Дз 122а – Автогрейдер ДЗ-122: технические характеристики, описание распространенных модификаций

Тормозная система и электрооборудование автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

_______________________________________________________________________________________

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 оборудуются гидравлической или пневматической тормозной системой, предназначенной для торможения задних ведущих колес. Кроме того, они снабжены и стояночным тормозом с механическим приводом, установленным в трансмиссии.

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 имеет много общего с тормозными системами автомобилей, срабатывает от действия педали, но для усиления этого действия в тормозной системе предусмотрен гидроусилитель.

Рис. 15. Гидравлическая тормозная система ДЗ-122, ДЗ-143

1 — педаль; 2— возвратная пружина; 3— гидроусилитель; 4— тормозной цилиндр; 5 — шланг; 6 — трубопровод; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр; 9 — рычаг; 10 — толкатель

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из педали 1 (рис. 15), главного тормозного цилиндра 4 с гидроусилителем 3, четырех колесных колодочных тормозов, системы трубопроводов 6 и гибких шлангов 5.

С помощью педали, на которую нажимает машинист, поворачивается вертикальный рычаг 9, одно плечо которого давит на толкатель 10 гидроусилителя 3, а к другому прикреплена возвратная пружина 2, возвращающая педаль в исходное положение при отсутствии нагрузки от ноги машиниста.

Рис. 16. Схема работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра ДЗ-122, ДЗ-143

1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — корпус гидроусилителя; 3, 10, 14, 17, 18—пружины; 4 — перепускной клапан; 5 —золотник; 6 — толкатель; 7 — рычаг; 8— ось; 9 —поршень гидроусилителя; 11 — поршень тормозного цилиндра; 12, 13—клапаны; 15 — тормозная жидкость; 16 — компенсационное отверстие; I — от гидронасоса; II — на слив; III — в колесные тормозные цилиндры.

Гидроусилитель, подключенный к общей гидросистеме автогрейдера, изготовлен в сборе с главным тормозным цилиндром, действие которого он и усиливает.

В корпусе 2 гидроусилителя (рис. 16) расположен поршень 9, внутри которого может перемещаться золотник 5 под действием толкателя 6. На толкатель 6 через рычаг 7 передается усилие от педали.

В корпусе 2 просверлены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости и находится перепускной предохранительный клапан 4. К корпусу гидроусилителя автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 присоединен главный тормозной цилиндр 1, снабженный своим поршнем 11, клапанами 12, 13 и емкостью для тормозной жидкости 15.

Золотник 5 с поршнем 9 гидроусилителя соосны с поршнем 11 главного тормозного цилиндра и могут на него воздействовать при перемещении их педалью.

Колодочные тормоза автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 по конструкции идентичны известным автомобильным колодочным гидравлическим тормозам.

Они имеют расположенные внутри тормозного барабана две тормозные колодки с наклепанными или приклеенными снаружи фрикционными накладками, рабочий тормозной цилиндр, раздвигающий колодки при поступлении в полость цилиндра тормозной жидкости, возвратные пружины и регулировочные устройства способствующие установлению между тормозным барабаном и колодками в расторможенном состоянии зазора в 0,2…0,5 мм.

Электрооборудование автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 имеют электрическую схему, содержащую соответствующее электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.

Схема электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из источников электроэнергии, питающих электросхему, потребителей электроэнергии, обеспечивающих работу систем и механизмов автогрейдера, коммутационной аппаратуры, с помощью которой осуществляется включение потребителей электроэнергии, защита электрической схемы, ее монтаж, и электрических проводов.

Примером такой электрической схемы может служить схема электро­оборудования автогрейдера ДЗ-122, 143 (рис.17).

Рис. 17. Схема электрооборудования автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Г—генератор; РР—реле-регулятор; Р — реле; В1…В15 — выключатели; БП — блок предохранителей; Л1…Л5— лампы; ЭП—электрофакельный прогреватель; СФ — сигнализация засоренности фильтра; УТ — уровень топлива; ТВ — температура воды; СТМ— сигнализация аварийной температуры масла дизеля; С — звуковой сигнал; ПМ— предупредительный мигающий огонь; НК—наклон колес; ВО — вынос отвала; ФР—фиксация рычага подвески; УР—установка угла резания отвала; ВР — вынос тяговой рамы; ПО — поворот отвала; ЗСт — задний стеклоочиститель; ПСт — передний стеклоочиститель; От — отопитель; Вн — вентилятор; ОК—освещение кабины; ЛФ — левые передние фонари; ПФ — правые передние фонари; ЛЗФ — левые задние фонари; ПЗФ — правые задние фонари; ТС — транспортный ближний и дальний свет; ЗРО — заднее рабочее освещение; ПРО — переднее рабочее освещение; 1777 — подкапотная лампа; ЩП—подсветка щитка приборов; АБ1, АБ2 — аккумуляторные батареи; Пр1, Пр2 — предохранители

В схеме электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 использованы источники питания, аккумуляторная батарея 6СТ-68 и генератор ГТ-1А с реле-регулятором, вырабатывающие и регулирующие электрический ток напряжением 12 В, потребители энергии, стартер СТ204, сигнал, стеклоочиститель, вентилятор, лампы фар, подфарников, габаритных огней и др., амперметр, указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива, различные датчики, коммутационная аппаратура — штепсельная розетка, выключатель стартера, выключатель массы, штепсель фар, блок предохранителей, переключатель и др.

Как правило, на автогрейдерах используется однопроводная электросхема, когда второй провод заменяет масса машины, т. е. ее металлические части.

СС массой машины соединяется через выключатель массы отрица­тельный штырь аккумуляторной батареи и одна из клемм всех потребителей электроэнергии.

Все электрооборудование ДЗ-122, ДЗ-143 размещается на автогрейдере согласно его функциональному назначению, сообразуясь со схемой расположения механизмов, удобством использования и управления электрооборудованием.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru

Гидравлическая схема автогрейдера ДЗ-122А

/, 25 — гидробаки; 2, 22 — фильтры; 3 — гидроусилитель тормоза; 4 — гидроусилитель муфты сцеп­ления; 5,6,7 — фрикционы КП; 8, 9, 10 — гидрораспределители; 11 — гидрошарнир; 12 — рукава высокого давления; 13 — гидроцилиндры; 14 — гидроцилиндр фиксатора; 15 — клапан запорный; 16 — гидромотор; 17 — коробка золотниковая; 18 — регулятор давления; 19 — гидротрансформа­тор; 2# — клапан подпорный; 21 — радиатор;

23, 26—насосы; 24 — поддон КП

ной ведущей тележкой. Передние веду­щие колеса приводятся с помощью гидромотора и планетарного редукто­ра, включаются на первой передаче пе­реднего хода. Трансмиссия автогрей­дера гидромеханическая, установлены две коробки передач, унифицирован­ные с автогрейдерами класса 160. В дальнейшем предусмотрена модерни­зация автогрейдера с установкой одной более мощной коробки передач и двигателя мощностью 220 кВт. Основ-

ная рама автогреидера шарнирно-сочлененная с гидравлическим управ­лением поворота полурам. Предусмот­рены модификации автогрейдера, обо­рудованные системами Профиль-20 и Профиль-30.

Автоматическое управление отва­лом автогрейдера.В зависимости от модификации автогрейдеры всех клас­сов оборудуются одной из систем авто­матического управления отвалом: Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30.

 

Гидравлическая схема автогрейдера ДЗ-98А

1,2 — насосы; 3 — гидролчния; 4, II, 13 — гидрораспределители; 5 — гидрозамок; 6, 7, 9, 10, 12 — гидроцилиндры; 18—гидюмотор; 14 — гидроклапан; 15 — сервомеханизмы; 16 — делитель пото­ка; 17 — фильтр; 18—п дробак

Система Профиль-10

а — схема, б — блок управления; / ~ автогрей­дер; 2 — датчик угла; 3 — правый гидроци­линдр подъема отвала; 4 — блок управления; 5 — аккумулятор; 6 — гидрораспределитель; 7— предохранитель; 8 — задатчик угла накло­на отвала; 9 — тумблер настройки; 10 — ручка заглубления; //—тумблер-выключатель; 12 — сигнальная лампа

В систему Профиль-10 (рис. 13.12) входят датчик угла, блок управления системой, гидрораспределитель с элек­трогидравлическим управлением, под­соединяемый к гидроцилиндру. Элект-

рическая схема системы автоматики получает питание от бортовых аккуму­ляторов. Масло подводится к гидро­распределителю от общей гидросисте­мы автогрейдера.

Датчик угла представляет собой маятниковый прибор, преобразующий угловое положение корпуса относи­тельно гравитационной вертикали в электрический сигнал.

Принцип работы системы заключа­ется в следующем. При отклонении автогрейдера в процессе работы в по­перечной плоскости от первоначально установленного положения отвал с тяговой рамой и корпус датчика угла также отклоняются, а маятник, сво­бодно провернувшись на оси, остается в прежнем положении. При этом скользящий контакт токосъема подает сигнал на блок управления. Блок уп­равления, получив сигнал, подает ко­манду на электромагнит гидрораспре­делителя. Электромагнит, воздействуя на золотник, выводит его из положе­ния «заперто» в крайнее положение,

Система Профнль-20

/. 7 — преобразователи; 2. 3 — гидроцилиндры подъема отвала; 4 — пульт управления; ,5 — аккумулятор; 6—блок управления подъемным устройством; 8—щуп; 9, 10 — гидрораспреде­лители

открыв доступ масла в соответствую­щую полость гидроцилиндра подъема отвала.

При этом отвал вместе с тяговой рамой и корпусом датчика угла изме­нит угол поперечного наклона до вос­становления первоначального распо­ложения корпуса датчика относитель­но маятника. При достижении этого подача электрического сигнала на блок управления и, следовательно, на электромагнит гидрораспределителя прекратится и гидроцилиндр остано­вит отвал под необходимым попереч­ным углом наклона.

Таким образом, при любых откло­нениях отвала от заданного положе­ния происходит как бы сравнение сигнала датчика угла с сигналом за-датчика, установленного блоком уп­равления, и получаемый при этом сигнал рассогласования включает эле­ктромагнит гидрораспределителя. Гидроцилиндр перемещает отвал в сторону уменьшения рассогласования до заданного положения. Толщину срезаемой стружки грунта регулируют вручную перемещением левой стороны отвала. Одновременно будет переме-

щаться правая сторона отвала, сохра­няя заданный угол.

Основным отличием системы Про-филь-20 (рис. 13.13) является наличие в ней датчика продольного профиля с подъемным устройством. Это щуповой прибор, реагирующий на поворот щу­па при отклонении его от заданного положения. При движении автогрей­дера щуп датчика перемещается, опираясь на опорную базу в виде про-волоки, каната, бордюрного камня или заранее спланированной поверхности, повторяющей заданный продольный профиль.

При отклонении щупа за величину зоны нечувствительности датчик выда­ет сигнал на усилитель в пульте управ­ления. При этом замыкается цепь пи­тания электромагнита гидрораспреде­лителя, воздействующего на гидроци­линдр. С помощью гидроцилиндра происходит перемещение отвала, кото­рое прекращается, когда щуп, скользя по опорной базе, снова возвращается в зону нечувствительности. Для обес­печения контакта щупа с базой датчик регулируют по высоте с помощью вин­тового подъемного устройства.

Система Профиль-30 (рис. 13.14) также предназначена для автомати­ческого управления положениями от­вала и состоит из автономной и копир-но-лазерной систем.

Автономная система включает в себя все элементы системы Профиль-20. В копирпо-лазерной системе поло­жением отвала по высоте автоматичес­ки управляют с помощью лазерного излучателя и фотоприемного устройст­ва. Излучатель состоит из лазерной трубки, призмы, электромотора с пере­дачей и установлен на треноге в сторо­не от автогрейдера. Луч, выходя из лазерной трубки, попадает на враща­ющуюся с помощью электродвигателя призму, преломляется на 90° и через оптическое отверстие выходит в прос­транство. Поскольку луч вращается с определенной частотой вращения, в пространстве создается стабилизиро­ванная опорная оптическая плоскость.


 



Похожие статьи:

poznayka.org

Основные параметры грейдеров

а—автогрейдера; б— пол у при цепного дера

щей кромкой отвала. При вынесенной в бок тяговой раме этот угол определя­ет угол v срезания откосов.

и полуприцепные

Прицепные

грейдеры

Прицепной грейдер к гусеничному трактору с механическим ручным при­водом рабочего оборудования, осу­ществляемым системой механизмов, состоящих из редукторов, соедини­тельных валов и рычагов, является конструктивно довольно сложной ма­шиной и труден в управлении. Значи­тельная база прицепного агрегата ухудшает маневренность машины.


 

13.2. Полуприцепной грейдерСД-105А

/ — рама основная; 2—гидросистема; 3 — рама тяговая; 4 — круг поворотный; 5 — прицепное устройство; 6 —отвал; 7 — задняя ось

 

Существенным недостатком при­цепных грейдеров с механическим приводом является также необходи­мость в машинисте, работающем непосредственно на грейдере, помимо машиниста базового трактора.

Отмеченные недостатки прицепных грейдеров обусловили снятие их с про­изводства. Взамен прицепных грейде­ров в настоящее время выпускаются более мобильные, надежные и удобные в эксплуатации полуприцепные гидро-фицированные грейдеры СД-105А на базе гусеничных и колесных тракторов типа ДТ-75, Т-150К и К-701 и полупри­цепной грейдер ДЗ-168 на базе тракто­ра Т-150К. Полуприцепные грейдеры СД-105А и ДЗ-168 предназначены для эксплуатации в районах с умерен­ным климатом.

Полуприцепной грейдер СД-105А(рис. 13.2) имеет гидравлический при­вод рабочего оборудования; подсоеди­ненный к трактору с пультом управле­ния в кабине (трактор на рисунке не показан). Гидроцилиндрами осущест­вляется подъем-опускание отвала, боковой вынос отвала и тяговой рамы. Поворачивается отвал в плане с по-

мощью поворотного круга от редукто­ра, управляемого вручную. В обычной поставке на грейдере установлена задняя ось из двух колес.

В качестве дополнительного обору­дования к грейдеру поставляются два балансира и колеса в сборе, образу­ющие заднюю балансирную тележку. Такая конструкция повышает плани­рующие возможности грейдера. Кроме того, предусмотрено еще дополнитель­ное оборудование грейдера — кирков-щик, удлинитель отвала.

Грейдер ДЗ-168 конструктивно аналогичен грейдеру СД-105А, но в от­личие от него управление поворотом отвала осуществляется также от пуль­та управления в кабине.

В табл. 13,1 приведена техническая характеристика грейдеров. Учитывая значительное количество прицепных грейдеров, находящихся в эксплуата­ции, в таблицу 13.1 для справки вклю­чены и эти машины.

Грейдеры

 

Показатель ДЗ-6А ДЗ-1 СД-105А ДЗ-1 68
Тип грейдера Прицепной Прицепной Полуприцеп- Полуприцеп-
      ной ной
Базовый трактор ДТ-75 Т-100М Т-150К; К-701; Т-150К
      ДТ-75  
Допускаемая сила тяги, кН 30 — 40 !00— 120 30—40
Управление рабочим оборудо- Механическое Механическое Гидравличес- Гидравличес-
ванием     кое кое
Размеры отвала, мм:        
длина (без удлинителя)
высота
Боковой вынос отнала (макси-
мальный), ММ        
Дорожный просвет, мм
Заглубление отвала, мм
Угол установки отвала, град;        
резания 29 — 57 29 — 61 28 — 60 30 — 70
захвата (поворота в плане) 35 — 90 35 — 90
наклона для срезания от-  
косов        
Масса грейдера (без тракто-
ра), кг        
Габариты (без трактора), мм:        
длина
ширина
высота
Выпуск Не выпускается Неиьшускается Серийный Серийный
Изготовитель Волгодонский Брянский за-
      опытно-экспе- вод дорожных
      риментальный машин
      завод  

Автогрейдеры

В соответствии с принятым в стра­не типажом предусмотрен типоразмер-ный ряд автогрейдеров, определяемый основным классификационным пара­метром «класс мощности», включа­ющий автогрейдеры классов 100, 160 и 250. В настоящее время серийно вы­пускаются только автогрейдеры клас­сов 160 и 250.

Поскольку автогрейдеры находят широкое применение при планировоч­ных работах предусмотрено оборудо­вание их системами автоматического управления отвалом.

На основе ряда базовых моделей автогрейдеров выпускается значитель­ное число модификаций, различаю­щихся типом трансмиссии, двигателя, системы автоматики (Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30). В табл.

13.2 приведены индексы модификаций этих автогрейдеров и их отличитель­ные особенности.

АвтогрейдерДЗ-122А (рис. 13.3) и его модификации представляет собой трехосную машину, выполненную по колесной схеме 1 X 2 X 3, у которой передняя ось является управляемой и ведомой, а средняя и задняя оси обра­зуют ведущую балансирную тележку. Основной рабочий орган — отвал рас­положен в базе машины, что повышает ее планирующую способность. На автогрейдере в зависимости от моди­фикации устанавливают гидромехани­ческую или механическую коробку пе­редач. Кинематические схемы транс­миссий автогрейдера представлены на рис. 13.4 и 13.5.

На автогрейдере предусмотрена также установка бульдозерного отва­ла и кирковщика, закрепленного с

13.3. Автогрейдер ДЗ-122А

/ — силовая установка; 2 — топливный бак; 3 — кабина; 4 — рама; 5 — гидросистема; в — отвал бульдозера; 7 — кирковщик; 8 — перед­няя ось; 9 — тяговая рама; 10 — отвал; // — задний мост

задней стороны отвала и откидывающе­гося кирками вниз в рабочее положе­ние. Управление рабочими органами производится из кабины с помощью

13.2. Модификации автогрейдеров

гидравлической системы (рис. 13.6). Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание тяговой рамы с отвалом, вынос тяговой рамы, а также отвала в обе стороны, изменение угла резания, подъем-опускание бульдозер­ного отвала. Поворот отвала для изме­нения угла захвата осуществляется гидромотором через червячный ре­дуктор.

Управление поворотом машины производится гидравлическим руле­вым механизмом, воздействующим че­рез гидроцилиндр и тяги на поворот­ные кулаки передних колес. Для повышения устойчивости движения автогрейдера на уклоне предусмотрен поперечный наклон передних колес, управляемый гидроцилиндром.

Автогрейдер оборудован колодоч­ными стояночным и колесными тормо­зами. Привод колесных тормозов

Класс

ДЗ-122А (базовый) ДЗ-122А-1

ДЗ-122А-2

ДЗ-122А-3 ДЗ-122А-4 ДЗ-122А-5 ДЗ-122А-6 (базовый)

ДЗ-122А-7

ДЗ-122А-8

ДЗ-122А-9

ДЗ-122А-10

ДЗ-122А-П

ДЗ-122А-14

ДЗ-143 (базовый) ДЗ-143-1 ДЗ-143-2 ДЗ-143-3

ДЗ-143-4 ДЗ-143-5 ДЗ-143-6 ДЗ-143-7

ДЗ-98А (базовый)

ДЗ-98А-0-2 ДЗ-140

Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия Жесткая рама, механическая трансмисия Жесткая рама, гидромеханическая трансмиссия, Про­филь-10

То же, Профиль-20

Жесткая рама, механическая трансмиссия, Профиль-10 То же, Профиль-20

Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая транс­миссия

То же, Профиль-10 То же, Профиль-20

Шарнирно-сочлененная рама, механическая трансмиссия То же, Профиль-10 То же, Профиль-20

Шарнирно-сочлененная рама, гидромеханическая транс­миссия, Профиль-30

Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01М, механическая трансмиссия То же, Профиль-30

Двигатель А-01М, гидромеханическая трансмиссия, Про­филь-30

Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия Двигатель А-01МС, механическая трансмиссия То же, Профиль-30

Двигатель А-01МС, гидромеханическая трансмиссия, Профиль-30

Двигатель У1Д6-250ТК. механическая трансмиссия, три ведущих моста То же, Профиль-20

Двигатель ЯМЗ-240, гидромеханическая трансмиссия, ба-лансирный задний мост

о

13.4. Трансмиссия автогрейдераДЗ-122А

I — двигатель; 2 — муфта сцепления; 3, 5 — вал карданный; 4 — гидромеханическая коробка пере­дач; 6 —стояночный тормоз; 7 — редуктор заднего моста; 8 — балансир; 9 — рабочий тормоз; 10 — колесо

гидравлический, двухконтурный (раз­дельный к средним и задним колесам), что повышает безопасность машин. На автогрейдере предусмотрено электро­оборудование, содержащее необходи­мые для движения по дорогам общего назначения и работы в темное время суток сигналы и осветительные при­боры.

Модификация автогрейдера ДЗ-122А-6 (рис. 13.7) оборудована шар-нирно-сочлененной рамой с шарниром, расположенным около кабины. Пово­рот передней полурамы относительно задней (складывание) производится гидроцилиндром. Наличие такой рамы позволяет значительно сократить ра­диус поворота машины (управление передними колесами при этом сохраня­ется), а также повысить устойчивость

автогреидера при копании за счет дви­жения «крабом».

Автогрейдер ДЗ-143 (рис. 13.8) и его модификации по конструкции ана­логичны автогрейдеру ДЗ-122А и име­ют много унифицированных с узлов (коробки передач, балансирная те­лежка, тормоза с приводом и т. п.).

В зависимости от модификации на автогрейдере устанавливается двига­тель А-01М с пускачом или А-01МС с электростартерным пуском. В отличие от ДЗ-122А, на автогрейдере ДЗ-143 установлен более мощный рыхлитель-кирковщик, расположенный сзади ма­шины.

Конструкция машины предусмат­ривает возможность агрегатирования его с поставляемым по особому заказу дополнительным оборудованием —


 

 



Похожие статьи:

poznayka.org

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *