего с 1977 по 1988 году было выпущено чуть более тысячи автомобилей ГАЗ-14, каждый из которых собирался вручную, а затем проходил длительные испытания на предмет качества и надежности. Машина предназначалась для чиновников самого высокого уровня, а также руководства армии и других силовых структур. Производство прекратилось в 1988 году на волне горбачевской «борьбы с привилегиями». Причем, одновременно с этим была разрушена конвейерная линия, уничтожена рабочая документация и даже линия по сборке игрушечных моделей ГАЗ-14.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) – последний советский лимузин

ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) – последний советский лимузин.

ЗИЛ-115 (позже был переименован в ЗИЛ-4104) стал последней машиной знавшего толк в автомобилях Леонида Ильича Брежнева и последним советским правительственным лимузином. Это авто до сих пор можно считать одним из самых шикарных в мире за всю истории автопромышленности. Кресла в нем были отделаны кожей, а двери – карельской березой. ЗИЛ-4104 в разных модификациях выпускался до 2002 года. А самыми известными его вариантами стали модели Фаэтон (для парадов) и Черный Доктор (реанимационный автомобиль для кортежа Генсека). Интересно, что в 2010 году было выпущено три экземпляра ЗИЛ-4104 (модель ЗИЛ-410441) для юбилейного парада на Красной Площади.

ЗИЛ-4105 – легендарная «Бронекапсула»

ЗИЛ-4105 – легендарная Бронекапсула.

Отдельно можно упомянуть модификацию ЗИЛ-4104, получившую маркировку ЗИЛ-4105 и имя «Бронекапсула». В 1980-х годах, когда создавалась эта машина, она была самым защищенным авто в мире. Ведь броня в ней не просто вставлялась в двери и крышу, а была сплошной – сначала на заводе в городе Курган сваривали капсулы из брони, а потом вокруг них создавался автомобиль. ЗИЛ-4105 выдерживал не только обстрел из винтовок и автоматов, но даже взрыв гранаты под бензобаком.

www.drive2.ru

Разработка малотоннажных грузовиков ЗИЛ на агрегатной базе правительственных лимузинов

Теперь мы «чебурашки»…

Максим Шелепенков, Валерий Васильев,
фото АМО ЗИЛ, из архива авторов, и А. Лазарева

Мы привыкли к тому, что легковые автомобили ЗИС и ЗИЛ – это шикарные лимузины, но нет правил без исключений. Оказывается, на агрегатной базе лимузинов было создано несколько грузовых моделей, с которыми мы и хотим вас познакомить.

Казалось, только шутки ради кому‑то может прийти в голову мысль сделать из правительственного лимузина грузовик. Отнюдь. Скоростной грузовой автомобиль малой грузоподъемности понадобился легковой лаборатории Управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ЗИЛ для транспортировки бензина во время пробеговых испытаний правительственных машин в Крым, на Кавказ, в Среднюю Азию и др. В 1950‑е годы самым быстроходным в стране автомобилем был семиместный лимузин ЗИС‑110. И хотя он мог разогнаться до 140 км/ч, его средняя скорость на шоссе не превышала 80-100 км/ч. Потреблял ЗИС‑110 дорогой бензин А-72, которого на маршруте движения могло и не быть, так как остальные легковые автомобили ездили на бензине А‑66. Поэтому во время испытаний заводчанам всегда приходилось возить с собой бензин в стандартных 150‑литровых бочках на грузовике ЗИС‑150. А его скорость на трассе едва доходила до 50 км/ч.

При испытаниях ЗИЛ-111, который сменил своего предшественника в конце 1958 года, ситуация еще больше усугубилась – средняя скорость оказалась на уровне 120-130 км/ч, и легковые машины быстро уезжали вперед, а потом несколько часов ждали тихоходный ЗИС‑150 с горючим. Вот так по необходимости родилась идея создания легкового автомобиля только с грузовой платформой на 600-700 кг, а заодно и простой кабиной от грузовика.

Задуманное удалось воплотить в металле в 1959-1960 годах. Основой для автомобиля, выполненного в соответствии с новой концепцией, послужил списанный броневик ЗИС‑115. Вместо демонтированного бронекузова на раму поставили кабину с оперением и подножками от ЗИЛ-157, а также деревянную бортовую платформу с четырьмя дугами и тентом. Откидным сделали только задний борт. В результате получился компактный низкорамный пикап грузоподъемностью около 1,5 т, способный идти с полной нагрузкой со скоростью 120 км/ч. Автомобиль с государственным номером 83-81 МОХ эксплуатировали на ЗИЛе до конца 1970‑х. Грузовик вполне оправдывал свое назначение. Он помогал не только заводским испытателям, но и выполнял разнообразные экспресс‑перевозки, доставляя детали из иногородних филиалов.

Шли годы. ЗИЛ-111 после рестайлинга уступил место более быстроходному мощному и более совершенному лимузину ЗИЛ-114. Тем временем грузовичок изнашивался и ветшал. Сначала на заводе его преемником хотели сделать пикап на базе пятиместного седана ЗИЛ-117, но потом, предположительно в 1979 году, решили построить новый грузовичок на узлах и агрегатах ЗИЛ-114.

Принцип формирования машины, получившей неофициальный заводской индекс ЗИЛ-113Г, остался неизменным. Конструкцию, как и ранее, создавали без чертежей, используя только эскизы. На ходовую часть с 300‑сильным двигателем и трехступенчатой гидромеханической коробкой передач водрузили кабину с капотом (с двумя дополнительными воздухозаборниками) и передней маской от новейшего тогда грузовика ЗИЛ-133ГЯ, а оперение и доработанную кабину без центральной перемычки ветрового стекла заимствовали от ЗИЛ-131. Автомобиль снабдили измененным бампером с вмонтированными в него противотуманными фарами и клыками от легковушки, тремя стеклоочистителями, а несколько позже перед фарами установили прозрачные экраны.

Сначала машину эксплуатировали с опытной надстройкой, так называемым имитатором массы, а потом поставили грузовую платформу размерами 3030х1780х1140 мм, в которой размещалось до тонны груза. Низкая погрузочная высота определялась надвинутым на колеса днищем, в котором для этой цели выполнили стальные ниши. Содержимое кузова от непогоды защищал виниловый тент на дугах. Снаряженная масса составляла 3286 кг, габаритные размеры – 5200х2000х2200 мм, максимальная скорость достигала 170 км/ч. Поэтому закрепленный на крыше кабины спойлер был совсем нелишней деталью экстерьера. Первоначально машина имела государственный номер 06-31 МОЯ, а после перерегистрации в 1980‑е годы – 96-48 МНП.

Приземистый «четырехглазый» грузовичок с длинным носом, низкими широкими крыльями и крохотными колесами, весьма напоминавшими лапы необычного животного, смотрелся забавно. За колоритную внешность к машине быстро приклеилось прозвище «чебурашка», которое прижилось, поэтому все последующие аналоги стали называть именем мультяшного героя.

Да‑да, именно последующие, так как в 1983-1984 годах на заводе для собственных нужд собрали сразу две «чебурашки», теперь уже на базе легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ‑4104. В моторных отсеках «близнецов», получивших государственные номера 95-50 МНП и 95‑51 МНП, находился двигатель мощностью 315 л.с., агрегатированный с автоматической коробкой передач. Машины этой серии получили стандартные кабины от грузовой трехоски ЗИЛ-131 с фарами‑искателями и унифицированные с ЗИЛ-130 бортовые деревянные кузова, оборудованные тентами, которые закрывали ¾ длины платформы. Внутри грузовых отсеков «чебурашек» можно было устанавливать сиденья для перевозки людей.

Помимо пробеговых испытаний малотоннажники использовали и для выполнения хозяйственных внутрицеховых целей. Неофициально их применяли для доставки на дачные участки различного скарба работники цеха легковых автомобилей (ЦЛА). Нередко машины транспортировали грузы для обеспечения нужд Гаража особого назначения (ГОН), а потому «чебурашки» нередко появлялись в Кремле. Особенно грузовикам удавалась оперативная доставка ряда комплектующих с заводов‑филиалов ЗИЛа, находящихся в Рязани, Рославле и Мценске.

Обе машины были закреплены за УКЭР и находились до последнего времени в ЦЛА. Автомобиль с номером 96‑48 МНП в последний раз видели в 1992 году, модель с номером 95-50 МНП разобрали и сдали в металлолом в июне 2000 года, а жалкие останки образца с номером 95-51 МНП, лишившегося всех годных запчастей, до сих пор можно обнаружить в ЦЛА. Кстати, заводчане обожали «чебурашек» за их неординарный дизайн, динамические свойства и высокую устойчивость.

Последний этап в истории «чебурашек» относится к началу 1990‑х годов. Тогда ЗИЛ оказался в тяжелейшем экономическом положении, вопрос стоял о выживании концерна. Спрос на 6‑тонники упал из‑за появления на рынке конверсионных машин со складов МО СССР. Коммерческим же структурам требовался малотоннажный развозной грузовик, которого у предприятия не было. Положение осложнялось тем, что машина должна была по возможности максимально привязана к действующему производству. Началось лихорадочное создание прототипов. Различные проектные группы, участвовавшие в конкурсе, представили не менее полудюжины опытных образцов. Среди прочих рассматривались и «чебурашки». Естественно, взоры в первую очередь обратились к уже существовавшим моделям. В 1992 году машина с госномером 95–51 МНП вместе с другими претендентами, боровшимися за титул серийного малотоннажника, была представлена заводскому руководству. Однако применение дорогих и выпускаемых в ограниченных объемах агрегатов от правительственных лимузинов заметно снижали шансы машины на успех. Поэтому в марте 1993 года появилась новая модель, наконец‑то получившая официальное обозначение – ЗИЛ‑4305.

Агрегатной базой послужил пятиместный седан ЗИЛ‑41041 с колесной базой 3380 мм. Вместо прожорливого мотора ЗИЛ‑4104, укомплектованного «автоматом», машину снабдили 150‑сильным бензиновым двигателем ЗИЛ‑508.10 и механической 5‑ступенчатой КП, выпускавшимися массово. То же можно сказать о кабине, доставшейся от ЗИЛ-131, бортовой платформе, в которой использовались детали ЗИЛ-130, и переднем борте от шеститонного ЗИЛ‑4331. Грузоподъемность автомобиля составляла 2 т, а его полная масса укладывалась в 5 т. Грузовая платформа в отличие от других «чебурашек» была несколько приподнята. Машина развивала скорость до 120 км/ч. Этот грузовик имел номерной знак 50-38 ПРОБА. Спустя некоторое время изготовили еще один автомобиль, предположительно получивший индекс ЗИЛ‑43051. Оба малотоннажника были разобраны и судьба их неизвестна…

Не останавливаясь на достигнутом, заводские специалисты продолжали совершенствовать «чебурашки». В 1992 году в дизайнцентре предприятия выполнили несколько эскизных проектов по этой теме. Всех их объединяло использование серийных кабин и капота от ЗИЛ-131. Поисковые работы велись в направлении улучшения пластики внешних форм, повышения аэродинамических характеристик, проработки передней части и отдельных элементов. Художники‑конструкторы выполнили «чебурашку» в различных вариациях, в том числе в виде грузовика с бортовой платформой и пикапа. На финишную прямую вышли два конкурирующих варианта, эстетический образ которых запечатлели в пластилиновом макете. Однако художественные изыскания пришлось свернуть, поскольку пальма первенства осталась за полукапотным автомобилем ЗИЛ‑5301 с кабинным модулем от ЗИЛ‑4331, который теперь хорошо известен под названием «Бычок». Его‑то и запустили в серийное производство.

Интересно, что в последнее время некоторые любители‑автостроители в России и СНГ начали строить так называемые шоу‑траки и просто грузовики с использованием кабины и оперения от ЗИЛ-157, которые внешне очень похожи на первый «зиловский» грузовичок, созданный на базе представительского лимузина. История повторяется…

«Чебурашки» из-за необычной внешности всегда привлекали внимание и праздных прохожих, и профессионалов-автотранспортников. Но в первую очередь распластанный по земле грузовичок на непропорционально маленьких колесиках вызывал вопросы у представителей ГАИ, особенно в советское время. Машину часто тормозили не столько для проверки водительских документов, а чтобы поинтересоваться техническим характеристиками невиданного прежде автомобиля. Наибольший восторг у гаишников вызывал моторный отсек, в котором удобно разместилась V-образная бензиновая «восьмерка». А когда выяснялось, что автомобиль сделан на шасси легковушки высшего класса, беседа об особенностях устройства «чебурашки» и сфере ее использования затягивалась порой очень надолго. Бывали случаи, когда сотрудники ДПС в попытках догнать странного вида машину за превышение скорости долго мчались за ней, а когда наконец настигали (да и то у светофора), обращались с единственной просьбой открыть капот. Изумлению не было предела… Действительно, грузовик, разгонявшийся до 160-170 км/ч, оказался «крепким орешком» для любого автоинспектора.

Впрочем, и для простых автолюбителей «чебурашки» являлись раздражителем. «Чайники» по незнанию нередко преследовали «зиловских» скороходов в тщетном стремлении потягаться с ними в динамике. Однако характеристики ходовой части, доставшейся в наследство от правительственного лимузина, позволяли грузовику легко уходить от «Москвичей» и «Жигулей» незадачливых конкурентов, которые так и не смогли понять, с каким «зверем» имеют дело. Зато как только «чебурашка» останавливалась у тротуара, ее обступали уличные «знатоки», с удивлением обнаруживая, что это творение отечественного автопрома им абсолютно неизвестно.

Конечно, самое сильное впечатление на окружающих производил грузовик с гос. номером 96-48 МНП. Эффектная темно-вишневая окраска кабины, оперения и спойлера на крыше, длинная капотная часть с широкими, заходящими на боковины прорезями облицовки радиатора, четыре попарно расположенные фары с прозрачными экранами перед ними, низкая посадка грузовой платформы делали машину неотразимой. Бурю эмоций вызывал интерьер с виду совершенно стандартной кабины. Еще бы, ведь внутри можно было обнаружить регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, педальный узел, мощную «печку», навороченную автомагнитолу и роскошные кожаные сиденья от «членовоза», которые вместе с автоматической трансмиссией обеспечивали немыслимый для своего времени комфорт водителю грузовика.

www.gruzovikpress.ru

История автомобиля ЗИЛ 4102 - обзор фото и технические характеристики

[]

Подчас результат кропотливого труда целого коллектива профессионалов зависит от прихоти одного человека, облеченного властью. В данном случае речь о первом и последнем президенте СССР М. Горбачеве и о перспективной разработке ЗИЛа — правительственном лимузине с индексом 4102.

Бытует мнение, что ЗИЛ-4102 разрабатывался по непосредственному указанию Горбачева. Действительно, единственный президент СССР неоднократно высказывался о целесообразности проекта нового, демократичного, правительственного автомобиля. А впоследствии дал «стартовую отмашку» на изготовление опытных экземпляров.

Впрочем, альтернативу, морально устаревшему «членовозу» ЗИЛ-4104 в «зиловском» бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей начали осмысливать еще в 1982 году. Процесс выработки концепции шел туго, и финальная ее версия была принята лишь три года спустя. После чего для изучения и вдохновения был приобретен образцовый Rolls-Royce Silver Spirit. Затем заказ на изготовление двух экземпляров был передан в шестой цех ЗИЛа, который занимался созданием правительственных автомобилей.

В 1988 году «4102» появился вживую. Принципиальным отличием нового автомобиля от предшественников был несущий кузов. Причем отсутствие рамы спровоцировало появление паразитных вибраций. Из-за отсутствия опыта создатели машины долго боролись с этим неприятным явлением и в конце концов победили его, доведя уровень колебаний кузова до «комфортных» собственных частот 25–28 Гц. Все кузовные детали изготавливались вручную. Затем тщательно подгонялись друг к другу, формируя кузов как единое целое.

Еще одним «ноу-хау» новинки было широкое использование стеклопластика, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы. Это позволило существенно снизить вес автомобиля. Он был легче предшественника на целых полтонны, что положительно повлияло на ходовые характеристики.

Унаследовав силовой агрегат — V-образную «восьмерку» рабочим объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. — от «ноль четвертого», ЗИЛ-4102 стал темпераментнее при разгоне на 2,5 секунды. Для набора 100 км/ч ему требовалось 10,5 с.

Несмотря на снижение веса, автомобиль по-прежнему оставался довольно прожорливым. На скорости 90 км/ч он расходовал 18 литров бензина, а при 120 км/ч — больше 21 л. Питание двигателю обеспечивали два электрических бензонасоса и 4-камерный карбюратор. Система зажигания при этом была транзисторного типа. А в системе смазки использовалась пара масляных радиаторов.

В соответствии с традицией создания машин представительского класса некоторые узлы и электрические системы автомобиля были продублированы. Например, ЗИЛ-4102 имел два аккумулятора, два бензонасоса, дублирующую систему зажигания, а также тормозную систему, в которой использовались механизмы с автоматической регулировкой зазора и вентилируемые диски. Привод у тормозов был гидравлический, с одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями. Система была снабжена двумя независимыми контурами, каждый из которых активизировал тормоза всех колес.

На автомобиле использовалась автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что ступеней в трансмиссии было всего три, благодаря потенциалу двигателя тяга к задним ведущим колесам передавалась плавно, без явно ощутимых толчков. Плавность хода подчеркивала независимая подвеска. Спереди — на продольных торсионах, сзади — пружинная.

Салон ЗИЛ-4102 был рассчитан на четырех человек. Спереди подразумевалось присутствие водителя-охранника и просто охранника, а сзади находилась зона обитания двух вип-персон. Демократизм «ноль второго» подчеркивался отсутствием дополнительных откидных сидений — страпонтенов, характерных для автомобилей представительского класса. Задние сиденья, разнесенные по сторонам из-за широкого трансмиссионного тоннеля и регулируемые с помощью электроприводов, отделялись от фронтальной части машины мощными напольными перегородками с откидными упорами для ног пассажиров. В потолочной консоли была расположена панель управления кондиционером и осветительными плафонами. К слову, система кондиционирования воздуха состояла из двух независимых климатических установок. В целом салон был отделан светлыми велюром, кремовой кожей и деревянными лакированными панелями, а его нижняя часть «обшита» гранитовым ковролином.

Элементы дополнительного комфорта представляли собой полный электропакет, тюнер с цифровой настройкой частот, проигрыватель компакт-дисков и акустику, состоящую из десяти динамиков. Помимо этого автомобиль имел бортовой диагностический компьютер с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Для удобства и безопасности пассажиров стекла всех окон были атермальными, трехслойными.

Несмотря на то, что особых откровений в дизайне и конструкции нового правительственного ЗИЛа не было, некоторыми решениями создатели машины очень гордились. Это, в частности, относится к «эргономичной» передней панели и особенно — к колесным дискам, оригинальный «орнамент» которых был защищен специальным патентом.

В перспективе новый ЗИЛ-4102 должен был обзавестись целой гаммой модификаций: от «базовой» версии для региональной номенклатуры до статусного бронированного лимузина для первых лиц государства. Более того, благодаря перестройке и связанному с ней ветру перемен новый седан даже мог поступить в продажу. Разумеется, не в широкую, но доступную для «персональных граждан»: известных деятелей культуры и искусства, выдающихся спортсменов, космонавтов, передовиков производства и т. д. Под выпуск новинки планировалось глобально переосмыслить производство, закупить новые линии, станки и оснастку, освоить новые технологические процессы и в результате довести количество произведенных машин с единиц до тысяч.

Новая разработка была воочию представлена делегатам XIX партийной конференции и непосредственно президенту. ЗИЛовцы думали, что выпуск «скромного» правительственного автомобиля впишется в тенденцию горбачевской борьбы с номенклатурной роскошью. Но Горбачев не одобрил проект. Возможно, ему банально не понравился натурный образец. Может быть, президента смутило слишком затратное внедрение в производство.

Поговаривают также и о гораздо более прозаической причине провала проекта. Дело в том, что двум опытным образцам автомобиля рабочие дали «народные» имена — «Мишка» и «Райка». Информация о вольном сленге дошла до первого лица. И, мягко выражаясь, не воодушевила его. Так или иначе, на реализацию проекта не нашлось средств, и работы по ЗИЛ-4102 были постепенно свернуты.

5koleso.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *