Тормозная система и электрооборудование автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143
_______________________________________________________________________________________
Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143
Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 оборудуются гидравлической или пневматической тормозной системой, предназначенной для торможения задних ведущих колес. Кроме того, они снабжены и стояночным тормозом с механическим приводом, установленным в трансмиссии.
Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 имеет много общего с тормозными системами автомобилей, срабатывает от действия педали, но для усиления этого действия в тормозной системе предусмотрен гидроусилитель.
Рис. 15. Гидравлическая тормозная система ДЗ-122, ДЗ-143
1 — педаль; 2— возвратная пружина; 3— гидроусилитель; 4— тормозной цилиндр; 5 — шланг; 6 — трубопровод; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр; 9 — рычаг; 10 — толкатель
Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из педали 1 (рис. 15), главного тормозного цилиндра 4 с гидроусилителем 3, четырех колесных колодочных тормозов, системы трубопроводов 6 и гибких шлангов 5.
С помощью педали, на которую нажимает машинист, поворачивается вертикальный рычаг 9, одно плечо которого давит на толкатель 10 гидроусилителя 3, а к другому прикреплена возвратная пружина 2, возвращающая педаль в исходное положение при отсутствии нагрузки от ноги машиниста.
Рис. 16. Схема работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра ДЗ-122, ДЗ-143
1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — корпус гидроусилителя; 3, 10, 14, 17, 18—пружины; 4 — перепускной клапан; 5 —золотник; 6 — толкатель; 7 — рычаг; 8— ось; 9 —поршень гидроусилителя; 11 — поршень тормозного цилиндра; 12, 13—клапаны; 15 — тормозная жидкость; 16 — компенсационное отверстие; I — от гидронасоса; II — на слив; III — в колесные тормозные цилиндры.
Гидроусилитель, подключенный к общей гидросистеме автогрейдера, изготовлен в сборе с главным тормозным цилиндром, действие которого он и усиливает.
В корпусе 2 гидроусилителя (рис. 16) расположен поршень 9, внутри которого может перемещаться золотник 5 под действием толкателя 6. На толкатель 6 через рычаг 7 передается усилие от педали.
В корпусе 2 просверлены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости и находится перепускной предохранительный клапан 4. К корпусу гидроусилителя автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 присоединен главный тормозной цилиндр 1, снабженный своим поршнем 11, клапанами 12, 13 и емкостью для тормозной жидкости 15.
Золотник 5 с поршнем 9 гидроусилителя соосны с поршнем 11 главного тормозного цилиндра и могут на него воздействовать при перемещении их педалью.
Колодочные тормоза автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 по конструкции идентичны известным автомобильным колодочным гидравлическим тормозам.
Электрооборудование автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143
Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 имеют электрическую схему, содержащую соответствующее электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.
Схема электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из источников электроэнергии, питающих электросхему, потребителей электроэнергии, обеспечивающих работу систем и механизмов автогрейдера, коммутационной аппаратуры, с помощью которой осуществляется включение потребителей электроэнергии, защита электрической схемы, ее монтаж, и электрических проводов.
Примером такой электрической схемы может служить схема электрооборудования автогрейдера ДЗ-122, 143 (рис.17).
Рис. 17. Схема электрооборудования автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143
Г—генератор; РР—реле-регулятор; Р — реле; В1…В15 — выключатели; БП — блок предохранителей; Л1…Л5— лампы; ЭП—электрофакельный прогреватель; СФ — сигнализация засоренности фильтра; УТ — уровень топлива; ТВ — температура воды; СТМ— сигнализация аварийной температуры масла дизеля; С — звуковой сигнал; ПМ— предупредительный мигающий огонь; НК—наклон колес; ВО — вынос отвала; ФР—фиксация рычага подвески; УР—установка угла резания отвала; ВР — вынос тяговой рамы; ПО — поворот отвала; ЗСт — задний стеклоочиститель; ПСт — передний стеклоочиститель; От — отопитель; Вн — вентилятор; ОК—освещение кабины; ЛФ — левые передние фонари; ПФ — правые передние фонари; ЛЗФ — левые задние фонари; ПЗФ — правые задние фонари; ТС — транспортный ближний и дальний свет; ЗРО — заднее рабочее освещение; ПРО — переднее рабочее освещение; 1777 — подкапотная лампа; ЩП—подсветка щитка приборов; АБ1, АБ2 — аккумуляторные батареи; Пр1, Пр2 — предохранители
В схеме электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 использованы источники питания, аккумуляторная батарея 6СТ-68 и генератор ГТ-1А с реле-регулятором, вырабатывающие и регулирующие электрический ток напряжением 12 В, потребители энергии, стартер СТ204, сигнал, стеклоочиститель, вентилятор, лампы фар, подфарников, габаритных огней и др., амперметр, указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива, различные датчики, коммутационная аппаратура — штепсельная розетка, выключатель стартера, выключатель массы, штепсель фар, блок предохранителей, переключатель и др.
Как правило, на автогрейдерах используется однопроводная электросхема, когда второй провод заменяет масса машины, т. е. ее металлические части.
СС массой машины соединяется через выключатель массы отрицательный штырь аккумуляторной батареи и одна из клемм всех потребителей электроэнергии.
Все электрооборудование ДЗ-122, ДЗ-143 размещается на автогрейдере согласно его функциональному назначению, сообразуясь со схемой расположения механизмов, удобством использования и управления электрооборудованием.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
specautotex.ru
Гидравлическая схема автогрейдера ДЗ-122А
/, 25 — гидробаки; 2, 22 — фильтры; 3 — гидроусилитель тормоза; 4 — гидроусилитель муфты сцепления; 5,6,7 — фрикционы КП; 8, 9, 10 — гидрораспределители; 11 — гидрошарнир; 12 — рукава высокого давления; 13 — гидроцилиндры; 14 — гидроцилиндр фиксатора; 15 — клапан запорный; 16 — гидромотор; 17 — коробка золотниковая; 18 — регулятор давления; 19 — гидротрансформатор; 2# — клапан подпорный; 21 — радиатор; 23, 26—насосы; 24 — поддон КП
ной ведущей тележкой. Передние ведущие колеса приводятся с помощью гидромотора и планетарного редуктора, включаются на первой передаче переднего хода. Трансмиссия автогрейдера гидромеханическая, установлены две коробки передач, унифицированные с автогрейдерами класса 160. В дальнейшем предусмотрена модернизация автогрейдера с установкой одной более мощной коробки передач и двигателя мощностью 220 кВт. Основ-
ная рама автогреидера шарнирно-сочлененная с гидравлическим управлением поворота полурам. Предусмотрены модификации автогрейдера, оборудованные системами Профиль-20 и Профиль-30.
Автоматическое управление отвалом автогрейдера.В зависимости от модификации автогрейдеры всех классов оборудуются одной из систем автоматического управления отвалом: Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30.
1,2 — насосы; 3 — гидролчния; 4, II, 13 — гидрораспределители; 5 — гидрозамок; 6, 7, 9, 10, 12 — гидроцилиндры; 18—гидюмотор; 14 — гидроклапан; 15 — сервомеханизмы; 16 — делитель потока; 17 — фильтр; 18—п дробак
Система Профиль-10
а — схема, б — блок управления; / ~ автогрейдер; 2 — датчик угла; 3 — правый гидроцилиндр подъема отвала; 4 — блок управления; 5 — аккумулятор; 6 — гидрораспределитель; 7— предохранитель; 8 — задатчик угла наклона отвала; 9 — тумблер настройки; 10 — ручка заглубления; //—тумблер-выключатель; 12 — сигнальная лампа
В систему Профиль-10 (рис. 13.12) входят датчик угла, блок управления системой, гидрораспределитель с электрогидравлическим управлением, подсоединяемый к гидроцилиндру. Элект-
рическая схема системы автоматики получает питание от бортовых аккумуляторов. Масло подводится к гидрораспределителю от общей гидросистемы автогрейдера.
Датчик угла представляет собой маятниковый прибор, преобразующий угловое положение корпуса относительно гравитационной вертикали в электрический сигнал.
Принцип работы системы заключается в следующем. При отклонении автогрейдера в процессе работы в поперечной плоскости от первоначально установленного положения отвал с тяговой рамой и корпус датчика угла также отклоняются, а маятник, свободно провернувшись на оси, остается в прежнем положении. При этом скользящий контакт токосъема подает сигнал на блок управления. Блок управления, получив сигнал, подает команду на электромагнит гидрораспределителя. Электромагнит, воздействуя на золотник, выводит его из положения «заперто» в крайнее положение,
Система Профнль-20
/. 7 — преобразователи; 2. 3 — гидроцилиндры подъема отвала; 4 — пульт управления; ,5 — аккумулятор; 6—блок управления подъемным устройством; 8—щуп; 9, 10 — гидрораспределители
открыв доступ масла в соответствующую полость гидроцилиндра подъема отвала.
При этом отвал вместе с тяговой рамой и корпусом датчика угла изменит угол поперечного наклона до восстановления первоначального расположения корпуса датчика относительно маятника. При достижении этого подача электрического сигнала на блок управления и, следовательно, на электромагнит гидрораспределителя прекратится и гидроцилиндр остановит отвал под необходимым поперечным углом наклона.
Таким образом, при любых отклонениях отвала от заданного положения происходит как бы сравнение сигнала датчика угла с сигналом за-датчика, установленного блоком управления, и получаемый при этом сигнал рассогласования включает электромагнит гидрораспределителя. Гидроцилиндр перемещает отвал в сторону уменьшения рассогласования до заданного положения. Толщину срезаемой стружки грунта регулируют вручную перемещением левой стороны отвала. Одновременно будет переме-
щаться правая сторона отвала, сохраняя заданный угол.
Основным отличием системы Про-филь-20 (рис. 13.13) является наличие в ней датчика продольного профиля с подъемным устройством. Это щуповой прибор, реагирующий на поворот щупа при отклонении его от заданного положения. При движении автогрейдера щуп датчика перемещается, опираясь на опорную базу в виде про-волоки, каната, бордюрного камня или заранее спланированной поверхности, повторяющей заданный продольный профиль.
При отклонении щупа за величину зоны нечувствительности датчик выдает сигнал на усилитель в пульте управления. При этом замыкается цепь питания электромагнита гидрораспределителя, воздействующего на гидроцилиндр. С помощью гидроцилиндра происходит перемещение отвала, которое прекращается, когда щуп, скользя по опорной базе, снова возвращается в зону нечувствительности. Для обеспечения контакта щупа с базой датчик регулируют по высоте с помощью винтового подъемного устройства.
Система Профиль-30 (рис. 13.14) также предназначена для автоматического управления положениями отвала и состоит из автономной и копир-но-лазерной систем.
Автономная система включает в себя все элементы системы Профиль-20. В копирпо-лазерной системе положением отвала по высоте автоматически управляют с помощью лазерного излучателя и фотоприемного устройства. Излучатель состоит из лазерной трубки, призмы, электромотора с передачей и установлен на треноге в стороне от автогрейдера. Луч, выходя из лазерной трубки, попадает на вращающуюся с помощью электродвигателя призму, преломляется на 90° и через оптическое отверстие выходит в пространство. Поскольку луч вращается с определенной частотой вращения, в пространстве создается стабилизированная опорная оптическая плоскость.
Похожие статьи:
poznayka.org
Основные параметры грейдеров
а—автогрейдера; б— пол у при цепного дера
щей кромкой отвала. При вынесенной в бок тяговой раме этот угол определяет угол v срезания откосов.
и полуприцепные |
Прицепные
грейдеры
Прицепной грейдер к гусеничному трактору с механическим ручным приводом рабочего оборудования, осуществляемым системой механизмов, состоящих из редукторов, соединительных валов и рычагов, является конструктивно довольно сложной машиной и труден в управлении. Значительная база прицепного агрегата ухудшает маневренность машины.
13.2. Полуприцепной грейдерСД-105А
/ — рама основная; 2—гидросистема; 3 — рама тяговая; 4 — круг поворотный; 5 — прицепное устройство; 6 —отвал; 7 — задняя ось
Существенным недостатком прицепных грейдеров с механическим приводом является также необходимость в машинисте, работающем непосредственно на грейдере, помимо машиниста базового трактора.
Отмеченные недостатки прицепных грейдеров обусловили снятие их с производства. Взамен прицепных грейдеров в настоящее время выпускаются более мобильные, надежные и удобные в эксплуатации полуприцепные гидро-фицированные грейдеры СД-105А на базе гусеничных и колесных тракторов типа ДТ-75, Т-150К и К-701 и полуприцепной грейдер ДЗ-168 на базе трактора Т-150К. Полуприцепные грейдеры СД-105А и ДЗ-168 предназначены для эксплуатации в районах с умеренным климатом.
Полуприцепной грейдер СД-105А(рис. 13.2) имеет гидравлический привод рабочего оборудования; подсоединенный к трактору с пультом управления в кабине (трактор на рисунке не показан). Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание отвала, боковой вынос отвала и тяговой рамы. Поворачивается отвал в плане с по-
мощью поворотного круга от редуктора, управляемого вручную. В обычной поставке на грейдере установлена задняя ось из двух колес.
В качестве дополнительного оборудования к грейдеру поставляются два балансира и колеса в сборе, образующие заднюю балансирную тележку. Такая конструкция повышает планирующие возможности грейдера. Кроме того, предусмотрено еще дополнительное оборудование грейдера — кирков-щик, удлинитель отвала.
Грейдер ДЗ-168 конструктивно аналогичен грейдеру СД-105А, но в отличие от него управление поворотом отвала осуществляется также от пульта управления в кабине.
В табл. 13,1 приведена техническая характеристика грейдеров. Учитывая значительное количество прицепных грейдеров, находящихся в эксплуатации, в таблицу 13.1 для справки включены и эти машины.
Грейдеры
Показатель | ДЗ-6А | ДЗ-1 | СД-105А | ДЗ-1 68 |
Тип грейдера | Прицепной | Прицепной | Полуприцеп- | Полуприцеп- |
ной | ной | |||
Базовый трактор | ДТ-75 | Т-100М | Т-150К; К-701; | Т-150К |
ДТ-75 | ||||
Допускаемая сила тяги, кН | 30 — 40 | !00— 120 | 30—40 | |
Управление рабочим оборудо- | Механическое | Механическое | Гидравличес- | Гидравличес- |
ванием | кое | кое | ||
Размеры отвала, мм: | ||||
длина (без удлинителя) | ||||
высота | ||||
Боковой вынос отнала (макси- | ||||
мальный), ММ | ||||
Дорожный просвет, мм | ||||
Заглубление отвала, мм | ||||
Угол установки отвала, град; | ||||
резания | 29 — 57 | 29 — 61 | 28 — 60 | 30 — 70 |
захвата (поворота в плане) | 35 — 90 | 35 — 90 | ||
наклона для срезания от- | ||||
косов | ||||
Масса грейдера (без тракто- | ||||
ра), кг | ||||
Габариты (без трактора), мм: | ||||
длина | ||||
ширина | ||||
высота | ||||
Выпуск | Не выпускается | Неиьшускается | Серийный | Серийный |
Изготовитель | — | — | Волгодонский | Брянский за- |
опытно-экспе- | вод дорожных | |||
риментальный | машин | |||
завод |
Автогрейдеры
В соответствии с принятым в стране типажом предусмотрен типоразмер-ный ряд автогрейдеров, определяемый основным классификационным параметром «класс мощности», включающий автогрейдеры классов 100, 160 и 250. В настоящее время серийно выпускаются только автогрейдеры классов 160 и 250.
Поскольку автогрейдеры находят широкое применение при планировочных работах предусмотрено оборудование их системами автоматического управления отвалом.
На основе ряда базовых моделей автогрейдеров выпускается значительное число модификаций, различающихся типом трансмиссии, двигателя, системы автоматики (Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30). В табл.
13.2 приведены индексы модификаций этих автогрейдеров и их отличительные особенности.
АвтогрейдерДЗ-122А (рис. 13.3) и его модификации представляет собой трехосную машину, выполненную по колесной схеме 1 X 2 X 3, у которой передняя ось является управляемой и ведомой, а средняя и задняя оси образуют ведущую балансирную тележку. Основной рабочий орган — отвал расположен в базе машины, что повышает ее планирующую способность. На автогрейдере в зависимости от модификации устанавливают гидромеханическую или механическую коробку передач. Кинематические схемы трансмиссий автогрейдера представлены на рис. 13.4 и 13.5.
На автогрейдере предусмотрена также установка бульдозерного отвала и кирковщика, закрепленного с
13.3. Автогрейдер ДЗ-122А
/ — силовая установка; 2 — топливный бак; 3 — кабина; 4 — рама; 5 — гидросистема; в — отвал бульдозера; 7 — кирковщик; 8 — передняя ось; 9 — тяговая рама; 10 — отвал; // — задний мост
задней стороны отвала и откидывающегося кирками вниз в рабочее положение. Управление рабочими органами производится из кабины с помощью
13.2. Модификации автогрейдеров
гидравлической системы (рис. 13.6). Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание тяговой рамы с отвалом, вынос тяговой рамы, а также отвала в обе стороны, изменение угла резания, подъем-опускание бульдозерного отвала. Поворот отвала для изменения угла захвата осуществляется гидромотором через червячный редуктор.
Управление поворотом машины производится гидравлическим рулевым механизмом, воздействующим через гидроцилиндр и тяги на поворотные кулаки передних колес. Для повышения устойчивости движения автогрейдера на уклоне предусмотрен поперечный наклон передних колес, управляемый гидроцилиндром.
Автогрейдер оборудован колодочными стояночным и колесными тормозами. Привод колесных тормозов
Класс
ДЗ-122А (базовый) ДЗ-122А-1
ДЗ-122А-2
ДЗ-122А-3 ДЗ-122А-4 ДЗ-122А-5 ДЗ-122А-6 (базовый)
ДЗ-122А-7
ДЗ-122А-8
ДЗ-122А-9
ДЗ-122А-10
ДЗ-122А-П
ДЗ-122А-14
ДЗ-143 (базовый) ДЗ-143-1 ДЗ-143-2 ДЗ-143-3
ДЗ-143-4 ДЗ-143-5 ДЗ-143-6 ДЗ-143-7
ДЗ-98А (базовый)
ДЗ-98А-0-2 ДЗ-140
Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия Жесткая рама, механическая трансмисия Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-10
То же, Профиль-20
Жесткая рама, механическая трансмиссия, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая трансмиссия
То же, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, механическая трансмиссия То же, Профиль-10 То же, Профиль-20
Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01М, механическая трансмиссия То же, Профиль-30
Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01МС, механическая трансмиссия То же, Профиль-30
Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30
Двигатель У1Д6-250ТК. механическая трансмиссия, три ведущих моста То же, Профиль-20
Двигатель ЯМЗ-240, гидромеханическая трансмиссия, ба-лансирный задний мост
о
13.4. Трансмиссия автогрейдераДЗ-122А
I — двигатель; 2 — муфта сцепления; 3, 5 — вал карданный; 4 — гидромеханическая коробка передач; 6 —стояночный тормоз; 7 — редуктор заднего моста; 8 — балансир; 9 — рабочий тормоз; 10 — колесо
гидравлический, двухконтурный (раздельный к средним и задним колесам), что повышает безопасность машин. На автогрейдере предусмотрено электрооборудование, содержащее необходимые для движения по дорогам общего назначения и работы в темное время суток сигналы и осветительные приборы.
Модификация автогрейдера ДЗ-122А-6 (рис. 13.7) оборудована шар-нирно-сочлененной рамой с шарниром, расположенным около кабины. Поворот передней полурамы относительно задней (складывание) производится гидроцилиндром. Наличие такой рамы позволяет значительно сократить радиус поворота машины (управление передними колесами при этом сохраняется), а также повысить устойчивость
автогреидера при копании за счет движения «крабом».
Автогрейдер ДЗ-143 (рис. 13.8) и его модификации по конструкции аналогичны автогрейдеру ДЗ-122А и имеют много унифицированных с узлов (коробки передач, балансирная тележка, тормоза с приводом и т. п.).
В зависимости от модификации на автогрейдере устанавливается двигатель А-01М с пускачом или А-01МС с электростартерным пуском. В отличие от ДЗ-122А, на автогрейдере ДЗ-143 установлен более мощный рыхлитель-кирковщик, расположенный сзади машины.
Конструкция машины предусматривает возможность агрегатирования его с поставляемым по особому заказу дополнительным оборудованием —
Похожие статьи:
poznayka.org