Обзор ЛиАЗ-5250. Знакомые все лица
[]
В сегменте пригородных автобусов борьбу за клиента-перевозчика ведет модель ЛиАЗ-5250, она же «Вояж», ставшая преемником одноименного ГолАЗа. Как и прежде, одним из основных эксплуатантов этой машины является компания «Мострансавто».
текст: Олег Прохоров / фото: автора / 14.05.2018
С производителем ЛиАЗ хоть раз в жизни сталкивался каждый отечественный как перевозчик, так и пассажир. В последние 20 лет тенденция такова, что ареал распространения ликинских машин сместился в центральный регион нашей страны, где такие автобусы не один десяток лет курсируют на большинстве городских и пригородных маршрутах. В восточной части России в сегменте средней и большой вместимости господствует НефАЗ. Первый городской НефАЗ был выпущен в 2000 году, с тех пор гамма производимых моделей многократно пополнялась: помимо городских, появились пригородные, междугородные и, конечно, туристические. В 2000-х в Нефтекамске наладили выпуск междугородных НефАЗ-5299СТ и НефАЗ-5299КТ — аналогов ЛиАЗ-5250. В южных краях нашей Родины пассажиров перевозят автобусы завода «Волжанин», который первым из российских производителей принял участие в престижной европейской выставке автобусов Busworld в бельгийском Кортрийке.
Комбинация приборов Scania с экраном бортового компьютера.
Такое территориальное деление не случайно: регионы поддерживают собственные марки. В Московской области потребителем Ликинского автозавода традиционно является «Мострансавто», взявшее на баланс в том числе и ЛиАЗ-5250. Переехавший в 2013 году из Голицыно «Вояж» практически не изменился, отличить предшественника можно разве что по эмблемам и незначительным деталям, по большей части носящим внутриконструктивный характер (приводы дверей, качество применяемых клеевых материалов, обновленная трансмиссия и так далее). Автобус выполнен в едином корпоративном стиле, с характерными для марки деталями. Под стандарты нового времени автобус оснащен передней миниатюрной линзованной оптикой Hella. Соблюли дизайнеры почти все каноны внешности пригородной модели: хоть и не сильно «облизанный» в угоду лучшей аэродинамике силуэт, но с большим, слегка изогнутым лобовым стеклом, обеспечивающим не только водителю, но и пассажирам хороший обзор в поездке. Экстерьер ЛиАЗов в последние годы приобрел более качественное боковое остекление — стеклопакеты с форточками, веерного типа стеклоочистители, а также интегрированную в стекло (с электроподогревом) форточку водителя. Из заметных знатоку ликинских автобусов новшеств — внедрение более легкой пластиковой крыши. Ее стальной аналог весил в разы больше. Все эти инновации коснулись и модели 5250, при сборке которой все больше применяют клеевые технологии, обеспечивающие гидроизоляцию и нужную подвижность соединению. Арки колес теперь с увеличенным защитным слоем, а на днище и юбке многослойная антигравийная обработка.
Пневмобаллоны прикрыты защитными кожухами.
Буксировочная проушина вкручивается в отверстие за капотом.
В салоне достаточно просторно, пассажирские сиденья стандартно для такой компоновки установлены на невысоком подиуме. Каждое кресло, по правилам междугородной перевозки, оснащено ремнями безопасности, спинками с регулировкой наклона, убираемыми подлокотниками и откидными столиками. Для контроля за дорогой и пассажирами внедрены видеорегистратор хода движения, видеокамеры в салоне и кабине водителя, а также камеры заднего вида, выводящие на монитор картинку, записываемую в память накопителя. К слову, неоднократно эти записи избавляли водителей от ложных обвинений в виновности ДТП и не только. Из прочих систем контроля — ГЛОНАСС и цифровой тахограф. На машины «Вояж» в недавнем прошлом устанавливали крайне неудобные водительские кресла, отчего рабочий день казался «каторгой». В свежих версиях, по требованию ключевого заказчика, установили комфортабельные сиденья с многочисленными регулировками, и эта проблема ушла. Панель приборов хорошо обозримая, как и комбинация приборов; информативный дисплей и эргономичное управление, включая кнопки для переключения передач АКП, создают дополнительный комфорт для работы.
Просторный салон не заставит пассажиров жалеть о прошедшей поездке.
Ликинский завод уже долгие годы сотрудничает со шведским производителем Scania, приобретая у него шасси для своих автобусов. Модель 5250 не исключение, она построена на таком импортном шасси. В заднем свесе «Вояжа» рядный 5-цилиндровый двигатель Scania DC09 109, соответствующий экологическому классу Евро-5 с рабочим объемом 9,29 л. Его мощность составляет 250 л. с., а максимальный крутящий момент — 1150 Нм при 1000–1300 мин
Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрена аппарель.
Контроль уровня моторного масла можно осуществлять при ежедневном осмотре — по уровню на щупе и во время движения — по контрольной лампочке на панели приборов. Если лампа горит, нужно доливать либо сливать масло при его чрезмерном количестве. Высокий уровень масла приводит к его перерасходу из-за выброса в систему вентиляции картера. По такому же принципу реализован контроль уровня охлаждающей жидкости в двигателе: лампа на панели приборов укажет на наличие проблемы. Визуальный контроль антифриза возможен по прозрачной трубке на расширительном бачке. Если возникнет экстренная пожарная ситуация, серийное устройство пожарной сигнализации с детектором в моторном отсеке уведомит водителя об опасности и приступит к тушению.
Багажный отсек, в зависимости от комплектации, может достигать 6 м3.
В автобусах «Вояж» передачу крутящего момента от двигателя на задний мост осуществляет 6-ступенчатая автоматическая коробка передач производства ZF серии Ecolife модели 6AP-1200B. Она облегчает работу водителя и снижает нагрузку на трансмиссию. Также по многочисленным просьбам эксплуатанта ГМП пришла на смену роботизированной коробке передач. Причина здесь в коротком сроке службы «робота» и сцепления при смешанном режиме эксплуатации (город, пригород). В ГМП гидротрансформатор с реактором, установленным на муфте свободного хода, является не изнашивающимся устройством при троганье с места. Когда скорость движения увеличивается, гидротрансформатор блокируется: передача момента от маховика на коробку производится напрямую, с одинаковой частотой. Таким образом, исключаются потери мощности.
В заднем свесе расположен рядный 5‑цилиндровый турбодизель от Scania.
Задний мост Scania R660 с гипоидной главной парой (передаточное число 3,07) опирается на зависимую пневматическую подвеску с четырьмя баллонами. Для устойчивости в поворотах подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя регуляторами положения кузова. Передняя подвеска также зависимая, пневматическая, со стабилизатором и датчиками уровня кузова. Поворотные кулаки управляемых колес опираются на шкворневое соединение, требующее смазки через пресс-масленки каждые 60 000 км. Проверка радиального люфта необходима каждые 120 000 км. Примечательно, что максимальный зазор в шкворнях не более 0,4 мм, что соответствует 1,5-миллиметровому перемещению резьбовой части поворотного кулака.
В корме по правому борту установлен бачок с мочевиной на 75 л.
Пневмопривод тормозной системы оснащен электронной антиблокировочной системой EBS и противобуксовочной системой ASR. К тому же первичный ретардер автоматической коробки передач встроен в тормозную систему транспортного средства и развивает высокую мощность торможения даже на низкой скорости. Это обеспечивает щадящую эксплуатацию рабочей тормозной системы, в нашем случае с дисковыми механизмами.
Фильтр предварительной очистки топлива не предусматривает подогрева.
Технические характеристики ЛиАЗ-5250 | |
Габариты (длина/ширина) | 12 500/2550 мм |
Колесная формула | 4х2 |
Тип кузова | несущий, вагонной компоновки |
Полная масса | 18 000 кг |
Минимальный радиус разворота | 11,8 м |
Объем топливного бака | 310 л |
Пассажировместимость | 60 чел. (47 мест для сидения) |
Двигатель | DC09 109, Euro-5, дизельный, 5 цилиндров в ряд, 9,29 л, 250 л. с. при 1800 мин-1, 1150 Нм при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач | ZF 6AP-1200B, количество ступеней вперед/назад — 6/1 |
Подвеска | пневматическая, стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях |
Вместимость багажных отсеков | 5,0 м3 |
Размер шин | 295/80R22,5 |
Заводская гарантия | 3 года без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | от 20 000 до 90 000 км |
Конкуренты | МАЗ-231062, MAN Lion’s Regio |
По просьбе заказчика мощность автономного подогревателя увеличена до 32 кВт.
- Современный внешний вид, удобные пассажирские кресла, возможность оснащения ГМП со встроенным замедлителем.
- Шум от силовой установки разносится по всему салону. Фильтр грубой очистки топлива без подогрева.
Антон Малафеев, начальник колонны «Мострансавто», АК 1788
В 2013 году мы получили первые ГолАЗ-5251. Прежде чем посадить кого-то за руль, мы отправляли в Scania водителей-наставников, которые, в свою очередь, передавали навыки основному составу. А это минимум 16 часов, то есть два рабочих дня. Необходим был навык работы, в том числе и с роботизированной КП, так как коробка предусматривала два режима — ручной и автоматический. С появлением гидромеханической коробки управление автобусом упростилось, и количество отказов по трансмиссии также снизилось в разы. Но при этом на 10 % (до 43 л/100 км) вырос расход топлива, и это было предсказуемо. На сегодня межсервисный интервал «Вояжей» составляет 20 000 км, или в нашем случае один раз в месяц. Занимает ТО, как правило, не более 4 часов, после чего машина возвращается в парк и встает на линию с другим водителем. Дополнительных контрольных операций перед выпуском на линию мы не производим. До сего дня все необходимые операции сервисным центром Scania выполнялись добросовестно. Если по каким-либо причинам понадобится вмешательство в виде ремонта, наши механики его выполнить смогут. Они, как и водители, прошли обучение по ремонту основных узлов и агрегатов автобусов разных марок.
Эти машины, как, впрочем, и все другие в парке, оснащены системами мониторинга и видеонаблюдения, и пользуемся мы этой информацией ежедневно. Она помогает нам при подсчете пассажиропотока, при выявлении линейных нарушений со стороны водителей и кондукторов и при контроле соблюдения ПДД. Буквально вчера мы разбирали спорный случай ДТП, где нашего водителя пытались обвинить в нарушении правил. Изучив записи камер видеонаблюдения, выяснили, что второй участник резко перестроился после обгона по встречной полосе. Водитель автобуса не мог применить экстренное торможение, так как в салоне находились пассажиры. В итоге виновником был признан совершивший столь необдуманное перестроение, еще и с лишением прав. Система видеоконтроля помогает водителям и при маневрировании, и при посадке-высадке пассажиров на остановках. Сейчас систему мониторинга обновляют, после чего информацию с камер может увидеть и диспетчерский центр.
Гидромеханическая КП ZF-Ecolife более приспособлена к городскому режиму.
Запасное колесо традиционно подвешено в переднем свесе автобуса.
Передняя подвеска зависимая пневматическая, с мощными штангами.
Моторный отсек защищен системой автоматического пожаротушения.
Тормозные механизмы дисковые, им помогает тормоз-замедлитель.
Сергей Филимонов, директор филиала «Мострансавто», АК 1788
Наше предприятие насчитывает 210 линейных автобусов и гаражный отдел, из которых 16 — это «Вояж» моделей ЛиАЗ-5250 и ГолАЗ-525110. Помимо пригородных, есть, конечно, и городские, в том числе современные низкопольные ЛиАЗ-4292 и ЛиАЗ-5292 — как с двигателями MAN, так и с ЯМЗ-534, 536. В строю остаются и ветераны ЛиАЗ-6212, достаточно надежные машины, но годы берут свое: более 10 лет они в эксплуатации, и на сегодня их осталось девять штук. Есть и корейские автобусы Hyundai Universe, приобретенные в 2011 году, прошедшие уже под миллион километров и тоже вполне надежные.
По модели ЛиАЗ-5250 был мощнейший прорыв, когда на этот автобус поставили гидромеханическую коробку передач вместо «робота». Это была острая необходимость для эксплуатации на нескольких наших маршрутах. Такие машины мы начали получать в прошлом году несколькими партиями, последние десять пришли к нам в 2018 м. В гарантийный период мы обслуживаем технику у дилера Scania, и сейчас прорабатывается контракт жизненного цикла, когда производитель обслуживает и ремонтирует машины весь период эксплуатации. Контракт подразумевает ежемесячную абонентскую плату, включающую полный комплекс работ на протяжении 7 лет владения автобусом (3 года гарантии плюс 4 года послегарантийного ТО и ремонта). На поломки по вине перевозчика предусмотрена франшиза, как в страховом полисе. Следующий положительный момент этого договора — подменный парк при неисполнении ремонта в срок более 3 дней. Пока все в стадии пилотного проекта, но уже сейчас видна его перспективность, даже с учетом того, что технику придется гонять на стороннюю станцию, тратя время и топливо. Ведь наш основной профиль — это перевозка пассажиров, и именно на нем можно будет полностью сконцентрироваться. Беспокоиться о ремонтниках, что они останутся без работы, пока не приходится, так как эти планы касаются только новой техники и только на шасси Scania. Без «Группы ГАЗ» в этом вопросе не обойтись, поскольку это их продукт, и все договорные отношения у нас с ними.
Сейчас мы работаем с дилером шведского производителя на условиях гарантийного обслуживания, который включает 3 года без ограничения пробега. На исправление заводских недочетов договором предусмотрен срок в 13 дней, из которых 3 на ТО и выявление неисправностей и еще 10 на возможный ремонт. Шведское шасси почти не приносит проблем при эксплуатации, но лишь при условии выполнения рекомендаций производителя. К сожалению, отечественные агрегаты таким качеством похвастаться не могут, как бы ты их ни обслуживал. По кузову были недочеты именно по ГолАЗ-5251, которые мы обсуждали с производителем. Водители в холодное время года ужасно мерзли из-за того, что отовсюду дуло, особенно страдали ноги. Обдувы были заменены антивандальными, так как их постоянно ломали. Приводы дверей поменяли на итальянские, предыдущие были откровенно низкого качества. Под мочевину были установлены стальные баки, они постоянно текли. Сейчас вместо металла применен пластик. Увеличили мощность кондиционера. Предыдущий образец был не в состоянии прокачать весь салон. С 28 до 32 кВт возросла мощность салонного подогревателя. Для проветривания салона, по нашей просьбе, были интегрированы оконные форточки. Много было и мелких недочетов, когда выламывало петли лучков, падали посаженные на клей бамперы и так далее. Поменяли светотехнику на светодиодную, конечно, более дорогую при поломке. Зато ушли проблемы с плохим контактом, когда нагретый патрон лампочки накаливания сжигал фонарь.
5koleso.ru
Базовые характеристики | ЛиАЗ-525110 | ЛиАЗ-525110 инвалидный | |
---|---|---|---|
Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | |
Ресурс кузова, лет | 12 | 12 | |
Колёсная формула | 4х2 | 4х2 | |
Длина/Ширина/Высота, мм | 12500/2550/3065 (3300 с кондиционером) | 12500/2550/3065 (3300 с кондиционером) | |
База, мм | 6230 | 6230 | |
Высота потолка в салоне, мм | 2000 | 2000 | |
Формула/ ширина дверей, мм | 1/740+1/740 | 1/740+2/ 1350 | |
Оборудование для людей с ограниченными возможностями | нет | Подъемник для инвалидной коляски | |
Мин. радиус разворота, м | 11,8 | ||
Масса снаряженная/полная, кг | 12500…13500/18000 | 12500…13500/18000 | |
Максимальная (технически допустимая) нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг | 6500/11500 | 6500/11500 | |
Общее количество мест/ посадочных | 60(53) | 60(47) | |
Количество мест для людей с ограниченными возможностями, шт. | нет | 1 | |
Объем багажных отсеков, м3 | 6 | 5 | |
Емкость топливного бака, л | 310 | 310 | |
Мосты передний/задний | Scania AMA860/АDA1300 | Scania AMA860/АDA1300 | |
Шасси | Scania K250 IB4x2 | Scania K250 IB4x2 | |
Рулевой механизм | ZF 8098, с гидроусилителем руля | ZF 8098, с гидроусилителем руля | |
Тормозная система | Электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов, полностью независимые контуры, моторный тормоз | Электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов, полностью независимые контуры, моторный тормоз | |
Тормоз-замедлитель (ретардер) | Scania | Scania | |
Подвеска | Пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова | Пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова | |
Вентиляция | Смешанная: естественная — люки в крыше; принудительная — вытяжной вентилятор, передний отопитель и система «климат-контроль» | Смешанная: естественная — люки в крыше; принудительная — вытяжной вентилятор, передний отопитель и система «климат-контроль» | |
Система отопления | Конвекторного типа, предпусковой жидкостный подогреватель | Конвекторного типа, предпусковой жидкостный подогреватель | |
Остекление | Вклеенный стеклопакет | Вклеенный стеклопакет | |
Шины | 295/80 R 22,5″ | 295/80 R 22,5″ |
rusbus.ru
Производство пригородных автобусов ЛиАЗ-5250 «Вояж» на Ликинском автобусном заводе
Обновка для регулярного пригорода
Даниил Минаев, фото автора
Когда закончится зима, на регулярных автобусных маршрутах Подмосковья начнут работать 1758 новых автобусов. Это будут компактные «Газель NEXT» (900 шт.), 243 ПАЗа «Вектор NEXT» средней вместимости, 75 низкопольных ЛиАЗ-5292.60 для городского сообщения и 540 автобусов ЛиАЗ-5250 для пригородных маршрутов. Ликинский автобусный завод (входит в «Группу ГАЗ») произведёт специально для главного подмосковного перевозчика – холдинга Мострансавто – в общей сложности 615 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292.60 и ЛиАЗ-5250 «Вояж». По завершении поставок средний возраст подвижного состава сократится на треть.
Три из четырёх моделей, которые обновят парк «Мострансавто» (МТА), уже неоднократно описаны на страницах нашего журнала, а вот пригородный автобус ЛиАЗ-5250 2017 года выпуска, специфицированный для МТА, производство которого в 2014 году перенесено в Ликино-Дулёво из Голицыно, заслуживает детального описания по целому ряду причин.
Город, пригород, межгород
Маршрутная сеть в Подмосковье сложная и разнообразная: протяжённость, пассажиропоток и интенсивность движения могут принципиально отличаться от района к району. Часть маршрутов заходит в черту города Москвы, и оттуда по различным трактам рассредоточивается на расстоянии от 20 до 200 км. Для каждого маршрута необходимо подобрать подвижной состав, соответствующий условиям перевозки.
Если с машинами для города и межгорода всё более-менее понятно, то среднее звено пригородного сообщения нуждается в автобусах, которые должны быть достаточно вместительны, но с возможностью частого пассажирообмена и желательно с накопительными площадками. При этом салон должен быть комфортабельным, с удобными посадочными местами и в большом количестве.
Ничего универсального не бывает, поэтому в этом сегменте за прошедшие четверть века на смену устаревшим львовским автобусам был опробован и подержанный «еврохлам», который к своей чести продержался более 15 лет, но были и новые немецкие, шведские и южнокорейские автобусы. В этом ряду усердно трудились и российские модели, но они требуют отдельного разбора.
В рамках наследия сочинской Олимпиады в 2014 году парк МТА пополнили двух- и трёхосные ГолАЗы семейства «Вояж», и туристские автобусы семейства «Круиз», построенные на самоходных шасси Scania. Опыт их эксплуатации выявил ряд проблем и детских болезней, но в целом эти машины подходили для своих условий работы. Поэтому, когда было принято решение о закупке новых ЛиАЗ-5250 – ликинского близнеца сочинского семейства голицынского рода, спецификация была существенно переработана в соответствии с требованиями заказчика. Поговорим об этом.
Другой «Вояж» из Ликино-Дулёво
Изготовление автобусов ЛиАЗ-5250 «Вояж» на Ликинском автобусном заводе ведётся на отдельном участке методом стапельной сборки, а не на основном конвейере, где собирают модели -5256, -5292, -6212, -6213, -4292. Самоходные шасси Scania K250 IB4x2 поступают на завод из Швеции.
С 2017 года рядный пятицилиндровый дизельный двигатель модели Scania DC09 110 мощностью 250 л.с. стал пятого экологического класса. Ранее на автобус устанавливали роботизированную коробку передач, которая вызывала много нареканий у эксплуатационников и редко выхаживала более 250 000 км. А при эксплуатации в наиболее «пробочном», сильно загруженном транспортом первом поясе Московской области (территория от МКАД до автодороги А-107, именуемой в просторечье «первой бетонкой») встречались и более ранние отказы, уже на 100 000–150 000 км пробега. Кроме того, трансмиссия испытывала при переключениях изношенного «робота» знакопеременные ударные нагрузки, из-за этого постоянно приходилось ремонтировать крестовины карданных валов, разбивались фланцы, страдали опоры силового агрегата.
Эту проблему решили. Теперь по согласованию с перевозчиком в спецификации для МТА устанавливается шестиступенчатая гидромеханическая автоматическая КП ZF 6AP-1200B. Передний мост автобуса – марки Scania AMA860. Он рассчитан на нагрузку 6,5 т и характеризуется большими углами поворота управляемых колёс. Мосты этой модели специально спроектированы для автобусов с высоким центром тяжести. Задний ведущий мост – Scania АDA1300. Передаточное отношение главной пары – 3,08. Тормозная система электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов имеет полностью независимые контуры и моторный замедлитель. Рулевой механизм с гидроусилителем, модель – ZF 8098.
Колёсная формула | 4х2 |
Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 6500/11 500 |
Минимальный радиус разворота, м | 11,8 |
Вместимость топливного бака, л | 310 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Длина, мм | 12 500 |
Ширина, мм | 2550 |
Пассажировместимость, чел | 60 (47 мест для сидения, 12 для стоящих, 1 инвалидное) |
Колёсная формула | 4х2 |
Двигатель:
| DC09 110, Euro 5 Турбодизель, 5 цилиндров в ряд 9,29 184 (250) при 1800 мин-1 1150 при 1300 мин-1 |
Коробка передач:
| ZF 6AP-1200B 6/1 |
Подвеска | Пневматическая, стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъёма/опускания кузова |
Вместимость багажных отсеков, м3 | 5,0 |
Размер шин | 295/80 R22,5 |
Согласно спецификации
Длина автобуса 12 500 мм, ширина 2550 мм, высота 3065 мм, а колёсная база 6230 мм. Благодаря такой конфигурации осей, для разворота потребуется довольно компактный «пятачок» радиусом 11,8 м. Формула дверей – 1–2–0 (задняя дверь в базе). По требованиям «Мострансавто» была увеличена ширина проёмов пассажирских дверей. Ширина проёма передней двери – 740 мм, задней – 1350 мм. Высота в салоне – 2,0 м, а напротив проёма задней двери предусмотрено место для инвалидной коляски, которое служит и накопительной площадкой.
Вентиляция салона смешанная: естественная через люки в крыше; принудительная – вытяжным вентилятором. Система отопления конвекторного типа, предусмотрен предпусковой жидкостный подогреватель. Увеличился и объём багажных отсеков автобуса, теперь он составляет – 5 м3. В качестве опций подмосковная версия ЛиАЗ-5250 оснащена следующими «сливками»: бортовым навигационно-связным терминалом, внешними и внутрисалонными фото-, видеокамерами, видеокамерой заднего вида, датчиками температуры и задымления, автоматической системой обнаружения и тушения пожара (АСОТП), видеорегистратором, электронно-цифровыми рейсоуказателями, автоинформатором.
Из систем безопасности на борту имеются следующие: антиблокировочная система (ABS), система поддержания курсовой устойчивости (ESP), противобуксовочная система (ASR), система распределения тормозных усилий (EBD), система экстренного торможения (Brake Assist).
Межсервисный интервал ЛиАЗ-5250 – 45 000 км.
www.gruzovikpress.ru
Обзор пассажирского городского автобуса ЛиАЗ-5250 «Вояж» на базе шасси SCANIA
В сегменте пригородных автобусов борьбу за клиента-перевозчика ведет модель ЛиАЗ-5250, она же «Вояж», ставшая преемником одноименного ГолАЗа. Как и прежде, одним из основных эксплуатантов этой машины является компания «Мострансавто».
С производителем ЛиАЗ хоть раз в жизни сталкивался каждый отечественный как перевозчик, так и пассажир. В последние 20 лет тенденция такова, что ареал распространения ликинских машин сместился в центральный регион нашей страны, где такие автобусы не один десяток лет курсируют на большинстве городских и пригородных маршрутах.
Комбинация приборов Scania с экраном бортового компьютера.
В Московской области потребителем Ликинского автозавода традиционно является «Мострансавто», взявшее на баланс в том числе и ЛиАЗ-5250. «Вояж» практически не изменился, отличить предшественника ГоЛАЗа можно разве что по эмблемам и незначительным деталям, по большей части носящим внутриконструктивный характер (приводы дверей, качество применяемых клеевых материалов, обновленная трансмиссия и так далее). Автобус выполнен в едином корпоративном стиле, с характерными для марки деталями. Под стандарты нового времени автобус оснащен передней миниатюрной линзованной оптикой Hella. Соблюли дизайнеры почти все каноны внешности пригородной модели: хоть и не сильно «облизанный» в угоду лучшей аэродинамике силуэт, но с большим, слегка изогнутым лобовым стеклом, обеспечивающим не только водителю, но и пассажирам хороший обзор в поездке. Экстерьер ЛиАЗов в последние годы приобрел более качественное боковое остекление — стеклопакеты с форточками, веерного типа стеклоочистители, а также интегрированную в стекло (с электроподогревом) форточку водителя. Из заметных знатоку ликинских автобусов новшеств — внедрение более легкой пластиковой крыши. Ее стальной аналог весил в разы больше. Все эти инновации коснулись и модели 5250, при сборке которой все больше применяют клеевые технологии, обеспечивающие гидроизоляцию и нужную подвижность соединению. Арки колес теперь с увеличенным защитным слоем, а на днище и юбке многослойная антигравийная обработка.
Пневмобаллоны прикрыты защитными кожухами.
Буксировочная проушина вкручивается в отверстие за капотом.
В салоне достаточно просторно, пассажирские сиденья стандартно для такой компоновки установлены на невысоком подиуме. Каждое кресло, по правилам междугородной перевозки, оснащено ремнями безопасности, спинками с регулировкой наклона, убираемыми подлокотниками и откидными столиками. Для контроля за дорогой и пассажирами внедрены видеорегистратор хода движения, видеокамеры в салоне и кабине водителя, а также камеры заднего вида, выводящие на монитор картинку, записываемую в память накопителя. К слову, неоднократно эти записи избавляли водителей от ложных обвинений в виновности ДТП и не только. Из прочих систем контроля — ГЛОНАСС и цифровой тахограф. На машины «Вояж» в недавнем прошлом устанавливали крайне неудобные водительские кресла, отчего рабочий день казался «каторгой». В свежих версиях, по требованию ключевого заказчика, установили комфортабельные сиденья с многочисленными регулировками, и эта проблема ушла. Панель приборов хорошо обозримая, как и комбинация приборов; информативный дисплей и эргономичное управление, включая кнопки для переключения передач АКП, создают дополнительный комфорт для работы.
Просторный салон не заставит пассажиров жалеть о прошедшей поездке.
Ликинский завод уже долгие годы сотрудничает со Scania, приобретая у него шасси для своих автобусов. Модель 5250 не исключение, она построена на таком импортном шасси. В заднем свесе «Вояжа» рядный 5-цилиндровый двигатель Scania DC09 109, соответствующий экологическому классу Евро-5 с рабочим объемом 9,29 л. Его мощность составляет 250 л. с., а максимальный крутящий момент — 1150 Нм при 1000–1300 мин-1. Чтобы вписаться в нормы Евро-5, в системе выпуска отработавших газов двигателя установлены форсунки раствора мочевины (AdBlue). Жидкость подается из бачка, расположенного в отсеке по правому борту. Уровень AdBlue отображается на дисплее бортового компьютера, и при снижении объема до 20 % появится индикатор необходимости заправки. Важно знать, что заполнять бачок доверху производитель запрещает, так как в случае кристаллизации реагента может произойти закупорка системы вентиляции бака. Также в особых условиях — запрет на отключение «массы» при самоочистке системы SCR автобуса. Об этом действии укажет значок АКБ и пиктограмма песочных часов на приборной панели.
Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрена аппарель.
Контроль уровня моторного масла можно осуществлять при ежедневном осмотре — по уровню на щупе и во время движения — по контрольной лампочке на панели приборов. Если лампа горит, нужно доливать либо сливать масло при его чрезмерном количестве. Высокий уровень масла приводит к его перерасходу из-за выброса в систему вентиляции картера. По такому же принципу реализован контроль уровня охлаждающей жидкости в двигателе: лампа на панели приборов укажет на наличие проблемы. Визуальный контроль антифриза возможен по прозрачной трубке на расширительном бачке. Если возникнет экстренная пожарная ситуация, серийное устройство пожарной сигнализации с детектором в моторном отсеке уведомит водителя об опасности и приступит к тушению.
Багажный отсек, в зависимости от комплектации, может достигать 6 м3.
В автобусах «Вояж» передачу крутящего момента от двигателя на задний мост осуществляет 6-ступенчатая автоматическая коробка передач производства ZF серии Ecolife модели 6AP-1200B. Она облегчает работу водителя и снижает нагрузку на трансмиссию. Также по многочисленным просьбам эксплуатанта ГМП пришла на смену роботизированной коробке передач. Причина здесь в коротком сроке службы «робота» и сцепления при смешанном режиме эксплуатации (город, пригород). В ГМП гидротрансформатор с реактором, установленным на муфте свободного хода, является не изнашивающимся устройством при троганье с места. Когда скорость движения увеличивается, гидротрансформатор блокируется: передача момента от маховика на коробку производится напрямую, с одинаковой частотой. Таким образом, исключаются потери мощности.
В заднем свесе расположен рядный 5‑цилиндровый турбодизель от Scania.
Задний мост Scania R660 с гипоидной главной парой (передаточное число 3,07) опирается на зависимую пневматическую подвеску с четырьмя баллонами. Для устойчивости в поворотах подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя регуляторами положения кузова. Передняя подвеска также зависимая, пневматическая, со стабилизатором и датчиками уровня кузова. Поворотные кулаки управляемых колес опираются на шкворневое соединение, требующее смазки через пресс-масленки каждые 60 000 км. Проверка радиального люфта необходима каждые 120 000 км. Примечательно, что максимальный зазор в шкворнях не более 0,4 мм, что соответствует 1,5-миллиметровому перемещению резьбовой части поворотного кулака.
В корме по правому борту установлен бачок с мочевиной на 75 л.
Пневмопривод тормозной системы оснащен электронной антиблокировочной системой EBS и противобуксовочной системой ASR. К тому же первичный ретардер автоматической коробки передач встроен в тормозную систему транспортного средства и развивает высокую мощность торможения даже на низкой скорости. Это обеспечивает щадящую эксплуатацию рабочей тормозной системы, в нашем случае с дисковыми механизмами.
По просьбе заказчика мощность автономного подогревателя увеличена до 32 кВт.
Современный внешний вид, удобные пассажирские кресла, возможность оснащения ГМП со встроенным замедлителем.
Шум от силовой установки разносится по всему салону. Фильтр грубой очистки топлива без подогрева.
Антон Малафеев, начальник колонны «Мострансавто», АК 1788
В 2013 году мы получили первые ГолАЗ-5251. Прежде чем посадить кого-то за руль, мы отправляли в Scania водителей-наставников, которые, в свою очередь, передавали навыки основному составу. А это минимум 16 часов, то есть два рабочих дня. Необходим был навык работы, в том числе и с роботизированной КП, так как коробка предусматривала два режима — ручной и автоматический. С появлением гидромеханической коробки управление автобусом упростилось, и количество отказов по трансмиссии также снизилось в разы. Но при этом на 10 % (до 43 л/100 км) вырос расход топлива, и это было предсказуемо. На сегодня межсервисный интервал «Вояжей» составляет 20 000 км, или в нашем случае один раз в месяц. Занимает ТО, как правило, не более 4 часов, после чего машина возвращается в парк и встает на линию с другим водителем. Дополнительных контрольных операций перед выпуском на линию мы не производим. До сего дня все необходимые операции сервисным центром Scania выполнялись добросовестно. Если по каким-либо причинам понадобится вмешательство в виде ремонта, наши механики его выполнить смогут. Они, как и водители, прошли обучение по ремонту основных узлов и агрегатов автобусов разных марок.
Гидромеханическая КП ZF-Ecolife более приспособлена к городскому режиму.
Запасное колесо традиционно подвешено в переднем свесе автобуса.
Передняя подвеска зависимая пневматическая, с мощными штангами.
Моторный отсек защищен системой автоматического пожаротушения.
Тормозные механизмы дисковые, им помогает тормоз-замедлитель.
Сергей Филимонов, директор филиала «Мострансавто», АК 1788
Наше предприятие насчитывает 210 линейных автобусов и гаражный отдел, из которых 16 — это «Вояж» моделей ЛиАЗ-5250 и ГолАЗ-525110. Помимо пригородных, есть, конечно, и городские, в том числе современные низкопольные ЛиАЗ-4292 и ЛиАЗ-5292 — как с двигателями MAN, так и с ЯМЗ-534, 536. В строю остаются и ветераны ЛиАЗ-6212, достаточно надежные машины, но годы берут свое: более 10 лет они в эксплуатации, и на сегодня их осталось девять штук. Есть и корейские автобусы Hyundai Universe, приобретенные в 2011 году, прошедшие уже под миллион километров и тоже вполне надежные.
По модели ЛиАЗ-5250 был мощнейший прорыв, когда на этот автобус поставили гидромеханическую коробку передач вместо «робота». Это была острая необходимость для эксплуатации на нескольких наших маршрутах. Такие машины мы начали получать в прошлом году несколькими партиями, последние десять пришли к нам в 2018 м. В гарантийный период мы обслуживаем технику у дилера Scania, и сейчас прорабатывается контракт жизненного цикла, когда производитель обслуживает и ремонтирует машины весь период эксплуатации. Контракт подразумевает ежемесячную абонентскую плату, включающую полный комплекс работ на протяжении 7 лет владения автобусом (3 года гарантии плюс 4 года послегарантийного ТО и ремонта). На поломки по вине перевозчика предусмотрена франшиза, как в страховом полисе. Следующий положительный момент этого договора — подменный парк при неисполнении ремонта в срок более 3 дней. Пока все в стадии пилотного проекта, но уже сейчас видна его перспективность, даже с учетом того, что технику придется гонять на стороннюю станцию, тратя время и топливо. Ведь наш основной профиль — это перевозка пассажиров, и именно на нем можно будет полностью сконцентрироваться. Беспокоиться о ремонтниках, что они останутся без работы, пока не приходится, так как эти планы касаются только новой техники и только на шасси Scania. Без «Группы ГАЗ» в этом вопросе не обойтись, поскольку это их продукт, и все договорные отношения у нас с ними.
Сейчас мы работаем с дилером Scania производителя на условиях гарантийного обслуживания, который включает 3 года без ограничения пробега. На исправление заводских недочетов договором предусмотрен срок в 13 дней, из которых 3 на ТО и выявление неисправностей и еще 10 на возможный ремонт. Шасси Scania почти не приносит проблем при эксплуатации, но лишь при условии выполнения рекомендаций производителя. К сожалению, отечественные агрегаты таким качеством похвастаться не могут, как бы ты их ни обслуживал.
scanauto.ru
Картинки лиаз вояж l, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения лиаз вояж l
Картинки лиаз вояж l, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения лиаз вояж l | Depositphotos®AnnMei
2362 x 3543
ssuaphoto
3744 x 5558
Eagle2308
4288 x 2848
aleoks
3700 x 2457
Imaginechina-Editorial
3673 x 5513
Imaginechina-Editorial
3648 x 5472
Imaginechina-Editorial
3406 x 5109
Imaginechina-Editorial
3866 x 6084
Imaginechina-Editorial
2877 x 4315
Imaginechina-Editorial
2324 x 3489
Imaginechina-Editorial
4204 x 6305
Imaginechina-Editorial
2021 x 3593
Imaginechina-Editorial
4480 x 6720
Imaginechina-Editorial
3648 x 5472
Imaginechina-Editorial
1957 x 2939
Imaginechina-Editorial
3580 x 5370
Imaginechina-Editorial
3168 x 4751
Imaginechina-Editorial
3003 x 4504
Imaginechina-Editorial
4355 x 6533
Imaginechina-Editorial
2183 x 3276
Imaginechina-Editorial
3832 x 5748
Imaginechina-Editorial
1656 x 2487
Imaginechina-Editorial
2625 x 3938
Imaginechina-Editorial
2406 x 3609
Imaginechina-Editorial
3086 x 4629
Imaginechina-Editorial
4087 x 6131
Imaginechina-Editorial
4480 x 6720
Imaginechina-Editorial
2069 x 3104
Imaginechina-Editorial
2047 x 3072
Imaginechina-Editorial
3532 x 5298
Imaginechina-Editorial
3111 x 4666
Imaginechina-Editorial
3300 x 4949
Imaginechina-Editorial
2519 x 3778
Imaginechina-Editorial
3259 x 4889
Imaginechina-Editorial
3648 x 5472
Imaginechina-Editorial
3648 x 5472
Imaginechina-Editorial
3307 x 4960
Imaginechina-Editorial
3488 x 5232
Imaginechina-Editorial
2509 x 3762
Imaginechina-Editorial
3442 x 5163
Imaginechina-Editorial
3696 x 5545
ru.depositphotos.com
оцениваем здоровье пригородных ЛиАЗов на шасси Scania — Авторевю
У автобусов Вояж трудная судьба. Под не существующей ныне маркой ГолАЗ они без преувеличения стали транспортным лицом Олимпиады в Сочи в 2014 году (я успел побывать на открытии их производства в 2013-м). А сразу после Игр их передали подмосковному перевозчику Мострансавто — и те автобусы колесят по Московской области до сих пор. А в этом году к ним присоединились аналогичные машины — похожие внешне, на тех же агрегатах Scania, но уже под маркой ЛиАЗ. На сервисной станции шведской марки в Голицыно я наблюдал, как они проходят ТО, а также разузнал кое-что о технических проблемах.
В цеху сразу несколько автобусов проходит обслуживание
Обслуживаются здесь только ЛиАЗы — подмосковный перевозчик получил 540 таких автобусов вместе с сервисным контрактом, который подразумевает периодическое ТО и гарантийный ремонт. А вот 709 более старых олимпийских ГолАЗов парки обслуживают и ремонтируют своими силами — пусть и по фирменным технологиям.
В отсеке около водителя располагаются аккумуляторы и блоки предохранителей
К старым ГолАЗам, кстати, обращены и основные претензии перевозчиков. 250-сильный двигатель на них работает без проблем, а вот сканиевский «робот» Opticruise отлично подходит для дальних марш-бросков, но маршруты с частыми остановками и пробками не любит — и быстро выходит из строя.
Двигатель Scania работает на автобусах отлично, а вот на новых ЛиАЗах установлен классический автомат ZF, а не робот
В Мострансавто начали искать варианты решения этой проблемы и даже установили на один такой автобус обычную автоматическую коробку Allison. Автобус с ней ходил по маршруту, не испытывая особых проблем. Потому в нынешних условиях ограниченных ресурсов перевод старых автобусов на «автоматы» может стать выгодным. Тем более что все новые ЛиАЗы также оснащены классическими «автоматами» — но не Allison, а ZF.
На руле и сиденье сервисные чехлы
Других серьезных технических проблем перевозчики не выявили. Есть, правда, претензии к кузовам: на тех же старых ГолАЗах, бывает, даже начинают протекать боковые стекла. У ликинских машин таких проблем нет.
В подмосковных автобусах, как и в столичных, проезд можно оплатить, приложив карту к валидатору
А настоящее бедствие для перевозчиков — это пассажиры-вандалы, которые потехи ради курочат внутреннее убранство, не стесняясь даже систем видеонаблюдения. Доходит до того, что на красивые синие сиденья приходится надевать убогие серые чехлы из прочной ткани: лучше пусть страдают они, чем обивка.
Эмблема ЛиАЗа плоская и плохо читается
Кстати, по контракту дилеры Скании отвечают не только за шасси, но и за весь автобус целиком. Поэтому если ремонт требуется элементам кузова или салона, то его также выполняют на станциях шведской марки.
Автобусы проходят обслуживание в одном помещении с грузовиками
Что же до технического обслуживания, то его Вояжи Мострансавто могут проходить только в двух местах — в Голицыно, а также на недавно открывшейся сервисной станции в Ногинске. И каждые 45 тысяч километров автобусы из многочисленных подмосковных парков приходится снимать с линии и вхолостую гнать в сервис — неудобно, но таковы, по всей видимости, условия контракта.
ТО длится около четырех—пяти часов и включает в себя стандартные процедуры вроде проверки и регулировки углов установки колес и замены тормозных колодок. И по данным Мострансавто, несмотря на все логистические особенности процесса, обслуживание у дилеров с применением исключительно оригинальных деталей дает свои плоды. Если в прошлом году с начала осени было выполнено 94% всех рейсов, то в нынешнем этот показатель вырос до 99%.
autoreview.ru
Автобус ЛиАЗ Скания Вояж 525110 по лучшей цене в Москве
Автобус ЛиАЗ 5250 Скания «Вояж» — отечественный прорыв
Данная модель ориентирована на междугородние перевозки пассажиров и относится к большому классу автобусов. Ее с успехом используют на самых различных маршрутах, протяженностью до 500 км. Техника полностью соответствуют всем требованиям: аквариумный тип бокового остекления, большое ветровое стекло панорамного типа способно обеспечить наиболее полный и оптимальный обзор.
В сравнении с конкурентами, эта модель имеет более просторный багажный отсек. А высококачественные материалы, которыми оформлен ЛиАЗ Вояж, позволяют пассажирам чувствовать себя наиболее комфортно в салоне. В первую очередь, этот автобус будет незаменимым на маршрутах между крупными городами или мегаполисами. Помимо того, именно эта модель была задействована во время проведения зимних Олимпийских Игр 2014.
Помимо всего прочего стоит отметить наличие туалета, миникухни, спального места для водителя, а также видео- и аудиосистемы. Также ЛиАЗ 5250 позволяет устанавливать широкое разнообразие кресел, а индивидуальная окраска делает возможным использование этого автобуса и на туристических маршрутах.
Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные места для расположения инвалидных кресел, а также подъемник кассетного типа и наличие кнопок водителя.
Скания Вояж имеет ряд сильных сторон перед своими аналогами, которые мы сейчас здесь обозначим:
- Высокий уровень комфорта для всех пассажиров;
- Большой выбор дополнительных опций;
- Широкая сеть сервисных центров;
- Надежность всех основных узлов и механизмов составляет не менее одного млн. км.;
- Сохранность кузова изготовитель гарантирует до 12 км;
- Новый автобус Вояж обладает высокой экономичностью эксплуатации.
Таким образом, будучи изготовленным на высокотехнологичном заводе, этот автобус станет наиболее оптимальным выбором практически для каждого. Невысокая в своем сегменте цена на высокое качество и длительную гарантию являются залогом стабильно высокого спроса на эту модель. Эргономичность, экологичность и экономичность являются одними из основных ее достоинств.
www.tc-bus.ru